Кросс-культурная адаптация китайских учащихся в России
|
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования кросс-культурной адаптации китайских студентов в России
1.1. Кросс-культурная адаптация: анализ теоретических подходов к исследованию
1.2. Модели и факторы кросс-культурной адаптации
Глава 2. Анализ кросс-культурной адаптации китайских студентов в российских вузах: кейс СПбГУ
2.1. Эмпирический социологический анализ адаптации китайских студентов в российских вузах
2.2. Особенности кросс-культурной адаптации китайских студентов в российских вузах на примере СПбГУ: социологический анализ
2.2.1. Обоснование выборочной совокупности
2.2.2. Описательная история о центральной категории
2.2.3. Аналитическая история о центральной категории
2.2.4. Связывание второстепенных категорий с центральной категорией. Раскрытие паттернов
2.2.5. Валидизация выявленных связей
2.2.6. Наполнение категорий, которые нуждаются в дальнейшем совершенствовании и/или развитии
Заключение
Список литературы
Приложения
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования кросс-культурной адаптации китайских студентов в России
1.1. Кросс-культурная адаптация: анализ теоретических подходов к исследованию
1.2. Модели и факторы кросс-культурной адаптации
Глава 2. Анализ кросс-культурной адаптации китайских студентов в российских вузах: кейс СПбГУ
2.1. Эмпирический социологический анализ адаптации китайских студентов в российских вузах
2.2. Особенности кросс-культурной адаптации китайских студентов в российских вузах на примере СПбГУ: социологический анализ
2.2.1. Обоснование выборочной совокупности
2.2.2. Описательная история о центральной категории
2.2.3. Аналитическая история о центральной категории
2.2.4. Связывание второстепенных категорий с центральной категорией. Раскрытие паттернов
2.2.5. Валидизация выявленных связей
2.2.6. Наполнение категорий, которые нуждаются в дальнейшем совершенствовании и/или развитии
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность работы. Кросс-культурный опыт китайских иностранных студентов в России стал предметом интенсивных исследований, но лишь в очень небольшом числе исследований рассматривалось, как эти студенты адаптируются к обучению в гибкой онлайн-среде.
Если говорить об учебной миграции китайских студентов в Россию, то здесь можно выделить несколько особенностей.
Немногие исследования, которые проводились в сфере получения образования китайцами в российских вузах, говорят о том, что Россия является для китайских студентов в высокой степени привлекательной страной. Большинство считают, что поехали учиться в Россию не зря, и только малая часть выражает разочарование. Также исследования показывают, что примерно половина опрошенных четко выразили готовность, если не всегда, то длительное время жить, следовательно, и работать в России. Еще 11% не возражают против такого варианта, и только 4% не хотят больше сюда возвращаться. В целом 80% хотели бы работать «на российском направлении».
Позитивный настрой китайских студентов в отношении работы в России или, по крайней мере, тесных связей с ней имеет своей основой уверенное поступательное движение российско-китайского экономического сотрудничества. Его дальнейшее развитие создает потребность в значительно более широком, чем сегодня, взаимодействии сторон в области образования.
Постановка проблемы. При изучении практики обучения китайских студентов в российских вузах создается впечатление, что Китай больше заинтересован в интенсивном образовательном сотрудничестве, в частности в обучении своих студентов в России, чем сама Россия. Это заметно по количеству исследований и обсуждений в российской научной среде. Не рассматриваются обстоятельства выбора китайцами тех или иных вузов России. Так же до конца не ясны действительные мотивы китайских студентов при переезде в Россию для обучения в отечественных вузах и их ожидания от российского образования. Не выявлены и дальнейшие планы китайских студентов после окончания обучения в вузах России, их востребованность на российском и китайском рынках труда.
Стоит заметить, что и США, и Европа проявляют живейшую заинтересованность в привлечении в свои университеты иностранных студентов, в том числе китайских: студенты – это и канал возможного влияния в будущем на те или иные сферы жизни представляемого ими государства, и пополнение бюджетов собственных учебных заведений. Несомненно, российская сторона могла бы получать большую отдачу от обучения китайских студентов, если бы основательно занялась этой проблемой.
Поэтому в целях понимания причин выбора китайскими студентами российских вузов, в частности СПбГУ, а также получения обратной связи об условиях обучения в России, необходимо выявить ожидания китайских студентов от российского образования на примере СПбГУ и насколько эти ожидания соотносятся с реальными условиями.
Степень разработанности темы
Учебная иммиграция имеет огромное социальное значение для многих стран, и для развития России, в частности, и несет, как минимум, четыре ключевых эффекта, которые были выделены Комаровым А.В. и Сапожниковым Д. В.: социальный, политический, демографический и экономический:
1. Социальный эффект. Иностранные выпускники вузов могут рассматриваться как ценный потенциальный ресурс пополнения человеческого капитала для нужд экономики, поскольку на учебу за рубеж едут, как правило, лучшие и наиболее мотивированные молодые люди.
2. Политический эффект. Через обучающихся в вузах студентов принимающие страны гораздо эффективнее устанавливают связи с посылающими государствами.
3. Экономический эффект. Национальная система образования получает прямые денежные доходы от оплаты обучения иностранными студентами.
4. Демографический эффект. Иностранные выпускники, владеющие языком, понимающие местную культуру, адаптированные к национальному рынку труда, могут рассматриваться как наиболее желательная категория мигрантов, которые могут быть хорошими работниками и законопослушными гражданами. Учебная миграция может быть весьма существенным компонентом компенсации потерь населения в стране.
Фурса Е.В. и Рогова Т.В, в свою очередь, выделили ряд факторов, влияющих на выбор учебного заведения иностранными студентами: язык, на котором ведется обучение; качество образования; стоимость обучения; иммиграционная политика принимающих стран; гибкость образовательных программ, предлагаемых на мировом рынке образовательных услуг; исторические, географические и культурные связи между странами; профессиональные перспективы выпускников на рынке труда; политика, ограничивающая поступление в высшие учебные заведения в странах происхождения иностранных студентов; академический престиж образовательных учреждений принимающих стран.
Объект исследования: китайские студенты СПбГУ
Предмет исследования: кросс-культурная адаптация студентов
Целью исследования является анализ кросс-культурной адаптации китайских студентов в российских вузах на примере СПбГУ.
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
1. Обосновать теоретическую рамку исследования кросс-культурной адаптации китайских студентов в вузах России.
2. Разработать дизайн эмпирического исследования факторов кросс-культурной адаптации китайских студентов в российских вузах.
3. Проанализировать процесс кросс-культурной адаптации китайских студентов в российских вузах на примере СПбГУ.
4. Выявить факторы, позитивно влияющие на процесс кросс-культурной адаптации китайских студентов в российских вузах.
5. Выявить барьеры кросс-культурной адаптации китайских студентов в российских вузах.
Дизайн исследования. Стратегия исследования – кейс стади и его разновидность – единичный кейс. Кейс стади — это углубленное изучение одного человека, группы или события. В тематическом исследовании почти каждый аспект жизни и истории субъекта анализируется с целью поиска закономерностей и причин поведения. Тематические исследования могут использоваться в различных областях, включая психологию, медицину, образование, антропологию, политологию и социальную работу.
Методы исследования Основной метод - глубинные интервью с респондентами, оно позволят определить ключевые моменты (круг вопросов), а также сформировать понятийный аппарат, которые в дальнейшем лягут в основу анкеты. Он будет применен на первом этапе. На втором этапе будет проведен анкетный опрос китайских студентов. Он направлен на выявление проблем культурной адаптации китайских студентов, обучающихся в СПбГУ.
Если говорить об учебной миграции китайских студентов в Россию, то здесь можно выделить несколько особенностей.
Немногие исследования, которые проводились в сфере получения образования китайцами в российских вузах, говорят о том, что Россия является для китайских студентов в высокой степени привлекательной страной. Большинство считают, что поехали учиться в Россию не зря, и только малая часть выражает разочарование. Также исследования показывают, что примерно половина опрошенных четко выразили готовность, если не всегда, то длительное время жить, следовательно, и работать в России. Еще 11% не возражают против такого варианта, и только 4% не хотят больше сюда возвращаться. В целом 80% хотели бы работать «на российском направлении».
Позитивный настрой китайских студентов в отношении работы в России или, по крайней мере, тесных связей с ней имеет своей основой уверенное поступательное движение российско-китайского экономического сотрудничества. Его дальнейшее развитие создает потребность в значительно более широком, чем сегодня, взаимодействии сторон в области образования.
Постановка проблемы. При изучении практики обучения китайских студентов в российских вузах создается впечатление, что Китай больше заинтересован в интенсивном образовательном сотрудничестве, в частности в обучении своих студентов в России, чем сама Россия. Это заметно по количеству исследований и обсуждений в российской научной среде. Не рассматриваются обстоятельства выбора китайцами тех или иных вузов России. Так же до конца не ясны действительные мотивы китайских студентов при переезде в Россию для обучения в отечественных вузах и их ожидания от российского образования. Не выявлены и дальнейшие планы китайских студентов после окончания обучения в вузах России, их востребованность на российском и китайском рынках труда.
Стоит заметить, что и США, и Европа проявляют живейшую заинтересованность в привлечении в свои университеты иностранных студентов, в том числе китайских: студенты – это и канал возможного влияния в будущем на те или иные сферы жизни представляемого ими государства, и пополнение бюджетов собственных учебных заведений. Несомненно, российская сторона могла бы получать большую отдачу от обучения китайских студентов, если бы основательно занялась этой проблемой.
Поэтому в целях понимания причин выбора китайскими студентами российских вузов, в частности СПбГУ, а также получения обратной связи об условиях обучения в России, необходимо выявить ожидания китайских студентов от российского образования на примере СПбГУ и насколько эти ожидания соотносятся с реальными условиями.
Степень разработанности темы
Учебная иммиграция имеет огромное социальное значение для многих стран, и для развития России, в частности, и несет, как минимум, четыре ключевых эффекта, которые были выделены Комаровым А.В. и Сапожниковым Д. В.: социальный, политический, демографический и экономический:
1. Социальный эффект. Иностранные выпускники вузов могут рассматриваться как ценный потенциальный ресурс пополнения человеческого капитала для нужд экономики, поскольку на учебу за рубеж едут, как правило, лучшие и наиболее мотивированные молодые люди.
2. Политический эффект. Через обучающихся в вузах студентов принимающие страны гораздо эффективнее устанавливают связи с посылающими государствами.
3. Экономический эффект. Национальная система образования получает прямые денежные доходы от оплаты обучения иностранными студентами.
4. Демографический эффект. Иностранные выпускники, владеющие языком, понимающие местную культуру, адаптированные к национальному рынку труда, могут рассматриваться как наиболее желательная категория мигрантов, которые могут быть хорошими работниками и законопослушными гражданами. Учебная миграция может быть весьма существенным компонентом компенсации потерь населения в стране.
Фурса Е.В. и Рогова Т.В, в свою очередь, выделили ряд факторов, влияющих на выбор учебного заведения иностранными студентами: язык, на котором ведется обучение; качество образования; стоимость обучения; иммиграционная политика принимающих стран; гибкость образовательных программ, предлагаемых на мировом рынке образовательных услуг; исторические, географические и культурные связи между странами; профессиональные перспективы выпускников на рынке труда; политика, ограничивающая поступление в высшие учебные заведения в странах происхождения иностранных студентов; академический престиж образовательных учреждений принимающих стран.
Объект исследования: китайские студенты СПбГУ
Предмет исследования: кросс-культурная адаптация студентов
Целью исследования является анализ кросс-культурной адаптации китайских студентов в российских вузах на примере СПбГУ.
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
1. Обосновать теоретическую рамку исследования кросс-культурной адаптации китайских студентов в вузах России.
2. Разработать дизайн эмпирического исследования факторов кросс-культурной адаптации китайских студентов в российских вузах.
3. Проанализировать процесс кросс-культурной адаптации китайских студентов в российских вузах на примере СПбГУ.
4. Выявить факторы, позитивно влияющие на процесс кросс-культурной адаптации китайских студентов в российских вузах.
5. Выявить барьеры кросс-культурной адаптации китайских студентов в российских вузах.
Дизайн исследования. Стратегия исследования – кейс стади и его разновидность – единичный кейс. Кейс стади — это углубленное изучение одного человека, группы или события. В тематическом исследовании почти каждый аспект жизни и истории субъекта анализируется с целью поиска закономерностей и причин поведения. Тематические исследования могут использоваться в различных областях, включая психологию, медицину, образование, антропологию, политологию и социальную работу.
Методы исследования Основной метод - глубинные интервью с респондентами, оно позволят определить ключевые моменты (круг вопросов), а также сформировать понятийный аппарат, которые в дальнейшем лягут в основу анкеты. Он будет применен на первом этапе. На втором этапе будет проведен анкетный опрос китайских студентов. Он направлен на выявление проблем культурной адаптации китайских студентов, обучающихся в СПбГУ.
Итак, основными целями нашей работы были:
1. Обосновать теоретическую рамку исследования кросс-культурной адаптации китайских студентов в вузах России.
2. Разработать дизайн эмпирического исследования факторов кросс-культурной адаптации китайских студентов в российских вузах.
3. Проанализировать процесс кросс-культурной адаптации китайских студентов в российских вузах на примере СПбГУ.
4. Выявить факторы, позитивно влияющие на процесс кросс-культурной адаптации китайских студентов в российских вузах.
5. Выявить барьеры кросс-культурной адаптации китайских студентов в российских вузах.
Поставленные цели мы выполнили. Будь то начальный этап адаптации или иностранные студенты, приехавшие из Китая четыре-пять лет назад, будут проблемы с языковой адаптацией. Прежде всего, языковые проблемы повлияют на их повседневную жизнь, например, они не будут спрашивать дорогу, не покупают вещи, не делают покупки в Интернете, не договариваются о возврате с продавцами в Интернете, не занимаются банковскими картами и т. д.; это влияет на их профессиональное обучение и написание диссертации. Многие иностранные студенты, не являющиеся русскими, говорят, что им трудно пройти профессиональные курсы с русскими студентами. Это не означает, что они не могут пройти профессиональные курсы с китайскими студентами. Во-вторых, их китайская база должна быть улучшена. И наконец, язык - проблемы сказываются на уверенности в себе: некоторые студенты считают, что их китайский язык недостаточно хорош, чтобы осмелиться говорить, что влияет на уровень межкультурной адаптации.
Наши данные показали, что традиционные бюрократические барьеры при поступлении иностранных студентов в российские вузы не воспринимаются китайскими студентами как барьеры, напротив, они утверждают, что имеющаяся официальная информация вполне пригодна для создания позитивного восприятия возможностей поступления в российские и петербургские вузы. К этому добавляется и позитивное восприятие внешней среды образовательных организаций Петербурга и СПбГУ – благоприятный климат, благоприятная социально-экономическая среда, приемлемые для китайских студентов. Что добавляет позитивности к восприятию возможностей решения организационных проблем, связанных с поступлением в петербургские вузы. Просто по сравнению с возможностями обучения в Петербурге они не считаются китайскими студентами как значимые. Не менее важным является и образовательный бэкграунд, который, по мнению китайских студентов, всё же должен иметь высокие характеристики, чтобы успешно учиться в российских и петербургских вузах, особенно СПбГУ.
1. Обосновать теоретическую рамку исследования кросс-культурной адаптации китайских студентов в вузах России.
2. Разработать дизайн эмпирического исследования факторов кросс-культурной адаптации китайских студентов в российских вузах.
3. Проанализировать процесс кросс-культурной адаптации китайских студентов в российских вузах на примере СПбГУ.
4. Выявить факторы, позитивно влияющие на процесс кросс-культурной адаптации китайских студентов в российских вузах.
5. Выявить барьеры кросс-культурной адаптации китайских студентов в российских вузах.
Поставленные цели мы выполнили. Будь то начальный этап адаптации или иностранные студенты, приехавшие из Китая четыре-пять лет назад, будут проблемы с языковой адаптацией. Прежде всего, языковые проблемы повлияют на их повседневную жизнь, например, они не будут спрашивать дорогу, не покупают вещи, не делают покупки в Интернете, не договариваются о возврате с продавцами в Интернете, не занимаются банковскими картами и т. д.; это влияет на их профессиональное обучение и написание диссертации. Многие иностранные студенты, не являющиеся русскими, говорят, что им трудно пройти профессиональные курсы с русскими студентами. Это не означает, что они не могут пройти профессиональные курсы с китайскими студентами. Во-вторых, их китайская база должна быть улучшена. И наконец, язык - проблемы сказываются на уверенности в себе: некоторые студенты считают, что их китайский язык недостаточно хорош, чтобы осмелиться говорить, что влияет на уровень межкультурной адаптации.
Наши данные показали, что традиционные бюрократические барьеры при поступлении иностранных студентов в российские вузы не воспринимаются китайскими студентами как барьеры, напротив, они утверждают, что имеющаяся официальная информация вполне пригодна для создания позитивного восприятия возможностей поступления в российские и петербургские вузы. К этому добавляется и позитивное восприятие внешней среды образовательных организаций Петербурга и СПбГУ – благоприятный климат, благоприятная социально-экономическая среда, приемлемые для китайских студентов. Что добавляет позитивности к восприятию возможностей решения организационных проблем, связанных с поступлением в петербургские вузы. Просто по сравнению с возможностями обучения в Петербурге они не считаются китайскими студентами как значимые. Не менее важным является и образовательный бэкграунд, который, по мнению китайских студентов, всё же должен иметь высокие характеристики, чтобы успешно учиться в российских и петербургских вузах, особенно СПбГУ.
Подобные работы
- Развитие навыков межкультурной коммуникации китайских студентов в России и Китае
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - Педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов из КНР, обучающихся по программе "Международный менеджмент", к российской системе образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2017 - СООТНОШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕПТА СТРЕСС И СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ГРУПП
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИИ НА ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ ТОМСКИХ ВУЗОВ
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика и управление. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ
СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ К ИНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
КАМПУСА РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - История становления тантрического буддизма в Китае
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2021 - Педагогические условия социализации иностранных студентов в пол и культур ной среде вуза
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2021 - Развитие частного школьного образования в Китае
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2022



