Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДУХОВНЫЙ ЛИДЕР В ЖУРНАЛИСТИКЕ: КУЛЬТУРА ПУБЛИЧНОГО ДИАЛОГА

Работа №135549

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы109
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
46
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Лидерство: этимология понятия и образ восприятия в историко-культурном наследии ……………………………………………………………9
§ 1. Понимание лидерства в условиях современного общества………………9
§ 2. Духовный лидер: подходы к пониманию………………………………….16
§ 3. Духовный лидер в контексте современного диалога……………………..22
Глава 2. Исторические подходы к пониманию феномена «лидер»…………..32
§ 1. Понимание лидерства и поиск лидеров в историческом контексте…….32
§ 2. Основные подходы и теории лидерства на рубеже XX и XXI веков……40
§ 3. Обзор исторических отечественных исследований изучения лидерства в обществе и массовой коммуникации…………………………………………...47
3.1. До начала XX века……………………………………………………...47
3.2. Начало XX века – досоветский период……………………………….50
3.3. Середина 1960-х – по настоящее время……………………………….54
Глава 3. Изображение духовного лидера в современном медиапространстве……………………………………………………....………57
§1. Методика работы с эмпирическим материалом
телепередач……………………………………………………………………... 57
§ 2. Ключевые концепты русской культуры и духовности в телепередаче «Белая студия»…………………………………………………………………...64
§ 3. Ключевые концепты русской культуры и духовности в выпусках телепередачи «Правила жизни»………………………………………………...75
§ 4. Ключевые концепты русской культуры и духовности в выпусках телепередачи «Линия жизни»…………………………………………………..85
Заключение …………………………………………………………………….. 95
Список использованной литературы …………………………………………100
Приложения …………………………………………………………………... 106



Мы живем в атмосфере демократических ценностей, индивидуализма. Стремление к соперничеству и жажда успеха сопровождает нас на протяжении всей жизни.
Тема лидерства является одной из самых популярных и обсуждаемых в современном обществе. Студенты хотят быть лидерами в учебе, спортсмены – в спорте, представители правящей элиты находятся в ситуации постоянного соперничества и борьбы за власть. Другими словами, представление о лидере существовало всегда и выступало в разных областях нашей деятельности: от научной до социокультурной. Человек придает большое значение развитию фактических, доказательных вещей и не задумывается на предмет того, что инновации напрямую или косвенно связаны с человеческим опытом. А человеческий опыт — это переживание и познание культуры: услышанная музыка, прочитанные книги, встреча с произведением.
Культурная сфера современной действительности в последнее время испытывает «нехватку» лидеров. На сегодняшний день поиск и идентификация таких личностей приобрела мировые масштабы.
Вопросы духовного лидерства относят одновременно и к «вечно актуальным» и к «стоящим на повестке дня». Почитание и подражание великому, выдающемуся и выделяющемуся из повседневности нашего существования вовлекается в систему мировосприятия человека. Действительность вдохновляет нас на поиски лучшего. Ощущается острая необходимость в лице, способствующем подтолкнуть нас на поиски своего «Я». Образы, на которые мы ориентируемся помогают обрести дороги собственного духовного пути.
Средства массовой информации вносят свою лепту в вопросы дополнения и уточнения, конструируя медийную реальность. Меняется человек, меняется и представление о нем. Бывает и наоборот: представление о человеке другого человека или общества заставляет его измениться. Массмедиа изображают человека с различных позиций, в разных ипостасях. В последнее время намечаются определенные тенденции изображения человека в современном медийном пространстве: человек как публичная персона, человек как воплощенная сенсация, человек медийный (моделируемый). Люди, претендующие на роль ведущего в обществе (артисты, «звезды», олигархи) или же действительно такими являющиеся (управленцы, государственные деятели, ученые и писатели, общественные деятели и др.), могут изображаться с точки зрения каждой из названных тенденций. Поэтому для средств массовой информации важно как изучение самого лидера-героя (какой он на сегодняшний момент), так и тех технологий, которые на сегодня наиболее эффективны и востребованы читателем (как изобразить лидера).
Актуальность магистерской диссертации определяется важностью изучения духовного лидерства в современном медиапространстве, а также необходимостью исследования медиавлияния лидерства как общественного явления на процесс формирования ценностных ориентиров общества. В связи с появлением новых стратегий изображения человека в медиасфере, исключительную значимость приобрел поиск средствами массовой информации эффективных, востребованных читателем технологий (как изобразить лидера) для создания портрета духовного лидера.
Цель исследования – изучение приемов, средств и стратегий создания медиапроизведений по тематике духовного лидерства, а также условий реальной представленности и перспектив духовного лидерства в контексте современного медийного диалога.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
 изучить научную литературу и источники по данной проблематике;
 сделать историко-филологический обзор подходов и традиций истолкования лидерства;
 выявить востребованные обществом образы восприятия лидеров в средствах массовой информации (историко-культурный контекст);
 выявить степень влияния феномена духовного лидерства на процесс формирования ценностных ориентиров современного общества средствами массовой коммуникации;
 на основе полученных результатов показать в качестве модели наиболее эффективные стратегии публичного диалога при создании журналистского произведения.
Объектом данной магистерской диссертации выступает образ духовного лидера, проецируемый в средствах массовой информации, а также моделируемый аудиторией массмедиа как желаемый; отображение лидера в передачах телевизионных каналов.
Предметом исследования являются вопросы духовного лидерства в средствах массовой информации, феномен духовного лидера, а также практика отражения философско-духовного опыта лидерства и личностные особенности людей, способных или претендующих быть лидерами в рамках публичного диалога.
Теоретико – методологическую базу магистерской диссертации составили труды отечественных и зарубежных исследователей. Данное исследование, по сути, носит междисциплинарный характер; изучаемый круг вопросов относится к сфере журналистики, а также рассматривается в психологии, культурологии и философии. Духовное лидерство в философии рассматривалось в трудах Р. Барта «Система моды», Ж. Бодрийара «Общество потребления», Н.А. Бердяева «Царство духа и царство кесаря», Х. Ортега-и-Гассета «Эстетика. Философия культуры».
Феномен лидера и его отражение в произведениях массовой коммуникации был описан в трудах, посвященных культуре общества и культурологии; это работы П.С. Гуревича «Философия культуры», М.С. Кагана «Философия как мировоззрение» и «Философия культуры», а также «Философская теория ценности», Л.Р. Дускаевой «Досуговая журналистика в России», Л.Н. Волобуева «Досуг в структуре образа жизни: философско-культурологические аспекты», Л.Г. Ионина «Социология культуры: учеб. пособие для вузов». Исследователи журналистики отмечали важность культуры понимания и поиска приемов изображения человека, автор опирался в диссертации на научные публикации Г.В. Куличкина «Технологии масс-медиа в социально-культурной деятельности», Ю.С. Степанова «Константы: Словарь русской культуры», М.А. Воскресенской «Журналист как исследователь культуры: вопросы профессиональной подготовки», а также коллективную монографию под ред. В.А. Сидорова «Журналистика. Общество. Ценности» и главу А.Н. Гришаниной «Психологическое изучение журналистики» в монографии «Теории журналистики в России: зарождение и развитие» (под ред. С.Г. Корконосенко).
Эмпирическую базу исследования составили журналистские произведения, посвященные лидерству в его различных проявлениях и портрету духовного лидера. Было просмотрено более ста телепередач, отобрано для исследования двенадцать выпусков телевизионных программ «Линия жизни», «Правила жизни» и «Белая студия» телеканала «Россия – Культура» за период с 2015-2016 гг., посвященных вопросам духовного лидерства, материалы литературно-художественной критики и рецензии на телепередачи, отзывы о передачах в Интернет-пространстве, в социальных сетях. Для уточнения и сопоставления полученных эмпирических данных использовались опубликованные результаты социологических опросов Фонда «Общественное мнение» и Аналитического Центра Юрия Левады. Источники отобраны по причине наличия в них публикаций по интересующей нас тематике.
Методы исследования. При написании научной работы использовались общенаучные методы: анализ, синтез, сопоставление. В качестве ключевых методов сбора и обработки эмпирического материала были использованы наблюдение, мониторинг, описание, метод интерпретации, работа с документами, сравнительный анализ, социологический опрос, фокус-группа.
Положения, выносимые на защиту:
— духовное лидерство трактуется неоднозначно в современном медиапространстве: существует интерес аудитории к духовной жизни и одновременно происходит подмена смыслов в понимании духовного лидерства;
— для СМИ важно как создание портрета лидера (какой он на сегодняшний момент), так и наиболее эффективных, востребованных читателем технологий (как изобразить лидера);
— медиапространство как актуальное поле лидерства выступает сферой его репрезентации в культуре. Содержание дискурсивных медиапосланий, транслируемых лидерами, создает поле ценностей и смыслов, представляющих аудитории возможные перспективы социокультурных преобразований.
Результаты исследований прошли научную апробацию на двух международных научно-практических конференциях. Публикации: 1) Базанова Д.Д., Гришанина А.Н., Новые лидеры на телеэкране: новые стратегии взаимопонимания // Век информации. Журналистика ХХI века. Культура понимания, 2015. — С. 178-186 (список РИНЦ); 2) Базанова Д. Д. Духовный лидер: культура современного диалога // СМИ в современном мире. Молодые исследователи. СПб., СПбГУ, 2016.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых разделена на параграфы, заключения и списка литературы, приложений.
Первая глава «Лидерство: этимология понятия и образ восприятия в историко-культурном наследии» трактует понятия и терминологию, подходы к определениям «лидер», «лидерство», «духовный лидер», анализирует историко-культурологические тенденции в изучаемом вопросе. Во второй главе «Исторические подходы к пониманию феномена «лидер» автор анализирует образы восприятия лидеров в историко-культурном наследии, в произведениях СМИ прошлых лет. В третьей главе «Изображение духовного лидера в современном медиапространстве» рассматриваются особенности проявления духовного лидерства в современном медиапространстве и предложить наиболее востребованные читателем модели публичного диалога о духовном лидерстве.
Список литературы и источников содержит 58 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В диссертационном сочинении исследовалась проблема духовного лидерства в современном социокультурном пространстве России, а именно: изображение человека и возникновение новых коммуникативных стратегий для создания портрета духовного лидера в рамках медийного диалога.
Поставив перед собой цель – изучение приемов, средств и стратегий создания медиапроизведений по тематике духовного лидерства, а также условий реальной представленности и перспектив духовного лидерства в контексте современного медийного диалога, мы пытались дать ответы на ряд вопросов: в чем выражается сущность духовного лидерства (этимология понятия, смысловые доминанты, типологические черты); каким образом духовный лидер влияет на процесс формирования ценностных ориентиров современного общества.
В ходе исследования мы ознакомились с научно-популярной литературой по данной проблематике, раскрыли понятие «духовный лидер» и рассмотрели условия реальной представленности и перспектив духовного лидерства в контексте современного медийного диалога. Мы столкнулись с некоторой сложностью при изучении объекта. С одной стороны она определяется многообразием философских, политологических и психологических подходов к его интерпретации, с другой – отсутствием конкретной науки, направленной на изучение данного феномена. Вся эта информация составляет теоретический блок и входит в первую главу.
Несмотря на множество подходов к изучению лидерства, можно утверждать, что данный феномен рассматривается как ступень, где некий субъект занимает властно – управленческие позиции (духовное лидерство часто является составляющей общей концепции лидерства для данного человека или же для общества). На наш взгляд, в этом есть некоторая «однобокость» понимания. Анализ научных трудов позволяет прийти к выводу, что проблема малой изученности духовной природы лидерства существует. Таким образом, рассмотрев подходы к изучению вопросов лидерства, мы можем сделать вывод о том, что понятие лидерства – сложное и противоречивое, оно включает в себя много аспектов. Само по себе современное лидерство – еще более сложная дефиниция, и исследователи СМИ часто субъективно подходят к этому вопросу. Один из самых важных аспектов – влияние на духовную сферу человека, в том числе и посредством медиа.
Отметим некоторую полифоничность в изучении лидерства и различные подходы к его пониманию в западной и отечественной практике. Краткий исторический обзор показал, что лидерство как процесс имеет ряд существенных признаков, которые зависят от исторического времени и существующей политической и социокультурной обстановки в стране, а именно: доминирование индивида в группе, авторитет личности, проявляющийся в деятельности индивидуальный набор лидерских качеств, знаний, умений и навыков, способность оказывать влияние, позитивная социальная практика.
В исследовании была выявлена степень влияния феномена духовного лидерства на процесс формирования ценностных ориентиров современного общества средствами массовой коммуникации. Важно, что насаждение духовно-нравственных ценностей в общество происходит через значимых персон, способных предложить радикальные методы решения сложных задач. Современные СМИ изображают таких людей, как внимательных, коммуникабельных, призывающих к миру, созидательных личностей. Человек с чертами духовного лидера имеет богатый внутренний мир и опыт переживания сложных ситуаций. Все это делает востребованным обращение к таким личностям, рассказы о них и интервью с ними.
В практической главе (№ 3) было проведено подробное исследование наиболее эффективных стратегий поиска и показа лидера (человека, близкого к такому понятию) публичного диалога при создании журналистского произведения. Для решения поставленной задачи мы обратились к работе «Константы: словарь русской культуры» Ю. С. Степанова. Было выявлено, что использование концептов-констант, описанных в словаре Степанова, сводится к использованию шести понятий. Это напрямую связано с политикой канала, а также с целями, которые преследуют анализируемые телепередачи.
В результате изучения журнала телевизионных передач «Белая студия», «Правила жизни» и «Линия жизни» на предмет поиска ключевых концептов русской культуры мы можем сделать вывод о том, что наиболее частотными в журнале являются концепты «вечное / вечность», «весь мир-театр», «знание», «культура и искусство», «интеллигенция», «счастье», «человек и личность».
Группа концептов «вечное / вечность» в телепередачах соотносится с «вечными темами» человеческого бытия. Смысловое понимание «вечных тем» в передачах разное. В «Белой студии» к таким темам относят вопросы воспитания, любовь и проблемы современного развития общества. В программе «Правила жизни» обсуждаются вопросы взаимоотношений между старшим и младшим поколением, отношения к людям с психическими отклонениями. Телепередача «Линия жизни» среди «вечных тем» выделяет понимание жизни и нравственности.
Наиболее часто встречающиеся концепты в телевизионных передачах связаны с такими категориями как «культура» и «искусство». В передачах они глубоко оценочны, им сопутствуют исключительно положительная коннотация и зачастую возвышенные характеристики. Среди их характеристик особенно выделяется часто сопровождающее их понятие «творчество». Таким образом, можно сделать вывод о неразрывной связи концептов «культура» и «искусство» с концептом «творчество». Также в программах ставится важная задача – выработать понятийный аппарат у аудитории в отношении вопросов культуры. Прослеживается тесная связь между пониманием культуры и, как следствие, обретением счастья.
Проанализировав контекст, в котором употребляется концепт «весь мир-театр», мы выявили, что он соотносится с личностной самоидентификацией. Отношение о театре и мнение, которое складывается об этом культурном институте зависит от тех жизненных ориентиров, которые выбирает герой программы.
Концепт «знание» выражается в цитировании героями передач выдающихся людей из разных сфер жизни общества. Такой подход дает возможность обогатить картину мира и сделать ее познавательной. Через концепт «знание» происходит изображение медийной личности как
Концепт «интеллигенция» в передаче «Белая студия» в большинстве случаев его употребления связан с призывом аудитории к патриотизму, с новизной и грядущими переменами.
Последний блок концептов, наиболее часто встречающихся в телепередачах, связан с такой философской категорией, как «счастье». Данная категория выступает как одна из высших ценностей. Чаще всего его соотносят с верой, способностью сострадать и радоваться простым вещам.
Проанализировав применение в телевизионных передачах «Белая студия», «Правила жизни» и «Линия жизни» выявленных нами концептов, мы можем сделать вывод о том, что в понимании героев программ эти категории глубоко взаимосвязаны между собой, а также связаны с духовными ценностями человека. Содержание дискурсивных медиапосланий, транслируемых участниками программы, создает поле ценностей и смыслов, представляющих аудитории возможные перспективы социокультурных преобразований.
Выявлены основные концепции изображения духовного лидера в СМИ, обозначены новые коммуникативные стратегии общения с людьми, которые претендуют на роль лидера или же ставят данную проблему в массмедиа для обсуждения.
Лидерство имеет сходные характеристики с руководством и менеджментом, но отличается многообразием личностных особенностей. Социальный феномен лидерства вообще, и лидерства духовного, в частности, состоит в способности и возможности влияния одной личности на поведение других людей с явным намерением улучшить качество жизни.
Эмпирические исследования показали сложность и неоднозначность подходов к вопросу лидерства и аудитории СМИ. Современная действительность ориентирует на поиски совершенства в самых различных областях. Стремление к первому, лучшему, эксклюзивному вплетается в ткань каждодневных отношений. Современная действительность «принижает» лидерство статусом легкой достижимости, размывает идею уникальной судьбы технологиями практического научения, тренинговыми методиками выработки необходимых для эффективного лидерства качеств. На фоне коучинговых, в бихевиористском стиле, советов многих других СМИ, телеканал «Культура» пытается найти взаимопонимание в сложном треугольнике общения «журналист-герой-зритель», не делая лидерские качества эксклюзивными или сенсационными.
Тем не менее, исследования показали, что в центре внимания аудитории – человек и его лидерство духа, оно рассматривается как ценностное преобразование действительности.



1. Акинфиев С.Н. Жанровая структура российского развлекательного телевидения // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук // М., 2008.
2. Ананченко М. Ю. Влияние архетипов на представления о лидере и лидерстве // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №107.
3. Аристотель. Политика // Древнегреческая философия: От Платона до Аристотеля.М.: АСТ, Харьков: Фолио, 2003.
4. Балаян А. А. Взаимоотношение политической и интеллектуальной элиты: опыт Европы и России // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №61.
5. Барт Р. Миф сегодня // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. // М.: «Прогресс», «Универс», 1994.
6. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры // М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003.
7. Бендас Т.В. Психология лидерства: учебное пособие // СПб.: Питер, 2009.
8. Бердяев Н.А. О назначении человека // М.: Республика, 1993.
9. Бердяев Н.А. Субъективизм и идеализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К. Михайловском // М., Канон+., 1999.
10. Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу // М.: Российская академия управления, 1992.
11. Бодрийар Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры // М., 2006.
12. Бурдье П. О телевидении и журналистике // М., 2002.
13. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках: Учебное пособие // М.: КДУ; Высшая школа, 2003.
14. Василик М.А. Основы теории коммуникации // М.: Гардарики, 2003.
15. Волобуева Л. Н. Досуг в структуре образа жизни: Философско-культурологические аспекты // М., 2004.
16. Воскресенская М. А. Журналист как исследователь культуры: вопросы профессиональной подготовки // Журналистика XXI века: навстречу человеку / ред.-сост. И. Н. Блохин, С. Г. Корконосенко // СПб.: СПбГУ, ВШЖиМК, 2013. С. 148–155.
17. Вебер М. Избранные произведения // М.: 1990.
18. Гринин Л. Е. О роли личности в истории // Вестник РАН 78(1).,2008.
... Всего источников – 58.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ