Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Агрессивность и стратегии поведения в конфликте

Работа №135542

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы88
Год сдачи2020
Стоимость4825 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования агрессии и агрессивности 9
1.1 Основные теоретические подходы к изучению агрессивности и агрессии 9
1.2 Детерминанты агрессии 25
Глава 2. Модели конфликтного поведения в агрессивной среде 43
2.1 Концептуальные основы исследования стилей и типов поведения в конфликте. 43
2.2 Стратегии управления агрессивным конфликтом. 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81


Актуальность темы работы. Актуальность выбранной темы состоит в постоянном присутствии и укорененности феномена агрессии в сознании людей. С давних пор человечество боролось за свое существование со многими опасностями. Древних людей атаковали дикие животные, погодные условия, а также представители других племен по понятным причинам. И чтобы выживать, люди должны были бороться, и в этой борьбе им, несомненно, помогала врожденная человеческая агрессивность. Борьба была единственным условием продолжения жизни. Либо ты, либо тебя. Иначе говоря, врожденная агрессивность и условия жизни, а, точнее, условия выживания, заставляли людей, как бы мы сейчас сказали, использовать агрессивные стратегии разрешения конфликтов, что оставило огромный отпечаток в истории развития человечества.
К. Лоренц говорил: «Едва лишь люди продвинулись настолько, что, будучи вооружены, одеты и социально организованы, смогли в какой-то степени ограничить внешние опасности – голод, холод, диких зверей, так, что эти опасности утратили роль существенных селекционных факторов, как тотчас же в игру должен был вступить пагубный внутривидовой отбор. Отныне движущим фактором отбора стала война, которую вели друг с другом враждующие соседние племена».
Начиная с древности усложнялась структура общества, войны сменялись мирным временем, менялись целые общественно-экономические формации, но проблема агрессивности оставалась. Она прошивала многие сферы жизни как древних людей, так и наших современников.
По оценкам ученых-историков, за всю историю человечества произошло более 15 тысяч войн, в которых погибло до 3,5 миллиардов человек. Можно сказать, что человечество воевало на протяжении всей своей истории. К тому же за 5,5 тысяч последних лет люди смогли прожить в мире всего 300 лет. Говоря о современном состоянии войн, не стоит забывать, что их жестокость и кровавость с древних времен только возрастала. И апогеем этого стала Вторая мировая война. Не секрет, что в течение ее люди уничтожались по расовому и этническому признаку с помощью технических устройств и химического оружия. Эта война стала самой кровопролитной в истории человечества, количество жертв в ней составила около 60-85 миллионов человек. Эти факты исторически показывают, насколько велика человеческая агрессивность, и, что, в приоритете разрешения противоречий всегда были силовые, агрессивные стратегии. А самое страшное, что такой опыт передается человечеству с древних времен, и по сей день.
Говоря о современности, мы можем заметить, что орудия убийства человека постоянно модернизировались, появлялись все более новые и изощренные способы убийства, и в итоге мы застали появление оружия массового поражения, крайней формой проявления которого стало ядерное оружие. Наглядным примером того, к каким последствиям может привести ядерный удар по населенным пунктам в 1945 году стали Японские города Хиросима и Нагасаки, где число жертв составило свыше 450 тыс. человек. Но человечество не вынесло никаких уроков из этой ситуации, началась гонка вооружений, преимущественно между Россией и Соединенными штатами. Она продолжается и по сей день. Стокгольмский международный институт исследования проблем мира СИПРИ (SIPRI) 3 июля 2017 года в своем еже-годном докладе опубликовал данные по запасам ядерного оружия в мире. Согласно данным доклада, с начала 2000-х годов продажи оружия – в том числе ядерного – в мире неуклонно росли. В 2013–2017 годах они увеличились по сравнению с 2008–2012 годами на 10%.
Эти данные говорят, что угроза ядерной войны действительно существует, если раньше ядерным потенциалом обладало 3–4 страны и они могли контролировать распространение ядерного оружия в мировом масштабе, на-пример, с помощью МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергетике) и других международных организаций. То теперь и у других стран, например, таких, как Северная Корея, Иран и Пакистан, и потенциально у различных террористических организаций, появилась возможность создания такого оружия.
Что касается воспитания и образования, то агрессивные стратегии в этих сферах часто используются в качестве своеобразных форм социализации в рамках взаимодействия ребенка с окружающим миром. Агрессия, в виде описания различных сражений и войн, также является базой для преподавания школьного курса истории. Различные спортивные соревнования, секции, под влиянием тренеров и родителей формируют у ребенка агрессивную модель поведения. Помимо этого, и само воспитание детей, будь то семья или школа, тоже акцентирует внимание на агрессии, показывая ее преимущества.
Все эти факты обуславливают актуальность выбранной темы, и говорят о том, что агрессивность и агрессивные стратегии разрешения конфликтов, заложены в нас не только на генном, подсознательном уровне, но и в равной степени могут являться как продуктом процесса образования и воспитания, так и результатом социального научения (термин по А. Бандуре).
Учитывая пагубность агрессивного поведения и его распространенность в человеческих обществах, неудивительно, что поиск объяснений того, почему люди его проявляют, всегда имел наибольшее значение в исследовании агрессии.
С конца прошлого века жизнь социума довольно сильно изменилась. Со сменой общественно-экономической формации изменились моральные нормы, принципы людей, рыночные отношения взяли верх над всеми другими, появились новые технологии, упрощающие жизнь человека и делающие его повелителем природы. В век информационных технологий человеку становится все сложнее следить за результатами своих действий и изобретений.
Кроме того, развитие информационных технологий, непрекращающийся поток обмена информацией, возможности для непрерывного взаимодействия между людьми создают новые и, порой, хаотичные культурные связи, закладывая основание для насилия и конфликта. Не стоит забывать и о постоянной гонке вооружений, которую подпитывают современные международные отношения и технический прогресс. Историки и ученые рассчитали, что прогресс, которого человечество достигает в двадцать первом веке за один год, равен прогрессу в двадцатом веке за десять лет. Значит, если человечество, достигнув определенного совершенства в изготовлении орудий убийств, будет оставлять агрессивные стратегии главными в разрешении споров, то оно ставит под вопрос собственное существование. Поэтому следует постепенно менять ориентацию с таких деструктивных форм поведения в сторону более продуктивных и социально одобряемых. Ведь сейчас, накопив колоссальный опыт, мы располагаем всеми ресурсами как для ранней подготовки неагрессивных конструктивно взаимодействующих в социальной среде индивидов, так и для потенциального использования кооперативных стратегий в управлении уже сформировавшимися конфликтами.
Объект исследования – агрессивное поведение в конфликтных взаимодействиях.
Предмет исследования – стратегии поведения в агрессивном конфликте.
Цель выпускной квалификационной работы – рассмотреть характер и детерминанты выбора стратегий конфликтного поведения в агрессивной среде.
Задачи исследования:
1. Сопоставить и охарактеризовать основные теоретические подходы к феномену агрессии.
2. Выявить факторы, побуждающие агрессию в семейной, образовательной и трудовой среде.
3. Разобрать особенности биологического подхода к агрессии и агрессивности.
4. Рассмотреть концептуальные основы типов взаимодействия в конфликте.
5. Проанализировать основные стратегии управления агрессивным конфликтом.
Степень научной разработанности проблемы. Этот феномен рассматривают такие науки, как этология, психология, социология и другие. В XXI веке почти нет каких-то обособленных, новых представлений об агрессии и агрессивности. Все наиболее доказательные, осмысленные и современные представления об агрессии датируются концом XX века.
Вопросами изучения феномена агрессивности занимались многие исследователи, главные из них: З. Фрейд, Э. Фромм, К. Лоренц, Д. Доллард, Е. Миллер, А. Бандура, А. Басс, А. Дарки, А. Реан, Н. Платонова, Т. Румянцева и другие. В их работах освещены отдельные теоретические и практические аспекты агрессивности. Все они внесли большой вклад в теорию и практику феномена агрессии. Несмотря на это, все труды данных исследователей направлены либо на поиск и разработку методологии в этой области, либо на глобальную классификацию и структурирование агрессии и агрессивности.
Что касается силового метода разрешения конфликтов, то он в основ-ном описан в различных учебных пособиях по конфликтологии, или, так или иначе, связан с этой дисциплиной. Силовой метод рассматривали такие авто-ры, как: А. Анцупов, А. Шипилов, В. Коваленко, К. Лобанов, Н. Гришина, А. Брагин, И. Максимов, К. Хорни, В. Лефевр, П. Карневал, Д. Пруитт.
Научная новизна и теоретическая значимость. Состоит в обобщении основных теорий феномена агрессии и его проявлений, а также в рассмотрении наиболее приемлемых стратегий управления агрессией.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение хотелось бы еще раз отметить, что на протяжении всего развития человечества, людям было свойственно разрешать свои проблемы силовым путем, как и большинству других живых существ. Агрессия, как присущее свойство всех живых организмов, долгое время являлась базой для разрешения многих конфликтов.
Сопоставив и охарактеризовав основные научные подходы к феномену агрессии, следует отметить, что каждый из них рассматривает сам феномен с разных сторон, лишь кое-где выделяя общие моменты данной проблемы. Тем не менее можно выделить и общее среди этих подходов. Все они признают, что агрессия (в крайнем и деструктивном проявлении) – это негативное явление и общим является и тот факт, что все подходы, концепции и исследования направлены на преодоление и минимизацию деструктивных проявлений этого феномена.
Говоря о современных причинах агрессии, помимо того факта, что она заложена в нас на генном уровне и с древних времен, следует упомянуть образовательную и семейную среду. С ранних лет ребенок воспитывается в условиях, которые, так или иначе, поощряют борьбу. Иногда бывает так, что дети растут в атмосфере постоянных ссор, криков, побоев и алкоголизма. И ребенок сам не замечает, как впитывает все это и в таком же русле выплескивает это на сверстников в образовательной среде. Но даже если семья благополучная, это не всегда может ограничить развитие и проявление агрессии. Школьная система нацелена, на мой взгляд, не на конкретное получение знаний, а на получение отметок, которые чаще всего не отражают объективный уровень знаний тех или иных учеников. И дети, в погоне за оценками, а также в ситуациях получения плохих оценок, склонны проявлять агрессию. Но также стоит упомянуть родителей, детских тренеров, которые подогревают всю эту ситуацию вокруг результатов ребенка, сравнивая его с другими детьми и как бы подталкивая его на борьбу, а не на сотрудничество и взаимопомощь. Да и сам серьезный, контактный спорт, базируясь на агрессии, в большинстве своем является игровым отражением стратегической модели «выигрыш-проигрыш». Все это усугубляется, если речь идет о неблагополучных, неполных семьях по понятным причинам. И если в детском возрасте проявления силы и агрессии в достижении своих целей не так сильно влияют на окружающих, то в подростковом возрасте и в дальнейшем во взрослой жизни, они становятся многогранными и намного более опасными для общества.
Безусловно, трудовая среда, наравне с семейной и образовательной, является почвой для агрессии. Что касается факторов, побуждающих агрессию в трудовой среде, то ими могут быть, например, взаимоотношения работника и работодателя, при которых оба имеют взаимоисключающие интересы, условия труда, заработная плата, коллектив и т. д. В современном мире, где деньги являются высшей ценностью и без них тяжело прожить и один день, людям не всегда удаётся работать на той работе, которая им нравится. Ещё реже им удаётся сочетать этот факт с достойной зарплатой. А уж совсем утопичным вариантом является сочетания всего вышеперечисленного с хорошим, отзывчивым, неконфликтным коллективом. Невыполнение одного из этих условий может стать побудителем агрессии.
Проанализировав основные стратегии управления агрессивным конфликтом, можно сделать вывод, что зачастую не сам конфликт деструктивно влияет на людей, а определенные формы поведения в конфликте. Одной из таких форм является агрессивное поведение, порождаемое агрессивностью.
Что касается выбора стратегии, можно сказать, что, помимо других факторов, влияющих на выбор при прочих равных, существует определенная корреляция между степенью агрессивности конкретного индивида, и стратегией, которую он использует.
Рассмотрев и проанализировав основные стили и типы поведения в конфликте, можно сделать вывод, что почти все они, так или иначе, могут выражаться в агрессивности. Степень агрессивности ранжируется от почти полного отсутствия до максимальных значений. Соответственно, из всех перечисленных классификаций стратегий, наиболее универсальной является классификация Томаса-Киллмена. В его классификации только одна стратегия – сотрудничество – является наиболее конструктивной, кооперативной, активной и эффективной, в смысле определения исхода конфликтной ситуации. Она подразумевает умеренный уровень агрессивности, что помогает сторонам, приверженцам этой стратегии, сохранять определенный тонус и интенсивность в поиске путей решения общей проблемы.
Лоренц говорил, что у нас (у человечества) есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьёзной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития. Но перспектива побороть эту опасность отнюдь не улучшится, если мы будем относиться к ней как к чему-то метафизическому и неотвратимому; если же попытаться проследить цепь естественных причин ее возникновения – это может помочь. Всякий раз, когда человек обретал способность преднамеренно изменять какое-либо явление природы в нужном ему направлении, он был обязан этим своему пониманию причинно-следственных связей, определяющих это явление.
Существует большая вероятность, что инстинкт агрессивности биологичен по своей природе, заложен в нас на генном уровне. Но мы можем попытаться перевести его в более гуманное и менее деструктивное русло, посредством сублимации, установления этических норм и закрепления их на подсознательном уровне, правильного воспитания, создания различных структур по контролю и сдерживанию деструктивных форм поведения. Возможно, все это сможет пресечь или ограничить проявления деструктивной агрессивности как в обществе внутри государства, так и в разрешении международных конфликтов.
Конрад Лоренц считал, что агрессивность является врожденным свойством всех высших животных, коими являются и люди. Он говорил, что у человека нет механизмов подавления насильственного поведения. В случае войны он готов воевать до полного уничтожения противника. Но агрессивность это не всегда плохо (с точки зрения определенного народа), иногда это единственный выход для сохранения нации, которую по тем или иным при-знакам притесняют или стремятся уничтожить.
Со времен Лоренца многое изменилось. Человек сумел развить в себе несколько важных качеств. Теперь у человечества появилась довольно развитая мораль, он стал более гуманным и нравственным. Все эти качества помогают человечеству, так или иначе, не так часто пользоваться агрессивными стратегиями разрешения противоречий, помогают ограничить проявление агрессии. Но, к сожалению, все эти качества эффективно работают в определенных условиях, только когда общество стабильно, жизнь размерена и идет своим чередом. В других же условиях человек подсознательно чувствует, что никто не сможет ему помочь и в силу вступает пресловутая, заложенная в нас агрессия. В таком случае человек уже не видит другого выхода, как дать ей волю.
Но все же, раз человечество сумело развить различные качества, навыки, структуры, которые, так или иначе, сдерживают агрессию, значит, мы на правильном пути. И если каждый индивид с раннего возраста будет наблюдать преимущества конструктивных типов взаимодействия, если общество сформирует и будет институциализованно использовать стратегии управления деструктивными конфликтами, то, вполне возможно, нам удастся обуздать деструктивные проявления агрессии в социуме. Сейчас наступил век глобализации, люди постоянно обмениваются информацией, за счет чего развитие идет гораздо быстрее, нежели раньше. Возможно, полностью искоренить агрессию, у человечества никогда не получится, но мы можем попытаться сделать все, чтобы уменьшить ее деструктивные последствия и максимально ограничить ее проявления.



1. Агазаде Н. Аутоагрессивные явления в клинике психических болезней: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра мед. наук : (14.00.18) / ВНИИ общ. и судеб. психиатрии им. В.П. Сербского. – М., 1989. – 43 с.
2. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2006. – 336 с.
3. Акиньшина А. В. Агрессия как условия выбора деструктивной стратегии поведения в конфликте // Медиация в современном мире: проблемы и перспективы развития материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. С. 126-128.
4. Александрова Е. В. Трудовые конфликты на промышленных предприятиях: генезис, пути разрешения : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. кон-та соц. наук : (22.00.03) / Российская академия управления – М., 1992.
5. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ,. 2000. – 551 с.
6. Арнтц Г. Людские потери во Второй мировой войне. В кн.: Итоги второй мировой войны /М.: Издательство иностранной литературы, 1957. С. 593-604.
7. Аронсон Э. Общественное животное: введение в социальную психологию : учебное пособие для вузов / пер. с англ. М. А. Ковальчука ; науч. ред. пер. В. С. Магун. – М.,: Аспект Пресс, 1998. – 517 с.
8. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ., М. Брянцевой и Б.Красовского. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
9. Бандура А. Теория социального научения / Под ред. Чубарь Н. Н. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.
10. Беленцов С. И. Конфликтология: учебное пособие / С. И. Беленцов, Т.Ю. Копылова; Юго-Зап. Гос. Ун-т. Курск, 2014. – 187 с.
11. Большой психологический словарь / сост. Б. Мещеряков и В. Зинченко. – М.:Прайм-Еврознак, 2008. – 857 с.
12. Брок-Утне Б. Анализ глобальных факторов, влияющих на современную образовательную систему, на примере европейских университетов / Б.Брок-Утне // Высшее образование в Европе, 2002. – №3.
13. Буртовая Е. В. Конфликтология. Учебное пособие / Е. В. Буртовая – М.: Юнити, 2002. – 343 с.
14. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
15. Васильева З. В., Зуев А. В., Попов Е. А. Влияние образовательной и семейной среды на развитие агрессии // Интернет и цифровое пространство: постматериальные ценности молодежи: сборник научных трудов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. С. 382-385.
16. Вахнина В. В., Мальцева Т. В., Ульянина О. А., Михайлова Т. В. Основы конфликтологии в деятельности руководителей органов внутренних дел: учебное пособие. Вахнина В. В. и др. / под ред. В. В. Вахниной – М.: Академия управления МВД России, 2019. – 100 с.
17. Галтунг Д. Культурное насилие // Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вып. 8 – М. : Центр конфликтологии, 1995. С. 34–37.
18. Гришина Н. В., Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
19. Гуриева С. Д., Ван Шо, Кросс-культурные особенности агрессивного поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. – СПб., 2011. – №2. – С. 215-222.
20. Дети в России. 2009: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. С. 69.
21. Дойч М. Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы) // Конфликтология: хрестоматия: учебное пособие/сост. Н. И. Леонов. – 3-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Издательcтво Московского психолого-социального института, 2005. – 368 с.
22. Емельянов С. М., Практикум по конфликтологии / С. М. Емельянов – 3-е издание изд. – СПб.: Питер, 2009. – 384 с.
23. Ениколопов С. Н., Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. – 2001. – №1. – С. 60-72.
24. Зиммель Г. Теория конфликтного функционализма / Г. Зиммель. – М.: Academia, 1993. – 415 с.
25. Зиммель Г. Человек как враг // Социологический журнал. – М.: Институт социологии РАН, 1994. – № 2. – С. 114-119.
26. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 368 с.
27. Коваленко В. И. Конфликтология: учебник / В. И. Коваленко, К. Н.Лобанов, А. А. Брагин, И. С. Максимов. – Белгород: ООНИ и РИД Белгородского юридического института МВД России, 2009. – 138 с.
28. Козер Л., Функции социального конфликта / Пер. с англ. О. А. Назаровой. – М.: Идея-Пресс, 2000. – 208 с.
29. Кордуалл Н. Психология А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. – М.: Фаир-Пресс, 2000. – 448 с.
30. Корягина, Н. А. Социальная психология. Теория и практика: учебник и практикум для СПО / Н. А. Корягина, Е. В. Михайлова. – М.: Юрайт, 2018. – 492 с.
31. Король Л. Г., Малимонов И. В., Рахинский Д. В. Конфликтология: учебное пособие для студентов / Л. Г. Король, И. В. Малимонов, Д. В. Рахинский – Ульяновск: Зебра, 2015. – 248 с.
32. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб: Питер, 2003. – 336 с.
33. Куинн Дж. Б. Стратегии перемен // Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс: пер. с англ. / под ред. Ю. Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с.
34. Лоренц К. Агрессия / под ред. М. Г. Емельянова. – М., Прогресс, 1994. – 272 с.
35. Лукин, Ю.Ф. Конфликтология : управление конфликтами : Management of the conflicts : учебник для вузов / Ю.Ф. Лукин. – М. : Академический Проект ; Гаудеамус, 2007. – 799 с.
36. Майерс Д. Социальная психология. –7 изд. – СПб: Питер, 2017. – 800 с.
37. Михайлова О. А. Толерантность в речевой коммуникации: когнитивные, прагматические и этические основания // культурные практики толерантности в речевой коммуникации / отв. ред. Н. А. Купино и О. А. Михайлова. Екатеринбург: Урал. ун-т, 2004. – 492 с.
38. Минцберг Г., Куинн Д. Б., Гошал С., Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2001. – 688 с.
39. Петрова Н. В. Насилие как форма межкультурного взаимодействия: дис. на соиск. учен. степ. канд. культур. наук: (24.00.01) / ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет. – СПб., 2017. – 163 с.
40. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: в 2 т. – М.: Владос, 2005. С.78-79.
41. Пилецкий С. Г., Этологическое видение человеческой агрессии: научная статья, статья в журнале / Пилецкий С. Г., журнал: Вестник Бурятского государственного университета под изд. Бурятского государственного университета. – Улан-Удэ, 2013. С. 20-26.
42. Попов Е. А., Кружалова Л. В. Агрессивность в подростковой среде // Актуальные проблемы права и гражданско-правового образования: Материалы всероссийской научно-практической конференции 2017. – СПб.: "НИЦ АРТ", 2017, С. 215-217.
43. Петров А. Н. Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А. Н. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.
44. Петрова Е. Г. Особенности выбора стратегии поведения в конфликте в студенческой среде // Вестник таганрогского института им. А.П. Чехова. – 2015. – № 2. – С. 284-288.
45. Реан А. А. Психология личности / А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2013. – 288 с.
46. Рылов. А. Неизбежна ли человеческая агрессия: научная статья, статья в журнале / Рылов. А., журнал: «Энергия: экономика, техника, экология под изд. Федерального государственного унитарного предприятия» Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительный центр «Наука». – М., 2009. – №2. – С. 67-71.
47. Рашидова А. И., Попов Е. А. Образовательная, семейная и трудовая среда как почва для агрессии // Актуальные проблемы права и гражданско-правового образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 2018 / Под ред. докт.филос.наук, проф. В. Ю. Сморгуновой.. – СПб.: «Печатный Цех», 2018. С. 304-310.
48. Рабочее движение в России. 1895 - февраль 1917 г. Хроника. Вып.I. 1895 год. М., 1992.
49. Рубин. Дж., Пруйт. Д., Ким Х. С. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение / Дж. Рубин, Д. Пруйт, Х. С. Ким. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – 352 с.
50. Руденский, Е. В. Психология отклоняющегося развития : учебное пособие для вузов / Е. В. Руденский – 2-е изд., испр. и доп. – М.,: Юрайт, 2019. – 392 с.
51. Сергеев О. М. Психологический настрой и агрессия в спортивном бою / О. М. Сергеев // Ученые записки университета. – СПб, 2008. С. 75 – 78.
52. Смоленцева Н. В. Агрессия в спорте: профилактика и коррекция агрессивного поведения спортсменов: монография / Н. В. Смоленцева // Сибирский государственный университет физической культуры и спорта – Омск, 2015. – 147 с.
53. Субботина Н. Д., Естественные и социальные предпосылки человеческой агрессии: научная статья, статья в журнале / Субботина Н. Д., журнал: Гуманитарный вектор под изд. Забайкальского государственного университета. – Чита, 2010. С. 88-99.
54. Степанова О. П., Влияние мотивационной сферы специалиста на выбор стратегий разрешения конфликтов в организации // Степанова О. П., Личность в условиях современных социальных изменений: Материалы Международной научно-практической конференции. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет, 2011. – С. 131-141.
55. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конфликтология» / сост. Н. В. Любавина. – Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2018. – 52 с.
56. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе / пер. М. В. Вульф, А. А. Спектор. – М.: АСТ, 2006. – 400 с.
57. Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Эрих Фромм; пер. с англ. – М.: ACT: ACT МОСКВА, 2006. – 571 с.
58. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М.: Просвещение, 1994. – 447 с.
59. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения / Пер. с англ. А. Гореловой; Предисл. В. А. Кременюка. – М.: Наука, 1992. – 322 с.
60. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 608 с.
61. Шевчук Д. А. : Конфликты: как ими управлять / Д. А. Шевчук. – М.: ГроссМедиа, 2009. – 580 с.
62. Шестакова Е. Г. Агрессивное поведение и агрессивность личности / Е. Г. Шестакова, Л. Я. Дорфман // Образование и наука. Известия уральского от-деления российской академии образования. – Екатеринбург, – 2009. – №7. – С. 51-66.
63. Шильникова И. В. Трудовые конфликты в промышленности дореволюционной России: от статистики к микроанализу: монография / И. В. Шильникова. – М.: МАКС Пресс, 2014. – 250 с.
64. Шипунова Т. В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности // журнал Российской академии наук «Социологические исследования». – М., – 2002. – №5 – С. 67-75.
65. Blake, R., & Mouton, J. (1964). The Managerial Grid: The Key to Leadership Excellence. Houston, TX: Gulf Publishing Company.
66. Burton J. W. Needs Theory. In: J.W. Burton (ed.). Violence explained. Manchester University Press, 1997. p. 32-40.
67. Carnevale, P. J., & Pruitt, D. G. (1992). Negotiation and mediation. Annual Review of Psychology, 533 p.
68. Deutsch N. The constructive and destructive processes. – New Haven and London, 1973. p. 15–17.
69. Dollard, John; Miller, Neal E.; Doob, Leonard W.; Mowrer, Orval H.; Sears, Robert R. (1939). Frustration and Aggression. New Haven, CT, US: Yale Univer-sity Press.
70. Galtung J. Peace by peaceful means. Peace and Conflict, Development and Civilization. International Peace Research Institute. Oslo. 1996. 280 p.
71. Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument by K. W. Thomas and R. H. Kilmann, 1974, 2000.

Интернет ресурсы:

72. Интервью Дориана Фуртуне по его книге Homo Aggressivus: De ce nu se opresc războaiele şi violenţa(«Человек-агрессор: почему не кончаются войны и насилие») размещенное на сайте liveinternet.ru [Электронный ресурс] / URL: http://www.liveinternet.ru/users/light2811/post374743473/ (дата обращения: 19.03.2020 г.).
73. Сайт российского агентства международной информации РИА Новости [Электронный ресурс] / URL: https://ria.ru/world/20170703/1497703092.html (дата обращения: 25.03.2020 г.).
74. Сайт свободной энциклопедии [Электронный ресурс] / URL: https://ru.qwe.wiki/wiki/Military_strategy (дата обращения: 10.03.2020 г.).
75. Сайт большой российской энциклопедии [Электронный ресурс] / URL: https://bigenc.ru/military_science/text/4168138 (дата обращения: 10.03.2020 г.).
76. Сайт центрального государственного информационного агентства России ТАСС [Электронный ресурс] /URL: http://tass.ru/spec/hiroshima (дата обращения: 10.03.2020 г.).
77. Статья «Марш-Бросок на Приштину, как это было» на сайте livejournal.com [Электронный ресурс] / URL: http://1-9-1939.livejournal.com/12315.html (дата обращения: 19.04.2020 г.).
78. Статья «С агрессией в рабочем коллективе сталкиваются семь из десяти работающих россиян» исследовательского центра портала SuperJob.ru [Электронный ресурс] / URL: https://www.superjob.ru/community/kollektiv/33910/ (дата обращения: 21.03.2020 г.).
79. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс] / URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 25.03.2020).
80. Электронная база данных [Электронный ресурс] / URL: http://vikidalka.ru/2-41283.html (дата обращения: 22.03.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ