Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Трансформация политики Японии в сфере военной безопасности
§1.1 Новые аспекты в системе обеспечения национальной безопасности как ответ на «возвышение КНР»
§1.2 Роль США в формировании военной доктрины Японии и японо-американский альянс
Глава 2. Вопросы исторического прошлого в политике Японии относительно Китая при С. Абэ
§2.1 Проблема храма Ясукуни и учебников истории как фактор дестабилизации двусторонних отношений
§2.2 Политика С. Абэ в вопросах исторического прошлого: от «дипломатии извинений» к «историческому ревизионизму»
Глава 3. Экономическая политика Японии в отношении Китая
§3.1 Экономическое противостояние китайской экспансии в АТР
§3.2 Перспективы китайского рынка для экономических реформ Японии
Заключение
Список источников и литературы
Актуальность исследования. Япония и Китай, без сомнения, являются одними из главных акторов в Восточно-Азиатском регионе. Они представляют собой два полюса, вокруг которых формируется региональная система международных отношений. Являются самыми мощными государствами как в политическом, так и экономическом плане. Однако характер двусторонних отношений определить непросто: Китай и Япония- ближайшие соседи в регионе, заинтересованные в экономическом сближении, но имеют ряд проблем, которые влияют непосредственно на политику в отношении друг друга.
Потребность в изучении внешнеполитических направлений Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе определяется повышением непредсказуемости и сложности международного климата в начале XXI века, которому сопутствует смена ролей ключевых региональных акторов, стремительное увеличение их оборонительных возможностей, влекущие за собой нарастание конфликтной обстановки в сфере безопасности и расплывчатые представления по поводу будущности миропорядка в АТР.
Для Японии XXI век ознаменовался дестабилизацией ситуации в сфере безопасности вокруг своей территории, а также повышением конкуренции за первенство как в экономической, так и в политической сферах в Азии. В первую очередь, главное, что сегодня приходится учитывать японскому руководству- это заметно изменившаяся роль Китая в регионе и на мировой арене, который продолжает наращивать свой потенциал во всех областях. Япония в 2010 г. уже уступила Китаю место первой экономической азиатской державы. Увеличивается и политический вес КНР в Тихоокеанской Азии, в особенности его авторитета придерживаются в странах Юго-Восточной Азии. Большое давление Япония испытывает и в связи с возросшей военно-морской силой Китая, который не стесняется ее демонстрировать в водах Восточно-Китайского моря, увеличивая, тем самым, напряженность вокруг оспариваемых территорий.
Второй момент заключается в том, что в рассматриваемый период в США происходит пересмотр внешнеполитических приоритетов, заключающихся в попытках усиления экономического и военно-политического присутствия в АТР. В рамках концепции «разворота в Азию» Америка все больше проявляет заинтересованность в сотрудничестве со своими азиатскими партнерами и союзниками, а именно- Японией, Южной Кореей, Австралией. Однако, со сменой власти в 2016 г. и приходом администрации Д. Трампа к управлению страной, наметился сдвиг к налаживанию диалога с КНР, который происходит на фоне заметно ослабевающих позиций США в регионе. Токио очень озабочен дальнейшим развитием американо-китайских и японо-американских отношений, так как сложившийся альянс сохраняет центральное место в обеспечении безопасности и целостности территории Японии. Без внимания не осталась и критика Д. Трампа касательно военно-политических союзов США, основной посыл, которой был направлен на увеличение доли финансирования второй стороной, в том числе и Японии. Кроме того, большие опасения вызывает непредсказуемость Д. Трампа, что небезосновательно. После победы на выборах, первый указ, который подписал новый президент, был выход из соглашения о Транс-Тихоокеанском сотрудничестве (ТТП), на реализацию которого были направлены основные усилия Б. Обамы и С. Абэ. Таким образом, Японии все чаще приходится рассчитывать на себя в деле по противоборству Китаю. Напряженность в регионе, в том числе, вызывает конфликт на Корейском полуострове и желание Пхеньяна завладеть ядерным оружием.
Одновременно с попытками предотвратить внешние угрозы, Япония стремится справиться с чередой внутриполитических и экономических проблем.
В экономической сфере правительство продолжает прикладывать усилия для преодоления факторов, влияющих на замедление экономического роста: дефляции, роста курса валюты, затрат значительных средств для покрытия государственного долга, а также вливания средств на потребности общества, где продолжает сохраняться тенденция старения населения и низкой рождаемости.
Внутриполитические реформы, безусловно отражаются на становлении новых внешнеполитических приоритетов. Это особенно заметно после смены власти Японии с Демократической партии на Либеральную. Попытки ДПЯ к проведению самостоятельного, независимого курса по повышению роли Японии в регионе не увенчались успехом и даже спровоцировали ухудшение отношений с главным партнером- США. Придя в 2012 г. на второй срок, Синдзо Абэ обозначил наиважнейшими направлениями- восстановление отношений с Соединенными Штатами и модернизацию оборонной политики страны. Были пересмотрены такие важные документы, как «Основные направления оборонной политики» и «Среднесрочная программа оборонной политики».
Таким образом, обострение конфликтов с ближайшим и мощным соседом в Восточно-Азиатском регионе, а также ряд нерешенных внутриполитических проблем мотивировали Токио придерживаться курса «нормализации» страны, который включает в себя активную дипломатическую деятельность, наращивание экономического и военного потенциала, расширение союза с США на «антикитайской основе».
Цель данной работы заключается в выявлении ключевых аспектов внешней политики Японии при Синдзо Абэ.
Объектом исследования являются японо-китайские отношения.
Предметом исследования является политика Японии Синдзо Абэ в отношении Китая в период с 2012 г. по настоящее время.
Задачи исследования:
1. Установить содержание политики Японии в отношении Китая в сфере военных преобразований;
2. Проследить влияние японо-американского военно-политического союза на формирование внешнеполитических концепций Японии;
3. Выделить наиболее острые проблемы в японо-китайских отношениях и их влияние на политику С. Абэ против Китая;
4. Определить проблемы и перспективы вовлечения Японии в многосторонние форматы сотрудничества и безопасности в Азии как часть политики «сдерживания».
В качестве хронологических рамок взят период с 2012 г. по 2017 г., что обуславливается приходом кабинета С. Абэ на второй срок правления в 2012 г. Второй причиной является эскалация напряженности в японо-китайских отношениях, что повлияло на выработку новой стратегии в отношении КНР и постепенное возвращение в лоно японо-американского союза, от которого тщетно пыталась отойти Демократическая партия Японии.
Источниковую базу можно разделить на несколько групп. Первая- нормативно-правовые документы, куда входит Конституция Японии.
Вторая группа источников представляет собой концептуальные документы. В эту группу были включены двусторонние договоры, позволяющие отследить отправную точку в отношениях между государствами- китайско-японский «Договор о мире и дружбе» 1978 г., японо-американский «Договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности» 1960 г.; «Стратегии национальной безопасности» и «Национальные программы обороны» Японии, «Белые книги» - все эти документы позволили составить представление об основных направлениях оборонной политики Японии и оценить весь спектр угроз, официально зафиксированных в документах.
Третью группу источников образуют выступления и заявления политической элиты Японии, КНР и США, представленные в таких официальных источниках, как: сайт Премьер-министра Японии и его кабинета (https://www.kantei.go.jp/), сайт Белого дома (https://www.whitehouse.gov/), сайт Всекитайского собрания народных представителей (http://www.npc.gov.cn/).
Четвертую группа источников- материалы из японских, американских и китайских средств массовой информации. Японские издания представлены газетами «The Asahi shimbun» и «The Mainiti shimbun». Ряд англоязычной прессы японских издательств представляет «The Japan Times», «Japan Today» и « Japan Daily». Что касается американской прессы, использовались электронные аналоги таких газет, как «The Diplomat», «The New York Times», «The Wall Street Journal» и др. Для исследования официальной китайской позиции, освещенной в прессе, использовались такие источники, как новостное агентство «Xinhua» и электронная газета на русском языке «Жэньминь Жибао».
Степень разработанности проблемы. Возникновение данного исследования обусловлено недостатком в России комплексных работ по теме внешней политики Японии на китайском направлении и его влияния на эволюцию внутри- и внешнеполитических концепций страны. В то же самое время, работы по смежным с диссертацией темам свидетельствуют о том, что отечественные исследователи-японоведы добились значительных успехов в разработке данной проблемы.
Большую ценность для исследования представляет монография Стрельцова Д.В. «Внешнеполитические приоритеты Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Автор анализирует политику Японии в сфере безопасности в Азии; проблемы исторического прошлого, которые до сих пор негативно влияют на развитие отношений Японии со странами Юго-Восточной Азии; а также рассматривает Японию в структурах региональных и международных интеграций. Отдельная глава посвящена русско-японским отношениям, их перспективам и проблематике.
Исследование важнейших направлений политики Японии в конце XX века отражено в работе В.О. Кистанова «Япония в АТР: анатомия экономических и политических отношений». Автор рассматривает ключевые направления внешней политики Японии в XX веке. Несмотря на относительную давность написания работы, 1995 год, некоторые положения до сих пор являются актуальными, несмотря на значительные изменения в АТР.
Нельзя не отметить коллективную монографию специалистов из Санкт-Петербургского государственного университета под редакцией Ширяева Б.А., Цветкова И.А. и Лексютиной Я.В. Работа «Политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе в период администрации Б.Обамы» отражает анализ политических шагов американского правительства на азиатском направлении. В рамках «разворота в Азию» рассматриваются отношения с ключевыми акторами региона- Японией, КНР, КНД и Южной Кореей.
Для понимания основных подходов к обеспечению национальной безопасности в Японии важным трудом представляется книга Ковалева С.И. «Силы самообороны Японии», которая основывается на изложении и анализе нормативно-правовых документов.
В ходе работы над диссертацией необходимо было учитывать влияние США и японо-американского военно-политического союза на принятие внешнеполитических решений официального Токио и сложившийся миропорядок в регионе в целом. Здесь необходимо отметить таких авторов, как Парамонов О.Г., Нелидов В., Братерский М.В., Суслов Д.В., Саркисов К., Стрельцов Д.В., Истомин И., Терехов В.
Отдельный пласт работ посвящен реформам, проводимым кабинетом С. Абэ, в военно-оборонительной сфере. В их числе- Молодякова Э.В., Стрельцов Д.В., Парамонов О.Г., Терехов В.О., Кистанов В.О.
Различные аспекты по проблемам исторического прошлого (пересмотр японских учебников истории, посещение святилища Ясукуни, ответственность за развязывание войны в Азии, Нанкинская резня) в достаточной мере освещены в как в отечественных исследованиях, так и в зарубежных. Среди российских авторов хотелось бы выделить прежде всего работы Стрельцова Д.В., Молодяковой Э.В.
Большое количество исследователей затрагивают проблему исторического прошлого в рамках рассмотрения взаимоотношений между странами Азиатско-Тихоокеанского региона, например Сёмин А.В., Михеев В.В., Мамонов М.В., Лузянин С.Г.
Для зарубежных авторов характерно более глубокое изучение исторических проблем и отделение узконаправленных аспектов от частного. Так, проблемы официального посещения храма Ясукуни подробно проанализированы в работах Такенакa А., О'Дваера С., Инудзука А., Фичса Т., Ченг М.
Следующие специалисты занимаются изучением и сбором фактов об изменениях, которые вносились в японские учебники истории- Сибуичи Д., Нодзаки Ю., Су Ю., Юрита М., Лин Лин, Мозгер С., Гекс С.
Научная новизна работы. При наличии огромного количества материалов по исследуемой проблематике представляется, что исследованиям в области политики Японии в отношении Китая на современном этапе не хватает комплексности и обобщенности. Такой подход позволил бы в полной мере оценить, как «возвышение» и наращивание мощи соседа в лице КНР влияет на адаптивность Японии к новым внешнеполитическим условиям и проводимую политику кабинета С. Абэ.
Кроме того, уже долгое время проблематика не теряет своей актуальности. И скорее всего, пройдет еще немало времени, прежде чем Япония и Китай смогут разрешить все свои претензии друг к другу, так как основой всех споров является желание занять нишу гегемона в Тихоокеанском регионе. Динамичность ситуации создает потребность в постоянном мониторинге и проведении исследовательских работ.
Методологическую основу работы составляют общенаучные методы, позволяющие определить специфические особенности и закономерности процессов и предполагающие рассмотрение исследуемых событий в их взаимосвязи и развитии: сравнительно-исторический метод, методы анализа, конкретизации, индукции и дедукции. Кроме того, используются методы из арсенала современной политической науки: исследование политических институтов, исследование политических процессов и явлений, исследование политического сознания.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
В постбиполярный период Япония начинает поэтапно отказываться от пацифистских идей послевоенных времен и становится на путь «нормального» государства, не обремененного запретами и ограничениями на содержание вооруженных сил и военное строительство. Ориентация на активизацию военного компонента изначально была обусловлена неспособностью США обеспечивать интересы западного сообщества на мировой арене. Однако, с начала 2000-х гг. в концептуальных документах Японии, помимо распространения террористической угрозы и развития КНДР своей ядерной программы, начинает фигурировать Китай как страна, способная дестабилизировать ситуацию в регионе посредством наращивания своей военной мощи. Быстрые темпы экономического роста благодаря политике «реформ и открытости» позволили КНР аккумулировать силы в развитии своего военно-промышленного комплекса. Самым тревожным пунктом является постоянно повышающийся военный бюджет, который, по мнению правительства Японии, не соответствует действительным расходам.
После прихода С. Абэ на второй срок в качестве премьер-министра, в Японии началась активизация реформистской деятельности в законодательной и военной сферах. Как было заявлено в исследовании, с начала 2010-х гг. новое правительство приступило к внесению изменений в базовый курс в области обороны. Конечная цель, к которой стремится С. Абэ- это создание полноценной армии Японии, что позволит не только увеличить вклад в поддержание миропорядка в регионе и в мире, но и составит противовес НОАК. В 2013 г. были приняты базовые документы по наращиванию военного потенциала, ориентированного на выполнение задач по устранению вызовов и угроз, первыми в числе которых назван потенциальный военный конфликт за острова Сэнкаку/ Дяоюйдао. В 2014 г. были приняты поправки к пункту о коллективной самообороне, который предполагал расширение полномочий военного контингента Японии. 2015 г. ознаменовался принятием пакета законов, дающих возможность обойти конституционные нормы, ограничивающие военное строительство и пределы применения Сил самообороны в рамках японо-американского союза. В сущности, это возводит Токио и Вашингтон на новый, глобальный уровень взаимодействия.
При администрации Б. Обамы одним из главных векторов в альянсе было «сдерживание» на китайском направлении и сохранение центральных позиций в АТР для возможности формирования регионального миропорядка под своим руководством. В 2013 г. наметилась тенденция создания сетевых структур безопасности, в рамках которых участники должны были налаживать между собой контакты для полноценного и слаженного противостояния общей угрозе. С. Абэ были выдвинуты несколько проектов по объединению региональных игроков. Перый - «ромб безопасности», был призван интегрировать Австралию, Индию и Гавайи (США) в единый блок. Вторая программа сформулирована премьер-министром в ходе его визита в страны АСЕАН. «Пять принципов японской дипломатии» -так были оформлены политические векторы взаимодействия, но особенно актуальным стал «принцип о свободном мореплавании», так как содержал явный намек на противодействие КНР в вопросе разграничения территорий. Подобная система безупречно укладывалась в политику США в контексте «разворота в Азию».
Однако вектор новой власти США является непредсказуемым на азиатском направлении, что вызывает большие опасения у Токио касательно обеспечения своей территориальной целостности и обещанной безопасности, и заставляет искать новые перспективы в развитии двусторонних отношений на антикитайской основе.
Еще одним важным направлением политики С. Абэ является пересмотр Конституции и ее 9 статьи о приверженности мирному разрешению международных споров. Попытки уйти от этих постулатов в КНР встретили с большой тревогой и опасениями по поводу возрождающейся милитаризации Японии. Комментарии и работа кабинета премьер-министра, по мнению Пекина, вносит разлад в региональный порядок и демонстрирует отказ Токио принимать уроки прошлого. Таким образом, очередной чувствительной темой в японо-китайских отношениях является «подведение итогов» Второй мировой войны, в ходе которой на китайской территории императорской армией Японии были совершены беспрецедентные и жестокие действия по отношению к мирным жителям.
Можно сказать, что начало 2010-х гг. в политике С. Абэ касаемо вопросов истории в действительности характеризуется как период «ревизионизма», также прослеживается преемственность ЛДП 1970х- гг. по этой теме. Нежелание переносить «проблемы исторического наследия» на молодое поколение и попытки пересмотра «положений Муроямы» трактуются в Пекине, как рост национализма и антикитайских настроений. Однако автор работы усматривает в таких действиях попытку С. Абэ перенести внимание на решение актуальных проблем. Кроме того, с 2016 г. наблюдается некоторый отход от принципов проводимой политики. Например, в Японии был создан комитет по содействию контактам и проведению памятных мероприятий, что является новым и в некоторой степени экспериментальным шагом С. Абэ. Также участились встречи представителей обеих стран на высшем уровне в рамках саммитов и форумов. Причем, как отмечается в СМИ, инициативой стороной по урегулированию и налаживанию отношений является Токио. Можно предположить, что такая смена риторики произошла под давлением США и по причине уладившихся разногласий с КНР. Ведь так или иначе, но позиции по спорным вопросам между Токио и Пекином в большей степени определяются соображениями государственного престижа.
Экономическое противостояние между Японией и КНР в АТР в дальнейшем будет оставаться на стадии противостояния. Во многом это вызвано схожими интересами в освоении развивающихся сегодня быстрыми темпами рынков азиатских государств, а также соперничеством в сфере инноваций и современных технологий. Ряд важных экономических и геополитических преимуществ в деле противостояния растущему влиянию Китая, Японии может обеспечить гибкая политика двустороннего и многостороннего взаимодействия со странами АТР, в рамках АСЕАН и ТТП. Важным звеном этой политики являются также развивающиеся проекты в Индо-Тихоокеанском регионе.
Тем не менее, нельзя не отметить существующую экономическую зависимость Японии от КНР, возникшую благодаря доступу к мощному китайскому рынку сбыта экспортной продукции и ежегодно растущего туристического потока из Китая в Японию. В связи с нерешенными на данный момент экономическими проблемами, Токио не может позволить себе активные шаги в деле противостояния Пекину.
1. Асэи И. Китай ускоряет инновации: чем ответит Япония? 10.05.2018// Современный взгляд на Японию// URL: https://www.nippon.com/ru/currents/d00403/#auth_profile_0 (Дата обращения: 20.05.2018)
2. Белая книга по обороне Японии за 2017 г. // URL: http://www.mod.go.jp/j/publication/wp/wp2017/pdf/index.html(Дата обращения: 30.04.2018 ).
3. В Токио состоялся прием по случаю 40-летия подписания Китайско-японского договора о мире и дружбе и Нового 2018 года// СИНЬХУА Новости // URL: http://russian.news.cn/2018-02/09/c_136962368.htm(дата обращения: 17.05.2018).
4. В Японии создан комитет по содействию контактам и проведению памятных мероприятий по случаю 45-й годовщины установления дипотношений с КНР// СИНЬХУА Новости // URL: http://russian.news.cn/2017-04/12/c_136203329.htm(дата обращения:17.05.2018 ).
5. Истомин И. Политика США в Восточной Азии в период правления администрации Д. Трампа // Российский Совет по глобальной политике, 2017. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/politika-ssha-v-vostochnoy-azii-v-period-pravleniya-administratsii-d-trampa/(дата обращения: 30.04.2018 ).
6. Кистанов В.О. Антикитайская стратегия Японии. 19.04.2018 // East Russia. Информационно-аналитическое агенство // URL: https://www.eastrussia.ru/material/antikitayskaya-strategiya-yaponii/ (Дата обращения: 17.05.2018).
7. Министр обороны Японии намерен летом совершить визит в Китай // ТАСС // URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3254340(дата обращения: 30.04.2018).
8. Нелидов В. Японо-американский союз: полет нормальный// Российский Совет по международным делам, 22.02.2017 // URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/yapono-amerikanskiy-soyuz-polet-normalnyy/(дата обращения: 30.04.2018).
9. Саркисов К. Треугольник Япония - США-Китай и безопасность в Восточной Азии// Российский Совет по международным делам, 2015 // URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/treugolnik-yaponiya-ssha-kitay-i-bezopasnost-v-vostochnoy-az/(дата обращения: 30.04.2018 ).
10. Стрельцов Д.В. Новая «Надежда» Синдзо Абэ // Россия в глобальной политике, 2017. URL: http://www.globalaffairs.ru/global-processes/Novaya-Nadezhda-Sindzo-Abe-19080(дата обращения: 30.04.2018).
11. Су Сяохуэй. Слепая вера в союзничество: Япония выбрала неверную дорогу // Жэньминь Жибало, 2017. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2017/0213/c95181-9177222.html(дата обращения:17.05.2018 ).
12. Терехов В. Американо-японский альянс при новом президенте США // NEO - Новое Восточное Обозрение, 2016. URL: https://ru.journal-neo.org/2016/11/15/amerikano-yaponskij-al-yans-pri-novom-prezidente-ssha/(дата обращения: 30.04.2018).
13. Терехов В. О выступлении Синдзо Абэ по случаю 70-летия окончания войны на Тихом океане//NEO-Новое Восточное Обозрение, 2015 // URL: https://ru.journal-neo.org/2015/08/25/o-vy-stuplenii-sindzo-abe-po-sluchayu-70-letiya-okonchaniya-vojny-na-tihom-okeane/(дата обращения: 17.05.2018).
14. Терехов В. О пакете новых законов в сфере обеспечения безопасности Японии// Новое восточное обозрение // URL: https://ru.journal-neo.org/2015/08/01/o-pakete-novy-h-zakonov-v-sfere-obespecheniya-bezopasnosti-yaponii/ (дата обращения 01.04.2018).
15. Япония планирует вступление в Транс-Тихоокеанское партнерство — Абэ // РИА Новости. 15.03.2013 // URL: http://ria.ru/world/20130315/927465326.html (Датаобращения: 15.05.2018).
16. Address by Prime Minister Shinzo Abe at the Opening Session of the Sixth Tokyo International Conference on African Development (TICAD VI). 27.08.2016 // Ministry of Foreign Affairs of Japan // URL: http://www.mofa.go.jp/afr/af2/page4e_000496.html (Датаобращения: 17.05. 2018).
17. Address by Prime Minister Shinzo Abe, at The Sixty-Eighth Session of The General Assembly of The United Nations // URL: https://japan.kantei.go.jp/96_abe/statement/201309/26generaldebate_e.html (date of access: 08.05.2018).
18. Annual Report, 1995–96 // Ministry of External Affairs, Government of India // URL: http://mealib.nic.in/?2524?000#South-EastAsiaandthePacific (Датаобращения: 17.05.2018).
19. Annual white paper of Japan // URL: http://www.mod.go.jp/e/publ/w_paper/2013.html (date of access: 30.04.2018).
20. China scathes Abe's Yasukuni vivsit // ЖэньминЖибао. URL: http://en.people.cn/90883/8496810.html(date of access: 17.05.2018).
21. Chinese premier meets Japanese emperor // XinhuaNet, 2018 // URL: http://www.xinhuanet.com/english/2018-05/11/c_137170447.htm(date of access: 17.05.2018).
22. «Confluence of the Two seas». Speech by H.E. Mr. Shinzo Abe, Prime Minister of Japan at the Parliament of the Republic of India. 22.08.2007 // Ministry of Foreign Affairs of Japan // URL: http://www.mofa.go.jp/region/asia-paci/pmv0708/speech-2.html (Датаобращения: 17.05.2018).
23. Diplomatic Bluebook 2017 // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: http://www.mofa.go.jp/fp/pp/page22e_000817.html(date of access:17.05.2018 ).
24. Foreign Ministry Spokesperson Hua Chunying's regular Press Conference on January 26, 2015 // Ministry of Foreign Affairs of People's Republic of China. URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/xwfw_665399/s2510_665401/t1231633.shtml(date of access: 19.05.2018).
25. Foreign Ministry Spokesperson Hua Chunying's remarks on Japanese Prime Minister Shinzo Abe's Statemet on the 70th Anniversary of the End of the War// Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China, 2015. URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/xwfw_665399/s2510_665401/t1288969.shtml(date of access: 19.05.2018).
26. Guex S. The history textbook controversy in Japan and South Korea// French journal of Japanese Studies. Vol. 4. 2015. URL: https://journals.openedition.org/cjs/968(date of access:17.05.2018 ).
27. If Abe has his way, history would vanish // China Daily, 2014. URL: http://www.chinadaily.com.cn/opinion/2014-01/15/content_17235985_2.htm(date of access: 17.05.2018 ).
28. In Colombia, Abe agrees to boost ties with Pacific Aliance. 15.07.2014 // The Japan Times // URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2014/07/30/world/politics-diplomacy-world/colombia-abe-agrees-boost-ties-pacific-alliance/#.WwYalNOFOSM (Датаобращения: 15.05.2018).
29. Joint statement of the U.S.-Japan security consultative committee. February, 2005 // URL: http://www.mofa.go.jp/region/n-america/us/security/scc/joint0502.html(date of access: 30.04.2018).
30. Kerry, Hagel lay wreath at Japan's national cemetery // Japan Today. URL: https://japantoday.com/category/politics/kerry-hagel-pay-their-respects-at-japans-national-cemetery
31. Medium term defense program (FY 2014-2018) // URL: http://www.mod.go.jp/e/d_act/d_policy/national.html (date of access: 07.05.2018).
32. Mid-term defense program (FY 2011-FY2015) // URL: http://www.mod.go.jp/e/d_act/d_policy/pdf/mid_termFY2011-15.pdf (date of access: 30.04.2018).
33. Military expenditure by country, 1988-2017// SIPRI. https://www.sipri.org/sites/default/files/1_Data%20for%20all%20countries%20from%201988%E2%80%932017%20in%20constant%20%282016%29%20USD.pdf(date of access: 30.04.2018).
34. National defense program guidelines for FY 2011 and beyond // URL: http://www.mod.go.jp/e/d_act/d_policy/pdf/guidelinesFY2011.pdf (date of access: 30.04.2018).
35. National defense program guidelines, FY 2005 // Ministry of defense. URL: http://www.mod.go.jp/e/d_act/d_policy/pdf/national_guidelines.pdf(date of access: 30.04.2018).
36. National security strategy // Cabinet Secretariat. 2013// URL: http://www.cas.go.jp/jp/siryou/131217anzenhoshou/nss-e.pdf(date of access: 30.04.2018).
37. National security strategy // URL: http://www.mofa.go.jp/fp/nsp/page1we_000081.html (Датаобращения 07.05).
38. New Growth Strategy: The formulation of «Japan revitalization strategy-Japan is back». 21.06.2013// Prime Minister of Japan and his Cabinet// URL: https://japan.kantei.go.jp/96_abe/documents/2013/1200485_7321.html (Датаобращения: 20.05.2018)
39. Nozaki Y. Japanese politics and the history textbook controversy, 1982-2001// International journal of educational research. Vol. 37, 2002. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0883035503000533(date of access: 17.05.2018).
40. Ono M. Japan's initiatives for deeping cooperation with other countries in the areas of defense equipment and technology // National defense university. 2015 // URL: http://inss.ndu.edu/Portals/82/Documents/visiting-fellows/Masanori-Ono.pdf(date of access: 19.05.218).
41. Press Conference by Prime Minister Shinzo Abe. 15.03.2018 // Prime Minister of Japan and his Cabinet // URL: https://japan.kantei.go.jp/96_abe/statement/201303/15kaiken_e.html (Датаобращения: 15.05. 2018).
42. Report of the advisory panel on the history of the 20th century an on Japan's role and the world order in the 21th century// Prime Minister of Japan and his cabinet. URL: https://www.kantei.go.jp/jp/singi/21c_koso/pdf/report_en.pdf(date of access:19.05.2018 ).
43. Shibuichi D. Japan's history textbook controversy. Social movements and Governments in East Asia, 1982-2001// Electronic journal of Contemporary Studies, 2008 // URL: https://japanesestudies.org.uk/discussionpapers/2008/Shibuichi.html(date of access: 17.05.2018).
44. Statement by NSC Spokesperson Ned Price on Japanese Prime Minister Abe's Statement on the 70th Anniversary of the End of World War II// The White House, 2015 // URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2015/08/14/statement-nsc-spokesperson-ned-price-japanese-prime-minister-abe%E2%80%99s(date of access: 19.05.2018).
45. Statement by Prime Minister Tomiichi Murayama «On the occasion of the 50th anniversary of the War's end» // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.bbc.com/russian/international/2015/08/150814_japan_wwii_statement(date of access: 19.05.2018 ).
46. Statement on Prime Minister Abe's December 26 visit to Yasukuni Shrine// U.S. Embassy & Consulates in Japan // URL: https://jp.usembassy.gov/statement-prime-minister-abes-december-26-visit-yasukuni-shrine/(date of access: 20.05.2018).
47. Suzuki S. Will Japan's war apologies ever satisfy China?// East Asia Forum, 2015. URL: http://www.eastasiaforum.org/2015/11/05/will-japans-war-apologies-ever-satisfy-china/(date of access:20.05.2018 ).
48. The Constitution of Japan. Article 20// URL: http://www.ndl.go.jp/constitution/e/etc/c01.html (date of access: 15.03.2018).
49. The United States and Japan: advancing toward a mature partnership, 2000 // URL: http://www.dtic.mil/dtic/tr/fulltext/u2/a437812.pdf(date of access: 30.04.2018).
50. The U.S.-Japan alliance: anchoring stability in Asia // URL: https://csis-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/legacy_files/files/publication/120810_Armitage_USJapanAlliance_Web.pdf(date of access: 30.04.2018).
51. The U.S.-Japan alliance: getting Asia right through 2020 // URL: https://www.csis.org/events/us-japan-alliance-getting-asia-right-through-2020(date of access:30.04.2018 ).
52. Three principles on transfer of defense equipment and technology// Ministry of foreign affairs of Japan // URL: http://www.mofa.go.jp/files/000034953.pdf(date of access: 30.04.2018).
53. Trends in world military expenditure, 2015 // URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/EMBARGO%20FS1604%20Milex%202015.pdf(date of access: 05.05.2018).
54. United States security strategy for the East Asia Pacific region // URL: https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=uc1.31210023599226;view=1up;seq=38(date of access:30.04.2018 ).
55. US Pressures China to Kill Asia"Pacific Free Trade Agreement Talks. 04.11.2014 // The Diplomat // URL: https://thediplomat.com/2014/11/us-pressures-china-to-kill-asia-pacific-free-trade-agreement-talks/ (Датаобращения: 15.05.2018).
56. Wang Yi summons Japanese Ambassador to China and lodges strong protest against Japanese Prime Minister Shinzo Abe's visit to the Yasukuni Shrine// Ministry of Foreign affairs of the People's Republic of China. URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/zxxx_662805/t1113519.shtml(date of access: 20.05.2018 ).
57. Will China Join the Trans-Pacific Partnership? 10.10.2014 // The Diplomat // URL: https://thediplomat.com/2014/10/will-china-join-the-trans-pacific-partnership/ (Датаобращения: 15.05.2018).
58. World Trade Organization. 2016 // URL: http://stat.wto.org/CountryProfile/WSDBCountryPFView.aspx?Language=S&Country=JP (Датаобращения: 15.05.2018).
59. 日中首脳会談接点見いだす努力こそ(Встреча на высшем уровне. Поискточексоприкосновения) // Asahi Shimbun, 2017 // URL: https://www.asahi.com/articles/DA3S13226212.html(date of access: 20.05.2018).
60. 内閣総理大臣談話 (ЗаявлениеПремьер-министра) // Prime Minister of Japan and his Cabinet, 2015 // URL: http://www.kantei.go.jp/jp/97_abe/discource/20150814danwa.html(date of access: 07.05.2018).
61. 日印首脳会談 高次元の戦略的関係を築こう(Знаменательный день для стратегического союза). 04.09.2014 // Yomiuri Shimbun // URL: http://www.yomiuri.co.jp/?rUri=%2Fyol%2Feditorial%2F20140901-OYT1T50150.html (Дата обращения: 17.05.2018).
62. 印、日米と協力深化へ インド太平洋戦略で一帯一路に対抗 (Индо-Тихоокеанская стратегия углубляет японо-американское сотрудничество для противодействия «Один пояс, один путь). 10.11. 2017 // Sankei News // URL: https://www.sankei.com/world/news/171110/wor1711100017-n1.html (Дата обращения: 17.05.2018).
63. インド太平洋戦略. 日本、UNODCとイスラム過激派対策 (Индо-Тихоокеанская стратегия. Япония и ООН принимают меры по борьбе с наркотиками). 06.03.2018 // MainichiShimbun // URL: https://mainichi.jp/articles/20180307/k00/00m/030/067000c (dateofaccess: 17.05.2018).
64. 日本の歴史教科書についての「人民日報」の短評,この教訓はしっかりとおぼえておかねばならない (Краткий обзор «Жэньминь Жибао» о японских учебниках истории. Этот урок должен хорошо запомниться)// Институт исследования культуры Азии Токийского университета // URL: http://worldjpn.grips.ac.jp/documents/texts/JPCH/19820720.O1J.html(dateofaccess: 17.05.2018).
65. 西川龍一教科書検定基準見直しで何が(Нисикава Р. Что изменится в процедуре утверждения учебников после пересмотра стандартов)// NHK, 2015 // URL: http://www.nhk.or.jp/kaisetsu-blog/100/213745.html(dateofaccess: 17.05.2018).
66. 平和安全法制の成立を踏まえた政府の取組について(О законодательстве касательно обеспечения мира и безопасности) // URL: http://www.cas.go.jp/jp/gaiyou/jimu/pdf/seirituwohumaetatorikumi.pdf (dateofaccess: 01.04.2018).
67. 首相、靖国参拝で「国際的非難解くため努力したい」「努力足りない」(Премьер-министр о визите в Ясукуни: «Я хочу приложить усилия для развенчания международной критики», «недостаточно усилий») // Sankei Shimbun, 2014 // URL: http://www.sankei.com/politics/news/140227/plt1402270030-n1.html(date of access: 20.05.2018)
68. 安倍内閣総理大臣年頭記者会見(Пресс-конференция Премьер-министра Абэ по случаю нового года)// Prime Minister of Japan and his Cabinet, 2015 // URL: http://www.kantei.go.jp/jp/97_abe/statement/2015/0105kaiken.html(dateofaccess: 20.05.2018).
69. 日本国政府と中華人民共和国政府の共同声明(Совместное заявление правительства Япогнии и правительства Китайской Народной Республики) // Официальный сайт Министерства иностранных дел Японии. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/area/china/nc_seimei.html (date of access: 15.03.2018).
70. 日本は戻ってきました(Япониявернулась) // URL: http://www.kantei.go.jp/jp/96_abe/statement/2013/0223speech.html (date of access: 30.04.2018).
Авторефераты:
1. Батакова А.А. Проблемы исторического прошлого в отношениях Японии с государствами Восточной Азии (конец XX - начало XXI вв.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. / МГИМО МИД России. М., 2017. 32 с.
2. Добринская О.А. Эволюция политики Японии в области обеспечения национальной безопасности после крушения биполярной системы международных отношений: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. / МГИМО МИД России. М., 2005. 23 с.
Монографии, учебная литература:
1. Братерский М.В., Суслов Д.В. Возвращение США на Тихий океан // Политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сборник научных трудов // М.: РАН. ИНИОН, 2014. 194 с.
2. Киреева А.А. Японо-китайские отношения в 2010-х годах: от «моря братства» к «морю проблем»// Япония в поисках новой глобальной роли. М.: Вост. Лит., 2014. С.259-277.
3. Кистанов В.О. «Территориальная дипломатия» как фокус внешней политики Абэ // Япония в поисках новой глобальной роли. М.: Вост. Лит., 2014. 303 с.
4. Кистанов В.О. Япония в АТР: Анатомия экономических и политических отношений. М.: Вост. Лит., 1995. 334 с.
5. Ковалев С.И. Силы самообороны Японии: Информационно-справочное издание. М.: Международные отношения, 2016. 336 с.
6. Михеев В.В. Китай-Япония: стратегическое соперничество и партнерство в глобализирующемся мире. М.: ИМЭМО РАН, 2009. 360 с.
7. Молодякова Э.В. Национальная религия японцев. Синто. М.: Крафт+, 2008. 224 с.
8. Политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе в период администрации Б. Обамы / Отв.ред. Ширяев Б.А., Цветков И.А, Лексютина Я.В. СПб.: СПбГУ, 2012. 260 с.
9. Семин А.В. Японо-китайские отношения: состояние, проблемы и тенденции (конец XX - начало XXI века). М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2008. 282 с.
10. Стрельцов Д.В. Внешнеполитические приоритеты Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. М.: Наука, 2015. 280 с.
11. Berger T. War, Guilt and World Politics after World War II. New York: Cambridge University Press, 2012. 268 p.
12. Takena A. Yasukuni Shrine: History, Memory, and Japan's Unending Postwar. Honolulu: UniversityofHawaiiPress, 2015. 296 p.
Статьи периодической печати:
1. Гринюк В.А. Политические проблемы храма Ясукуни // Проблемы Дальнего Востока. 2010. № 4. С.38-52.
2. Кистанов В.О. Символы японо-китайской непримиренности // Актуальные проблемы современной Японии. 2016. № 30. С.58-77.
3. Лебедева Л.Ф. Трансконтинентальные партнерства на перепутье: факторы, риски, последствия// Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. № 4. С.54-69.
4. Лузянин С.Г. Некоторые аспекты китайской внешней политики в отношении стран «ближнего круга» // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2010. № 15. С.6-21.
5. Лузянин С.Г., Мамонтов М.В. Китай в глобальных и региональных изменениях. Ресурсы и маршруты «возвышения» // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2011. № 16. С.5-31.
6. Луцкая Е.Е. Абэномика: проблемы экономической политик Японии // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. 2016. Серия 2. С. 54-59.
7. Михеев В.В. Китай и Япония на фоне глобальных тенденций // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 4. С.50-60.
8. Молодякова В.Э. Восприятие национальной истории в современной Японии // Японский опыт для российских реформ. 2004. Вып. 2. С.72-80.
9. Молодякова Э.В. Многоаспектность проблемы святилища Ясукуни // Япония. Ежегодник. 2007. № 36. С.48-68.
10. Молодякова Э.В. Проблема пересмотра конституции в контексте изменений в японском обществе // Восточная аналитика. 2014. № 4. С.69-77.
11. Молодякова Э.В. «Проблема святилища Ясукуни»: продолжение следует // Азия и Африка сегодня. 2014. № 8-№ 9.
12. Парамонов О.Г. Изменение базовых принципов оборонной политики Токио: причины и возможные последствия // Япония. Ежегодник. 2014. № 43. С.28-43.
13. Парамонов О.Г. 2004-2006 гг. Новые аспекты японо-американского сотрудничества в военно-политической сфере // Журнал научных публикаций аспирантов и докторов. 2007. № 3.
14. Пузыня Н.Н. Стратегическое партнерство Японии и Индии в сфере безопасности в Индо-тихоокеанском регионе // Известия Иркутского Государственного университета. Серия: политология. Религиоведение. 2017. № 21. С.42-48.
15. Стрельцов Д.В. Политика Японии в сфере военной безопасности при кабинетах С. Абэ: новые подходы // Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 3. С. 21-31.
16. Стрельцов Д.В. Проблемы исторического прошлого в отношениях Японии со странами-соседями: истоки и эволюция политики // Проблемы Дальнего Востока. № 6. 2014. С.19-31.
17. Стрельцов Д.В. Проблемы исторического прошлого в послевоенных отношениях со странами Восточной Азии // Япония. Ежегодник. 2014. № 43. С.7-27.
18. Backer L.C. The Trans-Pacific partnership: Japan, China, the U.S., and the emerging shape of a new world trade regulatory order //Washington University Global Studies Law Review. 2014. Vol. 13. № 1. P.49-81.
19. Crawford K. Culture Wars: Japanese history textbooks and the construction of official memory // Paradigm. 2008. Vol. 2. № 4.
20. Gi-Wook Shin. Historical disputes and reconciliation in Northeast Asia: The US role // Pacific Affairs. 2010, Vol. 83. № 4. P.663-674.
21. Inuzuka A., Fuchs T. Memories of Japanese militarism: Yasukuni shrine as a commemorative site // The Journal of International Communication. 2014. Vol. 20. № 1. P.21-41.
22. Koga K. The rise of China and Japan's balancing strategy: critical junctures and policy shifts in the 2010s // Journal of Contemporary China. 2016. Vol. 25. № 101. P.777-791.
23. Mong Cheung. Japan's China policy on Yasukuni under Abe (2012-2015): a political survival interpretation // Journal of Сontemporary East Asia Studies. 2017. Vol. 6. № 1. P.62-78.
24. Nozaki Y. Japanese politics and the history textbook controversy, 1982-2001 // International journal of Educational Research. 2002. Vol. 37. P.603-622.
25. O'Dwyer S. The Yasukuni shrine and the competing patriotic pasts of East Asia // History and Memory. 2010. Vol. 22. № 2. P.147-177.
26. Suh Y.,Yyurita M., Lin L., Metzger S. Collective memories of the Second World War in history textbooks from China, Japan and South Korea // Journal of International Social Studies. 2013. Vol. 3. № 1. P.34-60.
27. Wang X. Historical shifts in remembering China's «Nanjing massacre» // Chinese Studies in History. 2017. Vol. 50. №4. P.324-334.