Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Региональная политика представления пространственных данных в информационные системы разного уровня

Работа №135814

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

география

Объем работы97
Год сдачи2019
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Формирование системы представления пространственных данных
1.1 Компоненты системы пространственных данных и их взаимосвязь на различных этапах формирования
1.2 Современное состояние системы пространственных данных
Глава 2.Информационные системы как инструмент реализации региональной политики.15
2.1 Роль информационных систем в развитии региона
2.2 Обзор и анализ примеров в субъектах РФ
2.2.1 Ленинградская область
2.2.2 Республика Коми
2.2.3 Самарская область
2.2.4 Кемеровская область
2.2.5 Тюменская область
2.2.6 Москва
2.2.7 Санкт-Петербург
2.3 Моделирование оптимальной структуры системы представления пространственных данных, методов управления системой
Глава 3. Данные инженерных изысканий в системе представления пространственных данных
3.1 Актуальность случая пространственных данных, получаемых в ходе инженерных изысканий, в контексте данного исследования
3.2 Процесс поступления пространственных данных, полученных в ходе инженерных изысканий, в компоненты системы, роль данных в обеспечении межподсистемного взаимодействия
Заключение
Список источников
Список приложений


Данная выпускная квалификационная работа является результатом накопленных знаний, выработанных навыков и умений за четырёхлетний период, включавший обучение по направлению «География», а также прохождение учебных и производственных практик.
Объектом данного исследования является сформировавшаяся на сегодняшний день в правовом поле система представления пространственных данных, её подсистемы, структурно разделённые на три иерархических уровня: федеральный, региональный, муниципальный; роль системы в развитии региона и формировании региональной политики.
Предметом исследования является формирование оптимальной структуры системы на основе анализа развитости компонентов региональных и муниципальных уровней системы в 7 субъектах РФ.
Актуальность исследования состоит в том, что в системе федерального законодательства формы и структуры объекта исследования неоднократно менялись на протяжении последних двадцати четырёх лет, и сложившаяся на данный момент ситуация требует подробного исследования и анализа. Также актуальность работы заключается в том, что на уровне субъектов РФ предписания федерального законодательства о функционировании рассматриваемой системы трактуются зачастую по-разному. В различных регионах России на данный момент наработан различный опыт создания и поддержки подобной системы. В следствии этого, представляется актуальным и практически полезным исследование положительных примеров реализации такой деятельности, формирование на базе такого исследования оптимальной структуры системы представления пространственных данных.
Целями исследования являются:
1) Представить структурированную модель системы, определить характер взаимосвязи между её компонентами.
2) Применив полученную модель к исследованию состоянии системы в субъектах РФ, выявить, какие наиболее удачные решения сформируют оптимальную структуру системы.
3) Определить, как посредством оптимальной структуры информационных систем возможно реализовывать комплекс мер региональной политики.
4) Разработать поправки в федеральные НПА, способствующие практическому становлению разработанной модели исследуемой системы.
5) Проработать процесс поступления и хранения в системе пространственных данных, полученных в ходе инженерных изысканий (в силу актуальности данного вопроса).
Задачи исследования:
1) Проанализировать эволюцию и нынешнее состояние системы представления пространственных данных.
2) Определить перечень критериев оценивания региональных компонентов системы, произвести количественную оценку их влияния на общий уровень развитости региональных информационных систем.
3) Интегрировав положительный опыт субъектов РФ, дать рекомендации по формированию оптимальной структуры системы.
4) Предложить поправки в Градостроительный кодекс и ФЗ «О геодезии и картографии»
5) Определить инструментом каких видов и функциональных форм региональной политики может являться рассматриваемая система.
6) Сделать вывод о том, где должны содержаться данные инженерных изысканий, в форме каких данных, как к ним будет осуществляться доступ.
Методы, использующиеся в исследовании:
• Метод систем
• Метод построения моделей
• Сравнительно-географический
• Аналитический
• Картографический
Основу материалов, использовавшихся в работе, составляют сведения, содержащиеся на электронных ресурсах, представляющих федеральные, региональные, муниципальные компоненты объекта исследования, также нормативные правовые акты федерального масштаба, регионального уровня, регламентирующие деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по созданию и поддержке компонентов объекта исследования. Из документации федерального уровня наиболее подробная работа велась с Градостроительным кодексом и Федеральным законом «О геодезии и картографии».
Для выявления роли системы представления пространственных данных как инструмента региональной политики, для позиционирования системы как объекта и как субъекта региональной политики, использовался труд «Основы региональной политики», написанный Ю.Н. Гладким и А.И. Чистобаевым.
Структурно работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников, приложений.
В первой главе рассмотрена эволюция формирования объекта исследования, условно разделённая на три этапа. Даётся обоснование разделение системы на подсистемы, в конце определён перечень спорных моментов и недостатков современного этапа развития объекта исследования.
Во второй главе сначала подробней рассматриваются компоненты регионального уровня каждой из подсистем, определяется перечень функций, на выполнение которых нацелено ведение информационных систем. Далее формируются критерии для исследования информационных систем в субъектах РФ. Проанализированы региональные компоненты объекта исследования в 7 регионах России. Результаты данного анализа, представленные в количественной форме, позволили сделать вывод о том, на положительном опыте каких регионов выстраивается модель оптимальной структуры системы представления пространственных данных. Далее определяется место выявленной оптимальной структуры объекта исследования в системе основных постулатов региональной политики. В конце второй главы даны рекомендации для внесения поправок в нормативную документацию, которые позволят приблизить результат исследования к практической реализации.
В третьей главе рассмотрено положение пространственных данных инженерных изысканий в совокупности градостроительной документации, в выявленной оптимальной структуре системы. Определены данные инженерных изысканий, являющиеся неотъемлемой частью информационного ресурса компонентов системы, роль таких данных в процессе межподсистемного взаимодействия.
В заключении представлены основные выводы исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основным результатом оценки эволюции объекта исследования явилось построение модели нынешней структуры рассматриваемой системы (рис.4). Согласно модели, система представления пространственных данных подразделяется на две подсистемы: градостроительства и территориального планирования (ГТП); пространственно-картографо-геодезическую (ПКГ). Каждая из подсистем, в свою очередь структурирована тремя иерархическими уровнями (федеральный, региональный, муниципальный), которые представлены информационными системами соответствующего масштаба.
Подсистема ГТП на данный момент состоит из ФГИС ТП на уровне федерации, региональных ГИСОГД, различных муниципальных ГИС и баз данных. Основным нормативным правовым актом (НПА), регламентирующим функционирование данной подсистемы является Градостроительный кодекс, на который опирается законодательная база в субъектах РФ. Основной на сегодня проблемой здесь является отсутствие задокументированных норм относительно муниципального уровня подсистемы ГТП, концепций технологической базы информационного взаимодействия между субъектами РФ и муниципальными образованиями.
Подсистема ПКГ – ФФПД на уровне федерации, региональные ФПД, различные ФПД и геопорталы муниципального уровня. Регулятором подсистемы ПКГ является ФЗ «О геодезии и картографии», на положения которого также ориентируется региональная законодательная документация. Здесь также остро стоит вопрос об информационных системах муниципального уровня: формат, функции, способы взаимодействия. Значительным недостатком является отсутствие сведений в НПА о том, каким информационным ресурсом должен обладать региональный компонент данной подсистемы.
Согласно анализу указанных выше НПА, информационные системы региональных уровней обеспечиваются и поддерживаются региональными органами исполнительной власти (ОИВ), следовательно, такие системы уместно рассматривать в качестве как объектов региональной политики, так и субъектов (инструментов) управления развитием региона, так как ОИВ региона вырабатывают управленческие решения при помощи работы с системой представления пространственных данных.
Как показало исследование, на одном из этапах эволюции системы, федеральное законодательство не имело чётких положений относительно информационных систем регионального уровня. В регионах РФ сформировалось множество подходов к пониманию функций и структуры информационных систем. Для того, чтобы интегрировать положительный опыт регионов России в оптимальную структуру системы пространственных данных, разрешить выявленные для обеих подсистем недостатки, определить место такой системы в совокупности основных постулатов региональной политики, было проведено исследование региональных информационных систем в следующих субъектах РФ: Ленинградская область, Республика Коми, Самарская область, Кемеровская область, Тюменская область, Москва и Санкт-Петербург.
Анализ проводился по 5 критериям:
1) Информационный ресурс. Для компонентов ГТП оценивалось следование требованиям Градостроительного кодекса (приложение Г), для компонентов ПКГ – полнота наличия пространственных данных по блокам использованной модели «анализ, синтез и прогноз социально-экономического развития региона» (рис.6)
2) Взаимодействие. Анализировалось то, каким образом происходит взаимодействие региональных и муниципальных уровней системы пространственных данных в регионе, подсистем ПКГ и ГТП между собой.
3) Технология (программное обеспечение). Необходимо было выявить, является ли ПО систем продуктом российских разработчиков, содержится ли такое ПО в Национальном фонде алгоритмов и программ, обеспечивает ли технологическую базу информационного взаимодействия.
4) Операторы и их функции. Анализ на предмет того, являются ли ОИВ-операторы информационных систем профильными структурами власти, регулирующие градостроительную деятельность (в случае с подсистемой ГТП), определяющие политику в сфере связи и информационных технологий (в случае подсистемы ПКГ)
5) Функции. Определено соответствие информационных систем региона выявленным в исследовании функциям для региональных компонентов подсистем. (с.15)
Для количественного представления результатов анализа была сформулирована шкала оценивания региональных компонентов системы пространственных данных по заявленным критериям (с. 59), согласно которым высокие результаты показали Ленинградская область (ПКГ) и Кемеровская область (ГТП).
Результатом исследования являются разработанные рекомендации:
1) Информационный ресурс. Помимо следования требованиям Градостроительного кодекса и используемой в исследовании модели «анализ, синтез, прогноз...», необходимо учитывать положительный опыт представления пространственных данных в информационных системах следующих субъектов: Республика Коми – способ представления данных природно-ресурсного потенциала; Ленинградская область – концепция демографических паспортов территорий для оценки системы расселения; Тюменская область – отображение полного спектра объектов социальной сферы.
2) Взаимодействие. Согласно выполненному исследованию, оптимальным вариантом информационного взаимодействия «регион-муниципальное образование» в рамках обеих подсистем является возможность муниципалитетов авторизоваться в региональной системе, работать, таким образом, в её закрытой части. Здесь особенно показателен пример Самарской области, где вся пространственная информация, полученная от муниципалитетов, интегрируется в отдельном разделе региональной ГИС. Главное условие взаимодействие с подсистемами федерального уровня должно достигаться возможностью информационного обмена пространственными данными по протоколу WMS.
3) Технология (программное обеспечение).
Исследование показывает, что требование обязательного наличия ПО, на котором базируются информационные системы, в НФАП – не обосновано. Так как существуют разработки российских специалистов, не содержащиеся в НФАП, и при этом базирующиеся на бесплатных, свободно тиражируемых программах. Например: АГИКС (Республика Коми), Спутник-Геопортал (Самарская область). Эти технологии рекомендованы к внедрению в другие субъекты РФ для создания компонентов системы представления пространственных данных.
4) Операторы и их функции.
Уточнения требует только вопрос дополнительного технического обслуживания и обеспечения информационных систем: эти задачи должны выполнятся коммерческими компаниями только при условии объективной невозможности выполнения этих функций органами исполнительной власти региона или государственными учреждениями. Также рекомендовано органам исполнительной власти региона заключать договор об информационном взаимодействии как между собой, так и с физическими и юридическими лицами, ведущими свою деятельность на территории региона.
На основе данных рекомендаций, сформирована модель оптимальной структуры системы представления пространственных данных (рис.10), сформулированы поправки в федеральные НПА, способные приблизить выработанную оптимальную структуру к практической реализации. Для подсистемы ГТП – поправки в статьи Градостроительного кодекса, для подсистемы ПКГ – поправки в десятую статью ФЗ «О геодезии и картографии».
Далее в исследовании обоснована роль выявленной оптимальной структуры системы представления пространственных данных в качестве объекта и субъекта региональной политики.
Объектом региональной политики данная система является в следствие положений в НПА на уровне федерации и субъектов РФ, свидетельствующих о функциях органов исполнительной власти субъектов РФ по ведению региональных информационных систем.
Исследуемая система является субъектом (инструментом) стимулирующей региональной политики, так как этот тип региональной политики направлен на ускорение развития региона информационной подготовки территории.
Информационные системы разного уровня можно рассматривать в качестве элементов таких разделов региональной политики, как: а) региональная экономика, так как функционал системы позволяет вести исследования геопространства региона, принимать меры по стимулированию тех или иных секторов экономики, объектов социальной сферы региона и др.; б) региональное развитие – так как посредством работы с исследуемой системой, субъекты региональной политики получают необходимую информацию, анализируют возможные изменения социально-экономической структуры региона; в)региональное моделирование, так как функционал оптимальной структуры системы представления пространственных данных позволит создавать экономико-математические конструкции и применять их непосредственно к территории субъекта РФ и муниципальных образований.
Используя рассматриваемую систему, возможно проводить исследования регионального развития, руководствуясь сразу несколькими подходами: а) пространственно-временным, так как структура системы позволяет путём пространственного анализа методологически разработать локальный оптимум для различных предприятий, ведущих деятельность в регионе; б) геосистемным, так как функционал информационных систем позволяет представить рассматриваемый субъект в виде геосистемы любого необходимого для исследования генезиса, разбивая регион-систему на рассматриваемые функционирующие элементы и определяя свойства их функционирования относительно расположения на территории и свойств окружающей среды; в) воспроизводственным, так как данные о системе воспроизводства региона содержатся в региональных фондах пространственных данных.
Как минимум, частью двух функциональных форм региональной политики можно рассматривать систему представления пространственных данных: прогнозирование и планирование.
Относительно стратегического планирования - информационные системы являются как источником пространственной информации для формирования прогноза, разработки концепции, дальнейших разработок сценария, стратегических планов, программ комплексного развития региона, так и хранилищем тех документов, в которых содержится информация о стратегическом планировании на территории как субъекта, так и всей страны.
Что касается территориального планирования, то исследование показало, что, как уже существующие примеры ГИСОГД, так и выработанная в исследовании концепция такой системы являются на сегодняшний день практически необходимыми инструментами осуществления как территориального планирования в частности, так и в целом градостроительной деятельности.
Вопрос данных инженерных изысканий в контексте данного исследования является весьма актуальным, потому что:
а) Требования Градостроительного кодекса определяют данные изысканий как одно из важнейших звеньев в системе градостроительной документации (рис.11)
б) Графические части технических отчётов изысканий содержат значительный массив пространственной информации. В связи с этим на региональном уровне проработан вопрос обеспечения межподисистемного информационного взаимодействия путём актуализации данных РФПД поступающими из ГИСОГД пространственными данными изысканий.
в) действующие правовые нормы, определяющие процесс поступления данных изысканий в информационные системы, являются устаревшими.
В связи с этим в федеральные НПА предложены соответствующие поправки, способствующие как соответствию требований законодательства нынешней модели системы, так и законодательному закреплению результатов исследования.
Также выработана дополнительная государственная услуга для ГИСОГД, заключающаяся в предоставлении физическим и юридическим лицам пространственных данных инженерных изысканий на коммерческой основе.



1. Бочаров Ю. П., Петрович М. Л., Баранов А. С. Ранжирование транспортно-пересадочных узлов городской интермодальной транспортной системы //Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. – 2013. – №. 31-2. – С. 430-436.
2. Береговских А.Н. Дударев А.В., Комплексный инфраструктурный подход к управлению развитием территории и пространственные данные. https://itpgrad.ru/node/84
3. Бычков И. В. и др. Создание инфраструктуры пространственных данных для управления регионом //География и природные ресурсы. – 2013. – №. 2. – С. 145-150
4. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной экономики //СПб.: Изд-во Михайлова ВА. – 1998. – Т. 659.
5. Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 07.05.1998 N 73-ФЗ
6. Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
7. Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018)
8. Грицай О.В., Иоффе Г.В., Трейвин А.И. Центр и периферия в региональном
развитии. – М.: Наука, 1991 – 168 с
9. Жирнель Е. В. Управление пространственным развитием региона (на примере Республики Карелия) //Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2007. – №. 2007-09.
10. Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности
(утв. постановлением Правительства РФ от 9 июня 2006 г. N 363)
11. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.01.2015 № 12
12. Постановление Правительства от 22 апреля 2017 г. № 485 “О составе материалов и результатов инженерных изысканий, подлежащих размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий, Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, а также о форме и порядке их представления”
13. Постановление Правительства Ленинградской области от 14.09.2016 N 350 "Об утверждении Положения о геоинформационной системе "Фонд пространственных данных Ленинградской области" и Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Ленинградской области при формировании и использовании геоинформационной системы "Фонд пространственных данных Ленинградской области"
14. Постановление Правительства Москвы от 23 марта 2010 г. № 225-ПП «О введении в действие информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в городе Москве и формировании среды электронного взаимодействия для обеспечения градостроительной деятельности на территории города Москвы»
15. Постановление Правительства Москвы от 6 августа 2018 г. № 877-ПП «О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 7 ноября 2012 г. № 633-ПП и от 6 сентября 2016 г. № 552-ПП»
16. Постановление Правительства РК от 04.10.2017 N 526 "О Региональном фонде пространственных данных Республики Коми"
17. Постановление Правительства РФ от 9 июня 2006 г. N 363 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности"
18. Постановление Правительства Самарской области от 10.10.2011 N 551 "О вводе в эксплуатацию региональной геоинформационной системы"
19. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 ноября 2009 года N 1387
20. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 12 декабря 2017 года N 1042.
21. Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Ленинградской области «О государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Ленинградской области»
22. Приказ Минрегиона России от 02.04.2013 N 123 "Об утверждении технико-технологических требований к обеспечению взаимодействия федеральной государственной информационной системы территориального планирования с другими информационными системами"
23. Приказ Минрегиона России от 02.04.2013 N 127 "Об утверждении требований к структуре и форматам информации, составляющей информационный ресурс федеральной государственной информационной системы территориального планирования"
24. Приказ Минэкономразвития России от 29.03.2017 N 142 "Об установлении требований к сведениям о пространственных данных (пространственным метаданным)"
25. Приказ Минэкономразвития России от 09.01.2018 N 10 "Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 г. N 793"
26. Приказ Минэкономразвития России от 21.12.2016 N 828 "Об утверждении требований к техническим и программным средствам федерального портала пространственных данных и региональных порталов пространственных данных"
27. Проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территории"
28. Свод правил СП 47.13330.2016 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения" Актуализированная редакция СНиП 11-02-96 (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2016 г. N 1033/пр)
Федеральный закон "О геодезии и картографии" от 26.12.1995 N 209-ФЗ
29. Федеральный закон "О геодезии и картографии" от 26.12.1995 N 209-ФЗ
30. Федеральный закон "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.12.2015 N 431-ФЗ
31. Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ
32. Цветков В.Я. Пространственные данные и инфраструктура пространственных данных// Успехи современного естествознания. – 2013. – № 5. – С. 136-138;
33. Pinto J. V. Launhardt and location theory: Rediscovery of a neglected book //Journal of Regional science. – 1977. – Т. 17. – №. 1. – С. 17-29.
34. https://исогдрегион.рф
35. https://admtyumen.ru/ogv_ru/society/informatization/gbu.htm
36. https://cniipminstroy.ru/press/news/ttpo-isogd-vneseno-v-nazreestr/
37. https://fgistp.economy.gov.ru/
38. https://fpd.kga.gov.spb.ru
39. https://geoportal.samregion.ru
40. https://geoportal.samregion.ru/mgis_krya/
41. https://geo.rkomi.ru
42. https://gis.72to.ru
43. https://isogd.mos.ru
44. https://itpgrad.ru/ias
45. https://map.lenoblinvest.ru/
46. https://map.lenoblinvest.ru/about/
47. https://portal.eskigov.ru/nfap
48. https://www.mos.ru/news/item/43845073/
49. http://fpd.lenobl.ru/
50. http://gisgeo.org/gisportal/geoportals.html
51. http://gis.rkomi.ru/Catalog
52. http://isogd42.ru
53. http://new.rgis.spb.ru
54. http://samis.geosamara.ru
55. http://samis.geosamara.ru/products/detail.php?ID=15
56. http://www.agiks.ru
57.http://www.geocad.ru/projects/informatsionnye-proekty/regionalnyy-uroven/gis-territorialnogo-planirovaniya-kemerovskoy-oblasti-gis-tp-ko-/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ