ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОКИ МОДЕРНИСТСКОЙ ПОЭТИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ
Б.Ю. ПОПЛАВСКОГО 11
§ 1. Предпосылки возникновения экзистенциального сознания и
модернистской поэтики у Б.Ю. Поплавского 11
§ 2. Б.Ю. Поплавский и русский футуризм. Влияние авангардной поэтики 14
§ 3. Круг чтения Б.Ю. Поплавского и влияние эзотерических учений
(теософии, антропософии, гностицизма и герметизма) 21
§ 4. Авангардная живопись и ее отражение в эстетике Б.Ю.Поплавского 27
ГЛАВА II. ПОЭТИКА МОДЕРНИЗМА И СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКИЕ
СЮЖЕТЫ, МОТИВЫ И ОБРАЗЫ В КНИГЕ Б.Ю. ПОПЛАВСКОГО
«АВТОМАТИЧЕСКИЕ СТИХИ» 31
§ 1. Сновидческие сюжеты и ойнерический дискурс в сборнике
«Автоматические стихи» 31
§ 2. Сюрреалистические элементы в системе основных мотивов сборника
«Автоматические стихи» 40
§ 3. Сюрреалистический образ, его специфика и статус в поэтике книги.53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ
Творчество Бориса Юлиановича Поплавского (1903-1935), поэта,
принадлежащего к младшему поколению русской эмиграции в Париже,
интересно и самобытно. В последнее время оно вызывает постоянный
интерес исследователей и изучается в различных аспектах.
Среди вопросов, волнующих специалистов, можно назвать проблему
влияния на лирику Поплавского разных литературных течений и
направлений, проблему интермедиальности в лирике поэта, вопрос об
отражении в его стихотворениях основных положений разнообразных
философских доктрин и эзотерических учений. Они рассматриваются в
работах отечественных и зарубежных литературоведов: монографии Д. В.
Токарева «Между Индией и Гегелем: Творчество Бориса Поплавского в
компаративной перспективе»1, книге Елены Менегальдо «Поэтическая
Вселенная Бориса Поплавского»2, диссертации Розы Компарелли «Лирика Б.
Ю. Поплавского: мотивы, сюжеты, образы»3.
Отдельно стоит проблема влияния на творчество Поплавского
принципов поэтики разных поэтических школ, направлений, течений. В
перечне течений, оказавших влияние на лирику Поплавского, указывают
французский и русский символизм, ряд авангардных направлений, прежде
всего – русский футуризм. Некоторые исследователи называют поэзию
французского сюрреализма. Но эта проблема является дискуссионной.
Целью данного исследования являлось доказательство
трансформации принципов модернизма и наличие элементов
сюрреалистической поэтики в сборнике Б. Ю. Поплавского «Автоматические
стихи».
Проделанный нами анализ показал, что в сборнике формируется
особый ойнерический дикурс, а в стихотворениях – определенные
сновидческие сюжеты, мотивы и образы. В лирике «Автоматических стихов»
совмещаются реальное и ирреальное, посюстороннее и потустороннее.
Лирический субъект Поплавского, пребывающий в состоянии
сновидения, часто не различает сон и явь, не может вспомнить, случились ли
события, произошедшие с ним, в действительности, или они являются только
частью его сновидения. В сновидческих сюжетах «Автоматических стихов»
встречаются образы, созданные с помощью таких приемов, как катахреза и
гротеск.
Кроме того, в ойнерическом дискурсе Поплавского отразились
положения теософской доктрины Е. П. Блаватской. Идеи Блаватской о том,
что смерть – первый шаг к возвышению духа, преломляются в лирической
автотанатографии Поплавского. Лирическая автотанатография Поплавского
– сложный комплекс мотивов и образов, включающий представления о
собственной смерти, процессе умирания. В лирике Поплавского
тождественны сон и смерть.
Алигьери Д. Божественная комедия. / Пер. с итал., вступ. статья и
коммент. М. Л. Лозинского. М.: СЛОВО/ SLOVO, 2010. 728 с.
2. Антология французского сюрреализма. М.: ГИТИС, 1994. 392 с.
3. Зданевич И. Футуризм и всёчество. 1912-1914.: В 2 Т. Т. 1.
Выступления, статьи, манифесты. М.: Гилея, 2014. 319 с.
4. Лермонтов М. Ю. Собр. соч.: В 4 Т. Т. 1.: Стихотворения / Коммент. И.
Андронникова. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2009. 464 с.
5. Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров
западно-европейской литературы XX века. М., 1986. 640 с.
6. Поплавский Б. Ю. Автоматические стихи. М.: Согласие, 1999. 228 с.
7. Поплавский Б. Ю. Собр. соч.: В 3 Т. Т. 1. Стихотворения. М.:
Книжница; Русский путь; Согласие, 2009. 560 с.
8. Поплавский Б. Ю. Собр. соч.: В 3 Т. Т. 3. Статьи. Рецензии. Заметки.
М.: Книжница; Русский путь; Согласие, 2009. 624 с.
9. Русский футуризм: Стихи. Статьи. Воспоминания. / Сост. В. Н.
Терёхина, А. П. Зименков. СПб: ООО «Полиграф», 2009. 525 с.
ИССЛЕДОВАНИЯ:
10.1913. «Слово как таковое»: к юбилейному году русского футуризма:
материалы междунар. науч. конф. (Женева, 10-12 апреля). СПб: Изд-во
Европейского ун-та в СПб, 2014. 525 с.
11.Адамович Г. В. Одиночество и свобода / Сост., послесл., примеч. О. А.
Коростелева. СПб.: Алетейя, 2002. С. 265-276.
12.Аликин К. Ю. Принцип "кинематографического письма" в поэтике
Бориса Поплавского// Молодая филология. Выпуск 2. Новосибирск,
1998. С. 174-180.
13.Аликин К. Ю. «Поплавский» дискурс в дискурсе Поплавского//
Дискурс. 1998. № 7. С. 21-23.