Введение…
ГЛАВА I Теоретические основания исследования российской политики “мягкой безопасности” в современных международных условиях.……..…………..………………....7
1.1. Расширение онтологии категории “безопасность” в современных международно-политических исследованиях
1.1.1 Подход английской школы теории международных отношений к изучению проблем безопасности. Теория международного общества Х. Булла и М.Уайта…...8
1.1.2 Подход школы мирных исследований к изучению проблем безопасности: теория структурного насилия Й. Галтунга и теория секьюритизации Б.Бузана и
О.Вэвера
1.2. Аналитические категории концепции “мягкой безопасности”
1.3. Эволюция российского подхода к обеспечению безопасности.
ГЛАВА II Российские внешнеполитические механизмы обеспечения “мягкой безопасности”
2.1. Механизмы региональных инеграционных объединений с участием России ………..20
2.1.1 Механизмы субрегиональных интеграционных объединений Нового
Севера
2.1.2 «Рамочные» механизмы внутри крупных региональных объединений………33
2.1.2.1 Механизмы СЕ и ОБСЕ………………………………………..……….33
2.1.2.2 Механизмы ОДКБ и СНГ………………………………………………41
2.1.2.3 Механизмы ОЧЭС, ШОС и БРИКС………………………………...…45
2.2 Российское содействие международному развитию
Заключение
Список источников и литературы
Приложения
Актуальность темы исследования. Современный этап мирополитического развития определяет уверенный процесс рамификации социальных, экономических, политических и прочих взаимодействий. Продолжает складываться и новая система международных отношений, насущным вопросом для которой остается роль государства в управлении процессами меняющейся архитектуры мира. Такая ключевая категория международно-политической науки, как безопасность, в том числе, претерпела существенную трансформацию в последней четверти XX века и продолжает наполняться новыми смыслами на фоне актуальной матрицы вызовов и угроз мировому сообществу в целом и отдельной личности, в частности. Таковыми вызовами и угрозами стали глубокий экологический кризис, распространение оружия массового уничтожения, социальное неравенство, организованная преступность, коррупция, международный терроризм, нелегальная миграция, наркотрафик, инфекционные заболевания и ряд других региональных и глобальных проблем. Их всех объединяет отличная от традиционной геополитической парадигмы международных отношений “мягкая” природа: они действуют напрямую на общество и индивида, минуя уровень государства; исходят не напрямую от государств, а являются ударными волнами их политического вулканизма, либо исходят от негосударственных акторов; методы борьбы с ними требуют комплексного подхода – привлечения к сотрудничеству широкого круга акторов, выработки долгосрочных стратегий, принятия превентивных мер.
Постепенное расширение онтологии безопасности в сторону социального измерения привело к смещению референтного объекта безопасности от государства к обществу и человеку и обозначило, как следствие, проблему метода обеспечения безопасности. Параллельной тенденцией в сфере безопасности стал процесс “девелопментализации”: корреляции проблем безопасности и развития. В международно-политической практике расширительное толкование безопасности заняло свое место в определенной части подходов к ее обеспечению, включая ряд таких крупных международных инициатив, как Хельсинские соглашения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1974 г., концептуальные основы Программы развития ООН (ПРООН), Глобальная повестка дня в области развития (ГПДР) до 2030 года.
Отражая продолжающийся процесс трансформации категории “безопасность” с момента распада Биполярной системы в сторону антропоцентричности, концепция “мягкой безопасности” представляется, таким образом, многомерной аналитической матрицей, способной дать характеристику степени “встраиваемости” государств в мирополитические реалии. Опорными категориями концепции выступают объект безопасности (человек и общество), субъект безопасности (государство, гражданское общество, бизнес-сообщества и др.), методы обеспечения безопасности (невоенные и превентивные меры, стратегии развития, географические рамки объекта безопасности).
После распада Советского Союза Россия выбрала демократический путь развития и провозгласила ключевыми принципами своей внешней политики многовекторность и активную интеграцию в мировые политические процессы. Так, Россия стала участником вышеперечисленных глобальных и региональных подходов к безопасности.
Объект, предмет, цели и задачи исследования. На фоне турбулентности современного мира и постепенного процесса трансформации российского подхода к обеспечению безопасности, в том числе, в соответствии с глобальными и региональными тенденциями, актуальной целью исследования представляется анализ механизмов обеспечения Россией “мягкой безопасности” в современных международных условиях. Соответственно, объектом исследования выступает российская внешняя политика, а предметом – политика “мягкой безопасности”. Задачи исследования определил анализ двух наиболее системных с точки зрения функционирования механизмов обеспечения “мягкой безопасности” российских внешнеполитических “коридоров”: политики в соответствующих международных региональных интеграционных объединениях и политики содействия международному развитию. Таким образом, первой задачей исследования стало определение и оценка механизмов обеспечения “мягкой безопасности” в рамках крупных региональных и субрегиональных объединений и выявление особенностей российской политики в них (с фокусом на аналитическую категорию “методы обеспечения безопасности”). В выборочную совокупность вошли 15 интеграционных региональных объединений, классифицируемые в две группы механизмов, различаемых по степени своей детализированности, интенсивности и комплексности. Второй задачей исследования стало определение и оценка механизмов российской политики содействия международному развитию в вопросах “мягкой безопасности”.
Историография. Представляя собой целый комплекс субъектно-объектных отношений, разворачивающихся в пространстве и во времени, “мягкая безопасность”, как правило, становится полем для анализа в различных узкопредметных пересечениях своих структурных элементов: видов безопасности, уровней безопасности и методов/подходов к ее обеспечению. Как в российских, так и в зарубежных исследованиях международных отношений в области безопасности с российским участием, предметом анализа часто становятся отдельные виды безопасности: энергетическая, экологическая, экономическая, информационная, продовольственная и др.
С точки зрения уровней безопасности особое место занимают исследования региональных систем “мягкой безопасности”. Наиболее ярким примером является североевропейский регион. Ряд работ (Маркушина Н.Ю., Конышев В.Н, Сергунин А.А. Бусыгина И.М.) посвящены исследованию международной программы “Северное измерение”, в частности, и развитию концепции “Нового севера” в целом. Исследовательский интерес очевидно обусловлен политическими реалиями региона.
В категории “методы обеспечения безопасности” множество работ посвящено исследованию роли гражданского общества в российской внешнеполитической деятельности, в частности, и компонентам публичной политики и публичной дипломатии в целом, однако сама “мягкая безопасность”, как правило, не является теоретическим контекстом для таких исследований. Исключением стал научный проект "Публичная политика в сфере "мягкой безопасности” и демократического развития: балтийское измерение." В рамках проекта авторами Макарычевым А.С. и Горным М.Б. был проведен наиболее глубокий анализ теоретического концепта “мягкая безопасность” среди отечественных и зарубежных исследований.
Важную составляющую в категории “методы обеспечения безопасности” с точки зрения временной компоненты, а соответственно, с точки зрения “позитивного” измерения безопасности, играют исследования концепта связка “безопасность-развитие”. Изучением связки в отечественных исследованиях занимается Центр проблем безопасности и развития при МГУ. Среди авторов – Бартенев В.И., Глазунова Е.Н., Юдин Н.В. и др. Однако, предметом исследования связки в данных работах пока становилась преимущественно “жесткая” безопасность, угрозы региональных конфликтов.
В свою очередь, российское содействие международному развитию в отечественной науке исследуется преимущественно либо с точки зрения экономической науки, где ключевыми категориями анализа являются объемы оказываемой помощи, перспективы развития экономических отношений со странами-реципиентами и экономического роста всех участников процесса (Ермолов М.О., Дегтерев Д.А. , Белецкая М.Ю., Зайцев Ю.К. и др.), либо в рамках политической науки, в том числе, в качестве инструмента формирования имиджа страны в контексте политики “мягкой силы”, где предметом анализа являются снова объемы оказываемой помощи, форматы оказания помощи (двусторонние/многосторонние), институционализация российской системы СМР, информационное сопровождение СМР (Дегтерев Д.А., Рахмангулов М.Р., Нил К., Маркова С., Левкин Е.В. и др.). Наиболее близкую исследовательскую нишу рассматриваемой проблеме составляют некоторые работы в рамках вышеупомянутых исследований связки “безопасность-развитие”. Среди авторов – Бартенев В.И., Глазунова Е.Н., Максимова А.В., Попова О.П. и др. Однако, теоретической основой данных исследований не становилась концепция “мягкой безопасности”, поэтому среди исследуемых аспектов российского СМР отсутствует предметная корреляция задач программ помощи с противостоянием вызовам и угрозам “мягкой безопасности”.
Методология исследования основана на применении системного подхода к анализу механизмов обеспечения “мягкой безопасности” в рамках предложенной аналитической матрицы концепции. Детализированный анализ структуры некоторых механизмов позволили провести совокупность методов картирования, включая акторный анализ. Результатом такого анализа стали разработанные автором пять приложений к материалам исследования. Анализ российской политики в рамках исследуемых механизмов проведен с помощью контент-анализа и вышеупомянутого системного подхода. Материалами для исследования стали несколько групп источников: ряд российских доктринальных документов, договорно-правовые акты, декларации и справочные материалы интеграционных объединений, отчеты и заключения рабочих групп и координационных советов интеграционных объединений, справочные материалы Министерства иностранных дел РФ, материалы СМИ, содержащие заявления ряда российских и политических деятелей, итоговые коммьюнике председательств России в интеграционных объединениях и др.
Научная новизна работы состоит в систематизации и классификации внешнеполитических механизмов обеспечения Россией “мягкой безопасности”, в выявлении ключевых и наиболее эффективных интеграционных практик/форматов в международно-политическом сотрудничестве с участием России, а также в обозначении перспектив дальнейшего развития исследуемой практики.
Результатом проведенного анализа стали определение сложившейся международной практики с участием России по совместному обеспечению “мягкой безопасности” (далее - МБ), определение тенденций ее развития, выявление наиболее успешных форматов механизмов обеспечения безопасности, определение российского политического вектора в развитии механизмов.
Так, механизмы обеспечения МБ в рамках интеграционных объединений с участием России в подтверждение обозначенной до исследования гипотезы делятся на две группы. Первые представляют собой наиболее успешную практику, ключевыми особенностями которой с точки зрения теории МБ являются:
- глубокая региональная интеграция (формирование единой идентичности на фоне совместного противодействия вызовам и угрозам МБ);
- единый концептуальный ландшафт: все участники процесса разделяют понятие МБ и подходы к обеспечению;
- наиболее детализированные и “прикладные” форматы обеспечения МБ, основополагающим в которых является формат проектной деятельности.
Так, интеграционные процессы на Новом европейском Севере включают в себя такие наиболее успешные механизмы обеспечения МБ, как: природоохранное партнерство (NDEP) в рамках “Северного измерения” (СИ) (многоуровневые, многофункциональные, высокотехнологичные проекты по обеспечению экологической безопасности и устойчивого развития региона); партнерство СИ в области здравоохранения и социального благополучия (NDPHS) (прикладные методики распространения и популяризации знания о ЗОЖ, фокусные методики расширения стейкхолдеров проектов); проектный механизм в рамках Совета государств Балтийского моря (многоуровневые, многосторонние проекты); со-координационный аппарат поддержки проектов в регионе Совета Баренцева/Евроарктического региона; оценочные и рекомендательные механизмы внутри Арктического Совета.
Вторую группу механизмов интеграционных объединений отличают следующие черты:
- менее детализированная повестка МБ;
- в большинстве случаев менее широкая повестка МБ;
- механизмы обеспечения включают в себя в основном совместную выработку подхода к противодействию вызовам и угрозам, в редком случае - практические меры, однако, они носят либо несистемный характер, либо имеют формальное значение.
При этом механизмы второй группы имеет смысл дифференцировать, в том числе, на два типа: механизмы с более комплексным подходом к пониманию безопасности (более широкая повестка МБ и более разнообразные с точки зрения принципов аналитической категории “методы обеспечения МБ” подходы в Совете Европы и ОБСЕ) и механизмы с фрагментарным, ограниченным подходом к безопасности (повестка МБ, ограниченная транснациональными угрозами безопасности “порогового” значения (ОДКБ, ШОС); повестка, включающая более широкий спектр угроз человеку и обществу, но не секьюритизирующая их на уровне более высокой мобилизации ресурсов по противодействию (СНГ, ОЧЭС, БРИКС); методы обеспечения МБ исключают максимально превентивные меры/механизмы развития).
Механизмы обеспечения МБ в рамках российской политики содействия международному развитию находятся на стадии становления. Их наиболее “прикладные” методы представлены категорией “техническое содействие”, которое включает в себя: транзит экспертизы, совместную разработку со странами-реципиентами помощи их стратегий противодействия вызовам и угрозам; транзит товаров и услуг в случае с решением конкретных проблем “порогового” значения.
Российский подход к обеспечению “мягкой безопасности” нельзя определить, как комплексный (с точки зрения повестки МБ) и системный (с точки зрения всех аналитических категорий концепции МБ). Так, в сотрудничестве с Европой, будучи членом СЕ, ОБСЕ, СГБМ, СБЕР и АС, Россия использует понятие “мягкая безопасность” и в большей степени разделяет подход к методам ее обеспечения, несмотря на существующие противоречия с системой (низкий процент вовлечения гражданского общества в программы, ряд разногласий с партнерами в реализации закрепленных договоренностей внутри российского законодательства и правоприменения и др.). В рамках субрегиональной интеграции Нового Севера Россия является ключевым бенефициаром программ МБ, что, вероятно, в том числе, обусловливает включение российской политики в единый вектор подхода. Вместе с тем, приоритеты северных стран в экологическом и социальном секторах Россия активно стремится “разбавлять” вопросами транспортной и энергетической отраслей. Равно, как и в рамках членства в ОБСЕ, российская политика в вопросах МБ регулярно напоминает Европе о договоренностях о либерализации визовых режимов, а в общем диалоге о региональной системе безопасности стремится подчеркнуть важность, прежде всего, обновления и развития военно-политической корзины договоренностей.
В интеграционных процессах в регионе Черного моря, на постсоветском пространстве, в рамках ШОС и БРИКС Россия активно продвигает ограниченную повестку вызовов и угроз МБ (терроризм, наркотрафик, организованная преступность), как правило, не включая в нее широкий спектр вопросов качества жизни человека. К приверженности России парадигме МБ “добавляют” ее инициативы в категории “методы обеспечения МБ” - такие, как механизм проектной деятельности в ОЧЭС или “Гражданский БРИКС”. Однако, не всем форматам свойственно воплощаться в действительно “мягком” и эффективном ключе. Порой подобные инициативы России напоминают скорее адаптацию зарекомендовавших себя на Западе механизмов к несколько более авторитарной политической культуре.
Российская политика содействия международному развитию, в том числе, отличается несколько формальным принятием “правил игры” со смещенными акцентами в сторону политического имиджа государства и геополитическими интересами, что даже в контексте политики “мягкой силы” не представляется эффективным инструментом.
Вместе с тем, продолжающийся транзит российской политики безопасности в сторону социального измерения представляется перспективной внешнеполитической парадигмой с точки зрения а) повышения качества жизни российского населения; политически “мягкой” и эффективной интеграции России в различные мирополитические процессы; б) достижения эффекта, ожидаемого от политики “мягкой силы”.
Практическим наполнением такой политики должны стать: продвижение расширенной повестки безопасности на площадках региональных международных форумов с участием России, особенно в рамках наиболее интенсивно развивающихся из них (ШОС, БРИКС) и механизмы делегирования определенной доли власти гражданскому обществу и частному сектору в решении проблем МБ во всех “коридорах” политики МБ, используя инновационные подходы к социальному моделированию.
Арктический Совет. // [Электронный ресурс]. Официальный Арктического Совета. URL: http://www.arctic-council.org/index.php/ru/about-us (дата обращения: 17.03. 2018).
Баренцева Программа 2014 – 2018 гг. [Электронный ресурс]. Баренцев портал. URL: // https://www.barentsinfo.fi/beac/docs/BarentsProgramme2014-2018BrochureRU.pdf (дата обращения: 17.03. 2018).
Выступление Д.А. Медведева о Санкт-Петербургской инициативе // [Электронный ресурс]. Официальный сайт Санкт-Петербургской инициативы. URL: http://spbinitiative.ru/ru/releases/release_medvedev.php (дата обращения: 17.03. 2018).
Выступление директора Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС Е.С. Сысоева на Форуме ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности в 2017 г. // [Электронный ресурс]. Официальный сайт МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/ru/sanhajskaa-organizacia-sotrudnicestva-sos-/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/2751965 (дата обращения: 01.04. 2018).
Декларация Гоа стран-участниц БРИКС 2016 г. // [Электронный ресурс]. Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/supplement/5139/print (дата обращения: 01.04. 2018).
Деятельность Совета Европы в Российской Федерации. // [Электронный ресурс]. Официальный сайт Совета Европы. URL: https://www.coe.int/ru/web/moscow/action-of-the-council-of-europe-in-russian-federation (дата обращения: 22.03. 2018).
Евразийский фонд стабилизации и развития // [Электронный ресурс]. URL: https://efsd.eabr.org/grants/ (дата обращения: 16.02.2018).
Интервью директора Департамента новых вызовов и угроз МИД РФ Рогачева И.И. 2017 // Видеопортал журнала « Международная жизнь». [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=WZFhXT4Q0c8 (дата обращения: 20.08. 2017).
Интервью К. Косачева // [Электронный ресурс]: Газета Коммерсант. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2459978 (дата обращения: 20.02.2018).
Интервью Министра иностранных дел России С.В. Лаврова о сотрудничестве в Баренцевом регионе. // [Электронный ресурс]. Официальный сайт МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2964726 (дата обращения: 17.03. 2018).
Интервью Постоянного представителя России при Совете Европы И.Д. Солтановского «Российской газете». // [Электронный ресурс]. Официальный сайт Совета Европы. URL: https://coe.mid.ru/ru_RU/-/nterv-u-postoannogo-predstavitela-rossii-pri-sovete-evropy-i-d-soltanovskogo-rossijskoj-gazete-opublikovannoe-19-anvara-2018-goda?inheritRedirect=true&redirect=%2Fru_RU%2F (дата обращения: 22.03. 2018).
Интервью Председателя комитета Совета Федерации по международным делам К. Косачева. // [Электронный ресурс]. Интернет-портал Новостного агентства России ТАСС. URL: http://tass.ru/politika/2642033 (дата обращения: 22.03. 2018).
Интервью с председателем комитета старших должностных лиц СГБМ С.С. Петровичем и с Генеральным директором Секретариата СГБМ Яном Лундиным. // [Электронный ресурс]. Сайт международного общественного фонда Янтарный мост. URL: http://ambbr.artinfo.ru:8008/article?id=123 (дата обращения: 17.03. 2018).
Информационные материалы о российском председательстве в СГБМ 2012-2013 гг. // [Электронный ресурс]. Официальный сайт СГБМ. URL: http://www.cbss-russia.ru/ru/presidecy/about.html (дата обращения: 17.03. 2018).
Информационные материалы об Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. // [Электронный ресурс]. Официальный сайт ОБСЕ. URL: https://www.osce.org/ru/whatistheosce/factsheet?download=true (дата обращения: 25.03.2018).
Информация о структуре Организации Договора о коллективной безопасности. // [Электронный ресурс]. Официальный сайт ОДКБ. URL: http://www.odkb-csto.org/structure/ (дата обращения: 25.03.2018).
Каталог сотрудничества Европейского Союза и России в Северо-Западном регионе. ЦЕИ – Центр ЕС, ЕУСПб. Санкт-Петербург, 2012. 80 стр.
Концепция внешней политики Российской Федерации 2016 // [Электронный ресурс]: Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents//asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (дата обращения: 05.07. 2017).
Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию 2014 // [Электронный ресурс]: Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/64542 (дата обращения: 05.02.2018).
Концепция национальной безопасности 2000 года. // Интернет-газета «Независимое военное обозрение» [Электронный ресурс]. URL: http://nvo.ng.ru/concepts/2000-01-14/6_concept.html (дата обращения: 09.06.2017).
Миссия (не)возможна: возобновление диалога о европейской безопасности. // [Электронный ресурс]. Официальный сайт ОБСЕ. URL: https://www.osce.org/ru/magazine/315406 (дата обращения: 25.03.2018).
О политике Российской Федерации на пространстве СНГ // [Электронный ресурс]. Официальный сайт Совета безопасности РФ. URL: http://www.scrf.gov.ru/council/session/2005/ (дата обращения: 25.03.2018).
О программах взаимодействия Россия – Совет Европы. // [Электронный ресурс]. Официальный сайт МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/rso/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/3011602 (дата обращения: 22.03. 2018).
Об участии главы российской делегации – заместителя Министра иностранных дел России О.В. Сыромолотова в совместном мероприятии ШОС и Управления ООН по наркотикам и преступности // [Электронный ресурс]. Официальный сайт МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/ru/sanhajskaa-organizacia-sotrudnicestva-sos-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/3117427 (дата обращения: 01.04. 2018).
Отчет Всемирного экономического Форума 2017 года // [Электронный ресурс]. URL: https://goo.gl/dFxFdX pdf (дата обращения: 05.07. 2017).
Полянский Д. «Северное измерение»: роль и место России // Россия в новом веке: внешнеполитическое измерение: сб. материалов заседаний Экспертного совета Комитета Совета Федерации по международным делам / под ред. А. Коробейникова. М., 2006. «NorthernDimension”. [Электронный ресурс]. NorthernDimensionofficialwebsite. URL: http://www.northerndimension.info/northern-dimension (дата обращения: 27.02. 2018).
Россия в БРИКС. // [Электронный ресурс]. Официальный сайт “Гражданский БРИКС”. URL: http://www.civilbrics.ru/brics/rus-brics.php (дата обращения: 01.04. 2018).
Россия в совете Европы. // [Электронный ресурс]. Официальный сайт МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/rso/coe/-/asset_publisher/uUbe64ZnDJso/content/id/3011592 (дата обращения: 22.03. 2018).
Россия и Всемирный банк: международная помощь на цели развития // [Электронный ресурс]: Всемирный банк. URL: http://www.vsemirnyjbank.org/ru/country/russia/brief/international-development (дата обращения: 16.02.2018).
Сборник новостей Экологического партнерства «Северного измерения» // [Электронный ресурс]. Официальный сайт Экологического партнерства «Северного измерения». URL: https://ndep.org/wp-content/uploads/NDEP-News-Issue-39-Russian.pdf (дата обращения: 14.03. 2018).
Северное измерение. [Электронный ресурс]. Министерство иностранных дел Финляндии. URL: http://www.finland.org.ru/public/default.aspx?nodeid=36994&contentlan=15&culture=ru-RU (дата обращения: 27.02. 2018).
Совет Европы пока проживет и без денег из России. // [Электронный ресурс]. Интернет-портал издания DeutscheWelle в России. URL: http://bit.do/europe-concil (дата обращения: 22.03. 2018).
Список проектов Экологического партнерства «Северного измерения» // [Электронный ресурс]. Официальный сайт Экологического партнерства «Северного измерения». URL: https://ndep.org/ru/projects/ (дата обращения: 14.03. 2018).
Справочная информация о Совете Баренцева/Евроарктического региона. // [Электронный ресурс]. Официальный сайт МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/sovet-gosudarstv-barenceva/evroarkticeskogo-regiona-sber-/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/588584 (дата обращения: 17.03. 2018).
Справочная информация об Организации Черноморского Экономического сотрудничества. // [Электронный ресурс]. Официальный сайт МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/diverse/-/asset_publisher/zwI2FuDbhJx9/content/organizacia-cernomorskogo-ekonomiceskogo-sotrudnicestva-ces- (дата обращения: 31.03. 2018).
Справочные материалы о Содружестве независимых государств. // [Электронный ресурс]. Официальный сайт ОДКБ. URL: http://www.e-cis.info/page.php?id=19397 (дата обращения: 25.03.2018).
Статья издания Коммерсант о двадцатилетии сотрудничества России и Совета Европы. [Электронный ресурс]. Интернет-портал издания Коммерсант. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2911646 (дата обращения: 22.03. 2018).
Статья Министра иностранных дел России С.В. Лаврова "Как преодолеть кризис идентичности". // [Электронный ресурс]. Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ . URL: http://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/rso/osce/-/asset_publisher/bzhxR3zkq2H5/content/id/227080 (дата обращения: 10.07. 2017).
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. // Министерство иностранных дел РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://goo.gl/rcWQqN (дата обращения: 19.07. 2017).
Структура Шанхайской организации сотрудничества. // [Электронный ресурс]. Официальный сайт ШОС. URL: http://rus.sectsco.org/structure/ (дата обращения: 01.04. 2018).
Структура Шанхайской организации сотрудничества. // [Электронный ресурс]. Официальный сайт ШОС. URL: http://rus.sectsco.org/structure/ (дата обращения: 01.04. 2018).
Устный телефонный комментарий заместителя начальника управления по содействию международному развитию (Россотрудничество) Ермолова М.О. в рамках предпринятой автором попытки запросить информацию о российских программах СМР.
Центр международного сотрудничества по развитию образования // [Электронный ресурс]. URL: http://www.ciced.ru/o-tsentre/ (дата обращения: 20.02.2018).
Церемония пуска в эксплуатацию Юго-Западных очистных сооружений. // [Электронный ресурс]. Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/23185 (дата обращения: 14.03. 2018).
ActionPlanaccompanying the NDPHS Strategy 2020 // [Электронный ресурс]. Officialwebsite of NDPHS. URL:http://www.ndphs.org/internalfiles/File/About_NDPHS/Action_Plan_accompanying_the_NDPHS_Strategy_2020.pdf (дата обращения: 14.03. 2018).
Conclusions of the informalmeeting of The BSEC workinggroupon health care and pharmaceutics in 2016 // [Электронный ресурс]. Officialwebsite of BSEC. URL: http://www.bsec-organization.org/aoc/healthcarepharma/Reports/00%20Draft%20Report%20WGHP%2024%20November%202016.pdf (дата обращения: 31.03.2018).
Council of the BalticSeaStates. // [Электронный ресурс]. Officialwebsite of CBSS. URL: http://www.cbss.org/council/ (дата обращения: 17.03. 2018).
NorthernDimensionPartnership in Public Health and SocialWell-being // [Электронный ресурс]. Officialwebsite of NDPHS. URL: http://www.ndphs.org/?about_ndphs (дата обращения: 14.03. 2018).
Progress Report for 2008 of NorthernDimensionPartnership in Public Health and SocialWell-being // [Электронный ресурс]. Officialwebsite of NDPHS. URL: http://www.ndphs.org/internalfiles/File/About_NDPHS/Progress%20Reports/NDPHS_progress_report_2008.pdf (дата обращения: 14.03. 2018).
Progress Report for 2008 of NorthernDimensionPartnership in Public Health and SocialWell-being // [Электронный ресурс]. Officialwebsite of NDPHS. URL: http://www.ndphs.org/internalfiles/File/About_NDPHS/Progress%20Reports/NDPHS_progress_report_2008.pdf (дата обращения: 14.03. 2018).
PSF FundedProjects 2013-2015 // [Электронный ресурс]. Officialwebsite of CBSS. URL: http://www.cbss.org/wp-content/uploads/2012/11/PSF-FUNDED-PROJECTS-OVERVIEW-2013-2015-2016.pdf (дата обращения: 17.03. 2018).
Regionalreviewonlegalframeworkfor a greeneconomywithin The BSEC memberStates. // [Электронный ресурс]. Officialwebsite of BSEC. URL: http://www.bsec-organization.org/aoc/environprotect/Pages/130129%20MEMO%20014%20-%20Attachment%201%20reduced%20size%20for%20website.pdf (дата обращения: 31.03.2018).
Report of the 15th European Conference onPublic Health // [Электронный ресурс]. Officialwebsite of NDPHS. URL: http://www.ndphs.org///documents/477/SIHLWA_4-3-Info_3__EUPHA_Oct_2007_Conference_&_NDPHS_WS.pdf (дата обращения: 14.03. 2018).
Report of the meeting of the BSEC workinggrouponInstitutionalRenewal and Goodgovernance in 2017. // [Электронный ресурс]. Officialwebsite of BSEC. URL: http://www.bsec-organization.org/aoc/Institutionalrenewal/Reports/Report%20Sofia2017.pdf (дата обращения: 31.03.2018).
Safe&secureregion. // [Электронный ресурс]. Officialwebsite of CBSS. URL: http://www.cbss.org/safe-secure-region/ (дата обращения: 17.03. 2018).
Soft security and migration Conference report. // [Электронный ресурс]. Council of the BalticSeastates. URL: http://www.cbss.org/wp-content/uploads/2017/12/REPORT.pdf (дата обращения: 01.04. 2018).
WorkPlan of NorthernDimensionPartnership in Public Health and SocialWell-beingfor 2013 // [Электронный ресурс]. Officialwebsite of NDPHS. URL: http://www.ndphs.org/internalfiles/File/About_NDPHS/Work%20Plans/NDPHS_Work_Plan_for_2013.pdf (дата обращения: 14.03. 2018).
Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН по пункту повестки дня «Мир и безопасность в Африке» 15.08.2017 // [Электронный ресурс]. URL: [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=9-U9V_AS2HY (дата обращения: 21.08 2017).
Выступление Министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова на конференции «Безопасность и стабильность в регионе ШОС» 03.06.2015 // [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=tUXYKNegsz0 (дата обращения: 19.07. 2017).
Литература:
Асташин В.В. Новые подходы к безопасности в международных исследованиях. // Материалы V Конвента РАМИ. Мировая политика: взгляд из будущего. Том 19. М. 2009 . [Электронный ресурс]. URL: http://www.old.mgimo.ru/files2/p2/176102/5e1020c692901d1a46ef2cb1920fd82b.pdf (дата обращения: 27.11.2016).
Бартенев В. Связка «безопасность-развитие» в современных западных исследованиях от деконструкции к контекстуализации. // Международные процессы. 2015. Т. 13, вып. 3. С. 78-97.
Бартенев В.И. Формирование глобальной повестки дня в сфере устойчивого развития после 2015 года // Вестник международных организаций. Т. 10. №3. 2015. С. 7 – 32.
Бартенев В.И. Cекьюритизация сферы содействия международному развитию: анализ политического дискурса // Вестник международных организаций. 2011. № 3. С. 37–50
Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России Под ред. Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова. // [Электронный ресурс]: URL: http://www.obraforum.ru/book/chapter1.htm (дата обращения: 05.07. 2017)
Белецкая М.Ю. Российское содействие международному развитию: оценки и перспективы // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2015. C. 138-156
Бусыгина И.М., Филиппов М.Г. «Северное измерение: стратегии участников» // Балтийский регион. 2009. №1. - С. 55-63.
Глазунова Е. Н. Связка безопасность – развитие: рождение концепта и его эволюция в годы холодной войны // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. –2016. – № 1. – С. 8 – 38.
Горный М. Мягкая безопасность – балтийское измерение // [Электронный ресурс]: Публичная политика - 2004. Сб. ст. / под ред. А.Ю. Сунгурова. СПБ., 2004. URL: http://www.strategy-spb.ru/index.php?do=biblio&doc=442 (дата обращения: 10.07.2017).
Дегтерев Д.А. Российская Федерация как новый международный донор: дилеммы идентичности // Вестник международных организаций. 2013. № 2. С. 69–85.
Демьяненко Ю.А. Роль России в Северном измерении: социально-экономический и политический аспекты // Вестник БИСТ. 2012. - №2. - С. 30-36.
Зайцев Ю.К. Проблемы эффективности содействия международному развитию: теоретические и практические аспекты // Вестник международных организаций. 2011. № 3. С. 105–118.
Лебедева М.М. «Мягкая сила» в отношении Центральной Азии: участники и их действия // Вестник МГИМО-Университета. – 2014. - №2. – С. 48
Левкин Е.В. Возможности повышения потенциала российских институтов содействия международному развитию на основе трехстороннего сотрудничества // Вестник международных организаций. 2012. № 2. С. 86–100.
Макарычев А.С. Безопасность как феномен публичной политики: общие закономерности и проекции на балтийский регион. 2003 [Электронный ресурс]. URL: http://net-conf.org/articles_text_2.htm (дата обращения: 19.07. 2017).
Максимова А.В. Смена приоритетов в стратегиях ведущих доноров международной помощи в 2014 – 2016 гг.: Цели устойчивого развития и фактор безопасности // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». 2016. Т. 16 № 3. С. 521 – 537.
Максимова А.В. Что ценим, то и оцениваем: оценка результативности содействия международному развитию // Вестник международных организаций. 2015. № 1. С. 56–79
Маркушина Н. Ю. Северная безопасность и концепция "Нового Севера" // Обозреватель-Observer. - 2011. - N 4. - С. 92-100.
Маркушина Н.Ю. Вопросы мягкой безопасности в контексте «Северного измерения» // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2011. - №2. - С. 107-116.
Михайлова Ю.В., Короткова А.В., Лисицына М.М. Сравнительный анализ проблем и приоритетов развития здравоохранения субъектов Cеверо-западного федерального округа России и основных направлений стратегии партнерства «Северное измерение» в области общественного здравоохранения и социального благополучия // [Электронный ресурс]. Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения». – 2013. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/493/27/lang,ru/ http://www.cbss.org/council/ (дата обращения: 14.03. 2018).
Нил К., Маркова С.В. Аналитический обзор по информационно-коммуникационной стратегии для российской программы содействия международному развитию: анализ опыта стран-доноров // Вестник международных организаций. 2011. № 2. С. 65–94
Попова О.П. Содействие международному развитию и его роль в разрешении социально-экономических проблем современности // Сборник научных трудов участников Международной конференции «XXIV Кондратьевские чтения «Социально-экономические проблемы современности: поиски междисциплинарных решений». 2017. С. 285–289.
Радиков И.В. Ресурсы и потенциал российского влияния на систему международной безопасности // Вестник СПбГУ серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. – 2013. – выпуск 3. – С. 71
Рахмангулов М.Р. Становление системы содействия международному развитию в России // Вестник международных организаций. 2010. № 2. С. 196–215.
Рыхтик М.И. Эволюция понятия «безопасность»: от «жестких угроз» до «мягких вызовов» // Современные проблемы мировой политики: Безопасность, конфликты и их анализ / Под ред. М.М. Лебедевой; Ин-т «Открытое общество». М.: Аспект Пресс, 2002.
Сергунин А.А. Международная безопасность: новые подходы и концепты // Полис: Политические исследования. 2005. №6. С.128
Соловьев Э. Г. «Человеческая безопасность» и «мягкая сила» во внешней политике РФ // Вестник Московского ун-та. Серия: Политические науки. 2010. № 4. С. 72
Цыганков А. П., Цыганков П. А.. Социология международных отношений: Анализ российских и западных теорий: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс. — 238 с.. 2006
Цыганков П. А. Теория международных отношений. — М.: Гардарики, 2002, стр. 159
Юдин Н. В. Связка безопасность – развитие: проблемы теоретического осмысления // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. – 2016. – Т. 8, № 1. – С. 39 –71.
Bjørn M. European Security: The Roles of RegionalOrganisations. // AshgatePublishing. 2012. C. 1 [Электронный ресурс] URL: https://goo.gl/eMWmrn (дата обращения: 05.07. 2017).
Dordevic S. Understandingtransnationalorganizedcrimeas a Security threat and Security Theories.// WesternBalkans Security Observer. 2009. № 13. // [Электронный ресурс]. URL: http://www.ccmr-bg.org/upload/document/1001251301_western_balkans_sec.pdf (дата обращения: 19.04.2016)
Fatic A. Conventional and unconventional – ‘hard’ and ‘soft’ security: the distinction //
[Электронный ресурс]. URL:
www.boeckler.de/.../South-East_Europe_Review-2002-03-p93.pdf (дата обращения:
19.04. 2016)
Galtung J. Violence, Peace, and PeaceResearch. //Journal of PeaceResearch, Vol. 6, No. 3 (1969), pp. 167–191
H. Bul, The AnarchicalSociety: A Study of Order in WorldPolitics, С 19
Kavaliūnaitė S. Comparativeanalysis of concepts “soft security” and “soft power” in EU legislation //MykolasRomerisUniversity. 2002 – 2013. [Электронный ресурс]. URL:https://repository.mruni.eu/handle/007/12172?show=full (дата обращения: 19.07. 2017)
Lindley-French J. The Revolution in Security Affairs: Hard and Soft Security Dynamics in the 21st Century. // European Security, vol. 13, 2004.
Makarychev A. Hard, Soft, or Human? Security Discourses in The EU, NATO and Russia //
[Электронный ресурс]. URL: https://goo.gl/RDxXao (дата обращения: 14.07. 2017).
Misiroli A. New security challenges and EU responses. // [Электронный ресурс]. URL: wiscnetwork.org/ljubljana2008/getpaper.php (дата обращения: 10.05.2016)
Monaghan A. Russian Perspectives of Russia-EU Security Relations // Russian Studies and ResearchCenter, Russian Series, № 5/38. 2005. // [Электронный ресурс]. URL: http://studies.agentura.ru/centres/csrc/perspectives.pdf (дата обращения: 10.07.2017).
NyeJoseph S. Putin’sRules of Attraction // ProjectSyndicate. 1995 – 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://goo.gl/mf9gs1 (дата обращения 05.03. 2016).
Opitz A.,Troy J. Enlargement and Soft Security: the EU in the WesternBalkans // [Электронный ресурс]. URL: wiscnetwork.org/ljubljana2008/getpaper.php (дата обращения: 10.05.2016)
Raffa M. Soft Security: Definition and ConceptualProblems. // [Электронный ресурс]. URL: http://foreignpolicy.it/adon.pl?act=doc&doc=4782 (дата обращения: 19.04. 2016)1.
RosenauJames N. Turbulence in WorldPolitics. A Theory of Change and Continuity. PrincetonUniversityPress, 1990. Pp. 480.
Selim М. Arabperceptions of Hard and Soft Security Threats // [Электронный ресурс]. URL: (www.afes-press-books.de/pdf/Istanbul/Selim_abs.pdfp (дата обращения: 10.05.2016)
Vreÿ F. Revisiting the soft security debate: FromEuropeanprogresstoAfricanchallenges. // [Электронный ресурс]. URL: http://www0.sun.ac.za/sdorm/index2.php?option=com_docman&task=doc_view&gid=73&Itemid=26 (дата обращения: 19.04.2016)
Weiss T. Novébezpečnostníhrozby a aktivityEvropskéunie v oblasti soft a hard security //
[Электронный ресурс]. URL: http://www.europeum.org/doc/arch_eur/tweiss_soft_a_hard_security.pdf (дата обращения: 10.05.2016)
Yorulmaz M. Russia’s Soft Security Policy 2000-2012 // Портал Университета Штефане Чел Маре [Электронный ресурс]. URL: http://atlas.usv.ro/www/codru_net/CC18/2/yorulmaz.pdf (дата обращения: 12.07.2017).
Ziyal U. Re-Conceptualization Of Soft Security And Turkey’sCivilianContributionsToInternational Security // [Электронный ресурс]. URL: http://www.turkishpolicy.com/images/stories/2004-02-globalsecurity/TPQ2004-2-ziyal.pdf (дата обращения: 19.04. 2016)