Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1.СИСТЕМА ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ
§1.1. Определение и место нетарифного регулирования в международной торговле
§1.2. Классификация и виды нетарифных мер
Глава 2.ПРАВИЛА И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ НЕТАРИФНЫХ МЕР В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ
§2.1. Виды нетарифного регулирования международной торговли
§2.2. Международная практика разрешения споров в области применения запретов и ограничений
§2.3. Установление и применение нетарифных ограничений в ЕАЭС
Заключение…
Библиографический список
Актуальность данной работы. Процесс развития международной торговли, экономических отношений между государствами тесно связан с либерализацией мировой экономики и применением допустимых, обоснованных, соразмерных мер государствами, направленные на защиту отечественных производителей, для поддержания здоровой конкуренции внутренней экономики. Для реализации этих целей государству необходимы механизмы тарифного и нетарифного регулирования. В результате сложившейся торговой системы, функционирующей в правовых рамках ВТО, все большую привлекательность и необходимость приобретают меры нетарифного регулирования, как эффективное средство, сдерживающего импорт и экспорт товаров, а также направленные на протекционизм национальной торговой и экономической системы государства.
Цель работы: всесторонне изучить природу, виды и специфику запретов и ограничений в области международной торговли, их практическое применение с учетом положений и правил, сформированных в рамках ВТО и ЕАЭС, а также эффект воздействия на международную торговлю. Проанализировать возможные подходы совершенствования действующих ограничений и запретов в международной торговле, опираясь на практику их применения.
Для достижения поставленной цели автор способствовать решение следующих задач:
1.Определить значение мер нетарифного регулирования в международной торговле.
2. Рассмотреть возможные подходы к определению понятия мер нетарифного регулирования, классификации нетарифных мер.
3. Изучить практику применения нетарифных мер в рамках соглашений ВТО.
4. Изучить действующую систему запретов и ограничений в международной торговле.
5. Сделать выводы на основании изученного материала и предложить пути совершенствования действующей системы запретов и ограничений.
Предметом исследования работы является: национальные нормативно-правовые акты, нормы международного права, научная юридическая литература, практика органа по разрешению споров ВТО.
Объект исследования: действующая система запретов и ограничений в международной торговле.
Данная работа состоит из: содержания, введения, двух глав, раскрывающих основные вопросы использования и регулирования запретов и ограничений, заключения и списка использованной литературы.
В настоящее время применение мер нетарифного регулирования, как мер направленных защищать протекционистские цели государств, стремительно возрастает. Между тем, государствам необходимо действовать в рамках правового поля, установленного национальным, наднациональным и международным правом, учитывать взаимные интересы в рамках торговых и экономических правоотношений.
Значительной является проблемы отсутствия общепринятого и нормативно зафиксированного определения нетарифного регулирования и нетарифных мер, которая приводит к огромному количеству споров на практике. Государствам необходимо проводить политику гармонизации, унификацией и стандартизации нетарифного регулирования, учитывать обязательные к применению нормы и положения многосторонних и двухсторонних соглашений.
Одним из важнейших моментов для принятия решения о введении мер нетарифного регулирования является анализ международной правоприменительной практики, а также определение критериев соразмерности, необходимости и адекватности применения мер в отдельных случаях.
Возможность получения надежного доступа на рынки во все большей степени зависит от соблюдения норм регулирования торговли, выходящие за рамки традиционной торговой политики. Несмотря на то, что доступ к рынкам еще можно улучшить в результате дальнейшей либерализации в отношении ряда товаров, которые до настоящего времени в значительной степени были освобождены от уплаты налогов, традиционная торговые меры регулирования такие, как тарифы и квоты, больше не оказывают существенного влияния на ограничение доступа на рынки. Тарифы в международной торговле, как правило, находятся на низком уровне, поскольку они были постепенно либерализованы, прежде всего под эгидой Генеральной Ассамблеи и впоследствии в контексте региональных и двусторонних преференциальных торговых соглашений. Снижение значения тарифов для доступа на рынки является результатом применения специальных и дифференцированных режимов, таких, как общие тарифные преференции ЮНКТАД, и различные преференциальные схемы, предоставляемые наиболее нуждающимся странам. Тот факт, что только либерализация тарифов в целом оказалось безуспешным в обеспечении доступа к рынкам, что привлекло дополнительное внимание к нетарифным мерам, как основным методам, определяющие ограничение доступа на рынки. Нетарифные меры включают в себя весьма разнообразные стратегии, которые страны применяют в отношении импорта и экспорта товары. Некоторые нетарифные меры явно используются в качестве инструментов коммерческой политики (например, квоты, субсидии, торговля меры обороны и экспортные ограничения), в то время как другие вытекают из целей неторговой политики, например, технические меры. Последние часто служат законной цели, поскольку они создаются для обоснованной защите интересов, таких как продовольственная безопасность и охрана окружающей среды.
В настоящее время изучение и анализ применения нетарифных мер является актуальнейшей темой для дальнейшего исследования. Независимо от того, навязываются ли (или реализуются) нетарифные меры, они имеют важное ограничительное значение, связанное с протекционистскими намерениями государств, искажающее воздействие на международную торговлю. Одна из проблем, связанных с нетарифными мерами, заключается в том, что, несмотря на их широкое использование, их воздействие на международную торговлю, их юридическая природа не до конца изучены. Причины плохого понимания последствий нетарифных мер для международного торговля обусловлена сложностью и вариативностью таких инструментов политики, а также тем фактом, что нетарифные меры зачастую имеют различные последствия для международной торговли, которые нелегко обобщить.
В отличие от тарифов, нетарифные меры не просто меры, выраженные в числовом эквиваленте, их влияние на международную торговлю зачастую носит неуловимый, косвенный и зачастую весьма специфический характер. Кроме того, трудность понимания последствий нетарифных мер
для международной торговли обусловлена нехваткой информации и отсутствием транспарентности.
Механизмы уведомления о нетарифных мерах, как правило, являются неполными, и тот факт, что соответствующая информация о нетарифных мерах, как правило, поступает от различных регулирующих органов и часто скрывается в правовых документах, а нормативные документы, делают сбор соответствующих данных сложным и дорогостоящим. Скудное знание последствий нетарифных мер могут вызвать особую обеспокоенность у участников торговых переговоров и учреждений, занимающихся вопросами развития, которые нуждаются в информации и анализе, с тем чтобы направлять свои усилия на достижение максимальной отдачи. При анализе последствий применения нетарифных мер для международной торговли необходимо отметить количественную оценку издержек, которые нетарифные налагают на международную торговлю.
Учитывая неоднородность целей нетарифных мер, сферу их охвата и механизмов осуществления, нетарифные меры сопряжены с различными затратами для различных субъектов. Более глубокое понимание этих издержек и выгод в значительной степени способствовало бы более четкому пониманию воздействия нетарифных мер на международную торговлю. Еще одна область, требующая внимания, касается распространения НТМ. Формы нетарифных форм существуют уже давно, их использование для регулирования торговли растет, как с точки зрения стран, принимающих эти меры, так и с точки зрения их разнообразия. Серьезную озабоченность вызывает то, что распространение все более сложных торговых правил могут скрывать протекционистские намерения участников соглашения ВТО.
1. Дюмулен И.И. Нетарифные меры в современной международной торговле: некоторые вопросы теории, практика и правила ВТО, интересы России // Российский внешнеэкономический вестник. – 2016. - № 2 – С.3-20;
2. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право: монография. – 3-е изд., дополн./ И.И. Дюмулен; ВАВТ Минэкономразвития России. – М.: ВАВТ,2012. – 360 с.
3. Дюмулен И.И. Тарифное и нетарифное регулирование: Учебник/
И.И. Дюмулен. – 3-изд. – М.: ВАВТ, 2011. – 518 с.
4. Ершова И.В. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях членства России во Всемирной торговой организации, Евразийском экономическом сообществе и таможенном союзе: монография. – М.: Норма, 2014 – 288 с;
5. Международные торговые споры в ГАТТ/ВТО: избранные решения (1952-2005 гг.) / А.С. Смбатян. –М. : ВолтерсКлувер, 2006. – 344 с;
5. Право ВТО: теория и практика применения: монография / Л.П. Ануфриева, В.А. Жданов, П.А. Калиниченко и др.; под ред. Л.П. Ануфриевой. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016. 528 с.
7. Смбатян А.С. Всемирная торговая организация: уникальность и адекватность // Право ВТО / А.С. Смбатян. – 2012. № 1. с. 4 – 10
8. Таможенная процедура экспорта по законодательству Российской Федерации и ЕАЭС (Козырин А.Н.) ("Реформы и право", 2016, N 1);
9. Трошкина Т.Н. Нетарифные меры в системе государственного регулирования международной торговли (на примере развитых стран) / под ред. В.С. Загашвили. М.: ЦППИ, 2010. 156 с.
10. Тюзина Ю.С. Институционально-правовое становление ВТО:
историко-теоретический аспект // Современный юрист. 2014. N 1. С. 105 - 125.
11. Шумилов, В. М.Право Всемирной торговой организации (ВТО): учебник для магистров и аспирантов - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2016. - 219 с.
12. Шумилов В.М.Международное публичное экономическое право.Ш 30 Учебное пособие. М.: НИМП, 2001. 288 с.
13. Шумилов В.М. Эффективная взаимность: концепция протекционизма и дискриминации // Внешняя торговля. 1986. N 4
Нормативно-правовые акты
1. Генеральное соглашение по тарифам и торговли (ГАТТ 1947) от 30 октября 1947 г. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 20.03.2018);
2. Договор «ОЕвразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017). – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 20.03.2018);
3. «Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации» [рус., англ.]
(Вместе с "Многосторонними соглашениями по торговле товарами")
(Заключено в г. Марракеше 15.04.1994)- Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 20.03.2018);
4. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии «О мерах нетарифного регулирования» от 21.04.2015 № 30– Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 20.03.2018);
5. Решение Комиссии Таможенного союза от 27.01.2010 N 168 (ред.
от 26.07.2016) «Об обеспечении функционирования единой системы нетарифного регулирования таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»– Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 25.03.2018);
6. Соглашение по техническим барьерам в торговле ВТО (AgreementonTechnicalBarrierstoTrade)-Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 20.03.2018);
7. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза);
8. Федеральный закон от 8 декабря 2003 № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
«Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
от 8 декабря 2003 № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015). – Доступ
из справочно-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 25.03.2018);
Иностранная литература
1. ECONOMIC AND SOCIAL COMMISSION FOR ASIA AND THE PACIFIC Emerging Issues in Trade and Investment: Volume No. 1-75 p.
2. Non TariffMeasuresto Trade: EconomicandPolicyIssuesforDevelopingCountries – DevelopingCountriesin International Trade Studies (UNCTAD/DITC/TAB/2012/1) - 124 p.
3. Non Tariff Measures to Trade Economic and Policy issues for Developing Countries // UNCTAD. - 2013, - 48 p.
4. Olivier Cadot, VfriemMalouche Non-Tariff Measures – A Fresh Look at Trade Policy’s New Frontier- 319 p.
5. Subedi Surya P. The Road from Doha. The Issues for the Development Round for the WTO and Future International Trade // International & Comparative Law Quarterly. 2002. Vol. 52. April. P. 427.
6. Van den Bossche P., Zdouc W. (2013) The Law and policy of the World Trade Organization: Text, Cases, and Materials, 3rd ed., Cambridge: Cambridge University Press. - 777 p.
Судебная практика
1. Заключение Суда Евразийского экономического союза от 30.10.2017
№ СЕ-2-2/2-17-БК «О разъяснении положений статьи 29 Договора о ЕАЭС в части введения ограничительных мер во взаимной торговле товарами» – Доступ
из справочно-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 25.03.2018);
2. Argentina – MeasuresAffectingtheExportofBovineHidesandtheImportofFinishedLeather [Электронныйресурс].URL:https://www.wto.org/ENGLISH/tratop_e/dispu_e/cases_e/1pagesum_e/ds155sum_e.pdf.
3. China — Measures Related to the Exportation of Rare Earths, Tungsten
and Molybdenum [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/dispu_settl_1995_2014_e.pdf
4. China – Measures Related to the Exportation of Various
Raw Materials [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/dispu_settl_1995_2014_e.pdf
5. Japan-Trade in Semicoductor, Supp. 35. BISD 116(1989).
6. Turkey – Restrictions on Imports of Textile and Clothing Products [Электронный ресурс]. URL:https://www.wto.org/English/tratop_e/dispu_e/cases_e/1pagesum_e/ds34sum_e.pdf
7. DS58: United States — Import Prohibition of Certain Shrimp and Shrimp Products [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/ENGLISH/TRATOP_E/dispu_e/cases_e/ds58_e.htm Japan — Measures Affecting Agricultural Products [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/English/Tratop_E/dispu_e/cases_e/ds76_e.htm
8. DS135: European Communities — Measures Affecting Asbestos and Products Containing Asbestos [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds135_e.htm
9. DS384: United States — Certain Country of Origin Labelling (COOL) Requirements [Электронныйресурс].URL:https://www.wto.org/ENGLISH/TRATOP_E/dispu_e/cases_e/ds384_e.htm
10. DS381: United States — Measures Concerning the Importation, Marketing and Sale of Tuna and Tuna Products [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/ENGLISH/TRATOP_E/dispu_e/cases_e/ds381_e.htm