Введение 3
Глава 1. Отношения США и Канады в исторической ретроспективе 11
1.1 Развитие американо-канадских торговых отношений после Второй мировой войны. 11
1.2 Автопакт. Охлаждение двухсторонних отношений в 60-80х гг. 17
1.3 Поворот в американо-канадских отношениях в конце ХХ в. 24
Глава 2. Основные тенденции в развитии торговых отношений США и Канады в начале XXI в. 29
2.1 Общая характеристика торговых отношений США и Канады в первое десятилетие XXI в. 29
2.2 Влияние экономического кризиса 2008 г. на движение американских инвестиций в экономику Канады 35
Глава 3. Роль американского капитала в экономике Канады на современном этапе 44
3.1 Американо-канадские торговые отношения при Д. Трампе и Дж. Трюдо 44
3.2 Тенденции в инвестиционном обмене США и Канады после 2016 г. 50
3.3 Влияние текущих событий на инвестиционный климат в США и Канаде 55
Заключение 61
Библиографический список 65
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений. В XXI в. вопрос проникновения иностранного капитала в национальные экономики все чаще оказывается в центре внимания правительств, деловых кругов, экспертного сообщества и общественности. С одной стороны, значимость иностранных вложений для экономического роста государства очевидна. С другой, это вызывает озабоченность, так как прослеживается усиление контроля зарубежных корпораций над национальными экономиками. В данной работе рассмотрены американские капиталовложения в экономике Канады и их влияние на формирование канадской внешней политики.
На современном этапе Канада и США тесно взаимосвязаны в географическом, политическом и экономическом плане. Канада чрезвычайно зависима от американского рынка. Однако, эта особенность во взаимоотношениях прослеживалась еще до Второй мировой войны, когда Соединенные Штаты, проводя политику протекционизма, вводили высокие тарифы для своих соседей на ввоз и вывоз товаров, что сильно отражалось на канадской экономике. Однако с началом холодной войны эта связь становилась крепче, так как Канада закрепила свою эволюцию в североамериканской экономике. Американские корпорации стали активнее проникать в страну, и собственность этих предприятий стала увеличиваться. Если сравнивать показатели, то американский капитал в Канаде вырос с 4,9 млрд долл. в 1945 г. до 297,6 млрд долл. в 2018 г.
Безусловно, капитал США сыграл огромную роль в развитии экономики Канады. Тем не менее, на протяжение второй половины ХХ в. во внешней политике Канады чередовались сближения с Соединенными Штатами и отдаления от северного соседа, вызванные стремлением найти альтернативные методы привлечения иностранного капитала. Это во многом было связано как с националистическими настроениями в самой Канаде, так и с давлением США на канадское правительство в международных делах. Даже соглашение НАФТА, вступившее в силу в 1994 г. и открывшее новые возможности для торговли между двумя странами, только усилило американское влияние на экономическую и политическую жизнь Канады .
В начале XXIв. американский капитал в Канаде составлял больше половины объема всех капиталовложений в канадскую экономику. Однако новые вызовы для мирового сообщества в целом, и для США и Канады в частности, заставили эти страны пересмотреть свою торговую политику и взаимоотношения в этой сфере. События сентября 2001 г. подняли важный вопрос о национальной безопасности и безопасности границ, из-за чего были введены новые правила экспорта и импорта товаров. Большую роль в дальнейшем развитии торговых отношений США и Канады сыграл мировой финансовый кризис 2008 г. Все это усилило тенденцию к уменьшению общего объема прямых американских инвестиций в канадскую экономику и их замещения прямыми иностранными инвестициями (ПИИ) из европейских стран.
На современном этапе США остается для Канады крупнейшим иностранным инвестором. Несмотря на то что доля Соединенных Штатов во входящих прямых инвестициях в Канаде подвержена периодическим колебаниям, она уже более четверти века фактически остается на одном уровне. В последние годы в обмене инвестициями между двумя странами произошел очередной спад; доля американского капитала в некоторых отраслях экономики Канады уменьшилась, что в основном было связано с объявленной президентом США Д. Трампом политикой протекционизма. Тем не менее, разногласия между Д. Трампом и премьер-министром Канады Дж. Трюдо оказывают незначительное, пускай и негативное, влияние на реализацию инвестиционной политики США в Канаде.
Сегодня экономики США и Канады уже столкнулись с изменениями, которые могут в корне поменять текущие тенденции в торговом и инвестиционном обмене двух стран, чтобы избежать экономических потрясений. Это в основном связано с пандемией COVID-19, которая уже сказалась на мировой экономике, а также с грядущими президентскими выборами в США, поскольку руководство страны может поменяться и объявить новый курс во внешней политике. Существуют и опасения еще большего распространения американского влияния на своего соседа: США могут взять на себя роль ведущего государства в урегулировании сложившейся ситуации на североамериканском континенте.
Для исследования выбранной темы автором была поставлена следующая цель: определить степень влияния американского капитала на внешнюю политику Канады. Данная цель обусловила следующие задачи:
1. Рассмотреть историю торговых отношений США и Канады после Второй мировой войны;
2. Проанализировать статистические данные и выявить тенденции в инвестиционных потоках из США в Канаду;
3. Рассмотреть влияние экономического кризиса 2008 г. на инвестиционный обмен США и Канады;
4. Проанализировать экономические и политические тенденции в двусторонней политике премьер-министра Канады Дж. Трюдо и президента США Д. Трампа;
5. Проанализировать воздействие внешних факторов на изменение доли американских инвестиций в общем объеме ПИИ в Канаде;
6. Определить роль американских инвестиций в канадской экономике и оценить их степень влияния на внешнюю политику Канады на современном этапе.
Хронологические рамки работы охватывают вторую половину XXи первые два десятилетия XXI вв., однако мы были вынуждены обратиться и к межвоенному периоду, чтобы проследить историю зависимости Канады от политики Соединенных Штатов.
Объектом настоящего исследования является внешняя политика Канады.
Предметом настоящего исследования является воздействие американского капитала на формирование внешней политики Канады в рассматриваемый период.
Методологическая основа выпускной квалификационной работы базируется на общенаучных методах познания: логический, метод системного анализа, сравнение, обобщение. При анализе теоретических основ формирования внешнеторговой политики США и Канады автор опирался на исторический метод, с помощью которого удалось проследить эволюцию торговли между двумя странами. При сравнении внешнеторговой политики США и Канады были использованы методы компаративного анализа. Кроме того, при определении положительного и отрицательного влияния зависимости Канады от американских инвестиций автор опирался на структурно-функциональный подход.
В данной работе применялись также методы системного анализа. Так, автор опирался на метод статистического анализа, в частности применение методики статистического наблюдения, с помощью которого удалось проследить динамику присутствия американского капитала в экономике Канады. Более того, был использован корреляционный и регрессивный анализ для того, чтобы оценить степень зависимости внешних факторов на приток американских инвестиций в Канаду.
При изучении документов и архивных материалов применялся метод контент-анализа. Для определения логической цепочки развития американо-канадских торговых отношений использовался метод инвент-анализа.
Для реализации поставленной цели был проанализирован широкий спектр источников и литературы. При изучении исторической основы формирования зависимости Канады от капитала Соединенных Штатов был проведен анализ ряда двусторонних торговых соглашений: Американо-канадского соглашения о торговле автомобильной продукцией, Соглашения о свободной торговле между США и Канадой , Североамериканского соглашения о свободной торговле, Канадско-американской декларации об умной границе и плане действия, Соглашения о создании Североамериканского Партнерства по вопросам безопасности и процветания и др.
В основной части настоящего исследования особое место занимают ежегодные отчеты Торговой комиссии Канады, в которых рассматриваются и анализируются ключевые изменения в международной торговле и инвестиционной деятельности Канады на фоне экономических тенденций в стране и за рубежом. Кроме того, особый интерес представил анализ законов, которые были приняты для регулирования иностранного капитала в Канаде: Канадского экономического плана действий, Закона об инвестициях Канады 1965 г. и др. Для выявления особенностей внешнеторговой политики Канады и, в частности, канадской торговой политики в отношении США был осуществлен анализ докладов Секретариата ВТО и докладов правительства Канады, посвященных деятельности Канады в ВТО. При анализе статистических данных были использованы ресурсы Национального статического управления Канады — StatisticsCanada и платформы данных о бизнесе Statista, которые располагают информацией об объемах торговли, инвестициях между США и Канадой. Особую роль сыграл анализ новостных порталов, такихкакBBCNews, CBCNews, BloombergNews, TheIndependent, WashingtonPost, FinancialTimes и др.
В отечественной литературе вопрос влияния американского капитала на внешнюю политику Канады малоизучен, однако ряд российских исследователей-канадоведов, в своих статьях освещают сходные проблемы. К ним относятся Е.Г. Комкова, Л.А. Немова и Е.Е. Хорошилов.
При изучении вопроса Североамериканской интеграции была использована статья Е.Г. Комковой «Развитие теории международной экономической интеграции в Канаде», где были рассмотрены этапы экономической интеграции Канады. Также была использована другая работа этого автора «Североамериканская модель интеграции», где автор делает акцент на отличие североамериканской интеграции от европейской, а также на торговые отношения США и Канады в рамках соглашения НАФТА.
Особое место в изучении вопроса безопасности иностранных инвестиций заняла работа Л.А. Немовой «Иностранные инвестиции и национальная безопасность. Канадский опыт оценки потенциальных угроз», где инвестиции рассмотрены как угроза национальным интересам и безопасности Канады. Оценка потенциальных угроз для национальной безопасности и принятие защитных мер стали главным направлением реформ в сфере государственного регулирования иностранных инвестиций.
При анализе инвестиционного обмена между США и Канадой были использованы статьи Е.Е. Хорошилова «Прямые инвестиции Канады в США в контексте эволюции канадского капитала» и «Иностранный капитал в Канаде», в которых оценена роль американского капитала в Канаде и канадского капитала в США. Автор делает акцент на том, что американские инвестиции сыграли большую роль в формировании современной структуры экономики Канады и продолжают оставаться важным фактором в экономическом развитии страны. Также он обращает внимание на тенденции в инвестиционном обмене между двумя странами.
Особое внимание в ходе исследования было обращено на другую статью Е.Е. Хорошилова «Взаимные прямые инвестиции США и Канады в первые два года президентства Трампа» , где автор рассуждает об инвестиционных процессах в период администрации Д. Трампа и приходит к выводу о том, что еще очень рано говорить о влиянии политики новой американской администрации на сотрудничество между Соединенными Штатами и Канадой в сфере инвестиций.
В зарубежной литературе вопросу инвестирования и торговым отношениям США и Канады посвящено намного больше научных исследований. Среди авторов таких работ можно выделить Дж. Бондер, Д. Крэйна, Б. Хаггарта, П. Моричи и др.
При изучении истории торговли между двумя странами была использована работа Дж. Бондер «Угрозы и миражи истории торговли США и Канады». Ее автор прослеживает историю торговой зависимости Канады от США на протяжении всего периода существования данных государств. Также история зависимости Канады от американского капитала рассмотрена в статье Д. Крэйна «Экономические отношения США и Канады». По мнению автора, главными целями Канады всегда являлось привлечение американского капитала и технологий для экономического развития, однако по мере роста экономической интеграции Канады и США росла и ее уязвимость от изменений в политике Соединенных Штатах.
В другой работе Дж. Бондер «Торговля США и Канады при правительствах Трюдо: тогда и сейчас» проводится аналогия между правительством Пьера Трюдо в 70-х гг. ХХ в. и правительством Джастина Трюдо в наше время. По мнению автора, ситуация 1970-х гг., когда Канада пыталась защититься от американского влияния путем экономического национализма, может повториться и сейчас, так как осложнившиеся отношения между Вашингтоном и Оттавой уже сейчас приводят к попыткам со стороны канадского правительства ограничить американские инвестиции на рынке Канады. Тем не менее, последствия такой политики как в 1970-х гг., так и сейчас, предугадать невозможно.
В изучении тенденций в торговле и обмене инвестициями между двумя странами на рубеже XX-XXI вв. особенно полезной стала статья Б. Хаггарта «Канада и Соединенные Штаты: торговля, инвестиции, интеграция и будущее», где акцентируется внимание на том, что исторически Канада колебалась между стремлением к более тесному экономическому сотрудничеству с США и попытками держаться на расстоянии от могущественного соседа. По мнению автора, канадско-американские отношения характеризуются спокойствием и разногласия серьезно не ослабляют отношения. Несмотря на это, нельзя отрицать зависимость Канады от экономики США, которая порождает споры о связи экономической и политической интеграции. Тем не менее, степень влияния экономической интеграции на внутреннюю политику остается открытым вопросом.
При анализе иностранных инвестиций на канадском рынке была использована статья Р. Беллана «Иностранные инвестиции». В своей работе автор приходит к выводу о том, что значительная часть канадской экономики контролируется иностранцами, так как прямые и портфельные иностранные инвестиции присутствуют в довольно большом объеме.
При рассмотрении двусторонних торговых отношений США и Канады, предшествующим подписанию соглашения НАФТА, особенно полезной оказалась книга Питера Моричи «Свободная торговля и канадско-американские экономические отношения в 1990-х гг.». Автор рассматривает особые торговые отношения между Соединенными Штатами и Канадой в историческом контексте, делая акцент на развитии экономической интеграции в послевоенный период.
Научная новизна данной работы заключается в том, что за последние несколько лет появились новые тенденции в инвестиционном обмене между США и Канадой, которые еще пока мало изучены в научном сообществе. Еще раз подчеркнем, что исследований по анализу роли американского капитала в внешней политике Канады очень мало как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Имеющиеся работы в основном посвящены американо-канадским торговым отношениям или исключительно роли прямых иностранных инвестиций в Канаде. Исследования статистических данных и их анализ в контексте развития отношений США и Канады составляют малую долю научных трудов и в основном приходятся на начало XXIв.
Специфика проблемы и ее многоплановость обусловили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
В настоящей работе мы рассмотрели роль американского капитала в экономике Канады, его влияние на формирование внешнеполитической стратегии Канады и общие тенденции в двусторонних торговых и инвестиционных отношениях и успешно решили все задачи, поставленные нами в начале исследования.
Проведенный анализ позволяет нам сделать следующие выводы.
Исследование показало, что американский капитал оказывает очень сильное влияние, в первую очередь, на канадский рынок, так как составляет достаточно большую долю в общем объеме прямых иностранных инвестиций в Канаде. Это влияние является отчасти положительным — оно состоит в процветании и благосостоянии канадской экономики, создании новых рабочих мест благодаря открытию филиалов американских корпораций на канадской территории в позитивном эффекте инвестиций на платежный баланс и ВВП Канады; в тоже время можно проследить и негативное влияние, которое в основном заключается в попытках Соединенных Штатов манипулировать своими инвестициями в Канаду для оказания воздействия на формирования канадской внешнеполитической линии.
При анализе места американского капитала в Канаде в исторической ретроспективе, мы выяснили, что активно он начал активно действовать там после окончания Второй мировой войны. Американские инвестиции хлынули в канадскую экономику после того, как Канада приняла на себя роль одной из ведущих держав в установлении послевоенного мирового порядка, придерживаясь внешнеполитического курса США как своего основного партнера и ближайшего соседа. Учитывая, что доля американского капитала в Канаде составляла 4,9 млрд долл. с 1945 г. до 10,3 млрд долл. в 1955 г., можно сделать вывод о том, что Соединенные Штаты старались большими темпами увеличивать свое присутствие в канадской экономике, хотя для себя они не получили большой выгоды от этих вложений.
Проведенное исследование выявило, что во второй половине ХХ в. зависимость Оттавы от американского рынка была чрезвычайно высокой. Однако правительство П. Э. Трюдо (1968-1984 гг.) приняло ряд попыток дистанцироваться от своего американского соседа и ослабить американское влияние в Канаде, что проявлялось в стремлении открыть канадских рынок для «неамериканских» инвестиций и найти собственное место на международной арене. Несмотря на то что добиться этих результатов канадскому правительству не удалось, а США только усилили свои капиталовложения в канадский рынок, черты канадского национализма все чаще прослеживались в политических программах следующих премьер-министров. Однако сохранение американского капитала в Канаде и поддержание тесных торговых отношений между двумя странами неизменно оставалось для Оттавы приоритетом. Таким образом, роль американского капитала только усиливалась и к концу 90-х гг. доля США в канадских ПИИ достигла 173 млрд долл. , что также было обусловлено подписанными в конце XX в. двусторонними соглашениями о свободной торговле между США и Канадой и соглашением НАФТА.
При анализе статистических данных и тенденций в инвестиционном обмене США и Канады в начале XXIв мы пришли к выводу, что государства столкнулись с новыми вызовами, что, несомненно, отразилось на состоянии торговли и инвестициях между двумя странами. Собранные статистические данные показали, что в XXIв. появилась тенденция к снижению доли американских ПИИ. В общем объеме прямых иностранных инвестиций в Канаде доля США составляла 406 млрд долл. в 2018 г., что практически в два раза больше, чем в 2006 г., однако их фактическая доля снизилась с 61% до 46%.
При рассмотрении экономической ситуации в мире и на Североамериканском континенте, а также изменений в внешнеторговых стратегиях США и Канады, мы пришли к выводу о том, что уменьшение доли США от общего объема ПИИ в Канаде в большей степени связано с диверсификацией торговли, появлением новых экономических держав и экономическим спадом в мире. Кроме того, Соединенные Штаты пытались вызывать давление на своего северного соседа, чтобы провести свои законодательные акты в области безопасности североамериканского региона.
Исследование показало, что особую роль для американского капитала в Канаде сыграл мировой финансовый кризис 2008 г., из-за чего не только США, но и многим странам пришлось уменьшить свои вклады в экономику Канады, так как снизилась способность компаний к международному обмену инвестициями, так и их готовность осуществлять это инвестирование. В 2008-2018 гг. динамика американских активов в Канаде показала самый низкий рост за последние несколько десятилетий, а американская доля в общем объеме ПИИ упала почти на семь процентов - с 53% в 2008 г. до 46,3% в 2018 г.
Согласно проведенному исследованию, в 2017 г. американский капитал в канадской экономике показал тенденцию к росту, составив 49,1% от общего объема ПИИ в Канаде, что на два процента больше, чем в прошлом году. Однако протекционистская политика президента США Д. Трампа и нежелание премьер-министра Канады Дж. Трюдо мириться с американским внешнеполитическим и внешнеэкономическим курсом плохо отразились на американских активах в Канаде. Проанализировав политическую и торговую полемику лидеров двух держав, мы пришли к выводу о том, что разногласия между США и Канадой, заключение нового соглашения о Североамериканской зоне свободной торговли — USMCA — вызвали негативные тенденции в торговом и инвестиционном обмене между странами. Кроме того, американское правительство пытается с помощью своих активов манипулировать внешнеполитическими действиями Канады, что можно проследить в демонстративном стремлении некоторых крупных американских предприятий за последние два года уйти с канадского рынка.
При оценке изменений в процессах, происходящих в мире на данном этапе, мы можем сделать вывод о том, что 2020 г. принес новые угрозы экономическому порядку не только в США и Канаде, но и во всем мире. Эти изменения отразятся как на инвестиционном климате в государствах, так и на общих объемах осуществляемой торговли. Лидерам североамериканских держав придется отбросить свои разногласия, чтобы выдержать новый экономический шок, возникший с появлением пандемии COVID-19, которая уже затронула все мировые экономики. Появилась необходимость осуществления совместных государств, чтобы уменьшить риски и избежать многочисленных закрытий предприятий, увеличения безработицы и справиться с другими угрозами. Оттаве придется уступить Соединенным Штатам в некоторых внешнеполитических вопросах, чтобы сохранить американские активы в своей экономике. Кроме того, мы пришли к выводу о том, что президентские выборы в октябре 2020 г. сыграют основную роль в дальнейшем развитии двусторонних торговых отношений США и Канады.
Исследование показало, что роль американского капитала в канадской экономике и его степень влияния на внешнюю политику Канады заключается в следующем:
1. Увеличение потока американских инвестиций в экономику Канады во второй половине XX в. превратило Канаду в одного из основных торговых и инвестиционных партнеров Соединенных Штатов;
2. На сегодняшний день влияние инвестиционного потока из США на формирование внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии Канады прослеживается достаточно четко, что вызывает опасения и националистические настроения в канадском обществе;
3. Изменения в двусторонних политических отношениях США и Канады незначительно влияют на динамику обмена инвестициями между странами, однако взаимосвязь этих двух факторов очевидна.
Подводя итог, необходимо отметить, что благодаря американскому капиталу Канады удалось стать одной из процветающих держав, а также укрепить свою связь с Соединенными Штатами. Тем не менее, анализ статистических данных показал, что в последние годы прослеживается постепенное снижение американского капитала в Канаде, которое не связано с экономическим спадом в мире и минувшим экономическим кризисом. Эта тенденция существует на протяжении двух последних десятилетий и будет сохраняться. При этом американский капитал будет играть огромную роль на канадском рынке еще долгие годы, а события, происходящие между двумя странами и в мире, которые мы наблюдаем в последние годы, могут лишь в незначительной степени влиять на исторически сложившуюся зависимость Канады от американской политики и от американского рынка.
1. Организация Американский Государств. // Геополитика [электронный ресурс]. 2012 //URL: http://www.geopolitics.ru/2012/09/organizaciya-amerikanskix-gosudarstv/ (дата обращения: 5.04.2020)
2. Персонально ваш. // Эхо Москвы - эфир от 26.05.2020. //URL: https://echo.msk.ru/programs/personalnovash/2648811-echo/ (дата обращения: 27.05.2020)
3. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) // Ereport.ru [электронный ресурс]. //URL:http://www.ereport.ru/articles/ecunions/nafta.htm (дата обращения: 15.03.2019)
4. Фондовые торги в США закрылись падением индексов. DowJones потерял почти 13%. // ТАСС [электронный ресурс]. 16.04.2020. // URL: https://tass.ru/ekonomika/7997359(дата обращения: 21.05.2020)
5. Цена на нефть Brent упала ниже 30 долларов за баррель. // РИА Новости [электронный ресурс]. 16.03.2020. // URL: https://ria.ru/20200316/1568680129.html(дата обращения: 21.05.2020)
6. A truly sad day: Campbell shutting down Toronto soup plant, cutting 380 manufacturing jobs. // CBC [electronic resource]. 25.01.2019. // URL: https://www.cbc.ca/news/canada/toronto/campbell-soup-closure-1.4502101 (accessed: 18.05.2020)
7. Beyond the Border: A Shared Vision for Perimeter Security and Economic Competitiveness. // Homeland Security [electronic resource]. 2019. // URL: https://www.dhs.gov/beyond-border(accessed: 5.05.2020)
8. Building a Secure and Competitive North America: 2007 Report to Leaders from the North American Competitiveness Council (NACC). // US Chamber of Commerce [electronic resource]. //URL: https://www.uschamber.com/building-secure-and-competitive-north-america-2007-report-leaders-north-american-competitiveness (accessed: 5.05.2020)
9. Canada and the G7. // Government of Canada [electronic resource]. 2020. //URL: https://www.international.gc.ca/world-monde/international_relations-relations_internationales/g7/index.aspx?lang=eng#a4 (accessed: 30.03.2020)
10. Canada and the Organization of American States // Government of Canada [electronic resource]. //URL: https://www.international.gc.ca/world-monde/international_relations-relations_internationales/oas-oea/index.aspx?lang=eng (accessed: 5.04.2020)
11. Canada and the World Statistics Hub - United States. // Statistics Canada [electronic resource]. 2019.//URL: https://www150.statcan.gc.ca/n1/pub/13-609-x/13-609-x2017001-eng.htm (accessed: 25.04.2020)
12. Canada election 2019: full results. // The Guardian [electronic resource]. 2019. //URL: https://www.theguardian.com/world/2019/oct/22/canada-election-2019-full-results (accessed: 15.04.2020)
13. Canada’s Economic Action Plan. // Government of Canada [electronic resource]. 2011.//URL: https://www.infrastructure.gc.ca/prog/eap-pae-eng.html (accessed: 5.05.2020)
14. Canada’s International Transactions in Securities. // Statistic Canada [electronic resource]. 2002. //URL: https://www150.statcan.gc.ca/n1/daily-quotidien/020124/dq020124a-eng.htm (accessed: 01.05.2020)
15. Canada’s State of Trade and Investment Update. 2008.// Government of Canada [electronic resource]. 2008. //URL: https://www.international.gc.ca/economist-economiste/performance/state-point/2008.aspx?lang=eng (accessed: 5.05.2020)
16. Canada’s State of Trade, 2019. // Global Affairs of Canada. 2019. 20th edition. P. 75
17. Canada’s State of Trade: Trade and Investment Update. 2009. // Government of Canada [electronic resource]. 2013. // URL: https://www.international.gc.ca/economist-economiste/performance/state-point/state_2009_point/2009_6.aspx?lang=eng(accessed: 5.05.2020)
18. Canada’s State of Trade: Trade and Investment Update. 2010. // Government of Canada [electronic resource]. 2013. // URL: https://www.international.gc.ca/economist-economiste/performance/state-point/state_2010_point/2010_1.aspx?lang=eng#a1_2(accessed: 5.05.2020)
19. Canada’s State of Trade: Trade and Investment Update. 2013. // Government of Canada [electronic resource]. 2013. // URL: https://www.international.gc.ca/economist-economiste/performance/state-point/state_2013_point/index.aspx?lang=eng(accessed: 5.05.2020)
20. Canada’s State of Trade: Trade and Investment Update. 2016. // Government of Canada [electronic resource]. 2016. // URL: https://www.international.gc.ca/economist-economiste/performance/state-point/state_2016_point/index.aspx?lang=eng#6.0(accessed: 5.05.2020)
21. Canada's balance of international payments, first quarter 2020. // Statistics Canada. 2020. //URL: https://www150.statcan.gc.ca/n1/daily-quotidien/200528/dq200528b-eng.htm (accessed: 21.05.2020)
22. Coca-Cola Canada Bottling Operations Returns to Canadian Ownership. // Bevnet [electronic resource]. 1.10.2018.//URL: https://www.bevnet.com/news/2018/coca-cola-canada-bottling-operations-returns-to-canadian-ownership (accessed: 18.05.2020)
23. Comprehensive and Progressive Agreement for Tranc-Pacific Partnership (CPTPP). // Government of Canada [electronic resource]. 2020. // URL: https://www.international.gc.ca/trade-commerce/trade-agreements-accords-commerciaux/agr-acc/cptpp-ptpgp/index.aspx?lang=eng (accessed: 18.05.2020)
24. Consellation Brands increases stake in Canopy Growth Group. // Beverage Daily [electronic resource]. 5.05.2020. //URL: https://www.beveragedaily.com/Article/2020/05/05/Constellation-Brands-increases-stake-in-Canopy-Growth-Corp (accessed: 18.05.2020)
25. Early postwar developments. // Encyclopedia Britannica [electronic resource]. 2018.//URL: https://www.britannica.com/place/Canada/Early-postwar-developments (accessed: 30.04.2020)
26. Estimated British and foreign capital invested in Canada. // Statistics Canada [electronic resource]. 2009.//URL:https://www65.statcan.gc.ca/acyb02/1947/acyb02_19470938002-eng.htm (accessed: 25.04.2020)
27. EU-Canada Comprehensive Economic and Trade Agreement (CETA). // European Commission [electronic resource]. 2019. // URL: https://ec.europa.eu/trade/policy/in-focus/ceta/ (accessed: 18.05.2020)
28. Foreign direct investment, 2011. // Statistics Canada [electronic resource]. 2012. //URL: https://www150.statcan.gc.ca/n1/daily-quotidien/120419/dq120419b-eng.htm(accessed: 5.05.2020)
29. Foreign Direct Investment - 2015. // The Daily [economic resource]. 2016. // URL: https://www150.statcan.gc.ca/n1/daily-quotidien/160426/dq160426a-eng.htm(accessed: 05.2020)
30. Foreign direct investment (FDI) in Canada. // Nordea [electronic resource]. 2020. //URL: https://www.nordeatrade.com/fi/explore-new-market/canada/investment (accessed: 20.05.2020)
31. Foreign direct investment, 2017. // Statistics Canada [electronic resource]. 2018. // URL: https://www150.statcan.gc.ca/n1/daily-quotidien/180425/dq180425a-eng.htm (accessed: 20.05.2020)
32. Foreign direct investment. // The Daily [electronic resource]. 2008. //URL: https://www150.statcan.gc.ca/n1/daily-quotidien/080506/dq080506b-eng.htm(accessed: 5.05.2020)
33. Foreign Ownership and the Structure of Canadian Industry: Report of the Task Force on the Structure of Canadian Industry. // Privy Council Office. Ottawa. 1968
34. From NAFTA To USMCA Free Trade In North America Today & Tomorrow // Livingston. 2018 // URL: https://www.livingstonintl.com/nafta/ (accessed: 20.05.2020)
35. How Trump could take America out of NAFTA // The Economist. 2017 // URL: https://www.economist.com/the-economist-explains/2017/01/22/how-donald-trump-could-take-america-out-of-nafta (accessed: 15.05.2020)
36. International merchandise trade for all countries and by Principal Trading Partners, monthly. // Statistics Canada [electronic resource].URL: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/tv.action?pid=1210001101 (accessed: 15.05.2020)
37. Investment Canada Act of 1985. // Investment Policy Hub [electronic resource].//URL: https://investmentpolicy.unctad.org/investment-laws/laws/166/canada-investment-canada-act- (accessed: 5.05.2020)
38. Investment outlook 2019: More volatility ahead. // Money Sense [electronic resource]. 2019. //URL: https://www.moneysense.ca/save/investing/stocks/2019-outlook-the-economist-the-strategist-and-the-cio/ (accessed: 20.05.2020)
39. Kraft Heinz Announces Closing of the Sale of its Canadian Natural Cheese Business to Parmalat. // Bloomberg [electronic resource]. 2.07.2019. //URL: https://www.bloomberg.com/press-releases/2019-07-02/kraft-heinz-announces-closing-of-the-sale-of-its-canadian-natural-cheese-business-to-parmalat (accessed: 18.05.2020)
40. Long-Term Effectiveness of Canada’s Economic Action Plan. // Parliament of Canada [electronic resource]. 2012. //URL: https://www.ourcommons.ca/DocumentViewer/en/41-1/PACP/report-10/response-8512-411-167 (accessed: 5.05.2020)
41. Merchandise trade: Canada's top 10 principal trading partners – Seasonally adjusted. // Statistics Canada. //URL: https://www150.statcan.gc.ca/n1/daily-quotidien/190509/t001a-eng.htm(accessed: 21.05.2020)
42. Monthly Merchandise Trade Report. March 2020. // Office of the Chief Economist. 2020. P.4.
43. Monthly Report on Canada's International Merchandise Trade Performance, January 2020. // Government of Canada [electronic resource]. 2020. //URL: https://www.international.gc.ca/economist-economiste/performance/monthly-mensuel.aspx?lang=eng (accessed: 21.05.2020)
44. National Defense Strategy of the United States of America 2018. P. 4
45. News Conference with Leaders of US, Mexico and Canada. // The New York Times [electronic resource]. 2005. //URL: https://www.nytimes.com/2005/03/23/international/americas/news-conference-with-leaders-of-us-mexico-and-canada.html (accessed: 5.05.2020)
46. North American Competitiveness Council. // American society [electronic resource]. //URL: https://www.as-coa.org/north-american-competitiveness-council (accessed: 5.05.2020)
47. North American Free Trade Agreement. // NAFTA Secretariat. 2014.//URL: https://www.nafta-sec-alena.org/Home/Texts-of-the-Agreement/North-American-Free-Trade-Agreement (accessed: 5.05.2020)
48. Notice of intent to impose countermeasures action against the United States in response to tariffs on Canadian steel and aluminum products. // Government of Canada [electronic resource]. 2018. // URL: https://www.canada.ca/en/department-finance/programs/consultations/2018/notice-intent-impose-countermeasures-action-against-united-states-response-tariffs-canadian-steel-aluminum-products.html (accessed: 15.05.2020)
49. OECD. Economic Surveys: Canada. 1971. P. 50
50. Policy Statement on Foreign Investment Review and COVID-19. // Government of Canada. 18.032020. // URL: https://www.ic.gc.ca/eic/site/ica-lic.nsf/eng/lk81224.html (accessed: 21.05.2020)
51. Procter & Gamble closing Ontario plant, will lay off 480. // Manufacturing Automation [electronic resource]. - 1.06.2017. //URL: https://www.automationmag.com/7136-procter-gamble-closing-ontario-plant-will-lay-off-480/ (accessed: 18.05.2020)
52. Statements by President Barack Obama and Prime Minister of Canada Stephen Harper of Canada. // Office of the Press Secretary. 2011. //URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2011/12/07/statements-president-barack-obama-and-prime-minister-canada-stephen-harp(accessed: 5.05.2020)
53. Statistics Canada. Table 36-10-0025-01 Balance of international payments, flows of Canadian direct investment abroad and foreign direct investment in Canada, quarterly (x 1,000,000). //URL:https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/cv.action?pid=3610002501#timeframe (accessed 28.05.2020)
54. Stock of Foreign Direct Investment (FDI) in Canada, 2018. // Government of Canada [electronic resource]. 2018. //URL: https://www.international.gc.ca/economist-economiste/statistics-statistiques/fdi-ide-2018.aspx?lang=eng(accessed: 20.05.2020)
55. The 2008 financial crisis: Through the eyes of some major player. // The Globe and Mail [electronic resource]. 2013. //URL: https://www.theglobeandmail.com/report-on-business/the-2008-financial-crisis-through-the-eyes-of-some-major-players/article14322993/(accessed: 5.05.2020)
56. The Canadian-US Free Trade Agreement. Foreign Affairs, Trade and Development Canada. 1987.//URL: https://www.international.gc.ca/trade-commerce/assets/pdfs/agreements-accords/cusfta-e.pdf (accessed: 20.04.2020)
57. The International Trade Organization: Functions, Origin, Organization // WTO официальныйсайт. //URL: https://docs.wto.org/gattdocs/q/GG/SEC/53-36.PDF (accessed: 6.04.2020)
58. The Security and Prosperity Partnership of North America: Prosperity Agenda. // US Department of State [electronic resource]. 2005. //URL: https://2001-2009.state.gov/p/wha/rls/prsrl/2005/69848.htm (accessed: 5.05.2020)
59. The Trudeau years, 1968–84. // Encyclopedia Britannica. [electronic resource]. 2018. //URL: https://www.britannica.com/place/Canada/The-Trudeau-years-1968-84 (accessed: 30.03.2020)
60. The United States and Canada Announce First-Ever Binational Border Infrastructure Investment Plan. // Homeland Security [electronic resource]. 2013. //URL: https://www.dhs.gov/news/2013/05/30/united-states-and-canada-announce-first-ever-binational-border-infrastructure(accessed: 5.05.2020)
61. 'This is a tough week': GM to end automotive production in Oshawa. // CBC [electronic resource]. - 17.12.19. //URL: https://www.cbc.ca/news/canada/toronto/gm-closing-oshawa-facility-1.5398177(accessed: 20.05.2020)
62. Trade policy review - Report by Canada. // World Trade Organization. September 30, 2015.
63. Trade Policy Review - Report by Canada. // World Trade Organization. 12.02.2003.P.5-10.
64. Trade Policy Review - Report by Canada. // World Trade Organization. 13.03.2007. - P.3-10.
65. Trade policy review. Report by the Secretariat. Canada. // World Trade Organization. September 30, 2015.
66. TransCanada Pipelines Limited. // Encyclopedia [electronic resource]. - 2020.//URL: https://www.encyclopedia.com/books/politics-and-business-magazines/transcanada-pipelines-limited (accessed: 30.04.2020)
67. US and Canada Smart Border Declaration. // Legislation Online [electronic resource]. //URL: https://www.legislationline.org/documents/id/7543 (accessed: 30.04.2020)
68. US lifts steel and aluminum tariffs on Canada. //BBC. - 17.05.2019. // URL: https://www.bbc.com/news/business-48309703(accessed: 15.05.2020)
69. US-Canada Automotive Products Agreement of 1965. US Government Printing Office. Washington D.C., 1965. p.34
70. US-Canada Economic Relations. // The Embassy of the United States of America [electronic resource]. //URL: https://photos.state.gov/libraries/canada/303578/pdfs/us-canada-economic-relations-factsheet.pdf(accessed: 5.05.2020)
71. What is Canada Trade Mission. // International Trade Canada [electronic resource]. 2008 //URL: https://web.archive.org/web/20050823030927/http://www.tcm-mec.gc.ca/ctm-en.asp (accessed: 10.04.2020)
72. World Investment Report 2000. UNCTAD. 2000. P.148.
Литература:
73. Бабаев Э.А. Основные направления внешней политики Канады в 1984-1993 гг. // Вестник Томского государственного университета. 2013. №376. С. 81.
74. Бабаев Э.А. Премьер-министр Канады Мартин Брайан Малруни: политический портрет. // Наука и Школа. 2012. №3. С.186
75. Барлет Б. Об истории торговли. // Электронная библиотека «InLiberty». 1997 // URL: http://old.inliberty.ru/library/235-ob-istorii-torgovli (дата обращения: 10.04.2020)
76. Данилов С.Ю. История Канады. М., 2006. С. 88
77. Имкина Е.С. НАФТА: проблемы функционирования и новое будущее // Сборник: Актуальные проблемы международных отношений в условиях формирования мультиполярного мира. 2018. С. 103.
78. Исраелян Е.В. Канада и фактор Трампа. // Россия и Америка в XXI веке. 2019. №S1. С.11.
79. Исраэлян Е.В.Лестор Пирсон и «Золотое десятилетие канадской дипломатии». // США и Канада: экономика, политика и культура. 2017. №7(571). С. 99
80. Комкова Е.Г. Канадско-американские отношения в 2018 г.: от пересмотра НАФТА до перехода на личности. // Россия и Америка в XXI веке. №1, 2019. С. 2.
81. Комкова Е.Г.Канадско-американские отношения в 2019 г.: меморандум о «критически важных» минералах, «двуличный» Трюдо. // Россия и Америка в XXI в.№1, 2020.
82. Комкова Е.Г. Метаморфозы кубинской политики Канады. // Латинская Америка. М. 2003. №5. С. 50.
83. Комкова Е.Г. Развитие теории международной экономической интеграции в Канаде // США и Канада: экономика, политика и культура. 2010, №6 (486). С. 63-80
84. Комкова Е.Г. Североамериканская модель интеграции // США и Канада: экономика, политика и культура. 2011. №10 (502). С. 3-20.
85. Минкова К.В. «Мы должны вместе подняться или вместе упадем»: позиция Канады на переговорах по созданию Международной торговой организации в 1946-1947 гг. // Канадский ежегодник. 2016. №20 (20). С. 106-123.
86. Минкова К.В. Международная многосторонняя торговля. От античности до ВТО. // К.В. Минкова; под ред. Ю. Г. Акимова // СПб: изд-во СПбГУ. 2006. С. 220.
87. Минкова К.В. Международная торговля: теория и история. // СПб., Скифия-Принт, 2016. С. 81
88. Минкова К.В., Цветков И.А. История стран Северной Америки: Учебное пособие. – СПб.: СКИФИЯ-принт, 2018. С. 190.
89. Немова Л.А. Иностранные инвестиции и национальная безопасность. Канадский опыт оценки потенциальных угроз. // США и Канада: экономика, политика и культура. 2016. №5 (557). С. 18-30.
90. Тишков В. А., Кошелев Л. В. История Канады. — М.: Мысль, 1982. С. 241.
91. Федорова В.В. Североамериканское соглашение о свободной торговле: уроки истории и современность. // Вестник Московского университета. 2012. Серия 11. №6. С. 76.
92. Хорошилов Е. Е. Взаимные прямые инвестиции США и Канады в первые два года президентства Трампа // Россия и Америка в XXI веке. 2019. спецвыпуск. С. 3.
93. Хорошилов Е.Е. Иностранный капитал в Канаде // Россия и Америка в XXI веке. 2013, № 1.С. 9
94. Хорошилов Е.Е. Прямые инвестиции Канады в США в контексте эволюции канадского капитала // Россия и Америка в XXI веке. 2019, № 1. С. 3-10.
95. Яковлев П.П. USMCA: перезагрузка зоны свободной торговли в Северной Америке // Латинская Америка. 2018. №12. С. 6-21.
96. Banting K.G.Royal Commission on Economic Union and Development Prospects for Canada. // The Canadian Encyclopedia [electronic resource]. 2006. //URL: https://www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/royal-commission-on-economic-union-and-development-prospects-for-canada (accessed: 3.04.2020)
97. Belshaw J.D. Canadian History: Post-Confederation. B.C..: Campus. 2016. P. 526.
98. Bonder J. L. The Threats and Mirages of Canada-US Trade History. // Policy Options [electronic resource]. 2018.//URL: https://policyoptions.irpp.org/magazines/june-2018/the-threats-and-mirages-of-canada-us-trade-history/ (accessed: 30.10.2019)
99. Bonder J. L. U.S.-Canada trade under Trudeau minority governments: Then and now // The conversation [electronic resource]. 2018. //URL: https://theconversation.com/u-s-canada-trade-under-trudeau-minority-governments-then-and-now-125919 (accessed: 20.04.2020)
100. Boroun N. Consider Canada City Alliance Impact of COVID-19 on FDI activities in Canada. // Consider Canada City Alliance. 2020. //URL:https://edmontonglobal.ca/consider-canada-city-alliance-impact-of-covid-19-on-fdi-activities-in-canada/ (accessed: 21.05.2020)
101. Bothwell R. Jean Chretien. // The Canadian Encyclopedia [electronic resource]. 2012. //URL: https://thecanadianencyclopedia.ca/en/article/joseph-jacques-jean-chretien (accessed: 10.04.2020)
102. Bryan B. An under-the-radar move by Canadian Prime Minister Trudeau showed that Canada is ready to get tough with Trump on trade. // Business Insider [electronic resource]. 2018. // URL: https://www.businessinsider.com/trudeau-cabinet-trade-trump-tariff-trade-war-2018-7(accessed: 18.05.2020)
103. Chapell B. U.S. Will Lift Tariffs On Steel And Aluminum From Canada And Mexico. // NPR. - 17.05.2019. // URL: https://www.npr.org/2019/05/17/724357441/u-s-to-lift-tariffs-on-canadas-and-mexico-s-steel-and-aluminu m(accessed: 15.05.2020)
104. Chretien J. A. Modern Foreign Policy. //The Empire Club of Canada Addresses. 1990.P.246.
105. Cleroux P. 2020 economic outlook: modest Canadian growth amid uncertainty. // BDC [electronic resource]. 2019. //URL: https://www.bdc.ca/en/blog/pages/2020-economic-outlook-canada.aspx(accessed: 20.05.2020)
106. Cooper A.,Waiting at the Perimeter: Making US Policy in Canada. // Vanishing Borders. P. 40.
107. Crane D. Canada-US Economic Relations// The Canadian Encyclopedia [electronic resource]. 2009. //URL: https://www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/economic-canadian-american-relations (accessed: 30.10.2019)
108. Cuiriak D. How Should Canada Respond to US Trade Policy? // Centre for International Governance Innovation [electronic resource]. 2019. // URL: https://www.cigionline.org/articles/how-should-canada-respond-us-trade-policy(accessed: 18.05.2020)
109. Gordon S. Recession of 2008-2009 in Canada. // The Canadian Encyclopedia [electronic resource]. 2017. //URL: https://www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/recession-of-200809-in-canada (accessed: 5.05.2020)
110. Granatstein J.L., Cuff R.D. Canada and the Marshall Plan, June - December 1946. // Historical Papers. 1977, Volume 12, Issue 1. P. 199
111. Green Ch. Canadian Industrial Organization and Policy. McGraw-Hill Ryerson, 1980. P. 302
112. Haggart B. Canada and United States: Trade, Investment, Integration and the Future. // Ottawa: Government of Canada Economics Division. 2001.
113. Hertzberg E. Foreign direct investment in Canada hits its highest in four years. // Bloomberg News [electronic resource]. 2019. // URL: https://www.bnnbloomberg.ca/foreign-direct-investment-in-canada-hits-its-highest-in-four-years-1.1308660(accessed: 20.05.2020)
114. Hervey J.L. Canadian-US Autopact - 13 years after. // Economic Perspectives. 1978. P.19
115. Jones D.T. Canada and the US in the Chretien Years: Edging Towards Confrontation. // Policy Options [electronic resource]. 2001. //URL: https://policyoptions.irpp.org/magazines/the-911-attack/canada-and-the-us-in-the-chretien-years-edging-toward-confrontation/ (accessed: 5.04.2020)
116. MacEchan A. Behind the Fall of Joe Clark. // The Star [electronic resource]. 2009. //URL: https://www.thestar.com/opinion/2009/12/11/behind_the_fall_of_joe_clark.html (accessed: 30.03.2020)
117. MacEchan J. The Budget. // Department of Finance of Canada.1980. P. 9.
118. McKercher. Dealing with Diefenbaker: Canada-US relations in 1958. // International Journal. 2011. Vol. 66, No. 4. Pp.1042-1060.
119. McKibbin W. Fernando R. The economic impact of COVID-19. // Economics in the Time of COVID-19. CEPR Press, 2020. P.45.
120. Mindock K. Professor who predicted last 9 elections warns coronavirus could 'doom' Trump in 2020. // Independent [electronic resource]. 2020. //URL: https://www.independent.co.uk/news/world/americas/us-politics/will-trump-win-election-coronavirus-2020-predictions-polls-a9362041.html(accessed: 21.05.2020)
121. Murphy J. Canada-US trade: How Trudeau might hit back against Trump. // BBC. - 12.06.2018. // URL: https://www.bbc.com/news/world-us-canada-44459198 (accessed: 15.05.2020)
122. Nemeth T. Consolidating the Continental Drift: American Influence on Diefenbaker’s National Oil Policy. // Journal of the Canadian Historical Association. 2002. vol.13. P. 191.
123. Rosenfeld H. The North American Auto Industry in Crisis. // Monthly Review [electronic resource]. 2009. //URL: https://monthlyreview.org/2009/06/01/the-north-american-auto-industry-in-crisis/(accessed: 5.05.2020)
124. Sands Ch. Why Canada shouldn’t always count on special treatment from the US. // The Conversation [electronic resource]. 2018. // URL: https://theconversation.com/why-canada-shouldnt-always-count-on-special-treatment-from-the-u-s-93235(accessed: 15.05.2020)
125. Shapiro D., Jing L. How coronavirus is changing the rules on foreign investment in essential areas. // The Conversation. 2020. //URL: https://theconversation.com/how-coronavirus-is-changing-the-rules-on-foreign-investment-in-essential-areas-135660 (accessed: 21.05.2020)
126. Tower C. Jean Chretien says his government has Canada’s economy back on track. // JOC [electronic resource]. 1997. //URL: https://www.joc.com/maritime-news/jean-chretien-says-his-government-has-canadas-economy-back-track_19970428.html (accessed: 10.04.2020)
127. Villarreal M., Lake J. Security and Prosperity Partnership of North America: An Overview and Selected Issues. // Congressional Research Service. 2009. P. 3.
128. Wilkinson B.W. Free Trade. // The Canadian Encyclopedia [electronic resource]. 2006. //URL: https://www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/free-trade (accessed: 5.04.2020)