ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРАКТИКА ПРЕДСКАЗАНИЙ В СТАРОВАВИЛОНСКИЙ ПЕРИОД 6
ПРЕДСКАЗАНИЕ В МЕСОПОТАМИИ И ИСТОРИЯ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 6
ПРОФЕССИЯ ПРЕДСКАЗАТЕЛЯ 7
КТО ЗАКАЗЫВАЛ ПРЕДСКАЗАНИЯ 9
С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ СОВЕРШАЛИСЬ ПРЕДСКАЗАНИЯ 9
ПРОЦЕДУРА ПОЛУЧЕНИЯ ПРЕДСКАЗАНИЙ 10
ГЛАВА II. ТЕРМИНtêrtumВ ПИСЬМАХ ИЗ МАРИ 12
ARMT 26/1 №122 12
ARMT 26/1 №177 15
ARMT 26/1 №184 17
ARMT 26/1 №185 18
ГЛАВА III. ТЕРМИН têrtumВ ОТЧЕТАХ ОБ ОБСЛЕДОВАНИИ ВНУТРЕННОСТЕЙ ЖИВОТНЫХ 23
ТЕРМИНОЛОГИЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ПРИ ОПИСАНИИ ВСКРЫТИЯ ЖЕРТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ 23
ОТЧЕТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ВНУТРЕННОСТЕЙ КАК ЭТАП СОВЕРШЕНИЯ ПРЕДСКАЗАНИЙ 25
ТРАНСЛИТЕРАЦИЯ И ПЕРЕВОД ОТЧЕТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ ВНУТРЕННОСТЕЙ 27
CT 4 34b (BM 78680 = Bu 88-5-12, 591) 27
VAT 6678 (Ungnad, Babyloniaca 3, pl. 9, 141-144) 29
OmenReport №38 (NABU 2007 №3) 32
BM 85214 [Koch-Westenholz 2002 138-139] 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Списокиспользованнойлитературы 40
Списоксокращений 40
Список интернет-источников 41
Приложение 1. 42
Приложение 2. 43
Приложение 3. 44
Приложение 4. 45
В литературе Месопотамии различных жанров содержатся разного рода сведения о практике предсказаний в Месопотамии: в молитвах, читавшихся перед обследованием внутренностей жертвенных животных, в отчетах конкретных обследований, в сборниках предзнаменований-omina (omencompendia), царских письмах, содержащих упоминания о совершенных предсказаниях или запрос на их совершение. Работа представляет собой исследование практики предсказаний в Южной Месопотамии и на севере региона, а именно в Мари в старовавилонский период (1-я пол. 2-го тыс. до н.э.), основанное на материале-царских писем и отчетов обследований внутренностей жертвенных животных (англ. extis-picyreport). Сама по себе тема предсказательной практики в Месопотамии очень обширна.
При выборе писем для рассмотрения в работе в качестве ориентира послужил аккадский термин têrtum, наиболее часто использовавшийся в описании гадательной практики. Использование термина têrtumв контексте гадательной деятельности начинается именно со старовавилонского периода [Maul2005 73]. Первоначальное значение этого термина, образованного от глагола (w)âru(m)(«отправлять сообщение, распоряжаться» [CADA2 318]) – «сообщение, донесение» [CADT 357]. Однако в контексте гадательной деятельно-сти,у этого термина может быть три значения:
1) обследование печени гадательного животного и полученные в результате этого данные, то есть «предсказание» как таковое [CADT 364].
2) сам процесс обследования внутренностей гадательного животного, по которым производится предсказание, чаще всего именно печени [CADT 366].
3)внутренние органы, по которым было или должно быть произведено предсказание [CADT 366], чаще всего в контексте отправки в том или ином виде заказчику после совершения предсказания.
Ввиду многозначности этого термина целью работы было не только изучение широко распространенной в Месопотамии старовавилонского периода практики предсказаний, но и попытка проследить значение термина têrtum в двух группах анализируемых письменных источников.
Анализируемые письма происходят из архива царского дворца в Мари (соврем. Телль Харири, Сирия). Раскопки в этом регионе были начаты в 1933 году экспедицией Лувра во главе с Андре Парро. В развалинах дворца правителя Мари Зимрилима был обнаружен царский архив из многочисленных глиняных табличек. Рассматриваемые мной тексты взяты из серии Archives Royalesde Mari (ARMT 26/1), опубликованной Ж.Дюраном. Серия изданий Archives Royalesde Mariзанимается публикацией документов царского архива, среди которых письма, административные документы, юридические и литературные тексты. Документы тома ARMT 26/1 относятся к эпистолярному жанру: это переписка между царями Мари и предсказателями. Поскольку многие письма архива сохранились лишь частично, Ж.Дюран предлагает свои восстановления клинописных знаков, сделанные на основе сравнения текстов с большим количеством других писем архива из Мари, связанных с ритуалом прорицания [ARMT 26/1 vii]. В работе анализируются письма № 122, 177, 184, 185.
Что касается отчетов обследования внутренностей жертвенных животных, то в работе подробно проанализировано четыре подобных документа: CT 4 34b (Сиппар, датировочная формула отсутствует), VAT 6678 (Вавилон, прим. 1638 г. до н.э.) и BM 85214 (происхождение неизвестно, датировочная формула отсутствует) были опубликованы У.Кох-Вестенхольц[Koch-Westenholz2002]. Сводный список из 15 документов изначально был составлен А.Гётце [Goetze 1957 89]. У.Кох-Вестенхольц расширила его новыми опубликованными и двумя ранее не публиковавшимися текстами (BM 85217, BM 85214), получив список из 37 документов. Еще один отчет об обследовании, анализируемый в работе, был издан С.Ричардсоном [Richardson] и озаглавлен как Omen Report №38 (Вавилон, прим. 1635 г. до н.э.). В отличие от писем при выборе отчетов я руководствовалась не лексикой (специфической терминологией), которая в них встречается, а степенью сохранности табличек. Мной была использована транслитерация У.Кох-Вестенхольц и С.Ричардсона, по которой я делала перевод, сравнивая его впоследствии с переводом, сделанным самими издателями документов и корректируя его там, где это показалось необходимо; все коррекции отмечены в комментариях к документам.
При написании каждого из разделов работы я опиралась на исследования ученых, изучавших тот или иной аспект гадательной практики. Глава I представляет собой теоретическую часть и посвящена практике предсказаний в целом, которая просуществовала в Месопотамии на протяжении 2-1 тыс. до н.э. Основу этого раздела составляет работа Ж.Дюрана[Durand 1988], а именно введение и первый раздел издания ARMT 26/1, где подробно рассматривается деятельность предсказателей, их роль в политической жизни государства, их обязанности, методы получения предсказаний, известные резиденции предсказателей, а также известные личности, занимавшие должность предсказателя в Мари. Использовался также раздел с описанием искусства предсказателей книги профессора Чикагского университета Л.Оппенхейма [Oppenheim1977], которая содержит краткий очерк политической истории Вавилонии и Ассирии, а также материальной и духовной культуры древней Месопотамии. В разделе, посвященном предсказательной деятельности, подробно описывается искусство гадательной деятельности, от вопросов её происхождения, истории развития и способов гадания до особенностей для разных регионов Месопотамии. В написании главы помогли также статья С.Маула [Maul 2007] с рассуждениями о мировоззрении жителей Древней Месопотамии и информацией как о предсказаниях в целом, так и о разных способах гаданий. В статье Н.Вельдхейса [Veldhuis 2006], которая также использовалась при написании главы, автор рассуждает о целях совершения предсказаний в старовавилонский период и их значимости для жителей Месопотамии.
Во второй главе представлен анализ царских писем из Мари, где наибольшую ценность представляет книга Ж.Дюрана ARMT 26/1, откуда взяты документы. Кроме того, поскольку перевод этих писем был позднее опубликован В.Хаймпелем[Heimpel 2003], где кроме них приведены разные переводы царских писем из Мари, а также исторический материал о регионе Мари, обнаружении царского архива и его изучении, этот материал также был очень полезен при комментарии писем. При анализе документов были также использованы контексты из документов, опубликованных в книге И.Старра[Starr 1983], посвященной ритуалам предсказателей в которой он подробно разбирает разные отчеты обследований и предсказаний-ominaразных периодов истории Месопотамии, комментируя различные сочетания отметин на внутренних органах и их влияние на качество предсказаний, а также приводит теоретический материал об искусстве предсказателей. В качестве сопоставительного материала были также привлекались контексты из документов, аналогичных письмам и отчетам об обследовании внутренностей, приведенные в разных томах Чикагского словаря (CAD), а также из издания YOS 10, где А.Гётце опубликовал группу старовавилонских документов, преимущественнопредсказаний-omina, а также несколько отчетов обследований и моделей печени из Вавилонской коллекции Йельского университета.
В третьей главе речь идет о реальной практике предсказаний и том, что в действительности представляло собой обследование внутренностей и как именно оно осуществлялось. Как уже было сказано, документы были взяты из публикаций У.Кох-Вестенхольц и С.Ричардсона. Для составления комментария к документам привлекались работы И.Старра[Starr 1990], а именно теоретическая часть, где приведено подробное описание большинства терминов, связанных с описанием внутренностей, и теоретическая часть другой его книги [Starr 1983].
В результате проведенной работы мне удалось составить представление как о гадательной деятельности в Месопотамии старовавилонского периода в целом, так и об отдельных ее аспектах (Приложение 4). Совокупный анализ царских писем из Мари и отчетов обследований, дошедших из различных городов Южной Месопотамии (прежде всего, Вавилон, Сиппар), позволяет в известной степени воссоздать реальную практику предсказаний, бытовавшую в 1-й половине 2-го тыс. до н.э.
Заказчиком предсказаний обычно выступал царь, высокопоставленное лицо или очень обеспеченный человек, поскольку процедура экстипиции (англ. extispicy, обследование внутренних органов жертвенных животных) была довольно дорогим мероприятием (см. раздел «Кто заказывал предсказания»). Предсказатели зачастую общались с заказчиком предсказания не напрямую, а через посредника(см. анализ писем№177, 185). Следовательно, заказ на предсказания оракулы могли получать не от самого царя, а через третье лицо, хотя не очень понятно, существовали ли для этого специальные корреспонденты(посыльные) или эти функции выполняли некие доверенные лица(высокопоставленные люди), как, например, в письме № 185, где корреспондентом является сама жена царя Мари Зимрилима (Шибту), через которую он в ответном письме передает запрос на новое предсказание(Глава II. Термин têrtum в письмах из Мари).
В письмах могли упоминаться как запросы, по которым совершались предсказания, так и просьба оракула, обращенная к заказчику прорицания, прислать запрос на новое предсказание, если оно необходимо(см. анализ письма №122). При этом ясно, что четкая формулировка запроса являлась важным этапом совершения предсказания, как бы гарантирующим недвусмысленность трактовки божественного ответа. В противном случае требовалось совершение новых предсказаний для того, чтобы ответ можно было трактовать максимально четко. Из текста не всегда понятно, что имеется в виду: повторная процедура по тому же запросу или по-новому сформулированный запрос (см. анализ письма №122).
Что касается тематики предсказаний, то она могла быть совершенно разной. Так, согласно проанализированным в работе документам, предсказания могли касаться:1) безопасной перевозки девушек-музыкантов (№ 122);2) благополучия войска в предстоящей битве (№ 177);3) состояния местностей, подконтрольных столице (№ 184);4) благополучному возвращению царя в столицу из путешествия (похода(?),№ 185) и верности его союзников (№ 185, 185-bis). В отчетах обследований о теме предсказания могло быть сказано вскользь или не сказано совсем. Встречаются упоминания предсказаний по поводу гнева бога (CT 4 34b), благополучия женщины Белтани (VAT 6678), благополучия неизвестной персоны, поскольку конец строки разбит (BM 85214). Могло быть упомянуто, что предсказание совершено по запросу, однако не уточняется, по какому именно (OmenReport № 38).
В некоторых случаях для совершения предсказания требовались определенные предметы, вероятно, связывающие предсказателя с атмосферой той местности, относительно которой совершалось предсказание (см. анализ письма №184).
Благодаря отчетам обследований мы примерно можем установить, как совершался сам процесс обследования органов. Обследование начинается с печени, обычно стак наз. «взгляда»(naplāsum / naplaštum; см. «Терминология обозначения внутренних органов при описании вскрытия жертвенных животных»).Затем перечисляются другие ее отметины. Далее обследуется желчный пузырь, на котором также могут появляться отметины. Потом осматриваются легкие, желудок, сердце и в самом конце перечисляется количество витков толстой кишки. Конечно, не все обследования были такими подробными. В конце отчета мог быть зафиксирован вывод относительно благоприятности предсказания, а также добавлена датировка (датировочная формула). Так, в двух проанализированных в работе отчетах обследований внутренностей жертвенных животных содержится датировка временем правления вавилонского царя Аммицадуки (1647-1626 гг. до н.э.):10-й год правления(VAT 6678); 12-й год правления (OmenReport№ 38).
Показательно, что большинство дошедших текстов, включающие письма и отчеты, содержат благоприятные предсказания. Однако даже в этом случае некоторые из них, по-видимому, требовали дополнительной проверки. Так, в документах VAT 6678 и OmenRe-port № 38 предсказание в целом благоприятно, но «есть неблагоприятные черты» (акк.aḫītam piqittam īšu),что ученые интерпретируют как указание на необходимость дополнительной проверки [Starr 1983; Koch-Westenholz 2002], или то, что она уже была совершена [Goetze1957].Уникальным из проанализированных остается текст ARMT№ 122, где результат предсказания по поводу путешествия неблагоприятен. Автор (один из пред-сказателей) предлагает царю провести новые предсказания с целью получить в конце концов положительный вердикт и тем самым обезопасить путешествие / поход.
Что касается лексики, характерной для проанализированных источников, прежде всего термина têrtum, то сравнение двух групп текстов (царские письма из Мари и отчеты обследований внутренних органов жертвенных животных) показывает, что в абсолютном большинстве случаев термин têrtum используется в значении «предсказание» в контексте переписки оракулов с царями (ARMT 26/1 № 122, 177, 184, 185); изредка –в отчетах об-следований в конце документа, если сообщается о качестве предзнаменования: благоприятное или неблагоприятное (CT 4 34b). Тем не менее чаще в отчетах обследований термин têrtum,если и присутствует, то подразумевает процесс обследования внутренностей жертвенных животных (VAT 6678);при этом он может быть пропущен и, возможно, лишь подразумеваться (OmenReport № 38). В письмах также довольно часто можно встретить упоминание отправки têrtum царю, что скорее всего могло означать либо пересылку самих внутренних органов, либо, что более вероятно, отправку соответствующей глиняной модели, которая посылалась царю в качестве подтверждение правильности данного предсказания (ARMT 26/1 № 122, 177). В одном из писем (№ 184)этот термин упоминается в контексте совершения предсказаний над комьями земли с разных территорий. Скорее всего это предсказание традиционно совершалось на внутренностях животного, а земля символизировала те места, по поводу которых совершался запрос.
Проанализированные источники наглядно демонстрируют, что предсказания действительно были неотъемлемой частью повседневной жизни населения Южной Месопотамии. Предсказания по внутренностям животных(взрослая овца, ягненок, козленок), очевидно, было наиболее дорогим в сфере гадательных практик, но, разумеется, существовали и другие, более дешевые и доступные для менее зажиточных слоев населения: по тушкам птиц, по поведению птиц, по маслу (капали в воду), по направлению дыма при воскурении.
Для понимания темы предсказаний было бы также интересно исследовать тексты других жанров, связанных с гадательной практикой, таких как молитвы перед жертвоприношениями, списки запросов для предсказаний, а также сборники предзнаменований-omina.
Black J., Green A. Gods, Demons and Symbols of Ancient Mesopotamia. London, 2004.
Borger R. Mesopotamisches Zeichenlexicon. Münster, 2004.
Durand J. Archives épistolaires de Mari I. ARM 26/1. Paris, 1988.
George A. Babylonian Divinatory Texts Chiefly in the Schøyen Collection. CUSAS 18.Bethesda, 2013.
Goetze A.Reports on Acts of Extispicy from Old Babylonian and Kassite Times. JCS vol.11, no.4. Chicago: The University of Chicago Press, 1957. P. 89-105.
Goetze A. Old Babylonian Omen Texts. YOS 10. New Haven, 1947.
Heimpel W. Letters to the King of Mari. Winona Lake, Indiana: Eisenbrauns, 2003.
Huehnergard J. A Grammar of Akkadian. 3rd ed.Winona Lake, Indiana: Eisenbrauns, 2011.
Koch-Westenholz U. Old Babylonian Extispicy Reports// Wunsch C. (ed.). “Mining the Arc-hives”: Festschrift for Ch.Walker on the Occasion of his 60th Birthday.Babylonishe Archive 1. Dresden, 2002. P. 131-145.
Maul S. Omina und Orakel A. Mesopotamien.RlA 10.Berlin/New York, 2005 P. 45-88.
Maul S. Divination Culture and the Handling of the Future //Leick G. (ed.). The Babylonian World.New York/London, 2007.P. 361-372.
Nils P. The Calculation of the Stipulated Term in Extispicy // Annus A. (ed.). Divination and Interpretation of Signs in the Ancient World. Chicago: The University of Chicago, 2010.P. 163-176.
Oppenheim A. Ancient Mesopotamia. Portrait of a Dead Civilization. Chicago/London: The University of Chicago Press, 1977.
Richardson S. Omen Report №38. NABU2007, no.47.
Starr I. The Rituals of the Diviner (Bibliotheca Mesopotamica 12). Malibu: Undena Publica-tions, 1983.
Starr I. Queries to the Sungod: Divination and Politics in Sargonid Assyria. Helsinki: Helsinki University Press, 2009.
Veldhuis N. Divination: Theory and Use // Guinan A.,Ellis M., Ferrara A., Freedman S., Rutz M., Sassmannshausen L., Tinney S., Waters M.(eds.).If a Man Builds a Joyful House: Assyrio-logical Studies in Honor of Erle Verdun Leichty. Leiden/Boston: Brill, 2006. P. 487-498.