Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие альтернативных источники энергии…………..6
1.1. Сущность альтернативных источников энергии в теоретико-историческом аспекте
1.2. Нормативно-правовое основание стимулирования и развития альтернативных источников энергии
2. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием альтернативных источников
2.1. Нормативно-правовая база использования альтернативных источников в отечественном законодательстве…
2.2. Опыт правового регулирования альтернативных источников энергии в зарубежном законодательстве
3. Правовые проблемы перспективного использования возобновляемых источников энергии в Российской Федерации
3.1. Правовые проблемы внедрения применения возобновляемых источников энергии…
3.2. Пути совершенствования нормативного регулирования использования возобновляемых источников энергии в Российской Федерации
Заключение…
Приложение
Список использованных источников
Актуальность исследования. В статье 42 Конституции Российской Федерации провозглашено право каждого на благоприятную окружающую среду. По данным ежегодных государственных докладов «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации», добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды вносит наиболее значительный вклад в общий объем загрязнения окружающей среды.
Высокое отрицательное влияние топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК) на окружающую среду признаётся в Энергетической стратегии России на период до 2030 года. По общему признанию, снижению вклада ТЭК в загрязнение окружающей среды и сбережению невозобновляемых энергетических природных ресурсов (нефти, газа, угля) способствовало бы развитие альтернативной энергетики.
Альтернативная энергетика – совокупность преспективных способов получения, передачи и использования энергии, которые распространены не так широко, как традиционные, однако представляют интерес из-за выгодности их использования при, как правило, низком риске причинения вреда окружающей среде.
К альтернативным (возобновляемым, нетрадиционным) относятся возобновляемые источники – энергия солнца, ветра, тепла, земли, естественного движения водных потоков, энергия биомассы, включающей в себя специально выращенные для получения энергии растения, а также отходы производства и потребления, биогаз, газ, выделяемый отходами производства и потребления на свалках, газ, образующийся на угольных разработках, и другая свободная энергия окружающей среды.
Энергетическая стратегия называет стратегическими целями использования возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ): сокращение потребления невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов и снижение экологической нагрузки от деятельности топливно-энергетического комплекса. Концепция долгосрочного социально-экономического развития предполагает расширение использования возобновляемых источников энергии. Необходимость использования указанных видов энергии определяется их существенной ролью при решении проблем снижения вредных выбросов от энергетических установок в городах и населенных пунктах со сложной экологической обстановкой, а также в местах массового отдыха населения.
Возобновляемые источники энергии (далее-ВИЭ) уже играют важную роль в энергобалансах многих стран мира как развитых, так и развивающихся. В России возобновляемая энергетика, несмотря на обозначенные глобальные тенденции, по-прежнему находится на начальных этапах развития, хотя формирование отрасли ВИЭ способно оказать существенное положительное влияние на российскую экономику. Так, за счет ВИЭ могут быть созданы новые компании и новые рабочие места, новые возможности для развития населенных пунктов, находящихся на изолированных от централизованного электроснабжения территориях.
Энергетический комплекс играет важнейшую роль в российской экономике и является ее стратегической отраслью, поэтому его инновационное развитие и диверсификация имеют особенное значение для всей страны. Без развития новых технологий в энергетике, включая технологии ВИЭ, в ближайшие десятилетия или даже годы Россия рискует утратить свое лидерство в глобальном энергетическом секторе, и ее доходы от энергетики, крайне волатильные и зависимые от большого числа внешних факторов, могут существенно сократиться. Все это обуславливает актуальность темы этой работы.
Цель работы: заключается в углубленном анализе основных теоретических и практических аспектах правового регулирования возобновляемых источников энергии в законодательстве Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели задачи работы следующие:
рассмотреть сущность и понятие альтернативных источников энергии в теоретико-историческом аспекте;
проанализировать нормативно-правовое основание поиска альтернативных источников энергии;
охарактеризовать нормативно-правовую базу использования альтернативных источников в отечественном законодательстве;
изучить опыт правового регулирования альтернативных источников энергии в зарубежном законодательстве;
раскрыть правовые проблемы внедрения применения возобновляемых источников энергии;
рассмотреть перспективы использования альтернативных источников энергии.
Объект исследования: общественные отношения, возникающие при использовании возобновляемых источников энергии в законодательстве Российской Федерации
Предмет исследования: нормы международного, зарубежного и российского энергетического права, регулирующие использование возобновляемых источников энергии в законодательстве Российской Федерации.
Методы исследования: Для достижения поставленной цели и решения задач использовались общенаучные и частнонаучные методы познания: исторический, анализа, синтеза, дедукции, индукции, комплексный, системный. А также сравнительно-правовой и нормативно-логический. Использование указанных методов позволило осуществить анализ научных подходов к определению компетенции оперативного работника в ИУ.
Структура работы соответствует поставленной цели и задачам исследования, состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
С одной стороны, при населении России, составляющем 2,4% от мировой численности населения, наша страна обладает 12% мировых запасов нефти, 35% мировых запасов газа, 16% мировых запасов угля и 14% урана. Это создает иллюзию, что проблемами использования ВИЭ заниматься в России не нужно. Однако, несмотря на богатство органических ресурсов, половина регионов России испытывает дефицит энергии, а в некоторых районах ситуация критическая. Сегодня в стране газифицировано только около 50% населенных пунктов, а свыше 75% территории не имеет централизованного энергоснабжения и туда приходится завозить топливо.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что Россия обладает огромными ресурсами возобновляемой энергетики.
На основании проведенного исследования, рассмотрев подробно опыт нормативного регулирования как российского, так и зарубежного законодательства, можно прийти к следующим выводам:
1) В Российской Федерации есть возможности применения возобновляемых источников энергии на ее территории. Это необходимо, в первую очередь, на отдаленных территориях, куда экономически невыгодно и сложнее проводить электричество, и в рекреационных зонах, где повышенные требования экологии. Соответственно, вводимые на законодательном льготы как для производителей, так и для потребителей должны устанавливаться с учетом особенностей Российской Федерации.
2) Из анализа действующих нормативно-правовых актов, направленных на развитие и стимулирование использования возобновляемых источников энергии следует, что, в силу отсутствия опыта строительства и эксплуатации объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, принятые ранее законодательные акты существенно тормозят развитие альтернативной энергетики на территории Российской Федерации и требуют существенной доработки. Конкретные предложения по изменению законодательства представлены мною в Приложении к данной исследовательской работе.
2) В связи с перспективностью использования возобновляемых источников энергии на территории Российской Федерации должна формироваться нормативно-правовая база. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. установила необходимость принятия федерального закона о возобновляемых ресурсах. Такой закон мог бы определить роли и полномочия властей в осуществлении национальной стратегии.
Новая энергетическая стратегия России на период до 2030 г. отмечаетразвитиенетопливнойэнергетики,однакоразработкуфедеральногозакона о возобновляемых ресурсах не предусматривает.
3) Изучив зарубежный и отечественный опыт правового регулирования, можно сделать вывод, что государственная поддержка развитию возобновляемой энергетике заключается не только в увеличении расходов бюджетных средств, а в создании благоприятных условий производителям и потребителям оборудования, использующих возобновляемые источники энергии. Это, в первую очередь, свободный доступ на рынок электроэнергии, недискриминационное льготное присоединение к электрической сети и регулирование энергетических тарифов и налогов на выбросы и загрязнение окружающей среды.
4) Многие льготы и методы стимулирования уже введены отечественным законодателем, но стоит брать пример с других стран в политике стимулирования использования ВИЭ. Так, в работе был проведен анализ правовой природы «зеленых» сертификатов, как механизма стимулирования генерации энергии на основе ВИЭ, который также требует законодательного закрепления для определенности действий с ним. Мною было рассмотрено несколько вариантов правовой природы «зеленого» сертификата, но наиболее вероятным и рассмотренным мною подробно является вариант отнесения «зеленого сертификата к виду ценных бумаг, для чего нужно законодательное закрепление.
Автор попытался сформулировать аргументы, а точнее - просуммировать мнения многих российских специалистов, в пользу развития возобновляемой энергетики в России.
К таковым относятся:
- возобновляемая энергетика (ВЭ) - это наиболее быстрый и дешевый способ решения проблем энергоснабжения (электроэнергия, тепло, топливо) удаленных труднодоступных населенных пунктов, не подключенных к сетям общего пользования, фактически речь идет о жизнеобеспечении 10 - 15 млн. человек;
- сооружение энергетических установок возобновляемой энергетики - наиболее быстрый и дешевый способ энергообеспечения предприятий малого и среднего бизнеса, а это дополнительные рабочие места в деревнях и малых городах, где безработица - прямой путь к нищете;
- сооружение объектов возобновляемой энергетики не требует больших единовременных капитальных вложений и осуществляется за короткое время (один - три года) в отличие от 5 - 10-летних периодов строительства объектов традиционной энергетики;
- крупные объекты возобновляемой энергетики - это сокращение дефицита мощности и энергии в дефицитных энергосистемах, т.е. устранение препятствий в развитии промышленности (о справедливости этого тезиса будет сказано ниже);
- развитие возобновляемой энергетики - это развитие инновационных направлений в промышленности, расширение внутреннего спроса на изделия машиностроения, а также расширение экспортных возможностей. Только на основе расширения внутреннего спроса возможно устойчивое развитие страны, как справедливо утверждают настоящие экономисты всех общественных формаций;
- в технологиях возобновляемой энергетики реализуются последние достижения многих научных направлений: метеорологии, аэродинамики, электроэнергетики, теплоэнергетики, генераторо- и турбостроения, микроэлектроники, силовой электроники, нанотехнологий, материаловедения, автоматики и т.д. В свою очередь, развитие наукоемких технологий имеет значительный социальный и макроэкономический эффект в виде создания дополнительных рабочих мест за счет расширения научной и производственной, строительной и эксплуатационной инфраструктуры;
- создание возможности экспорта наукоемкого оборудования;
- повышение экологической безопасности в локальных территориях, т.е. снижение вредных выбросов от электрических и тепловых установок, что особенно актуально для городов со сложной экологической обстановкой, мест массового отдыха населения, санаторно-курортных местностей и заповедных зон;
- повышение энергетической безопасности субъектов РФ за счет диверсификации их топливно-энергетического баланса;
- отсутствие потенциальной опасности техногенной катастрофы при любом виде разрушения энергоустановок на базе ВИЭ;
- неисчерпаемость ресурсов ВИЭ.
И наконец, не последним аргументом в пользу развития возобновляемой энергетики является тот факт, что она успешно развивается более чем в 80 странах, среди которых есть богатые и бедные, развитые и развивающиеся, северные и южные, импортирующие и экспортирующие топливо. Во всех этих странах развитие возобновляемой энергетики является приоритетной государственной задачей.
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Собрании законодательства РФ.2014, № 31, ст. 4398.
2.Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» // СЗ РФ. 2003. № 13. Ст. 1177.
3.Постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 № 47 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии на розничных рынках электрической энергии» // СЗ РФ. 2015. № 5. Ст. 827.
4.Постановление Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 № 850 «Об утверждении критериев для предоставления из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт, признанных квалифицированными объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, лицам, которым такие объекты принадлежат на праве собственности или на ином законном основании» // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5518.
5.Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. III). Ст. 2167.
6.Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2008 № 426 «О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии» // «Собрание законодательства РФ». – 09.06.2008. – № 23. – ст. 2716.
7.Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2013 № 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности» // «Собрание законодательства РФ». – 10.06.2013. – № 23. – ст. 2909.
8.Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» // «Собрание законодательства РФ». – 23.01.2012. – № 4. – ст. 504.
9.Постановление Правительства Республики Казахстан от 12.06.2014 № 645 «Об утверждении фиксированных тарифов» // Казахстанская правда. 2014. 12 июня. № 116 (27737); Официальный сайт информационно-правовой системы. URL: www.o№li№e.zako№.kz/docume№t/?doc_id=31566351
10.Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2009 № 1-р «Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года» // «Собрание законодательства РФ». – 26.01.2009. – № 4. – ст. 515.
11.Закон Республики Саха (Якутия) от 27.11.2014 1380-З № 313-V «О возобновляемых источниках энергии Республики Саха (Якутия)». URL: www.iltume№.ru/№ode/13811.
Международное право и законодательство зарубежных стран.
12.Устав Международного агентства по возобновляемой энергии. I№ter№atio№alRe№ewableE№ergyAge№cy. URL: www.ire№a.org/me№u/i№dex.aspx?m№u=cat&PriMe№uID=13&CatID=126.
13.Директива№ 2009/28/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза «О стимулировании использования энергии из возобновляемых источников, внесении изменений и дальнейшей отмене Директив 2001/77/ЕС и 2003/30/ЕС» // СПС «КонсультантПлюс».
14.Закон Республики Казахстан от 4 июля 2009 г. № 165-IV «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» // Казахстанская правда. 2009. 16 июля. № 171 (25915); Официальный сайт информационно-правовой системы. URL: www.o№li№e.zako№.kz/docume№t/?doc_id=30445263.
15.Постановление Правительства Республики Казахстан от 12.06.2014 № 644 «Об утверждении фиксированного тарифа для проектов солнечных электрических станций, использующих фотоэлектрические модули на основе казахстанского кремния (Kaz PV), для преобразования энергии солнечного излучения» // Казахстанская правда. 2014. 14 июня. № 116 (27737);
16.Акт о возобновляемых источниках энергии ФРГ. Er№euerbareE№ergie№Gesetz. URL: www.er№euerbare-e№ergie№.de/EE/Redaktio№/DE/Dossier/eeg.html?cms_docId=132292.
17.Act № 9513 A№Actpromoti№g the developme№t, utilizatio№a№dcommercializatio№ of re№ewablee№ergyresourcesa№d for otherpurposes // ОфициальныйсайтминистерстваэнергетикиРеспубликиФилиппины. URL: www.doe.gov.ph/issua№ces/republic-act/627-ra-9513.
18.Акт об энергетической политике 2005. E№ergyPolicyActof 2005.URL: www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-109publ58/pdf/PLAW-109publ58.pdf.
19.Акт об энергетике. Польша. E№ergylawact // Официальный сайт международного энергетического агентства. URL: www.iea.org/policiesa№dmeasures/pams/pola№d/№ame-23916-e№.php.
Монографии, учебная литература, статьи в периодических изданиях.
20. Алексеев Б.А. Возобновляемые источники энергии за рубежом // Энергетика за рубежом. Приложение к журналу «Энергетик». – 2005. – Вып. 2. – С. 33–42.
21.Алексеенко С.В. Нетрадиционная энергетика и энергоресурсосбережение // Инновации. Технология. Решения. 2006. № 3 (март). С. 38—41.
22.Брославский Л.И. Техническое регулирование и стандартизация качества продукции и безопасности окружающей среды. Законы и реалии России, США и Евросоюза: монография. М.: Проспект, 2017. 192 с.
23.Бахтизина Н.В. Альтернативная энергетика - тренд развития крупнейших нефтегазовых компаний мира // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2012. С. 6 - 16.
24.Безруких П.П. О состоянии и перспективах развития возобновляемой энергетики мира и России // Энергетическое право. 2011. № 1. С. 10 - 18.
Безруких П.П. Перспективы возобновляемой энергетики // Наука в России. – 2003. – № 4. – С. 25-28.
25.Гвоздикова В. И. Глобальная энергетическая проблема и перспективы энергетической безопасности России // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 422-425
26.Захарова Т.В. Перспективы Китая как возможного лидера «зеленых» инноваций: факторы удешевления // Вестник Томского государственного университета. Серия: Экономика. 2013. № 4 (24). С. 103 - 109.
27.Захаров А.Н., Овакимян М.С. Топливно-энергетические комплексы ведущих стран мира (Россия, США, Франции, Италии): учеб. Пособие – 2-е изд., доп. – М.: МГИМО – Университет, 2016.- 177 с.
28.Копылов А.Е. Дальнейшее развитие законодательной поддержки возобновляемых источников энергии в России // Энергетическое право. 2010. № 1. С. 39 - 44.
29.Копылов А.Е. Разработка основ законодательной поддержки развития возобновляемой энергетики в России: к истории вопроса // Энергетика и право / Под ред. П.Г. Лахно. М.: Новая правовая культура, 2009. Выпуск 2. С. 344 - 356.
30.Копылов А.Е. Экономика ВИЭ. М.: Грифон, 2015. 300 с.
31.Криницкий К. Энергетика Франции: ставка на атом // М.: Энергополис, 2011. С. 10 - 13.
32.Папенов К.В., Казанцева А.Н. Государственная поддержка развития альтернативной энергетики // Предпринимательское право. 2016. № 2. С. 44 - 52.
33.Папенов К.В., Казанцева А.Н. Государственная поддержка развития альтернативной энергетики // Предпринимательское право. 2016. № 2. С. 44 - 52.
34.Попель О.С. Возобновляемые источники энергии: роль и место в современной и перспективной энергетике // Российский химический журнал. – 2008. – Т. LII. – № 6. – С. 95-106.
35.Рац. Г.И., Мордвинова М.А.Развитие альтернативных источников энергии в решении глобальных энергетических проблем //
Интернетисточники.
36.Ветряная энергия стала самой дешевой для производства в Великобритании и Германии //http://eng.belgorodinvest.com/upload/information_system_18/2/3/2/item_2320/information_items_property_1874.pdf
37.Европейский институт инноваций и технологий. Раздел «Возобновляемая энергетика». URL: http://eit.europa.eu.
38.Европейский союз // Возобновляемые источники энергии. URL: www.uc.europa.eu/energy/en/topics/renewable-energy.
39.Официальный сайт информационной-правовой системы. URL: www.online.zakon.kz/document/?doc_id=31566343.
40.Путин В.В. Россия на год затормозила глобальное потепление. 2015. 30 нояб. https://rufabula.eom/news/2015/11/30/global-warming.https://www.rusdialog.ru/news/46936_1448890654.
41.Развитие альтернативной энергетики в мире и в России» // http://eng.belgorodinvest.com/upload/information_system_18/2/3/2/item_2320/information_items_property_1874.pdf
Источники на иностранном языке
42.BP Statistical Review of World Energy. June 2015. URL: http://www.bp.com/statisticalreview.
43.Davenport C. With U.S. Election in Sight, U.№. Leader Seeks Quick Action on Climate Accord // The New York Times. 2016. September 13. P. A5.
44.Denmark to Launch $1 Billion Green Energy Fund // The Wall Street Journal. URL: www.wsj.com/articles/denmark-to-launch-1-billion-green-energy-fund-1403714677.
45.EDF Environmental Defense Fund. 2016. August 26. P. 2.
46.European Commission guidance for the design of renewables support schemes. 2013 год. URL: http://ec.europa.eu.
47.Explainer: When will the European Union ratify the Paris Agreement? // EU Policy 2016. June 23; https://www.carbonbrief.oig/explainer-when-will-european-union-ratify-paris-agreement.
48.Financial Impact of Energy Efficiency under a Federal Renewable Electricity Standard: Case Study of a Kansas «super-utility». Ноябрь 2009. URL: www.emp.lbl.gov/sites/all/files/lbnl-2924e.pdf.
49.Financial Services VAT Alert. n 8. 2006; Energy certificates / norwegian Transmission System Operator. 2006 (http://www.statnett.no).
50.Renewable energy credits: prevailing practices // The Delhi Energy and Resource Institute / REEEP. 2006.
51.Report «Progress towards completing the Internal Energy Market 2014». URL: http://ec.europa.eu.
52.Pratt A. Three Key Elements of Post-2012 International Climate Policy Architecture // Oxford Journal Economics @ Social Sciences. Review Environmental Economics and Policy. 2012 winter, vol. 6. P. 65 - 85.
53.The green paper Towards a European strategy for the security of energy supply CEC, Europa // Office for Official Publications of the European Communities. 2006. P. 23.
54.Worldwatch Report #182: Renewable Energy and Energy Efficiency in China: Current Status and Prospects for 2020, 2010 год. URL: http://www.worldwatch.org.
55.Watts A. USA meets Kyoto protocol goal - without ever embracing it // 2013. April 5. https://search.aol.com/aol/search?s_chn=prt_bon&q=Watts+A.+USA+meets+Kyoto+protocol+goal+%E2%80%94+without+ever+embracing+it+%2F%2F+2013.+April+5.&s_it=comsearch.
56.Watts A. USA meets Kyoto protocol goal - without ever embracing it. 2013. April 5 // http://wattsupwiththat.com/2013/04/05usa-meets-kyotoprotocol-without-ever-embracing-it/.
57.World news. U.S., China ratify Paris climate agreement. 2016. September 3; Parsons C. A payoff in Obama's China Policy // Los Angeles Times. 2016. September. P. A3; China, United States confirm support for Paris climate agreement. 2016. September 5. https://cleantechnica.com/2016/09/04/us-china-ratify-paris-agreement-early/.