Введение 7
Глава 1. Теоретические и практические основы социального предпринимательства 10
1.1 Нормативно–правовая база социального предпринимательства в России 10
1.2 Международный опыт социального предпринимательства 18
1.3 Анализ опыта социального предпринимательства в России 26
Глава 2. Развитие социального предпринимательства в России 37
2.1 Анализ мер государственной поддержки социального предпринимательства 37
2.2 Барьеры развития социального предпринимательства 45
2.3 Рекомендации по внедрению дополнительных мер поддержки социальных предприятий 56
2.4 Влияние мер поддержки на развитие социального предпринимательства 59
Заключение 64
Список литературы 71
Приложение 1. Содержание опроса на тему «Проблемы социальных предпринимателей в современной России» 79
Приложение 2. Содержание экспертного интервью 86
Данная выпускная квалификационная работа носит формат прикладного проекта и посвящена разработке рекомендаций по развитию института социального предпринимательства в России и совершенствованию мер государственной поддержки.
Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения привлекательности социального предпринимательства в России, так как эта инновационная сфера экономики помогает решать ключевые задачи социального развития общества. Однако наряду с отсутствием четко сформулированного особого статуса субъектов социального предпринимательства, в настоящее время только продолжает формироваться система мер поддержки предпринимателей органами государственной власти.
Что касается темпов развития социального предпринимательства в России, они значительно уступают общемировым. Так, доля социальных предприятий в секторе МСП в РФ на 2020 год составляла всего лишь 0,05%. Тогда как в Германии – 3,9%, а в Великобритании – 4,9%.1 При этом на тот же 2020 год насчитывалось около 650 тысяч социальных предпринимателей.
Социальные предприниматели – это небольшая часть от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства. Тем не менее, их деятельность оказывает значительное влияние на жизнь общества и государства. Для усиления этой тенденции необходимо определить дальнейший вектор поддержки государством социальных предпринимателей.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости совершенствования системы мер государственной поддержки субъектов социального предпринимательства в связи с высокой степенью значимости развития данного механизма, оказывающего положительное влияние на социальную жизнь граждан.
Целью ВКР является разработка практических рекомендаций по совершенствованию мер государственной поддержки социальных предпринимателей в России.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «социальное предпринимательство»;
2. Выявить основные проблемы субъектов социального предпринимательства;
3. Рассмотреть международный опыт социального предпринимательства;
4. Осуществить анализ существующих мер поддержки социального предпринимательства со стороны органов власти и управления;
5. Выявить направления развития государственной системы поддержки посредством онлайн-опроса социальных предпринимателей и проведения глубинного интервью.
В качестве методов исследования в данной работе применяются глубинное интервью, онлайн-опрос социальных предпринимателей, анализ литературы по теме социального предпринимательства, изучение и обобщение сведений.
Работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются теоретические и практические основы социального предпринимательства. Исследуется нормативно-правовая база социального предпринимательства в РФ: сущность понятия «социальное предпринимательство», его признаки, условия получения статуса, отличия от социально ориентированных некоммерческих организаций и компаний с корпоративной социальной ответственностью. Кроме этого, рассматривается международный опыт социального предпринимательства. Также анализируется опыт социального предпринимательства в России: существующие бизнес-модели, реализованные социальные проекты; определяются объекты социального предпринимательства.
Вторая глава посвящена анализу развития социального предпринимательства в РФ и содержит исследование существующих барьеров развития механизма. Для этого приводятся результаты опроса 2019 и 2022 года и определяются актуальные проблемы социальных предпринимателей. В главе анализируются существующие меры государственной поддержки: созданная инфраструктура, антикризисные меры, финансовая поддержка; формулируются рекомендации по изменению законодательства о социальном предпринимательстве и мер поддержки, а также исследуется влияние мер поддержки на дальнейшее развитие социального предпринимательства.
Во время проведения исследования были проанализированы законодательные акты о малом и среднем предпринимательстве, социальном предпринимательстве и НКО. Также была рассмотрена академическая и профессиональная литература, аналитические отчеты на тему проблем, с которыми сталкиваются социальные предприятия, мер государственной поддержки и дальнейшего развития механизма в России.
Итогом работы является перечень рекомендаций по совершенствованию мер поддержки социального предпринимательства.
В выпускной квалификационной работе проанализирована нормативно-правовая база института социального предпринимательства в России.
Исследование терминологии данного механизма показало, что существует различие в подходах в понимании понятия «социального предпринимательства». В связи с этим был проведен анализ, в результате которого удалось сформулировать собственное определение «социального предпринимательства» как экономически устойчивой предпринимательской деятельности, направленной на получение денежных средств не столько за счет грантов и пожертвований, сколько посредством реализации произведенных товаров и услуг и получения прибыли с целью решения общественно значимых проблем.
В рамках работы были выявлены характерные черты социальных предприятий. Во-первых, они создаются с целью выявления и решения общественных проблем. Во-вторых, у таких предприятий есть стабильный доход, обеспечивающий им конкурентоспособность. Также они способны решать актуальные текущие задачи собственными силами, а их деятельность направлена на долгосрочные изменения в социальной сфере.
Для того, чтобы предприятие получило статус социального, оно должно соответствовать одной из четырех категорий: предоставлять рабочие места социально уязвимым категориям граждан; быть посредником между рынком и результатами труда социально незащищенных категорий населения; производить товары или оказывать услуги для социально уязвимых категорий граждан или вести свою деятельность в перечисленных в Законе социальных сферах.
Перечисленные категории в определенной степени пересекаются с пятью бизнес-моделями, по которым может строиться социальный бизнес:
• Тип 1. Модель «Платформа»: предприниматель предоставляет доступ благополучателю к рынку.
• Тип 2. Модель «Доступ к рынку»: предприниматель также позволяет благополучателю выйти на рынок, но не получает доход от созданных благополучателем товаров или оказанных услуг, а самостоятельно приобретает продукцию для последующей перепродажи или в качестве сырья для собственного производства.
• Тип 3. Модель «Занятость»: в данной модели трудоустраиваются уязвимые категории граждан.
• Тип 4. Модель «Доступ к товару/услуге»: предприниматель предоставляет доступ благополучатель к товарам и услугам.
• Тип 5. Модель «Благотворительность»: уязвимые категории граждан бесплатно получают товары/услуги. Расходы социального предпринимателя покрывает третья сторона.
Социальное предприятие часто сравнивают с социально ориентированными некоммерческими организациями, а также с компаниями, придерживающимися корпоративной социальной ответственности. В работе были исследованы различия между этими субъектами социальной сферы.
Так, НКО создаются для решения общественно важных вопросов, а не с целью получения прибыли. Социальное предпринимательство является бизнесом, направленного на решение общественных проблем и на получения прибыли в процессе своей деятельности. В свою очередь от социально ответственного оно отличается тем, что миссия - решить общественные проблемы является для него ключевой. В то время как бизнес ведет социально направленную деятельность в дополнение к основным направлениям.
В работе также анализировался опыт реализации социальных проектов предпринимателями. Это позволило определить объекты деятельности социального предпринимательства:
• Производство товаров народного потребления;
• Дополнительное и дошкольное образование для детей;
• Психолого-педагогические услуги;
• Уход за пожилыми и инвалидами;
• Услуги по предоставлению беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры;
• Производство медицинского оборудования;
• Социально-трудовые услуги;
• Организация отдыха и оздоровления детей и инвалидов;
• Услуги по реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями;
• Культурно-просветительская деятельность: сохранение исторического и культурного наследия, популяризации местных традиций.
Важным этапом работы стало определение ключевых проблем, с которыми сталкиваются социальные предприниматели. Для этого были проанализированы результаты опроса А.О. Зубовой и В.А. Рожицкой, которые опрашивали две группы социальных предпринимателей: тех, кто начал свою деятельность в 2009-2010 гг. и тех, кто стал социальным предпринимателем не раньше 2019 года.1
Исходя из результатов исследования были определены две группы проблем: проблемы, которые зависят от деятельности предпринимателя и проблемы, связанные с внешними факторами.
Первая группа проблем включает в себя:
• Дилемма – приносить ли социальную пользу или сконцентрироваться на финансовой стабильности предприятия; как найти этот баланс?
• Недостаток знаний, опыта управления бизнесом;
• Отсутствие уникального торгового предложения;
• Незнание правовых основ;
• Сложность в формировании структуры организации из-за нехватки опыта и знаний;
• Проблемы в поиске, привлечении и мотивации сотрудников;
• Сложности в привлечении денежных средств;
• Незнание / неиспользование всех возможных инструментов для повышения спроса на производимый товар или предоставляемые услуги.
Вторая группа подразумевает следующие проблемы:
• Недостаточная законодательная база в сфере социального предпринимательства;
• Нехватка поддержки со стороны государства;
• Недостаточный уровень доверия граждан к проектам социальных предпринимателей;
• Высокие налоги;
• Высокий уровень конкуренции на рынке;
• Сложность в обеспечении стабильного спроса на услуги, предоставляемые социальными предприятиями;
• Нестабильная политическая и экономическая ситуация в России.
Затем был проведен аналогичный опрос социальных предпринимателей для понимания того, как изменилась актуальность проблем спустя три насыщенных на мировые события месяца. Ранжирование проблем осталось во многом схоже, лишь с небольшими перестановками в рейтинге.
Второй темой опроса в рамках ВКР стали меры государственной поддержки для социальных предпринимателей. Все опрошенные слышали о мерах государственной поддержки в основном из социальных сетей, мероприятий и рекламных кампаний ЦИСС в регионах и из официальных сайтов фондов поддержки СП. Среди предложенных на выбор мер большинство пользовалось услугами фондов и другой инфраструктурой поддержки, финансовой, консультационной поддержкой, а также проходило обучение и оценку квалификации.
Для ознакомления с практикой государственной поддержки социального предпринимательства был проведен бенчмаркинг. Согласно литературе, социальные предприятия за рубежом ведут свою деятельность в различных направлениях: оказание услуг, производство товаров, микрокредитование и прочее. В целом, по сравнению с недавним внедрением механизма в российскую практику на богатый и разнообразный опыт других государств стоит обращать внимание.
Например, на успешном опыте США и Китая необходимо воспитывать проактивную социальную позицию и гражданскую инициативность. Благодаря чему граждане будут более активно вовлекать в улучшение социальной сферы жизни России и помогать государству решать общественные проблемы. Также на примере тех систем поддержки социальных предпринимателей, которые уже давно выстроены за рубежом, можно внедрять их успешные практики: стимулирование развития инициатив, поощрение успешных проектов и помощь в масштабировании. При этом важно учесть социокультурный, институциональный и экономический аспекты для более успешной адаптации зарубежного опыта в России.
Отмечу, что для развития социального предпринимательства важно обращаться к опыту других государств. Во-первых, как и в Соединенных штатах Америки и в Китае, необходимо воспитывать в обществе гражданскую инициативу и проактивное социальное поведение. Для этого нужно внедрять в менталитет россиян, что не только государство способно решать общественные проблемы. Но и сами граждане, их инициативы могут значительно улучшить социальную жизнь страны. Примеры практики применения инструмента социального предпринимательства в США и Великобритании свидетельствуют о том, что со временем государство может уменьшить свое активное вмешательство в социальную жизнь граждан, предоставив все необходимые условия для развития третьего сектора экономики, для уменьшения барьеров рынка для социальных предпринимателей.
Помимо этого, важно активно развивать систему поддержки предприятий: стимулировать внедрение и развитие социальных инициатив, признавать и поощрять успешные проекты и помогать в их масштабировании.
Однако следует учитывать социокультурный, институциональный и экономический аспекты, которые в определенной степени замедляют развитие СП в России и препятствуют адаптации богатого инструментария зарубежной практики в российских условиях.
Большое внимание в работе было уделено существующим мерам поддержки социальных предпринимателей. На данный момент реализуются следующие меры: создается инфраструктура поддержки, проводятся консультации с экспертами, осуществляется финансовая имущественная, информационная поддержка, реализуются обучающие программы. Так, очень активно развита инфраструктур поддержки социального предпринимательства, особую роль в которой занимают Центры инноваций социальной сферы.
В процессе работы над ВКР было проведено экспертное интервью с Оксаной Козыревой, руководителем ЦИСС Новосибирской области. Она выделила ключевые задачи Центра, показатели эффективности его работы и возможное развитие СО НКО как потенциального конкурента социальным предприятиям.
Интересно, что как практик с многолетним опытом, Оксана выделила ключевые пробелы в законодательстве о социальном предпринимательстве: несоответствие перечисленным в законе благополучателям реальной практике, недостатки в существующих KPI для Центров. Также, по ее мнению, социальное предпринимательство не более чем через 10 лет должно развиваться самостоятельно наряду с другими видами предпринимательства без дополнительной поддержки со стороны государства.
Помимо ЦИСС действует Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», а также активно в социальной сфере принимают участие компании, придерживающиеся принципов КСО.
Следует отметить, что большинство мер поддержки социальные предприниматели получают как субъекты МСП, то есть эти меры одинаковы как для традиционных предприятий, так и для социальных. Что касается мер государственной поддержки исключительно для социальных предприятий, к ним можно отнести выдачу грантов в размере до 500 тыс. рублей и налоговые льготы по УСН. При этом в зависимости от региона размер этих мер может варьироваться.
После рассмотрения актуальных проблем, стоящих перед социальными предпринимателями и мерами государственной поддержки, даны рекомендации по тому, какие изменения в систему поддержки необходимо внести. Во-первых, усовершенствовать нормативно-правовую базу социального предпринимательства: осуществлять в рамках антикризисных мер поддержку социальным предпринимателям в независимости от отрасли, сделать более гибкий подход к установлению статуса социального предприятия, пересмотреть благополучателей результатов деятельности социальных предприятий. Во-вторых, стимулировать развитие инструментов поддержки социальных предприятий в субъектах: разнообразить налоговые льготы, предоставлять помещения социальных предприятиям на льготных условиях и дифференцировать размер субсидий в зависимости от направления деятельности социального предприятия.
В заключительной части работы были рассмотрены факторы, способные повлиять на развитие социального предпринимательства в России, причины замедленных темпов развития данного механизма относительно других стран (недостаточно развитая систему мер поддержки, высокие административные барьеры для получения статуса и т.д.).
Также было проанализировано исследование группы ЦИРКОН, исходя из которого следует, что наибольшее влияние на развитие инструмента оказывают ЦИСС и ведомства, представляющие в государство, корпоративные и частные фонды, воплощающие собой бизнес, потребители товаров и услуг, СМИ и блогеры, и, конечно, социальные предприниматели.
В этом же исследовании были определены основные тренды, определяющие развитие механизма до 2025 года:
• цифровизация производственных процессов;
• интенсивное применение информационных технологий в филантропию;
• изменения в законодательных актах о социальном предпринимательстве;
• поддержка крупными игроками посредством консультаций и образовательных программ.
Что касается наиболее перспективных отраслей выделяются образование, услуги дошкольного образования и детских садов, услуги сиделок и другие медицинские и оздоровительные услуги, а также бытовые услуги. Основными потребителями будут выступать люди с ограниченными возможностями, лица пожилого возраста, родители-одиночки, дети оставшихся без попечения родителей, многодетные семьи.
В завершении были определены два вопроса, от которых тоже может зависеть дальнейшее развитие социального предпринимательства в России: продолжится ли передача государством части своих функций социальным предприятиям? Какое отношение будет у крупных компаний к социальному предпринимательству?
1. Аналитический отчет по результатам опроса экспертов «Социальное предпринимательство в России: перспективы развития //Social Business Group – 2021 – URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/a9b/sotsialnoe-predprinimatelstvo-v-rossii-perspektivy-razvitiya.pdf (Дата обращения: 27.05.2022)
2. Антикризисные меры поддержки субъектов МСП // Единый портал государственной поддержки бизнеса в Самарской области – URL: https://247510.selcdn.ru/mybiz_production/attachments/service/XYbrfMxh1cxKX78LXjVf3BRnF8fywaYqdrKMSt1C.pdf (Дата обращения: 23.05.2022)
3. Антикризисные меры поддержки субъектов МСП в условиях санкционного режима /// Фонд «Мой бизнес» – URL: https://247510.selcdn.ru/mybiz_production/attachments/material/pRkYRyEyKLWCviokq4HFncuQGHC9NJvSBIfHhe6p.pdf (Дата обращения: 25.04.2022)
4. Арай Ю.Н. Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: типология и особенности формирования // Санкт-Петербургский государственный университет – 2015 – URL: https://disser.spbu.ru/disser2/408/aftoreferat/Aray_avtoref.pdf (Дата обращения: 13.04.2022)
5. Баринова В. Зарубежный опыт развития социального предпринимательства и возможность его применения в России // Институт экономической политики им. Е.Т.Гайдара – 2018 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-barinova-zarubezhnyy-opyt-razvitiya-sotsialnogo-predprinimatelstva-i-vozmozhnost-ego-primeneniya-v-rossii/viewer (Дата обращения: 15.04.2022)
6. Больше, чем покупка // Официальный сайт – URL: https://nepokupka.ru/ (Дата обращения: 25.04.2022)
7. Вепсский лес// ООПТ России – URL: http://oopt.aari.ru/oopt/%D0%92%D0%B5%D0%BF%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BB%D0%B5%D1%81 (Дата обращения: 16.04.2022)
8. Готовые проекты социального предпринимательства // Банк социальных идей – URL: http://www.social-idea.ru/ (Дата обращения: 25.04.2022)
9. Гришина Я. С. Сравнительно-правовое исследование социального предпринимательства в странах Америки и Европы // Вестник Пермского университета. Юридические науки - №2 (16) 2012 – URL: http://www.jurvestnik.psu.ru/index.php/ru/vypusk-2162012/19-2010-12-01-13-31-58/-2-16-2012/451-grishina-sravnitelno-pravovoe-issledovanie-soczialnogo-predprinimatelstva-v-stranax-ameriki-i-evropy (Дата обращения: 07.04.2022)
10. «Дешевые» кредиты: как программа ФОТ 3.0 помогла малому и среднему бизнесу // Национальные проекты России – 2022 – URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/deshevye-kredity-kak-programma-fot-3-0-pomogla-malomu-i-srednemu-biznesu (Дата обращения: 25.04.2022)
11. Долгошева А. Семилетку – в пять лет // Санкт-Петербургские ведомости – 2007 – URL: https://spbvedomosti.ru/news/obshchestvo/semiletku_v_nbsp_pyat_nbsp_let_/ (Дата обращения: 16.04.2022)
12. Дорога добра // Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» – URL: https://www.nb-fund.ru/projects/doroga-dobra/ (Дата обращения: 21.05.2022)
13. Жохова А. Социальная разгрузка / Жохова А., Грошева В. // Ведомости – 2018 – URL: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2018/09/28/782334-sotsialnaya-razgruzka (Дата обращения: 16.05.2022)
14. Золотарев А. РУСАЛ: инфраструктурный подход // Портал «Новый Бизнес» - 2014 – URL: http://nb-forum.ru/useful/social_investing/rusal-infrastukturnii-podhod (Дата обращения: 15.05.2022)
15. Зубова А. О., Рожицкая В. А. Сравнительный анализ проблем и перспективы развития социального предпринимательства в России // Экономика и управление в социальных и экономических системах - №3 – 2019 – URL: https://www.imi-samara.ru/wp-content/uploads/2020/09/Zubova_Rozhitskaya_26-34.pdf (Дата обращения: 22.04.2022)
...