Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Политический образ России в сознании иностранной молодежи (на примере стран Европейского Союза)

Работа №135490

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы77
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
68
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы исследования политического образа страны 8
1.1 Основные подходы к исследованию политического образа страны. 8
1.2 Восприятие образа страны населением и коммуникативные механизмы формирования образа. 23
Выводы Главы 1 29
Глава 2. Эмпирическое исследование политического образа России в сознании молодежи Европейского Союза 31
2.1 Особенности современной европейской молодежи. 31
2.2 Политический образ России в сознании иностранной молодежи (на примере стран Европейского Союза): онлайн анкетирование. 36
Выводы Главы 2 60
Заключение и рекомендации. 64
Список использованной литературы 68

Проблема конструирования международного имиджа страны набирает все большую популярность в последнее время. Становится более очевидно, что в сфере интересов любого государства находится создание позитивного имиджа внутренней и внешней политики. Однако, наблюдается тенденция: власть, в основном, фокусируется на внутриполитическом имидже, то есть, в первую очередь, отдает предпочтение собственным гражданам, а не иностранцам. Для граждан определённой страны положительный имидж государства может быть сильным фактором укрепления идентичности народа, сплочения нации, и как следствие, мерой поддержки правительства и согласия с действующим политическим курсом, а значит можно говорить о стабильности в обществе.
В эпоху глобализации все большую роль играют внешние факторы, поэтому многие страны начинают заниматься целенаправленным созданием и продвижением положительного имиджа не только внутри страны, но и за границей. Если у какой-либо страны существует отрицательный имидж на мировой арене, то ей нужно будет приложить много усилий, чтобы изменить ситуацию. Можно предположить, что в будущем политические элиты всех государств будут уделять внешнеполитической стратегии большее внимание.
Актуальность темы исследования определяется в первую очередь возникновением очередного витка непростых отношений стран Европейского Союза и России, которые усугубились с 2014 года. Актуальность анализа образа России в сознании европейской молодежи также определяется особой важностью интеграционных процессов для России, расширением сотрудничества между странами в социально-культурной сфере. Важно знать представления иностранной молодежи о России для правильного формирования перспектив стратегического развития государства. Стереотипы и предубеждения могут довольно долго сохраняться в сознании иностранцев, поэтому необходимо выяснить какой образ имеется на данный момент.
О важности имиджа государства и его конструирования написано множество работ как зарубежных, так и отечественных авторов. Основу исследования современного восприятия России в мире составляют труды Т.А.Алексеевой1, рассматривающей восприятие России в глобальном масштабе; Э.А. Галумова2, эксперта по вопросу международного имиджа Российской Федерации; С.С.Сулакшина и Н.А.Хвыля-Олинтер3, среди зарубежных авторов стоит выделить К. Боулдинга4. Особенности формирования политического сознания молодежи затрагивали такие авторы как А.В.Селезнева5 и О.В.Попова6.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования является политический образ государства в общественном сознании.
Предметом исследования являются факторы формирования политического образа России в сознании иностранной молодежи
Цель и задачи данной работы.
Цель исследования – выявить основные черты политического образа России в сознании молодежи стран Европейского Союза.
Достижение цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
1. Изучить теоретические основы исследования политического образа страны
2. Выявить основные инструменты формирования политического имиджа страны
3. Проанализировать существующий политический образ России в сознании европейской молодежи
4. Изучить национальную обусловленность восприятия европейской молодежью образа России
5. Определить основные факторы, повлиявшие на создание определённого образа России
Хронологические рамки исследования 2010-2020 годы, в которые заметно изменилась политика России на международной арене, возросла роль мягкой силы для России, а также отношения России и Европейского Союза несколько раз претерпели некоторые изменения.
Основу методологии исследования составили общелогические (общенаучные) и специальные методы, такие как анализ и синтез, абстрактно-объяснительная интерпретация. Также был использован социологический коммуникативный подходы, для анализа использовались теории общественного мнения, социальной установки и социальных коммуникаций.
Источниковая база исследования.
Для решения поставленных задач исследования были привлечены несколько групп источников.
Для определения основных составляющих политического образа страны, инструментов его формирования и конструирования, методов исследования политического образа страны основной интерес представляют актуальные опросы молодых людей, проживающих в странах Евросоюза, по проведённому анкетированию.
Для анализа формирования образа России в Евросоюзе особое внимание представляют социально-культурные программы, реализуемые между странами в двустороннем или многостороннем формате.
Научно-практическая значимость исследования определяется тем, что характерные особенности и черты образа России выявлены при помощи анализа анкетирования, проведённого среди молодых людей европейских стран, а не только на вторичных данных. По результатам исследования даются рекомендации или делаются выводы практического характера.
Структура выпускной квалификационной работы разработана исходя из цели и задач работы, состоит из введения, двух глав, каждая из которых разбита на два параграфа, заключения, списка источников и литературы.
Во введении приводится обоснование актуальности выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, описываются теоретические и методологические основы работы, проводится анализ степени научной разработанности темы, дается характеристика источниковой базы, определяется научная новизна исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы исследования, сущность и содержание понятия «образ государства», основные подходы к исследованию политического образа страны, основные функции и инструменты формирования имиджа страны на международной арене, рассмотрена структура образа страны и факторы его восприятия, а также отдельно рассмотрен коммуникативный фактор восприятия и формирования образа страны.
Во второй главе представлена практическая часть исследования. Проведен анализ собранной при помощи анкетирования информации, определены характерные особенности восприятия, выявлено общее и различное в восприятии политического образа России молодыми людьми в различных странах Европейского Союза, определены зависимости между существующим образом и взаимоотношениями между Россией и отдельным государством-членом Европейского Союза.
В заключении формулируются основные выводы, к которым пришел автор выпускной квалификационной работы в ходе исследования, даются рекомендации по улучшению образа страны в сознании иностранной молодежи.
В списке источников и литературы указаны наименования трудов на которые ссылается автор в ходе работы, а также работы, которые обеспечили информационный бэкграунд автора по заданной теме.Проблема имиджа страны достаточно глубоко проработана, особенно в зарубежной литературе. Однако существующие подходы различаются. Имидж рассматривается в разных контекстах: международный пиар, стратегическое общение и публичная дипломатия, психология, общественное мнение, медиа, брендинг, маркетинг и так далее. Многие страны вкладывают значительные средства в свои программы для имиджа и репутации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Положительный имидж страны является ключевым компонентом для формирования доброжелательных межгосударственных отношений между странами, для привлечения туристов и инвестиций. Политический образ России был рассмотрен с точки зрения коммуникационного подхода в социологии, то есть как результат субъективного отношения заинтересованных сторон к нации и государству, включающего в себя конкретные убеждения и чувства, которых придерживается молодежь из Европейского Союза.
В первой главе были рассмотрены основные подходы к объяснению понятий «имидж», «образ» государства. Были описаны существующие теоретические основы исследования политического образа страны и выявлены инструменты его формирования, в частности было уделено внимание коммуникативному механизму. Имидж государства обеспечивает использование «мягкой силы» во внешней политике, тем самым позволяя влиять на восприятие иностранцев.
Во второй главе был произведен анализ восприятия и отношения иностранной молодежи к современной России, к ее политическому устройству и роли на международной арене. Иностранцев спросили о чувствах и ассоциациях, возникающих с Россией; факторах, повлиявших на создание определенного образа в сознании (в том числе несколько отдельных вопросов про влияние СМИ); мнении насчет президента РФ; о характеристиках политического режима в стране и важности России для поддержания стабильности в мире.
Результаты оказались следующими: В сознании молодежи из Европейского Союза существует двоякий образ Росси. С одной стороны, страна воспринимается в негативном ключе, подчеркивается гибридность политического режима, высокий уровень коррупции и отсутствие свободы средств массовой информации, но с другой выделяется значимое место России в мире, делается акцент на влиянии и уважении. Молодые люди осознают культурный и исторический вклад страны в мировую цивилизацию, хотят получать больше информации об этом. СМИ, являясь главным фактором получения различного рода информации и новостей, создают негативный имидж России.
Молодые люди дали рекомендации по улучшению образа России (их советы были описаны выше), однако мы сейчас попытаемся суммировать сказанное и дать свои рекомендации.
Цифровой мир экспоненциально изменил способ, которым большинство из нас получают наши ежедневные новости. Раньше люди часами сидели перед телевизором и смотрели новости, поскольку им не давали возможности выбора, но сегодня благодаря технологическому прогрессу появилось множество социальных сетей, приложений для мобильных телефонов, которые позволяют за несколько секунд получить доступ к какой-либо информации. Поэтому первой рекомендацией будет использование социальных сетей как новостной платформы. Необходимо научиться правильно расставлять акценты и публиковать не только достоверные новости «из первых уст», но также добавлять интересные факты о России. Естественно, что весь контент должен быть на английском языке, так как целевой аудиторией, в первую очередь, будет иностранная молодежь. Россия уже сейчас инвестирует значительные средства в СМИ на иностранных языках, такие как Russia Today, Sputnik и The Moscow Times. Однако, во-первых, очень многие молодые люди из Европы до сих пор не знают про их существование, а во-вторых, они генерируют недостаточно информации для социальных сетей. Поэтому необходимо принять это во внимание и начать применять современные технологии для привлечения молодых людей, способствуя при этом открытию неизвестной и загадочной России в их глазах.
В формировании благоприятного имиджа России не менее важную роль играет гуманитарный вектор внешней политики, в частности культурное взаимодействие и сотрудничество в области образования. Образовательная миграция является средством осуществления экономического, политического и культурного влияния1. Она имеет огромные перспективы и возможности для налаживания диалога между странами.
Российские вузы участвуют в программах академической мобильности и реализуют совместные образовательные программы с зарубежными учебными заведениями, однако необходимо увеличивать число таких программ. Для иностранных студентов это будет прекрасной возможностью узнать больше о ценностях российского общества, культуре и реалиях современной России, а следовательно они смогут сформировать свой собственный правдивый образ. Российские же студенты, обучаясь за рубежом, также принимают участие в формировании позитивного имиджа страны в сознании проживающей там молодежи (наше исследование это подтвердило).
В настоящее время на законодательном уровне Россия не ставит цели использования образования в качестве способа создания благоприятного имиджа страны за рубежом, хотя такие цели, очевидно, должны быть в повестке дня. Необходимо их сформулировать и закрепить на законодательном уровне, более подробно описать в концепциях развития образования.
Еще одним важным фактором в формировании положительного образа России являются события международного уровня. Крупные экономические и спортивные мероприятия, конференции и различные культурные форумы привлекают большой поток бизнесменов, туристов, ученых, деятелей искусства. Проведение такого рода событий также способствует появлению долгосрочных благоприятных условий для развития политического, торгового, экономического, научного и технологического сотрудничества между Россией и другими странами.
Очевидно, что для изменения отрицательного политического образа России в сознании иностранной молодежи, также необходимо применять решительные шаги в сфере поэтапной демократизации общества. Ведь только действительная позитивная ситуация сможет переломить устоявшийся образ, и тогда уже ни СМИ, ни кто либо другой не смогут исказить или преуменьшить величие России.
Таким образом, «мягкая сила» имеет большой потенциал для управления имиджем страны на мировой арене. Предложенные рекомендации помогут создать положительный образ России в сознании иностранцев, сделав его результатом хорошо продуманной стратегии по продвижению.


8. Алексеева Т.А. Россия в пространстве глобального восприятия // Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики. 2007. Т.5. No2 (14). С.52
9. Антанович Н.А., Девлеканова К. А. Формирование политического имиджа государства (на примере Республики Беларусь) // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2009. №2.
10. Астахов Е.М. Субъективные заметки о некоторых аспектах «мягкой силы». Вестник МГИМО-Университета. 2014;(1(34)):45-53.
11. Баранов П. П. Современный политический режим России, его конституционная легализация, легитимация и легитимность // Северо-Кавказский юридический вестник. 2017. №1. С.121-128
12. Богданов Е.Н. Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. Изд. 2-е СПб. Питер 2004г. 224с. 
13. Бориснёв С.В. Социология коммуникации. М.: ЮНИТИ, 2003. 270 с
14. Галумов Э. А. Международный имидж России: стратегия формирования. М., 2003. 446 с.
15. Галумов Э.А. Международный имидж современной России: автореф. дис. … д-ра полит. наук. М., 2004. 50 с.
16. Гавра Д.П. Внешний имидж государства: понимание категории и структурные модели // Имидж государства/региона: современные подходы: сб. науч. труд. / отв. ред. Д. П. Гавра. СПб.: Роза мира, 2009. Вып. 3. С. 3–17.
17. Гавра Д.П. Имидж региона: сферно-структурная субстанциональная модель // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: тезисы межвуз. научно- практической конференции. СПб.: Роза мира, 2010. С. 115–117.
18. Гавра Д.П. Категория имиджа: основные характеристики // Имидж государства/региона в современном информационном пространстве. Материалы симпозиума. СПб.: Роза мира, 2010. С. 25–29.
19. Гавра Д. П., Савицкая А. С., Шишкин Д. П. Внешний имидж государства в медиапространстве // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2011. №3.
20. Гойхман О.Я. Коммуникативистика в современном обществе // Современная коммуникативистика. 2012. № 1 (1). С. 4–9.
21. Гринберг Т. Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели / Т. Э. Гринберг // Электронный научный журнал «Медиаскоп». Реклама и PR. 2008. № 2. URL: http://www.mediascope.ru/node/252 (дата обращения: 25.03.2020).
22. Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В. Политическая реклама. М.: Никколо М, 2002. 240 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ