ПОЛИТИКА ЯПОНИИ В ОТНОШЕНИИ КИТАЯ ПРИ СИНДЗО АБЭ
|
Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Трансформация политики Японии в сфере военной безопасности
§1.1 Новые аспекты в системе обеспечения национальной безопасности как ответ на «возвышение КНР»
§1.2 Роль США в формировании военной доктрины Японии и японо-американский альянс
Глава 2. Вопросы исторического прошлого в политике Японии относительно Китая при С. Абэ
§2.1 Проблема храма Ясукуни и учебников истории как фактор дестабилизации двусторонних отношений
§2.2 Политика С. Абэ в вопросах исторического прошлого: от «дипломатии извинений» к «историческому ревизионизму»
Глава 3. Экономическая политика Японии в отношении Китая
§3.1 Экономическое противостояние китайской экспансии в АТР
§3.2 Перспективы китайского рынка для экономических реформ Японии
Заключение
Список источников и литературы
Глава 1. Трансформация политики Японии в сфере военной безопасности
§1.1 Новые аспекты в системе обеспечения национальной безопасности как ответ на «возвышение КНР»
§1.2 Роль США в формировании военной доктрины Японии и японо-американский альянс
Глава 2. Вопросы исторического прошлого в политике Японии относительно Китая при С. Абэ
§2.1 Проблема храма Ясукуни и учебников истории как фактор дестабилизации двусторонних отношений
§2.2 Политика С. Абэ в вопросах исторического прошлого: от «дипломатии извинений» к «историческому ревизионизму»
Глава 3. Экономическая политика Японии в отношении Китая
§3.1 Экономическое противостояние китайской экспансии в АТР
§3.2 Перспективы китайского рынка для экономических реформ Японии
Заключение
Список источников и литературы
Актуальность исследования. Япония и Китай, без сомнения, являются одними из главных акторов в Восточно-Азиатском регионе. Они представляют собой два полюса, вокруг которых формируется региональная система международных отношений. Являются самыми мощными государствами как в политическом, так и экономическом плане. Однако характер двусторонних отношений определить непросто: Китай и Япония- ближайшие соседи в регионе, заинтересованные в экономическом сближении, но имеют ряд проблем, которые влияют непосредственно на политику в отношении друг друга.
Потребность в изучении внешнеполитических направлений Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе определяется повышением непредсказуемости и сложности международного климата в начале XXI века, которому сопутствует смена ролей ключевых региональных акторов, стремительное увеличение их оборонительных возможностей, влекущие за собой нарастание конфликтной обстановки в сфере безопасности и расплывчатые представления по поводу будущности миропорядка в АТР.
Для Японии XXI век ознаменовался дестабилизацией ситуации в сфере безопасности вокруг своей территории, а также повышением конкуренции за первенство как в экономической, так и в политической сферах в Азии. В первую очередь, главное, что сегодня приходится учитывать японскому руководству- это заметно изменившаяся роль Китая в регионе и на мировой арене, который продолжает наращивать свой потенциал во всех областях. Япония в 2010 г. уже уступила Китаю место первой экономической азиатской державы. Увеличивается и политический вес КНР в Тихоокеанской Азии, в особенности его авторитета придерживаются в странах Юго-Восточной Азии. Большое давление Япония испытывает и в связи с возросшей военно-морской силой Китая, который не стесняется ее демонстрировать в водах Восточно-Китайского моря, увеличивая, тем самым, напряженность вокруг оспариваемых территорий.
Второй момент заключается в том, что в рассматриваемый период в США происходит пересмотр внешнеполитических приоритетов, заключающихся в попытках усиления экономического и военно-политического присутствия в АТР. В рамках концепции «разворота в Азию» Америка все больше проявляет заинтересованность в сотрудничестве со своими азиатскими партнерами и союзниками, а именно- Японией, Южной Кореей, Австралией. Однако, со сменой власти в 2016 г. и приходом администрации Д. Трампа к управлению страной, наметился сдвиг к налаживанию диалога с КНР, который происходит на фоне заметно ослабевающих позиций США в регионе. Токио очень озабочен дальнейшим развитием американо-китайских и японо-американских отношений, так как сложившийся альянс сохраняет центральное место в обеспечении безопасности и целостности территории Японии. Без внимания не осталась и критика Д. Трампа касательно военно-политических союзов США, основной посыл, которой был направлен на увеличение доли финансирования второй стороной, в том числе и Японии. Кроме того, большие опасения вызывает непредсказуемость Д. Трампа, что небезосновательно. После победы на выборах, первый указ, который подписал новый президент, был выход из соглашения о Транс-Тихоокеанском сотрудничестве (ТТП), на реализацию которого были направлены основные усилия Б. Обамы и С. Абэ. Таким образом, Японии все чаще приходится рассчитывать на себя в деле по противоборству Китаю. Напряженность в регионе, в том числе, вызывает конфликт на Корейском полуострове и желание Пхеньяна завладеть ядерным оружием.
Одновременно с попытками предотвратить внешние угрозы, Япония стремится справиться с чередой внутриполитических и экономических проблем.
В экономической сфере правительство продолжает прикладывать усилия для преодоления факторов, влияющих на замедление экономического роста: дефляции, роста курса валюты, затрат значительных средств для покрытия государственного долга, а также вливания средств на потребности общества, где продолжает сохраняться тенденция старения населения и низкой рождаемости.
Внутриполитические реформы, безусловно отражаются на становлении новых внешнеполитических приоритетов. Это особенно заметно после смены власти Японии с Демократической партии на Либеральную. Попытки ДПЯ к проведению самостоятельного, независимого курса по повышению роли Японии в регионе не увенчались успехом и даже спровоцировали ухудшение отношений с главным партнером- США. Придя в 2012 г. на второй срок, Синдзо Абэ обозначил наиважнейшими направлениями- восстановление отношений с Соединенными Штатами и модернизацию оборонной политики страны. Были пересмотрены такие важные документы, как «Основные направления оборонной политики» и «Среднесрочная программа оборонной политики».
Таким образом, обострение конфликтов с ближайшим и мощным соседом в Восточно-Азиатском регионе, а также ряд нерешенных внутриполитических проблем мотивировали Токио придерживаться курса «нормализации» страны, который включает в себя активную дипломатическую деятельность, наращивание экономического и военного потенциала, расширение союза с США на «антикитайской основе».
Цель данной работы заключается в выявлении ключевых аспектов внешней политики Японии при Синдзо Абэ.
Объектом исследования являются японо-китайские отношения.
Предметом исследования является политика Японии Синдзо Абэ в отношении Китая в период с 2012 г. по настоящее время.
Задачи исследования:
1. Установить содержание политики Японии в отношении Китая в сфере военных преобразований;
2. Проследить влияние японо-американского военно-политического союза на формирование внешнеполитических концепций Японии;
3. Выделить наиболее острые проблемы в японо-китайских отношениях и их влияние на политику С. Абэ против Китая;
4. Определить проблемы и перспективы вовлечения Японии в многосторонние форматы сотрудничества и безопасности в Азии как часть политики «сдерживания».
В качестве хронологических рамок взят период с 2012 г. по 2017 г., что обуславливается приходом кабинета С. Абэ на второй срок правления в 2012 г. Второй причиной является эскалация напряженности в японо-китайских отношениях, что повлияло на выработку новой стратегии в отношении КНР и постепенное возвращение в лоно японо-американского союза, от которого тщетно пыталась отойти Демократическая партия Японии.
Источниковую базу можно разделить на несколько групп. Первая- нормативно-правовые документы, куда входит Конституция Японии.
Вторая группа источников представляет собой концептуальные документы. В эту группу были включены двусторонние договоры, позволяющие отследить отправную точку в отношениях между государствами- китайско-японский «Договор о мире и дружбе» 1978 г., японо-американский «Договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности» 1960 г.; «Стратегии национальной безопасности» и «Национальные программы обороны» Японии, «Белые книги» - все эти документы позволили составить представление об основных направлениях оборонной политики Японии и оценить весь спектр угроз, официально зафиксированных в документах.
Третью группу источников образуют выступления и заявления политической элиты Японии, КНР и США, представленные в таких официальных источниках, как: сайт Премьер-министра Японии и его кабинета (https://www.kantei.go.jp/), сайт Белого дома (https://www.whitehouse.gov/), сайт Всекитайского собрания народных представителей (http://www.npc.gov.cn/).
Четвертую группа источников- материалы из японских, американских и китайских средств массовой информации. Японские издания представлены газетами «The Asahi shimbun» и «The Mainiti shimbun». Ряд англоязычной прессы японских издательств представляет «The Japan Times», «Japan Today» и « Japan Daily». Что касается американской прессы, использовались электронные аналоги таких газет, как «The Diplomat», «The New York Times», «The Wall Street Journal» и др. Для исследования официальной китайской позиции, освещенной в прессе, использовались такие источники, как новостное агентство «Xinhua» и электронная газета на русском языке «Жэньминь Жибао».
Степень разработанности проблемы. Возникновение данного исследования обусловлено недостатком в России комплексных работ по теме внешней политики Японии на китайском направлении и его влияния на эволюцию внутри- и внешнеполитических концепций страны. В то же самое время, работы по смежным с диссертацией темам свидетельствуют о том, что отечественные исследователи-японоведы добились значительных успехов в разработке данной проблемы.
Большую ценность для исследования представляет монография Стрельцова Д.В. «Внешнеполитические приоритеты Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Автор анализирует политику Японии в сфере безопасности в Азии; проблемы исторического прошлого, которые до сих пор негативно влияют на развитие отношений Японии со странами Юго-Восточной Азии; а также рассматривает Японию в структурах региональных и международных интеграций. Отдельная глава посвящена русско-японским отношениям, их перспективам и проблематике.
Исследование важнейших направлений политики Японии в конце XX века отражено в работе В.О. Кистанова «Япония в АТР: анатомия экономических и политических отношений». Автор рассматривает ключевые направления внешней политики Японии в XX веке. Несмотря на относительную давность написания работы, 1995 год, некоторые положения до сих пор являются актуальными, несмотря на значительные изменения в АТР.
Нельзя не отметить коллективную монографию специалистов из Санкт-Петербургского государственного университета под редакцией Ширяева Б.А., Цветкова И.А. и Лексютиной Я.В. Работа «Политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе в период администрации Б.Обамы» отражает анализ политических шагов американского правительства на азиатском направлении. В рамках «разворота в Азию» рассматриваются отношения с ключевыми акторами региона- Японией, КНР, КНД и Южной Кореей.
Для понимания основных подходов к обеспечению национальной безопасности в Японии важным трудом представляется книга Ковалева С.И. «Силы самообороны Японии», которая основывается на изложении и анализе нормативно-правовых документов.
В ходе работы над диссертацией необходимо было учитывать влияние США и японо-американского военно-политического союза на принятие внешнеполитических решений официального Токио и сложившийся миропорядок в регионе в целом. Здесь необходимо отметить таких авторов, как Парамонов О.Г., Нелидов В., Братерский М.В., Суслов Д.В., Саркисов К., Стрельцов Д.В., Истомин И., Терехов В.
Отдельный пласт работ посвящен реформам, проводимым кабинетом С. Абэ, в военно-оборонительной сфере. В их числе- Молодякова Э.В., Стрельцов Д.В., Парамонов О.Г., Терехов В.О., Кистанов В.О.
Различные аспекты по проблемам исторического прошлого (пересмотр японских учебников истории, посещение святилища Ясукуни, ответственность за развязывание войны в Азии, Нанкинская резня) в достаточной мере освещены в как в отечественных исследованиях, так и в зарубежных. Среди российских авторов хотелось бы выделить прежде всего работы Стрельцова Д.В., Молодяковой Э.В.
Большое количество исследователей затрагивают проблему исторического прошлого в рамках рассмотрения взаимоотношений между странами Азиатско-Тихоокеанского региона, например Сёмин А.В., Михеев В.В., Мамонов М.В., Лузянин С.Г.
Для зарубежных авторов характерно более глубокое изучение исторических проблем и отделение узконаправленных аспектов от частного. Так, проблемы официального посещения храма Ясукуни подробно проанализированы в работах Такенакa А., О'Дваера С., Инудзука А., Фичса Т., Ченг М.
Следующие специалисты занимаются изучением и сбором фактов об изменениях, которые вносились в японские учебники истории- Сибуичи Д., Нодзаки Ю., Су Ю., Юрита М., Лин Лин, Мозгер С., Гекс С.
Научная новизна работы. При наличии огромного количества материалов по исследуемой проблематике представляется, что исследованиям в области политики Японии в отношении Китая на современном этапе не хватает комплексности и обобщенности. Такой подход позволил бы в полной мере оценить, как «возвышение» и наращивание мощи соседа в лице КНР влияет на адаптивность Японии к новым внешнеполитическим условиям и проводимую политику кабинета С. Абэ.
Кроме того, уже долгое время проблематика не теряет своей актуальности. И скорее всего, пройдет еще немало времени, прежде чем Япония и Китай смогут разрешить все свои претензии друг к другу, так как основой всех споров является желание занять нишу гегемона в Тихоокеанском регионе. Динамичность ситуации создает потребность в постоянном мониторинге и проведении исследовательских работ.
Методологическую основу работы составляют общенаучные методы, позволяющие определить специфические особенности и закономерности процессов и предполагающие рассмотрение исследуемых событий в их взаимосвязи и развитии: сравнительно-исторический метод, методы анализа, конкретизации, индукции и дедукции. Кроме того, используются методы из арсенала современной политической науки: исследование политических институтов, исследование политических процессов и явлений, исследование политического сознания.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
Потребность в изучении внешнеполитических направлений Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе определяется повышением непредсказуемости и сложности международного климата в начале XXI века, которому сопутствует смена ролей ключевых региональных акторов, стремительное увеличение их оборонительных возможностей, влекущие за собой нарастание конфликтной обстановки в сфере безопасности и расплывчатые представления по поводу будущности миропорядка в АТР.
Для Японии XXI век ознаменовался дестабилизацией ситуации в сфере безопасности вокруг своей территории, а также повышением конкуренции за первенство как в экономической, так и в политической сферах в Азии. В первую очередь, главное, что сегодня приходится учитывать японскому руководству- это заметно изменившаяся роль Китая в регионе и на мировой арене, который продолжает наращивать свой потенциал во всех областях. Япония в 2010 г. уже уступила Китаю место первой экономической азиатской державы. Увеличивается и политический вес КНР в Тихоокеанской Азии, в особенности его авторитета придерживаются в странах Юго-Восточной Азии. Большое давление Япония испытывает и в связи с возросшей военно-морской силой Китая, который не стесняется ее демонстрировать в водах Восточно-Китайского моря, увеличивая, тем самым, напряженность вокруг оспариваемых территорий.
Второй момент заключается в том, что в рассматриваемый период в США происходит пересмотр внешнеполитических приоритетов, заключающихся в попытках усиления экономического и военно-политического присутствия в АТР. В рамках концепции «разворота в Азию» Америка все больше проявляет заинтересованность в сотрудничестве со своими азиатскими партнерами и союзниками, а именно- Японией, Южной Кореей, Австралией. Однако, со сменой власти в 2016 г. и приходом администрации Д. Трампа к управлению страной, наметился сдвиг к налаживанию диалога с КНР, который происходит на фоне заметно ослабевающих позиций США в регионе. Токио очень озабочен дальнейшим развитием американо-китайских и японо-американских отношений, так как сложившийся альянс сохраняет центральное место в обеспечении безопасности и целостности территории Японии. Без внимания не осталась и критика Д. Трампа касательно военно-политических союзов США, основной посыл, которой был направлен на увеличение доли финансирования второй стороной, в том числе и Японии. Кроме того, большие опасения вызывает непредсказуемость Д. Трампа, что небезосновательно. После победы на выборах, первый указ, который подписал новый президент, был выход из соглашения о Транс-Тихоокеанском сотрудничестве (ТТП), на реализацию которого были направлены основные усилия Б. Обамы и С. Абэ. Таким образом, Японии все чаще приходится рассчитывать на себя в деле по противоборству Китаю. Напряженность в регионе, в том числе, вызывает конфликт на Корейском полуострове и желание Пхеньяна завладеть ядерным оружием.
Одновременно с попытками предотвратить внешние угрозы, Япония стремится справиться с чередой внутриполитических и экономических проблем.
В экономической сфере правительство продолжает прикладывать усилия для преодоления факторов, влияющих на замедление экономического роста: дефляции, роста курса валюты, затрат значительных средств для покрытия государственного долга, а также вливания средств на потребности общества, где продолжает сохраняться тенденция старения населения и низкой рождаемости.
Внутриполитические реформы, безусловно отражаются на становлении новых внешнеполитических приоритетов. Это особенно заметно после смены власти Японии с Демократической партии на Либеральную. Попытки ДПЯ к проведению самостоятельного, независимого курса по повышению роли Японии в регионе не увенчались успехом и даже спровоцировали ухудшение отношений с главным партнером- США. Придя в 2012 г. на второй срок, Синдзо Абэ обозначил наиважнейшими направлениями- восстановление отношений с Соединенными Штатами и модернизацию оборонной политики страны. Были пересмотрены такие важные документы, как «Основные направления оборонной политики» и «Среднесрочная программа оборонной политики».
Таким образом, обострение конфликтов с ближайшим и мощным соседом в Восточно-Азиатском регионе, а также ряд нерешенных внутриполитических проблем мотивировали Токио придерживаться курса «нормализации» страны, который включает в себя активную дипломатическую деятельность, наращивание экономического и военного потенциала, расширение союза с США на «антикитайской основе».
Цель данной работы заключается в выявлении ключевых аспектов внешней политики Японии при Синдзо Абэ.
Объектом исследования являются японо-китайские отношения.
Предметом исследования является политика Японии Синдзо Абэ в отношении Китая в период с 2012 г. по настоящее время.
Задачи исследования:
1. Установить содержание политики Японии в отношении Китая в сфере военных преобразований;
2. Проследить влияние японо-американского военно-политического союза на формирование внешнеполитических концепций Японии;
3. Выделить наиболее острые проблемы в японо-китайских отношениях и их влияние на политику С. Абэ против Китая;
4. Определить проблемы и перспективы вовлечения Японии в многосторонние форматы сотрудничества и безопасности в Азии как часть политики «сдерживания».
В качестве хронологических рамок взят период с 2012 г. по 2017 г., что обуславливается приходом кабинета С. Абэ на второй срок правления в 2012 г. Второй причиной является эскалация напряженности в японо-китайских отношениях, что повлияло на выработку новой стратегии в отношении КНР и постепенное возвращение в лоно японо-американского союза, от которого тщетно пыталась отойти Демократическая партия Японии.
Источниковую базу можно разделить на несколько групп. Первая- нормативно-правовые документы, куда входит Конституция Японии.
Вторая группа источников представляет собой концептуальные документы. В эту группу были включены двусторонние договоры, позволяющие отследить отправную точку в отношениях между государствами- китайско-японский «Договор о мире и дружбе» 1978 г., японо-американский «Договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности» 1960 г.; «Стратегии национальной безопасности» и «Национальные программы обороны» Японии, «Белые книги» - все эти документы позволили составить представление об основных направлениях оборонной политики Японии и оценить весь спектр угроз, официально зафиксированных в документах.
Третью группу источников образуют выступления и заявления политической элиты Японии, КНР и США, представленные в таких официальных источниках, как: сайт Премьер-министра Японии и его кабинета (https://www.kantei.go.jp/), сайт Белого дома (https://www.whitehouse.gov/), сайт Всекитайского собрания народных представителей (http://www.npc.gov.cn/).
Четвертую группа источников- материалы из японских, американских и китайских средств массовой информации. Японские издания представлены газетами «The Asahi shimbun» и «The Mainiti shimbun». Ряд англоязычной прессы японских издательств представляет «The Japan Times», «Japan Today» и « Japan Daily». Что касается американской прессы, использовались электронные аналоги таких газет, как «The Diplomat», «The New York Times», «The Wall Street Journal» и др. Для исследования официальной китайской позиции, освещенной в прессе, использовались такие источники, как новостное агентство «Xinhua» и электронная газета на русском языке «Жэньминь Жибао».
Степень разработанности проблемы. Возникновение данного исследования обусловлено недостатком в России комплексных работ по теме внешней политики Японии на китайском направлении и его влияния на эволюцию внутри- и внешнеполитических концепций страны. В то же самое время, работы по смежным с диссертацией темам свидетельствуют о том, что отечественные исследователи-японоведы добились значительных успехов в разработке данной проблемы.
Большую ценность для исследования представляет монография Стрельцова Д.В. «Внешнеполитические приоритеты Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Автор анализирует политику Японии в сфере безопасности в Азии; проблемы исторического прошлого, которые до сих пор негативно влияют на развитие отношений Японии со странами Юго-Восточной Азии; а также рассматривает Японию в структурах региональных и международных интеграций. Отдельная глава посвящена русско-японским отношениям, их перспективам и проблематике.
Исследование важнейших направлений политики Японии в конце XX века отражено в работе В.О. Кистанова «Япония в АТР: анатомия экономических и политических отношений». Автор рассматривает ключевые направления внешней политики Японии в XX веке. Несмотря на относительную давность написания работы, 1995 год, некоторые положения до сих пор являются актуальными, несмотря на значительные изменения в АТР.
Нельзя не отметить коллективную монографию специалистов из Санкт-Петербургского государственного университета под редакцией Ширяева Б.А., Цветкова И.А. и Лексютиной Я.В. Работа «Политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе в период администрации Б.Обамы» отражает анализ политических шагов американского правительства на азиатском направлении. В рамках «разворота в Азию» рассматриваются отношения с ключевыми акторами региона- Японией, КНР, КНД и Южной Кореей.
Для понимания основных подходов к обеспечению национальной безопасности в Японии важным трудом представляется книга Ковалева С.И. «Силы самообороны Японии», которая основывается на изложении и анализе нормативно-правовых документов.
В ходе работы над диссертацией необходимо было учитывать влияние США и японо-американского военно-политического союза на принятие внешнеполитических решений официального Токио и сложившийся миропорядок в регионе в целом. Здесь необходимо отметить таких авторов, как Парамонов О.Г., Нелидов В., Братерский М.В., Суслов Д.В., Саркисов К., Стрельцов Д.В., Истомин И., Терехов В.
Отдельный пласт работ посвящен реформам, проводимым кабинетом С. Абэ, в военно-оборонительной сфере. В их числе- Молодякова Э.В., Стрельцов Д.В., Парамонов О.Г., Терехов В.О., Кистанов В.О.
Различные аспекты по проблемам исторического прошлого (пересмотр японских учебников истории, посещение святилища Ясукуни, ответственность за развязывание войны в Азии, Нанкинская резня) в достаточной мере освещены в как в отечественных исследованиях, так и в зарубежных. Среди российских авторов хотелось бы выделить прежде всего работы Стрельцова Д.В., Молодяковой Э.В.
Большое количество исследователей затрагивают проблему исторического прошлого в рамках рассмотрения взаимоотношений между странами Азиатско-Тихоокеанского региона, например Сёмин А.В., Михеев В.В., Мамонов М.В., Лузянин С.Г.
Для зарубежных авторов характерно более глубокое изучение исторических проблем и отделение узконаправленных аспектов от частного. Так, проблемы официального посещения храма Ясукуни подробно проанализированы в работах Такенакa А., О'Дваера С., Инудзука А., Фичса Т., Ченг М.
Следующие специалисты занимаются изучением и сбором фактов об изменениях, которые вносились в японские учебники истории- Сибуичи Д., Нодзаки Ю., Су Ю., Юрита М., Лин Лин, Мозгер С., Гекс С.
Научная новизна работы. При наличии огромного количества материалов по исследуемой проблематике представляется, что исследованиям в области политики Японии в отношении Китая на современном этапе не хватает комплексности и обобщенности. Такой подход позволил бы в полной мере оценить, как «возвышение» и наращивание мощи соседа в лице КНР влияет на адаптивность Японии к новым внешнеполитическим условиям и проводимую политику кабинета С. Абэ.
Кроме того, уже долгое время проблематика не теряет своей актуальности. И скорее всего, пройдет еще немало времени, прежде чем Япония и Китай смогут разрешить все свои претензии друг к другу, так как основой всех споров является желание занять нишу гегемона в Тихоокеанском регионе. Динамичность ситуации создает потребность в постоянном мониторинге и проведении исследовательских работ.
Методологическую основу работы составляют общенаучные методы, позволяющие определить специфические особенности и закономерности процессов и предполагающие рассмотрение исследуемых событий в их взаимосвязи и развитии: сравнительно-исторический метод, методы анализа, конкретизации, индукции и дедукции. Кроме того, используются методы из арсенала современной политической науки: исследование политических институтов, исследование политических процессов и явлений, исследование политического сознания.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
В постбиполярный период Япония начинает поэтапно отказываться от пацифистских идей послевоенных времен и становится на путь «нормального» государства, не обремененного запретами и ограничениями на содержание вооруженных сил и военное строительство. Ориентация на активизацию военного компонента изначально была обусловлена неспособностью США обеспечивать интересы западного сообщества на мировой арене. Однако, с начала 2000-х гг. в концептуальных документах Японии, помимо распространения террористической угрозы и развития КНДР своей ядерной программы, начинает фигурировать Китай как страна, способная дестабилизировать ситуацию в регионе посредством наращивания своей военной мощи. Быстрые темпы экономического роста благодаря политике «реформ и открытости» позволили КНР аккумулировать силы в развитии своего военно-промышленного комплекса. Самым тревожным пунктом является постоянно повышающийся военный бюджет, который, по мнению правительства Японии, не соответствует действительным расходам.
После прихода С. Абэ на второй срок в качестве премьер-министра, в Японии началась активизация реформистской деятельности в законодательной и военной сферах. Как было заявлено в исследовании, с начала 2010-х гг. новое правительство приступило к внесению изменений в базовый курс в области обороны. Конечная цель, к которой стремится С. Абэ- это создание полноценной армии Японии, что позволит не только увеличить вклад в поддержание миропорядка в регионе и в мире, но и составит противовес НОАК. В 2013 г. были приняты базовые документы по наращиванию военного потенциала, ориентированного на выполнение задач по устранению вызовов и угроз, первыми в числе которых назван потенциальный военный конфликт за острова Сэнкаку/ Дяоюйдао. В 2014 г. были приняты поправки к пункту о коллективной самообороне, который предполагал расширение полномочий военного контингента Японии. 2015 г. ознаменовался принятием пакета законов, дающих возможность обойти конституционные нормы, ограничивающие военное строительство и пределы применения Сил самообороны в рамках японо-американского союза. В сущности, это возводит Токио и Вашингтон на новый, глобальный уровень взаимодействия.
При администрации Б. Обамы одним из главных векторов в альянсе было «сдерживание» на китайском направлении и сохранение центральных позиций в АТР для возможности формирования регионального миропорядка под своим руководством. В 2013 г. наметилась тенденция создания сетевых структур безопасности, в рамках которых участники должны были налаживать между собой контакты для полноценного и слаженного противостояния общей угрозе. С. Абэ были выдвинуты несколько проектов по объединению региональных игроков. Перый - «ромб безопасности», был призван интегрировать Австралию, Индию и Гавайи (США) в единый блок. Вторая программа сформулирована премьер-министром в ходе его визита в страны АСЕАН. «Пять принципов японской дипломатии» -так были оформлены политические векторы взаимодействия, но особенно актуальным стал «принцип о свободном мореплавании», так как содержал явный намек на противодействие КНР в вопросе разграничения территорий. Подобная система безупречно укладывалась в политику США в контексте «разворота в Азию».
Однако вектор новой власти США является непредсказуемым на азиатском направлении, что вызывает большие опасения у Токио касательно обеспечения своей территориальной целостности и обещанной безопасности, и заставляет искать новые перспективы в развитии двусторонних отношений на антикитайской основе.
Еще одним важным направлением политики С. Абэ является пересмотр Конституции и ее 9 статьи о приверженности мирному разрешению международных споров. Попытки уйти от этих постулатов в КНР встретили с большой тревогой и опасениями по поводу возрождающейся милитаризации Японии. Комментарии и работа кабинета премьер-министра, по мнению Пекина, вносит разлад в региональный порядок и демонстрирует отказ Токио принимать уроки прошлого. Таким образом, очередной чувствительной темой в японо-китайских отношениях является «подведение итогов» Второй мировой войны, в ходе которой на китайской территории императорской армией Японии были совершены беспрецедентные и жестокие действия по отношению к мирным жителям.
Можно сказать, что начало 2010-х гг. в политике С. Абэ касаемо вопросов истории в действительности характеризуется как период «ревизионизма», также прослеживается преемственность ЛДП 1970х- гг. по этой теме. Нежелание переносить «проблемы исторического наследия» на молодое поколение и попытки пересмотра «положений Муроямы» трактуются в Пекине, как рост национализма и антикитайских настроений. Однако автор работы усматривает в таких действиях попытку С. Абэ перенести внимание на решение актуальных проблем. Кроме того, с 2016 г. наблюдается некоторый отход от принципов проводимой политики. Например, в Японии был создан комитет по содействию контактам и проведению памятных мероприятий, что является новым и в некоторой степени экспериментальным шагом С. Абэ. Также участились встречи представителей обеих стран на высшем уровне в рамках саммитов и форумов. Причем, как отмечается в СМИ, инициативой стороной по урегулированию и налаживанию отношений является Токио. Можно предположить, что такая смена риторики произошла под давлением США и по причине уладившихся разногласий с КНР. Ведь так или иначе, но позиции по спорным вопросам между Токио и Пекином в большей степени определяются соображениями государственного престижа.
Экономическое противостояние между Японией и КНР в АТР в дальнейшем будет оставаться на стадии противостояния. Во многом это вызвано схожими интересами в освоении развивающихся сегодня быстрыми темпами рынков азиатских государств, а также соперничеством в сфере инноваций и современных технологий. Ряд важных экономических и геополитических преимуществ в деле противостояния растущему влиянию Китая, Японии может обеспечить гибкая политика двустороннего и многостороннего взаимодействия со странами АТР, в рамках АСЕАН и ТТП. Важным звеном этой политики являются также развивающиеся проекты в Индо-Тихоокеанском регионе.
Тем не менее, нельзя не отметить существующую экономическую зависимость Японии от КНР, возникшую благодаря доступу к мощному китайскому рынку сбыта экспортной продукции и ежегодно растущего туристического потока из Китая в Японию. В связи с нерешенными на данный момент экономическими проблемами, Токио не может позволить себе активные шаги в деле противостояния Пекину.
После прихода С. Абэ на второй срок в качестве премьер-министра, в Японии началась активизация реформистской деятельности в законодательной и военной сферах. Как было заявлено в исследовании, с начала 2010-х гг. новое правительство приступило к внесению изменений в базовый курс в области обороны. Конечная цель, к которой стремится С. Абэ- это создание полноценной армии Японии, что позволит не только увеличить вклад в поддержание миропорядка в регионе и в мире, но и составит противовес НОАК. В 2013 г. были приняты базовые документы по наращиванию военного потенциала, ориентированного на выполнение задач по устранению вызовов и угроз, первыми в числе которых назван потенциальный военный конфликт за острова Сэнкаку/ Дяоюйдао. В 2014 г. были приняты поправки к пункту о коллективной самообороне, который предполагал расширение полномочий военного контингента Японии. 2015 г. ознаменовался принятием пакета законов, дающих возможность обойти конституционные нормы, ограничивающие военное строительство и пределы применения Сил самообороны в рамках японо-американского союза. В сущности, это возводит Токио и Вашингтон на новый, глобальный уровень взаимодействия.
При администрации Б. Обамы одним из главных векторов в альянсе было «сдерживание» на китайском направлении и сохранение центральных позиций в АТР для возможности формирования регионального миропорядка под своим руководством. В 2013 г. наметилась тенденция создания сетевых структур безопасности, в рамках которых участники должны были налаживать между собой контакты для полноценного и слаженного противостояния общей угрозе. С. Абэ были выдвинуты несколько проектов по объединению региональных игроков. Перый - «ромб безопасности», был призван интегрировать Австралию, Индию и Гавайи (США) в единый блок. Вторая программа сформулирована премьер-министром в ходе его визита в страны АСЕАН. «Пять принципов японской дипломатии» -так были оформлены политические векторы взаимодействия, но особенно актуальным стал «принцип о свободном мореплавании», так как содержал явный намек на противодействие КНР в вопросе разграничения территорий. Подобная система безупречно укладывалась в политику США в контексте «разворота в Азию».
Однако вектор новой власти США является непредсказуемым на азиатском направлении, что вызывает большие опасения у Токио касательно обеспечения своей территориальной целостности и обещанной безопасности, и заставляет искать новые перспективы в развитии двусторонних отношений на антикитайской основе.
Еще одним важным направлением политики С. Абэ является пересмотр Конституции и ее 9 статьи о приверженности мирному разрешению международных споров. Попытки уйти от этих постулатов в КНР встретили с большой тревогой и опасениями по поводу возрождающейся милитаризации Японии. Комментарии и работа кабинета премьер-министра, по мнению Пекина, вносит разлад в региональный порядок и демонстрирует отказ Токио принимать уроки прошлого. Таким образом, очередной чувствительной темой в японо-китайских отношениях является «подведение итогов» Второй мировой войны, в ходе которой на китайской территории императорской армией Японии были совершены беспрецедентные и жестокие действия по отношению к мирным жителям.
Можно сказать, что начало 2010-х гг. в политике С. Абэ касаемо вопросов истории в действительности характеризуется как период «ревизионизма», также прослеживается преемственность ЛДП 1970х- гг. по этой теме. Нежелание переносить «проблемы исторического наследия» на молодое поколение и попытки пересмотра «положений Муроямы» трактуются в Пекине, как рост национализма и антикитайских настроений. Однако автор работы усматривает в таких действиях попытку С. Абэ перенести внимание на решение актуальных проблем. Кроме того, с 2016 г. наблюдается некоторый отход от принципов проводимой политики. Например, в Японии был создан комитет по содействию контактам и проведению памятных мероприятий, что является новым и в некоторой степени экспериментальным шагом С. Абэ. Также участились встречи представителей обеих стран на высшем уровне в рамках саммитов и форумов. Причем, как отмечается в СМИ, инициативой стороной по урегулированию и налаживанию отношений является Токио. Можно предположить, что такая смена риторики произошла под давлением США и по причине уладившихся разногласий с КНР. Ведь так или иначе, но позиции по спорным вопросам между Токио и Пекином в большей степени определяются соображениями государственного престижа.
Экономическое противостояние между Японией и КНР в АТР в дальнейшем будет оставаться на стадии противостояния. Во многом это вызвано схожими интересами в освоении развивающихся сегодня быстрыми темпами рынков азиатских государств, а также соперничеством в сфере инноваций и современных технологий. Ряд важных экономических и геополитических преимуществ в деле противостояния растущему влиянию Китая, Японии может обеспечить гибкая политика двустороннего и многостороннего взаимодействия со странами АТР, в рамках АСЕАН и ТТП. Важным звеном этой политики являются также развивающиеся проекты в Индо-Тихоокеанском регионе.
Тем не менее, нельзя не отметить существующую экономическую зависимость Японии от КНР, возникшую благодаря доступу к мощному китайскому рынку сбыта экспортной продукции и ежегодно растущего туристического потока из Китая в Японию. В связи с нерешенными на данный момент экономическими проблемами, Токио не может позволить себе активные шаги в деле противостояния Пекину.
Подобные работы
- Политика Японии в отношении КНДР и Республики Корея в контексте международной обстановки в АТР
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Политика МЭТП в области развития российско-японских отношений в период правления Абэ Синдзо (2012-2020)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Внешняя политика Японии на примере внешнеполитической деятельности Либерально-Демократической партии Японии с 2001 года
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - «МЯГКАЯ СИЛА» ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ЯПОНИИ В ОТНОШЕНИИ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2025 - ЯПОНИЯ И СТРАНЫ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В XXI ВЕКЕ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Экономические стратегии Японии в 21 веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Национальная политика Японии в XXI веке
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - «Мягкая сила» во внешней политике Японии на рубеже XX-XXI веков
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КАБИНЕТА СИНДЗО АБЭ ОТНОСИТЕЛЬНО ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017



