Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИИ

Работа №24649

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы57
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
748
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Общая характеристика накопительной пенсии 10
1.1. Накопительная пенсия как основной способ выплаты пенсионных накоплений 10
1.2. Взаимосвязь с правом на страховую пенсию 18
ГЛАВА 2. Способы формирования пенсионных накоплений 23
2.1. Страховые взносы 23
2.1.1. Дополнительный взнос за счет собственных средств застрахованного лица 24
2.1.2. Дополнительный взнос за счет средств работодателя. 27
2.1.3. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений (государственное софинансирование) 30
2.1.4. Направление средств материнского капитала на формирование накопительной пенсии 34
2.2. Инвестирование средств пенсионных накоплений 37
2.2.1. Государственная управляющая компания 38
2.2.2. Управляющая компания, отобранная по конкурсу 40
2.2.3. Негосударственный пенсионный фонд 41
ГЛАВА 3. Накопительная пенсия в международном аспекте 43
Заключение 50
Список использованных источников 53


Пенсионная система любого государства - не статичное явление, эта система постоянно находится в развитии, сталкиваясь с теми или иными рисками, характерными для конкретного общества на соответствующем этапе его развития, которые ей требуется преодолеть, чтобы обеспечить собственную эффективность, в первую очередь с точки зрения защиты пенсионных прав граждан и обеспечения финансовой устойчивости. Сейчас трудно себе уже представить, что фактически совсем недавно, каких-нибудь 100 лет тому назад, говорить о полноценных пенсионных системах, обеспечивающих широкий охват населения, не приходилось. Теперь же в развитых государствах, в том числе и в Российской Федерации, системы пенсионного обеспечения гарантируют защиту граждан при наступлении всех социально значимых обстоятельств или страховых случаев, к которым относятся достижение определенного возраста, инвалидность и потеря кормильца, и при этом имеют важнейшее значение для доходов граждан и развития экономики .
В соответствии со статьей 7 Конституцией, Российская Федерация это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека . Во исполнение этого конституционного положения государство взяло на себя целый ряд основополагающих обязательств в области охраны труда и здоровья людей, обеспечения гарантированного минимального размера оплаты труда, поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и престарелых, развития системы социальных служб, выплаты государственных пенсий и пособий, а также осуществления иных гарантий социальной защиты. Таким образом, пенсионное обеспечение является одним из элементов социальной политики Российской Федерации, а право на пенсию - одно из основных прав, установленных Конституцией РФ. Более того, правовое регулирование пенсионного обеспечения называют основным институтом отрасли права социального обеспечения .
Несмотря на то, что Россия провозглашена социальным государством, статистика свидетельствует о низком жизненном уровне подавляющего большинства населения, в особенности нетрудоспособного. Ухудшается здоровье, сокращается средняя продолжительность жизни. Регулярный пересмотр размеров государственных пенсий, являлось недостаточной мерой для удовлетворения насущных потребностей получающих их граждан. Таким образом, государство пришло к выводу, что нормативно-правовые акты, образующие систему пенсионного законодательства, не отвечают потребностям общества и остро встал вопрос о проведении пенсионной реформы и корректировки пенсионной системы в целом.
Пенсионная реформа, начало которой положено еще в начале 90-х годов прошлого века, в значительной степени отражает накопленный мировой опыт в сфере пенсионного обеспечения и направлена на совершенствование механизмов распределения национально дохода.
Долгое время, вплоть до 2002 г., в России функционировала так называемая распределительная система обязательного пенсионного обеспечения. Ее суть заключалась в том, что собранные за определенный год отчисления социального налога, уплачиваемого работодателями, направлялись на выплаты пенсионерам.
Известно, что такая система актуальна при условии значительного превышения числа работающих граждан над числом пожилых людей, находящихся на пенсии. В свое время в СССР на одного пенсионера приходилось пять работающих граждан. Однако в РФ в силу обострения демографической проблемы ситуация совершенно иная. Так, в 2011 г. на одного пенсионера уже приходилось меньше двух (1,7) работающих граждан. И в ближайшей перспективе, по мнению экспертов, положение может еще более
усугубиться. Население России быстро стареет: по самым пессимистичным оценкам, к 2030 г. соотношение пенсионеров и работающих может составить 1:1. Вполне очевидно, что в таких условиях распределительная пенсионная система оказывается просто несостоятельной. Поэтому ее сохранение в РФ в неизменном виде могло привести к тому, что отношение пенсии к зарплате в 2030 г. составило бы 17%. Понятно, что сохранение отношения пенсии к зарплате на приемлемом уровне (не ниже 40%) требует от государства постоянного увеличения расходов на пенсионное обеспечение граждан. При этом известно, что если государство не в состоянии увеличить свои расходы, то оно вынуждено снижать размеры пенсий, что приводит к отрицательным последствиям - увеличению уровня смертности и бедности среди лиц пенсионного возраста, росту социальной напряженности в обществе. Другой путь - увеличение налогов, что увеличивает налоговую нагрузку на бизнес, исправно платящий налоги, что может негативно сказаться на экономическом развитии .
Ни один из этих путей не приемлем для социального государства, вместе с тем мировая практика показывает, что выходом из такой ситуации может быть внедрение новых пенсионных схем. Они должны сочетать в себе распределительный элемент, когда часть пенсии назначает и выплачивает государство, а также накопительный элемент, когда государство вводит в пенсионную систему накопительный компонент и передает часть своих функций в сфере обязательного пенсионного страхования в частные руки.
Пенсионная реформа стартовала в 2002 г. В ее рамках в систему обязательного пенсионного страхования был введен накопительный элемент, который стал обязательным для определенной категории застрахованных лиц. По замыслу идеологов пенсионной реформы, в РФ трансформация системы пенсионного обеспечения должна была обеспечить дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет обязательного инвестирования накопительной части трудовой пенсии, а также установить зависимость размера пенсии от размера зарплаты .
Правовую основу реформы системы обязательного пенсионного страхования первоначально составили два законодательных акта - Закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" , который установил организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ. И Закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" , который определил основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. Позднее был принят "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" , установивший правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, а также другие законодательные акты.
Казалось бы, принятые меры должны решить проблемы пенсионного обеспечения, однако 2013 была утверждена стратегия долгосрочного развития пенсионной системы. В соответствии с ней, десятилетний опыт формирования пенсионных накоплений выявил ряд проблем накопительной составляющей пенсионной системы, основными из которых являются:
- снижение пенсионных прав граждан, включенных в обязательную накопительную систему, по сравнению с правами, формирующимися в распределительной системе;
- направление в накопительную составляющую из распределительной 6 процентов тарифа, что усилило ее общую несбалансированность и снизило возможность формирования пенсионных прав основной массы пенсионеров;
- недостаточная финансовая устойчивость негосударственных пенсионных фондов и возрастающие по мере увеличения объемов пенсионных накоплений риски, связанные с обеспечением пенсионных выплат;
- отсутствие эффективных механизмов гарантий сохранности и возвратности пенсионных накоплений;
- издержки администрирования накопительной составляющей пенсионной системы, уменьшающие доходность по результатам ее инвестирования .
Перед государством уже встал вопрос не о реформировании всей пенсионной системы в целом, а отдельных ее элементов. Нас интересует накопительная составляющая. Следует напомнить, что до 2013 г. формирование накопительной части трудовой пенсии исходя из 6-процентного тарифа отчислений было обязательным для всех застрахованных лиц 1967 года рождения и моложе.
При этом на первом этапе реформы накопительного компонента (в 2013 г.) гражданам было предоставлено право выбора: направлять только 4% на распределительную составляющую (2% тарифа страховых взносов обязательно должны направляться на финансирование накопительной части трудовой пенсии) или в полном объеме аккумулировать страховые взносы для формирования и инвестирования пенсионных накоплений исходя из 6%-ного индивидуального страхового тарифа .
На следующем этапе реформы накопительного компонента выбор застрахованным лицом участия в формировании своих пенсионных прав существенно оптимизирован. Он позволяет каждому работнику направлять всю сумму отчислений на формирование своей страховой пенсии при полном отказе от накопительной пенсии. Президентом РФ была подписана серия так называемых пенсионных законов, вступающих в силу с 1 января 2015 г., в соответствии с которыми накопительная часть трудовой пенсии была выделена из состава трудовой пенсии по старости как элемент, не имеющий солидарного характера, и преобразована в самостоятельный вид пенсии - накопительную пенсию.
Таким образом, в связи с вступлением в силу с 1 января 2015 года глобальных изменений пенсионного законодательства, на сегодняшний день трудовая пенсия по старости разделилась на две самостоятельные части - страховую и накопительную пенсию, каждая из которых регулируется отдельным федеральными законами. Накопительная часть трудовой пенсии по старости, которая была сформирована до 1 января 2015 г., с указанной даты считается накопительной пенсией .
Так же, в рамках пенсионной реформы, законодатель предоставил право выбора гражданам дальнейшего пути формирования своей пенсии: либо оставить и накопительную и страховую пенсию, либо отказаться от накопительной, тем самым направив все взносы на формирование страховой пенсии . Такой выбор должны сделать все граждане 1967 года и моложе, ввиду того, что еще в 2005 года правительство внесло изменения и накопительные счета у граждан старше 1967 года рождения перестали пополняться. Таким образом, у мужчин 1952-1966 года рождения и женщин 1956-1966 года рождения пенсионные накопления сформировались лишь за период 2002-2004 года. Стоит отметить, что независимо от того, оставит гражданин накопительную пенсию или откажется от ее дальнейшего формирования, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться управляющей компанией или НПФ и выплачиваться в полном объеме с учетом инвестиционного дохода, когда гражданин получит право выйти на пенсию и обратится за ее назначением .
Срок принятия решения для определения дальнейшей судьбы накопительной пенсии первоначально был установлен до конца 2014 года, но затем продлен до конца 2015 года, в ином случае по умолчанию накопительная пенсия формироваться не будет. Исключение сделано для граждан, которые впервые вступают в трудовые правоотношения: они имеют право выбора в течение пяти лет после начала трудовой деятельности . В случае, если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данные застрахованные лица не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет.
Так или иначе, для граждан, пожелавших продолжить формировании накопительной пенсии есть возможность в любой момент отказаться от ее дальнейшего формирования путем подачи заявления в пенсионный фонд.
Таким образом, встает вопрос об оценке эффективности правового регулирования накопительной пенсии. На данный вопрос мы и постараемся ответить в настоящей работе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить накопительную пенсию как основной источник выплаты пенсионных накоплений;
-рассмотреть взаимосвязь накопительной пенсии со страховой;
- изучить способы формирования пенсионных накоплений;
-рассмотреть накопительную пенсию в международно-правовом аспекте. Выпускная квалификационная работа состоит из 3 глав, 11 параграфов, введения и списка использованных источников.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При написании работы мы дали оценку эффективности правового регулирования накопительной пенсии. По результатам рассмотрения положений законодательства, специализированной литературы и статистических данных мы приходим к следующим выводам.
Демографических кризис и ряд других проблем подтолкнуло государство к кардинальным изменениям пенсионной системы, в том числе к переходу от распределительной системы к накопительной.
Можно выделить множество плюсов накопительной системы формирования пенсионных накоплений, например, таких как: устойчивость к ухудшению демографической ситуации, не зависимость от соотношения работающих и пенсионеров, обеспечение справедливой дифференциации пенсий, предоставление права гражданам самим распоряжаться своими накоплениями получать доход от их инвестирования.
Но, не смотря на все свои плюсы, накопительная пенсия так и не стала обязательной. Законодатель предоставил гражданам право выбора варианта пенсионного обеспечения, причем по умолчанию для лиц, не определившихся с пенсионными накоплениями в дальнейшем, законодатель исключил формирование накопительной пенсии. Более того, каждое застрахованное лицо может в любой момент отказаться от дальнейшего формирования накопительной части даже если ранее сделал выбор в ее пользу, но не наоборот.
По нашим расчетам, общая сумма будущей страховой и накопительной пенсии, для лиц продолживших ее формирование, будет меньше чем у лиц, которые отказались от накопительной составляющей и направляют все пенсионные взносы на формирование страховой пенсии. Более того, для определения величины индивидуальных пенсионных коэффициентов учитывается только сумма страховой части на индивидуальном счете, которая существенно ниже для граждан, пожелавших оставить накопительную пенсию. Поэтому, чтобы набрать определенную сумму баллов индивидуального коэффициента таким гражданам при прочих равных понадобится большее
количество времени. Из этого мы приходим к выводу, что будущие пенсионеры экономически не заинтересованы в формировании накопительной пенсии.
Законодателем были предприняты попытки привлечения дополнительных средств на формирование накопительной пенсии с помощью различных механизмов: программы государственного софинансирования вкладов, предоставление возможности расходования части средств материнского капитала для формирования накопительной пенсии, возможность внесения дополнительных взносов как самим работником, так и работодателем. Но не смотря на все это, должного результата не было достигнуто - отсутствует возможность вступления в программу софинансирования на сегодняшний день, процент семей, предпочитающих расходовать материнский капитал на будущую пенсию близится к нулю, у граждан и организаций отсутствует финансовая возможность внесения дополнительных вкладов в связи с нестабильной финансовой обстановкой в стране.
На сегодняшний день продлен мораторий на формирование накопительной пенсии: все взносы уплачиваемые работодателем идут исключительно на формирование страховой пенсии. Это связано с тем, что суммы пенсионных накоплений поступивших на накопительную пенсию не используются для текущих выплат пенсий пенсионерам и не оседают в пенсионном фонде, в отличие от взносов на страховую пенсию - их пенсионный фонд России расходует на начисление пенсий нынешним пенсионерам.
Все страны, меняя свою систему пенсионного обеспечения, идут по одному направлению: от распределительного механизма к накопительному. К сожалению, реформа системы пенсионного обеспечения в РФ 2015 года идет абсолютно другим путем, предлагая поощрять именно распределительные принципы и делая накопительную часть не обязательным, а добровольным.
Государство пошло по пути возврата к преобладанию распределительной системы, сделав накопительную составляющую необязательной. По моему мнению, такое решение с учетом постоянного увеличения доли пожилого 51
населения и сокращения числа лиц трудоспособного возраста, является не разумным.
Руководствуясь вышеизложенным, можно сделать вывод, что на сегодняшний день нельзя говорить об эффективном правовом регулировании накопительной пенсии. Переход к накопительной системе государству необходим, но он не должен быть резким и радикальным. Реформирование пенсионной системы в целом требует комплексного подхода. Невозможно реформировать пенсионную систему в отрыве от реформы заработной платы и системы налогообложения, развития экономики и других сфер. В программных документах должна быть четко сформулирована цель реформ, понятная и принятая обществом. Более того, реформа не должна ущемлять прав сегодняшних пенсионеров и лиц предпенсионного возраста, так как они уже не имеют возможности повлиять на формирование пенсионных накоплений.



1) Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 12.12.1993 с учетом поправок от 21.07.2014 // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2) О накопительной пенсии [Электронный ресурс]: федер. закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3) О страховых пенсиях [Электронный ресурс] : федер. закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ с изменениями на 01.01.2016 // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4) О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.11.2011 N 360-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5) О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений [Электронный ресурс] : федер. закон от 28.12.2013 N 422-ФЗ с изменениями на 01.01.2015 // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6) О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения [Электронный ресурс] : федер. закон от 04.12.2013 N 351-ФЗ с изменениями на 01.01.2015 // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
7) Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ с изменениями на 14.212.2015// СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8) О трудовых пенсиях в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ с изменениями на 04.06.2014 // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
9) О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
10) Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ с изменениями на 01.01.2015 // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
11) О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ с изменениями на 01.01.2016 // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
12) О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и
государственной поддержке формирования пенсионных накоплений [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ с изменениями на 01.01.2015 // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
13) Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2016 год [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2015 N 384-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
14) О негосударственных пенсионных фондах [Электронный ресурс] : федер. закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ с изменениями на 09.02.2016 // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
15) Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования [Электронный ресурс] : федер. закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ с изменениями от 01.05.2016// СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
16) О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд
социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2016 г. [Электронный ресурс] : постановление правительства РФ от 26.11.2015 N 1265 // СПС
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
17) О назначении Банка внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанка) государственной управляющей компанией по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений [Электронный ресурс] : постановление правительства РФ от 22.01.2003 N 34// СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
18) Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации [Электронный ресурс] : распоряжение правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
19) Правила отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии, [Электронный ресурс] : утв. приказом Минтруда России от 30.04.2013 N 184н // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
20) О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в
Красноярском крае [Электронный ресурс] : закон Красноярского края от 09.06.2011 N 12-5937 с изменениями на 03.03.2015) // СПС
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Специальная литература
21) Березина Е.В. Новая формула расчета пенсии [Электронный ресурс] / Березина Е.В. // Налоговый вестник. -2015. -N 3. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
22) Вавулин Д.А., Федотов В.Н. Комментарий к Федеральному Закону от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (Постатейный) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
23) Выговская И.Г. Пенсионное обеспечение как основа социальной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
24) Евсеева О.В. Как вернуть материнский капитал, направленный на формирование накопительной пенсии? [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
25) Зобова Е.П. Пенсионная реформа: ответы на вопросы [Электронный ресурс] / Зобова Е.П. // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. -2014. - N 3. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
26) Кирилловых А.А. Развитие пенсионной реформы и проблемы ее правового обеспечения [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
27) Кожина Ю.А., Фроловская Ю.И. Наследование средств накопительной части пенсии [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
28) Рабинович А.Д. Как получить накопительную пенсию? [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
29) Соловьев А.К. Векторы пенсионной реформы [Электронный ресурс] / Соловьев А.К. // Финансы. -2014. -N 6. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
30) Чирков С.А. Главное о праве на страховую пенсию и правилах исчисления ее размера с 1 января 2015 года[Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
31) Шуйская К.Г. Пенсии по-новому: виды, некоторые аспекты назначения, страховой стаж[Электронный ресурс] / Шуйская К.Г. // Делопроизводство и кадры. -2015. -N 2. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ