Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования 12
1.1. Подходы к анализу качественных данных 12
1.2. Обоснованная теория как стратегия исследования 16
1.3. Обоснованная теория и критерии оценки качества исследования 22
1.4. Критические замечания в адрес обоснованной теории и попытки их преодоления 26
1.5. Нереактивные (unobtrusive) методы социологического исследования 30
1.6. ВИЧ/СПИД как социально-значимое заболевание 34
1.7. Стигматизация людей, живущих ВИЧ/СПИД 38
1.8. Интернализованная стигма и значимость социальной поддержки 42
Глава 2. Методология исследования 46
2.1. План исследования 46
2.2. Описание данных 50
Глава 3. Анализ данных 53
3.1. Предположения и предпосылки анализа 53
3.2. Первичное кодирование и анализ данных 56
3.3. Верификация данных и написание мемо (memoring) 64
3.4. Специфика Интернет-данных 70
3.5. Сбор Интернет-данных 74
3.6. Первичная обработка Интернет-данных 76
3.7. Анализ Интернет-данных 78
3.8. Обобщение Интернет-данных 81
Заключение 85
Список литературы: 88
Приложения 93
Актуальность исследования. Многие годы доминирующее положение в эмпирической социологии занимали исследования, анализ данных которых сводился к применению формализованных процедур, направленных на проверку заранее выдвинутых гипотез. Вместе с этим, развивалось и другое направление социологической мысли, сделавшее возможным глубинное изучение социального мира, в том числе изучение субъективного значения той или иной ситуации для индивида. Доступной стала и интерпретация самим субъектом социальных процессов, фактов, поведения и т.п. за счет применения неформализованных процедур анализа. Так, разворачивалась полемика о предмете социологии в контексте количественной и качественной стратегий исследования. Набирая обороты, она требовала от социологов строгого обоснования методологических принципов и инструментальных средств, используемых в исследовательских проектах.
Стоит признать, что критические замечания в адрес качественной социологии (и её сторонников) можно услышать довольно часто. И хотя данный подход к исследованию в ряде случаев сокращает временные издержки, обеспечивает относительно низкую себестоимость исследования, а главное, позволяет работать с интерпретацией смыслов, противники метода обвиняют последний в чрезмерности субъективных суждений, «разрушении социальной организации научной деятельности и утрате базовых ценностей, на основе которых осуществляется научное признание». По мнению Г.С. Батыгина и И.Ф. Девятко, некоторые разновидности качественной социологии можно расценивать как «шарлатанство». Авторы обращают внимание на то обстоятельство, что применение качественных методов и процедур анализа предполагает определенный дар, которым якобы обладает личность «нового ученого», а его исследовательские возможности ставятся в зависимость от «при-рожденного остроумия, здравого смысла и воображения». Еще одним недостатком качественного анализа считается опасность смещения результатов исследования от первоначально поставленных целей и задач к «доступным» данным. Подчеркивается, что даже высокий уровень профессионализма исследователя не всегда может обеспечить «качество» качественного социологического исследования, в то время как отклонение от первоначально поставленной цели свидетельствует об отсутствии контроля над ходом исследовательского процесса на разных этапах, а также недостаточной формализации аналитического инструментария.
В то время как качественные методы долгое время считались не вполне научными, в социальных науках продолжал господствовать количественный подход. Ситуацию усугублял наблюдаемый в науке разрыв между теорией и эмпирическими данными, получаемыми в исследованиях. Всё это вместе стало отправной точкой для появления новой методологии качественного анализа в начале 60-ых гг. ХХ века - обоснованной теории, главной задачей которой была легитимация качественного подхода через создание строгих и систематических процедур работы с качественными данными.
Так, в 1967 году появился совместный труд социологов Барни Глезера и Ансельма Страусса «Открытие обоснованной теории», в котором ученые высказали собственные идеи по работе с качественными данными. Свой подход они обозначили как groundedtheory, или обоснованная теория. Его главное отличие состоит в том, что процедура анализа данных носит формализованный характер, благодаря чему исследователь минимизирует риски получения необъективных результатов. Неотъемлемой составляющей метода является последовательное чередование стадий сбора и анализа данных, что позволяет исследователю оптимизировать поиск случаев, необходимых для решения исследовательских задач. Центральной аналитической процедурой является, безусловно, кодирование, которое играет ключевую роль при попытке определить, о чем говорят нам данные ; между процедурами кодирования и анализа авторы теории ставят знак равенства.
Такая методология предложила социологическому сообществу совершенно новый взгляд на возможности качественных методов, в то же время вызвала множество дискуссий среди аналитиков. На сегодняшний день об этой методологии написаны сотни текстов. Обсуждаются возможности и наследие метода, высказываются мнения относительно значимости тех или иных методологических принципов и их реализуемости на практике (работы Николаева В. Г., Джона Кутклиффа, Венди Холла и Питера Калэри и пр.) Отдельный блок текстов посвящен обсуждению различий на стадиях кодирования и генерирования теории в подходах Барни Глезера и версии Ансельма Страусса и Джульет Корбин. (труды Хелен Хелс и Сары Коули, Дианы Уолкер и Флоренс Майрик, УдоКелле и пр.)Помимо двух классических вари-антов обоснованной теории, существуют и версии других авторов, предпринявших попытку пересмотреть принципы работы метода. Одним из ярких примеров служит «конструктивистская» обоснованная теория КэттиЧармаз. Именно благодаря её работе классикам обоснованной теории пришлось выслушать немало критических замечаний в свой адрес. Тем не менее, стоит отметить широкие возможности для применения метода в различных отраслях, вплоть до маркетинговых исследований B2B, включая межорганизационные и межличностные взаимодействия.
Особый же интерес на сегодняшний день представляет развитие метода в контексте тех возможностей, которые предлагают Интернет-данные. В 21 веке невозможно не осознавать той колоссальной роли, которую играют технологии, в том числе Интернет.
Интернет-данные позволяют социологу существенно сократить время на полевом этапе исследования и рекрутировать респондентов максимально точно и в короткие сроки. Более того, Интернет – один из наиболее удобных инструментов не только для поиска информантов, но и для сбора данных (че-рез онлайн-интервью или же виртуальные опросники). Наиболее смелые исследователи пользуются возможностями Интернета и в период анализа данных: благодаря распространению последнего, к примеру, появилась возможность вовлекать в работу географически разбросанных пользователей сети для транскрибирования информации; а использование таких программных пакетов, как «Nvivo», позволило технологизировать процедуру кодирования текстовых данных до выполнения операций, понятных «массовому» работнику без специального образования.
Однако же это влияние Интернета распространяется далеко не на все общественно полезные сферы жизнедеятельности. Это же касается и тех возможностей, которые предлагает Интернет-пространство для использования возможностей виртуальной сети применительно к методам социологического исследования.
Проблема данного исследования состоит в том, чтобы выяснить, для решения каких исследовательских задач традиционные методы сбора данных могут быть заменены использованием данных из социальных медиа, при работе по методу обоснованной теории, в чем состоят особенности построения выборки, какие преимущества и ограничения имеет использование этих данных.
Без сомнений, исследование киберпространства в социологических целях методом обоснованной теории также способно предложить академическому сообществу много нового и полезного как в плане развития самого метода и его применения, так и в плане изучения объектов социальной среды, на которые будут направлены исследовательские проекты. Обзор литературы на данную тему показывает, что на сегодняшний день исследования возможностей обоснованной теории как метода в рамках Интернет пространства отсутствуют. Между тем, остается множество вопросов в рамках данной темы: Как цифровые данные могут использоваться в обоснованной теории? Каковы особенности осуществления теоретической выборки при работе с цифровыми данными? Как модифицируются стратегии кодирования? Какие возможности существуют для построения теории на основе цифровых данных?
Таким образом, цель исследования состоит в выявлении особенностей и ограничений использования метода обоснованной теории при работе с данными из Интернет-источников.
Помочь решить поставленную проблему могут следующие задачи:
1) провести анализ возможностей применения метода обоснованной теории при работе с цифровыми данными на этапах сбора, первичной обработки, анализа и обобщения социологических данных;
2) выявить особенности осуществления теоретической выборки при работе с Интернет-данными;
3) протестировать использование метода обоснованной теории на совокупности данных из сети Интернет.
Объект исследования – совокупность текстов, описывающих метод обоснованной теории. Предмет исследования – специфика применения метода обоснованной теории при работе с данными Интернет-источников.
В качестве темы эмпирического исследования для тестирования возможностей применения метода обоснованной теории при работе с данными из интернет-источников была выбрана тема стигматизации ВИЧ-инфицированных. Выбор темы эмпирического исследования обусловлен следующими причинами:
1) Сензитивность темы –предполагается, что Интернет-пространство открывает новые возможности в исследовании привычного мира всех тех, кого в реальной жизни можно назвать уязвимыми. Интернет предлагает каждому выбирать фактически любую идентичность, скрывать от других или же, наоборот, открывать другим свои проблемы и страхи. В связи с этим, извлечение данных с помощью такого ресурса, как Интернет, может оказаться весьма полезным для социальных исследований уязвимых групп.
2) Доступность материалов для изучения и наличие большого количества тематических форумов. В данном случае это «Форум для живущих с ВИЧ/СПИД», «Современный форум о ВИЧ», «Форум – ВИЧ.РФ» и другие форумы, доступные для исследования в сети.
Таким образом, объект эмпирического исследования – комментарии пользователей на форумах по теме ВИЧ.
Одно из преимуществ этого исследовательского проекта заключается в том, что присущая форумам Интернета (сравнительно большая, чем, к примеру, в социальных сетях)анонимность гарантирует пользователю, что проблема не окажется привязанной к нему за пределами виртуального пространства. Индивиды через виртуальную коммуникацию восполняют дефицит социальной коммуникации и преодолевают внутреннюю изоляцию. В случаях исследования стигматизации анонимность позволяет индивиду поделиться собственными трудностями и страхами, если речь идет о специальных виртуальных площадках, созданных для обсуждения подобных вопросов, или же быть воспринятым иначе, без стигмы, если дело касается Интернет-площадок иного характера. Социальные сети менее эффективны в ситуациях, когда необходимо создать атмосферу приватности, атмосферу доверия между друг другом.
Любопытно, что значительная часть публикаций, комментариев и иных записей в сети Интернет доступны каждому, кто пожелает с ними ознакомиться. Кроме того, данные, изъятые из сети, представляют собой «чистый продукт» мнения респондента и не содержат исправлений данных (как это бывает при работе неопытных транскрипторов). Влияние интервьюера, ведущего диалог с респондентом «на равных» и направляющим разговор в определенное русло, также отсутствует. Таким образом, Интернет позволяет воссоздать ситуацию естественной для респондента среды обитания, лишенной воздействия со стороны исследователей, что, безусловно, определяет качество результатов работы.
И последнее, но не менее значимое преимущество данной работы, заключается в низких затратах на проведение исследования. И хотя данный пункт может показаться некоторым весьма сомнительным, опыт исследовательской деятельности социологов показывает, что нередко стадии сбора и обработки данных требует немалых ресурсов (времени, денег, специалистов, их высокой профессиональной компетентности, желания и т.д.). Ситуация становится критичной, если исследовательская работа связана с обработкой больших массивов информации, собранных в ходе полевого этапа работы. Эта тема, в частности, обсуждалась на Пятой социологической Грушинской конференции 2015 года. По словам И.Е. Штейнберга, требуется в два раза больше времени на обработку и анализ результатов экспедиции по сравнению со временем, проведенным непосредственно в поле. При отсутствии необходимых ресурсов, дела попросту забрасываются в «долгий ящик» и вернуться к их разрешению в дальнейшем становится весьма и весьма проблематично.
Особенность этого проекта связана со спецификой работы с методом обоснованной теории: полевой этап постоянно чередуется с применением аналитических процедур и техник. Интернет как один из источников нереактивных методов (unobtrusivemethods) исследования позволяет минимизировать издержки на этапе сбора информации с тем, чтобы потратить больше времени и сил на анализ.
Методом исследования выступает критический рефлексивный анализ. Этот метод, в данном случае, позволяет оценить действенность grounded-theory при работе с нереактивными (unobtrusive) методами, а также пригодность метода обоснованной теории для решения прикладных задач в сети Интернет.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные положения обоснованной теории в трёх вариациях: а)восходящий или развивающийся дизайн Б. Глезера, б)системный дизайн А. Страусса и Дж. Корбин, в) конструктивистской версии К. Чармаз.
Новизна исследования. Несмотря на широкое обсуждение форм взаимодействия социологии и медиа и, в том числе, проведения исследований с помощью Интернета, вопросы о методической части работы в Интернет-исследованиях, профессиональной этике и её связи с методологией остаются открытыми. Эта тема, в частности, обсуждалась на Шестой социологической Грушинской конференции (16-17 марта 2016 г.) в Москве. Участники отметили, что Интернет-исследования сегодня не являются прерогативой социо-логов и уж тем более академической среды, ссылаясь на то, что «в Интернет-исследования играют все, кому не лень» . В связи с этим особую важность представляет валидизация методов онлайн-исследований, а также грамотное обращение с конфиденциальными данными.
Подобная картина складывается, если взглянуть на представленность среди научных текстов работ, посвященных разбору возможностей и ограничений Интернет-исследований в качественной социологии, здесь же встречаются тексты, обсуждающие использование компьютерных технологий при решении социологических задач. (работа Анны Левинс и Кристины Силвер, статья Нигел Филдинг и пр.) Однако же исследования применения конкретного метода (обоснованной теории) в рамках Интернет-среды на данный момент отсутствуют. Таким образом, перед нами стоит задача анализа методологии качественного исследования, с учетом тех возможностей, которые предоставляет Интернет в качестве источника социологических данных.
Обоснованная теория представляет собой наиболее широко распространенную стратегию сбора и анализа данных в качественных исследованиях. В связи с широким распространением компьютерных программ для качественного анализа, появляются новые возможности использования этой методологии. Предполагается, что цифровые данные могут рассказать не только о киберпространстве и его субкультурах, но и о социальной реальности за пределами киберпространства.
Всплеск интереса к Интернету, цифровой среде, социальным сетям в немалой степени обусловлен тем, что многие феномены общественной жизни оказываются более доступными для наблюдения, сбора данных и анализа. Можно предположить, что Интернет не делает людей другими, но он дает возможность выразить, представить себя публично тем или иным образом. То же самое касается и различных общественных процессов и феноменов, которые в публичном пространстве социальных медиа становятся более выпуклыми и наглядными. Одним из примеров исследования в Интернет-среде является исследование стигматизации ВИЧ-инфицированных, которое было проведено в данной работе. Результаты «внутреннего» исследования, посвященного изучению явления стигматизации, показывают, что анализ этого и других социальных феноменов с помощью Интернет-инструментов может быть вполне успешно осуществлен, при условии, что методология изучения конкретного феномена с учетом специфики используемых Интернет-ресурсов тщательно продумана и реализуема на практике.
В данной работе акцент сделан на особенностях работы с методом обоснованной теории, которую по праву считают методологией в качествен-ной социологии. Это метод, разработанный в позитивистском ключе, направлен на получение систематичного знания, укоренного в данные, с помощью выработанных и отработанных на практике специальных процедур по кодированию и анализу информации. Предполагается, что такой подход способен предложить научному сообществу удачное разрешение некоторых проблем качественной социологии, к которым относят чрезмерный субъективизм качественного анализа, присутствие исследовательского влияния на формирующиеся теоретические конструкты и пр. Предложенная и отработанная авторами метода схема по кодированию и анализу данных служит доказательством возможности работы с информацией до получения обоснованных теоретических знаний и заслуживает высокой оценки среди социологов разных направлений исследований, в каком-то смысле возвеличивая качественный социологический подход.
В то же время не стоит забывать, что любая работа с качественными методами имеет дело с субъективным наделением людьми смыслами тех событий, которые происходят рядом с ними, а исследователь, пытаясь построить теорию, вносит свое видение в процесс, структурируя или обобщая ин-формацию. Таким образом, результат теоретизирования – это всегда искаженный срез социальный реальности или, другими словами, интерсубъективная реальность как знание, которое разделяется участниками исследования. Преодолеть это и зафиксировать реальное, достоверное знание предоставляется крайне трудным. И в этой связи остается неясным, следует ли рас-ширить исследовательский состав тех, кто работает над исследованием, чтобы схватить некий общий (серединный) срез реальности, или лучше доверить теоретизирование одному опытному сотруднику?
Применительно к исследованиям социальных процессов и феноменов на Интернет-площадках можно сделать вывод, что коллективный анализ будет уместен при работе с методом обоснованной теории. С помощью команды обработка большого объема неструктурированных Интернет-данных позволит сократить временные затраты и выделить дополнительное время на анализ, а совместные обсуждения по ходу реализации проекта помогут отыскать истинные причины и смыслы происходящих событий. Совместная работа над исследованием методом обоснованной теории будет полезна еще и потому, что неопытный автор может оставить без внимания фрагменты данных, которые, по его мнению, не несут смысловой нагрузки для генерирования теории. Свести риски к минимуму поможет командный труд исследователей-социологов.
Коллективная работа будет уместна как на ранних этапах анализа данных, так и на завершающем этапе, включающем интегрирование, уточнение и формулирование теории. Структурировать данные на начальном этапе ис-следования поможет использование программного пакета Nvivo. С помощью заранее заданных категорий для группирования кодов процесс дробления данных на тематические фрагменты может ускорить их обработку до приведения в систематичный вид. На завершающем этапе – коллективные дискуссии помогут сделать концептуальный каркас теории достаточно гибким для того, чтобы новое знание успешно встраивалось в эту сеть.
Главная рекомендация данной работы – это, проводя подобные исследования в будущем, обратить особое внимание на реализуемость коллективных методов кодирования и анализа по методу обоснованной теории на данных из Интернет-источников. Сочетание этих трёх элементов в одном исследовании может предложить научному сообществу новую практику проведения исследования, технологичную и экономичную по затратам, но, в то же время, глубоко укорененную в данные и претендующую на высокую оценку со стороны профессионалов. При этом особое внимание со стороны авторов таких работ следует обратить на составление оптимального варианта инструктивного материала для группы кодировщиков, а также проверкой устойчивости результатов коллективной работы с текстовыми данными.
1. Initia: Актуальные проблемы социальных наук (25–26 апреля 2014 г.): материалыXVI Международной конференции молодых учёных / под ред. Ю.Н. Кириленко. – Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2016. – 206 с.
2. Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о «качественной социологии»// Социологический журнал. – 1994. – №. 2. – С. 28-42.
3. Всемирная организация здравоохранения. URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs360/ru/ (Дата обращения: 15.03.2017).
4. ВЦИОМ. Пятая социологическая Грушинская конференция//URL: http://wciom.ru/nauka_i_obrazovanie/conferences/conference2015/kachestvennyie_metodyi/audio_i_stenogramma/ . (дата обращения: 21.03.2017).
5. Денисов Б. П., Сакевич В. И. Динамика эпидемии ВИЧ/СПИД //Социологические исследования. – 2004. – №. 1. – С. 75-85.
6. Забаев И. В. Логика анализа данных в обоснованной теории (groundedtheory): версия Б. Глезера //Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). – 2011. – №. 32. – С. 124-142.
7. Звоновский В. Б. ВИЧ и стигма //Журнал исследований социальной политики. – 2008. – Т. 6. – №. 4.
8. Каныгин Г.В. Контекстно-ориентированный анализ качественных данных //Петербургская социология сегодня: сборник научных трудов Со-циологического института РАН. СПб.: Нестор-История. – 2011. – С. 336-365.
9. Клюшкина О. Б. Построение теории на основе качественных дан-ных //Социологические исследования. – 2000. – №. 10. – С. 92-101.
10. Крюкова Т. Л., Шаргородская О. В. Одиночество ВИЧ-инфицированных людей как фактор, препятствующий совладанию с болез-нью // Ярославский педагогический вестник. – 2015. - №3. – С. 205-210.
11. Крюкова Т. Л., Шаргородская О. В. Социокультурный контекст совладания в ситуации болезни (ВИЧ-инфекции) //Вестник Костромского го-сударственного университета им. НА Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Со-циокинетика. – 2012. – Т. 18. – №. 4.
12. Николаев В. Г. Значение наследия Ансельма Стросса и укоренен-ная теория сегодня. (Реферативный обзор) // В кн.: Социологический ежегод-ник 2009 / Сост.: Д. В. Ефременко, Н. Е. Покровский; под общ. ред.: Д. В. Ефременко, Н. Е. Покровский. Вып. 1. ИНИОН РАН, 2009. С. 146-157.
13. Ньюман Л. Анализ качественных данных // Социологические ис-следования. – 1998. – № 12. – С. 101-114.
14. Покровский В. В. Справка «ВИЧ-инфекция в Российской Феде-рации на 31 декабря 2014 г.» // Федеральный научно-методический Центр по профилактике и борьбе со СПИДом, 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hivrussia.ru/files/spravkaHIV2014.pdf. (Дата обращения: 15.03.2017)..
15. Сабинская О. Б. Субъективность в качественном исследовании: новые подходы //Социологические исследования. – 2007. – №. 10. – С. 122-131.
16. Слободская А. В. Стигматизация как социальная практика в ин-формационном обществе //ББК 6 Т78. – 2014. – Т. 25. – С. 103-106.
17. Страусс А., Корбин Д. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС. – 2001. – 256 c.
18. Улановский А. М. Качественные исследования: подходы, страте-гии, методы // Психологический журнал. 2009. № 2 . С. 18-28.
19. Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare/#. (Дата обращения: 15.03.2017).
20. Чернявская О. А., Иоанниди Е. А. Некоторые аспекты проблемы стигматизации и дискриминации людей, живущих с ВИЧ/СПИДом //Социология медицины. – 2014. – №. 2.
21. Шаргородская О. В. Особенности качественного исследования стресса и совладания у ВИЧ-инфицированных людей //Издание осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-06-14006. – 2013.
22. Ясавеев И. Г. СМИ и ситуация с ВИЧ/СПИДом в Рос-сии//Социологические исследования. – 2006. – Т. 12. – С. 89-94.
Крюкова Т. Л., Шаргородская О. В. Одиночество ВИЧ-инфицированных лю-дей как фактор, препятствующий совладанию с болезнью. – 2015.
23. Basit T. Manual or electronic? The role of coding in qualitative data analysis // Educational research. – 2003. – Т. 45. – №. 2. – P. 143-154.
24. Coffey A., Atkinson P. Making sense of qualitative data: Complemen-tary research strategies. London: SAGE, 1996. – 206 p.
25. Cutcliffe J.R. Metodological issues in grounded theory // Journal of advanced nursing. – 2000. – T.31.-№6.-P. 1476-1484.
26. Davison, K. P., Pennebaker, J. W., and Dickerson, S. S. (2000). Who talks? The social psychology of illness support groups. AmericanPsychologist, 55, P. 205–217.
27. Fielding N. G. The role of computer-assisted qualitative data analysis: Impact on emergent methods in qualitative research. – 2008. – P.675-696.
28. Gioia D. A. Give it up! Reflections on the interpreted world (a com-mentary on Meckler and Baillie) //Journal of Management Inquiry. – 2003. – Т. 12. – №. 3. –P. 285-292.
29. Glaser B. G. Basics of grounded theory analysis: Emergence vs forc-ing. – Sociology Press, 1992.
30. Glaser B. G. Conceptualization: On theory and theorizing using grounded theory //International Journal of Qualitative Methods. – 2002. – Т. 1. – №. 2. – P. 23-38.
31. Glaser B. G. Constructivist grounded theory? //Historical Social Re-search/HistorischeSozialforschung. Supplement. – 2007. – P. 93-105.
32. Glaser B. G., Strauss A. L. The discovery of grounded research: strat-egies for qualitative research //New Brunswick (USA) and London (UK): Aldine Transaction. – 1967.
33. Goulding C. Grounded theory, ethnography and phenomenology: A comparative analysis of three qualitative strategies for marketing re-search //European journal of Marketing. – 2005. – Т. 39. – №. 3/4. – P. 294-308.
34. Hall W.A., Callery P. Enhancing the rigor of grounded theory: Incor-porating reflexivity and relationality // Qualitative Health Research. – 2001.-T.11.- №2. – P. 257 -272.
35. Heath H., Cowley S. Developing a grounded theory approach: a com-parison of Glaser and Strauss //International journal of nursing studies. – 2004. – Т. 41. – №. 2. – P. 141-150.
36. Herek G. M. AIDS and stigma //American Behavioral Scientist. – 1999. – Т. 42. – №. 7. – P. 1106-1116.
37. Hine C. Internet research and unobtrusive methods //Social Research Update. – 2011. – №. 61. – P. 1-4.
38. Kelle U.“Emergence” vs. “forcing” of empirical data? A cruicial prob-lem of “Grounded Theory” reconsidered// Historical Social Re-search/HistorischeSozialforschung. Supplement.-2007.-№19.-P. 133-156.
39. Kelle U. The development of categories: Different approaches in grounded theory// The Sage handbook of grounded theory.-2010.-P. 191-213.
40. Lee R. M. Unobtrusive methods in social research. – Open UnivPr, 2000. – P.1- 25.
41. Lee R. S., Kochman A., Sikkema K. J. Internalized stigma among people living with HIV-AIDS //AIDS and Behavior. – 2002. – Т. 6. – №. 4. – P. 309-319.
42. Lewins A., Silver C. Using software in qualitative research: A step-by-step guide. London: SAGE, 2010. 288 p.
43. Lingard L., Albert M., Levinson W. Grounded theory, mixed methods, and action research //Bmj. – 2008. – Т. 337. – №. aug07_3. – P. 459-461.
44. Pandit N. R. The creation of theory: A recent application of the grounded theory method //The qualitative report. – 1996. – Т. 2. – №. 4. – P.1-15.
45. Wagner S. M., Lukassen P., Mahlendorf M. Misused and missed use—Grounded theory and objective hermeneutics as methods for research in in-dustrial marketing //Industrial Marketing Management. – 2010. – Т. 39. – №. 1. – Р. 5-15.
46. Wakeford J. The discovery of grounded theory: Strategies for qualita-tive research //Sociology. – 1969. – Т. 3. – №. 2. – Р. 269-270.
47. Walker D., Myrick F. Grounded theory: An exploration of process and procedure // Qualitative health research.-2006.-T.16.-№4.-P. 547-559.