Введение 3
Глава 1. Литературная сказка как особый жанр 6
1.1. Фольклорная и авторская сказка 6
1.2. Классификация функций волшебной сказки 17
Глава 2. Своеобразие сказок О. Уайльда и А. де Сент-Экзюпери 27
2.1. Сказки-притчи О. Уайльда 27
2.2. Притчевое начало в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Глава 3. Сопоставительный анализ сказок О. Уайльда и А. де Сент-Экзюпери
3.1. Символика розы в сказках О. Уайльда и А. де Сент-Экзюпери 50
3.2. Диалог в сказке-притче 58
3.3. Мотив дружбы в сказках О. Уайльда и А. де Сент-Экзюпери 67
3.4. Символика звезды 75
3.5. Мотив странствия героя 79
Заключение 88
Список используемой литературы 91
Сказки О. Уайльда и сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» представляют собой один из наиболее ярких примеров такой разновидности сказки как сказка-притча. В их произведениях затрагиваются как социальные проблемы, характерные для времени авторов, так и вечные философские вопросы.
К настоящему моменты существует множество исследований, посвященных сказкам О. Уайльда из сборников «Счастливый принц и другие сказки» и «Гранатовый домик» и сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В них рассматриваются, в том числе, и элементы жанра притчи в данных произведениях, но в целом же внимание исследователей сосредоточено на иных аспектах. Е. С. Куприянова в работе «Литературные сказки Оскара Уайльда и сказочно-мифологическая поэтика романа “Портрет Дориана Грея”» рассматривает сказки как экспериментальные произведения, в которых складываются многие творческие принципы, характерные для дальнейшего творчества писателя. Сказкам Уайльда посвящена также работа О. М. Валовой «Сказки Оскара Уайльда: генезис, структура, интерпретация». Работа посвящена выявлению фольклорных основ сказок, а также анализу литературных традиций и заимствований, нашедших отражение в сказках писателя. Книга зарубежного исследователя Дж. Киллина “The fairy tales of Oscar Wilde”, представляет собой монографию, посвященную сказкам Уайльда, которая носит компилятивный характер и отражает существующие подходы к анализу сказок, в данной монографии отражены фольклорные и литературные источники, философские, эстетические и религиозные идеи, а также факты биографии писателя и социокультурной обстановки Великобритании того времени, предположительно нашедшие отражение в сказках сборников «Счастливый принц» и «Гранатовый домик». Глава, посвященная сказкам, содержится в книге М. Г. Соколянского «Оскар Уайльд. Очерк творчества», являющейся первой русскоязычной монографией об О. Уайльде.
Сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» изучается, главным образом, с педагогической точки зрения. Существуют исследования, посвященные проблемам морали в произведении. Также существуют исследования мифологических и библейских образам в произведении (Н. Г. Баженова, Л. Г. Александров). Поскольку «Маленький принц» – последнее произведение А де Сент-Экзюпери, в нём отразились художественные принципы, символы и философские идеи, характерные для творчества автора в целом, поэтому в качестве теоретической базы в данной работе используются в том числе и исследования, посвященные другим произведениям А. де Сент-Экзюпери, а также труды биографов (М. Мижо, А. Буковская, С. Шкиф).
В данной работе предпринимается попытка систематизировать результаты существующих исследований, а также на основе сопоставительного анализа сказок Уайльда и Сент-Экзюпери, их композиции, тематики, мотивов и символов уяснить роль притчевого начала в анализируемых произведениях. Актуальность исследования обусловлена, таким образом, с одной стороны, неиссякающим интересом историков литературы к проблемам авторской сказки, ее генезиса, эволюции и модификаций, с другой – обсуждением этих проблем на конкретном историко-литературном материале.
В настоящей работе впервые – и в этом заключается её научная новизна – предпринимается попытка сравнительного анализа произведений двух названных авторов с целью выявления того общего, что их объединяет и позволяет рассматривать созданные ими произведения как сказки-притчи.
Для достижения данной цели предполагается решить ряд задач:
– совершить краткий экскурс в историю литературной, авторской сказки, подчеркнув ее отличия от сказки народной и вместе с тем ее связь с фольклорной традицией;
– предложить подробный разбор поэтики сказок О. Уайльда и А. де Сент-Экзюпери, уделяя особое внимание роли притчевого начала в анализируемых произведениях;
– осуществить сопоставительный анализ сказок Уайльда и Сент-Экзюпери, выявив точки схождения и различия между ними.
Теоретическая ценность исследования: результаты позволят проследить генезис жанра сказки-притчи, а также установить границы использования этого термина.
Практическая значимость: результаты данной работы могут быть использованы при составлении программы общих курсов по истории зарубежной литературы и спецкурсов по истории английской и французской литературы, а также могут служить теоретической базой для исследований на смежные темы.
Теоретическую основу работы составляют труды, посвященные структуре жанра сказки, его особенностям и историческому развитию (В. Я. Пропп, М. Н. Липовецкий, Е. Н. Ковтун, Е. М. Мелетинский, Л. Ю. Брауде, В. Ю. Клейменова, И. Ю. Мауткина, О. В. Нагорная, И. В. Цикушева, Д. Ципес, Л. В. Намычкина, О. Н. Халуторных, И. В. Шарапова, Р. Б. Боттингемер), работы, в которых рассматриваются особенности притчи (А. Г. Краснов, К. И. Шпетный, Н. В. Евтодиев), а также труды по мифологии и семиотике (Д. Кэмпбелл, М. Ф. Золотницкий, Д. Трессидер).
Методологическая основа диссертации. При анализе произведений были использованы структурный, сравнительно-исторический, а также, отчасти, биографический методы.
В работе была предпринята попытка на основе сопоставительного анализа сказок Оскара Уайльда и Антуана де Сент-Экзюпери, их композиции, тематики, мотивов и символов уяснить роль притчевого начала в анализируемых произведениях, выявить то общее, что их объединяет и позволяет рассматривать их как сказки-притчи.
Уайльд и Сент-Экзюпери принадлежат разным эпохам, разным национальным культурам и разным художественно-эстетическим системам. Уайльд был признанным главой эстетского движения в Англии конца XIX в., «апостолом красоты», исповедовал идеи внеморальности искусства, полной его бесполезности, заявлял о том, что искусство не может и не должно быть зеркалом действительности, тусклой, серой и безысходной, напротив, оно должно поставлять жизни образцы для подражания. Отсюда ― характерные черты его творческой манеры: широкое использование ярких метафор, символики, элементов фантастики, пристрастие к парадоксальным диалогам, к красивым декоративным описаниям и т.д. В отличие от Уайльда, Сент-Экзюпери, французский писатель-реалист первой половины ХХ в., современник и участник Второй мировой войны, ратовал за правдивое, высоконравственное искусство, призванное изменить к лучшему мир и человека.
Различия во взглядах и творческих манерах двух писателей ― английского и французского ― не исключают, тем не менее, множества точек схождения между ними, особенно когда речь заходит о жанре сказки, которому оба они заплатили дань. Сопоставительный анализ сказок Уайльда и Сент-Экзюпери позволяет прийти к выводу о том, что их сближают темы самопознания и самоопределения личности, необычайный лиризм, тонкая ирония и общие мотивы – странствия, дружбы, любви, смерти, красоты, искусства, ответственности, самопожертвования.
Хотя Сент-Экзюпери мог быть знаком со сказками своего английского предшественника, едва ли близость между ними объяснялась непосредственным влиянием Уайльда на автора «Маленького принца». Скорее, речь следует вести о типологических схождениях, обусловленных совпадением духовных ценностей, которые разделяли оба писателя, и близостью фольклорных и литературных традиций, на которые они опирались. В рассматриваемых произведениях можно выделить сходные образы, символы, мотивы и мифологемы, заимствованные, предположительно, из одних и тех же источников, таких как Библия, христианские мистические учения, античная мифология. Так, в сказке «Маленький принц», равно как и во многих сказках О. Уайльда («Счастливый принц», «Юный король», «Мальчик-звезда», «Рыбак и его душа») важное место занимает мифологема странствующего героя, которая, став характерной частью многих фольклорных сказок, послуживших первоосновой литературных, явилась одним из элементов культурного кода, заключенного в произведениях. Данная мифологема может быть рассмотрена исключительно с точки зрения структуры, но в указанных произведениях обоих авторов она связана с проблемами самопознания и постижения мира, поиском истины, моральным перерождением героя. Оба автора, опираясь на элементы традиционного мифа, видоизменяют его, придавая ему парадоксальность и вместе с тем универсальное звучание, заостряя внимание читателя на субстанциальных вопросах человеческого бытия.
Наконец, еще один чрезвычайно важный фактор, объясняющий схождения между двумя авторами, ― общность избранной ими для своих произведений литературной формы сказки-притчи. В ходе исследования были выявлены и систематизированы основные элементы жанра притчи, характерные для указанных произведений и позволяющие отнести их к данной жанровой разновидности: сказовая манера повествования, параболическая структура, наличие аксиогенных (ценностноформирующих) ситуаций, наличие двух характерных для притчи типов фабулы – сакрального поведения и эксперимента.
Роль притчевого начала в литературной сказке, равно как и в произведениях других жанровых форм ― драмы, романа, повести, рассказа, несмотря на насыщенную в последние годы историю исследований, все еще представляют богатейший и благодатнейший материал для дальнейших литературоведческих и культурологических изысканий.
1. Saint-Exupéry A. de. Le petit Prince. – M.: Издательство литературы на иностранных языках, 1985. – 76 р.
2. Wilde O. The happy prince and other stories. – Ware: Wordsworth Editions Limited, 2002. – 80 p.
3. Wilde O. A house of pomegranate. – North Charleston: CreateSpace Independent Publishing Platform, 2015. – 98 p.
4. Сент-Экзюпери А. де. Маленький принц. – М.: Высшая школа, 1992. – 336 с.
5. Уайльд О. Сказки, рассказы. – М.: Художественная литература, 1993. – 304 с.
6. Александров Л. Г. Сент-Экзюпери: философия и космология творчества // Вестн. Челяб. унт-та. – Сер. Филология. – 1994. – №1. – С. 65-67.
7. Символы, знаки, эмблемы / В. А. Андреева [и др.] – М.: Изд-во Астрель, 2004. – 624 с.
8. Баженова Н. Г. Библия как основа образов и притчей «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери // Вестник Челябинского унт-та. – Сер. Филология. – 2011. – №1. – С. 184 -197.
9. Буковская А. Парадокс гуманизма. – М.: Радуга, 1983. – 208 с.
10. Брауде Л. Ю. К истории понятия литературная сказка // Известия Академии наук СССР. – Сер. Литература и язык. – 1977. – № 3. – С. 226-234.
11. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. – М.: Высшая школа, 1989. ¬– 404 с.
12. Валова О. М. Сказки Оскара Уайльда: генезис, структура, интерпретация: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Нижегор. гос. пед. ун-т. – Н. Новгород., 1999. – 32 с.
13. Валова О. М. Функция обрамления в сказках Оскара Уайльда // Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы. – Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. унт-та, 2001 [Электронный ресурс]. – URL: http://oscar-wilde.ru/analiz-proizvedenii/valova-funktsiya-obramleniya-v-skazkakh-o-uaylda.html. – (Дата обращения: 15.02.2018).
14. Геласимов А. В. Уайльд и Восток: ориентальные реминисценции в его эстетике и поэтике: автореф. дис. … канд. филол. наук / Мос. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Москва, 1997. – 15 с.
15. Гололобов М. А. Проблема ответственности в творчестве А. де Сент-Экзюпери // Вестник Тамбовского гос. ун-та. – Сер. Гуманитарные науки. – 2001. – №5. – С. 117-118.
16. Гальфдан Л. Оскар Уайльд. Его жизнь и литературная деятельность [Электронный ресурс]. – М.: Современные проблемы, 1908. – URL: http://oscar-wilde.ru/biografiya/lanfgaard-galfdan-wilde1. – (Дата обращения: 30.11.2018).
17. Горшков Н. Г. Черты «сверхчеловеческого» в произведениях Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» и А. де Сент-Экзюпери «Цитадель» // Вестник Тульского гос. пед. ун-та. – Сер. Философия. – 2012. – №1. – С. 101-110.
18. Дикая В. С. Персонажи-«художники» в произведениях А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и «Ночной полёт» // Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. – М.: Олимп, 2016. – С. 23-25.
19. Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы. – М.: Прогресс, 1997. – 318 с.
20. Евтодиева Н. В. Роль парадокса в притче // Вестник Московского гос. лингв. ун-та. – Сер. Гуманитарные науки. – 2014. – №4. – С. 63-72.
21. Закомолдина О. С. Проблема морали в творчестве Оскара Уайльда // Вестник Самарской гум. академии. – Сер. Философия. Филология. – 2008. – №1. – С. 207-217.
22. Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. – М.: Агропромиздат, 1991. – 298 с.
23. Иванов В. В. Онтология жанра волшебной сказки и сказки-притчи // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты. – Чита, 2013. – №6. – С. 21-23.
24. Клейменова В. Ю. Английская литературная сказка как модель действительности // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. – Сер. Вопросы германистики. – 2013. – №6. – С. 104-108.
25. Кобзева Е. В. Понятие «литературная сказка» в отечественных и зарубежных исследованиях (на материале произведений Н. М. Карамзина) // Вестник научных конференций. – Тамбов, 2016. – №12(1). – С. 70-75.
26. Ковтун Е. Н. Поэтика необычайного: художественные миры фантастики, утопии, притчи и мифа. – М.: Изд-во. МГУ, 1999. – 308 с.
27. Корнилова Л. В. Тенденция к акцентированию символистского плана в творчества А. де Сент-Экзюпери // Вестник гуманит. ф-та. Ивановского хим.-тех. гос. ун-та. – Сер. 4. Филология и литературоведение. – 2008. – №3. – С. 250-255.
28. Краснов А. Г. Притча в русской и западноевропейской литературе XX века: соотношение сакрального и профанного: афтореф. дис. … канд. филол. наук / Самарский гос. ун-т. – Самара, 2005. – 24 с.
29. Кузина И. В. Этико-эстетический анализ художественного произведения (по сказке-притче А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц») // Образование в современной школе. – Москва, 2012. ¬– №11. – С. 51-55.
30. Куприянова Е. С. Литературные сказки Оскара Уайльда и сказочно-мифологическая поэтика романа «Портрет Дориана Грея»: автореф. дис. … д-ра филол. наук / Новгородский гос. ун-т. им. Ярослава Мудрого. – Новгород, 2007. – 36 с.
31. Куприянова Е. С. Беседа и сказки О. Уайльда // Вестник Новгородского гос. ун-та. Им. Ярослава Мудрого. – Сер. Литература. Литературоведение. Устное народное творчество. – 2005. – №33. – С. 56-62.
32. Куприянова Е. С. Литературная сказка О. Уайльда «Молодой король» и традиция европейского romance // Вестник Новгородского гос. ун-та. им. Ярослава Мудрого. – Сер. Литература. Литературоведение. Устное народное творчество. – 2006. – №36. – С. 39-44.
33. Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой. – М.: ВАКЛЕР,1997. – 384 с.
34. Кузьмина Э. А. де Сент-Экзюпери. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – 151 с.
35. Ланглад Ж. Оскар Уайльд, или Правда масок [Электронный ресурс]. – М.: Молодая гвардия, 2006. – URL: http://oscar-wilde.ru/biografiya/langlad-wilde1.html. – (Дата обращения: 01.11.2017).
36. Ливергант А. Я. Оскар Уайльд [Электронный ресурс]. – М.: Молодая гвардия, 2014. – URL: https://www.e-reading.club/book.php?book=1033465. – (Дата обращения: 28.02.2018).
37. Липовецкий М. Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920 – 1980-х годов) [Электронный ресурс]. – Екатеринбург: Изд-во Уральского фед. ун-та., 1992. – URL: https://studfiles.net/preview/3828180/. – (Дата обращения: 20.12.2017).
38. Лохман Н. Х. Художественная реализация идеи общественного единства в повести А. де Сент-Экзюпери «Военный лётчик» [Электронный ресурс] // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2012. – № 12. – URL: http://journal.org/articles/2012/fill16.html. – (Дата обращения: 01.03.2018).
39. Мауткина И. Ю. Историческая поэтика британской сказки и литературные сказки О. Уайльда: автореф. дис. … канд. филол. наук / Новгородский гос. ун-т. им. Ярослава Мудрого. – Новгород., 2006. – 35 с.
40. Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. – М.: Изд-во РГГУ, 2001. – 169 с.
41. Мелетинский Е. М. Проблемы структурного описания волшебной сказки // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. – Сер.4. Труды по знаковым системам. – 1969. – № 236. – С. 86-136.
42. Мелетинский Е. М. Структура Волшебной сказки. – М.: Изд-во РГГУ, 2001. – 234 с.
43. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. – М.: Изд-во РГГУ, 1994. – 136 с.
44. Мижо М. Сент-Экзюпери. – М.: Молодая гвардия, 1963. – 464 с.
45. Нагорная О. В. К вопросу о поэтике литературной сказки (в сопоставлении с поэтикой фольклорной сказки) // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. – Сер. Филология. – 2011. – №3. – С. 116-121.
46. Намычкина Л. В. Сказка как литературный жанр // Вестник Вятского гос. ун-та. – Сер. Литературоведение. – 2010. – №3. – С. 103-109.
47. Николюкин А. Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М.: Интелвак, 2001. – 1600 с.
48. Овчинникова Л. В. Русская литературная сказка XX века (история, классификация, поэтика): автореф. дис. … д-ра филол. наук / Рос. гос. библиотека. – М., 2007. – 30 с.
49. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 2001. - 144 с.
50. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 2000. - 335 с.
51. Пропп В. Я. Фольклор. Литература. История. – М.: Лабиринт, 2002. – 464 с.
52. Пропп В. Я. Поэтика фольклора. – М.: Лабиринт, 1998. – 352 с.
53. Рыжих М. В. Сопоставительный анализ фольклорной и литературной сказки // Вестник Моск. гос. лингв. ун-та. – Сер. Гуманитарные науки. – 2010. – №596. – С. 107-114.
54. Савельев К. Н. Оскар Уайльд и французская литература второй половины XIX века: автореф. дис. … канд. филол. наук / Моск. гос. ун-т. – М., 1995. – 31 с.
55. Соколянский М. Г. Оскар Уайльд. Очерк творчества. – Одесса: Лыбидь, 1990. – 200 с.
56. Топоров В. Н. Пространство и текст [Электронный ресурс] // Текст: семантика и структура / под. ред. Т. В. Цивьян. – М.: Наука, 1983. – URL: http://ec-dejavu.ru/p/Publ_Toporov_Space.html. – (Дата обращения: 17.03.2018).
57. Толмачев В. М. Оскар Уайльд и символизм в Англии [Электронный ресурс] // Зарубежная литература XX века / под ред. В. М. Толмачева. – М.: Академия, 2003. – URL: http://oscar-wilde.ru/analiz-proizvedenii/tolmachev-oscar-wilde-i-simvolizm-v-anglii.html. – (Дата обращения: 12.02.2018).
58. Трессидер Д. Словарь символов [Электронный ресурс]. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/JekTresidder/index.php. – (Дата обращения: 20.03.2018).
59. Уюкбаева М. И. Художественный вымысел и литературная сказка // Известия Волгоград. гос. пед. ун-та. – Сер. Филологические науки. – 2012. – №6. – С. 99-102.
60. Уткина Т. В. Специфика создания эмотивности литературных сказок // Евсевьевские чтения. – Сер. Эмотивность художественного текста и способы её репрезентации. – Саранск: Изд-во МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 2015. – С. 160-166.
61. Фрэсс Т. Девять жизней Антуана де Сент-Экзюпери – М.: Эксмо, 2015. – 240 с.
62. Халуторных О. Н. Волшебная литературная сказка как феномен культуры: социально-философский анализ: автореф. дис. … канд. филол. наук // МГУ им. М. В. Ломоносова. – М., 1998. – 20 с.
63. Цендровский О. Ю. Философия Антуана де Сент-Экзюпери: опыт реконструкции // Человек. – Нижний Новгород, 2015. – № 5. – С. 73-85.
64. Цикушева И. В. Жанровые особенности литературной сказки (на материале русской и английской литературы) // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – Сер.2. Филология и искусствоведение. – 2008. – № 1. – С. 49-52.
65. Чебракова М. А. Мотив смерти в оптимистических сказках Оскара Уайльда // Вестник СПбГУ. – Сер.9. Филология. – 2009. – № 1. – С. 30-36.
66. Чернец Л. В. Теория жанра. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 192 с.
67. Очерки по истории французской литературы / отв. ред. Л. Я. Рейнгардт. – М.: Учпедгиз, 1958. – 442 с.
68. Шарапова И. В. Функции интертекстуальности в современной литературной сказке // Вестн. Череповецкого гос. ун-та. – Сер. Филологические науки. – 2015. – № 4. – С. 126-129.
69. Шпетный К. И. Особенности притчи как художественного дискурса: предварительные замечания // Вестник Мос. гос. лингв. ун-та. – Сер. Гуманитарные науки. – 2013. – № 8. – С. 121-134.
70. Шпетный К. И. Основные характеристики англоязычного дискурса притчи // Вестн. Мос. гос. лингв. ун-та. – Сер. Гуманитарные науки. – 2013. – № 17. – С. 79-98.
71. Шпетный К. И. Типологические признаки притчи // Вестн. Мос. гос. лингв. ун-та. – Сер. Гуманитарные науки. – 2013. – № 25. – С. 116-135.
72. Шпетный К. И. Притча как религиозно-художественный дискурс // Вестник Моск. гос. лингв. ун-та. – Сер. Гуманитарные науки. – 2014. – № 18. – С. 109-122.
73. Aransaez C. P. The importance of being a reader: A revision of Oscar Wilde's works. – Hamburg.: Anchor Academic Publishing, 2014. – 380 p.
74. Bottingheimer R. B. Fairy Tales and Society: Illusion, Allusion, and Paradigm. – Philadelphia.: University of Pennsylvania Press, 1986. – 317 p.
75. Curtius E.R. The romance of the rose // European literature and the latin middle ages. – New York: Harper and Row, 1963. – P. 124-127.
76. Duffy J. C. Gay-related themes in the fairy tales of Oscar Wilde // Victorian Literature and Culture. – 2001. – № 2. – P. 327-349.
77. Killeen J. The fairy tales of Oscar Wilde. – London: Routledge, 2007. – 202 p.
78. Nikulin D. V. On dialogue. – Lanham: Lexington books, 2005. – 287 p.
79. Shciff S. Saint-Exupery: a biography. – New York: Holt Paperbacks, 2006. – 560 p.
80. Zipes J. Why Fairy Tales Stick: The Evolution and Relevance of a Genre. – London: Routledge, 2006. – 352 p.