Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности регулирования внешней политики на наднациональном уровне на примере Общей внешней политики и политики безопасности Европейского союза

Работа №135301

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы52
Год сдачи2019
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические рамки изучения ОВПБ 11
1.1 Основные подходы к изучению ОВПБ 11
1.2 Неофункционализм 15
Глава 2. Институциональная форма ОВПБ 22
2.1 Регулируя специфичное: особенности внешней политики на наднациональном уровне 22
2.2 Институционализация ОВПБ 27
Глава 3. Практическое выражение особенностей институционализации ОВПБ 32
3.1 Наднациональные институты в ОВПБ 32
3.2 Принятие решений в ОВПБ 37
Заключение 40
Список литературы и источников 43


Влияние Европейского союза (ЕС) распространяется далеко за его территориальные границы. У Союза есть весомая позиция по многим актуальным вопросам международной повестки—от кризиса в Венесуэле до арабо-израильского конфликта —и подкреплённые серьёзными дипломатическими, экономическими и военными возможностями экстрарегиональные амбиции. Последние вместе с усилиями по поддержанию мира и безопасности в самой Европе находят выражение в его Общей внешней политике и политике безопасности (ОВПБ). Это направление европейской внешней политики—понятия более широкого и многозначного—уникально по своей природе и представляет значительный исследовательский интерес.
Область ОВПБ считается во многом межгосударственной. Описательные эмпирические исследования обычно указывают на особое место ОВПБ в договорах, главенствующую роль Совета ЕС в принятии решений и отсутствие контроля со стороны Суда ЕС. Более глубокое представление об ОВПБ требует использования теории и даёт этим фактам интерпретацию и объяснение. На наднациональном уровне имеют место специфичные процессы, объединяющие решения, ожидания и убеждения несравнимо большого количества акторов. Важную роль в ведении политики играют европейские институты, влияние которых шире и глубже, чем можно было бы заключить из прочтения учредительных договоров. Здесь действуют свои правила, понять которые можно только в контексте развития политики. ОВПБ – это сложное явление, требующее упрощения нашего знания о нём с тем, чтобы определить его характерные черты.
Контекст интеграции играет важную роль в данном исследовании и определяет его теоретические рамки. С одной стороны, ОВПБ является направлением европейского проекта интеграции, а не изолированным явлением. С другой стороны, ОВПБ отличается от других направлений настолько, что толкает исследователей на поиск разнообразных подходов, далёких от классической теории интеграции и устоявшихся в исследовании ЕС традиций. Например, заслуживающее внимание представление об ОВПБ предлагают сторонники реализма . Политика представляет проблему suigeneris—то есть уникальности—как для теории интеграции, так и для международных отношений. Однако, в рамках первой это выражено меньше, учитываяпрямоеотношениеполитикикобщемуевропейскомупроектуиочевидноезначениеэтого для идентичности акторов.
Данная работа обращается к классике исследований ЕС – неофункционализму. Эта теория выглядит подходящим гидом по сложным меняющимся институциональным ландшафтам внешней политики ЕС. Главными пунктами данного исследования являются институциональное развитие политики и ограничения, накладываемые на акторностьв ОВПБ. Политика концептуализирована как динамично развивающееся сообщество, членов которого объединяют общие ценности и убеждения, где в определённых институциональных условиях принимаются решения по линии внешней политики и политики безопасности ЕС. Объектом исследования является ОВПБ, а предметом – институциональная форма ОВПБ.
Исследование ОВПБ требует последовательных ответов на онтологические вопросы о политике и рассмотрения процесса её развития. Согласно И. Маннерсу, для формирования международной роли ЕС важнее всего не то, что он делает или что он говорит, а чем он является . Можно представить ЕС как цельного актора в глобальном мире и сконцентрироваться на его влиянии на мировую политику – таким образом можно определить каким ЕС является актором обратным путём, то есть исходя из результатов его внешней политики. Данная же работа исследует уникальную институциональную природу ОВПБ в её внутренней динамике. За внешней политикой ЕС стоит особая логика, выражающая его историю как интеграционного проекта, общие для его членов принципы и ценности и сложная институциональная структура. «Суть дела в том, что внешняя политика ЕС реализуется как особый метод управления, принятый и разработанный внутри ЕС, который как бы опрокидывается вовне – в международную среду».
Есть положения Договора о ЕС, согласно которым функционирует ОВПБ. Но это не значит, что если в любой момент времени сделать срез политики в повседневном измерении – принимаемых решений и текущей повестки, то положения договоров объяснят происходящее, как если бы представители национальных государств в момент пересмотра договора собрались и утвердили большой план, по которому будет работать ОВПБ. Как отмечали Л. Хуге и Г. Маркс, национальные представители обычно мыслят прагматично – им важнее достигнуть общих формулировок, даже если они довольно расплывчаты, чтобы продемонстрировать достигнутый на переговорах успех . Из-за нечётко прописанных полномочий между институтами могут возникать конфликты, в разрешении которых обычно участвует Суд ЕС , юрисдикция которого почти не распространяется на область ОВПБ. Спорные, технические, операционные вопросы решаются уже по мере реальной работы в рамках политики, и большую роль здесь играют другие институты. Политики не проектируют одномоментно какие-то изменения, а скорее последние происходят постепенно и под влиянием разных факторов.
Главная мысль данного исследования: ОВПБ регулируют институты. Правовые аспекты регулирования ОВПБ представлены, в основном, описательно, так как работа опирается не столько на правовую дисциплину, сколько на международные отношения и особенно теорию интеграции. Акцент ставится на динамику развития ОВПБ, что требует объясняющей изменения теории. Например, А. Сари для анализа внешнеполитической компетенции ЕС обращается к институционализму, а П. Дж. Кардвелл использует для изучения ОВПБ институциональный конструктивисткий подход. Хотя «институты имеют значение» и в настоящей работе, теоретической основой исследования служит неофункционализм. Одним из опорных предположений теории является постепенное развитие интегративного процесса на основе институциональной динамики—как в политическом, так и в социальном измерении. Считается, что ОВПБ лежит за гранью так называемой интеграции на основе права—то есть с применением обязывающих и обеспеченных правовой санкцией норм . Изначально область вообще полагалась только на политический, а не правовой фундамент. Таким образом, в поле исследовательского интереса данной работы попадают вопросы об институтах и акторах в ОВПБ. Ответы рассматриваются в движении политики и требуют предположений об агентности, о природе и значении институтов. Таким образом можно говорить об особенностях институционализации ОВПБ.
Актуальность данной работы лежит в эмпирической и теоретической плоскостях. С практической точки зрения, работа делает предположения о закономерностях развития ОВПБ. Европейский союз сегодня переживает новый виток внутренних проблем: Брексит, тревожная ситуация вокруг верховенства права в Польше, Венгриии Румынии, рост евроскептических популистских настроений и т.д. При таких серьёзных внутренних вызовах, важно понимать, является ли ОВПБ стабильным интеграционным проектом и в каком направлении движется политика. Также, в то время как присутствие ЕС в глобальном мире обретает всё более конкретные формы, а его влияние находит отражение в делах всё большего числа акторов, его институциональная организация во многом определена Лиссабонским договором – продуктом идей и решений прошлого десятилетия. Следует обратить внимание на то, как соотносятся утверждённые этим договором положения и реальное положение дел. Например, Ж.-К. Юнкер в Белой книге 2017 г. предлагал весьма прогрессивные идеи по поводу внешней политики ЕС (главным образом, создание Европейского оборонного союза в двух из пяти предложенных сценариев), и они не требовали реформ договоров . Многое в развитии ОВПБ остаётся как бы за кадром и требует направляемого теорией исследования.
С теоретической точки зрения, делается попытка утвердить в изучении ОВПБ связанные с мышлением и сознанием переменные , идейные и ценностные факторы. Это помогает понять значение неформальных правил в ОВПБ. Исследование сочетает интерпретирующую и объясняющую работу. Актуален также и неофункционализм в исследованиях рассматриваемой области, примером чему служат концепция «неофункционального мира» применительно к практикам ЕС по поддержанию мира , ставшая ответом авторам этой концепции работа по применению теории к внешним действиям ЕС и использование логики неофункционализма на примере инициативы по наращиванию потенциала в поддержку безопасности и развития. Эти работы указывают на потребность в теоретически обоснованных предположениях о развитии ОВПБ. Настоящее исследование является попыткой внести бóльшую теоретическую целостность в изучение ОВПБ на основе теории неофункционализма.
В выборе литературы исследование обращается к раннему неофункционализму, который значим для исследования акцентом на динамику интеграционного процесса и представлен в работах Э. Б. Хааса и Л.Н. Линдберга, которых вместе с Ф. К. Шмиттером можно считать основными представителями теории. Среди более современных пропонентов теории значимы для настоящего исследования работы таких авторов, как А. СтоунСуит и У. Сандхольц, A. Нимана и Ю. Бергманна. Проблемам suigeneris и теоретизации ОВПБ, обращаясь к теории неофункционализма, также уделено внимание в исследовании внешней политики ЕС. Весомый вклад в теоретизацию ОВПБ внёс также М. Смит. Значительную важность для работы представляет правовоеизмерение ЕС. В этом отношении релевантна работа П. Дж. Кардвелла и др., написанная немного более чем через год после вступления договора в силу. Следует выделить подход к ОВПБ как к системе управления П. Дж. Кардвелла и применение концепции многоуровнего управления к внешней политике ЕС М. Смита. Правовое положение ОВПБ в общеевропейском порядке весьма полно отобразил Р. А. Вессел. Содержательно институциональные и организационные особенности европейской внешней политики приведены в работе Стрежневой и Руденковой. Полезен для работы также концепт нормативной силы, предложенный И. Маннерсом. Источниковую базу настоящего исследования составляют, в основном, учредительные договоры ЕС и вторичное законодательство, которые доступны в Официальном журнале ЕС, а также различные документы и данные, представленные на сайтах европейских институтов. Так, работа обращается к Лиссабонской редакции Договора о ЕС и Договора о функционировании ЕС, консолидированные версии которых представлены в Официальном журнале, Единому европейскому акту, а также к вторичному законодательству в виде решений Совета по линии ОВПБ, межинституциональным соглашениям и необязывающим актам – сообщениям заявлениям , докладам , предложениям , Белой книге Комиссии и Глобальной стратегии ЕС. Среди рассмотренных источников следует также отметить документы, относящиеся к Европейскому политическому сотрудничеству .
Целью исследования является выявление особенностей регулирования ОВПБ. Работа стремится раскрыть не столько содержание политики, сколько её институциональную форму. Первой задачей в этом ключе является адаптация неофункционализма для исследования ОВПБ, принимая во внимание также специфику внешней политики на наднациональном уровне как таковой. Второй задачей является попытка раскрыть институциональную природу политики и определить её характерные черты. Наконец, следует рассмотреть эмпирическое выражение особенностей институционализации ОВПБ на примере европейских институтов и принятия решений в ОВПБ. Композиционно работа разделена на три части: теоретическая, описательная и эмпирическая. Первая часть посвящена существующим подходам к изучению ОВПБ и формированию теоретической и аналитической призмы, через которую во второй части работы предлагается посмотреть на особенности ОВПБ и характерные черты правового развития политики. Третья часть содержит наблюдения о ведении политики, являющиеся эмпирическим продолжением размышлений и описательной работы первых двух частей.
Работа в объяснении интеграции в ОВПБ использует неофункционализм. В той мере, в которой выбор этой теории—дополненной конструктивистскими размышлениями—отвечает поставленной цели, исследование является дедуктивным в том смысле, что теория направляет исследование . Имеют место как описательные, так и аналитические элементы. Особое положения ОВПБ в европейской интеграции раскрыто посредством абдукции, то есть на основе наилучшего объяснения .
Под регулированием понимается создание и развитие определяющих институциональную форму ограничений для ведения внешней политики на наднациональном уровне. Примером такой политики является ОВПБ. Таким образом, речь идёт о правовых положениях, регулирующих ведение ОВПБ, а также об определяющих область социальных детерминантах. Социологическая проблематика является весьма спорной в ключе обсуждения регулирования. Как правило, регулирование подразумевает интенциональность, то есть кто-то имеет намерение создавать и применять правила. Поскольку в данной работе рассматриваются ограничения в широком смысле, то какие-то социальные аспекты здесь уместны если они претендуют на то, чтобы быть правилами поведения акторов. Многие действия существенно ограниченны сложившейся коллективной практикой. Если такие правила укладываются в абстрактное представление об институционализации и объясняют положение дел в ОВПБ, то они требуют внимания.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном исследовании была предпринята попытка изолировать институциональную динамику ОВПБ и выявить особенности регулирования ОВПБ. Среди таких особенностей были выделены преобладание норм «мягкого права», значительная роль выбранного изначально институционального оформления сотрудничества, выраженная в противоречии между организационной близостью к ЕС в отсутствие делегированных его наднациональным институтам полномочий, а также оторванность от действительности инструментов, предусмотренных договором.
Были обозначены основные подходы к изучению политики, в сравнении в которыми существует работа. Теоретической базой исследования послужил неофункционализм в качестве теории, объясняющей интеграцию с течением времени и отводящую значимую роль в этом процессе наднациональным акторам. Область внешней политики ЕС была представлена как прогрессивно развивающееся сообщество, которое регулируется определёнными правилами, как формальными, так и не формальными.
Процесс создания, применения и интерпретации правил, то есть институционализация, в ОВПБ специфичен: по сравнению с другими сферами в ней в значительно меньшей степени участвовал Суд ЕС и различные группы интересов. В основном, правила создавались участниками с целью облегчить работу по существу и с течением времени кодифицировались и становились более обязывающими. Часто это были рабочие практики и обычаи, которые во многом сформировали облик области в правовых рамках ЕС. Область значительно изолирована он функционального давления со стороны экономической интеграции и находится главным образом в ведении политических элит.
ОВПБ находится в переходном периоде, где позади Европейское политическое сотрудничество, «вторая опора ЕС» и включение в общий правовой порядок ЕС, а впереди ожидается усиление роли наднациональных институтов и сближение наднациональных акторов и представителей национальных государств, что проиллюстрировано примером ЕСВД. Существует самостоятельная институциональная динамика, которая вносит свои коррективы в статичные договорённости о функционировании ЕС. Конечно, последнее слово всё же за государствами-членами, но в основном речь для них идёт о том, чтобы согласиться с наиболее разумным вариантом среди предлагаемых сложившейся практикой.
Однозначно можно сказать, что это далеко не межгосударственное в привычном понимании слова явление. ОВПБ от традиционного дипломатического форума отличает хотя бы то, что государства-члены институционализировали свою приверженность в продвижении процесса интеграции, и что они рассчитывают на ведение общей политики, отвечающей внешним вызовам. Эта приверженность наиболее тверда в социальном измерении—акторов объединяют общие ценности, а «именно ценности влияют на интерпретацию событий, на восприятие международных акторов и на тот нарратив, который элиты начинают транслировать» . В этом ключе можно говорить, что ОВПБ – это общее видение, хотя и не единый голос, государств-членов.
В ОВПБ сегодня сложным образом переплетаются весьма прогрессивные предусмотренные договором инструменты, которые часто не находят применения государствами-членами, и не всегда очевидные, складывающиеся в процессе реальной работы решения, существенно переопределяющие институциональный баланс. Примером таких решений являются межинституциональные соглашения. Наднациональные институты играют значительную роль в формировании и реализации ОВПБ, однако в силу особенностей институциональной формы ОВПБ не могут претендовать на существенное делегирование им полномочий. Скорее, дуализм институционализации ОВПБ—единство с организационной структурой ЕС и специфичный характер его правового оформления —потребует новых институциональных решений. Такие идеи обсуждаются сегодня европейскими политиками. Например, немецкое правительство предлагает идею Европейского совета безопасности .
Государства-члены смогли принять весьма прогрессивные положения договора и сблизиться достаточно в своих позициях, чтобы сместить центр принятия решений в сторону ЕС. Но требуется шаг вперёд на основе выученного за время работы ОВПБ в пост-лиссабонских реалиях опыта. Либо следует использовать на практике достижения прошлого десятилетия, как это получилось сделать с Постоянным структурированным сотрудничеством, либо искать новые пути. Возможно требуются новые дебаты по поводу компетенции ЕС в этой области, которые представят более решительные мнения по поводу реформы ОВПБ, а может будущее внешней политики ЕС за дифференцированной интеграцией. В любом случае, внутренние противоречия в Европе и так заметно сказываются на ОВПБ. Сейчас, когда ЕС в принципе всё менее изолирован от массовой политики, а общественное мнение и популистское давление всё больше сказываются на процессе интеграции , нерешительность может означать уже не стагнацию, а дезинтеграцию.



1. 2010/427/EU: Council decision of 26 July 2010 establishing the organisation and functioning of the European External Action Service / OJ L 201, 3.8.2010. EUR-Lex URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32010D0427 (date of access: 04.06.2019).
2. Agreement on extradition between the European Union and the United States of America / EUR-Lex URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ.L_.2003.181.01.0027.01.ENG&toc=OJ:L:2003:181:TOC (date of access: 01.06.2019).
3. Consolidated version of the Treaty on European Union / OJ C 326, 26.10.2012. EUR-Lex URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A12012M%2FTXT (date of access: 26.05.2019).
4. Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union / OJ C 326, 26.10.2012. EUR-Lex URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A12012E%2FTXT (date of access: 29.05.2019).
5. Council Decision (CFSP) 2015/1333 of 31 July 2015 concerning restrictive measures in view of the situation in Libya, and repealing Decision 2011/137/CFSP / OJ L 206, 1.8.2015, p. 34–60. EUR-Lex URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32015D1333 (date of access: 31.05.2019).
6. Council Decision 2009/820/CFSP of 23 October 2009 on the conclusion on behalf of the European Union of the Agreement on extradition between the European Union and the United States of America and the Agreement on mutual legal assistance between the European Union and the United States of America / EUR-Lex: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32009D0820 (date of access: 01.06.2019).
7. Council Implementing Decision (CFSP) 2018/1086 of 30 July 2018 implementing Decision (CFSP) 2015/1333 concerning restrictive measures in view of the situation in Libya / ST/10919/2018/INIT. OJ L 194, 31.7.2018, p. 150–151. EUR-Lex URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1536914627115&uri=CELEX:32018D1086 (date of access: 31.05.2019).
8. Davignon Report (Luxembourg, 27 October 1970) / CVCE URL: https://www.cvce.eu/content/publication/1999/4/22/4176efc3-c734-41e5-bb90-d34c4d17bbb5/publishable_en.pdf (date of access: 03.06.2019).
9. Interinstitutional Agreement of 2 December 2013 between the European Parliament, the Council and the Commission on budgetary discipline, on cooperation in budgetary matters and on sound financial management / OJ C 373, 20.12.2013. EUR-Lex URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ.C_.2013.373.01.0001.01.ENG&toc=OJ:C:2013:373:TOC (date of access: 30.05.2019).
10. Interinstitutional Agreement of 20 November 2002 between the European Parliament and the Council concerning access by the European Parliament to sensitive information of the Council in the field of security and defence policy / OJ C 298, 30.11.2002. EUR-Lex URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32002Q1130%2801%29 (date of access: 30.05.2019); Interinstitutional Agreement of 12 March 2014 between the European Parliament and the Council concerning the forwarding to and handling by the European Parliament of classified information held by the Council on matters other than those in the area of the common foreign and security policy / OJ C 95, 1.4.2014. EUR-Lex URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32014Y0401%2801%29 (date of access: 30.05.2019).
11. Laeken Declaration on the future of the European Union (15 December 2001) / CVCE URL: https://www.cvce.eu/content/publication/2002/9/26/a76801d5-4bf0-4483-9000-e6df94b07a55/publishable_en.pdf (date of access: 29.05.2019).
12. Proposal for a Interinstitutional Agreement between the European Parliament, the Council and the Commission on budgetary discipline, on cooperation in budgetary matters and on sound financial management / COM/2018/323 final. EUR-Lex URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52018PC0323 (date of access: 30.05.2019).
13. Report on European Political Cooperation (London, 13 October 1981) / CVCE URL: https://www.cvce.eu/content/publication/2002/1/18/869a63a6-4c28-4e42-8c41-efd2415cd7dc/publishable_en.pdf (date of access: 01.06.2019).
14. Report on the communication from the Commission on implementing European Union strategy on defence-related industries (COM(97)0583 - C4-0223/98) / European Parliament URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=REPORT&reference=A4-1998-0482&language=EN (date of access: 31.05.2019).
15. Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe / A Global Strategy for the European Union’s Foreign And Security Policy. European external action service URL: http://eeas.europa.eu/archives/docs/top_stories/pdf/eugs_review_web.pdf (date of access: 04.06.2019).
16. Single European Act / OJ L 169, 29.6.1987, p. 1–28. EUR-Lex URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex:11986U/TXT (date of access: 01.06.2019).
17. Statement on the death penalty / European External Action Service URL: https://eeas.europa.eu/delegations/council-europe/52324/statement-death-penalty_en (date of access: 01.06.2019).
18. White Paper on the Future of Europe / European Commission URL: https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-political/files/white_paper_on_the_future_of_europe_en.pdf (date of access: 06.06.2019).
19. A stronger global actor: a more efficient decision-making for EU Common Foreign and Security Policy / Communication from the Commission to the European Council, the European Parliament and the Council. European Commission URL: https://ec.europa.eu/transparency/regdoc/rep/1/2018/EN/COM-2018-647-F1-EN-MAIN-PART-1.PDF (date of access: 02.06.2019).
Информационные материалы
1. CFSP – Instruments / Federal Foreign Office URL: https://www.auswaertiges-amt.de/en/aussenpolitik/europa/aussenpolitik/gasp/instrumentegasp-node (date of access: 30.05.2019).
2. EU budget for 2021-2027: Commission welcomes provisional agreement on the future European Defence Fund / European Commission URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-19-1269_en.htm (date of access: 31.05.2019).
3. EUR-Lex Access to the Official Journal / EUR-Lex URL: https://eur-lex.europa.eu/oj/direct-access.html (date of access 22.04.2019).
4. Middle East Peace process / European External Action Service URL: https://eeas.europa.eu/regions/middle-east-north-africa-mena/337/middle-east-peace-process_en#EU+positions+on+the+Middle+East+peace+process (date of access: 05.05.2019).
5. New European Peace Facility worth €10.5 billion to bolster international security / European External Action Service URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/46331/new-european-peace-facility-worth-%E2%82%AC105-billion-bolster-international-security_en (date of access: 01.06.2019).
6. State of the Union 2018: Making the EU a stronger global actor – European Commission proposes more efficient decision-making in Common Foreign and Security Policy / European Commission URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-18-5683_en.htm (date of access: 31.05.2019).
7. Venezuela: the Council's response to the crisis / European Council/Council of the European Union URL: https://www.consilium.europa.eu/en/policies/venezuela/ (date of access: 02.05.2019).
Литература
Статьи из сборников
1. Aggestam L. Role identity and Europeanisation of foreign policy / L. Aggestam // Rethinking European Union Foreign Policy / eds.: B. Tonra, T. Christiansen – Manchester: Manchester University Press, 2004. – pp. 81–98.
2. Bauer S., Remacle E. Theory and practice of multi-level foreign policy: the European union’s policy in the field of arms export controls / S. Bauer, E. Remacle // eds.: B. Tonra, T. Christiansen – Manchester: Manchester University Press, 2004. – pp. 114–125.
3. Bendiek A. European Realism in the EU’s Common Foreign and Security Policy / A. Bendiek // EU External Relations Law and Policy in the Post-Lisbon Era / ed.: P. J. Cardwell. – The Hague: T.M.C. Asser Press, 2012. – pp. 35–57.
4. Bergmann J., Niemann A. Theories of European Integration / J. Bergmann, A. Niemann // The SAGE Handbook of European Foreign Policy / eds.: K. E. Jørgensen, Å. K. Aarstad, E. Drieskens, K. Laatikainen, B. Tonra – London: SAGE publications, 2015. – Vol. 1. P. 166–182.
5. Cardwell P. J. EU External Relations Law and Policy in the Post-Lisbon Era / P. J. Cardwell // EU External Relations Law and Policy in the Post-Lisbon Era / Ed.: P. J. Cardwell. – The Hague: T.M.C. Asser Press, 2012. – pp. 1–14.
6. Groenleer M., Rijks D. The European Union and the International Criminal Court: the politics of international criminal justice // The European Union and International Organizations / ed.: K. E. Jørgensen. – Abingdon: Routledge, 2009. – pp. 181–201.
7. Hyde-Price A. Interests, institutions and identities in the study of European foreign policy /A. Hyde-Price // Rethinking European Union Foreign Policy / eds.: B. Tonra, T. Christiansen – Manchester: Manchester University Press, 2004. – pp. 99-113.
8. Jachtenfuchs M. The Governance Approach to European Integration / M. Jachtenfuchs // The European Union: Readings on the Theory and Practice of European Integration, 3rd edition / eds.: B. F. Nelsen, A. Stubb – Boulder, CO: Lynne Rienner, 2003. – P. 334–350.
9. Lindberg L. N. Political Integration: Definitions and Hypotheses / L. N. Lindberg // The European Union: Readings on the Theory and Practice of European Integration, 3rd edition / eds.: B. F. Nelsen, A. Stubb – Boulder, CO: Lynne Rienner, 2003. – 151–162.
10. Øhrgaard J. C. International relations or European integration: is the CFSP sui generis? / J. C. Øhrgaard // Rethinking European Union Foreign Policy / eds.: B. Tonra, T. Christiansen – Manchester: Manchester University Press, 2004. – pp. 26-44.
11. Peterson J., Bomberg E. Making Sense of EU Decision-Making / J. Peterson, E. Bomber // The European Union: Readings on the Theory and Practice of European Integration, 3rdedition / eds.: B. F. Nelsen, A. Stubb – Boulder, CO: Lynne Rienner, 2003. – pp. 312–349.
12. Pierson P. The Path to European Integration: A Historical-Institutionalist Analysis / P. Pierson // European Integration and Supranational Governance / eds.: W. Sandholtz, A. Stone Sweet – Oxford: Oxford University Press, 1998. – pp. 27-58.
13. Puetter U. The Latest Attempt at Institutional Engineering: The Treaty of Lisbon and Deliberative Intergovernmentalism in EU Foreign and Security Policy Coordination / U. Puetter // EU External Relations Law and Policy in the Post-Lisbon Era / ed.: P. J. Cardwell. - The Hague: T.M.C. Asser Press, 2012. – P. 17–34.
14. Sari A. BetweenLegalisation and Organisational Development: Explaining the Evolution of EU Competence in the Field of Foreign Policy / A. Sari // EU External Relations Law and Policy in the Post-Lisbon Era / Ed.: P. J. Cardwell. – The Hague: T.M.C. Asser Press, 2012. – pp. 59-95.
15. Sari A. BetweenLegalisation and Organisational Development: Explaining the Evolution of EU Competence in the Field of Foreign Policy / A. Sari // EU External Relations Law and Policy in the Post-Lisbon Era / Ed.: P. J. Cardwell. – The Hague: T.M.C. Asser Press, 2012. – P. 79.
16. Stone Sweet A., Sandholtz W. Supranational Governance / The European Union: Readings on the Theory and Practice of European Integration, 3rd edition / eds.: B. F. Nelsen, A. Stubb – Boulder, CO: Lynne Rienner, 2003. – pp. 214–238.
17. Tonra B., Christiansen T. The study of EU foreign policy: between international relations and European studies / B. Tonra, T. Christiansen // Rethinking European Union Foreign Policy / eds.: B. Tonra, T. Christiansen. – Manchester: Manchester University Press, 2004. – P. 1–9.
18. Wessel R. A. Common Foreign, Security and Defence Policy / R. A. Wessel // A Companion to European Union Law and International Law / eds.: D. Patterson, A. Södersten. – Oxford/Malden: Wiley-Blackwell, 2016. – pp. 394-412.
19. Wessel R. A. Integration and Constitutionalisation in EU Foreign and Security / R. A. Wessel // Globalisation and Governance: International Problems, European Solutions / ed.: R. Schütze. – Cambridge: Cambridge University Press, 2018. – pp. 339–375.
20. White B. Foreign policy analysis and European foreign policy / B. White // Rethinking European Union Foreign Policy / eds.: B. Tonra, T. Christiansen – Manchester: Manchester University Press, 2004. – pp. 45-61.
Материалы СМИ
1. As EU-Arab summit approaches, more headaches than planned / EURACTIV URL: https://www.euractiv.com/section/global-europe/news/as-eu-arab-summit-approaches-more-headaches-than-planned/ (date of access: 04.06.2019)
2. Hungary hits out after EU 'ignores its veto' on statement criticising Israel / Euronews URL: https://www.euronews.com/2019/05/02/eu-ignores-hungary-s-last-minute-veto-on-statement-criticising-israel (date of access: 04.06.2019).
3. Italy blocks EU statement on recognizing Venezuela's Guaido: sources / Reuters URL: https://www.reuters.com/article/us-venezuela-politics-europe-eu/italy-blocks-eu-statement-on-recognizing-venezuelas-guaido-sources-idUSKCN1PT1G2 (date of access: 04.06.2019).
4. Peel M. et al. Brussels steps up rule-of-law dispute with Poland and Romania / M. Peel et al. // Financial Times URL: https://www.ft.com/content/cbdff93e-5621-11e9-91f9-b6515a54c5b1 (date of access: 14.05.2019).
5. Vogel T. Staffing rows threaten to delay EEAS launch / European Voice URL: https://www.politico.eu/article/staffing-rows-threaten-to-delay-eeas-launch/ (date of access: 04.06.2019); Vogel T. MEPs’ demands could delay EEAS launch / European Voice URL: https://www.politico.eu/article/meps-demands-could-delay-eeas-launch/ (date of access: 04.06.2019).
6. Vogel T. Turf war may delay EEAS / European Voice URL: https://www.politico.eu/article/turf-war-may-delay-eeas/ (date of access: 04.06.2019).
Монографии
1. Стрежнева М. В., Руденкова Д. Э. Европейский союз: архитектура внешней политики / М. В. Стрежнева, Д. Э. Руденкова. – М.: ИМЭМО РАН, 2016. – 135 с.
2. Bryman A. Social Research Methods, 4th edition / A. Bryman – Oxford: Oxford University Press, 2012. – 766 p.
3. Cardwell P. J. EU External Relations and Systems of Governance: The CFSP, Euro-Mediterranean Partnership and Migration / P. J. Cardwell – Abingdon: Routledge, 2009. – 264 p.
4. Etzioni A. Political Unification Revisited: On Building Supranational Communities / A. Etzioni – Lanham, MD: Lexington Books, 2001. – 346 p.
5. Groenleer M., Rijks D. The European Union and the International Criminal Court: the politics of international criminal justice // The European Union and International Organizations / ed.: K. E. Jørgensen. – Abingdon: Routledge, 2009. – pp. 181–201.
6. Haas E. B. Does Constructivism Subsume Neo-functionalism? / E. B. Haas // The Social Construction of Europe / eds.: T. Christiansen, K. E. Jørgensen, A. Wiener. – London: SAGE Publications, 2001. – pp. 22 –31.
7. Haas E. B. The Uniting of Europe: Political, Social and Economic Forces, 1950–57, 3rd edition / E. B. Haas – Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 2004. – 552.
8. Hooghe L., Marks G. Multi-level Governance and European Integration / L. Hooghe, G. Marks. – Lanham, MD: Rowman & Littlefield Publishers, 2001. – 270 p.
9. Hooghe L., Marks G. Multilevel Governance in the European Union / L. Hooghe, G. Marks // The European Union: Readings on the Theory and Practice of European Integration, 3rd edition / eds.: B. F. Nelsen, A. Stubb – Boulder, CO: Lynne Rienner, 2003. – pp. 281–311.
10. Koutrakos P. The EU Common Security and Defense Policy / P. Koutrakos – Oxford: Oxford University Press, 2013. – P. 350.
11. Lindberg L. N. The Political Dynamics of European Economic Integration / L. N. Lindberg – Stanford, CA: Stanford University Press, 1963. – 367 p.
Статьи в журналах
. Голубев Д. Наука и инновации в теориях международных отношений / Д. Голубев // Международные процессы. – 2015. Том 13 №2. – С. 66–80.
2. Заславская Н. Г. Проблемы взаимодействия ЕАЭС и ЕС / Н. Г. Заславская // Управленческое консультирование – 2017. №11. – С. 33–39.
3. Заславская Н. Г. Эволюция институционального баланса в ЕС в контексте европейской интеграции / Н. Г. Заславская // Клио – 2015. №3(99). – С. 155–160.
4. Малинова О. Ю. Идеи как независимые переменные в политических исследованиях: в поисках адекватной методологии / О. Ю. Малинова // Полис. Политические исследования. – 2010. №3. – С. 90–99.
5. Abbott K. W., Snidal D. Hard and Soft Law in International Governance / K. W. Abbott, D. Snidal // International Organization – 2000. №54(3). – pp. 421–456.
6. Bergmann J. Neofunctionalism and EU external policy integration: the case of capacity building in support of security and development (CBSD) / J. Bergmann // Journal of European Public Policy. – 2018. №25. – pp. 1–20.
7. Bergmann J., Niemann A. From Neo-Functional Peace to a Logic of Spillover in EU External Policy: A Response to Visoka and Doyle / J. Bergmann, A. Niemann // Journal of Common Market Studies. – 2018. № 56(2). – pp. 420-438.
8. Diez T., Wiener A. Introducing the Mosaic of Integration Theory / T. Diez, A. Wiener // KFG Working Paper Series. – 2018. – 32 p.
9. Douven I. Abduction / I. Douven // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Summer 2017 Edition) / ed.: E. N. Zalta. – Stanford, CA: Metaphysics Research Lab, Stanford University, 2017. URL: https://plato.stanford.edu/archives/sum2017/entries/abduction/ (date of access: 04.06.2019).
10. Groenewald T. A Phenomenological Research Design Illustrated / T. Groenewald // International Journal of Qualitative Methods. – 2004. №3(1). – P. 42–55.
11. Haas E. B. The study of regional integration: reflections on the joy and anguish of Pretheorizing / E. B. Haas // International Organization. – 1970. №24(4). – pp. 607–646.
12. Henökl T. E. How do EU Foreign Policy-Makers Decide? Institutional Orientations within the European External Action Service / T. E. Henökl // West European Politics. – 2015. №38(3). – pp. 679–708.
13. Hoffmann S. Obstinate or Obsolete? The Fate of the Nation-State and the Case of Western Europe / S. Hoffmann // Daedalus. – 1966. №95(3). – P. 862–915.
14. Hooghe L., Marks G., Grand theories of European integration in the twenty-first century / L. Hooghe, G. Marks // Journal of European Public Policy. – 2019. №26. – pp. 1–21.
15. Howorth J. Decision-Making in Security and Defence Policy: Towards Supranational Intergovernmentalism? / J. Howorth // KFG Working Paper Series. – 2011. №25. – pp. 1–28.
16. Juncos A. E., Pomorska K. ‘In the face of adversity’: explaining the attitudes of EEAS officials vis-à-vis the new service / A. E. Juncos, K. Pomorska // Journal of European Public Policy. – 2013. №20(9). – pp. 1332–1349.
17. Juncos A. E., Pomorska K. Playing the Brussels game: Strategic socialisation in the CFSP Council Working Groups // European Integration online Paper. – 2006. №10. URL: http://eiop.or.at/eiop/pdf/2006-011.pdf (date of access: 03.06.2019).
18. Kaim M.,KempinR.A European Security Council Added Value for EU Foreign and Security Policy? / StiftungWissenschaft und Politik URL: https://www.swp-berlin.org/10.18449/2019C02/ (date of access: 04.06.2019).
19. Kenny B. European armaments collaboration and integration / B. Kenny // Leadership & Organization Development Journal. – 2006. №27(6). – pp. 484–500.
20. Kulovesi K., Cremona M. The Evolution of EU Competences in the Field of External Relations and its Impact on Environmental Governance Policies / K. Kulovesi, M. Cremona // Transworld Working Papers. – 17/2013. – 18 p.
21. Louis J.-V. The European Union: from External Relations to Foreign Policy? / J.-V. Louis // EU Diplomacy Papers. – 2/2007. – 22 p.
22. Manners I. Normative Power Europe: A Contradiction in Terms? / I. Manners // JCMS: Journal of Common Market Studies. – 2002. №40(2). – P. 235-258.
23. Mattli W., Stone Sweet A. Regional Integration and the Evolution of the European Polity: On the Fiftieth Anniversary of the Journal of Common Market Studies / W. Mattli, A. Stone Sweet / Journal of Common Market Studies. – 2012. №50(1). – pp. 1–17.
24. Newman A. L. Global European Union Studies: sometimes normal is a little weird / A. L. Newman // Journal of European Public Policy. – 2018. №25 – pp. 959–968.
25. Niemann A. Neofunctionalism and EU Internal Security Cooperation / A. Niemann // Theorizing Internal Security in the European Union / eds.: R. Bossong and M. Rhinard. – Oxford: Oxford University Press, 2016. – pp. 129-152.
26. Risse T. Neofunctionalism, European identity, and the puzzles of European integration / T. Risse // Journal of European Public Policy. – 2005. № 12(2). – pp. 301-302.
27. Rynning S. Realism and the Common Security and Defence Policy / S. Rynning // Journal of Common Market Studies. – 2010. №49(1). – pp. 23–42.
28. Schuette L. QMV + CFSP = A-OK / Centre for European Reform URL: https://www.cer.eu/in-the-press/qmv-cfsp-ok (date of access: 04.06.2019).
29. Smith M. Diplomacy by Decree: The Legalization of EU Foreign Policy / M. Smith // Journal of Common Market Studies. – 2001. №31(1). – pp. 79–104.
30. Smith M. E. Toward a theory of EU foreign policymaking: multi-level governance, domestic politics, and national adaptation to Europe’s common foreign and security policy / M. E. Smith // Journal of European Public Policy. – 2004. №11(4). – pp. 740–758.
31. Stone Sweet A., Sandholtz W. Neofunctionalism and Supranational Governance (unabridged version) / A. Stone Sweet, W. Sandholtz // Yale Law School Faculty Scholarship Series. – 2012. URL: https://digitalcommons.law.yale.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=5636&context=fss_papers (date of access: 15. 05.2019).
32. Tranholm-Mikkelsen J. Neo-functionalism: Obstinate or Obsolete? A Reappraisal in the Light of the New Dynamism of the EC / Millennium: Journal of International Studies. – 1991. №20(1). – P. 1–22.
33. Vanhoonacker S., Pomorska K. The European External Action Service and agenda-setting in European foreign policy / S. Vanhoonacker, K. Pomorska // Journal of European Public Policy. – 2013. №20(9). – P. 1317–1318.
34. Visoka G., Doyle J. Neo‐Functional Peace: The European Union Way of Resolving Conflicts / G. Visoka, J. Doyle // Journal of Common Market Studies. – 2016. №54(4). – pp. 862-877.
35. Visoka G., Doyle J. The Promise and Future of Neo‐Functional Peace: A Reply to Bergmann and Niemann // Journal of Common Market Studies. – 2018. №56(2). – pp. 439-445.
36. Von der Gablentz O. Luxembourg Revisited or The Importance of European Political Cooperation / O. von der Gablentz / Common Market Law Review. – 1979. 16(4). – pp. 685-699.
37. Wessel R. A. Resisting Legal Facts: Are CFSP Norms as Soft as They Seem? / R. A. Wessel / University of Twente URL: https://www.utwente.nl/en/bms/pa/research/wessel/wessel111.pdf (date of access 03.06.2019).
38. Wessel R. A. The Impact of the Lisbon Treaty on the Legal Competences of the EU in International Affairs / Paper prepared for the EU in International Affairs Conference (April 24‐26, 2008, Brussels) / Institute for European Studies URL: https://www.ies.be/files/repo/conference2008/EUinIA_VIII_1_Wessel.pdf (date of access: 03.06.2019).
39. Wessel R. A. The legal dimension of European foreign policy / R. A. Wessel // University of Twente URL: https://www.utwente.nl/en/bms/pa/research/wessel/wessel103.pdf (date of access: 15.05.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ