ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРИЯ СИСТЕМ НИКЛАСА ЛУМАНА В КОНТЕКСТЕ НАУЧНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ИСКУССТВА КАК ПРОЦЕССА КОММУНИКАЦИИ 7
§1. Понятие и характеристики коммуникации 7
§2. Система, её определение и границы 13
§3. Самоорганизация и автономия 20
§5. Повторное вхождение 36
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I 43
ГЛАВА II. СИСТЕМНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ 47
§1. Йорг Пирингер и цифровая визуальная поэзия 47
§2. «Станция Утопия» и творческое кураторство 60
§3. «Невидимое искусство» 74
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
БИБЛИОГРАФИЯ 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 105
Теория коммуникации в её современном понимании представляет собой масштабную, комплексную отрасль научного знания, в которой нашёл отражение междисплинарный подход, ставший одной из основных характеристик развития науки на протяжении XX века. В начале своего формирования в качестве самостоятельной дисциплины коммуникативистика уделяла внимание преимущественно анализу речевого взаимодействия в рамках естественного языка. Она складывалась в тесном соприкосновении с лингвистикой и смежными с ней областями знания, а также с социологией, культурологией, психологией, этнологией и рядом других наук, в фокусе которых прямо или косвенно оказываются как участники коммуникации, так и обстоятельства, в которых она протекает. С течением времени предметная область теории коммуникации постепенно расширялась, включая в себя различные виды интеракции и выходя за пределы обыденного, бытового понимания языка.
Расширенное представление о коммуникации активно разрабатывал немецкий социолог Никлас Луман (Niklas Luhmann, 1927–1998 гг.). Ему принадлежит одно из наиболее полных на сегодняшний день теоретических описаний общества. Ученик выдающегося американского социолога Толкотта Парсонса, основоположника структукрного функционализма, Луман посвятил более 30 лет жизни созданию так называемой системной теории общества. Научный подход Лумана можно охарактеризовать как трансдисциплинарный, пользуясь термином, предложенным в 1970 г. швейцарским психологом Жаном Пиаже. В отличие от междисциплинарности, такое направление характеризуется не просто взаимопроникновением, но выходом за пределы отдельно взятых отраслей знания и интегрированием нескольких, временами достаточно широко отстоящих друг от друга дисциплин в единый аппарат исследования, позволяющий дать максимально полный и целостный взгляд на предмет. Основы теории систем берут начало в кибернетике, а представление об аутопойезисе, который Луман называет одной из основных характеристик системы, впервые было предложено учёным-биологом Умберто Матураной. Подобное взаимодействие широкого спектра гуманитарных и естественных дисциплин даёт основание отнести Лумана к представителям трансдисциплинарности в новейшей науке.
Главным трудом Никласа Лумана, на страницах которого впервые появилось целостное описание его исследовательского проекта, стала вышедшая в 1977 г. работа под названием «Общество общества» (нем. Die Gesellschaft der Gesellschaft). Ей предшествовала серия эссе и монографий, в которых рассматривались отдельные элементы общества, образующие, в свою очередь, самостоятельные аутопойетические системы внутри него. Среди них можно назвать такие работы, как «Хозяйство общества» (1988), «Наука общества» (1990), «Право общества» (1993) и ряд других публикаций, в которых уделяется внимание политике, религии, системе воспитания, СМИ и пр. Метод Лумана заключается в конструировании всесторонней теории общества на основе изучения отдельных функциональных систем внутри него, которые, несмотря на существенные фактические различия между ними, обнаруживают сопоставимые структуры и объединяются общим конституирующим элементом, а именно — коммуникацией.
Книга «Искусство общества» (нем. Die Kunst der Gesellschaft), впервые опубликованная в 1997 г., рассматривает в качестве одной из таких функциональных систем область искусства, поскольку, как отмечает Луман, социальная теория, которая претендует на то, чтобы считаться универсальной, не может не принять эту область во внимание. На страницах этой книги одновременно анализируется как современное автору состояние искусства, так и исторический процесс его складывания и эволюционирования. Автор намеренно отказывается от линейности изложения и совмещает таким образом синхроническое и диахроническое рассмотрение предмета.
¬Системная теория применительно к искусству в первую очередь предполагает не непосредственный анализ произведений, а изучение того, каким образом эти произведения оказываются вовлечены в процесс коммуникации. Это обусловлено тем, что на основе рассмотрения отдельно взятых произведений невозможно вывести необходимые для подобного исследования теоретические модели. Такие ключевые для трудов Лумана понятия, как различение системы и окружающего мира, медиум и форма, наблюдение первого и второго порядка, само- и инореференция, а также системы сознания и социальные системы могут быть применены только в том случае, если речь идёт об участии произведений искусства в коммуникации.
Данное исследование представляет собой опыт сопоставления системной теории в том виде, в котором она представлена в работах Лумана, с новейшими явлениями в области искусства. Актуальность этой темы обусловлена несколькими факторами. Прежде всего, на сегодняшний день существует сравнительно небольшое количество русскоязычных работ, авторы которых обращаются к теоретическому анализу художественных процессов, наблюдаемых в настоящее время, тогда как сфера искусства представляет собой непрерывно обновляющуюся область, которая требует постоянных изменений и приведения в актуальное состояние и теории искусства. Далее, следует отметить, что наследие Лумана в русскоязычном научном сообществе недостаточно изучено, в особенности за пределами социологии. Между тем созданная им теория универсальна и заслуживает внимания различных дисциплин из числа как гуманитарных, так и точных наук.
К настоящему моменту сформировался корпус пограничных исследований, возникших на стыке искусствоведения и коммуникативистики, в центре внимания которых оказываются особенности процесса коммуникации, протекающей внутри сферы искусства. Целью настоящей работы является теоретическое осмысление современного художественного эксперимента в качестве коммуникативного акта с помощью теории систем, выработанной Никласом Луманом. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи исследования:
‒ рассмотреть основные положения системной теории общества в трудах Никласа Лумана;
‒ соотнести выделенные положения с процессом искусствоведческого осмысления современных художественных процессов;
‒ сопоставить теоретические построения Лумана с экспериментальными тенденциями в современном искусстве;
‒ выполнить анализ актуальных художественных явлений с применением теоретических результатов исследования.
В работе будут проанализированы книги и эссе Лумана как в первоисточнике, так и в переводах на русский и английский языки, ряд комментариев, сделанных к его концепции различными исследователями, а также труды по теории и философии искусства, принадлежащие главным образом авторам XX и XXI вв. Полученные в результате теоретического анализа выводы будут сопоставлены с несколькими современными художественными явлениями. В качестве примеров художественных экспериментов будут рассмотрены цифровая визуальная поэзия в творчестве австрийского автора Йорга Пирингера, выставочный проект «Станция Утопия» и современное творческое кураторство, а также такой феномен, как «невидимое искусство».
Теория систем Никласа Лумана рассматривает коммуникацию как основную операцию, которую производит и воспроизводит общество и все системы, составляющие его, в том числе и система искусства. Трактовка понятия коммуникации, которую даёт немецкий социолог, отличается от определения, предлагаемого традиционной теорией коммуникации. Большая часть работ в области коммуникативистики основываются на материале языка бытового общения и представлении об индивидах, вступающих во взаимодействие с его помощью. Луман предлагает собственную характеристику коммуникации, в которой речь идёт не об индивидах, а о системах, способных коммуницировать и создавать на основе этой операции свои структуры и границы.
Коммуникация, о которой может идти речь в связи с современными экспериментальными произведениями искусства, также отличается от обыденной. Особенности, которые искусство приобретает главным образом на протяжении XX в., обусловливают настолько существенные изменения характера коммуникации в сфере художественного, что некоторые теоретики, работы которых улавливают эти изменения, выдвигают предположение об отказе современных произведений от традиционных форм коммуникации. Этой точки зрения придерживался, например, Теодор Адорно, который писал: «Они [произведения искусства] в наши дни, … чтобы противостоять всесильной системе коммуникации, должны отказаться от использования коммуникативных средств» .
Обращение к системной теории позволяет найти более широкое определение коммуникации, которое было бы применимо к современному состоянию искусства. Основными компонентами коммуникации, которые выделяет Луман, являются информация, сообщение и понимание. При этом каждое из них рассматривается в значении, отличном от обыденного. Под информацией понимается результат отбора из всего смыслового потенциала, который актуализируется с помощью сообщения и становится доступным для коммуникации. Понимание заключается в распознавании акта сообщения и реакции на него. При этом под реакцией подразумевается любое изменение состояния системы, произошедшее под воздействием информации. Такое понимание коммуникативного акта может быть соотнесено как с традиционным, так и современным искусством, и позволяет прийти к выводу, что несмотря на изменения, произошедшие в XX – нач. XXI вв., система искусства продолжает участвовать в процессе воспроизводства коммуникации.
Другим компонентом системной теории Лумана, играющим важную роль при осмыслении произведений искусства, является представление об аутопойэтической организации системы, под которой понимается способность системы выстраивать собственные структуры самостоятельно, не осуществляя импорт данных из внешнего мира. При этом отношения с окружающим миром определяются условиями так называемой оперативной замкнутости, согласно которой операции других систем воспринимаются как раздражители и вызывают некую реакцию, но неопределённый характер и отсутствие прямой связи между стимулом и откликом не позволяют говорить о намеренном воздействии. Применительно к системе искусства аутопойэтическая организация подразумевает автономию, которая не исключает связи с явлениями внешнего мира, но даёт искусству возможность самостоятельно описывать и характеризовать себя, а также определять свои дальнейшие операции.
Применение системной теории для анализа современных художественных явлений позволяет прояснить некоторые существенные для понимания экспериментальных произведений аспекты. Концепция Лумана ищет пути перехода границ между отдельными дисциплинами, что обеспечивает широкие возможности её применения и большой теоретический охват. Творчество многих современных авторов также обнаруживает интерес к пограничным явлениям в искусстве. Эта тенденция не является специфической особенностью актуального искусства. Она имеет большую историю, которая особенно активно развивалась в произведениях XX в. Однако в настоящее время она приобретает ряд новых характеристик. Так, например, в современном экспериментальном искусстве значительно чаще встречается обращение к интерактивности, при которой в качестве посредника выступают современные технологии. Во второй главе исследования эта тенденция рассмотрена на примере творчества австрийского автора Йорга Пирингера, который экспериментирует с компьютерными программами и новейшими образцами техники при создании визуально-поэтических произведений, приглашающих аудиторию к участию в этом процессе. Важно отметить, что интерактивность, предусмотренная работой, не противоречит принципу автономии системы, поскольку любой участник взаимодействия оказывается представлен в нём не как часть окружающего мира, а как компонент структуры системы, вовлечённый в процесс воспроизводства коммуникации.
Активное участие аудитории в творческом процессе перекликается с идеей активного наблюдателя, которой уделяет большое внимание Луман. В его теории наблюдающая система испытывает влияние наблюдаемой и в то же время оказывает влияние на неё. Системно-теоретический подход позволяет говорить о невозможности пассивного наблюдения произведения искусства. Одновременно с этим сам автор также выступает в первую очередь как наблюдатель произведения, что устраняет традиционную иерархию в отношениях автора, произведения и аудитории.
Другой точкой пересечения современных художественных явлений и теории Лумана становится отход от антропоцентризма. Системная теория позиционирует себя как «антигуманистическая». Этот термин лишён негативных коннотаций и в первую очередь подразумевает смещение фокуса от индивида к системе и её операциям. Современные художественные эксперименты также обнаруживают это смещение. Во многих из них на передний план выходит сама система искусства, её стремление к саморефлексии и аутопойэтические организационные процессы, происходящие внутри неё. Отсутствие персонификации позволяет говорить о самонаблюдении, которое осуществляет система, самостоятельно образуя структуры, осуществляющие эту операцию, в числе которых оказывается институт современного кураторства, рассмотренный во втором параграфе главы II. Кураторство выступает в роли медиума, отслеживающего смысловые возможности, которые потенциально могут быть актуализированы системой, и подготавливающего условия для актуализации.
Коммуникация в аутопойэтически организуемой системе не является инструментом для передачи информации. Она скорее представляет собой акт его свершения сообщения, то есть такую операцию, которая вызывает изменение состояния системы и подсоединяет к себе дальнейшие операции. Современные художественные произведения возникают не как законченные высказывания, а как приглашение к дальнейшей коммуникации на их основе. Они позволяют выявить то, что недоступно для коммуницирования без их посредничества. Так визуальная поэзия обращает внимание на отдельные элементы языка, которые обыденное общение использует не задумываясь, а современное включение в неё цифровых технологий стимулирует осмысление ставших привычными в обиходе технических устройств и вместе с тем самого принципа самоорганизации художественного произведения, который позволяют выявить используемые в цифровой технике алгоритмы.
Луман считает основополагающим для всей системы искусства различение по признаку наличия или отсутствия соответствия. Под этим понимается внутрисистемный отбор таких операций, которые так или иначе обнаруживают соответствие с прошлым опытом системы — памятью о предыдущих действиях, на основе которых возникают последующие. Наличие соответствия позволяет даже наиболее радикальным художественным экспериментам оставаться в рамках системы искусства. Это означает, что они, вне зависимости от собственной специфики, будут осуществлять операцию, которую Луман считал основной функцией искусства с позиций системно-теоретического подхода. Она заключается в способности делать явления, не имеющие общественного характера, доступными для основной общественной операции ¬— коммуникации. Под необщественным могут подразумеваться процессы перцепции, деятельность человеческого сознания и ряд других явлений, многие из которых нематериальны. К ним относится и рассмотренное в третьем параграфе главы II воплощение категории «ничто» в искусстве и то, каким образом произведения могут сделать эту категорию доступной для коммуникации.
Теория систем в изложении Лумана позволяет увидеть, каким образом современные экспериментальные произведения участвуют в коммуникации и как с их помощью система искусства осуществляет поиск собственных границ и определяет собственное состояние. Чтобы признать коммуникативный характер художественного эксперимента, достаточно обнаружить любую реакцию, которую он вызывает. Наличие отклика означает, что произведение искусства состоялось как акт коммуникации, а следовательно — коммуникация о нём и с помощью него может быть продолжена. Таким образом она станет частью масштабной сети операций, осуществляемых всей системой общества в целом.
1. Abcdefghijklmnopqrstuvwxyz by Jörg Piringer [электронный ресурс]. URL: http://joerg.piringer.net/index.php?href=abcdefg/abcdefg.xml (Дата обращения: 08.05.2016).
2. Brecht B. Aufstieg und Fall der Stadt Mahagonny. Berlin: Suhrkamp Verlag, 2013. 112 s.
3. Jörg Piringer – visual poetry [электронный ресурс]. URL: http://joerg.piringer.net/index.php?href=visual/visual.xml (Дата обращения: 10.05.2016).
4. Maria Eichhorn. 5 weeks, 25 days, 175 hours [электронный ресурс]. URL:http://chisenhale.org.uk/downloads/Maria_Eichhorn_5_weeks%2C_25_days%2C_175_hours_Chisenhale_Gallery_2016.pdf (Дата обращения: 17.05.2016).
5. No Show Museum [электронный ресурс] URL: http://www.noshowmuseum.com/en (Дата обращения: 17.05.2016).
6. The ZKM. Jackson Pollock Bar: Utopia Station. 29 February, 2008 [электронный ресурс]. URL: http://zkm.de/en/media/video/jackson-pollock-bar-utopia-station-2003 (Дата обращения: 12.05.2016).
7. Utopia Station for Venice Biennale, 2003. – What is a station? [электронный ресурс]. URL: http://www.e-flux.com/projects/utopia/about.html (Дата обращения: 15.05.2016).
8. Utopia Station Performance Schedule for the opening days of the Venice Biennale [электронный ресурс]. URL: http://www.e-flux.com/projects/utopia/schedule.html (Дата обращения: 14.05.2016).
9. Utopia Station, Munich. Haus der Kunst [электронный ресурс]. URL: http://www.hausderkunst.de/en/research/documentation/exhibition-documentation/detail/utopia-station-2/ (Дата обращения: 10.05.2016).
10. Utopia Station. La Biennale di Venezia, 50th International Art Exhibition, 15th June – 2nd November 2003. Press information [электронный ресурс]. URL: http://universes-in-universe.de/car/venezia/bien50/utopia/e-press.htm (Дата обращения: 08.05.2016).
II. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
11. Адорно Т. Эстетическая теория / Пер. с нем. А. Дранова М.: Республика, 2001. 528 с.
12. Андреева А. Всё и ничто: символические фигуры в искусстве второй половины XX века. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 359 c.
13. Антоновский А. Массмедиа — трансцендентальная иллюзия реальности? / Антоновский А. // Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. С. 221–249.
14. Аристотель. Поэтика / Пер с греч. М. Л. Гаспарова // Аристотель. Собр. соч. Том 4. М.: Мысль, 1983. С. 365–644.
15. Аристотель. Физика / Пер. с древнегреч. В. Карпова // Аристотель. Собр. соч. Том. 3. М.: Мысль, 1981. С. 59–221.
16. Блох Э., Адорно Т. Чего-то не хватает. О противоречиях утопического томления. М.: Художественный журнал «Moscow art Magazine». №85. 2013 C. 40–52.
17. Боброва А. Неограниченный семиозис и повторное вхождение // Вестник РГГУ. 2014. №10 (132). С. 113–121.
18. Бурдьё П. Исторический генезис чистой эстетики // НЛО, 2003. № 60. С. 17–29.
19. Бурдьё П. Поле литературы // НЛО, 2000. № 45. С. 22–87.
20. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. 344 с.
21. Гройс Б. Политика поэтики. М.: Ад Маргинем Пресс, 2012. 399 с.
22. Дамур Т. Мир по Эйнштейну: От теории относительности до теории струн. М.: Альпина нонфикшн, 2016. С. 234–240.
23. Демшина А. Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект. СПб.: Астерион, 2010. 190 с.
24. Клейст Г. О том, как постепенно составляется мысль, когда говоришь // Клейст Г. Избранное. М.: Худож. лит., 1977. С. 503–508.
25. Луман Н. Введение в системную теорию / Под ред. Д. Беккера. М.: Изд-во «Логос», 2007. 360 с.
26. Луман Н. Общество как социальная система. М.: Издательство «Логос», 2004. 232 с.
27. Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. 256 с.
28. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. СПб: Наука, 2007. 629 c.
29. Луман Н. Что такое коммуникация? // Социологический журнал, 1995. Вып. 3. С. 114–125.
30. Луман Н. Эволюция. М: Логос, 2005. С. 37–51.
31. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. 464 с.
32. О’Нил П. Культура кураторства и кураторство культур(ы). М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 272 с.
33. Обрист Х.-У. Краткая история кураторства. М.: Ад Маргинем Пресс, 2012. 256 с.
34. О'Догерти Б. Внутри белого куба / Пер. с английского Д. Прохоровой. М.: Ад Маргинем Пресс, Музей «Гараж», 2015. 144 с.
35. Платон. Диалоги / Пер. с древнегреч. С. Шейман-Тонштейн. М.: Мысль, 1986. 607 с.
36. Сёрль Дж. Что такое речевой акт // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17 / Под ред. Б. Городецкого. М.: Прогресс, 1986. С. 151–169.
37. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. Под ред. М. Рут. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 426 с.
38. Фостер Х., Краусс Р. и др. Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.
39. Шкловский В. Искусство как приём // О теории прозы. М.: Федерация, 1929. С. 7–20.
40. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2008. 312 с.
41. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» / Пер. с итал. Е. Костюкович. М.: Symposium, 1983. 160 с.
42. Эко У. Открытое произведение / Перевод с итал. А. Шурбелева. СПб.: Академический проект, 2004. 384 с.
43. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против» / Под ред. Е. Басина, М. Полякова. М.: Прогресс, 1975. С. 193–230.
44. Яусс Г.Р. История литературы как вызов теории литературы // Современная литературная теория / Сост. И. Кабанова. М.: Флинта: Наука, 2004. С. 192–200.
45. Ampère A. Essai sur la philosophie des sciences. Vol. 2. Paris: Bachelier, 1843. 654 p.
46. Baetson Gr. Steps to an ecology of mind. San Francisco: Chandler Pub. Co., 1972. 545 p.
47. Bertalnffy L. General system theory: Essays on its foundation and development. New York: George Braziller, 1968. 289 p.
48. Buren D. Where Are the Artists? // The Next Documenta Should Be Curated by an Artist. Ed. J. Hoffmann. Frankfurt: Revolver, 2004. P. 26.
49. Burnham J. Great Western Salt Works. New York: George Braziller, 1974 P.15–20.
50. Burwick F. Inspiration // Burwick F. Romanticism: Keywords. Hoboken: Wiley-Blackwell, 2015. 400 p.
51. Cage J. Silence: Lectures and Writings. Hanover: Wesleyan University Press, 1973. 278 p.
52. Cubitt S. Introduction: The New Materialism in Media Art History // Re-lieve: Media Art Histories. Ed. S. Cubitt, P. Thomas. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 2013. P. 1–24.
53. Dencker K. P. Von der konkreten zur visuellen Poesie mit einem Blick in die elektronische Zukunft // Text und Kritik: Zeitschrift für Literatur, Sonderband 9,1997. S. 169–184.
54. Foerster H. Molecular Ethology // Understanding Understanding: Essays on Cybernetics and Cognition. New York: Springer, 2003. P. 133–168.
55. Francis A. M. Nihilism: Philosophy of Nothingness. Romsey: AMF Publishing, 2015. 172 p.
56. Guerrini F. Newsroom Curators & Independent Storytellers: Content Curation as a New Form Of Journalism. Oxford: Reuters Institute for the Study of Journalism, 2013. 62 p.
57. Heylighen F., Joslyn C. Cybernetics and Second-Order Cybernetics // Encyclopedia of Physical Science & Technology. Ed. R.A. Meyers. New York: Academic Press, 2001. P. 155–170.
58. Higgins D. Intermedia // The Something Else Newsletter, Vol. 1, № 1. New York: Something Else Press, 1966. P. 1–4.
59. Huxley A. The Human Situation: Lectures at Santa Barbara, 1959. New York: Harper & Row, 1977. P. 174–176.
60. Laermans R. Canadian Review of Comparative Literature, 1997. Vol. 24, №1. P. 103–113.
61. Landgraf E. Improvisation: Form and Event // Emergence and Embodiment: New Essays on Second-Order Systems Theory. Ed. B. Clark, M. Hansen London: Duke University Press, 2009. P. 179–205.
62. Laszlo A., Krippner S. Systems Theories: Their Origins, Foundations, and Development // Systems Theories and A Priori Aspects of Perception / Ed. J.S. Jordan. Amsterdam: Elsevier Science, 1998. P. 47–74.
63. Luhmann N. Biographie, Attitüden, Zettelkasten // Archimedes und Wir. Berlin: Merve Verlag, 1987. S. 125–155.
64. Luhmann N. Das Erziehungssystem der Gesellschaft. Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 2002. 236 p.
65. Luhmann N. Die Kunst der Gesellschaft. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1995. 518 s.
66. Luhmann N. Die neuzeitlichen Wissenschaften und die Phänomenologie. Wien: Picus Verl., 1996. 67 s.
67. Luhmann N. Die Unwahrscheinlichkeit der Kommunikation // Luhmann N. Soziologische Aufklärung 3. Soziales System, Gesellschaft, Organisation. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 1981. S. 29–40.
68. Luhmann N. The Modernity of Science // Theories of Distinction: Redescribing the Descriptions of Modernity. Stanford, CA: Stanford UP, 2002. P. 61–75.
69. Luhmann N. Weltkunst // Luhmann N., Bunsen F., Baecker D. Unbeobachtbare Welt: über Kunst und Architektur. Bielefeld: Cordula Haux, 1990. S. 7–45.
70. Maturana H., Varela F. Autopoiesis and Cognition: the Realization of the Living. Dordecht: D. Reidel Publishing Co, 1980. 141 p.
71. Mitchell W. What Do Pictures Want?: The Lives and Loves of Images. Chicago: The University of Chicago Press, 2005. 380 p.
72. Peirce C. Dyads // C. Peirce. Collected Papers. Vol. 1. Massachusetts: The Belknap Press of Harvard University Press., 1974. 962 p.
73. Perloff M. Radical Artifice: Writing Poetry in the Age of Media. Chicago: The University of Chicago Press, 1991. S. 96–136.
74. Perloff M. Unoriginal Genius: Poetry by Other Means in the New Century. Chicago: University Of Chicago Press, 2012. P. 7–50.
75. Richter G. Thought-images: Frankfurt School Writers' Reflections from Damaged Life. Stanford: Stanford University Press, 2007. 233 p.
76. Roberts D. Self-reference in literature // Problems of form. Ed. D. Baecker. Stanford University Press, 1999. P. 27–45.
77. Sheppard R. The Crisis of Language // Modernism: A Guide to European Literature 1890-1930. Ed. M. Bradbury, J. McFarlane. London: Penguin Books, 1991. P. 323–36.
78. Shiner L. The Invention of Art: A Cultural History. Chicago: University Of Chicago Press, 2003. 352 p.
79. Spencer-Brown G. Laws of Form. N.Y.: The Julian Press, 1972. 141 p.
80. Systems / Ed. E. Shanken. London: The MIT Press/Whitechapel Gallery, 2015. 240 p.
81. The State of Art Criticism. Ed. J. Elkins; M. Newman. New York: Routledge, 2008. 420 p.
82. Thinking About Exhibitions. Ed. R. Greenberg, B. Ferguson, S. Nairne. New York: Routledge, 2005. 512 p.
83. Werber N. Literatur als System: Zur Ausdifferenzierung literarischer Kommunikation. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 1992. 240 s.
84. Williams E. An Anthology of Concrete Poetry. New York: Primary information, 2013. 342 p.
85. Wrightson K. An Introduction to Acoustic Ecology. Soundscape: The journal of Acoustic Ecology, 2000. №1. P. 10–12.
III. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
86. About the Museum // No Show Museum. Information [электронный ресурс] URL: http://www.noshowmuseum.com/en/information (Дата обращения: 17.05.2016).
87. Invisible art: Is there more to it than meets the eye? [электронный ресурс] URL: http://www.bbc.com/news/entertainment-arts-18370818 (Дата обращения: 16.05.2016).
88. Nothing as an aesthetic category // Guests in Lauba: No Show Museum [электронный ресурс]. URL: http://www.lauba.hr/en/calendar-9/guests-in-lauba-no-show-museum-1572/ (Дата обращения: 17.05.2016).
89. O’Neil P., Wilson M. Curatorial Discourse and the Contested Trope of Emergence. Institute of Contemporary Arts, 2008 [электронный ресурс]. URL: https://www.ica.org.uk/blog/emergence-paul-oneill-mick-wilson (Дата обращения: 14.05.2016).
90. Фукс Н. Пять проектов в области сайнс-арта [электронный ресурс]. URL: http://www.colta.ru/articles/club/7080 (Дата обращения: 09.05.2016).