ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ОНОМАСТИКИ, ОНОМАСТИЧЕСКОЙ МОРФОЛОГИИ И СИНТАКСИСА НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА 4
§1. Ономастика как предмет лингвистического исследования 4
1.1. Определение понятия «имя собственное» 4
1.2. Определение термина «урбаноним» 8
1.3. Эргонимы как отдельный класс собственных имён 11
1.4. Названия немецких гостиниц и их происхождение 15
§2. Морфологическая структура онимов 16
2.1. Проблема ономастического словообразования 16
2.2. Словообразовательные модели немецкого языка 17
§3. Синтаксическая структура 20
3.1. Определение понятия «словосочетание» 20
3.2. Типология словосочетаний 21
3.3. Определение понятия «приложение» 24
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I 26
ГЛАВА II. СТРУКТУРНЫЕ И СЕМАНТИЧЕСКИЕ ТИПЫ НАЗВАНИЙ НЕМЕЦКИХ ГОСТИНИЦ 28
§1. Структурные типы названий гостиниц Германии 28
1.1. Структура однокомпонентных наименований 28
1.2. Структура многокомпонентных названий 30
§2. Семантические типы названий гостиниц Германии 41
2.1. Мотивированные и немотивированные наименования отелей 41
2.2. Немецкие, иноязычные и гибридные названия гостиниц города Гамбург 44
2.3. Виды онимов, включенных в названия гостиниц города Гамбург 47
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Данное исследование посвящено изучению структурно-семантических типов названий гостиниц Германии. Названия гостиниц являются особым видом собственных имён, которым свойственно разнообразие как структурных форм, так и семантических типов. Гостиничные наименования как структурные формы могут представлять собой, к примеру, композиты, аффиксальные образования и другие виды словообразовательных моделей, а также словосочетания. Более того, они также могут являться результатом окказионального словообразования, игры слов, нарушения норм литературного языка, а также могут быть заимствованы из других языков и диалектной лексики. Что касается семантической стороны названий гостиниц, то здесь может использоваться лексика, относящаяся к различным тематическим группам. Это, например, топонимы, а также собственные имена как реально существовавших людей, так и вымышленных персонажей.
Актуальность темы исследования. В настоящее время изучение взаимодействия языка и культуры вызывает у лингвистов большой интерес. Названия немецких предприятий и в частности наименования гостиниц, являясь достаточно подвижным и изменяемым пластом топонимической лексики, отражают черты национальной культуры, своеобразие менталитета и особенности восприятия мира, характеризующие определенное языковое сообщество. Таким образом, изучение семантической стороны названий гостиниц Германии позволит нам более четко определить специфику культурного фона носителей немецкого языка. Более того, в номинации городских объектов отражается мыслительно-речевая деятельность немецкоязычного населения, а значит, изучение этого процесса важно для понимания речетворческой деятельности немцев в целом.
Новизна исследования. В дипломной работе впервые проводится комплексное исследование наименований гостиничных предприятий города Гамбурга: анализируются их семантические и структурные особенности; а также исследуется проявление культурной специфики в названии городских объектов.
Объект исследования– названия гостиниц как особый тип собственных имён.
Предметом исследования являются семантические и структурные типы названий немецких гостиниц.
Материал исследования: названия гостиниц города Гамбург, полученные методом сплошной выборки с сайта бронирования www.booking.com.
Цель исследования состоит в изучении названий гостиниц как особого вида имён собственных, а также в исследовании отражающихся в данных наименованиях отличительных черт и национальной специфики культурного пространства Гамбурга.
Для достижения указанной цели в курсовой работе выполняются следующие исследовательские задачи:
1. Выявление семантических особенностей названий гостиниц.
2. Изучение структурных типов, а также способов образования названий гостиниц.
3. Создание структурной и семантической классификаций изучаемых словосочетаний и лексических единиц.
Методы исследования. В данном исследовании применяются такие общенаучные методы исследования, как метод выборки, описание, сравнение, сопоставительный анализ.
Завершив исследование структурно-семантических типов названий гостиниц города Гамбург, можно однозначно сказать, что названия городских объектов, расположенных в границах Гамбурга, могут отразить в себе диалектальную специфику, особенность географического положения данного города и даже его в участие в одном из важнейших политических и экономических союзов.
Названия гостиниц, как уже было сказано выше, это особый вид собственных имён. Их особенность, прежде всего, проявляется в том, что они могут включать в свой состав другие классы собственных имён. Более того, если собственные имена людей, названия улиц, районов, городов, стран имеют несложную структуру и, как правило, состоят из одного слова, то большинство названий гостиниц имеют достаточно сложную структуру, состоящую из нескольких слоёв или уровней. Они могут состоять как из одного слова, так из словосочетаний, а иногда даже из целых предложений. Отсюда следует, что названия гостиниц могут содержать слова любой частеречной принадлежности. Однако при исследовании гостиничных эргонимов Гамбурга не было выявлено ни одного наречия, которое входило бы в состав названия отеля.
Ещё одна важная и очень заметная особенность названий гостиниц заключается в том, что они являются результатом таких языковых модификаций, как окказиональное словообразование, игра слова, словосложение, образование единого слова из императивного предложения, и далеко не всегда соответствуют литературным нормам. Это показывает, насколько подвижными и подверженными различным языковым влияниям являются названия гостиниц. А наличие гибридных гостиничных эргонимов, сочетающих в себе одновременно компоненты из разных языков, свидетельствует об активных процессах глобализации и о некотором стремлении стереть существующие языковые границы.