Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


БРЕНД КАК СПОСОБ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Работа №135466

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы131
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
57
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. БРЕНД КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 10
1.1.Понятие бренда в психологии 10
1.2. Психологическая основа бренда 27
1.3. Историко-психологический анализ категории самопрезентации 37
1.4. Современные исследования стратегий и техник самопрезентации личности 49
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 62
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ И ВЫБОРКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 64
2.1. Методологическая основа исследования 65
2.2. Характеристика выборки исследования 65
2.3. Методы и методики исследования 66
2.3.1. Методика Ш.Шварца для изучения ценностей личности 66
2.3.2. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС) 67
2.3.3. Шкала социального самоконтроля М.Снайдера 68
2.3.4. Шкала измерения тактик самопрезентации (С.-Ж. Ли, Б. Куигли) 69
2.3.5. Авторская анкета 70
2.4. Процедура исследования 71
2.5. Математико-статистические методы обработки данных 72
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 73
3.1. Результаты изучения особенностей ценностной сферы, самоотношения, социального самоконтроля и самопрезентации испытуемых 73
3.2. Результаты сравнительного анализа показателей 88
3.3. Результаты одномерного дисперсионного анализа 91
3.4. Обсуждение результатов 106
ВЫВОДЫ 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 116
ПРИЛОЖЕНИЕ А. 123


Актуальность исследования обусловлена возрастающей активностью деятельности по созданию и продвижению брендов в различных сферах социальной жизни. Формирование и коммуникативное развитие бренда выступают приоритетной задачей компаний, занятых в экономическом секторе, и приобретают новое значение применительно к личностям, идеям, различного типа социальным общностям. Особенно важным это становится сейчас, так как в период кризисных преобразований экономических систем меняются социальные установки и предпочтения индивида. В связи с этим намечается тенденция исследования бренда как социально-психологического феномена, оказывающего влияние на сознание и поведение субъекта и отражающего социальное развитие общества в аспекте его потребительской деятельности.
Если рассматривать бренд с позиции коммуникативного процесса, то особый интерес представляет такая способность бренда как управление впечатлением, восприятием человека. Бренд выступает одним из новых символических средств самопрезентации в различных социальных контекстах. Анализ потребности в предъявлении себя другим и особенности удовлетворения этой потребности становится актуальной темой для имиджеологии и социальной психологии, а также в практике маркетинга и брендинга.
Кроме того, проблема социальной психологии бренда заключается в том, что бренд преимущественно изучается как категория маркетинга и экономики. При этом описываемые выше феномены убеждают нас в том, что бренд может претендовать на звание социально-психологического объекта. На данный момент имеются работы, посвященные бренду как компоненту социальной идентичности потребителя (А.В. Щербак, Н.В. Антонова, В.Е. Чунакова, С.В. Друппова), особенностям бренд-коммуникации (Ю.Ю. Бровкина, Е.Ю. Горчакова, Е.В. Матузенко, С.И. Шиленко, Я.О. Федорова), образной структуре бренда (А.Н. Лебедев, Д. Огилви, В. Харт и др.), психологической основе феномена (С.Р. Димитракиева, А.А. Щербак, М.В. Андреева, А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, А.А. Краснослободцев и др.) и т.д.Поэтому важно расширить пространство социальной психологии бренда и методологии его изучения, тем самым утвердив междисциплинарность проблематики исследования.
Новизна работы заключается в обобщении знаний и результатов современных исследований в области социальной психологии бренда, разработке авторской анкеты, направленной на изучение параметров выбора, использования и демонстрации бренда как одного из способов самопрезентации потребителя, изучении особенности воздействия этих параметров на личностные особенности потребителя.
Цель исследования – рассмотреть бренд как один из способов само-презентации, способствующий идентификации потребителя.
Предмет - бренд как один из способов самопрезентации потребителя.
Объект–факторы и мотивы выбора, использования и демонстрации бренда.
Основная гипотеза диссертационного исследования заключается в следующем: предпочитаемый бренд выступает как способ самопрезентации потребителя и взаимосвязан с его структурой ценностей, особенностями самоотношения и уровнем социального самоконтроля.
Основная гипотеза наталкивает нас на выдвижение ряда частных гипотез.
1. Признание важности бренда и внутренние факторы выбора, использования и демонстрации бренда связаны с самоотношением потребителя и его структурой ценностей.
2. Существуют достоверные различия показателя техник самопрезентации в группах потребителей, которые признают важность бренда для себя и для которых бренд не имеет значимости.
3. Существуют достоверные различия показателя социального самоконтроля в группах потребителей, которые признают важность для себя бренда и для которых бренд не имеет значимости.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выполнить анализ состояния и степени разработанности проблемы бренда в психологической науке.
2. Выполнить историко-психологический анализ категории самопрезентации.
3. Выявить различия показателей самоотношения, структуры ценностей, социального самоконтроля и техник самопрезентации в группах потребителей с разными факторами выбора бренда.
4. Изучить особенности воздействия параметров выбора, использования и демонстрации бренда как одного из способов самопрезентации на структуру ценностей потребителей, его самоотношение и уровень социального самоконтроля.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, включивший в себя тестирование (методика Ш.Шварца для изучения ценностей личности (адаптация В.Н.Карандашева), опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р.Пантелеева, шкала социального самоконтроля М. Снайдера, шкала измерения тактик самопрезентации (С.-Ж. Ли, Б. Куигли и др.)) и анкетирование (авторская анкета).
Полученные данные были проанализированы с помощью методов и критериев математической статистики (критерий Колмогорова-Смирнова, параметрический метод сравнения - t-критерий Стьюдента, непараметрические методы сравнения - U-критерий Манна-Уитни, H-критерий Краскела-Уоллиса), одномерного многофакторного дисперсионного анализа MANOVA (с применением критерия Шеффе для множественных попарных сравнений).  


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Систематизировано феноменологичное поле бренда с позиции социальной психологии. Дано определение категории «бренд» как совокупности психологически обогащенных культурно-символических и социально-статусных атрибутов, обладающей структурированными эмоциональными ассоциациями, если концентрирует в себе индивидуальность, доминантные черты, имидж, культурное содержание и психотип. Обозначена психологическая структура бренда, в которую входят три компонента: эмоциональный, когнитивный, поведенческий. Среди психоэмоциональных дифференцирующих параметров бренда ценности, эмоции, метафоры, архетипы.
На основе эмпирического исследования были идентифицированы некоторые параметры выбора, использования и демонстрации бренда.
Наблюдается следующие мотивы использования бренда: социальные (возможность соответствовать референтной группе, налаживание коммуникации, подчеркивание национальной принадлежности, отражение корпоративной культуры организации, поддержка семейных традиций), экономические (атрибут социального статуса, престижа, экономического положения в обществе), психологические (выражение нематериальные ценностей, поддержка уверенности в себе, самовыражение), рациональные (знание о качестве продукта), смешанные.
Было выявлено, что параметры выбора, использования и демонстрации бренда в большей степени оказывают воздействие на внутренний план личности потребителя (его самоотношение и структуру ценностей), чем на внешний (техники самопрезентации; уровень социального самоконтроля проявляется одинаково во всех изучаемых группах потребителей).
Был сформирован портрет потребителя, который признает важность для него бренда. Испытуемые предложенной категории относятся к себе, как к личности, обладающей потенциалом, способной самостоятельно добиться успеха новыми способами и желающей быть для других примером.
Было выдвинуто предположение о том, что потребители, которые заявляют о важности для них бренда, характеризуются более устойчивыми личностными особенностями. Что представляет собой научную ценность в виде возможностей для исследований в рамках социальной психологии бренда.
Проанализировано воздействие факторов выбора, использования и демонстрации бренда. У потребителей разных групп качественно различается уровень самоуверенности, саморуководства, конфликтности, самообвинения, приписывания и преувеличения своих достижений, а также таких ценностей как традиции («нормативный идеал»), самостоятельность («профиль личности») и достижения («профиль личности»).
Таким образом, в исследовании была частично подтверждена гипотеза о том, что параметры выбора, использования и демонстрации бренда как способа самопрезентации взаимодействуют с отношением к себе у потребителя, его ценностями и техниками самопрезентации.
Выдвинуто предположение, требующее дальнейшей проверки, о том, что брендовый выбор делается ради усиления определенного отношения к себе или утверждения упомянутых выше ценностей.
Таким образом, результаты исследования рекомендуется использовать для расширения пространства социальной психологии бренда и методологии его изучения. Кроме того, рекомендуется применять полученные знания в практике брендинга и маркетинга при построении психологической платформы бренда, стратегии позиционирования, формировании бренд-коммуникаций, стратегии развития и продвижения, ориентируясь на психологические и психоэмоциональные выгоды бренда на основе особенностей потребительского поведения и их взаимосвязи с самоотношением и структурой ценностей. Что предполагает экологичное создание и внедрение брендов в обыденную жизнь, а также гигиеничное взаимодействие с самой личностью потребителя.



1. Аакер Д. Создание сильных брендов / Пер. с англ. – М.: Издательский дом Гребенникова, 2003. – 440 с.
2. Аакер Д., Йохимштайлер Э. Бренд-лидерство: Новая концепция брендинга / Пер. с англ. - М.: Издательский дом Гребенникова, 2003. – 380 с.
3. Андреева М.В. Психологические основы образования и функционирования бренда: дис. … канд. психол. наук. – М., 2003. – 214 с.
4. Барлоу Д. Сервис, ориентированный на бренд: новое конкурентное преимущество: пер. с англ. / Д. Барлоу, П. Стюарт. М.: Олимп-Бизнес, 2006. -271 с.: ил.
5. Бове К., Арене У. Современная реклама: пер. с англ. - Тольятти: «Издательский Дом Довгань», 2005. - 704 с.
6. Болотова А.К., Жуков Ю.М. Психология коммуникаций. М.: Высшая школа экономики, 2015. — 288 с.
7. Болотова А.К., Жуков Ю.М. Психология коммуникаций. М.: Высшая школа экономики, 2015. — 288 с.
8. Босык Я.С. Социально-психологическая технология формирования бренда компании. Автореф.дис.к.псих.н… Тамбов, 2008. – 212 с.]
9. Босык Я.С. Технология формирования бренда компании как проблема психологической науки и практики / Я.С.Босык / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - № 7. – 2008. - С. 292-296
10. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Пер. с англ. К. И. Бабицкого. М.: ДиректмедиаПаблишинг, 2008 г. - 782 стр. (Текст приводится по изданию 1977 г.)
11. Ванэкен Б. Бренд-помощь / Пер. с англ. И. Малковой под ред. Домнина. – СПб: Питер, 2005. - 336 с.
12. Васильева М., Надеин А. Бренд. Сила личности. – СПб.: Питер, 20003. – 208 с.
13. Веркман Дж. К. Товарные знаки: создание, психология восприятия. − М.: Прогресс, 1986. 312 с.
14. Вихров, А.Н. Бренд в системе современного маркетинга: концептуальные основы и политическая практика: диссер. … канд. полит.наук. – М., 2005. - 179 с.
15. Володина А.Н. Отношение потребителя к бренду как регулятор потребительского поведения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - №8. – 2011. – С.161-165
16. Володина А.Н., Мкртычян Г.А. Социально-психологическое исследование категории «бренд» / А.Н.Володина, Г.А.Мкртычян / Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - № 1. – 2009. – С. 344-349
17. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. — М.: Директ-Медиа, 2007.
18. Джоунс Дж. Роль рекламы в создании сильных брендов. – М.: ИД «Вильямс», 2005. – 496 с.
19. Димитракиева С.Р. Анализ практических методов позиционирования бренда / С.Р.Димитракиева / Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - № 1. – 2015. - С.49-57
20. Дойль П. Маркетинг, менеджмент и стратегии / Пер. с англ. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 544 с.
21. Домнин В. Н. Идентичность бренда — ключевое понятие бренд-менеджмента. // Бренд-менеджмент. - 2009. - № 5(48). - С. 269.
22. Домнин В.Н. Брендинг: новые технологии в России; 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. - 381 с.
23. Друппова С.В. Реклама как способ самопрезентации личности: автореферат дис. ... кандидата философсикх наук: 09.00.11.- Ростов-на-Дону, 2006.- 142
24. Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. – М.: Мысль, 1997. – 64 с.
25. Касабова И.С. Гендерные особенности самопредъявления девушек в межличностном общении и их связь с выбором одежды // Российский психологический журнал. – 2015. – Т.12 №4. – С. 184-192.
26. Килошенко М.И. Психология моды. – СПб.: Речь, 2001. – 192 с.
27. Краснослободцев А.А. Психологический потенциал повышения эффективности в контексте брендинга // Международный журнал. Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 2. С. 48–53.
28. Лабунская В.А., Буракова М.В. Фемининность–маскулинность внешнего облика женщин (психосемантический анализ образов причесок) // Психологический вестник РГУ. – 1998. – Вып. 3. – С. 376–393.
29. ЛеПла Дж. Ф., Дэвис С.В., Паркер Л.М., Стамбо Ш., Нобис Э., Стерджилл К. Стратегии развития бренда. Оригинальный практический инструментарий для лидерства вашего бренда / Пер. с англ. – Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2004. – 384 с.
30. ЛеПла, Ф. Д. Интегрированный брендинг: пер. с англ. / Ф. Джозеф ЛеПла. М.: ОЛМА-Пресс, 2003. - 318 с.
31. Маркова В.М. Социально-психологические характеристики образа торговой марки: дис. … канд. психол.наук. – М., 2009
32. Михайлова Е. В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг / Е. В. Михайлова. – СПб. : Речь, 2007. – 224 с.
33. Мотивы выбора одежды и категоризация семантического пространства, связанного с выбором одежды у женщин // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Психологические науки. – 2007. – № 2. – С. 178–183.
34. Муравский Д.В., Смирнова М.М., Алканова О.Н. Оценка восприятия брендов потребителем, производителем и инвестором: развитие представления о капитале бренда / Д.В.МуравскийМ.М.Смирнова, О.Н.Алканова / Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. - № 3. – 2013. – С. 23-49.
35. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002. – 223 с.
36. Петрова Е.А. Знаки общения. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 256 с.
37. Пикулева О. А. Социальная психология самопрезентации личности: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.05 / Пикулева Оксана Анатольевна. – СПб., 2014. – 426 с.
38. Плаксина Э.Б. История костюма. Стили и направления. – М.: Академия, 2004. – 224 с.
39. Семёнова Л.Н. Технология самопрезентации: учебно-методический комплекс / Л.М. Семёнова: под ред. К.В. Киуру. – Челябинск: Из-во ЮУрГУ. – 2005.
40. Соколова-Бауш Е.А. Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте // Мир психологии. – 1999. – № 3 (19). – С. 132–139.
41. Тейлор Ш, Пипло Л, Сире Д. Социальная психология, СПб, 2004.
42. Тернер Дж., Оукс П., Хэслем С., Дэвид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа // Иностранная психология. - 1994. - № 4.
43. Ткачев В.А. Управление брендом как элементом корпоративной культуры (социологический аспект): диссер. … канд. социологических наук. - М., 2003. - 167 с.
44. Ткачев О. Visual бренд: Притягивая взгляды потребителей. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. - 216 с.
45. Трифонова Т.А. [Особенности взаимосвязи самопрезентации и черт характера - Психология телесности: теоретические и практические исследования]. Портал психологических изданий PsyJournals.ru – http://psyjournals.ru/psytelesnost/issue/30456_full.shtml
46. Цой М. Е., Щеколдин В. Ю. Изучение влияния восприятия бренда на формирование предпочтений детей и подростков. / М.Е.Цой, Щеколдин В.Ю. / Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - № 1 (65). – 2013. – С. 86-100.
47. Чернатони Л. От видения бренда к оценке бренда. Стратегический процесс роста и усиления бренда / Пер. с англ. – М.: ООО «Группа ИДТ», 2007. – 310 с.
48. Чернатони, Л. Как создать мощный бренд: [пер. с англ.] / Л. Чернатони, М. МакДональд / Под ред. Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 559 с.
49. Чунакова В.Е. Социально-идентификационные функции бренда в современной культуре: автореферат дис.... кандидата культурологии: 24.00.01 / Чунакова Варвара Евгеньевна; [Место защиты:С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов]. - Санкт-Петербург, 2014. - 22 с.
50. Шарков Ф.И. Брендинг и культура организации (управление брендом как элементом культуры организации) / Ф.И. Шарков, В.А. Ткачев. – М.: Издательский дом «Социальные отношения», 2003. - 268 с.
51. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния – Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 168 с.
52. Шеррингтон, М. Незримые ценности бренда / М. Шеррингтон; пер. с англ. А. Токарев. М.: Вершина, 2006. - 303 с.: ил.
53. Шкуратова И. П. 10. Самопредъявление личности в общении. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. – 192 с.
54. Шкуратова И.П. Диагностика межличностных отношений с помощью техники репертуарных решеток. Учебное пособие. – Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2000. – 33 с.
55. Шульц Д., Барнс Б. Стратегические бренд-коммуникационные кампании. М., 2003.
56. Щербак А.А. Бренд как элемент социальной идентичности личности: автореферат дис.... кандидата психологических наук: 19.00.05 / Щербак Андрей Александрович, Государственный университет управления, 2016. – 177 с.
57. Щербак А.А. Социально-психологические технологии манипулирования потребительским поведением в контексте бренда / А.А.Щербак / Социально-экономические явления и процессы. - № 8 (054). – 2013. - С. 187-189.
58. Эскалас Д. Э. Самоинтерпретация, референтные группы и значение бренда [Text] / Эскалас, Д. Э., Беттман, Д. Р. / Реклама. Теория и практика. - №3. – 2006. – С. 182-202.
59. Arkin R. M. Self-presentation / R. M. Arkin // The self in social psychology / ed. by D. M. Wegner, R. R. Vallacher. – L. ; NY : Oxford University Press, 1980. – P. 158–182.
60. Baumeister R. F. A self-presentational view of social phenomena / R. F. Baumeister // Psychological bulletin. – 1982. – Vol. 91. – P. 3–26.
61. Boyett J., Boyett J. The Guru Guide to Marketing: A Concise Guide to the Best Ideas from Today's Top Marketers. - Wiley, 2002. - 252 p.
62. D’Alessandro D. Career Warfare: 10 Rules for Building a Successful Personal Brand and Fighting to Keep it. - McGraw-Hill Education, 2002. – 240 p.
63. Deaux K. Gender / K. Deaux, M. LaFrance // Handbook of social psychology / ed. by D. Gilbert, S.T. Fiske, G. Lindzey. – N. Y. : Random House, 1998. – P. 788–927.
64. Development of a self-presentation tactics scale / S.-J. Lee, et al. // Personality and individual differences. – 1999. – Vol. 26, № 4. – P. 701–722.
65. Dontsov A.I. &Kabalevskaya A.I. Gender stereotypes among road users // Psychology in Russia: State of the art. – 2013. – 6 (3). – pp. 150–163.
66. Fiske S. Т.,Neuberg S. L. A continuum of impression formation, from category-based to individuating processes: Influences of information and motivation on attention and interpretation. In: (Ed.) Zanna M. P., Advances in experimental social psychology, 1990. Vol. 23, pp. 1-74.
67. Friedlander M. L. Toward a theory of self-presentation in counseling and psychotherapy / M. L. Friedlander, G. S. Schwartz // Journal of counseling psychology. – 1985. – Vol. 32. – P. 483–501.
68. Knapp D. The Brand Promise: How Ketel One, Costco, Make-A-Wish, Tourism Vancouver, and Other Leading Brands Make and Keep the Promise That Guarantees Success. - McGraw-Hill Education, 2008. – 288 p.
69. Levy S.M. Construction Process Planning and Management: An Owner's Guide to Successful Projects, 2009.
70. McCracken G. Dark Value: how to find hidden value in the digital economy, 2016.
71. Paulhus D. L. Attentional load increases the possibility of self-presentation / D. L. Paulhus, P. Graf, M. Van Selst // Social cognition. – 1989. – Vol. 7. – P. 389–400.
72. Tedeschi J.Т., Riess M. Identities, the Phenomenal Self and Laboratory Research // Journal of Experimental Social Psychology. 7, 1981, 490-502.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ