Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема сохранения культурного наследия в деятельности международных организаций в начале XXI века

Работа №135626

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
64
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. История и нормативно-правовое регулирование международной охраны культурных ценностей
§1 Становление и развитие деятельности по международной охране культурного наследия. Институциональный аспект
§2 Нормативно-правовые основы сохранения культурного наследия в деятельности международных организаций
ГЛАВА 2. ЮНЕСКО и современные проблемы сохранения культурного наследия...27
§1 Проблема защиты культурных ценностей в условиях вооружённых конфликтов в деятельности ЮНЕСКО
§2 Охрана подводного культурного наследия в деятельности ЮНЕСКО
§3Охрана нематериального культурного наследия в деятельности ЮНЕСКО
§4 Основные направления деятельности ЮНЕСКО по вопросам музеев и музейного сотрудничества в современном мире
ГЛАВА 3. Ключевые направления современной деятельности ИКОМ по вопросам сохранения культурного наследия
§1 Роль музеев в современном мире и этика музейной деятельности в работе ИКОМ.........41
§2 Профессиональное образование и обмен опытом как один из приоритетов ИКОМв решении вопросов сохранения культурного наследия
§3 Борьба с незаконным перемещением культурных ценностей в деятельности ИКОМ
§4 Содействие ИКОМ управлению рисками в чрезвычайных ситуациях
Заключение
Список источников и литературы


Актуальность темы выпускной работы определяется уникальной значимостью культурных ценностей для экономического и социального развития, сохранением старых и появлением новых угроз культурному наследию народов всего мира и одновременно – повышением числа и роли международных организаций в деятельности по его сохранению за последние десятилетия. Незаменимое участие МПО и НПО в совершенствовании государственной политики и правового регулирования, обмене и распространении накопленного опыта, продвижении соответствующей повестки дня сделало возможным существование десятков документов, институтов и проектов по охране культурного наследия, однако на фоне трансформации проблем и угроз меняется и работа международных организаций, что означает потребность в обновлении и расширении знаний по данному вопросу.
Соответствующим образом была поставлена цель работы: выявить ключевые направления деятельности международных организаций (на примере двух, относящихся к числу крупнейших и наиболее авторитетных в международном культурном сотрудничестве, представляющих интерес в точки зрения разработки и продвижения оригинальных подходов и проектов) по сохранению культурного наследия, определить её сильные и слабые стороны и возможные пути совершенствования. Для этого было необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть историю международного сотрудничества в сфере охраны культурных ценностей;
• выявить факторы, оказавшие наиболее существенное влияние на развитие проблематики охраны культурного наследия;
• определить и проанализировать новые и приоритетные направления работы по сохранению наследия таких организаций, как ЮНЕСКО и ИКОМ;
• сформулировать проблемы и перспективы международной охраны культурного наследия в деятельности данных организаций, их общие и особенные черты.
Предметом исследования, таким образом, являются современные тенденции в деятельности международных организаций, касающиеся сохранения культурного наследия, а объектом – собственно, международные межправительственные и неправительственные организации в сфере культуры, играющие незаменимую роль в международном сотрудничестве по данному вопросу, с учётом особенностей их структуры, ресурсов, целей и задач функционирования.
Научная новизна работы заключается, во-первых, в попытке проанализировать место и роль международных организаций разных типов в рамках существующего международного режима охраны культурных ценностей с учётом их структуры, функций, черт сходства и различия. Во-вторых, стоит отметить акцент на современных и наиболее актуальных проблемах и приоритетах, что, разумеется, предполагало использование новых источников, ранее не вводимых (или ограниченно вводимых) в научный оборот, а также анализ ряда международных соглашений и иных, которые до этого не получали достаточно подробного рассмотрения в российских научных работах.
Работа опирается на обширную и разнообразную источниковую базу. Можно сказать, что главную роль здесь играют документальные источники, изучение которых является необходимым для понимания работы международных организаций: последние могут создаваться на основе подписанных соглашений, но ещё и, что более важно, действуют на основе принимаемых ими актов, а также участвуют в разработке новых договоров, часто способных непосредственно влиять на государственную политику. Заметное место в этой группе занимают уставные и другие документы, определяющие основы организации и её приоритеты ; хотя устройство, институциональные компоненты организаций сами по себе в данной работе не рассматривались (только в контексте их влияния на практическую работу), в уставах, планах развития и т. п. содержатся принципиальные подходы, позволяющие понять подход актора к тому или иному вопросу – в случае ЮНЕСКО это позволяет определить место сектора культуры среди большого числа сфер её интересов, а документы ИКОМ регулируют не только его функционирование, но и включают принципиальные положения, касающиеся музеев и работы организации с ними. Однако ещё большее значение для понимания темы имеет ознакомление с международными соглашениями в сфере культуры. Их роль здесь также многообразна: во-первых, они отражают историю международного сотрудничества и организаций, показывая, какие вопросы привлекали внимание на том или ином этапе; во-вторых, они составляют те правовые рамки, в которые действуют организации, выступают в качестве ориентиров их работы; в-третьих, что самое важное, поскольку подавляющее большинство действующих в этой сфере договоров были приняты и продвигаются при участии ЮНЕСКО, они являются органической частью и результатом деятельности организации, демонстрируют её приоритеты при решении тех или иных проблем, равно как и сам факт принятия соглашения (особенно юридически обязывающего) говорит о большом значении, приписываемом определённой теме. Для ИКОМ эти документы тоже важны, поскольку он руководствуется ими при построении своей работы; кроме того, Совет принимает собственные акты, обращённые к музеям, государственным органам, гражданскому обществу . Другую важную группу источников составили отсчёты и другие сообщения организаций о своей деятельности. Для ЮНЕСКО это были материалы официального сайта, весьма обширного и информативного, но с не всегда очевидной навигацией, а для ИКОМ – составляемые организацией ежегодные отсчёты. Сайт ЮНЕСКО также содержит ссылки на более недавние страницы, посвящённые отдельным проектам (вроде нематериального наследия), а также масштабную базу данных документов и публикаций. Отчёты ИКОМ систематизируют большое количество информации, относящейся к работе всей разветвлённой сети Совета; были использованы материалы, относящиеся в основном к последним 5 – 6 годам, их анализ позволил определить приоритетные направления практической деятельности организации на современном этапе и преобладающие тенденции её эволюции.
Что касается степени изученности вопроса в научной литературе, можно констатировать достаточно стабильный интерес к проблематике сохранения культурных ценностей со стороны как отечественных, так и зарубежных исследователей: она начинает систематически освещаться на страницах профильных журналов и монографий, как минимум, начиная со второй половины XX столетия (хотя работы по данной теме, принадлежавшие в основном перу западноевропейских исследователей, существовали и ранее). Так, среди советских авторов большую ценность представляют работы Л. Н. Галенской и М. М. Богуславского, которые провели масштабные и комплексные исследования международного культурного сотрудничества, охраны культурных ценностей, деятельности ЮНЕСКО и других организаций. Следует отметить также современные работы Н. М. Боголюбовой и Ю. В. Николаевой, посвящённые, в частности, роли международных организаций в сохранении культурного наследия и их влиянии на государственную политику, а также публикации В. Г. Ананьева, в которых представлен подробный анализ истории международного сотрудничества музеев, развития ИКОМ и его исторического предшественника – Международного бюро музеев. Характерной особенностью зарубежных исследований по теме является то, что их авторами очень часто выступают сотрудники международных организаций и учреждений культуры, принимавшие непосредственное участие в разработке тех или иных документов, реализации программ и проектов. С одной стороны, это крайне положительное свойство, поскольку оно позволяет «заглянуть за кулисы» процесса согласования решений и переговорных позиций, который обычно остаётся очень закрытым и плохо поддаётся воссозданию на основе доступных официальных документов; подобные работы наглядно проясняют внутреннюю логику документов ЮНЕСКО, которую тоже может быть сложно раскрыть, анализируя общие положения конвенций и деклараций. Такие статьи содержат рассмотрение частных случаев, «кейсов», которые нечасто становятся объектами изучения в исследованиях российских авторов (и что отчасти стремится восполнить данная работа, хотя речь в большей степени идёт о намеченных направлениях отдельных, более детальных исследований в силу задачи наиболее широко продемонстрировать охват деятельности международных организаций). С другой стороны, здесь важно постоянно учитывать, что авторы обычно представляют информацию с точки зрения своих ведомств и структур, и стараться смотреть на факты в более общей перспективе – новых данных в любом случае оказывается достаточно. Возвращаясь к российским публикациям, можно также отметить устойчивый интерес к деятельности ЮНЕСКО; подчёркивается высокая значимость работы организации, выделяются её отдельные инициативы, а также уделяется большое внимание сотрудничеству с Россией, влиянию инициатив ЮНЕСКО на российскую ситуацию в сфере культуры. С другой стороны, выше уже был отмечен нередко довольно общий характер таких исследований; кроме того, в рамках культурного сектора широкое освещение получают лишь некоторые проекты организации – а точнее, главным образом всемирное наследие и работа по его сохранению (что не преуменьшает ценность подобных публикаций, многие из которых написаны по отдельным объектам с глубоким анализом местной специфики), а другие вопросы требуют более подробной разработки. Что касается неправительственных организаций (для данной работы, в частности, ИКОМ), то обычно они лишь упоминаются с точки зрения их участия в международных проектах или продвижения отдельных инициатив (например, Этический кодекс ИКОМ), однако сами по себе практически не рассматриваются. Обращение к подобным вопросам с целью показать наличие важных проблем и материала для исследования составило значительную часть настоящей работы.
Теоретическая значимость работы состоит в следующем. Во-первых, была предпринята попытка представить историю международного сотрудничества в изучаемой области с точки зрения его постепенной эволюции, т. е. продемонстрировать преемственность между отдельными периодами, переход между которыми иначе может казаться резким и обрывистым. Акцент на развитии международных организаций позволил подчеркнуть их роль в этом процессе, а также то, в каком направлении постепенно трансформировались их приоритеты и как эта трансформация постепенно стала определять рамки кооперации в этой сфере, которая изначально развивалась вообще в отсутствие каких-либо устойчивых институтов. Похожий анализ был проделан и в отношении действующих международно-правовых актов, с выделением различных лежащих в их основе теоретических подходов, а также с оценкой полноты охвата ими проблем, касающихся сохранения культурных ценностей. Что касается современной деятельности международных организаций, анализ теоретических основ их деятельности занял заметное место в гл. 2 и 3. Применительно к ЮНЕСКО речь шла о новых категориях культурного разнообразия и нематериального наследия – понимание их генезиса принципиально важно для понимания современного подхода организации к культурному наследию вообще, осознанию того, насколько он связан с общим контекстом глобального развития (и глобальных проблем) и как сильно изменился в сравнении с традиционным пониманием наследия как экспонатов и памятников. Кроме того, отдельно внимание было уделено осмыслению ЮНЕСКО положения музеев в современном обществе, что было продолжено при рассмотрении позиции ИКОМ по тому же вопросу – теоретическая работа выделяется в самостоятельное направление работы Совета и служит основой других его программ. Практическую значимость работы можно определить следующим образом. По сути прикладной компонент имел определяющее значение при анализе ключевых направлений работы международных организаций: были показаны их приоритеты и особенности реализации тех или иных инициатив, сильные и слабые стороны, а также существующие потребности их совершенствования. Для недавно принятых конвенций это были проблемы имплементации, а также необходимость увеличения числа ратификаций. По итогам рассмотрения отдельных «кейсов» были сделаны выводы о преобладающих тенденциях развития работы организаций, а также о воздействии на это развитие их структуры, состава членов и т. д. с выделением основных противоречий, общих и особенных черт и предположением возможных путей совершенствования. В целом было продемонстрировано, что большинство проектов международных институтов являются результатом синтеза теории и практики и всегда имеют фундамент в виде проделанной исследовательской работы.
Поставленные цель и задачи работы предполагают использование соответствующих методов научного исследования при её выполнении. Так, обзор процесса развития международной охраны культурного наследия потребует широкого применения методов исторического анализа, что позволит описать соответствующие события и показать, как за прошедшие десятилетия сформировалась современная система международного сотрудничества в данной сфере; компаративный метод будет полезен при сопоставлении различных исторических периодов (в частности, первой и второй половины XX в.) для выявления их качественных различий. Далее, описание и наблюдение (в форме изучения документов) будут применяться при рассмотрении действующих международно-правовых актов, касающихся сохранения культурных ценностей. Вторая и третья главы, связанные с изучением деятельности международных организаций на современном этапе, предполагают обычно используемый в таком случае системный, институциональный и функциональный анализ, позволяющий продемонстрировать работу организации как сложного объекта и отдельных её компонентов, выявить роль подобных акторов в рамках международного сотрудничества и их вклад в регулирование и прогрессивное развитие международных отношений. Отсюда же логически следует и применение сравнения (снова компаративный метод) и обобщения, поскольку выявленные особенности межправительственной (ЮНЕСКО) и неправительственной (ИКОМ) организаций будет полезно сравнить, выявить общие для работы международных организаций характерные черты и подчеркнуть специфику их отдельных разновидностей.
Работа была организована также в соответствии с поставленными задачами. В первой главе проводится исторический обзор международного сотрудничества в интересующей нас области, особенностей структуры и функций рассматриваемых организаций, а также действующих в данной сфере международно-правовых актов. Вторая и третья главы посвящены, соответственно, приоритетным направлениям деятельности ЮНЕСКО и ИКОМ – выводы, полученные по их итогам, сопоставляются с целью выявления общих и особенных проблем, составления прогнозов и рекомендаций.
Отдельные тезисы настоящей работы получили апробацию в ходе XVII заочной сессии ежеквартальной студенческой научной конференции «Международные гуманитарные связи» .



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведённое исследование поставленных в работе вопросов позволяет подвести определённые итоги. Исторический обзор продемонстрировал постепенную эволюцию международной охраны культурного наследия – от отдельных, малоэффективных норм в рамках международного гуманитарного права и первых международных организаций с крайне неравномерным географическим представительством до появления и развития глобальных структур, которые в своей работе достигли высокого уровня репрезентации государств всех регионов мира. ЮНЕСКО играет ключевую роль среди таких акторов, выступая координатором и инициатором десятков проектов, в которых отразилась постепенная трансформация взглядов на проблемы культурного наследия. В равной степени это коснулось и нормативно-правовой базы, в основе своей представленной документами ЮНЕСКО: происходил постепенный переход от единственной проблематики вооружённых конфликтов к общим вопросам сохранения наследия и опасностям, связанным с незаконной деятельностью; последующее развитие международных отношений вызвало необходимость актуализации подхода к вооружённым конфликтам (теперь – внутренних и с участием террористических групп), а также повышенное внимание к нематериальным аспектам культурного наследия.
При рассмотрении как структуры, так и приоритетов деятельности ЮНЕСКО и ИКОМ было отмечено немало схожих черт. Помимо тесного многолетнего партнёрства, организации прошли схожие этапы эволюции своих подходов и сталкиваются со похожими проблемами: в их бюджетах сохраняются серьёзные диспропорции в сторону преимущественного получения финансирования из развитых стран и растущих трат на страны развивающиеся. Если для ЮНЕСКО это является в принципе устойчивой ситуацией, то в ИКОМ эти изменения вызвали оживлённые дискуссии о путях развития организации – работая для частных лиц, Совет призван отвечать их интересам. С другой стороны, коллективная воля музейных специалистов (зачастую более осведомлённых о текущих проблемах, чем политики) может быть более гибкой, чем воля государств – членов ЮНЕСКО, что позволяет ИКОМ довольно быстро адаптироваться и быть открытым к новым проектам; партнёрство с ЮНЕСКО позволяет ему и другим организациям такого типа участвовать в выработке ключевых решений, косвенно влияя и на политику государств.
Обращают на себя внимание и изменения, касающиеся осмысления культурного наследия и его значения для общества. Культурные ценности всё меньше рассматриваются как законченный результат и всё больше – как процесс, продолжающийся по сей день и соответствующим образом влияющий на жизнь людей. Культура заключается не только в произведениях, но и в процессах их создания и исполнения. Манифестом данного нового подхода являются документы ЮНЕСКО, касающиеся культурного разнообразия и нематериального наследия, а источником вдохновения – традиции многих районов Азии, Африки и других регионов, представляющие альтернативу западной трактовке наследия как отголоска прошлого в движущемся вперёд индустриальном обществе. Отсюда – и внимание к людям, практикующим и передающим связанные с культурой знания и навыки, и ориентация на их участие в будущем развитии, а не только в сохранении старого. Данная концепция находит отражение и в документах ИКОМ, предусматривающих содействие защите настоящего и будущего, материального и нематериального наследия.
Анализ современных инициатив ЮНЕСКО подтверждает лидерские позиции организации в продвижении актуальной повестки дня, что наглядно демонстрируют «кейсы» подводного и нематериального культурного наследия – поддержка соответствующих конвенций растёт со временем. С другой стороны, при их имплементации возникают и сложности – главной из них является, пожалуй, тот факт, что цели и роль ЮНЕСКО зачастую остаются неизвестными среди тех, в интересах кого она работает (к примеру, коренных народов – носителей нематериального наследия). Это означает потребность в активизации работы «на местах», во взаимодействии с гражданским обществом и т. п., ведь именно это поможет организации обеспечить лучшую коммуникацию о своей активности и таким образом повысить «легитимность» в глазах жителей (ср. с теоретическими подходами, касающимися развития международных институтов). Хорошим опытом здесь может послужить работа по спасению угрожаемых памятников – вопрос стоит о возможности переноса такой практики на другие области не такого экстренного характера.
Главные направления деятельности ИКОМ также в целом направлены в сторону увеличения присутствия в развивающихся странах; здесь стоит отметить всё большую конвергенцию подходов ЮНЕСКО и ИКОМ к социальной роли музеев – на место условно «музеев для музеев» приходят «музеи для общественного развития», в чём можно убедиться при взгляде на Рекомендацию ЮНЕСКО 2015 г., посвящённую данным учреждениям. Однако, диспропорции в географии членства и мероприятий в ИКОМ сохраняются, и наилучшим способом расширить его присутствие в Азии, Африке и Латинской Америке является увеличение числа членов из этих регионов. В общем-то, именно такая политика сейчас и принята за основу, и можно быть уверенными в её продолжении. Это представляется более чем желательным вектором эволюции, как и в целом активное вовлечение ИКОМ в проблемы развития – ведь иначе его обширные информационные, экспертные и иные ресурсы могут остаться недоиспользованными, а обмен опытом в сфере музейного дела – неполным без учёта точек зрения из развивающихся стран.
Ряд замечаний можно сделать также в целом о роли международных организаций разных типов в международном культурном сотрудничестве. ЮНЕСКО, с одной стороны, является классическим примером межправительственной организации, с другой – занимает уникальное место в силу универсального членства, участия в системе ООН, в силу чего едва ли можно назвать иную организацию с похожими компетенциями. Тем не менее, для неё всё равно характерны черты и ограничения, общие с другими акторами данного типа. Так, несмотря на наличие собственной позиции по разным вопросам, ЮНЕСКО не всесильна и вряд ли может успешно проводить политику, согласие с которой не выразит большинство государств-участников; от них же зависит и выделение ресурсов, и имплементация принятых решений, участие в проектах организации –и ратификация конвенций, и принятие соответствующих законов, обеспечение решений требуют политической воли; кроме того, помимо собственной сложной бюрократической структуры, включающей множество более или менее автономных формирований, ЮНЕСКО испытывает влияние больших различий между странами и регионами, а также глобальных проблем, из которых главной является разрыв между развитыми и развивающимися странами являющихся, соответственно, преимущественно донорами и акцепторами международной помощи. Такие сложности могут затрагивать многие другие организации, выполняющие гуманитарную миссию и включающие широкий состав членов; в глобальном мире они стремятся вырабатывать и продвигать общую повестку дня, проводя постоянную работу по согласованию интересов и позиций. Что-то похожее можно наблюдать и в случае с неправительственными организациями; в сфере культуры их, в отличие от ЮНЕСКО, довольно много, они часто имеют установленные партнёрские отношения с последней и осуществляют деятельность, похожую на инициативы ИКОМ. Они не зависят напрямую от позиций правительств и самостоятельно определяют свои приоритеты, хотя и в их работе встречаются диспропорции(включая проблемы финансирования) и потребность в выстраивании равного диалога между участниками из разных стран, а установить отношения с государственными органами может быть намного сложнее, чем межправительственным организациям. Такие структуры обычно имеют в своих рядах сотни опытных специалистов и исследователей, выступающих с актуальными инициативами, касающимися своей сферы интересов; эти проекты не требуют такого долгого согласования, как в случае с ЮНЕСКО, поэтому могут приниматься быстрее (хотя встречи, конференции и прочие обсуждения тоже занимают определённое время). Однако об активности и самом существовании многих НКО (особенно значительно меньших по размерам и кругу вопросов, чем ИКОМ) часто знает совсем немного людей, поэтому задача информирования о своей работе имеет для них ещё большее значение, чем для межправительственных организаций; лучшему продвижению инициатив может послужить также сотрудничество с ЮНЕСКО, активно аккредитующей НКО, полагающейся на их богатый опыт и привлекающей их к работе на высоком уровне, и другими межгосударственными объединениями.
Отмеченные общие и особенные черты в деятельности организаций позволяют также обозначить вероятные направления дальнейшего развития и представить некоторые рекомендации. Два объединения схожи в сохранении диспропорций в сторону развитых стран, особенно в плане финансирования, пусть конкретные причины его возникновения отличаются в силу различий в структуре; такая ситуация, очевидно, будет сохраняться в течение длительного периода, и изменить её мгновенно не представляется возможным; вместе с тем политика в данном направлении будет продолжена, хотя её успехи не зависят всецело от самих организаций. ЮНЕСКО представляется более требовательной в плане необходимого для реформ времени; решение Д. Трампа о выходе США из организации, разумеется, не скажется положительно на её ресурсах; в то же время заложенное в устройстве равное представительство всех государств является хорошей основой для дальнейшей работы, наряду с внимание ЮНЕСКО к развивающимся странам. С другой стороны, в случае с ИКОМ вопрос стоит также и о расширении географии членства; в качестве главного приоритета здесь можно назвать Азию; вместе с ростом числа членов из регионов, помимо Европы и Северной Америки, будет расти и доступность для них программ организации. ИКОМ в целом имеет больше возможностей для трансформации, и это может коснуться системы национальных и международных комитетов, которые тоже ощущают на себе влияние структуры членства. В целом эволюция в сторону более равномерной репрезентации представляется не только желательной, но и необходимой и в интересах самих организаций, и, что ещё важнее, по очевидным соображениям идейного, гуманитарного характера. То же можно сказать и о развитии теоретического и практического подходов к культурному наследию – оно имеет похожий характер для двух организаций и направлено в сторону большей инклюзии, учёта многообразия форм культуры, их равенства и вклада в социальное благополучие. Рассмотренные современные инициативы уже хорошо зарекомендовали себя в плане включения в работу таких групп населения, которые ранее вообще не были вовлечены в деятельность по сохранению наследия. Расширение области применения сил, учёт таких факторов, как глобальное неравенство и глобализация, а также общественных условий в конкретных районах, также заслуживают положительной оценки; разумеется, следует всегда помнить о недопущении «распыления» сил и попыток чрезмерного охвата несвязанных вопросов, однако проведённый анализ актуальных проектов подтверждает их тщательную подготовку и опору на опыт многих десятилетий. Вместе с тем стоит признать, что многие из них находятся на начальных стадиях своей реализации, и основные проблемы возникают как раз в тех регионах, на которые эти программы в первую очередь нацелены. Это подтверждает потребность в улучшении коммуникации с общественностью и, в частности, с теми, кто непосредственно связан с данными инициативами, для повышения их осведомлённости и заинтересованности. Это означает также и полезность налаживания и поддержания партнёрских связей с акторами данного и других типов, в особенности для ИКОМ и других НПО.
Как видим, сохранение культурного наследия является неотъемлемым компонентом международного интеллектуального сотрудничества, принципиально важным для развития государств и народов в XXI веке. Новые трансформации и вызовы, существующие в этой области, и роль международных организаций в направлении данных процессов, являются интересными и полезными темами для изучения.



1. Акты Генеральной конференции, 31-я сессия. Стенографические отсчёты // Цифровая библиотека ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001289/128966m.pdf (дата обращения: 13.05.2019). P. 578.
2. Второй протокол к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта// Цифровая библиотека ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000130696_rus (дата обращения: 13.05.2019).
3. Декларация принципов международного культурного сотрудничества // Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture.shtml (дата обращения: 13.05.2019).
4. Доклад о предварительном исследовании по вопросу о целесообразности международного регулирования – на основе нового нормативного правового акта – охраны традиционной культуры и фольклора // Цифровая библиотека ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000122585_rus(дата обращения: 13.05.2019).
5. Заключительный акт межправительственной конференции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта // Цифровая библиотека ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000082464 (дата обращения: 13.05.2019).
6. Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, 18 октября 1907 года // Международный комитет Красного Креста. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/hague-convention-iv-181007.htm (дата обращения: 13.05.2019).
7. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия // Цифровая библиотека ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000114044_rus.page=144(дата обращения: 13.05.2019).
8. Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения // Цифровая библиотека ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000142919_rus(дата обращения: 13.05.2019).
9. Конвенция об охране подводного культурного наследия // Цифровая библиотека ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000124687_rus.page=60(дата обращения: 13.05.2019).
10. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности // Цифровая библиотека ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000133378 (дата обращения: 13.05.2019).
11. Конвенция ООН по морскому праву // Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf(дата обращения: 13.05.2019).
12. Конвенция ЮНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям // Справочная система «Кодекс». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901898389(дата обращения: 13.05.2019).
13. Основные тексты Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия 2003 г. // Официальный сайт ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ich.unesco.org/doc/src/2003_Convention_Basic_Texts-_2016_version-RU.pdf (дата обращения: 13.05.2019).
14. Резолюция СБ ООН 2347 (2017) // Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=S/RES/2347(2017)&Lang=R(дата обращения: 13.05.2019).
15. Рекомендация, касающаяся наиболее эффективных мер обеспечения общедоступности музеев // Цифровая библиотека ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000114583_rus.page=121 (дата обращения: 13.05.2019).
16. Рекомендация об охране и популяризации музеев и коллекций, их разнообразия и их роли в обществе // Цифровая библиотека ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000246331 (дата обращения: 13.05.2019).
17. Рекомендация об охране культурного и природного наследия в национальном плане // Цифровая библиотека ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000114044_rus.page=156(дата обращения: 13.05.2019).
18. Рекомендация о международном обмене культурными ценностями // Цифровая библиотека ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000114038_rus.page=130(дата обращения: 13.05.2019).
19. Рекомендация, определяющая принципы международной регламентации археологических раскопок // Справочная система «Кодекс». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/901756977(дата обращения: 13.05.2019).
20. Устав ИКОМ. // ИКОМ России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://icom-russia.com/upload/documents/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%20%D0%98%D0%9A%D0%9E%D0%9C_2017.pdf(дата обращения: 13.05.2019).
21. Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры // Цифровая библиотека ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001255/125590r.pdf (дата обращения: 13.05.2019).
22. Управление музеем: Практическое руководство // Цифровая библиотека ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001410/141067r.pdf (дата обращения: 13.05.2019).
23. Этические принципы охраны нематериального культурного наследия // Официальный сайт ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ich.unesco.org/doc/src/2003_Convention-Ethical_principles-RU.pdf (дата обращения: 13.05.2019).
24. Этический кодекс ИКОМ для музеев // Официальный сайт ИКОМ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://icom.museum/wp-content/uploads/2018/07/code_russia2013-1.pdf (дата обращения: 13.05.2019).
25. A Chronology of UNESCO, 1945-1987: facts and events in UNESCO's history with references to documentary sources in the UNESCO Archives and supplementary information in the annexes 1-21// ЦифроваябиблиотекаЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000079049 (дата обращения: 13.05.2019). P. 125.
26. Annualreport 2013 // Официальный сайт ИКОМ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://icom.museum/wp-content/uploads/2018/10/2013activityreport_eng.pdf (дата обращения: 13.05.2019).
27. Annualreport 2014 // ИКОМ России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://icom-russia.com/data/ustavnye-dokumenty/otchet-ikom-za-2014-god/ (дата обращения: 13.05.2019).
28. Annualreport 2015 // Официальный сайт ИКОМ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://icom.museum/wp-content/uploads/2018/07/ICOM_activity_report2015_eng.pdf (дата обращения: 13.05.2019).
29. Annualreport 2016 // Официальный сайт ИКОМ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://icom.museum/wp-content/uploads/2018/07/1840_ICO-RA-2016-180x270-En-web2.pdf (дата обращения: 13.05.2019).
30. Annualreport 2017 // Официальный сайт ИКОМ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://icom.museum/wp-content/uploads/2018/07/2055_ICO-RA-2017-180x270-En-web-page-a-page.pdf (дата обращения: 13.05.2019).
31. Consideration of national reports on the implementation of the 1999 Second Protocol // Цифроваябиблиотека ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000260324_eng (дата обращения: 13.05.2019).
32. ICOM Code of Ethics for Natural History Museums // ОфициальныйсайтИКОМ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://icom.museum/wp-content/uploads/2018/07/nathcode_ethics_en.pdf (дата обращения: 13.05.2019).
33. ICOMInternalRules // Официальный сайт ИКОМ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://icom.museum/wp-content/uploads/2018/07/2017_ICOM_InternalRules_EN.pdf (дата обращения: 13.05.2019).
34. Intellectual Cooperation and International Bureaux Section, 1919-1946 (Sub-Fonds) // UN Archives. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://biblio-archive.unog.ch/Detail.aspx?ID=408 (дата обращения: 13.05.2019).
35. International Museums Office (IMO) // UNESCO Archives. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://atom.archives.unesco.org/international-museums-office-imo (дата обращения: 13.05.2019).
36. Key Concepts of Museology // ОфициальныйсайтИКОМ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://icom.museum/wp-content/uploads/2018/07/Museologie_Anglais_BD.pdf (дата обращения: 13.05.2019).
37. The Treaty on the Protection of Artistic and Scientific Institutions and Historic Monuments // Nicholas Roerich Museum. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roerich.org/roerich-pact.php (дата обращения: 13.05.2019).
38. NicholasRoerichMuseum. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roerich.org/ (дата обращения: 13.05.2019).
39. Reinforcement of UNESCO’s Action for the Protection of Culture and the Promotion of Cultural Pluralism in the Event of Armed Conflict // ОфициальныйсайтЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://en.unesco.org/system/files/235186e1.pdf (дата обращения: 13.05.2019).
40. Red List of Chinese Cultural Objects at Risk // ОфициальныйсайтИКОМ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://icom.museum/wp-content/uploads/2018/05/RedListofChineseCulturalObjectsatRisk-English.pdf (дата обращения: 13.05.2019).
41. Spain's lost treasure battle in U.S. court // CNN. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edition.cnn.com/2008/WORLD/europe/06/08/spain.treasure/index.html(дата обращения: 13.05.2019).
42. UNESCO Declaration concerning the Intentional Destruction of Cultural Heritage // Официальныйсайт ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ID=17718&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html (дата обращения: 13.05.2019).
II. ЛИТЕРАТУРА
МОНОГРАФИИ
1. Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. М.: Междунар. отношения, 1979.
2. Галенская Л.Н. Музы и право. Правовые вопросы международного сотрудничества в области культуры. Л.: ЛГУ, 1987.
3. Damage to the Soul: Syria’s Cultural Heritage in Conflict // Global Heritage Fund. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ghn.globalheritagefund.com/uploads/documents/document_2107.pdf (дата обращения: 13.05.2019).
СТАТЬИ ИЗ НАУЧНЫХ ИЗДАНИЙ И СБОРНИКОВ
1. Ананьев, В. Г. Деятельность Международного бюро музеев в годы Второй мировой войны: из истории культурного сотрудничества в военное время // Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=20616323 (дата обращения: 13.05.2019).
2. Ананьев, В. Г. История и основные направления деятельности Международного бюро музеев // Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=18037750 (дата обращения: 13.05.2019).
3. Боголюбова Н. М., Николаева Ю. М. Международные организации как новые участники внешней культурной политики // Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17722552(дата обращения: 13.05.2019).
4. Боголюбова Н. М., Николаева Ю. М. Охрана культурного наследия: международный и российский опыт // Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22748051(дата обращения: 13.05.2019).
5. Боголюбова Н. М., Николаева Ю. М. Роль ЮНЕСКО в реализации внешней культурной политики современных государств // Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32678775(дата обращения: 13.05.2019).
6. Галкова, О. В. Международные документы о сохранении и защите нематериального культурного наследия // Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17272778 (дата обращения: 13.05.2019).
7. Галкова, О. В. Теоретические основы культурного наследия // LogosetPraxis. 2011. №3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-kulturnogo-naslediya (дата обращения: 13.05.2019).
8. Николаев, Б. В. Основные направления международно-правовой охраны культурных ценностей // НиКа. 2005. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-mezhdunarodno-pravovoy-ohrany-kulturnyh-tsennostey (дата обращения: 13.05.2019).
9. Соколова, А. С. История правовой защиты культурных ценностей // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №118. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-pravovoy-zaschity-kulturnyh-tsennostey (дата обращения: 13.05.2019).
10. Соколова, А. С. Культурное наследие как объект охраны ЮНЕСКО // Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21316311 (дата обращения: 13.05.2019).
11. Bokova, I. FightingCulturalCleansing: HarnessingtheLawtoPreserveCulturalHeritage // HarvardInternationalReview, Vol. 36, No. 4 (SUMMER 2015), pp. 40-45 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.jstor.org/stable/43649318 (доступ через сервис авторизации Научной библиотеки СПбГУ) (дата обращения: 13.05.2019).
12. Bortolotto, C. From Objects to Processes: UNESCO’s ‘Intangible Cultural Heritage’ // Journal of Museum Ethnography No. 19, 'Feeling the Vibes: Dealing with Intangible Heritage': Papers from the Annual Conference of the Museum Ethnographers Group Held at Birmingham Museum & Art Gallery, 18–19 May 2006 (March 2007), pp. 21-33. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.jstor.org/stable/40793837 (доступ через сервис авторизации Научной библиотеки СПбГУ) (дата обращения: 13.05.2019).
13. Brown, Michael F. Heritage Trouble: Recent Work on the Protection of Intangible Cultural Property // International Journal of Cultural Property (2005) 12:40-61. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lanfiles.williams.edu/~mbrown/Brown,%20Heritage%20Trouble,%20IJCP,%202005.pdf (дата обращения: 13.05.2019).
14. ChaoGejin. UNESCO’sEthicalPrinciplesforSafeguardingIntangibleCulturalHeritage: InterpretativeReadingandCommentaryReview // Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=34962093 (дата обращения: 13.05.2019).
15. Editorial: ICOM at the cross‐roads? // Museum Management and Curatorship. Volume 12, 1993 - Issue 1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/09647779309515339 (доступ через сервис авторизации Научной библиотеки СПбГУ) (дата обращения: 13.05.2019).
16. Forrest. C. A. New International Regime for the Protection of Underwater Cultural Heritage // The International and Comparative Law Quarterly Vol. 51, No. 3 (Jul., 2002), pp. 511-554. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.jstor.org/stable/3663067 (доступ через сервис авторизации Научной библиотеки СПбГУ) (дата обращения: 13.05.2019).
17. Howarth, F. World museum leadership: ICOM or AAM? // Museum Management and Curatorship Volume 27, 2012 - Issue 1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/09647775.2012.674310 (доступ через сервис авторизации Научной библиотеки СПбГУ) (дата обращения: 13.05.2019).
18. Laqua, D. Transnational intellectual cooperation, the League of Nations, and the problem of order // Journal of Global History (2011) 6, pp. 223–247. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/4150334.pdf (дата обращения: 13.05.2019).
19. Leshikar-Denton, Margaret E. Cooperation is the Key: We Can Protect the Underwater Cultural Heritage // Journal of Maritime Archaeology, Vol. 5, No. 2, Navigating Contentious Waters: International Responses to the 2001 UNESCO Convention on the Protection of the Underwater Cultural Heritage (December 2010), pp. 85-95. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.jstor.org/stable/23753379 (доступ через сервис авторизации Научной библиотеки СПбГУ) (дата обращения: 13.05.2019).
20. Merryman J. H. Two Ways of Thinking About Cultural Property // The American Journal of International Law, Vol. 80, No. 4. (Oct., 1986) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.yorku.ca/kdenning/+++3130%202007-8/Merryman%20Two%20Ways%20of%20Thinking.pdf (дата обращения: 13.05.2019).
21. Seeger, A. Understanding UNESCO: A Complex Organization with Many Parts and Many Actors // Journal of Folklore Research, Vol. 52, No. 2-3, UNESCO on the Ground: Local Perspectives on Global Policy for Intangible Cultural Heritage (May/December 2015), pp. 269-280. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.jstor.org/stable/10.2979/jfolkrese.52.2-3.269 (доступ через сервис авторизации Научной библиотеки СПбГУ) (дата обращения: 13.05.2019).
III. МАТЕРИАЛЫ ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Официальный сайт ИКОМ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://icom.museum/ (дата обращения: 13.05.2019).
2. Официальный сайт ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://en.unesco.org/ (дата обращения: 13.05.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ