Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития рефлексивных умений младших школьников при изучении предмета
«Окружающий мир» 8
1.1. Рефлексивные умения младших школьников, их сущность и значение 8
1.2. Психолого-педагогические особенности развития рефлексивных умений младших школьников 15
1.3. Педагогические условия развития рефлексивных умений младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 22
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию рефлексивных умений у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 35
2.1. Диагностика уровня сформированности рефлексивных умений у младших школьников на этапе констатирующего исследования 35
2.2. Содержание и результаты экспериментальной работы по развитию рефлексивных умений младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 41
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложения 60
Обновление содержания образования - одна из главных задач современного общего образования в России. Наряду с предметными знаниями ставится вопрос о формировании универсальных способов мышления и деятельности учащихся. Эти умения позволили бы выпускникам школ быть успешными в самоопределении, находить себя в профессиональной сфере и целенаправленно строить жизненные планы. Поэтому в основу Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) положены концепции развивающего обучения, где особое внимание уделяется достижению не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Перед начальной школой встаёт задача формирования у младших школьников умений учебной деятельности. В процессе обучения весьма важно научится получать не готовые знания, а самому находить пути решения проблемных задач. А для этого в учебном процессе должны быть место, время и специально организованные процедуры по формированию таких умений. В прежней системе образования главной задачей являлось усвоение нового предметного материала, не было задачи на саморазвитие. К своим навыкам ребенок обращается стихийно, чаще всего в проблемных ситуациях и, оказавшись один на один с проблемой, не всегда решает ее продуктивно. Он один не видит своих ресурсов, а порой «приписывает» себе того, чего на самом деле нет. Поэтому для правильной оценки своих действий и себя необходимо развивать в ребенке умения самоанализа, то есть рефлексивные умения.
Ребенок нуждается в рефлексивных умениях не только для успешного учения. Практически в любой жизненной ситуации успешность любых действий во многом (если не в основном) связана с нашим умением понимать ситуацию взаимодействия и себя в ней. В связи с этим одной из задач начальной школы является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене.
Этим умением обуславливается как эффективность профессиональной деятельности человека, так и его личные взаимоотношения. Поэтому уровень развития рефлексивных умений существенно определяет качество нашей повседневной, личной жизни. Таким образом, развитие рефлексивных умений должно быть одной из приоритетных целей образования, одним из главных компонентов содержания образования.
В работах многих отечественных авторов (Давыдов, В.И. Слабодчиков, Г.А. Цукерман) рефлексия рассматривается как новообразование младшего школьного возраста. По мнению Л.С. Выгодского в младшем школьном возрасте рефлексивные умения находятся в «зоне ближайшего развития», а соответственно это наиболее сенситивный период для их развития.
Однако следует отметить недостаточную методическую разработанность педагогических условий развития рефлексивных умений, в том числе и для уроков по предмету «Окружающий мир», хотя именно в содержание этого курса входит разнообразный материал, обращенный не только к рациональному познанию, но и к чувственно переживаемой сфере ребенка. Не случайно основными целями и задачами естественнонаучного образования в начальной школе являются: «воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в мире», «осознание элементарного взаимодействия в системе человек - природа - общество», «понимание окружающего мира», «формирование основ гражданского самосознания», «формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума», «обучение методам познания окружающего мира» (Сборник программ общеобразовательных учреждений для начальных классов, 2001 г.). Данные установки свидетельствуют о том, что курс «Окружающий мир» в наибольшей степени способствует формированию ученика осознающего, понимающего, то есть имеет богатый потенциал для развития рефлексивных умений и навыков в процессе изучения предмета в начальной школе.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития рефлексивных умений у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс развития рефлексивных умений младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия развития рефлексивных умений у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза: развитие рефлексивных умений у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» будет эффективно, если:
1) целенаправленно развивать коллективные, личностные, интеллектуальные, коммуникативные рефлексивные умения;
2) в образовательный процесс включать рефлексивно-формирующие и рефлексивно-диагностические задания.
Задачи:
1. Выявить сущность и значение рефлексивных умений младших школьников.
2. Рассмотреть возрастные психолого-педагогические особенности развития рефлексивных умений младших школьников.
3. Выявить педагогические условия развития рефлексивных умений на уроках по предмету «Окружающий мир».
4. Разработать и апробировать педагогические условия развития рефлексивных умений младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Для решения поставленных задач нами использованы теоретические методы исследования: анализ литературы, систематизация и обобщение информации; эмпирические методы исследования: наблюдение, анкетирование, диагностические методики.
База экспериментальной работы: МОУ «Никольская средняя школа», 3«А» класс.
Практическая значимость работы заключается в разработке уроков по предмету «Окружающий мир» направленных на формирование рефлексивных умений младших школьников.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальностью темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе освещаются теоретические основы развития рефлексивных умений младших школьников, их сущность, значение. Даются определения рефлексии. Рассматривается классификация рефлексии, а также функции рефлексивных умений. Так же в первой главе дается психолого-педагогическое понятие о возрастных особенностях детей младшего школьного возраста. Рассматриваются этапы становления рефлексивных умений. Выявлены педагогические условия развития рефлексивных умений младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе описывается экспериментальная часть работы. Данные после диагностики на констатирующем этапе. Перечень мероприятий, занятий, проводимых на формирующем этапе для развития рефлексивных умений на уроке по предмету «Окружающий мир», а также контрольные результаты экспериментальной работы.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
Библиографический список содержит 44 наименования источников. Содержание работы изложено на 66 страницах машинописного текста.
В приложении содержатся материалы теоретической и экспериментальной работы: методики, фрагменты уроков, таблицы, диаграммы.
Современное начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Указанные качества личности напрямую связаны с умением чувствовать, переживать, понимать ситуацию, осознавать себя и окружающих людей. Именно, в возрасте с семи до одиннадцати лет, ведущей становится учебная деятельность, а новообразование произвольность психических процессов и внутренний план действий. Необходимым условием формирования личности ребенка является усвоение им моральных знаний в процессе анализа и оценки поступков, отношений и качеств окружающих его людей и самого себя. Знания о самом себе являются важным фактором становления личности. Знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими предполагают анализ, внутреннее обсуждение на основании своих действий, поступков, т. е. определяют уровень развития рефлексии, которая и является одним из важнейших психических новообразований, формирующихся у младших школьников в процессе учебной деятельности.
Способность к рефлексии - есть важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников. Вторая составляющая умения учиться - способность добывать недостающие знания и умения, пользуясь разными источниками информации, и способами проб. Рефлексия -это основа теоретического мышления, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через виды рефлексивных умений: кооперативную, интеллектуальную, коммуникативную, личностную.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы убедились, что развивать рефлексивные умения необходимо с младшего школьного возраста, так как это один из основных этапов становления и развития личности. Рефлексивные умения эффективно формируются при изучении курса «Окружающий мир» на различных этапах уроков.
Экспериментальная работа показала, что развитие рефлексивных умений на уроках по предмету «Окружающий мир» будет эффективно, если:
- целенаправленно развивать рефлексивные умения: кооперативные, личностные, интеллектуальные, коммуникативные;
- включать рефлексивно-формирующие и рефлексивно-диагностические задания.
В ходе экспериментальной работы было выявлено, что на констатирующем этапе эксперимента высокий уровень сформированности рефлексивных умений имели 28% учащихся, а на контрольном этапе уже 52% учащихся. Это наилучшим образом демонстрирует успешность применения разработанных и апробированных нами педагогических условий. Таким образом, можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
В заключении необходимо отметить, что формирование и развитие рефлексии наиболее эффективно именно в младшем школьном возрасте, т.к. именно в этот возрастной период формируется внутренний план действий, а основным новообразованием является психологическая готовность и способность к оценке собственных действий и поведения других людей. В младшем школьном возрасте рефлексивные умения находятся в «зоне ближайшего развития», а соответственно это наиболее сенситивный период для их развития.
1. Асмолов А.Г. Психология личности./ А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1990.-367 с.
2. Байбородова Л.В., Рожкова М.И. Организация учебного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. / Л.В. Байбородова, М.И.Рожкова. - М.: Владос, 2000.- 256 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
4. Боцманова М.Э. Показатели и уровни рефлексии в оценке и самооценке качеств личности // Новые исследования в психологии. - 1985. - № 2. -С. 11.
5. Васильев В.Г, Казакова Л.В. Развивающее обучение и формирующий эксперимент. // Материалы 2-й научно-практической конференции «Педагогика развития», Красноярск, 2000 г.- С. 80-81.
6. Васильев В.Г. Развивающее обучение: основания методики и технологии. // Материалы 8 научно-практической конференции «Педагогика развития», Красноярск, 2002.-С. 77-84.
7. Волков Б.С. Психология младшего школьника. Учебное пособие./Б.С. Волков. - М.: Центр педагогического образования, 2007. -223 с.
8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. /Л.С. Выготский- М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. -508 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования./Л.С. Выготский- М.-Государственное соц.-экономическое изд-во, 2004. - 362с.
10. Выготский Л.С. Психология развития ребенка./Л.С. Выготский- Издательство: Смысл , 2005.-512 с.
1 1 .Выготский Л.С. Педагогическая психология. /Л.С. Выготский-Москва. Педагогика-Пресс, 2010. - 155 с.
12. Громыко Ю.В., Давыдов В.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Педагогика,1994.-№6- С. 5-6.
13. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения./В.В. Давыдов -М: ИНТОР,
1996. -544 с.
14. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности //"Вопросы психологии", 1992. - №3-4 - С. 14¬
19.
15. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. / А.В.Захарова. - Минск, 1993. - 100 с.
16.Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников./ А.З. Зак- М.: Педагогика, 1984. - 152 с.
17.Зак А. З. Как развивать мышление у детейНаука и жизнь", 1979. - № 9. - С. 97-100.
18.Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1 Психическое развитие ребенка./А. В. Запорожец- М. Педагогика, 1986. -275 с.
19. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. /А.В. Карпов-М.:Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.-424 с.
20. Королькова Л.В., Лебедева Н.Б. Групповые формы взаимодействия младших школьников. Начальная школа. - 2007. - № 2. -С.26
2 1 .Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии / Е.В. Коротаева. - М.: Academia, 2007. - 256 с.
22. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. /В.А. Крутецкий- М.: Просвещение, 1972. - 255 с.
23. Липкина А.И. Самооценка школьника./ А.И. Липкина М. -: Знание, 1976. - 64 с.
24.Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 6-7.
25. Поливанова Н.И., Рубцов В.В., Семенова М.А. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей // Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования / Отв. ред. И.С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1987. -С.102-113
26. Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться/ Е.А. Пономарева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010. - № 2. - С. 39-42.
27. Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир 3 класс»/А.А. Плешаков - Москва: «Просвящение», 2013-175 с.
28. Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе/А. В. Россохин- М.: «Когито- Центр», 2010.-304 с.
29. Россохин А.В. Психология рефлексии измененных состояний сознания//Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. - М., 2009. - 41 с.
30. Савельева М.Г., Маслова Е.В. Развитие рефлексивных способностей учащихся в обучении и воспитании. Науч.-метод. пособ. /М.Г.Савельева, Е.В. Маслова - Ижевск, 2005. - 89 с.
31. Савенков А.И. Педагогическая психология в 2-х частях. Часть 2. Учебник для академического бакалавриата/Савенков А.И.-Москва: «Юрайт», 2010-186 с.
32. Свиридова О.И., Лутошкина В.Н. Урочно-занятийная форма взаимодействия учителя и детей как условие развития учебной самостоятельности младших школьников // Сб. Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования. Ч.2.- Красноярск, 2010.- С.56.
33. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества //Вопросы психологии 1983- №5-С. 8.
34 . Слободчиков В.И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск: Наука, 1987.-С. 15.
35. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии , 1990- №3.-С. 10.
36. Тюков А.А. Фундаментальные законы образования человека /Тюков- Рига: Эксперимент, 1998.- 24 с.
37. Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие. - Красноярск, 2007. - 88 с.
38. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357.
39. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения./А.В. Хуторской- М.: «Владос», 2000.-320 с.
40. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. /Г.А. Цукерман -М.: 1993. -268 с.
41. Шаров А. С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия./А. С. Шаров- Омск.: Изд-во ОмГПУ, 2000. - 356 с.
42. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. Избранные труды./Г.П.-Щедровицкий М.:"Наследие ММК",2005. - 800 с.
43 . Щедровицкий Г.П. Рефлексия в деятельности//Вопросы методологии. 1994. - №№3-4.- С. 120.
44.Щербо И. Н. Технологии развития рефлексивного мышления / И. Н. Щербо // Преподавание истории в школе. - 2001. - N 2.-С. 12.