Регулирование рынка футбольных агентов (посредников): международный и российский подходы
|
Введение 3
Глава 1. Международный подход в регулировании рынка футбольных агентов 6
1.1 Международно-правовое регулирование рынка спортивных агентов 6
1.2 Европейский подход регулирования рынка футбольных агентов 11
Глава 2. Регулирование ФИФА 15
2.1 Правовое основание регулирования деятельности футбольных посредников ФИФА 15
2.2 Реформирование регулирования деятельности футбольных агентов 19
2.3 Установление лимита на размер вознаграждения посредников 22
2.4 Ограничение множественного представительства 32
2.5 Лицензирование посредников 40
2.6 Создание эффективной системы разрешения споров 45
2.7 Создание клиринговой палаты ФИФА 49
2.8 Раскрытие информации 53
Глава 3. Регулирование деятельности футбольных агентов (посредников) в РФ 61
3.1 Становление деятельности спортивных агентов в РФ 61
3.2 Регулирование деятельности спортивных агентов на государственном уроне РФ 64
3.3 Регулирование деятельности посредников Российским футбольным союзом 71
3.4 Реформирование РФС деятельности посредников 76
Заключение 80
Список литературы 84
Глава 1. Международный подход в регулировании рынка футбольных агентов 6
1.1 Международно-правовое регулирование рынка спортивных агентов 6
1.2 Европейский подход регулирования рынка футбольных агентов 11
Глава 2. Регулирование ФИФА 15
2.1 Правовое основание регулирования деятельности футбольных посредников ФИФА 15
2.2 Реформирование регулирования деятельности футбольных агентов 19
2.3 Установление лимита на размер вознаграждения посредников 22
2.4 Ограничение множественного представительства 32
2.5 Лицензирование посредников 40
2.6 Создание эффективной системы разрешения споров 45
2.7 Создание клиринговой палаты ФИФА 49
2.8 Раскрытие информации 53
Глава 3. Регулирование деятельности футбольных агентов (посредников) в РФ 61
3.1 Становление деятельности спортивных агентов в РФ 61
3.2 Регулирование деятельности спортивных агентов на государственном уроне РФ 64
3.3 Регулирование деятельности посредников Российским футбольным союзом 71
3.4 Реформирование РФС деятельности посредников 76
Заключение 80
Список литературы 84
Официально институт футбольных агентов (посредников) насчитывает лишь двадцатилетнюю историю. Тем не менее, футбольным агентам (посредникам) в мире футбола отведена немаловажная роль. Они оказывают услуги по представлению интересов спортсмена, тренера или клуба в переговорах с целью заключения трудового договора на наиболее выгодных для своего принципала условиях. Таким образом, футбольные агенты (посредники) становятся связующим звеном в процессе заключения трансфера и продвижения карьеры своих клиентов.
Актуальность и важность вопроса регулирования рынка футбольных агентов заключается в том, что специального регулирования на международном уровне нет, а статус спортивных агентов в Российской Федерации на федеральном уровне был закреплен не так давно. Также за последние несколько лет регулирование деятельности агентов на международном корпоративном уровне (FIFA) претерпело значительные изменения и подверглось реформированию.
Так, в 2015 году был принят Регламент по работе с посредниками, который декларировал ряд новелл, полностью переменивших существовавшую ранее систему деятельности футбольных агентов, что также отразилось на регулировании деятельности посредников Российским футбольным союзом (далее-РФС).
В 2018 году Президентом ФИФА Джанни Инфантино была собрана рабочая группа по трансферной системе, которой было поручено изучать агентский рынок. Позднее состоялось заседание FootballStakeholdersCommittee, на котором были предложены и одобрены основные принципы реформы агентской деятельности. Уже сегодня, в 2021 году, ожидается утверждение Конгрессом FIFAи вступление в силу новых правил по регулированию деятельности футбольных агентов (посредников).
Пакет реформ ФИФА включается в себя ряд изменений: установление лимита на размер вознаграждения агентов (посредников); ограничение множественного представительства во избежание конфликта интересов; повторное введение обязательной системы лицензирования агентов для повышения профессиональных стандартов; создание Клиринговой Палаты ФИФА для обеспечения лучшей финансовой прозрачности; создание эффективной системы разрешения споров ФИФА для разрешения споров между агентами, игроками и клубами; более широкое раскрытие информации о всей связанной с агентами работе в области трансферов, чтобы повысить прозрачность и доверие в системе трансферов.
Таким образом, в условиях такого многоуровневого регулирования и реформирования деятельности футбольных агентов (посредников) представляется интересным рассмотреть существующие международный и российский подходы регулирования рынка футбольных агентов (посредников), по отдельности рассмотреть каждую из предложенных ФИФА реформ и, в качестве примера регулирования деятельности посредников национальной ассоциацией, рассмотреть установленное регулирование в РФС.
Цель работы состоит в изучении всех уровней регулирования рынка футбольных агентов (посредников), их особенностей, также в оценке действий ФИФА по реформированию деятельности футбольных агентов (посредников) и шансов предложенных реформ на реализацию.
Соответственно, из цели вытекают следующие задачи:
1. Найти, изучить и проанализировать научную литературу, нормативно-правовые документы о регулировании деятельности футбольных агентов (посредников), изучить судебную практику;
2. Выделить особенности, отличия и возможные недостатки каждого из уровней регулирования;
3. Проанализировать каждую предложенную реформу ФИФА
4. Дать оценку правомерности реформ ФИФА.
5. Изучить прежнюю и нынешнюю систему регулирования посредников в РФС;
Цели и задачи работы определяют ее структуру. Она состоит из введения, четырех глав и заключения. В первой главе рассматривается регулирование деятельности футбольных агентов (посредников) на международном уровне, включая подходы Европейского Союза. Во второй главе анализируется регулирование ФИФА и каждая из грядущих реформ. В третьей главе рассматривается российское законодательство, под действие которого подпадает деятельность спортивного агента и регламентированное регулирование РФС.
В ходе работы были использованы методы анализа литературы, нормативно-правовых документов по теме работы, изучения, сравнения и обобщения сведений.
За основу данной работы были взяты международные правовые акты, российское законодательство, Регламент РФС по работе с посредниками (далее- Регламент РФС), Регламент ФИФА по работе с посредниками (далее- Регламент ФИФА), законодательство ЕС.
Актуальность и важность вопроса регулирования рынка футбольных агентов заключается в том, что специального регулирования на международном уровне нет, а статус спортивных агентов в Российской Федерации на федеральном уровне был закреплен не так давно. Также за последние несколько лет регулирование деятельности агентов на международном корпоративном уровне (FIFA) претерпело значительные изменения и подверглось реформированию.
Так, в 2015 году был принят Регламент по работе с посредниками, который декларировал ряд новелл, полностью переменивших существовавшую ранее систему деятельности футбольных агентов, что также отразилось на регулировании деятельности посредников Российским футбольным союзом (далее-РФС).
В 2018 году Президентом ФИФА Джанни Инфантино была собрана рабочая группа по трансферной системе, которой было поручено изучать агентский рынок. Позднее состоялось заседание FootballStakeholdersCommittee, на котором были предложены и одобрены основные принципы реформы агентской деятельности. Уже сегодня, в 2021 году, ожидается утверждение Конгрессом FIFAи вступление в силу новых правил по регулированию деятельности футбольных агентов (посредников).
Пакет реформ ФИФА включается в себя ряд изменений: установление лимита на размер вознаграждения агентов (посредников); ограничение множественного представительства во избежание конфликта интересов; повторное введение обязательной системы лицензирования агентов для повышения профессиональных стандартов; создание Клиринговой Палаты ФИФА для обеспечения лучшей финансовой прозрачности; создание эффективной системы разрешения споров ФИФА для разрешения споров между агентами, игроками и клубами; более широкое раскрытие информации о всей связанной с агентами работе в области трансферов, чтобы повысить прозрачность и доверие в системе трансферов.
Таким образом, в условиях такого многоуровневого регулирования и реформирования деятельности футбольных агентов (посредников) представляется интересным рассмотреть существующие международный и российский подходы регулирования рынка футбольных агентов (посредников), по отдельности рассмотреть каждую из предложенных ФИФА реформ и, в качестве примера регулирования деятельности посредников национальной ассоциацией, рассмотреть установленное регулирование в РФС.
Цель работы состоит в изучении всех уровней регулирования рынка футбольных агентов (посредников), их особенностей, также в оценке действий ФИФА по реформированию деятельности футбольных агентов (посредников) и шансов предложенных реформ на реализацию.
Соответственно, из цели вытекают следующие задачи:
1. Найти, изучить и проанализировать научную литературу, нормативно-правовые документы о регулировании деятельности футбольных агентов (посредников), изучить судебную практику;
2. Выделить особенности, отличия и возможные недостатки каждого из уровней регулирования;
3. Проанализировать каждую предложенную реформу ФИФА
4. Дать оценку правомерности реформ ФИФА.
5. Изучить прежнюю и нынешнюю систему регулирования посредников в РФС;
Цели и задачи работы определяют ее структуру. Она состоит из введения, четырех глав и заключения. В первой главе рассматривается регулирование деятельности футбольных агентов (посредников) на международном уровне, включая подходы Европейского Союза. Во второй главе анализируется регулирование ФИФА и каждая из грядущих реформ. В третьей главе рассматривается российское законодательство, под действие которого подпадает деятельность спортивного агента и регламентированное регулирование РФС.
В ходе работы были использованы методы анализа литературы, нормативно-правовых документов по теме работы, изучения, сравнения и обобщения сведений.
За основу данной работы были взяты международные правовые акты, российское законодательство, Регламент РФС по работе с посредниками (далее- Регламент РФС), Регламент ФИФА по работе с посредниками (далее- Регламент ФИФА), законодательство ЕС.
Подводя итоги, отметим, что конкретную правовую базу в отношении спортивной агентской деятельности на международном уровне, на сегодняшний день, наблюдать не представляется возможным. В связи с этим, рассматривать деятельность спортивных агентов как чисто коммерческую или исключительно как отношения по трудоустройству не следует. Стоит отдать предпочтение в пользу регулирования отрасли спортивного права, которая относит к своему предмету комплекс общественных отношений в сфере физической культуры и субъектами которой, в частности, выступают международные неправительственные организации по отдельным видам спорта. В нашем случае это ФИФА, регламентирующая деятельность футбольных агентов с 1994 года.
Также, положение субъектов футбола отнесено к регулированию ЕС, который занимает доминирующее положение в процессе определения правовых и организационных рамок управления спортом в Европе. ЕС определяет спорт как разновидность экономической деятельности в той мере, в какой он представляет собой экономическую деятельность.
В свою очередь, ФИФА, являясь господствующей в футбольном мире и диктующей основные правила его регулирования, имеет перед законодательством ЕС ограниченную автономность. Ограниченность автономности заключается в обязанности ФИФА следовать законодательству ЕС, в том числе и в вопросе регулирования деятельности футбольных агентов (посредников).
Тем не менее, ФИФА достаточно активно регламентирует рынок футбольных агентов, несмотря на отсутствие полномочий, делегированных органами власти, так как в силу почти полного отсутствия национальных правил, регулирующих деятельность агентов игроков и отсутствия у данной профессии своей внутренней организации остается позволить ФИФА вводить положения в отношении деятельности агентов игроков, при наличии условий, не нарушающих законодательство ЕС.
Так, сейчас ФИФА готовит большой пакет реформ. Рассмотрев каждую из грядущих реформ ФИФА по отдельности, следует сказать, что не все они имеют большой шанс на реализацию, а именно ограничение размера вознаграждения посредников. Некоторые из реформ вызывают бурные дискуссии и споры, так раскрытие и публикация всех аспектов работы посредников, связанной с трансферами, вызывает вопросы в отношении того, не нарушает ли данная реформа право на неприкосновенность частной жизни. Некоторые реформы будут иметь преимущественно положительный эффект, а именно возвращение к процедуре лицензирования, ограничение множественного представительства, создание клиринговой палаты и эффективной системы разрешения споров.
ФИФА, устанавливая и разрабатывая определённые ограничения преследует благие намерения: защитить права футболистов, тренеров и клубов, повысить прозрачность рынка, предупредить совершение таких распространённых преступлений на рынке футбольных агентов (посредников), как мошенничество, отмывание денег, коррупция и др. В то же время, ФИФА не имеет достаточно возможностей, полномочий для решения подобного рода проблем, но она может работать с государственными органами, в том числе налоговыми, для борьбы с правонарушениями, например, предоставляя доказательства, которые облегчат судебное преследование.
Однако, такой вывод не означает, что сама ФИФА не может положительно повлиять на профессию посредника, не пытаясь ее полностью структурировать самостоятельно. Так, есть возможность финансировать создание международной профессиональной ассоциации посредников (агентов), тем самым стимулировать развитие отраслевого саморегулируемого органа и затем позволить ему функционировать самостоятельно.
В отношении регулирования спортивных агентов в России на государственном уровне отметим, что несмотря на то, что в России наблюдается некоторая неопределенность в сфере правового регулирования деятельности спортивных агентов, шаги вперед все же делаются. Так, Проект Федерального закона, вносящий изменения в Закон о спорте в части совершенствования деятельности спортивных агентов очевидно указывает на то, что государство стремится усилить контроль за деятельностью спортивных агентов, устраняя пробелы в законодательстве, повышая качество агентских услуг, прозрачность агентского рынка, обеспечивая права и законные интересы спортсменов и тренеров.
Однако, более детальное регулирование деятельности спортивных агентов присуще общероссийским спортивным федерациям. На примере РФС, являющегося членом ФИФА, было рассмотрено регулирование посредников. В своем регулировании РФС основывается на российском законодательстве и Регламенте ФИФА по работе с посредниками, поэтому за последние несколько лет регулирование РФС претерпело изменения. В первую очередь изменения были из-за вывода ФИФА из-под своей юрисдикции футбольных агентов в 2015 году. Затем, в результате официального закрепления в Законе о спорте спортивного агента, в качестве субъекта физической культуры и спорта, установления обязанности спортивных федераций осуществлять аккредитацию спортивных агентов, РФС вновь реформировал свое регулирование.
Сравнив ранее действовавшее регулирование РФС и нынешнее, отмечается, что новые правила привнесли в систему управления посредниками существенные изменения, какие-то требования ужесточив, а какие-то смягчив. Радуют возросшие требования к качественному отбору кандидатов, желающих стать посредниками и предоставление возможности большему количеству лиц попасть на рынок посредников, путем снижения суммы вступительного взноса с 10 млн. рублей до 50 тыс. рублей, что минимизирует риск монополизации данного рынка.
Нельзя исключать, что РФС будет снова проведено реформирование, в силу разрабатываемых ФИФА реформ, некоторые из которых обещают быть утверждены уже в 2021 году.
Учитывая тот факт, что РФС, как и ФИФА, стремится к повышению прозрачности рынка посредников, к защите прав спортсменов, тренеров и клубов, приветствует борьбу с экономическими преступлениями и тот факт, что законодатель постепенно формирует государственное регулирование спортивных агентов, представляется, что совместное сотрудничество РФС и государственных органов поспособствует созданию более эффективной системы регулирования рынка посредников в России.
Также, положение субъектов футбола отнесено к регулированию ЕС, который занимает доминирующее положение в процессе определения правовых и организационных рамок управления спортом в Европе. ЕС определяет спорт как разновидность экономической деятельности в той мере, в какой он представляет собой экономическую деятельность.
В свою очередь, ФИФА, являясь господствующей в футбольном мире и диктующей основные правила его регулирования, имеет перед законодательством ЕС ограниченную автономность. Ограниченность автономности заключается в обязанности ФИФА следовать законодательству ЕС, в том числе и в вопросе регулирования деятельности футбольных агентов (посредников).
Тем не менее, ФИФА достаточно активно регламентирует рынок футбольных агентов, несмотря на отсутствие полномочий, делегированных органами власти, так как в силу почти полного отсутствия национальных правил, регулирующих деятельность агентов игроков и отсутствия у данной профессии своей внутренней организации остается позволить ФИФА вводить положения в отношении деятельности агентов игроков, при наличии условий, не нарушающих законодательство ЕС.
Так, сейчас ФИФА готовит большой пакет реформ. Рассмотрев каждую из грядущих реформ ФИФА по отдельности, следует сказать, что не все они имеют большой шанс на реализацию, а именно ограничение размера вознаграждения посредников. Некоторые из реформ вызывают бурные дискуссии и споры, так раскрытие и публикация всех аспектов работы посредников, связанной с трансферами, вызывает вопросы в отношении того, не нарушает ли данная реформа право на неприкосновенность частной жизни. Некоторые реформы будут иметь преимущественно положительный эффект, а именно возвращение к процедуре лицензирования, ограничение множественного представительства, создание клиринговой палаты и эффективной системы разрешения споров.
ФИФА, устанавливая и разрабатывая определённые ограничения преследует благие намерения: защитить права футболистов, тренеров и клубов, повысить прозрачность рынка, предупредить совершение таких распространённых преступлений на рынке футбольных агентов (посредников), как мошенничество, отмывание денег, коррупция и др. В то же время, ФИФА не имеет достаточно возможностей, полномочий для решения подобного рода проблем, но она может работать с государственными органами, в том числе налоговыми, для борьбы с правонарушениями, например, предоставляя доказательства, которые облегчат судебное преследование.
Однако, такой вывод не означает, что сама ФИФА не может положительно повлиять на профессию посредника, не пытаясь ее полностью структурировать самостоятельно. Так, есть возможность финансировать создание международной профессиональной ассоциации посредников (агентов), тем самым стимулировать развитие отраслевого саморегулируемого органа и затем позволить ему функционировать самостоятельно.
В отношении регулирования спортивных агентов в России на государственном уровне отметим, что несмотря на то, что в России наблюдается некоторая неопределенность в сфере правового регулирования деятельности спортивных агентов, шаги вперед все же делаются. Так, Проект Федерального закона, вносящий изменения в Закон о спорте в части совершенствования деятельности спортивных агентов очевидно указывает на то, что государство стремится усилить контроль за деятельностью спортивных агентов, устраняя пробелы в законодательстве, повышая качество агентских услуг, прозрачность агентского рынка, обеспечивая права и законные интересы спортсменов и тренеров.
Однако, более детальное регулирование деятельности спортивных агентов присуще общероссийским спортивным федерациям. На примере РФС, являющегося членом ФИФА, было рассмотрено регулирование посредников. В своем регулировании РФС основывается на российском законодательстве и Регламенте ФИФА по работе с посредниками, поэтому за последние несколько лет регулирование РФС претерпело изменения. В первую очередь изменения были из-за вывода ФИФА из-под своей юрисдикции футбольных агентов в 2015 году. Затем, в результате официального закрепления в Законе о спорте спортивного агента, в качестве субъекта физической культуры и спорта, установления обязанности спортивных федераций осуществлять аккредитацию спортивных агентов, РФС вновь реформировал свое регулирование.
Сравнив ранее действовавшее регулирование РФС и нынешнее, отмечается, что новые правила привнесли в систему управления посредниками существенные изменения, какие-то требования ужесточив, а какие-то смягчив. Радуют возросшие требования к качественному отбору кандидатов, желающих стать посредниками и предоставление возможности большему количеству лиц попасть на рынок посредников, путем снижения суммы вступительного взноса с 10 млн. рублей до 50 тыс. рублей, что минимизирует риск монополизации данного рынка.
Нельзя исключать, что РФС будет снова проведено реформирование, в силу разрабатываемых ФИФА реформ, некоторые из которых обещают быть утверждены уже в 2021 году.
Учитывая тот факт, что РФС, как и ФИФА, стремится к повышению прозрачности рынка посредников, к защите прав спортсменов, тренеров и клубов, приветствует борьбу с экономическими преступлениями и тот факт, что законодатель постепенно формирует государственное регулирование спортивных агентов, представляется, что совместное сотрудничество РФС и государственных органов поспособствует созданию более эффективной системы регулирования рынка посредников в России.
Подобные работы
- Актуальные проблемы спортивного права в сфере футбола (Московский Государственный Институт Международных Отношений (Университет))
Магистерская диссертация, международное частное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024



