Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Работа №125534

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
53
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Теоретические аспекты государственной поддержки малого бизнеса в
Российской Федерации 9
1.1 Понятие, структура и особенности развития малого бизнеса 9
1.2 Нормативно-правовое регулирование малого бизнеса в Российской
Федерации 16
1.3 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса 24
2. Анализ применяемых форм и методов государственной поддержки малого
бизнеса в России 30
2.1 Роль малого бизнеса в России 30
2.2 Особенности форм и методов государственной поддержки малого
бизнеса в России и ее основные направления 39
2.3 Анализ эффективности применяемых форм и методов государственной
поддержки малого бизнеса в России 43
3. Совершенствование системы государственной поддержки малого
предпринимательства в РФ 50
3.1 Современные проблемы государственной политики по развитию малого
предпринимательства 50
3.2 Пути совершенствования государственного регулирования развития
малого бизнеса в РФ 58
Заключение 64
Список использованных источников 69
Приложения 74


Анализ российской экономической среды способен дать ответ на один из самых актуальных вопросов современного рынка: какова роль малого бизнеса в экономике России.
Экономика любой социальной структуры основана на совокупности таких элементов как производство, распределение и потребление. Регулируя параметры этих структурных элементов, администратор получает возможность координировать порядок движения всей системы.
Характер отношений в сфере производства валового национального продукта (ВНП) страны складывается, исходя из таких факторов, как: ресурсы; труд; капитал; предпринимательские способности населения; информация.
Чтобы определить роль малого бизнеса в производстве ВНП России, можно рассмотреть, как задействовано это предпринимательское звено в использовании ресурсов и капитала для производственных нужд.
Ресурсы (речь идет только о природных) как одна из основ производства, согласно Конституции Российской Федерации, могут использоваться резидентами государства на базе [9, с. 156]:
- частной собственности (объект предпринимательства приобретает право собственности на землю либо на другие ресурсные объекты и на свой страх и риск извлекает из них предпринимательскую выгоду);
- государственной или муниципальной собственности (государство или регион, в лице своих представительских органов либо передают предпринимательским структурам право на извлечение доходов от таких ресурсов с обязательной выплатой государству дивидендов, либо самостоятельно организовывает производство и управляет им через институт уполномоченных представителей).
Согласно данным Росреестра, процент частной собственности на природные ресурсы в РФ составляет чуть больше чем 0,5%, и, скорее всего, существующая ситуация в скором времени изменится. Оставшиеся 99,5% природных ресурсов - во власти государства и муниципальных учреждений.
Такое положение вещей тормозит развитие малого бизнеса по следующим причинам:
- Государственные монополии препятствуют формированию здоровой конкурентной среды на рынке использования природных ресурсов для предпринимательства.
- Незаинтересованность государства в укреплении малого бизнеса как одного из секторов экономики страны и регионов.
- Трансформация путей доступа представителей малого бизнеса к природным ресурсам значительно увеличит его роль в современной экономике страны.
Еще один камень преткновения для небольших предпринимательских структур - капитал. Обеспечение производства капиталом - многоуровневый процесс, который при правильной регулировке должен представлять собой круговой цикл. Но для запуска это цикла нужны начальные капиталовложения.
В малом бизнесе предпринимательские инициативы чаще всего исходят от активных бизнесменов, которые готовы выходить на новые уровни производства по количеству или по качеству. Пути привлечения средств на реализацию этих идей: собственный капитал; заемный капитал; государственные дотации и субсидии. Вопрос привлечения собственных средств очень болезнен для каждого предпринимателя, поскольку делает всю операцию для него рискованной. Возможность привлечения дешевых заемных средств или получение государственной помощи играет решающую роль при принятии решения о реализации того или иного производственного проекта. Исходя из этого, малый бизнес в рыночной экономике всегда должен рассчитывать на то, что его предпринимательские инициативы будут поддержаны льготным заемным капиталом либо государственным финансированием. Без этих мероприятий выход на новые объемы производства невозможен [25, с.98].
Что касается таких факторов производства, как инициатива и информация, то малый бизнес активно влияет на каждую из этих движущих сил.
Информационная роль малого бизнеса в рыночной экономике также является определяющей. Активные бизнесмены инициативно собирают информацию и активно ее используют в своем производстве.
Чтобы определить место малого бизнеса в современной экономике РФ по участию в указанных процессах, можно обратить внимание на следующие моменты распределения национального продукта:
Основными категориями распределения ВНП являются: ценообразование; налогообложение.
В РФ отсутствуют прямые пути, которыми малый бизнес мог бы влиять на эти два процесса. Лоббирование интересов данной категории предпринимателей в представительских органах страны не всегда дает положительный результат. Поэтому в России распределение в основном зависит от государственной руководящей политики.
Именно понимание важной роли малого бизнеса для экономики страны сегодня подвело правительство к тому, чтобы создавать налоговые преференции для предпринимателей и администрировать процессы ценообразования с целью соблюдения всеми участниками рынка правил конкурентной борьбы.
Роль малого бизнеса в современной экономике давно взята на вооружение успешными экономическими системами.
Даже незначительная поддержка и преференции со стороны государства стимулируют рост творческого потенциала населения и предпринимательской активности, что оздоравливающе влияет на экономические и социальные процессы в обществе.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение принципов и методов государственной поддержки малого бизнеса.
Объектом выпускной квалификационной работы является сектор малых предприятий в российской экономике.
Предметом - являются проблемные области и перспективные направления развития институтов государственной поддержки малого предпринимательства.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации;
- провести анализ применяемых форм и методов государственной поддержки малого бизнеса в России;
- выявить и обобщить современные проблемы государственной политики по развитию малого предпринимательства;
- разработать пути совершенствования государственного регулирования развития малого бизнеса в РФ.
Информационную базу выпускной квалификационной работы составила учебно-методическая, монографическая, законодательная и нормативная литература, материалы периодической печати, ресурсы информационной сети «Интернет».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Предпринимательство является одним из важнейших видов деятельности для любого государства. Причин основных тут две - это создание новых рабочих мест в негосударственном секторе экономики, и пополнение доходных статей государственного бюджета за счет уплаты налогов. Благодаря этому государство активно стимулирует предпринимательскую деятельность, в первую очередь через выделение из бюджета грантов и субсидий на различные направления деятельности бизнеса.
В первую очередь предприниматель - это креативный, высокоразвитый человек, готовый пойти на риск, а также обладающий определенным стартовым капиталом для начала своего дела. В случае удачной бизнес-идеи и успешного развития бизнеса можно избавить себя от ежедневной рутины в виде походов на нелюбимую работу. Однако для большинства людей это достаточно сложный и непростой шаг, ведь он таит в себе немало опасностей, как в виде конкурентов или непредвиденных расходов, так и просто рыночных факторов, которые не были спрогнозированы изначально.
Малый бизнес, как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни, в большой мере определяет экономическое благополучие государства с рыночной системой хозяйствования. Именно в этом секторе экономики развитых стран создаётся и циркулирует наибольшая доля национальный ресурсов.
Показатели Федеральной службы государственной статистики РФ на 1 января 2017 г. свидетельствуют о том, что в России зарегистрировано 5,6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства. Среди указанного числа субъектов 62,8 % представлены индивидуальными предпринимателями, 37,2 % - юридическими лицами (среди них 32,7 % - микропредприятия, 4,2 % - малые предприятия и 0,3 % - средние предприятия). В целом показатель количества субъектов малого и среднего предпринимательства сократился на 7,5% по сравнению с предшествующим годом.
Экономический кризис обусловливает количественное сужение субъектов малого и среднего предпринимательства, которые в силу сложившихся рыночных условий вынуждены временно свернуть или даже полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, что в конечном итоге скажется не лучшим образом на численности занятых на малых и средних предприятиях, приведет к снижению объемов оборота основного капитала на малых и средних предприятиях и сокращению инвестиций в него.
На развитие предпринимательства в РФ оказывает влияние масса факторов - все они должны рассматриваться в системе «угрозы и риски предпринимательства - меры защиты от них». Такой подход позволяет не просто комплексно подходить к анализу проблем развития предпринимательства, но и вырабатывать механизмы защиты для бизнес - сообщества в целом и каждого отдельного предпринимателя в частности.
К числу ключевых негативных факторов, влияющих на бизнес-среду и безопасность предпринимательства в России, следует отнести несовершенное законодательство, которое позволяет создавать многочисленные «лазейки» для криминала, недобросовестных конкурентов, а зачастую и почву для злоупотреблений со стороны бюрократического аппарата,
правоохранительных органов.
Список проблем предпринимательства можно продолжать и продолжать, масса нерешенных вопросов имеется в области отраслевого регулирования (избыточная сертификация, блокирующая развитие целых сегментов рынка), таможенного регулирования, обеспечения прав интеллектуальной собственности, в такой сверхкоррумпированной области как подключение объектов к коммуникационным сетям и т.д. Однако именно коррупция и взяточничество порождают гипертрофированные формы, казалось, знакомые отечественному предпринимателю проблемы.
При том, что государство и особенно бизнес-сообщество предпринимают определенные усилия для коррекции нынешней негативной ситуации в сфере предпринимательства, риски и угрозы остаются. Таким образом, можно констатировать, что меры для защиты от них далеко не всегда адекватны.
Однако особая роль в решении проблем предпринимательства принадлежит тем представителям бизнес-среды, которые, четко осознавая свои интересы, объединяются в деловые союзы для достижения целей совместными усилиями. Указанное обстоятельство становится одним из ключевых факторов развития предпринимательства в России и решения проблем в этой сфере. Таким образом, и у государства, и у бизнес- сообщества сложилось понимание, что все обозначенные проблемы требуют комплексного подхода и ресурсов для решения со стороны законодателя и предпринимателей.
В качестве мероприятий, способствующих росту и развитию предпринимательства в РФ необходимо учесть следующие предложения предпринимателей:
1. Развитие информационной среды для взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства, государственных и муниципальных органов власти и крупного бизнеса: создание единых информационных ресурсов, предоставляющих полную и актуальную информацию о реализуемых мерах поддержки субъектов МСП, изменениях в законодательстве.
2. Снижение административной нагрузки на малые и средние предприятия со стороны контрольно-надзорных органов, информирование субъектов МСП о проведении проверок.
3. Развитие механизмов имущественной поддержки субъектов
МСП: предоставление в аренду субъектам МСП производственных помещений на льготных условиях, упрощение механизма поиска помещений и процедуры оформления необходимых документов.
4. Развитие и совершенствование механизмов реализации финансовых мер поддержки субъектов МСП в следующих направлениях: предоставление стартовых субсидий для впервые зарегистрированных субъектов МСП, субсидий на лизинг, гранты, субсидирование затрат субъектов МСП на капитальные вложения в инфраструктуру, субсидирование создания рабочих мест для инвалидов.
5. Снижение налогового бремени посредством расширения применения механизмов налоговых льгот и налоговых каникул для субъектов МСП, а также снижения налоговых ставок, взносов во внебюджетные и бюджетные фонды.
6. Расширение доступа к кредитным финансовым ресурсам посредством снижения количества предоставляемых документов, индивидуального подхода к заявителю на получение кредита при негативных финансовых показателях, упрощения залогового обеспечения, предоставления гарантии под залог пакета акций, долей.
7. Расширение применения механизма льготного кредитования малого и среднего бизнеса.
8. Развитие микрофинансирования малого и среднего бизнеса.
9. Упрощение процедуры сбора документов и подключения к энергосберегающим ресурсам.
10. Содействие в продвижении продукции и услуг субъектов МСП и формировании новых рынков сбыта.
11. Разработка и внедрение типового проекта бизнес-инкубатора на территории регионов в целях унификации бизнес-инкубаторов для субъектов МСП в муниципальных образованиях РФ.
12. Создание и развитие инфраструктуры индустриальных парков и технопарков на территории РФ, в первую очередь на территории существующих промышленных зон.
13. Разработка стратегии развития потребительского рынка.
14. Разработка органами местного самоуправления порядков предоставления мест для размещения нестационарных торговых объектов.
15. Оказание государственной поддержки на развитие малых форм хозяйствования, в том числе возмещение затрат субъектам МСП на доставку товаров первой необходимости в сельскую местность и организацию ярмарочной деятельности.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145- ФЗ (ред. от 28.12.2017).
3. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
4. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) «О лицензировании отдельных видов деятельности».
5. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
6. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 (ред. от 25.01.2018) «О Министерстве экономического развития Российской Федерации».
7. Постановление Правительства РФ от 04.04.201 № 265 «О
предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
8. Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (ред. от 15.11.2017) «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (вместе с «Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема», «Требованиями к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства»).
9. Акимов О. Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий,
рыночная среда, проблемы развития/ О.Ю. Акимов. - М.: Финансы
и статистика, 2017. - 412 с.
10. Буянкина А.Н. Малый бизнес: государственное регулирование/ А.Н. Буянкина. - М.: Инфо, 2017. - 294с.
11. Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. - 2016. - № 7. - с. 50-59
12. Выдержка из резолюции Второй международной научно-практической конференции по проблемам финансирования и кредитования сектора малого и среднего бизнеса в России //Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - № 12. - с. 25-31с.
13. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы/ П.В. Друкер. - М.: Крест, 2016. - 288с.
14. Карасев М.Н. Некоторые проблемы законодательства Российской Федерации в области поддержки субъектов малого предпринимательства // Правовое регулирование малого предпринимательства: состояние и перспективы / Отв. ред. А.В. Орлов, М.А. Супатаев. - М., 2017. - С. 61-62.
15. Коммерческое право: В 2 ч.: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. - М., 2014. - Ч. 1. - С. 134-139.
16. Котлярова К.В. Государственное регулирование
предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики // Молодой ученый. — 2017. — №17. — С. 421-424.
17. Макаров Н.Д., Рябов Е.Б. Предпринимательское право/ Н.Д. Макаров, Е.Б. Рябов. - М.: Форум - ИНФРА, 2016. - 274с.
18. Макаров О.В. Правовой режим государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности: содержание, проблемы, формы // Нотариус. — 2017. — № 2. - с. 13-29
19. Масаев У. Возродим республику вместе/ У. Масаев. - М.: Виолена-М, 2016. - 185с.
20. Нуретдинова Э. М. Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства // Юридические науки: проблемы и перспективы.— 2017. — № 17. - С. 71-74.
21. Огиер Т., Рагман Д., Спайсер Л., Настоящая стоимость капитала: Практическое руководство по принятию решений/ Т. Огиер, Д. Рагман, Л. Спайсер. - СПб.: Баланс Бизнес Букс, 2016. - 299с.
22. Рубе В.А. Сотрудничество или эксплуатация? Мелкий бизнес глазами буржуазных экономистов/ В.А. Рубе. - М.: Трио, 2016. - 342с.
23. Савченко П.В., Кокина Ю.П. Политика и заработной платы/ П.В. Савченко, Ю.П. Кокина. - М.: Юристъ, 2016. - 236с.
24. Хитчнер Дж. Стоимость капитала/ Дж. Хитчнер. - М.: Омега-Л, 2014. - 362с.
25. Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде/ А.Ю.
Чепуренко. - М.: Издательский дом Международного университета в
Москве, 2016. - 284 с.
26. Алиев Э. От малого к большому. Особенности развития малого предпринимательства в социальной сфере //Социальная политика и социальное партнерство. - 2016. - № 7. - с. 33-42
27. Алещенко В.В. О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства на территории Омской области // Вестник Омского университета. - 2017. - № 2. - С. 89-92.
28. Бирюков А. Развитие малого и среднего бизнеса - локомотив экономики (опыт зарубежных стран) //Вопросы экономики. - 2016. - № 9. - с. 22-26
29. Еваленко М. Потенциал малого предпринимательства и экономика российских регионов // Российский экономический журнал. - 2017. - № 9-10.
30. Ерохина Е.А. Развитие малого предпринимательства в кризисных условиях // Экономика и управление. - 2016. - 12 (73). - с. 45-60
31. Ибадова Л.Т. Некоторые правовые проблемы понятия субъекта малого предпринимательства // Государство и право. - 2017. - № 9. - С. 77¬82.
32. Курбатова М., Апарина Н. Взаимодействия региональной
администрации и бизнеса //Вопросы экономики. - 2016. - № 11. - с. 112-120
33. Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определений // Вопросы экономики. - 2016. - № 7. - с. 71-79
34. Малый и средний бизнес в России: проблемы и перспективы развития // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - № 8. - с. 52¬66 с.
35. Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства в России //Вопросы экономики. - 2017. - № 7. - с. 9-16
36. Ореховский П., Широнин В. Малое и среднее предпринимательство в России // Общество и экономика. - 2017. - № 12. - с. 95-97
37. Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики. - 2017. - № 4. - с. 85-89
38. Пороховский А. Российская рыночная модель: путь реализации // Вопросы экономики. - 2016. - № 10. - с. 42-49
39. Разумнова И.И. Развитие российского предпринимательства и американская практика // США. Канада. Экономика - Политика - Культура. - 2017. - № 3-4 .
40. Хлеб - проблема государственная // Столица. - 2017. - № 44. - с. 55-61
41. Ходов Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации //Вопросы экономики. - 2016. - № 7. - с. 68-75
42. Хамидуллин Ф.Ф. Развитие методологии исследования малого бизнеса // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2016. - № 3 (19). - с. 62-70
43. Шулус А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал. - 2016. - № 5-6.
44. Экономика и жизнь. - 2017. - № 39.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ