Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы правового регулирования альтернативных источников энергии в законодательстве Российской Федерации

Работа №135638

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие альтернативных источники энергии…………..6
1.1. Сущность альтернативных источников энергии в теоретико-историческом аспекте
1.2. Нормативно-правовое основание стимулирования и развития альтернативных источников энергии
2. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием альтернативных источников
2.1. Нормативно-правовая база использования альтернативных источников в отечественном законодательстве…
2.2. Опыт правового регулирования альтернативных источников энергии в зарубежном законодательстве
3. Правовые проблемы перспективного использования возобновляемых источников энергии в Российской Федерации
3.1. Правовые проблемы внедрения применения возобновляемых источников энергии…
3.2. Пути совершенствования нормативного регулирования использования возобновляемых источников энергии в Российской Федерации
Заключение…
Приложение
Список использованных источников


Актуальность исследования. В статье 42 Конституции Российской Федерации провозглашено право каждого на благоприятную окружающую среду. По данным ежегодных государственных докладов «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации», добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды вносит наиболее значительный вклад в общий объем загрязнения окружающей среды.
Высокое отрицательное влияние топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК) на окружающую среду признаётся в Энергетической стратегии России на период до 2030 года. По общему признанию, снижению вклада ТЭК в загрязнение окружающей среды и сбережению невозобновляемых энергетических природных ресурсов (нефти, газа, угля) способствовало бы развитие альтернативной энергетики.
Альтернативная энергетика – совокупность преспективных способов получения, передачи и использования энергии, которые распространены не так широко, как традиционные, однако представляют интерес из-за выгодности их использования при, как правило, низком риске причинения вреда окружающей среде.
К альтернативным (возобновляемым, нетрадиционным) относятся возобновляемые источники – энергия солнца, ветра, тепла, земли, естественного движения водных потоков, энергия биомассы, включающей в себя специально выращенные для получения энергии растения, а также отходы производства и потребления, биогаз, газ, выделяемый отходами производства и потребления на свалках, газ, образующийся на угольных разработках, и другая свободная энергия окружающей среды.
Энергетическая стратегия называет стратегическими целями использования возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ): сокращение потребления невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов и снижение экологической нагрузки от деятельности топливно-энергетического комплекса. Концепция долгосрочного социально-экономического развития предполагает расширение использования возобновляемых источников энергии. Необходимость использования указанных видов энергии определяется их существенной ролью при решении проблем снижения вредных выбросов от энергетических установок в городах и населенных пунктах со сложной экологической обстановкой, а также в местах массового отдыха населения.
Возобновляемые источники энергии (далее-ВИЭ) уже играют важную роль в энергобалансах многих стран мира как развитых, так и развивающихся. В России возобновляемая энергетика, несмотря на обозначенные глобальные тенденции, по-прежнему находится на начальных этапах развития, хотя формирование отрасли ВИЭ способно оказать существенное положительное влияние на российскую экономику. Так, за счет ВИЭ могут быть созданы новые компании и новые рабочие места, новые возможности для развития населенных пунктов, находящихся на изолированных от централизованного электроснабжения территориях.
Энергетический комплекс играет важнейшую роль в российской экономике и является ее стратегической отраслью, поэтому его инновационное развитие и диверсификация имеют особенное значение для всей страны. Без развития новых технологий в энергетике, включая технологии ВИЭ, в ближайшие десятилетия или даже годы Россия рискует утратить свое лидерство в глобальном энергетическом секторе, и ее доходы от энергетики, крайне волатильные и зависимые от большого числа внешних факторов, могут существенно сократиться. Все это обуславливает актуальность темы этой работы.
Цель работы: заключается в углубленном анализе основных теоретических и практических аспектах правового регулирования возобновляемых источников энергии в законодательстве Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели задачи работы следующие:
рассмотреть сущность и понятие альтернативных источников энергии в теоретико-историческом аспекте;
проанализировать нормативно-правовое основание поиска альтернативных источников энергии;
охарактеризовать нормативно-правовую базу использования альтернативных источников в отечественном законодательстве;
изучить опыт правового регулирования альтернативных источников энергии в зарубежном законодательстве;
раскрыть правовые проблемы внедрения применения возобновляемых источников энергии;
рассмотреть перспективы использования альтернативных источников энергии.
Объект исследования: общественные отношения, возникающие при использовании возобновляемых источников энергии в законодательстве Российской Федерации
Предмет исследования: нормы международного, зарубежного и российского энергетического права, регулирующие использование возобновляемых источников энергии в законодательстве Российской Федерации.
Методы исследования: Для достижения поставленной цели и решения задач использовались общенаучные и частнонаучные методы познания: исторический, анализа, синтеза, дедукции, индукции, комплексный, системный. А также сравнительно-правовой и нормативно-логический. Использование указанных методов позволило осуществить анализ научных подходов к определению компетенции оперативного работника в ИУ.
Структура работы соответствует поставленной цели и задачам исследования, состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С одной стороны, при населении России, составляющем 2,4% от мировой численности населения, наша страна обладает 12% мировых запасов нефти, 35% мировых запасов газа, 16% мировых запасов угля и 14% урана. Это создает иллюзию, что проблемами использования ВИЭ заниматься в России не нужно. Однако, несмотря на богатство органических ресурсов, половина регионов России испытывает дефицит энергии, а в некоторых районах ситуация критическая. Сегодня в стране газифицировано только около 50% населенных пунктов, а свыше 75% территории не имеет централизованного энергоснабжения и туда приходится завозить топливо.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что Россия обладает огромными ресурсами возобновляемой энергетики.
На основании проведенного исследования, рассмотрев подробно опыт нормативного регулирования как российского, так и зарубежного законодательства, можно прийти к следующим выводам:
1) В Российской Федерации есть возможности применения возобновляемых источников энергии на ее территории. Это необходимо, в первую очередь, на отдаленных территориях, куда экономически невыгодно и сложнее проводить электричество, и в рекреационных зонах, где повышенные требования экологии. Соответственно, вводимые на законодательном льготы как для производителей, так и для потребителей должны устанавливаться с учетом особенностей Российской Федерации.
2) Из анализа действующих нормативно-правовых актов, направленных на развитие и стимулирование использования возобновляемых источников энергии следует, что, в силу отсутствия опыта строительства и эксплуатации объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, принятые ранее законодательные акты существенно тормозят развитие альтернативной энергетики на территории Российской Федерации и требуют существенной доработки. Конкретные предложения по изменению законодательства представлены мною в Приложении к данной исследовательской работе.
2) В связи с перспективностью использования возобновляемых источников энергии на территории Российской Федерации должна формироваться нормативно-правовая база. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. установила необходимость принятия федерального закона о возобновляемых ресурсах. Такой закон мог бы определить роли и полномочия властей в осуществлении национальной стратегии.
Новая энергетическая стратегия России на период до 2030 г. отмечаетразвитиенетопливнойэнергетики,однакоразработкуфедеральногозакона о возобновляемых ресурсах не предусматривает.
3) Изучив зарубежный и отечественный опыт правового регулирования, можно сделать вывод, что государственная поддержка развитию возобновляемой энергетике заключается не только в увеличении расходов бюджетных средств, а в создании благоприятных условий производителям и потребителям оборудования, использующих возобновляемые источники энергии. Это, в первую очередь, свободный доступ на рынок электроэнергии, недискриминационное льготное присоединение к электрической сети и регулирование энергетических тарифов и налогов на выбросы и загрязнение окружающей среды.
4) Многие льготы и методы стимулирования уже введены отечественным законодателем, но стоит брать пример с других стран в политике стимулирования использования ВИЭ. Так, в работе был проведен анализ правовой природы «зеленых» сертификатов, как механизма стимулирования генерации энергии на основе ВИЭ, который также требует законодательного закрепления для определенности действий с ним. Мною было рассмотрено несколько вариантов правовой природы «зеленого» сертификата, но наиболее вероятным и рассмотренным мною подробно является вариант отнесения «зеленого сертификата к виду ценных бумаг, для чего нужно законодательное закрепление.
Автор попытался сформулировать аргументы, а точнее - просуммировать мнения многих российских специалистов, в пользу развития возобновляемой энергетики в России.
К таковым относятся:
- возобновляемая энергетика (ВЭ) - это наиболее быстрый и дешевый способ решения проблем энергоснабжения (электроэнергия, тепло, топливо) удаленных труднодоступных населенных пунктов, не подключенных к сетям общего пользования, фактически речь идет о жизнеобеспечении 10 - 15 млн. человек;
- сооружение энергетических установок возобновляемой энергетики - наиболее быстрый и дешевый способ энергообеспечения предприятий малого и среднего бизнеса, а это дополнительные рабочие места в деревнях и малых городах, где безработица - прямой путь к нищете;
- сооружение объектов возобновляемой энергетики не требует больших единовременных капитальных вложений и осуществляется за короткое время (один - три года) в отличие от 5 - 10-летних периодов строительства объектов традиционной энергетики;
- крупные объекты возобновляемой энергетики - это сокращение дефицита мощности и энергии в дефицитных энергосистемах, т.е. устранение препятствий в развитии промышленности (о справедливости этого тезиса будет сказано ниже);
- развитие возобновляемой энергетики - это развитие инновационных направлений в промышленности, расширение внутреннего спроса на изделия машиностроения, а также расширение экспортных возможностей. Только на основе расширения внутреннего спроса возможно устойчивое развитие страны, как справедливо утверждают настоящие экономисты всех общественных формаций;
- в технологиях возобновляемой энергетики реализуются последние достижения многих научных направлений: метеорологии, аэродинамики, электроэнергетики, теплоэнергетики, генераторо- и турбостроения, микроэлектроники, силовой электроники, нанотехнологий, материаловедения, автоматики и т.д. В свою очередь, развитие наукоемких технологий имеет значительный социальный и макроэкономический эффект в виде создания дополнительных рабочих мест за счет расширения научной и производственной, строительной и эксплуатационной инфраструктуры;
- создание возможности экспорта наукоемкого оборудования;
- повышение экологической безопасности в локальных территориях, т.е. снижение вредных выбросов от электрических и тепловых установок, что особенно актуально для городов со сложной экологической обстановкой, мест массового отдыха населения, санаторно-курортных местностей и заповедных зон;
- повышение энергетической безопасности субъектов РФ за счет диверсификации их топливно-энергетического баланса;
- отсутствие потенциальной опасности техногенной катастрофы при любом виде разрушения энергоустановок на базе ВИЭ;
- неисчерпаемость ресурсов ВИЭ.
И наконец, не последним аргументом в пользу развития возобновляемой энергетики является тот факт, что она успешно развивается более чем в 80 странах, среди которых есть богатые и бедные, развитые и развивающиеся, северные и южные, импортирующие и экспортирующие топливо. Во всех этих странах развитие возобновляемой энергетики является приоритетной государственной задачей.



1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Собрании законодательства РФ.2014, № 31, ст. 4398.
2.Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» // СЗ РФ. 2003. № 13. Ст. 1177.
3.Постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 № 47 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии на розничных рынках электрической энергии» // СЗ РФ. 2015. № 5. Ст. 827.
4.Постановление Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 № 850 «Об утверждении критериев для предоставления из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт, признанных квалифицированными объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, лицам, которым такие объекты принадлежат на праве собственности или на ином законном основании» // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5518.
5.Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. III). Ст. 2167.
6.Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2008 № 426 «О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии» // «Собрание законодательства РФ». – 09.06.2008. – № 23. – ст. 2716.
7.Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2013 № 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности» // «Собрание законодательства РФ». – 10.06.2013. – № 23. – ст. 2909.
8.Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» // «Собрание законодательства РФ». – 23.01.2012. – № 4. – ст. 504.
9.Постановление Правительства Республики Казахстан от 12.06.2014 № 645 «Об утверждении фиксированных тарифов» // Казахстанская правда. 2014. 12 июня. № 116 (27737); Официальный сайт информационно-правовой системы. URL: www.o№li№e.zako№.kz/docume№t/?doc_id=31566351
10.Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2009 № 1-р «Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года» // «Собрание законодательства РФ». – 26.01.2009. – № 4. – ст. 515.
11.Закон Республики Саха (Якутия) от 27.11.2014 1380-З № 313-V «О возобновляемых источниках энергии Республики Саха (Якутия)». URL: www.iltume№.ru/№ode/13811.

Международное право и законодательство зарубежных стран.
12.Устав Международного агентства по возобновляемой энергии. I№ter№atio№alRe№ewableE№ergyAge№cy. URL: www.ire№a.org/me№u/i№dex.aspx?m№u=cat&PriMe№uID=13&CatID=126.
13.Директива№ 2009/28/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза «О стимулировании использования энергии из возобновляемых источников, внесении изменений и дальнейшей отмене Директив 2001/77/ЕС и 2003/30/ЕС» // СПС «КонсультантПлюс».
14.Закон Республики Казахстан от 4 июля 2009 г. № 165-IV «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» // Казахстанская правда. 2009. 16 июля. № 171 (25915); Официальный сайт информационно-правовой системы. URL: www.o№li№e.zako№.kz/docume№t/?doc_id=30445263.
15.Постановление Правительства Республики Казахстан от 12.06.2014 № 644 «Об утверждении фиксированного тарифа для проектов солнечных электрических станций, использующих фотоэлектрические модули на основе казахстанского кремния (Kaz PV), для преобразования энергии солнечного излучения» // Казахстанская правда. 2014. 14 июня. № 116 (27737);
16.Акт о возобновляемых источниках энергии ФРГ. Er№euerbareE№ergie№Gesetz. URL: www.er№euerbare-e№ergie№.de/EE/Redaktio№/DE/Dossier/eeg.html?cms_docId=132292.
17.Act № 9513 A№Actpromoti№g the developme№t, utilizatio№a№dcommercializatio№ of re№ewablee№ergyresourcesa№d for otherpurposes // ОфициальныйсайтминистерстваэнергетикиРеспубликиФилиппины. URL: www.doe.gov.ph/issua№ces/republic-act/627-ra-9513.
18.Акт об энергетической политике 2005. E№ergyPolicyActof 2005.URL: www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-109publ58/pdf/PLAW-109publ58.pdf.
19.Акт об энергетике. Польша. E№ergylawact // Официальный сайт международного энергетического агентства. URL: www.iea.org/policiesa№dmeasures/pams/pola№d/№ame-23916-e№.php.

Монографии, учебная литература, статьи в периодических изданиях.
20. Алексеев Б.А. Возобновляемые источники энергии за рубежом // Энергетика за рубежом. Приложение к журналу «Энергетик». – 2005. – Вып. 2. – С. 33–42.

21.Алексеенко С.В. Нетрадиционная энергетика и энергоресурсосбережение // Инновации. Технология. Решения. 2006. № 3 (март). С. 38—41.
22.Брославский Л.И. Техническое регулирование и стандартизация качества продукции и безопасности окружающей среды. Законы и реалии России, США и Евросоюза: монография. М.: Проспект, 2017. 192 с.
23.Бахтизина Н.В. Альтернативная энергетика - тренд развития крупнейших нефтегазовых компаний мира // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2012. С. 6 - 16.
24.Безруких П.П. О состоянии и перспективах развития возобновляемой энергетики мира и России // Энергетическое право. 2011. № 1. С. 10 - 18.
Безруких П.П. Перспективы возобновляемой энергетики // Наука в России. – 2003. – № 4. – С. 25-28.
25.Гвоздикова В. И. Глобальная энергетическая проблема и перспективы энергетической безопасности России // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 422-425
26.Захарова Т.В. Перспективы Китая как возможного лидера «зеленых» инноваций: факторы удешевления // Вестник Томского государственного университета. Серия: Экономика. 2013. № 4 (24). С. 103 - 109.
27.Захаров А.Н., Овакимян М.С. Топливно-энергетические комплексы ведущих стран мира (Россия, США, Франции, Италии): учеб. Пособие – 2-е изд., доп. – М.: МГИМО – Университет, 2016.- 177 с.
28.Копылов А.Е. Дальнейшее развитие законодательной поддержки возобновляемых источников энергии в России // Энергетическое право. 2010. № 1. С. 39 - 44.
29.Копылов А.Е. Разработка основ законодательной поддержки развития возобновляемой энергетики в России: к истории вопроса // Энергетика и право / Под ред. П.Г. Лахно. М.: Новая правовая культура, 2009. Выпуск 2. С. 344 - 356.
30.Копылов А.Е. Экономика ВИЭ. М.: Грифон, 2015. 300 с.
31.Криницкий К. Энергетика Франции: ставка на атом // М.: Энергополис, 2011. С. 10 - 13.
32.Папенов К.В., Казанцева А.Н. Государственная поддержка развития альтернативной энергетики // Предпринимательское право. 2016. № 2. С. 44 - 52.
33.Папенов К.В., Казанцева А.Н. Государственная поддержка развития альтернативной энергетики // Предпринимательское право. 2016. № 2. С. 44 - 52.
34.Попель О.С. Возобновляемые источники энергии: роль и место в современной и перспективной энергетике // Российский химический журнал. – 2008. – Т. LII. – № 6. – С. 95-106.
35.Рац. Г.И., Мордвинова М.А.Развитие альтернативных источников энергии в решении глобальных энергетических проблем //

Интернетисточники.
36.Ветряная энергия стала самой дешевой для производства в Великобритании и Германии //http://eng.belgorodinvest.com/upload/information_system_18/2/3/2/item_2320/information_items_property_1874.pdf
37.Европейский институт инноваций и технологий. Раздел «Возобновляемая энергетика». URL: http://eit.europa.eu.
38.Европейский союз // Возобновляемые источники энергии. URL: www.uc.europa.eu/energy/en/topics/renewable-energy.
39.Официальный сайт информационной-правовой системы. URL: www.online.zakon.kz/document/?doc_id=31566343.
40.Путин В.В. Россия на год затормозила глобальное потепление. 2015. 30 нояб. https://rufabula.eom/news/2015/11/30/global-warming.https://www.rusdialog.ru/news/46936_1448890654.
41.Развитие альтернативной энергетики в мире и в России» // http://eng.belgorodinvest.com/upload/information_system_18/2/3/2/item_2320/information_items_property_1874.pdf

Источники на иностранном языке

42.BP Statistical Review of World Energy. June 2015. URL: http://www.bp.com/statisticalreview.
43.Davenport C. With U.S. Election in Sight, U.№. Leader Seeks Quick Action on Climate Accord // The New York Times. 2016. September 13. P. A5.
44.Denmark to Launch $1 Billion Green Energy Fund // The Wall Street Journal. URL: www.wsj.com/articles/denmark-to-launch-1-billion-green-energy-fund-1403714677.
45.EDF Environmental Defense Fund. 2016. August 26. P. 2.
46.European Commission guidance for the design of renewables support schemes. 2013 год. URL: http://ec.europa.eu.
47.Explainer: When will the European Union ratify the Paris Agreement? // EU Policy 2016. June 23; https://www.carbonbrief.oig/explainer-when-will-european-union-ratify-paris-agreement.
48.Financial Impact of Energy Efficiency under a Federal Renewable Electricity Standard: Case Study of a Kansas «super-utility». Ноябрь 2009. URL: www.emp.lbl.gov/sites/all/files/lbnl-2924e.pdf.
49.Financial Services VAT Alert. n 8. 2006; Energy certificates / norwegian Transmission System Operator. 2006 (http://www.statnett.no).
50.Renewable energy credits: prevailing practices // The Delhi Energy and Resource Institute / REEEP. 2006.
51.Report «Progress towards completing the Internal Energy Market 2014». URL: http://ec.europa.eu.
52.Pratt A. Three Key Elements of Post-2012 International Climate Policy Architecture // Oxford Journal Economics @ Social Sciences. Review Environmental Economics and Policy. 2012 winter, vol. 6. P. 65 - 85.
53.The green paper Towards a European strategy for the security of energy supply CEC, Europa // Office for Official Publications of the European Communities. 2006. P. 23.
54.Worldwatch Report #182: Renewable Energy and Energy Efficiency in China: Current Status and Prospects for 2020, 2010 год. URL: http://www.worldwatch.org.
55.Watts A. USA meets Kyoto protocol goal - without ever embracing it // 2013. April 5. https://search.aol.com/aol/search?s_chn=prt_bon&q=Watts+A.+USA+meets+Kyoto+protocol+goal+%E2%80%94+without+ever+embracing+it+%2F%2F+2013.+April+5.&s_it=comsearch.
56.Watts A. USA meets Kyoto protocol goal - without ever embracing it. 2013. April 5 // http://wattsupwiththat.com/2013/04/05usa-meets-kyotoprotocol-without-ever-embracing-it/.
57.World news. U.S., China ratify Paris climate agreement. 2016. September 3; Parsons C. A payoff in Obama's China Policy // Los Angeles Times. 2016. September. P. A3; China, United States confirm support for Paris climate agreement. 2016. September 5. https://cleantechnica.com/2016/09/04/us-china-ratify-paris-agreement-early/.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ