Проблемы формирования внешнеполитического курса США в отношении иранской ядерной программы на современном этапе
|
Введение 4
Глава 1. Концептуальные рамки, хронологическая канва и политическое содержание развития иранской ядерной программы и переговорного процесса по СВПД 13
1.1. Иранская ядерная программа с точки зрения теории международных отношений: между реалистской и либеральной парадигмами 13
1.2. Геополитические истоки напряженности между США и Ираном 16
1.3. История развития иранской ядерной программы и роль мирового сообщества в этом процессе 20
1.4. Основы санкционного режима в отношении Ирана 29
1.5. Переговорный процесс по СВПД 32
1.6. Интересы и мотивы участников СВПД и последствия одностороннего выхода США из сделки 34
Глава 2. Влияние произраильского лобби как фактор для принятия решений в отношении иранской ядерной сделки в США 41
2.1. Основные произраильские лоббистские организации в США 41
2.2. Влияние произраильского лобби на судьбу СВПД при администрации Б. Обамы 48
2.3. Влияние произраильского лобби на судьбу СВПД в период президентства Д. Трампа и перспективы этого влияния при администрации Д. Байдена 56
Глава 3. Влияние внутриполитической ситуации и электоральных циклов в США на принятие решений по вопросу иранской ядерной программы 68
3.1. Американский избирательный цикл и политика в отношении Ирана 68
3.2. Фаза «медового месяца» и упущенные возможности 72
3.3. Этап перевыборов: «политическое минное поле» 76
3.4. Динамика второго срока и наследие для преемников 79
Заключение 83
Список использованных источников и литературы 88
Глава 1. Концептуальные рамки, хронологическая канва и политическое содержание развития иранской ядерной программы и переговорного процесса по СВПД 13
1.1. Иранская ядерная программа с точки зрения теории международных отношений: между реалистской и либеральной парадигмами 13
1.2. Геополитические истоки напряженности между США и Ираном 16
1.3. История развития иранской ядерной программы и роль мирового сообщества в этом процессе 20
1.4. Основы санкционного режима в отношении Ирана 29
1.5. Переговорный процесс по СВПД 32
1.6. Интересы и мотивы участников СВПД и последствия одностороннего выхода США из сделки 34
Глава 2. Влияние произраильского лобби как фактор для принятия решений в отношении иранской ядерной сделки в США 41
2.1. Основные произраильские лоббистские организации в США 41
2.2. Влияние произраильского лобби на судьбу СВПД при администрации Б. Обамы 48
2.3. Влияние произраильского лобби на судьбу СВПД в период президентства Д. Трампа и перспективы этого влияния при администрации Д. Байдена 56
Глава 3. Влияние внутриполитической ситуации и электоральных циклов в США на принятие решений по вопросу иранской ядерной программы 68
3.1. Американский избирательный цикл и политика в отношении Ирана 68
3.2. Фаза «медового месяца» и упущенные возможности 72
3.3. Этап перевыборов: «политическое минное поле» 76
3.4. Динамика второго срока и наследие для преемников 79
Заключение 83
Список использованных источников и литературы 88
Проблемность ближневосточного региона вызвана набором таких факторов как урегулирование палестино-израильского конфликта, войны в Сирии, Ираке, Йемене и Афганистане, как следствие вызвавшие огромные потоки беженцев, исламизм, курдский вопрос и, конечно, иранская ядерная программа. Список не является полным, но это основные вызовы, с которыми сталкивается ближневосточный регион в целом и мировое сообщество в частности, так как в разрешении конфликтов и споров там сходятся и ведущие мировые державы, продвигающие в регионе собственные интересы.
Любой из этих факторов так или иначе связан со всеми остальными, что не может не оказывать влияния на происходящее в регионе в целом. Иранская ядерная программа, как часть большого списка проблем, переплетающихся в ближневосточном регионе, остается в повестке дня всего мирового сообщества на протяжении практически двадцати лет, а если быть точнее, с 2002 года, когда сначала, в своем ежегодном обращении к Конгрессу 29 января, президент США Джордж Буш-младший отнес Иран к «оси зла», то есть к государствам, финансирующим терроризм или разрабатывающим оружие массового поражения, а затем оппозиционная иранскому режиму исламистская группировка «Организация моджахедов иранского народа» предоставила информацию, доказывающую наличие в Иране двух незарегистрированных ранее и неизвестных МАГАТЭ ядерных объектов: в Араке и Натанзе. Первый занимался производством тяжелой воды, второй – непосредственным обогащением урана.
За этим последовал длинный переговорный процесс с европейской «тройкой», Парижские соглашения, Рабочий план по разрешению остающихся вопросов относительно соблюдения Ираном соглашения о гарантиях, вызвавший шквальную критику в адрес тогдашнего генерального директора МАГАТЭ Мохаммада Эль-Барадея, переговоры с «шестеркой» и обострение при Махмуде Ахмадинежаде, усиление санкционной политики в отношении Ирана как со стороны отдельных государств, так и со стороны Совета Безопасности ООН, Неудачные Стамбульские переговоры 2011, Ормузский кризис, во время которого иранский меджлис в ответ на появление все новых и новых санкций принял решение перекрыть Ормузский пролив, второй срок Барака Обамы, результатом которого стало подписание СВПД в 2015, и, наконец, выход Соединенных Штатов из иранской ядерной сделки в 2018. Все эти события объединили в себе множество участников, в той или иной степени влияющих на происходящее: от государств - мировых лидеров и региональных игроков до отдельных личностей в правительствах и элитах стран, принимающих решения по иранской ядерной сделке и в отношении ее влияния на Ближний Восток.
Целью данной работы является выявление основных факторов и проблем, влияющих на принятие внешнеполитических решений в США в отношении иранской ядерной программы с начала 2000-х гг. до настоящего времени.
Задачи исследования:
1) Изучить процесс развития иранской ядерной программы и роль мирового сообщества в этом процессе;
2) Дать теоретически обоснованную интерпретацию развития иранской ядерной программы с точки зрения теории международных отношений;
3) Проследить развитие американского и международного санкционного режима в отношении Ирана;
4) Рассмотреть основные этапы эволюции американо-иранских отношений в контексте развития иранской ядерной программы;
5) Проанализировать степень влияния, оказываемого произраильским лобби в США на принятие решений в отношении Ирана при администрациях Обамы, Трампа и Байдена;
6) Выявить специфику электоральных циклов в США и обозначить их теоретические возможности влияния на внешнюю политику, проводимую Соединенными Штатами;
7) Определить, каким образом меняется политика администраций США в отношении Ирана во время фазы медового месяца, во время перевыборов и второго срока.
Объектом исследования являются внешнеполитические решения, принимаемые в США по вопросу иранской ядерной программы, а предметом исследования – факторы, оказывающие влияние на формирование этих решений, а также политические процессы, институты и механизмы, посредством которых происходит выработка внешнеполитического курса в отношении ядерной программы Ирана.
Методологической основой анализа проблемы, поднятой в данном исследовании, являются два подхода: историко-хронологический, применяемый для анализа истории развития иранской ядерной программы и выявления специфики американо-иранских отношений, а также системный, используемый для рассмотрения процессов, влияющих на развитие иранской ядерной программы и происходящих как во внутриполитической системе США, так и на мировой арене. Помимо этого, в исследовании были использованы такие политологические методы, как интентиком паративный анализы, первый из которых дает возможность реконструкции намерений говорящего и позволяет определить подтекст публичных выступлений и политических заявлений, а второй –сравнить эти политические заявления с реально происходящим на политической арене.
Первую группу источников, на которые опирался автор, составили документы, формирующие международно-правовую базу исследования, в частности Договор о нераспространении ядерного оружия и резолюции Совета Безопасности ООН в отношении иранской ядерной программы. Вторая группа представлена международными соглашениями, например, Совместным всеобъемлющим планом действий. Третья группа включает в себя все американские законодательные акты, принятые в отношении иранской ядерной сделки, в том числе закон INARAот 2015 года, а также законодательные акты, регулирующие антииранские санкции. В четвертую группу источников вошли документы исполнительной власти: например, указы президента . В пятую группу вошли результаты опросов общественного мнения в США , в шестую – источники, предоставляющие статистические данные, касающиеся соблюдения Ираном своих обязательств по СВПД, в частности отчеты МАГАТЭ, седьмую группу источников составили публичные выступления лиц, вовлеченных в изучаемую проблему, восьмая группа источников включает в себя мемуары и дневники лиц, непосредственно участвовавших в принятии решений по иранской ядерной программе в те или иные периоды ее развития .
Степень научной разработанности проблемы.
В первую очередь изучалась научная литература, посвященная исследованию истории развития иранской ядерной программы и ключевым аспектам взаимодействия Ирана с мировым сообществом в целом и с США в частности, к основным работам в этой области можно отнести труды Хлопкова А. О., Евсеева В. В., Дьякова А.С., Новикова В.Е., Саруханяна С.Н., Тимербаева Р.М., Баклицкого А. А., Мизина В. И. К зарубежным авторам, изучающим данную проблематику, можно отнести Тиммермана К., Милани А., Кордсмана А., Бурке А., Смиса А .Работы этих авторов способствуют формированию цельной картины хронологического развития иранской ядерной программы, а также анализу причинно-следственных связей, существующих между такими факторами как повышение либо понижение степени обогащения урана Ираном и реакцией мирового сообщества на эти изменения. Часто она выражалась во введении либо ослаблении санкций, наложенных на Тегеран, поэтому автором данной работы была также исследована литература, касающаяся этого вопроса. Использованы работы таких авторов как Кацман К., Давыдов А. А., Кислицын С. В .В основном они посвящены анализу уже утвержденных мер экономического воздействия на Иран, принятых в Соединенных Штатах, и их результатам как для американской, так и для иранской экономик.
Изучению переговорного процесса по СВПД посвящены работы следующих авторов: Поп А., Голуб Ю. Г., ШенинС. Ю .Эта литература часто посвящена либо общему переговорному процессу по СВПД, либо внутриполитическим дебатам в США при отдельных президентских администрациях.
Литература, включающая в себя анализ процессов принятия внешнеполитических решений в США по иранской ядерной программе и по ядерной сделке представлена работами Ферреро К., Куандта У., Ансари А. М., Билла Д. А., Мюррея Д., Парси Т., Херста С., Путмена Р. Д., Уолтца К. Н., Джонстоуна А., Приста А., Болтона Д . Некоторые из этих исследователей приходят к выводу о том, что избирательный цикл препятствует прогрессу в решении конфликтов на Ближнем Востоке, так как принятие решений в Вашингтоне ориентировано на краткосрочные соображения. Однако, безусловно, в работе приняты к сведению и рассмотрены и другие точки зрения.
Помимо этого, в работе использованы отчеты и доклады различных исследовательских и аналитических центров. Например, работы таких исследователей как Кацман и Керр из CongressionalResearchService посвящены развитию иранской ядерной программы и процессу разработки антииранских санкций в США, исследователи из United States Institute for Peace проводили исследования о ядерном потенциале Ирана и его возможностях по созданию ядерного оружия, а аналитики изOpenSecretsзанимаются публикацией отчетов о финансировании, получаемом конгрессменами от произраильских лоббистских организаций.
Научная новизна заключается в том, что в рамках данного исследования была составлена комплексная картина системы факторов, влияющих на принятие внешнеполитических решений в США по вопросу иранской ядерной программы: рассмотрено, как позиция Вашингтона трансформируется или остается неизменной под влиянием мнения мировых лидеров, интересов ключевого союзника США на Ближнем Востоке – Израиля, внутриполитических процессов, происходящих в самих Соединенных Штатах, а также сформулирован вывод о перспективах развития американо-иранских отношений на современном этапе.
Хронологические рамки исследования обозначены началом 2000-х гг., когда иранская ядерная программа действительно стала международной проблемой, однако специфика рассматриваемого вопроса заставляет автора выходить за установленные временные рамки исследования и обращаться и к более ранним этапам, в том числе, чтобы проследить историю развития ядерной программы Ирана и корни геополитической напряженности между Вашингтоном и Тегераном.
Структура работы выстроена следующим образом. В первой главе рассматриваются геополитические корни американо-иранской напряженности и то, как события и игроки на международном уровне усиливают или ослабляют эту глубоко укоренившуюся враждебность.
Вторая глава посвящена исследованию того, как американо-израильские отношения в целом и деятельность произраильского лобби в США в частности влияют на решения, принимаемые по иранскому вопросу в Вашингтоне.
В третьей главе исследуются факторы, влияющие на принятие решений по Ирану в США, преломляющиеся через внутриполитическую призму в Вашингтоне, а также прослеживаются исторические основы и циклическое проявление ограничений, которые определяли развитие политики США в отношении Ирана на этапах «медового месяца», «перевыборов» и «второго срока» американского политического календаря. Рассмотрено то, как набор этих ограничений влияет на лиц, принимающих решения - от намерений недавно избранного президента и его администрации действовать смело в начале срока до тенденции избегать политически спорных вопросов во время общей избирательной кампании.
В заключении работа опирается на представленные аналитические рамки, чтобы сделать выводы о возможностях длительного сближения или «перезагрузки» в американо-иранских отношениях.
Любой из этих факторов так или иначе связан со всеми остальными, что не может не оказывать влияния на происходящее в регионе в целом. Иранская ядерная программа, как часть большого списка проблем, переплетающихся в ближневосточном регионе, остается в повестке дня всего мирового сообщества на протяжении практически двадцати лет, а если быть точнее, с 2002 года, когда сначала, в своем ежегодном обращении к Конгрессу 29 января, президент США Джордж Буш-младший отнес Иран к «оси зла», то есть к государствам, финансирующим терроризм или разрабатывающим оружие массового поражения, а затем оппозиционная иранскому режиму исламистская группировка «Организация моджахедов иранского народа» предоставила информацию, доказывающую наличие в Иране двух незарегистрированных ранее и неизвестных МАГАТЭ ядерных объектов: в Араке и Натанзе. Первый занимался производством тяжелой воды, второй – непосредственным обогащением урана.
За этим последовал длинный переговорный процесс с европейской «тройкой», Парижские соглашения, Рабочий план по разрешению остающихся вопросов относительно соблюдения Ираном соглашения о гарантиях, вызвавший шквальную критику в адрес тогдашнего генерального директора МАГАТЭ Мохаммада Эль-Барадея, переговоры с «шестеркой» и обострение при Махмуде Ахмадинежаде, усиление санкционной политики в отношении Ирана как со стороны отдельных государств, так и со стороны Совета Безопасности ООН, Неудачные Стамбульские переговоры 2011, Ормузский кризис, во время которого иранский меджлис в ответ на появление все новых и новых санкций принял решение перекрыть Ормузский пролив, второй срок Барака Обамы, результатом которого стало подписание СВПД в 2015, и, наконец, выход Соединенных Штатов из иранской ядерной сделки в 2018. Все эти события объединили в себе множество участников, в той или иной степени влияющих на происходящее: от государств - мировых лидеров и региональных игроков до отдельных личностей в правительствах и элитах стран, принимающих решения по иранской ядерной сделке и в отношении ее влияния на Ближний Восток.
Целью данной работы является выявление основных факторов и проблем, влияющих на принятие внешнеполитических решений в США в отношении иранской ядерной программы с начала 2000-х гг. до настоящего времени.
Задачи исследования:
1) Изучить процесс развития иранской ядерной программы и роль мирового сообщества в этом процессе;
2) Дать теоретически обоснованную интерпретацию развития иранской ядерной программы с точки зрения теории международных отношений;
3) Проследить развитие американского и международного санкционного режима в отношении Ирана;
4) Рассмотреть основные этапы эволюции американо-иранских отношений в контексте развития иранской ядерной программы;
5) Проанализировать степень влияния, оказываемого произраильским лобби в США на принятие решений в отношении Ирана при администрациях Обамы, Трампа и Байдена;
6) Выявить специфику электоральных циклов в США и обозначить их теоретические возможности влияния на внешнюю политику, проводимую Соединенными Штатами;
7) Определить, каким образом меняется политика администраций США в отношении Ирана во время фазы медового месяца, во время перевыборов и второго срока.
Объектом исследования являются внешнеполитические решения, принимаемые в США по вопросу иранской ядерной программы, а предметом исследования – факторы, оказывающие влияние на формирование этих решений, а также политические процессы, институты и механизмы, посредством которых происходит выработка внешнеполитического курса в отношении ядерной программы Ирана.
Методологической основой анализа проблемы, поднятой в данном исследовании, являются два подхода: историко-хронологический, применяемый для анализа истории развития иранской ядерной программы и выявления специфики американо-иранских отношений, а также системный, используемый для рассмотрения процессов, влияющих на развитие иранской ядерной программы и происходящих как во внутриполитической системе США, так и на мировой арене. Помимо этого, в исследовании были использованы такие политологические методы, как интентиком паративный анализы, первый из которых дает возможность реконструкции намерений говорящего и позволяет определить подтекст публичных выступлений и политических заявлений, а второй –сравнить эти политические заявления с реально происходящим на политической арене.
Первую группу источников, на которые опирался автор, составили документы, формирующие международно-правовую базу исследования, в частности Договор о нераспространении ядерного оружия и резолюции Совета Безопасности ООН в отношении иранской ядерной программы. Вторая группа представлена международными соглашениями, например, Совместным всеобъемлющим планом действий. Третья группа включает в себя все американские законодательные акты, принятые в отношении иранской ядерной сделки, в том числе закон INARAот 2015 года, а также законодательные акты, регулирующие антииранские санкции. В четвертую группу источников вошли документы исполнительной власти: например, указы президента . В пятую группу вошли результаты опросов общественного мнения в США , в шестую – источники, предоставляющие статистические данные, касающиеся соблюдения Ираном своих обязательств по СВПД, в частности отчеты МАГАТЭ, седьмую группу источников составили публичные выступления лиц, вовлеченных в изучаемую проблему, восьмая группа источников включает в себя мемуары и дневники лиц, непосредственно участвовавших в принятии решений по иранской ядерной программе в те или иные периоды ее развития .
Степень научной разработанности проблемы.
В первую очередь изучалась научная литература, посвященная исследованию истории развития иранской ядерной программы и ключевым аспектам взаимодействия Ирана с мировым сообществом в целом и с США в частности, к основным работам в этой области можно отнести труды Хлопкова А. О., Евсеева В. В., Дьякова А.С., Новикова В.Е., Саруханяна С.Н., Тимербаева Р.М., Баклицкого А. А., Мизина В. И. К зарубежным авторам, изучающим данную проблематику, можно отнести Тиммермана К., Милани А., Кордсмана А., Бурке А., Смиса А .Работы этих авторов способствуют формированию цельной картины хронологического развития иранской ядерной программы, а также анализу причинно-следственных связей, существующих между такими факторами как повышение либо понижение степени обогащения урана Ираном и реакцией мирового сообщества на эти изменения. Часто она выражалась во введении либо ослаблении санкций, наложенных на Тегеран, поэтому автором данной работы была также исследована литература, касающаяся этого вопроса. Использованы работы таких авторов как Кацман К., Давыдов А. А., Кислицын С. В .В основном они посвящены анализу уже утвержденных мер экономического воздействия на Иран, принятых в Соединенных Штатах, и их результатам как для американской, так и для иранской экономик.
Изучению переговорного процесса по СВПД посвящены работы следующих авторов: Поп А., Голуб Ю. Г., ШенинС. Ю .Эта литература часто посвящена либо общему переговорному процессу по СВПД, либо внутриполитическим дебатам в США при отдельных президентских администрациях.
Литература, включающая в себя анализ процессов принятия внешнеполитических решений в США по иранской ядерной программе и по ядерной сделке представлена работами Ферреро К., Куандта У., Ансари А. М., Билла Д. А., Мюррея Д., Парси Т., Херста С., Путмена Р. Д., Уолтца К. Н., Джонстоуна А., Приста А., Болтона Д . Некоторые из этих исследователей приходят к выводу о том, что избирательный цикл препятствует прогрессу в решении конфликтов на Ближнем Востоке, так как принятие решений в Вашингтоне ориентировано на краткосрочные соображения. Однако, безусловно, в работе приняты к сведению и рассмотрены и другие точки зрения.
Помимо этого, в работе использованы отчеты и доклады различных исследовательских и аналитических центров. Например, работы таких исследователей как Кацман и Керр из CongressionalResearchService посвящены развитию иранской ядерной программы и процессу разработки антииранских санкций в США, исследователи из United States Institute for Peace проводили исследования о ядерном потенциале Ирана и его возможностях по созданию ядерного оружия, а аналитики изOpenSecretsзанимаются публикацией отчетов о финансировании, получаемом конгрессменами от произраильских лоббистских организаций.
Научная новизна заключается в том, что в рамках данного исследования была составлена комплексная картина системы факторов, влияющих на принятие внешнеполитических решений в США по вопросу иранской ядерной программы: рассмотрено, как позиция Вашингтона трансформируется или остается неизменной под влиянием мнения мировых лидеров, интересов ключевого союзника США на Ближнем Востоке – Израиля, внутриполитических процессов, происходящих в самих Соединенных Штатах, а также сформулирован вывод о перспективах развития американо-иранских отношений на современном этапе.
Хронологические рамки исследования обозначены началом 2000-х гг., когда иранская ядерная программа действительно стала международной проблемой, однако специфика рассматриваемого вопроса заставляет автора выходить за установленные временные рамки исследования и обращаться и к более ранним этапам, в том числе, чтобы проследить историю развития ядерной программы Ирана и корни геополитической напряженности между Вашингтоном и Тегераном.
Структура работы выстроена следующим образом. В первой главе рассматриваются геополитические корни американо-иранской напряженности и то, как события и игроки на международном уровне усиливают или ослабляют эту глубоко укоренившуюся враждебность.
Вторая глава посвящена исследованию того, как американо-израильские отношения в целом и деятельность произраильского лобби в США в частности влияют на решения, принимаемые по иранскому вопросу в Вашингтоне.
В третьей главе исследуются факторы, влияющие на принятие решений по Ирану в США, преломляющиеся через внутриполитическую призму в Вашингтоне, а также прослеживаются исторические основы и циклическое проявление ограничений, которые определяли развитие политики США в отношении Ирана на этапах «медового месяца», «перевыборов» и «второго срока» американского политического календаря. Рассмотрено то, как набор этих ограничений влияет на лиц, принимающих решения - от намерений недавно избранного президента и его администрации действовать смело в начале срока до тенденции избегать политически спорных вопросов во время общей избирательной кампании.
В заключении работа опирается на представленные аналитические рамки, чтобы сделать выводы о возможностях длительного сближения или «перезагрузки» в американо-иранских отношениях.
Целью данной выпускной квалификационной работы являлось выявление факторов, влияющих на формирование внешнеполитического курса США в отношении иранской ядерной программы на современном этапе. В процессе выполнения поставленных для достижения этой цели задач был, во-первых, изучен процесс развития иранской ядерной программы и роль мирового сообщества в этом процессе. Сделан вывод о том, корни проблем иранской ядерной программы и американо-иранской напряженности стоит искать не в начале 2000-х гг., когда появилось иранское досье, а задолго до этого, когда отношения двух стран начали стремительно ухудшаться с момента победы исламской революции 1979, характеризуясь постоянной сменой одних циклов враждебности другими, только усиливающими взаимное непонимание и жесткую риторику. В «вину» Ирану за последние сорок лет вменялись захват заложников, ведение прокси-войн, связь с террористическими организациями и, безусловно, разработка ядерной программы военного назначения, однако пик напряженности пришелся на период нахождения у власти Дональда Трампа. В 2018 году США вышли из Совместного всеобъемлющего плана действий, затем последовали новые санкции, и, наконец, в 2020 году был убит выдающийся иранский генерал Касем Сулеймани, что приблизило ситуацию к критической отметке. Вступив в должность, Джо Байден заявил о готовности вновь присоединиться к СВПД при условии соблюдения Ираном его условий, и судьба сделки, по которой в настоящий момент продолжаются переговоры в Вене, понятна не до конца.
Во-вторых, были даны теоретические обоснования развитию иранской ядерной программы с точки зрения теории международных отношений, а также сделан вывод о том, что ситуация с иранской ядерной программой и принятием решений по ней в США развивается в парадигмах реализма и либерализма одновременно.
В-третьих, были рассмотрены основные этапы эволюции американо-иранских отношений в контексте развития иранской ядерной программы, а также прослежено развитие американского и международного санкционного режима в отношении Ирана, приведшего к глубокому экономическому кризису в стране. Изучена зависимость появления новых и снятия старых санкций от проводимой Ираном политики и сделан вывод о том, что эта зависимость проявляется не всегда, так как в ответ на соблюдение Ираном своих обязательств по СВПД, подтвержденных МАГАТЭ, США вышли из сделки в одностороннем порядке и ввели новые санкции.
В-четвертых, проанализирована степень влияния, оказываемого произраильским лобби в США на принятие решений в отношении Ирана при администрациях Обамы, Трампа и Байдена и сделан вывод о том, что это влияние, безусловно, важно, однако не является решающим.
В-пятых, было сформулировано, каким образом меняется политика администраций США в отношении Ирана в соответствии с американскими электоральными циклами, и сделан вывод о том, что значимые попытки наладить отношения с Тегераном предпринимаются в периоды «медового месяца» или второго срока, но возвращаются к конфронтационной позиции, когда время истекает и политическое давление вновь дает о себе знать.
В-шестых, сделан вывод о том, что, говоря о факторах, влияющих на формирование внешнеполитического курса США в отношении Ирана, следует также брать во внимание идиосинкразию каждого президента США, деятельность их иранских коллег, а также деятельность сторонних посредников между ними - в частности, европейских акторов. Так, описание причинно-следственной связи, приведшей к заключению СВПД, должно признать значение более умеренного подхода президента-реформатора Ирана Хасана Роухани и его министра иностранных дел, получившего западное образование, Мохаммада Джавада Зарифа, по сравнению с президентом Махмудом Ахмадинежадом, чья враждебная риторика и агрессивный стиль только усугубляли сложности в и без того напряженных отношениях между двумя странами. Европейские лидеры, в частности Кэтрин Эштон в качестве инаугурационного Высокого представителя Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности, также сыграли важную роль в содействии диалогу между каждой из сторон переговоров. И, безусловно, огромное значение для развития ситуации в том или ином направлении имеют внутриполитические процессы в самом Иране, ведь лица, принимающие там решения, вынуждены маневрировать по сложной местности под влиянием различных политических фракций и групп влияния.
Подводя итог, к факторам, влияющим на политику США в отношении Ирана и иранской ядерной программы можно главным образом отнести сначала желание наладить экономические отношения и иметь партнера в регионе с целью укрепления через него собственного влияния, а затем, после свержения шахского режима Пехлеви в результате исламской революции в 1979, - антиамериканскую политику нового тегеранского руководства, захват заложников в посольстве США, после которого были разорваны дипломатические отношения между странами, поддержку Ираном таких признанных террористическими в США организаций как Хезболла, ХАМАС и Палестинский Исламский Джихад, что являлось естественным следствием того, что иранский истеблишмент в принципе подвергает сомнению право государства Израиль (одного из ключевых союзников США в регионе) на существование, и, безусловно, беспокойство о возможной военной направленности иранской ядерной программы в связи со всеми вышеупомянутыми факторами. Все это привело к формированию определенного, преувеличенно-злодейского образа Ирана в американском обществе. Конгрессмены, политические эксперты, журналисты, ученые и лоббисты создали крайне негативное и враждебное представление об Иране в американском политическом и общественном дискурсах, что, без сомнений, тоже можно отнести к факторам внутренней повестки США, влияющим на принятие решений в отношении Ирана.
Эта работа, ставя одной из своих задач попытку понимания колебаний в политике США в отношении Ирана, а также их неспособность достичь значимого прогресса, подчеркивает взаимозависимость международных и внутриполитических объяснений. Одним из выводов здесь служит утверждение, что два настолько различных подхода друг к другу как у США и ИРИ формируют среду принятия решений таким образом, что затрудняют любой длительный отход от стандартной враждебной позиции. На международном уровне геополитические соображения, сформированные во многом в парадигме реализма, однако испытывающие на себе и влияние либерализма, закрепили с обеих сторон мощные и идеологически заряженные нарративы, изображая Иран как постоянную угрозу интересам США на Ближнем Востоке и наоборот. Такие нарративы отражают разочарование США в связи с «потерей» Ирана в холодной войне, соперничество двух государств в видении регионального порядка на Ближнем Востоке и их более широкие последствия. Однако эта ситуация никогда не была полностью лишена возможностей для ослабления напряженности, а враждебная риторика не всегда соответствовала реальности материальной угрозы, исходящей от Ирана.
Таким образом, США продолжают быть приверженными Ближнему Востоку и сегодня, и этот факт остается предметом дискуссий. Однако даже если допустить снижение важности региона для интересов США, неизбежный отказ от него представляется маловероятным, и любой путь ухода с Ближнего Востока все равно потребует конструктивного взаимодействия с союзниками и противниками. Независимо от того, будет ли внешняя политика Ирана привлекать такое же внимание, как и в прошлом, ее политические, региональные и международные последствия будут продолжать оказывать влияние на различных действующих лиц в Белом доме. Как показано в данной работе, способность сменяющих друг друга администраций «перезагрузить» отношения с Ираном была сильно ограничена как геополитическим давлением, так и сопутствующими прецедентами и представлениями, сложившимися и укрепившимися за последние сорок лет отношений, которые имели тенденцию к враждебности и непониманию. Способность Вашингтона пользоваться моментами, благоприятными для «оттепели», сдерживается внутриполитическим давлением, которое проявляется в соответствии с динамикой избирательных циклов в США. На протяжении более четырех десятилетий политика США в отношении Ирана разрабатывалась с оглядкой на внутриполитический календарь, колеблясь между попытками сближения и неослабевающей враждебностью.
Для того чтобы сдвинуться с места, необходимо способствующее конструктивному диалогу выравнивание условий на международном и внутреннем уровнях. Такие моменты были редкими, так как в большинстве случаев благоприятные факторы на одном уровне компенсировались препятствиями на другом, оставляя за собой след из ложных надежд и упущенных возможностей, однако Вашингтон продолжает играть ведущую роль в международном процессе по иранской сделке, несмотря на свой выход из соглашения. Этот выход, вероятно, даже усилил значимость США как актора, влияющего на ситуацию, так как заметно и весьма ощутимо ее усложнил, и теперь решение проблемы, во многом кажущейся тупиковой, критически зависит от действий, предпринимаемых Соединенными Штатами.
Во-вторых, были даны теоретические обоснования развитию иранской ядерной программы с точки зрения теории международных отношений, а также сделан вывод о том, что ситуация с иранской ядерной программой и принятием решений по ней в США развивается в парадигмах реализма и либерализма одновременно.
В-третьих, были рассмотрены основные этапы эволюции американо-иранских отношений в контексте развития иранской ядерной программы, а также прослежено развитие американского и международного санкционного режима в отношении Ирана, приведшего к глубокому экономическому кризису в стране. Изучена зависимость появления новых и снятия старых санкций от проводимой Ираном политики и сделан вывод о том, что эта зависимость проявляется не всегда, так как в ответ на соблюдение Ираном своих обязательств по СВПД, подтвержденных МАГАТЭ, США вышли из сделки в одностороннем порядке и ввели новые санкции.
В-четвертых, проанализирована степень влияния, оказываемого произраильским лобби в США на принятие решений в отношении Ирана при администрациях Обамы, Трампа и Байдена и сделан вывод о том, что это влияние, безусловно, важно, однако не является решающим.
В-пятых, было сформулировано, каким образом меняется политика администраций США в отношении Ирана в соответствии с американскими электоральными циклами, и сделан вывод о том, что значимые попытки наладить отношения с Тегераном предпринимаются в периоды «медового месяца» или второго срока, но возвращаются к конфронтационной позиции, когда время истекает и политическое давление вновь дает о себе знать.
В-шестых, сделан вывод о том, что, говоря о факторах, влияющих на формирование внешнеполитического курса США в отношении Ирана, следует также брать во внимание идиосинкразию каждого президента США, деятельность их иранских коллег, а также деятельность сторонних посредников между ними - в частности, европейских акторов. Так, описание причинно-следственной связи, приведшей к заключению СВПД, должно признать значение более умеренного подхода президента-реформатора Ирана Хасана Роухани и его министра иностранных дел, получившего западное образование, Мохаммада Джавада Зарифа, по сравнению с президентом Махмудом Ахмадинежадом, чья враждебная риторика и агрессивный стиль только усугубляли сложности в и без того напряженных отношениях между двумя странами. Европейские лидеры, в частности Кэтрин Эштон в качестве инаугурационного Высокого представителя Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности, также сыграли важную роль в содействии диалогу между каждой из сторон переговоров. И, безусловно, огромное значение для развития ситуации в том или ином направлении имеют внутриполитические процессы в самом Иране, ведь лица, принимающие там решения, вынуждены маневрировать по сложной местности под влиянием различных политических фракций и групп влияния.
Подводя итог, к факторам, влияющим на политику США в отношении Ирана и иранской ядерной программы можно главным образом отнести сначала желание наладить экономические отношения и иметь партнера в регионе с целью укрепления через него собственного влияния, а затем, после свержения шахского режима Пехлеви в результате исламской революции в 1979, - антиамериканскую политику нового тегеранского руководства, захват заложников в посольстве США, после которого были разорваны дипломатические отношения между странами, поддержку Ираном таких признанных террористическими в США организаций как Хезболла, ХАМАС и Палестинский Исламский Джихад, что являлось естественным следствием того, что иранский истеблишмент в принципе подвергает сомнению право государства Израиль (одного из ключевых союзников США в регионе) на существование, и, безусловно, беспокойство о возможной военной направленности иранской ядерной программы в связи со всеми вышеупомянутыми факторами. Все это привело к формированию определенного, преувеличенно-злодейского образа Ирана в американском обществе. Конгрессмены, политические эксперты, журналисты, ученые и лоббисты создали крайне негативное и враждебное представление об Иране в американском политическом и общественном дискурсах, что, без сомнений, тоже можно отнести к факторам внутренней повестки США, влияющим на принятие решений в отношении Ирана.
Эта работа, ставя одной из своих задач попытку понимания колебаний в политике США в отношении Ирана, а также их неспособность достичь значимого прогресса, подчеркивает взаимозависимость международных и внутриполитических объяснений. Одним из выводов здесь служит утверждение, что два настолько различных подхода друг к другу как у США и ИРИ формируют среду принятия решений таким образом, что затрудняют любой длительный отход от стандартной враждебной позиции. На международном уровне геополитические соображения, сформированные во многом в парадигме реализма, однако испытывающие на себе и влияние либерализма, закрепили с обеих сторон мощные и идеологически заряженные нарративы, изображая Иран как постоянную угрозу интересам США на Ближнем Востоке и наоборот. Такие нарративы отражают разочарование США в связи с «потерей» Ирана в холодной войне, соперничество двух государств в видении регионального порядка на Ближнем Востоке и их более широкие последствия. Однако эта ситуация никогда не была полностью лишена возможностей для ослабления напряженности, а враждебная риторика не всегда соответствовала реальности материальной угрозы, исходящей от Ирана.
Таким образом, США продолжают быть приверженными Ближнему Востоку и сегодня, и этот факт остается предметом дискуссий. Однако даже если допустить снижение важности региона для интересов США, неизбежный отказ от него представляется маловероятным, и любой путь ухода с Ближнего Востока все равно потребует конструктивного взаимодействия с союзниками и противниками. Независимо от того, будет ли внешняя политика Ирана привлекать такое же внимание, как и в прошлом, ее политические, региональные и международные последствия будут продолжать оказывать влияние на различных действующих лиц в Белом доме. Как показано в данной работе, способность сменяющих друг друга администраций «перезагрузить» отношения с Ираном была сильно ограничена как геополитическим давлением, так и сопутствующими прецедентами и представлениями, сложившимися и укрепившимися за последние сорок лет отношений, которые имели тенденцию к враждебности и непониманию. Способность Вашингтона пользоваться моментами, благоприятными для «оттепели», сдерживается внутриполитическим давлением, которое проявляется в соответствии с динамикой избирательных циклов в США. На протяжении более четырех десятилетий политика США в отношении Ирана разрабатывалась с оглядкой на внутриполитический календарь, колеблясь между попытками сближения и неослабевающей враждебностью.
Для того чтобы сдвинуться с места, необходимо способствующее конструктивному диалогу выравнивание условий на международном и внутреннем уровнях. Такие моменты были редкими, так как в большинстве случаев благоприятные факторы на одном уровне компенсировались препятствиями на другом, оставляя за собой след из ложных надежд и упущенных возможностей, однако Вашингтон продолжает играть ведущую роль в международном процессе по иранской сделке, несмотря на свой выход из соглашения. Этот выход, вероятно, даже усилил значимость США как актора, влияющего на ситуацию, так как заметно и весьма ощутимо ее усложнил, и теперь решение проблемы, во многом кажущейся тупиковой, критически зависит от действий, предпринимаемых Соединенными Штатами.
Подобные работы
- СИСТЕМА ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ В ЕВРОПЕ КАК ФАКТОР РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Ядерная проблема Ирана и ее влияние на глобальную мировую политику и международные отношения
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - РОССИЙСКО-ИРАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022 - ГЕРМАНСКИЙ ВОПРОС ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ США
(1945-1990 ГГ.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Ядерная программа Исламской Республики Иран как проблема современных международных отношений
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Эволюция концептуальных основ внешней политики России и их
реализация в российской дипломатической практике на современном
этапе (1991-2019 гг.)
Диссертация , международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2020 - РОССИЙСКО - ИРАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (2013 - 2017 гг.)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - АМЕРИКАНО - ИРАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (2009-2020гг)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Российско-иранские отношения в 2000-2017 гг.: военно-политическое сотрудничество
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



