Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности жанровой организации на поэтику «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма

Работа №135216

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

литература

Объем работы31
Год сдачи2024
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. « Повесть о Петре и Февронии » как историко-биографическая древнерусская повесть XVI века 6
1.1. Из истории написания и изучения «Повести о Петре и Февронии»: направления и тенденции 6
1.2. Жанровое своеобразие произведения: фольклор, агиография 10
Глава 2 Изучение «Повести о Петре и Февронии Муромских» в школе 13
2.1. Символический подтекст произведения 13
2.2. «Бродячие» сюжеты в «Повести…» 17
2.3. Работа с историческими, литературными, бытовыми деталями «Повести…» на интегрированном уроке (литература, русский язык) 20
2.4. Конспект урока по теме: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Судьба и характер героев (7 класс)24
Заключение 28
Список использованных источников 30

Муромская земля, упоминаемая в текстах Древней Руси, богата на исторические лица, славу о которых по сей день хранят памятники словесности. Среди них особо выделяются святые Петр и Феврония, княжившие в XIII веке и ставшие впоследствии воплощением любви и семейного счастья. Отечественная литература всегда искала идеальный образ героя, чья жизнь могла бы стать примером для подражания. В этом отношении представляет интерес «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма. Исследовательская традиция произведения развивается в нескольких направлениях. Одни авторы научных работ, говоря о поэтической структуре «Повести…», в первую очередь рассматривают ее в связи с фольклором, «бродячими» сюжетами, при этом игнорируя или отрицая ее принадлежность к агиографии и насыщенность повествования христианской символикой (Р.П. Дмитриева, Н.И. Костомаров, Д. С. Лихачев, М.О. Скрипиль и др.).
Другие авторы рассматривают произведение как агиографический текст, не отрицая значения устной традиции, но по-разному оценивая ее роль в структуре памятника (О.В. Гладкова, Н.С. Демкова, А.Н. Ужанков, Ю.Г. Фефелова и др.). Выводы исследователей находят отражение в методических рекомендациях, адресованных учителям, по изучению в школьном курсе литературы текста Ермолая-Еразма. Вместе с тем недостаточно практических разработок, которые можно использовать на интегрированных уроках: не хватает публикаций, в которых освещается содержание работы на уроке с историческими, бытовыми, литературными деталями. Указанные обстоятельства актуализируют тему настоящего исследования.
Объект исследования – содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма.
Предмет исследования – влияние особенностей жанровой организации на поэтику «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма.
Цель исследования – выявить, какие факторы, помимо жанровой организации произведения, оказывают влияние на поэтику «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма.
Задачи исследования:
1. описать историю создания и изучения произведения;
2. проанализировать место фольклорной и агиографической традиции;
3. обозначить символический подтекст в произведении и наличие в нем «бродячих» сюжетов;
4. представить организацию работы с историческими, бытовыми, литературными деталями на интегрированном уроке русского языка и литературы;
5. составить конспект урока по теме: «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Методологическую основу исследования составили труды отечественных ученых, посвятивших научные публикации выявлению источников, которые могли послужить базисом для написания «Повести о Петре и Февронии Муромских» (Ф.И. Буслаева, А.Н. Веселовского, Р.П. Дмитриевой, В.Ф. Ржиги, М.О. Скрипиля), а также статьи современников, анализирующих жанровую специфику произведения (М.В. Антоновой, П.Л. Карабущенко, Е.В. Никольского), роль символического подтекста для понимания древнерусского текста (О.В. Гладковой, В.П. Федорова, С.А. Фомичева).
Методы исследования: общетеоретические (анализ литературы по теме исследования; систематизация и обобщение информации; сопоставление концепций ученых); описательный, мифологический, культурно-исторический.
Практическая значимость исследования состоит в описании работы с историческими, бытовыми, литературными деталями на интегрированном уроке русского языка и литературы.
Структура исследования: настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель настоящего исследования заключалась в том, чтобы выявить, какие факторы, помимо жанровой организации произведения, оказывают влияние на поэтику «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма. Ориентация на указанный ориентир позволила проанализировать диссертации, монографии, статьи в журналах по литературоведению. Проделанная работа показала, что Петр и Феврония Муромские – это исторические лица, жившие в XIII веке. В XV веке, в связи с зарождающимся местным поклонением супружеской чете, появились житийные записи, имена князей упоминались в местных церковных службах. В XVI веке супруги были канонизированы. Их жизнеописанию посвящен ряд народнопоэтических текстов, часть из которых утрачена. Со следующего столетия начинается период образования централизованного государства, по причине чего возникла потребность в житийной литературе, в которой главными героями стали бы почитаемые народом лица. Такую задачу выполнил Ермолай-Еразм, создавший «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
О популярности произведения свидетельствуют несколько редакций и значительное количество списков. Текст имеет не только широкую рукописную традицию бытования, но и солидную исследовательскую историю, которая в последнее время пополняется все новыми интерпретациями и толкованиями, множественности ее смыслов и символических подтекстов. Говоря об истории исследования, отметим, что она началась с XIX века. Авторов интересовало, в какой степени могла повлиять переводная литература на содержание «Повести…». По мере накопления источников, посвященных произведению, возник вопрос о времени создания текста: в настоящее время принято считать, что он был создан не позднее XVI века. Кроме того, исследователей интересовала личность Ермолая-Еразма и его взаимодействие с Иваном Грозным. Анализируя созданный богословом текст, можно увидеть, что жанр своеобразен. Прежде всего потому, что создан на основе разных источников.
В произведении видно сильное влияние устного народного творчества, к числу которого относятся сказки, легенды, былины, предания, обряды; нашла отражение и житийная литература – в основной своей массе византийские источники. Так как Ермолай-Еразм был для того времени высокообразованным человеком, то он, по всей видимости, знал произведения, созданные в странах Европы, поэтому в тексте выявляется немало «бродячих» сюжетов. Что касается агиографии, то здесь много дискуссионного, поскольку текст назвать нельзя настоящим житием. Причина состоит в том, что он отклоняется от канонов, установленных церковью. При знакомстве с сюжетом виден символический подтекст, который чаще всего представлен реалиями, характерными для людей, живших в Древней Руси. В эмпирической части исследования описано, как организовать работу на интегрированном уроке русского языка и литературы по изучению литературных, исторических, бытовых деталей в произведении. Кроме того, представлен конспект урока по «Повести…» Ермолая-Еразма.



1. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».
2. Алексеева Л.В. Художественная деталь в поэтике повести П.И. Мельникова-Печерского «Гриша» // Проблемы исторической поэтики. – 2016. – №14. – С. 244-261.
3. Антонова М.В. «Троичество и единство» в трудах книжника XVI в. Ермолая-Еразма // Вестник Псковского государственного университета. – 2015. – №2. – С. 106-111.
4. Архангельский А.Н. Литература: 5 - 9 классы: рабочая программа к учебнику А.Н. Архангельского, Т Ю. Смирновой. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2021. – 124 с.
5. Буслаев Ф.И. Песни древней Эдды о Зигурде и Муромская легенда: Четыре лекции из курса об истории нар. поэзии. – М., 1858. – 39 с.
6. Веселовский А.Н. Избранное: Критические статьи и заметки / Сост. Т.В. Говенько. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. – 496 с.
7. Гладкова О.В. К вопросу об источниках и символическом подтексте «Повести от жития Петра и Февронии» Ермолая-Еразма // Герменевтика древнерусской литературы. – 2008. – №13. – С. 537 – 569.
8. Дударева М.А. Апофатика русской словесной культуры конца нового времени: образы смерти: дисс. … д-ра культурологии. – Иваново, 2021. – 407 с.
9. Ермолай-Еразм. Повесть о Петре и Февронии Муромских / Перевод Л.А. Дмитриева // Памятники литературы Древней Руси. Конец ХV – первая половина ХVI века. – М.: Художественная литература, 1984. – С. 230-238.
10. Карабущенко П.Л. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в свете трактовки исторической герменевтики // Гуманитарные исследования. – 2014. – № 2(50). – С. 100-109.
11. Литература. Рабочие программы. Методические рекомендации к предметной линии учебников под редакцией В.Ф. Чертова. 5 - 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова, И.В. Мамонова. – 2-е изд., перераб. – M.: Просвещение, 2022. – 160 с.
12. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5 – 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2022. – 304 с.
13. Литература: программа для 5 - 9 классов: основное общее образование / Т.В. Рыжкова, И.Н. Сухих, И.Н. Гуйс, Ю.В. Малкова / под ред. И.Н. Сухих. – М.: Академия, 2014. – 157 с.
14. Ложкина А.О. Образы святых жен в житийной литературе XII - XVII веков: агиология и поэтика: автореферат дисс. … канд. филол. наук. – Ижевск, 2012. – 26 с.
15. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Philology.ru: Русский филологический портал. – Режим доступа: http://philology.ru/literature1/ lotman-92e.htm. – Дата обращения: 04.02.2024.
16. Никольский Е.В. «Повесть о Петре и Февронии»: стилистическое своеобразие // Вестник университета имени Альфреда Нобеля. – 2018. – 2(16). – С. 209-222.
17. Палойко Л.В. Образ персонажа в оригинале и литературном продолжении англоязычного романа как объект филологического анализа: дисс. … к. филол. н. – Самара, 2012. – 216 с.
18. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма как памятник Муромо-Рязанской словесности / А.А. Решетова, К.А. Красовская // Рязанский край в контексте русской литературы: очерки регионального литературоведения: сборник статей. – Рязань, 2017. – С. 25-59.
19. Повесть о Петре и Февронии / Подготовка текста и исследование Р.П. Дмитриевой. – Л.: Наука, 1979. – 340 с.
20. Программа курса «Литература». 5 - 9 классы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – 5-е изд. – М.: Русское слово – учебник, 2020. – 184 с.
21. Ржига В.Ф. «Повесть о Петре и Февронии» в русской литературе конца XVIII в. // Труды Отдела древнерусской литературы. – 1957. – Т. 13. – С. 429-436.
22. Самойлова Г.С. «Повесть о Петре и Февронии» как прецедентный текст древнерусской литературы (лингвистический аспект) // Нижегородское образование. – 2015. – №1. – С. 27-32.
23. Скрипиль М.О. Повесть о Петре и Февронии // Труды Отдела древнерусской литературы. – 1949. – Т. VII. – С. 361-367.
24. Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество: монография. – М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2008. – 544 с.
25. Федорова В.П. Фольклорно-этнографический контекст повести о Петре и Февронии Муромских // Вестник Челябинского государственного университета. – 2017. – № 8(404). – С. 70 - 80.
26. Флиер А.Я. О Функциях символа в культуре // Культура культуры. – 2016. – №4. – С. 2-10.
27. Фоменко Ю.В. Словосочетания или правила сочетания слов? // Вестник Омского университета. – 2012. – № 3. – С. 277-282.
28. Фомичев С.А. Пушкинская перспектива. – М.: Знак, 2007. – 536 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ