Языковые средства выражения мотива свободы/несвободы (на материале творчества С.Д.Довлатова)
|
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......4
ГЛАВА I. Мотив как кросс-уровневая смыслообразующая категория художественного текста
1.1. Понятие о мотиве
1.1.1. История становления понятия мотив. Мотив в литературоведении…………………………………………………9
1.1.2. Мотив в лингвистике……………………………………………12
1.2. Мотив в филологическом анализе художественного текста
1.2.1. Базовые понятия теории художественного текста……………..15
1.2.2. Признаки текстуальности и мотив……………………………...20
1.2.3. Роль категории ситуативности в формировании мотива………23
1.2.4. Категория интертекстуальности / автоинтертекстуальности как фактор формирования мотива
1.2.5. Мотив как средство связности и целостности текста…………33
1.3. Роль ключевых слов в формировании мотива……………………...36
1.4. Мотивный анализ как инструмент интерпретации художественного текста
1.5. Понятие о свободе как имени мотива…………………………….....41
ВЫВОДЫ
ГЛАВА II. Особенности языковой реализации мотива свободы/несвободы в текстах С.Д.Довлатова
2.1. Основные мотивы произведений С.Д.Довлатова…………………47
2.2. В обоснование двучленности имени мотива: свобода/несвобода……….………………………………………………….49
2.3. Критерии выделения и описания сквозных тем и типичных ситуаций, участвующих в создании мотива…………………………………………...52
2.4. Денотативные ситуации
2.4.1. Творчество: языковые средства оформления ситуации………..56
2.4.1.1. Лексика
2.4.1.2. Синтаксис
2.4.2.Свобода/несвобода передвижения: языковые средства оформления ситуации
2.4.2.1. Лексика
2.4.2.2. Синтаксис
2.4.3. Обсуждения темы свобода в диалогическом частном общении: языковые средства оформления ситуации
2.4.3.1. Лексика
2.4.3.2. Синтаксис
2.5. Ситуации ментативные…
2.5.1. Внутренний монолог героя-рассказчика.………………………….84
2.5.2. Открытый монолог (обращение к читателю)……………………….87
2.6. Связь мотива свободы/несвободы и автоинтертекстуальности: авторский гипертекст
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. Мотив как кросс-уровневая смыслообразующая категория художественного текста
1.1. Понятие о мотиве
1.1.1. История становления понятия мотив. Мотив в литературоведении…………………………………………………9
1.1.2. Мотив в лингвистике……………………………………………12
1.2. Мотив в филологическом анализе художественного текста
1.2.1. Базовые понятия теории художественного текста……………..15
1.2.2. Признаки текстуальности и мотив……………………………...20
1.2.3. Роль категории ситуативности в формировании мотива………23
1.2.4. Категория интертекстуальности / автоинтертекстуальности как фактор формирования мотива
1.2.5. Мотив как средство связности и целостности текста…………33
1.3. Роль ключевых слов в формировании мотива……………………...36
1.4. Мотивный анализ как инструмент интерпретации художественного текста
1.5. Понятие о свободе как имени мотива…………………………….....41
ВЫВОДЫ
ГЛАВА II. Особенности языковой реализации мотива свободы/несвободы в текстах С.Д.Довлатова
2.1. Основные мотивы произведений С.Д.Довлатова…………………47
2.2. В обоснование двучленности имени мотива: свобода/несвобода……….………………………………………………….49
2.3. Критерии выделения и описания сквозных тем и типичных ситуаций, участвующих в создании мотива…………………………………………...52
2.4. Денотативные ситуации
2.4.1. Творчество: языковые средства оформления ситуации………..56
2.4.1.1. Лексика
2.4.1.2. Синтаксис
2.4.2.Свобода/несвобода передвижения: языковые средства оформления ситуации
2.4.2.1. Лексика
2.4.2.2. Синтаксис
2.4.3. Обсуждения темы свобода в диалогическом частном общении: языковые средства оформления ситуации
2.4.3.1. Лексика
2.4.3.2. Синтаксис
2.5. Ситуации ментативные…
2.5.1. Внутренний монолог героя-рассказчика.………………………….84
2.5.2. Открытый монолог (обращение к читателю)……………………….87
2.6. Связь мотива свободы/несвободы и автоинтертекстуальности: авторский гипертекст
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Исследование «Языковое выражение мотива свободы / несвободы (на материале творчества С.Д.Довлатова)» проведено в рамках филологического анализа текста и посвящено рассмотрению языковых и отчасти лингвистических механизмов формирования мотива в художественном тексте.
Мотивный анализ художественного текста достаточно хорошо разработан. Ряд ученых, с опорой на классические работы А.Н.Веселовского (1940), Б.В.Томашевского (1925), В.Я.Проппа (1928), посвятили серьезные исследования рассмотрению этого феномена: Н.А.Краснова (2008), А.А.Плисс (2013), Н.В.Вершинина (2008). В работах перечисленных авторов рассматривается природа мотива, особенности его функционирования в тексте, даются различные определения этого феномена. Проанализировав разные подходы к пониманию сущности мотива, мы приняли в качестве рабочего определение, данное Б.М. Гаспаровым, который трактует мотив глобально и отмечает, прежде всего, его огромный смыслообразующий потенциал. По мнению Б.М. Гаспарова, мотив – это «любой феномен, любое смысловое «пятно» – событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук. Единственное, что определяет мотив, – это его репродукция в тексте» [Гаспаров 1996: 318-319].
Исследование мотива, как известно, не самоцель. Он помогает проникновению в смысл, что является конечной целью филологического анализа и интерпретации любого художественного текста. Именно анализ мотивной структуры текста, как справедливо считают исследователи, «раскрывает возможности читательского проникновения в смысл текста, его толкования и трактовки, позволяет увидеть всю его неисчерпаемость и глубину. И этот процесс бесконечен, как и возможности познания самой жизни, ее смысла» [Реброва, Самохвалова 2004: 177]. В этом аспекте будет уместным, на наш взгляд, упоминание опасений Д.В. Колесовой о возможных трудностях восприятия творческого наследия С.Д. Довлатова с его чёткой отнесённостью к историческому времени новыми поколениями: «Человек, не испытавший на себе, что такое жизнь в СССР, не сможет по-настоящему понять всю прелесть и глубину текстов С.Довлатова. Его многочисленные аллюзии и виртуозную игру с клишированными идеологемами невозможно объяснить в комментарии так, чтобы сохранились довлатовские ирония и сарказм» [Колесова 2006: 288]. Фактически о том же – о необходимости постижения довлатовских смыслов – говорит А. Герман (младший), приступивший к созданию фильма по материалам о С.Д. Довлвтове: «Молодые должны знать своих великих соотечественников. Суммарный тираж Довлатова вместе с электронными книгами больше пяти миллионов. Это актуальная востребованная литература. <…> Это вообще общечеловеческая история. История попытки остаться собой, несмотря ни на что» (http://www.novayagazeta.ru/arts/68161.html). Обращение к выводящему на смыслы анализу мотивной структуры текстов С.Д.Довлатова, который, по мнению И.Н.Сухих, «стал нормальным «современным классиком», но при этом «филологически его проза по-прежнему – terra incognita» [Сухих 2006: 10], позволяет говорить об актуальности данного исследования.
Актуальность темы возрастает применительно и к аудитории иностранцев, изучающих русский язык. В русле современного методического подхода, в котором текст играет ведущую роль, анализ художественной литературы является важнейшим источником знакомства не только с творчеством писателя, но и с основными мотивами русской литературы в целом. Можно предположить, что подготовленные должным образом и настроенные на восприятие художественного текста инофоны будут адекватно понимать и интерпретировать основные мотивы текстов С.Д.Довлатова, в частности, рассматриваемый мотив свободы/несвободы.
Несмотря на то, что изучению мотивов в текстах С.Д.Довлатова уже посвящен ряд частных работ (Н.А.Орлова 2010 мотив превращения, Ю.В.Федотова 2006 мотив абсурда), мы выбрали для научного наблюдения мотив свободы/несвободы, который, на наш взгляд, является важнейшим компонентом главного мотива всего творчества С.Д.Довлатова – мотива абсурда жизни, поскольку не может быть ничего абсурднее для человека, чем несвобода, и естественнее, чем свобода? При этом ракурс нашего исследования развёрнут в сторону ситуативно-тематического принципа, связывающего мотив, прежде всего, с таким признаком текстуальности, как ситуативность, коррелирующим с двумя типами ситуаций: либо с ситуацией действительности (денотативной), либо с ситуацией передачи смысла через авторские рефлексии, через внутренний мыслительный процесс, через рассуждение (ментативной). Наблюдение за формированием мотива свободы/несвободы в произведениях С.Д.Довлатова под таким углом зрения обеспечивает новизну нашего исследования.
Таким образом, объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является мотив свободы/несвободы в произведениях С.Д.Довлатова, а предметом – специфика его языкового воплощения.
Материалом исследования послужили 39 фрагментов из произведений С.Д.Довлатова за исключением повести «Филиал», пьесы «Человек, которого не было» и нескольких ранних рассказов.
Цель – выявление и описание языковых средств, формирующих мотив свободы/несвободы в произведениях С.Д.Довлатова.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить научную литературу по теории мотива;
• ознакомиться с научной литературой по основным вопросам теории текста;
• рассмотреть роль и место ключевых слов в реализации мотива;
• ознакомиться с образцами мотивного анализа в современной отечественной лингвистике;
• определить понятие свобода как имя мотива;
• изучить экстралингвистические факторы, участвующие в формировании авторского дискурса С.Д.Довлатова;
• определить сквозные темы и типичные ситуации, эксплицирующие мотив свободы/несвободы;
• отобрать из корпуса текстов С.Д.Довлатова фрагменты для анализа;
• установить критерии для описания и классификации отобранных для анализа коммуникативных ситуаций, на основе выделенных критериев разработать классификацию исследуемых типичных ситуаций;
• проанализировать языковые средства выражения мотива свободы / несвободы в отобранных фрагментах;
• выявить наиболее частотные, наиболее характерные языковые средства выражения мотива свободы/несвободы;
• рассмотреть авторскую специфику реализации признака интертекстуальности в аспекте его участия в реализации мотива.
При исследовании мы пользовались следующими методами и приемами:
1. описательно-аналитический метод;
2. метод семантического анализа;
3. метод стилистического анализа;
4. метод контекстуального анализа;
5. прием направленной выборки материала.
Гипотеза исследования: языковые средства выражения мотива свободы/несвободы в текстах С.Д.Довлатова обладают определенной типичностью, независимой от характера описываемой ситуации и темы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. двучленность имени мотива является обязательной;
2. мотив свободы/несвободы наиболее ярко проявляет такие признаки текстуальности, как ситуативность и интертекстуальность;
3. интертекстуальность, имеющая в текстах С. Довлатова ярко выраженный «внутренний» характер и способствующая реализации мотива свободы/несвободы, приводит к образованию авторского гипертекста.
Теоретическая значимость настоящей выпускной квалификационной работы заключается в том, что она вносит вклад в дальнейшую разработку теории мотивного анализа с опорой на признак ситуативности. Ситуации при этом рассматриваются в совокупности всех компонентов, влияющих на отбор и организацию языковых средств. Кроме того, настоящее исследование – это еще один шаг на пути к постижению смыслов писательского наследия большого художника и философа – Сергея Довлатова.
Практическая значимость данной работы может заключаться в том, что результаты исследования могут быть использованы в курсе лекций по теории текста и при подготовке обучающих материалов для практических занятий по русскому языку, а также по русскому языку как иностранному, по дисциплинам, связанным с анализом и интерпретацией художественного текста.
Теоретическую базу исследования составили труды: К.А.Роговой (2011), И.М. Вознесенской (2011), О.В. Хорохординой (2011), Н.С. Валгиной (2003) – в области теории текста; И.Н.Сухих (2006), В.А.Викторовича (1975), И.В.Силантьева (2004) – в области литературоведения.
Работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Списка литературы и Приложения, включающего тексты фрагментов, не подвергшихся, в силу ограничения объёма работы, детальному анализу, но являющихся важным дополнительным иллюстративным материалом, поддерживающим аналитическую работу в основном тексте.
Мотивный анализ художественного текста достаточно хорошо разработан. Ряд ученых, с опорой на классические работы А.Н.Веселовского (1940), Б.В.Томашевского (1925), В.Я.Проппа (1928), посвятили серьезные исследования рассмотрению этого феномена: Н.А.Краснова (2008), А.А.Плисс (2013), Н.В.Вершинина (2008). В работах перечисленных авторов рассматривается природа мотива, особенности его функционирования в тексте, даются различные определения этого феномена. Проанализировав разные подходы к пониманию сущности мотива, мы приняли в качестве рабочего определение, данное Б.М. Гаспаровым, который трактует мотив глобально и отмечает, прежде всего, его огромный смыслообразующий потенциал. По мнению Б.М. Гаспарова, мотив – это «любой феномен, любое смысловое «пятно» – событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук. Единственное, что определяет мотив, – это его репродукция в тексте» [Гаспаров 1996: 318-319].
Исследование мотива, как известно, не самоцель. Он помогает проникновению в смысл, что является конечной целью филологического анализа и интерпретации любого художественного текста. Именно анализ мотивной структуры текста, как справедливо считают исследователи, «раскрывает возможности читательского проникновения в смысл текста, его толкования и трактовки, позволяет увидеть всю его неисчерпаемость и глубину. И этот процесс бесконечен, как и возможности познания самой жизни, ее смысла» [Реброва, Самохвалова 2004: 177]. В этом аспекте будет уместным, на наш взгляд, упоминание опасений Д.В. Колесовой о возможных трудностях восприятия творческого наследия С.Д. Довлатова с его чёткой отнесённостью к историческому времени новыми поколениями: «Человек, не испытавший на себе, что такое жизнь в СССР, не сможет по-настоящему понять всю прелесть и глубину текстов С.Довлатова. Его многочисленные аллюзии и виртуозную игру с клишированными идеологемами невозможно объяснить в комментарии так, чтобы сохранились довлатовские ирония и сарказм» [Колесова 2006: 288]. Фактически о том же – о необходимости постижения довлатовских смыслов – говорит А. Герман (младший), приступивший к созданию фильма по материалам о С.Д. Довлвтове: «Молодые должны знать своих великих соотечественников. Суммарный тираж Довлатова вместе с электронными книгами больше пяти миллионов. Это актуальная востребованная литература. <…> Это вообще общечеловеческая история. История попытки остаться собой, несмотря ни на что» (http://www.novayagazeta.ru/arts/68161.html). Обращение к выводящему на смыслы анализу мотивной структуры текстов С.Д.Довлатова, который, по мнению И.Н.Сухих, «стал нормальным «современным классиком», но при этом «филологически его проза по-прежнему – terra incognita» [Сухих 2006: 10], позволяет говорить об актуальности данного исследования.
Актуальность темы возрастает применительно и к аудитории иностранцев, изучающих русский язык. В русле современного методического подхода, в котором текст играет ведущую роль, анализ художественной литературы является важнейшим источником знакомства не только с творчеством писателя, но и с основными мотивами русской литературы в целом. Можно предположить, что подготовленные должным образом и настроенные на восприятие художественного текста инофоны будут адекватно понимать и интерпретировать основные мотивы текстов С.Д.Довлатова, в частности, рассматриваемый мотив свободы/несвободы.
Несмотря на то, что изучению мотивов в текстах С.Д.Довлатова уже посвящен ряд частных работ (Н.А.Орлова 2010 мотив превращения, Ю.В.Федотова 2006 мотив абсурда), мы выбрали для научного наблюдения мотив свободы/несвободы, который, на наш взгляд, является важнейшим компонентом главного мотива всего творчества С.Д.Довлатова – мотива абсурда жизни, поскольку не может быть ничего абсурднее для человека, чем несвобода, и естественнее, чем свобода? При этом ракурс нашего исследования развёрнут в сторону ситуативно-тематического принципа, связывающего мотив, прежде всего, с таким признаком текстуальности, как ситуативность, коррелирующим с двумя типами ситуаций: либо с ситуацией действительности (денотативной), либо с ситуацией передачи смысла через авторские рефлексии, через внутренний мыслительный процесс, через рассуждение (ментативной). Наблюдение за формированием мотива свободы/несвободы в произведениях С.Д.Довлатова под таким углом зрения обеспечивает новизну нашего исследования.
Таким образом, объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является мотив свободы/несвободы в произведениях С.Д.Довлатова, а предметом – специфика его языкового воплощения.
Материалом исследования послужили 39 фрагментов из произведений С.Д.Довлатова за исключением повести «Филиал», пьесы «Человек, которого не было» и нескольких ранних рассказов.
Цель – выявление и описание языковых средств, формирующих мотив свободы/несвободы в произведениях С.Д.Довлатова.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить научную литературу по теории мотива;
• ознакомиться с научной литературой по основным вопросам теории текста;
• рассмотреть роль и место ключевых слов в реализации мотива;
• ознакомиться с образцами мотивного анализа в современной отечественной лингвистике;
• определить понятие свобода как имя мотива;
• изучить экстралингвистические факторы, участвующие в формировании авторского дискурса С.Д.Довлатова;
• определить сквозные темы и типичные ситуации, эксплицирующие мотив свободы/несвободы;
• отобрать из корпуса текстов С.Д.Довлатова фрагменты для анализа;
• установить критерии для описания и классификации отобранных для анализа коммуникативных ситуаций, на основе выделенных критериев разработать классификацию исследуемых типичных ситуаций;
• проанализировать языковые средства выражения мотива свободы / несвободы в отобранных фрагментах;
• выявить наиболее частотные, наиболее характерные языковые средства выражения мотива свободы/несвободы;
• рассмотреть авторскую специфику реализации признака интертекстуальности в аспекте его участия в реализации мотива.
При исследовании мы пользовались следующими методами и приемами:
1. описательно-аналитический метод;
2. метод семантического анализа;
3. метод стилистического анализа;
4. метод контекстуального анализа;
5. прием направленной выборки материала.
Гипотеза исследования: языковые средства выражения мотива свободы/несвободы в текстах С.Д.Довлатова обладают определенной типичностью, независимой от характера описываемой ситуации и темы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. двучленность имени мотива является обязательной;
2. мотив свободы/несвободы наиболее ярко проявляет такие признаки текстуальности, как ситуативность и интертекстуальность;
3. интертекстуальность, имеющая в текстах С. Довлатова ярко выраженный «внутренний» характер и способствующая реализации мотива свободы/несвободы, приводит к образованию авторского гипертекста.
Теоретическая значимость настоящей выпускной квалификационной работы заключается в том, что она вносит вклад в дальнейшую разработку теории мотивного анализа с опорой на признак ситуативности. Ситуации при этом рассматриваются в совокупности всех компонентов, влияющих на отбор и организацию языковых средств. Кроме того, настоящее исследование – это еще один шаг на пути к постижению смыслов писательского наследия большого художника и философа – Сергея Довлатова.
Практическая значимость данной работы может заключаться в том, что результаты исследования могут быть использованы в курсе лекций по теории текста и при подготовке обучающих материалов для практических занятий по русскому языку, а также по русскому языку как иностранному, по дисциплинам, связанным с анализом и интерпретацией художественного текста.
Теоретическую базу исследования составили труды: К.А.Роговой (2011), И.М. Вознесенской (2011), О.В. Хорохординой (2011), Н.С. Валгиной (2003) – в области теории текста; И.Н.Сухих (2006), В.А.Викторовича (1975), И.В.Силантьева (2004) – в области литературоведения.
Работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Списка литературы и Приложения, включающего тексты фрагментов, не подвергшихся, в силу ограничения объёма работы, детальному анализу, но являющихся важным дополнительным иллюстративным материалом, поддерживающим аналитическую работу в основном тексте.
В результате анализа специальной литературы по вопросу выяснилось, что мотив пронизывает всю структуру художественного произведения. Мотив связан с идеей, тем самым он становится средством выражения авторской модальности.
Анализ художественного произведения был бы неполным без изучения качественных характеристик текста – категорий текстуальности, среди которых для данной работы наиболее важными оказались категории ситуативности и интертекстуальности, имеющие тесную связь с мотивом. В рамках категории интертекстуальности выделяется особая разновидность – автоинтертекстуальность / внутриавторская интертекстуальность (в виде самоцитирования). Именно этот вид, как мы заметили, оказался характерным для творческой манеры С.Д.Довлатова, позволяющим эффективно воздействовать на восприятие читателей с целью концентрации внимания на значимых для автора идеях.
В ходе анализа творчества С.Д.Довлатова было обнаружено, что мотив свободы/несвободы реализуется в нескольких типичных для автора темах, в частности, в темах – свобода/несвобода передвижения, ограничение свободы творчества и т.д., которые, в свою очередь, отражены в коммуникативных ситуациях. В частности было выделено 39 типичных ситуаций, разделенных для удобства анализа на две обширные группы: денотативные/референтные и ментативные ситуации. Для анализа коммуникативных ситуаций, представленных в режиме диалога, использовался план, разработанный И.М.Вознесенской, который по необходимости дополнялся соответствующими комментариями. Анализ ментативных ситуаций проводился в соответствие с предложением К.А.Роговой, касающимся специфики рассуждения как особого типа текста. Анализ рассуждений с учетом их четырехчастной структуры наилучшим образом организовал нашу аналитическую работу.
В ходе работы выяснилось, что концептуально значимыми лексическими единицами, составляющими внутреннюю структуру мотива свободы/несвободы, являются ключевые слова, которые объединяют вокруг себя другие лексические единицы текста, контекстуально связанные с мотивом. Таким образом, ключевые слова становятся центром лексико-семантического поля (ЛСП), образующегося внутри типичной для рассматриваемого мотива темы. Не подлежит сомнению тот факт, что лексический состав мотива свободы/несвободы довольно типичен, тем не менее, лексика больше зависит от темы, раскрывающейся в рамках анализируемого мотива. Тематический фактор доминирует при анализе лексической наполненности мотива. Однако не менее значимую роль, как выяснилось, играет грамматика, точнее – синтаксис. Уже на первых этапах анализа отобранных ситуаций мы заметили, что неопределенно-личные предложения становятся важнейшим языковым средством формирования мотива свободы/несвободы. В мотивной структуре грамматическая организация ситуаций превалирует над лексической. На наш взгляд, такое положение вещей объясняется семантикой односоставных предложений данной группы. Упоминание «темных сил», окружающих героя-рассказчика (автора), за которыми скрываются представители власти, выступающие ограничителями свободы героя, становится излишним, потому что и читатель, и сам автор знают, о ком идет речь.
Как нам кажется, наиболее важный вывод, к которому мы пришли в процессе анализа мотива свободы/несвободы в текстах С.Д. Довлатова, заключается в том, что содержание понятия свобода в эмигрантский период творчества писателя принципиально меняется: свобода приобретает другое, более широкое, более философское измерение. В раннем творчестве автор нередко связывает свободу с материальным благополучием, в то время как в поздний период писатель говорит о конструктивной свободе, неограниченной никакими рамками. В частности, анализ ментативных ситуаций, большинство из которых представляют собой фрагменты из поздних текстов С.Д. Довлатова, привел нас к мысли о том, что взгляд автора на свободу меняется: стабильность материального положения и возможность творческой реализации, которые получил писатель в Америке, позволяют автору смотреть на свободу как на философское понятие. Хотя все оказывается весьма относительным, кроме творчества. Мотив свободы/несвободы творчества громко звучит в произведениях С.Д.Довлатова, не зависимо ни от места, ни от времени.
В ходе исследования нами была отмечена связь мотива свободы/несвободы и внутриавторской интертекстуальности, проявляющаяся в том, что автоинтертекстуальность является средством формирования мотивной структуры. К подобному выводу мы пришли путем комментирования гипертекстовой структуры творчества С.Д. Довлатова.
В результате нашего исследования было доказано, что мотив, помещенный в контекст коммуникативной ситуации, становится важной составляющей повествовательной структуры произведений С.Д. Довлатова, но все же далеко не единственной. В дальнейшем исследовании повествовательной структуры творчества С.Д. Довлатова поле поиска особенностей языка может быть расширено за счет анализа других нарративных компонентов. С этим мы связываем перспективы будущей работы.
Анализ художественного произведения был бы неполным без изучения качественных характеристик текста – категорий текстуальности, среди которых для данной работы наиболее важными оказались категории ситуативности и интертекстуальности, имеющие тесную связь с мотивом. В рамках категории интертекстуальности выделяется особая разновидность – автоинтертекстуальность / внутриавторская интертекстуальность (в виде самоцитирования). Именно этот вид, как мы заметили, оказался характерным для творческой манеры С.Д.Довлатова, позволяющим эффективно воздействовать на восприятие читателей с целью концентрации внимания на значимых для автора идеях.
В ходе анализа творчества С.Д.Довлатова было обнаружено, что мотив свободы/несвободы реализуется в нескольких типичных для автора темах, в частности, в темах – свобода/несвобода передвижения, ограничение свободы творчества и т.д., которые, в свою очередь, отражены в коммуникативных ситуациях. В частности было выделено 39 типичных ситуаций, разделенных для удобства анализа на две обширные группы: денотативные/референтные и ментативные ситуации. Для анализа коммуникативных ситуаций, представленных в режиме диалога, использовался план, разработанный И.М.Вознесенской, который по необходимости дополнялся соответствующими комментариями. Анализ ментативных ситуаций проводился в соответствие с предложением К.А.Роговой, касающимся специфики рассуждения как особого типа текста. Анализ рассуждений с учетом их четырехчастной структуры наилучшим образом организовал нашу аналитическую работу.
В ходе работы выяснилось, что концептуально значимыми лексическими единицами, составляющими внутреннюю структуру мотива свободы/несвободы, являются ключевые слова, которые объединяют вокруг себя другие лексические единицы текста, контекстуально связанные с мотивом. Таким образом, ключевые слова становятся центром лексико-семантического поля (ЛСП), образующегося внутри типичной для рассматриваемого мотива темы. Не подлежит сомнению тот факт, что лексический состав мотива свободы/несвободы довольно типичен, тем не менее, лексика больше зависит от темы, раскрывающейся в рамках анализируемого мотива. Тематический фактор доминирует при анализе лексической наполненности мотива. Однако не менее значимую роль, как выяснилось, играет грамматика, точнее – синтаксис. Уже на первых этапах анализа отобранных ситуаций мы заметили, что неопределенно-личные предложения становятся важнейшим языковым средством формирования мотива свободы/несвободы. В мотивной структуре грамматическая организация ситуаций превалирует над лексической. На наш взгляд, такое положение вещей объясняется семантикой односоставных предложений данной группы. Упоминание «темных сил», окружающих героя-рассказчика (автора), за которыми скрываются представители власти, выступающие ограничителями свободы героя, становится излишним, потому что и читатель, и сам автор знают, о ком идет речь.
Как нам кажется, наиболее важный вывод, к которому мы пришли в процессе анализа мотива свободы/несвободы в текстах С.Д. Довлатова, заключается в том, что содержание понятия свобода в эмигрантский период творчества писателя принципиально меняется: свобода приобретает другое, более широкое, более философское измерение. В раннем творчестве автор нередко связывает свободу с материальным благополучием, в то время как в поздний период писатель говорит о конструктивной свободе, неограниченной никакими рамками. В частности, анализ ментативных ситуаций, большинство из которых представляют собой фрагменты из поздних текстов С.Д. Довлатова, привел нас к мысли о том, что взгляд автора на свободу меняется: стабильность материального положения и возможность творческой реализации, которые получил писатель в Америке, позволяют автору смотреть на свободу как на философское понятие. Хотя все оказывается весьма относительным, кроме творчества. Мотив свободы/несвободы творчества громко звучит в произведениях С.Д.Довлатова, не зависимо ни от места, ни от времени.
В ходе исследования нами была отмечена связь мотива свободы/несвободы и внутриавторской интертекстуальности, проявляющаяся в том, что автоинтертекстуальность является средством формирования мотивной структуры. К подобному выводу мы пришли путем комментирования гипертекстовой структуры творчества С.Д. Довлатова.
В результате нашего исследования было доказано, что мотив, помещенный в контекст коммуникативной ситуации, становится важной составляющей повествовательной структуры произведений С.Д. Довлатова, но все же далеко не единственной. В дальнейшем исследовании повествовательной структуры творчества С.Д. Довлатова поле поиска особенностей языка может быть расширено за счет анализа других нарративных компонентов. С этим мы связываем перспективы будущей работы.
Подобные работы
- Языковые средства выражения мотива свободы/несвободы (на материале творчества С.Д.Довлатова)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016



