Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Цифровое (электронное) политическое участие в России: проблемы и перспективы

Работа №135165

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы146
Год сдачи2023
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения политического участия
1.1. Сущность политического участия и его формы в контексте политической социологии
1.2. Политическая активность как форма политического участия . . . . . . . . 32
Глава 2. Сущность и особенности цифрового политического участия, как новой формы политической активности в России
2.1. Подходы к изучению цифрового политического участия и причины их появления в России
2.2 Основные формы цифрового (электронного) политического участия в России: проблемы и перспективы
Глава 3. Эмпирическое исследование цифрового политического участия в условиях современного российского общества
3.1. Региональная специфика политического участия в Саратовской области
3.2. Особенности цифрового политического участия: степень распространенности, формы и виды
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
Приложение 1. Анкета
Приложение 2. Примеры вопросов фокус-группы. . . . .


Современные социальные и технологические тренды существенно меняют характер социального взаимодействия, влияют на действия институтов и их организацию в контексте регулирования политических, экономических и культурных процессов. Политическая система, как базовая система отношений между государством и обществом также подвергается технологическим трансформациям, которые порождают новые формы и виды политической активности в цифровой среде. Новые практики цифрового участия изучаются многими исследователями, некоторые ориентированы на фиксацию психологических предпосылок политического поведения в цифровом, пространстве, другие рассматривают его в контексте проблем и перспектив развития политического активизма, а в контексте социальной политологии особое внимание уделяется цифровому политическому участию как социальным практикам, обладающими своими специфическими чертами и социокультурную природу. Настоящая работа направлена на изучение новых для России цифровых практик политического участия, проблем их развития и перспектив как для социальных субъектов, так и для государственной модели управления политическими процессами, которые все чаще осуществляются посредством информационных технологий. Технологизация и информатизация политических процессов для России достаточно новые тренды, которые активно внедряются как на уровне повседневных политических практик социальных субъектов, так и на уровне государственных органов, политических институтов. Таким образом, в развитии цифровых технологий в политическом процессе заинтересованы разные стороны, которые представляют различные социальные и политические интересы. Со стороны общества перспективы цифрового политического участия открывают новые возможности для сокращения временных издержек, кооперации и консолидации на основании общих ценностей и социальных запросов вне зависимости от территориального признака. Для государства переход к концепции цифрового правительства, а также, использования цифровых технологий в политических процессах – это возможность обеспечить доступность политического участия для разных категорий населения, повысить прозрачность и, как следствие, улучшить уровень доверия к институтам власти и отдельным представителям государственных органов. Таким образом, изучение цифровой политики и политического участия в интернет-среде, представляет огромную научную значимость и обладает высоким конструктивным потенциалом.
Благодаря развитию практик цифрового политического участия изменилось технологическое конструирование политических процессов. Специалисты в области политической социологии рассматривают данную проблематику в соответствии с существующими в обществе образцами, культурными нормами и ожиданиями, а также с учетом политических, экономических и социальных факторов, которые влияют на формы политического участия в конкретном обществе.
Актуальность темы обусловлена тем, что процесс выработки и принятия политических решений и функционирования политической системы в современной России происходит благодаря непосредственному участию гражданского общества в политическом процессе. Данное явление принято именовать политическим участием. Цифровизация является одним из главных трендов нашего времени и влияет на все сферы жизни человека, включая политику. В связи с этим цифровое политическое участие становится все более актуальным явлением, которое заслуживает внимания со стороны научного сообщества. В России цифровое политическое участие только начинает получать распространение, и его исследование имеет большое значение для определения проблем и перспектив этого явления. Вопрос актуальности изучения политического участия, включающий в себя целый комплекс проблем может быть описан с двух позиций – практической и теоретической.
С теоретической позиции вопрос цифрового политического участия актуализируется с точки зрения общей теории политической социологии, включая политическое участие, как форму социальной активности. Одной из основных проблем является необходимость переосмысления классических теорий политической участия и адаптация их к новой цифровой реальности. В связи с этим возникает ряд теоретических вопросов и проблем, требующих дальнейшего изучения.
Одна из проблем заключается в том, какой статус присваивается цифровому политическому участию в рамках теоретических концепций политического участия. Некоторые исследователи считают его лишь одной из форм участия, в то время как другие говорят о его уникальности и новизне. Необходимо определить, как этот вид участия соотносится с традиционными, более привычными формами политического участия. Другая проблема связана с оценкой роли цифрового политического участия в демократических процессах. Некоторые исследователи считают, что он может дать небывалую мощь гражданам и оказать положительное влияние на демократические практики, в то время как другие считают, что он может увеличить риск манипуляции, сбора данных и нарушения прав и свобод граждан.
С практических позиции вопрос актуализируется на фоне высокого уровня интереса к политической составляющей жизни общества в ряде проявлений. Политическое участие становится одной из ключевых проблем при анализе практик участия в выборах, и иных формах политической активности. Более того, практики политического участия конструируют существующую политическую повестку.
Подобное практическое значение стало возможным не только в связи с изменением политической формы государства (распад Советского Союза), но также со стремительным развитием информационно-компьютерных технологий. Новые формы и практики политической активности позволили существенно изменить представление о политическом участии в целом. Благодаря развитию информационно-компьютерных технологий в рамках политического участия стали доступны новые способы взаимодействия граждан с государственными органами, партиями и общественными организациями. Появились электронные формы участия в политической жизни, такие как онлайн-голосование, электронные опросы, петиции и другие формы обратной связи. Они позволяют гражданам высказываться на любые темы, инициировать общественные дебаты, а также принимать участие в массовых мероприятиях без необходимости физического присутствия. Цифровое (электронное) политическое участие в России может существенно расширить поле взаимодействия между гражданами и государством в условиях быстрого развития информационных технологий.
В настоящее время развитие цифрового (электронного) участия в России происходит на уровне общества, но уже возможен и перенос цифрового политического участия на региональный и даже уровня отдельных муниципальных образований. Таким образом, расширение использования информационных технологий в рамках политического участия, включая развитие цифровых платформ, может значительно повысить уровень доверия граждан к властям и способствовать прозрачности и демократии в государственном управлении. Это открывало новые возможности как для населения, так и для политических организаций и государственных органов. И если для государственных органов практики политического участия выступают как индикатор развития демократических институтов, то, для партий и коммерческих структур проблема политического участия видится более широкой.
Однако существуют некоторые проблемы, связанные практиками цифрового политического участия. Основными проблемами дальнейшего развития форм и практик цифрового участия в России заключаются в низкой культуре информационной безопасности, в недостатке квалифицированных специалистов в области цифровой политики, недоступность технической и организационной инфраструктуры, а также низкая степень доверия граждан к использованию цифровых технологий в политической сфере. Очевиден недостаток изученности частных аспектов политического участия граждан в политике. Практически не освещается опыт и возможности цифрового политического участия и его особенностей на уровне регионов. Таким образом, мы можем поставить перед собой задачу изучения форм цифрового (электронного) политического участия, реализуемых в масштабах страны, а также изучение частных аспектов участия уровне региона воспользовавшись доступными для этого ресурсами.
Теоретико-методологические основания изучения цифрового (электронного) политического участия с привлечением различных научных подходов. Кроме того, эмпирическое исследование проводится для оценки состояния и перспектив цифрового политического участия в условиях современного российского общества.
Ключевыми моментами работы являются рассмотрение основных понятий политического участия и его форм, а также проведение анализа причин появления цифрового политического участия и проблем, связанных с его развитием. Особое внимание уделяется эмпирическому исследованию цифрового политического участия в региональном контексте Саратовской области.
Результаты данной работы помогут понять сущность и перспективы цифрового политического участия в России и дать рекомендации по его дальнейшему развитию. Таким образом, исследование цифрового политического участия является актуальной и важной темой для социологии, позволяющей расширить научное понимание общественной жизни.
Объектом исследования является цифровое политическое участие как новая форма политической активности в России
Предметом исследования данной работы являются основные проблемы, возникающие при использовании цифровых технологий в политическом участии граждан
Степень научной разработанности. На сегодняшний день весомую теоретическую базу для изучения проблемы политического участия представляют работы западных, особенно американских, политологов и социологов. В зарубежной литературе разработаны и обобщены методы и способы исследования, описаны прогнозы о характере проявления политического участия в различных политических условиях. Так, например, работы зарубежных авторов, таких как: Г. Алмонд , С. Верба , Г. Спенсер , Л. Милбрайт Ю. Хабермас , М. Каазе и др.
Данные исследования охватывают анализ широкого спектра различных типов участия или неучастия субъектов в политике и опираются на прочную эмпирическую основу.
Наиболее полно проблематика политического участия на современном этапе раскрывается в учебных и методологических работах таких авторов как Е.Б. Шестопал, Д.В. Ольшанский . Конечно, политическая психология, является в данном случае ключевым направлением, однако, часть аспектов политической активности раскрывается и в работах по политическому менеджменту, и политической риторике, социологии и т.д.
Факторы и формы политического участия наиболее широко представлены в работах таких исследователей как О. Куценко, А.А. Лаврикова, Е.М. Иванова и др. . Примечательно, что исследователи данной группы исследуют феномен политического участия с различных позиций, однако, обозначают, что к институтам, формирующим культуру политического участия, могут быть отнесены различные организации, существующие в современной политической системе РФ.
В современный период изучения проблематики политического участия нашло толкование в трудах В.В. Смирнова и А.И Ковлера, работы опираются на социологические аспекты и посвящены критическому анализу политологических и социально-философских теорий Западной Европы .
Вопросы применения некоторых форм цифрового политического участия и его влияния на политическое участие были изучены российскими и зарубежными учеными. В социально-политической науке был разработан ряд концептуальных подходов к изучению политического участия: теория социальных факторов, социально-психологическая теория, теория рационального выбора и теория информационного общества.
Ключевые аспекты, рассмотренные в работе, включают сущность политического участия и его формы, политическую активность как одну из форм политического участия и особенности цифрового политического участия в России, проблемы и перспективы его развития.
Цель работы - провести комплексное исследование цифрового (электронного) политического участия в России, которое позволит выявить основные особенности данного феномена, а также определить проблемы и перспективы развития
Соответственно, можно определить следующий ряд задач:
1. Рассмотреть сущность политического участия и его формы в контексте политической социологии.
2. Выявить связь между политическим участием и политической активностью.
3. Изучить основные формы цифрового политического участия и подходы к его изучению, определить причины появления данной формы участия в России.
4. Выявить особенности цифровой политической активности на примере Саратовской области
5. На основе результатов эмпирического исследования на уровне региона проанализировать основные проблемы и выделить перспективы развития цифрового политического участия в масштабах страны
Основные гипотезы исследования:
1. Увеличение доступности электронных платформ повышает эффективность электронного политического участия в России.
2. Недостаточная юридическая проработанность в сфере цифрового участия является основным препятствием для развития электронного политического участия в России.
3. Интерес к использованию цифровых форм политического участия в сравнении с традиционными формами зачастую обусловлено удобством к использованию, а также низкой долей необходимого времени для участия
Для написания данной работы была использована следующая методологическая база. Во-первых, были использованы общенаучные методы исследования - анализ, сравнение, индукция, дедукция, синтез.
Использование методов социологического анализа вместе с изучением политической активности, позволило наиболее точно изучить взаимозависимость экономического благосостояния и политической активности граждан.
Использование частных методов, позволило более детально изучить проблематику поставленную основной в данном исследовании. Так, использование социологических методов анализа позволило наиболее точно представить социально-политическую картину общества.
Были также задействованы методы: методы конкретизации и толкования применялись
при выявлении основных понятий и положений из общей массы изученного
теоретического материала; эмпирический метод анализа, включающий опросы и статистический анализ данных об уровне политической активности граждан и их восприятии цифровых форм участия в России; метод фокус-группового исследования, компаративный метод, включающий сравнительный анализ ситуации в других странах и изучение лучших (или наихудших) практик; качественный метод, позволяющий раскрыть причины, мотивы и предпочтения граждан в отношении участия в политических процессах с помощью фокус-групп; задействован интердисциплинарный подход, объединяющий знания из разных областей - социологии, политологии, экономики и информационных технологий - для комплексного исследования вопросов цифрового электронного политического участия в России.
Апробация работы. Основные положения работы докладывались на Всероссийской научно-практической конференции «ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ БУДУЩЕГО РОССИИ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В УСЛОВИЯХ ИДЕЙНО-ЦЕННОСТНОГО ПЛЮРАЛИЗМА» (2020); III Съезде Российского общества политологов, приуроченному 250-летию первого учебника по политологии на русском языке (2018); IV Съезде Российского общества политологов «Конституционные процессы и устойчивость политических систем» (2020); На Всероссийской научной конференции XV Ковалевские чтения; на конференции молодых учёных «Глобальные социальные процессы 4.0: Социокультурные трансформации в системе современных обществ»; на конференции молодых учёных «Глобальные социальные процессы 3.0: социальное управление и экономическое развитие в цифровом обществе»
Публикации результатов работы. На основе разработанной темы исследования было опубликовано несколько научно-исследовательских работ, входящих в перечень РИНЦ: «ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФОРМ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ» ; «СЛЭКТИВИЗМ - КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОБИЛИЗАЦИИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ» ; «СПЕЦИФИКА ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И НАСЕЛЕНИЕМ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19» ; ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Структурно, работа включает в себя введение, три главы основной части, по два параграфа в первой и третьей главах и три параграфа во второй главе, заключение, список использованных источников и раздел с приложениями. В первой главе дается развернутая характеристика теории политического участия, анализируются работы по интересующей нас проблематике. Во второй главе рассматриваются основные подходы к изучению, формы и причины появления цифрового политического участия, более детально рассматриваются формы цифрового политического участия в России, на основе взглядов отечественных исследователей, выделяются основные подходы к изучению феномена, приводятся основные формы и причины появления отдельных практик цифрового участия. Также приводятся основные потенциальные проблемы и перспективы цифрового политического участия.
В рамках третьей главы, более детально изучаются особенности цифрового электронного политического участия на примере жителей Саратовской области. В качестве заключения делается вывод об особенностях восприятия форм политического участия, выделяются основные тенденции, проблемы и перспективы на уровне региона, которые являются взаимообусловлены в масштабах страны.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цифровое (электронное) политическая участие граждан является весьма сложным и многогранным феноменом. Данной проблемой заняты исследователи из сфер политологии, социологии, права, психологии и иных социально-гуманитарных сфер, множество исследований находятся на стыке данных дисциплин.
Участие граждан в политике - одно из средств выражения и реализации своих интересов. Под цифровым политическим участием мы подразумеваем любую деятельность с использованием информационно-цифровых технологий, добровольно осуществляемую гражданами с целью повлиять на процесс принятия решений на различных уровнях политической системы; участие в политике понимается, прежде всего, как целенаправленная и окончательная деятельность.
В совокупности проблемы традиционного и цифрового политического участия на сегодняшний заключается в низком уровне вовлеченности граждан в политические процессы, и определенные социально-политические акции. Система организации политической активности и политического участия в сообществах, напрямую зависит от множества факторов, определяющих политические взгляды граждан. Каждый из уровней организации вертикальной системы власти в государстве, имеет свою собственную специфику в формах политического участия.
Политическая активность «обычного» гражданина как политического субъекта зависит от множества факторов. Причём, если в рамках традиционного (офлайн) участия, как правило, выделяют три необходимых условия для становления человека полноправным субъектом политики, таких как: уровень развития политической культуры общества, в котором гражданин находится; включенность политической активности личности в жизнь социальной группы; степень политической культуры личности. То в цифровой среде данные условия несколько шире и далеко не всегда зависят от граждан. Так, например, появляются такие условия, как доступность к электронно-цифровым технологиям; наличие уровня защиты персональных данных; наличие базовых навыков владения электронно-цифровыми технологиями.
Политическое участие на уровне регионов – отдельная сфера изучения для современных исследователей политологии, социологии, государственного и муниципального управления и иных, в том числе и смежных отраслей. Изучение феномена политического участия имеет свою специфику, в силу предметной области данного направления и масштаба изучаемого явления, кроме того, цифровое политическое участие за счёт высокого темпа популяризации цифровых технологий имеет схожие характеристики с проявлением цифровой политической активности на уровне муниципалитетов, регионов и страны. Так, социальные сети, интернет-форумы, мессенджеры являются с одной стороны удачной площадкой для выражения политических и гражданских интересов, поскольку привлекают внимание сопереживающей общественности, и в силу «близости» проблем сообщество. С другой стороны, политические элиты и государственные органы имеют широкий спектр возможностей для прямого диалога с гражданами посредством применения цифровых технологий, так и для анализа интернет-ресурсов, к которых происходит открытое обсуждение гражданами тех или вопросов социально-политического характера.
Если говорить в целом, то политическое участие, политический активизм и цифровое политическое участие имеют схожие черты, нуждаются в подробном изучении в кругах отечественных исследователей для создания прочной теоретической базы в данной области. В свете развития цифровых технологий, данные феномены способны не столько на взаимозаменяемость, сколько на потенциал взаимодополняемости. Взаимодополняемость выражена в возможности для граждан эффективно действовать в едином политическом пространстве с помощью информационных технологий и телекоммуникационных сетей. Эффективное использование информационных возможностей Интернета в популяризации гражданских инициатив в разных сферах жизни социума.
Несмотря на то, что цифровые технологии охватывают широкие группы участников с разных уголков страны и мира, к исследованию цифрового политический активизма на уровне страны необходимо подходить исходя из представлений уровня цифровой политической культуры в каждом из её регионов. На сегодняшний день развитие цифрового политического участия в Саратовской области тесно связанно с уровнем развития цифровых каналов коммуникации жителей региона с органами власти. Так, например, одним из таких каналов коммуникации, стремительно набирающим популярность, является «Центр управления регионом». Как показывает наше исследование, основными факторами стремительной популяризации ЦУР выступают: доступность, а также возможность получить ответ на существующий запрос, не прибегая к прямому контакту с органами власти.
Как показывает наше исследование, существует неоднозначное определение роли форм цифрового политического участия. Одни исследователи определяют ряд практик цифрового участия как политическую пассивность и форму проявления абсентеизма, другие же, напротив, видят в цифровом участии проявление высокой доли гражданского активизма. Мы считаем, что необходимо исходить исходя из рассмотрение отдельных случаев применения той или иной формы. Так, например, в одном из разделов нашей работы, говоря о причинах развития цифрового политического участия в России, мы приводим пример с практикой задействования форм цифрового участия в период самоизоляции в связи с распространением COVID-19 на территории Российской Федерации. Конкретно в данном случае, мы должны понимать, что альтернатив цифровому политическому участию на тот период у граждан России фактически не было, поскольку на тот момент не было, причём, на законном основании . Но несмотря на это, развитие форм и практик цифрового (электронного) политического участия началось значительно раньше, чем вышеописанные события. Так, например, с начала 2000-х годов по сегодняшний день появились такие формы цифрового участия как: участие в электронном голосовании, подпись и создание онлайн петиции, онлайн встречи с политическим деятелем через эфиры новостных агентств или группы в социальных сетях, обращения к органам государственной власти и ее представителям через социальные сети, официальные сайты, использование социальных сетей для выражения своего мнения по политическим вопросам, участие в общественных дискуссиях в социальных сетях (форумах, тематических группах и др), участие в онлайн опросах и голосованиях проводимых государственным органами и общественными организациями.
На основе эмпирического исследования были выявлены особенности цифровой политической активности на примере Саратовской области, а также проанализированы основные проблемы и выделены перспективы развития цифрового политического участия в масштабах страны. Так, к основным причинам, препятствующих развитию цифрового политического участия, мы можем выделить следующее:
Во-первых, низкий уровень политической активности региональном уровне, а также низкий интерес к местным выборам является следствием слабой политической конкуренции и неравномерной доступности цифровых технологий для граждан. В свою очередь, отсутствие значительной политической конкуренции не способствует проявлению политической активности, что препятствует успешному развитию цифровой политической культуры в России.
Во-вторых, большинство респондентов имеют представление о формах и практиках цифрового политического участия. Также они готовы использовать цифровые инструменты для участия в политической жизни, что указывает на растущий запрос на легитимацию цифровых технологий в политической деятельности. Однако, прослеживается тенденция на низкий уровень доверия к степени эффективности цифровых форм участия. Таким образом, гипотеза о том, что на сегодняшний день существует недостаточная юридическая проработанность в сфере цифрового участия является основным препятствием для развития электронного политического участия в России – частично подтверждена.
В-третьих, несмотря на то, что значительная доля респондентов имеют опыт участия практик цифрового политического участия, степень вовлеченности в данную форму участия зачастую зависит от различных факторов. Например, таких как социально-экономический статус, возраст, образование, доступность технологий и информации, политические убеждения и культурный контекст. Например, молодые и образованные люди могут быть более склонны к участию в цифровых формах проявления политической активности, чем более старшее поколение.
В-четвертых, создание петиций и онлайн встречи с политическими лидерами на сегодняшний день пользуются самой низкой популярностью среди населения страны. Это связано с тем, что в онлайн встречи с представителями органов власти является редко проводимым форматом мероприятий со слабой долей информационной поддержки.
В-пятых, несмотря на то, что респонденты готовы принять участие в ряде практик цифрового участия, больше половины опрошенных не доверяют результатам. На наш взгляд это связано по нескольким причинам: во-первых, в зоне риска находятся вопросы безопасности данных и хакерские атаки, которые могут повлиять на результаты голосований. При проведении цифрового голосования нужно учитывать все возможные риски безопасности, а также нужно защищать базы данных и гарантировать строгую конфиденциальность личной информации голосующих. Во-вторых, отсутствие четких и прозрачных процедур при проведении цифровых голосований, недостаточный контроль со стороны наблюдателей, и непонятные и сложные для понимания алгоритмы работы могут вызвать подозрения у граждан. Наконец, можно отметить психологический фактор, который заключается в необходимости в определенном временном интервале, в ходе которого, новые технологии стали бы более привычными и надежными для большинства граждан. Полагаем, что люди, которые не имеют опыта использования техники или не привыкли работать с цифровыми технологиями, могут испытывать недоверие к новым форматам голосования. Это может быть связано с недостатком знаний о том, как работает электронное голосование, каковы процессы обработки данных и как обеспечивается безопасность процедуры. Кроме того, многие люди могут воспринимать цифровые технологии как что-то незнакомое и непонятное, что создает у них чувство неразберихи и недоверия. Отсутствие возможности непосредственного контроля за процессом голосования и подсчета голосов также может вызывать опасения у некоторых людей. Имеет место быть предложение, что некоторая часть респондентов действительно имели негативный опыт участия в электронных выборах.
В-шестых, прослеживается тенденция на недоверие не только на результаты, но и на сами формы проведения мероприятий социально-политического значения в цифровой среде. Так, например, одной из причин, негативно сказывающихся на запрос на онлайн голосование является отсутствие предположение о возможном отсутствии тайны голосования.
В-седьмых, феномен цифрового политического участия, включая ряд форм и практик участия требуют должную юридическую проработанность. В частности, должны быть детально описаны гарантии прав и возможностей граждан, проявляющих политический активизм с применением цифровых технологий.
Говоря о современных тенденциях восприятия форм цифрового политического участия, мы можем выделить следующее:
Во-первых, вместе с вопросами доверия к данным практикам, актуализируются вопросы опыта взаимодействия с электронными технологиями. Зачастую, представления об эффективности форм участия основаны на личностных предположениях и догадках. Однако, стоит отметить, что представленных вариантов, наиболее эффективной формой по оценкам опрашиваемых являются личное участие в политических и общественных организациях, а также обращение к государственным органам и их представителям через социальные сети и официальные сайты.
Во-вторых, низкий уровень цифровой политической активности фактически несовместим с высоким уровнем неудовлетворенности экономическими аспектами жизни граждан. Как мы считаем, появление аналогов привычных форм политического участия, при этом, не способствует проявлению цифровой политической активности, как отдельной практики участия, а скорее дополняет традиционные участия. Так, например, наивысший показатель вовлеченности в решение вопросов социально-политического характера присущ к той группе респондентов, которые уже имеют опыт участия офлайн формате.
В-третьих, необходимо учитывать, что низкий уровень цифровой политической активности может быть связан с недостаточным уровнем цифровой грамотности населения, а также ограниченным доступом к цифровым технологиям в некоторых регионах. Поэтому для увеличения цифровой политической активности необходимы широкомасштабные меры по повышению уровня цифровой грамотности и развитию цифровой инфраструктуры. Предполагаем, что данные меры способствуют росту уверенности в эффективности в цифровых формах политического участия, а также в правильности выбора решения. Кроме того, важно обеспечить доступность и удобство использования цифровых инструментов для политической активности граждан, таких как электронные петиции, онлайн-голосования и т.д.
В-четвертых, на основе результатов исследования мы определили, что запрос на практики цифрового политического участия характерен для жителей крупных городских агломераций, однако здесь же прослеживаются тенденции к неучастию в большей степени, чем у жителей окраин региона. Среди респондентов, проживающих за пределами центральной агломерации, прямо противоположные результаты – более высокий уровень политического активизма, однако низкий запрос на практики цифрового политического участия. Это свидетельствует о том, что гражданская политическая активность вне зависимости от практик и форм участия является в большей степени отражением потребностей граждан и их интересов. Таким образом, вариативность практик цифровой политической активности на региональном уровне зависит от исходных условий политической социализации.
Исходя из существующих проблем цифрового политического участия, которые были выделены в нашем исследовании, мы предлагаем следующие рекомендации:
1. Необходимо создавать соответствующие механизмы для обеспечения безопасной и защищенной деятельности в сети, а также повышать уровень образования и информационной грамотности граждан.
2. Необходимо акцентировать внимание на проведения ряда мероприятий по разработке и реализации программ обучения по взаимодействию с основными государственными электронными ресурсами в качестве обязательных курсов средне-профессионального и высшего уровней образования
3. Для повышения доверия граждан к цифровым технологиям, необходим переход к более интерактивным, персонализированным формам участия, расширение электронной информированности общества и усовершенствование законодательства, чтобы учитывать особенности цифровых форм участия и надежности при проведении онлайн-выборов и голосований.
4. Необходимо создать оптимальные условия для широкого использования цифровых форм участия и улучшения качества их обслуживания в соответствии с запросами общества.



1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года с изменениями на 21.07.2014 // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4. ст. 445.
2) Поручение Правительства РФ от 26.03.2020 "О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации".
3) Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» в ред. от 06.04.2015 // Собрание законодательства РФ. 05.07.2004. № 27. ст. 2710.
4) Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации» в ред. от 06.04.2015 // Собрание законодательства РФ. 05.06.2004. № 27. ст. 2710.
5) Закон Российской Федерации "Федеральный закон от 14.07.2022 № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и статью 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»» от 14.07.2022 № 270 // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2022
6) Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ (последняя редакция)
7) Федеральный закон от 14 марта 2022 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.
8) Федеральный закон от 23.05.2020 № 154-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. № 21. ст. 3233.
10) Федеральный закон от 23.05.2020 № 152-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве».
11) Федеральный закон от 29.05.2019 № 103-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва».
12) Указ Президента РФ от 11 мая 2020 года "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения" [электронный ресурс] // URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/63341 (дата обращения 14.11.2021).
13) Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. и N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
14) Постановление Правительства Саратовской области от 10 мая 2020 года № 377-П "О внесении изменений в ода № 208-П".
15) Закон г. Москвы от 22.05.2019 № 18 «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва».
16) Постановление ЦИК России от 21.02.2007 №199/1245-4 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке электронного голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума, установления итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума вышестоящими комиссиями» // Вестник Центризбиркома РФ. № 2. 2007.
17) Постановление ЦИК России от 27.08.2014 № 248/1529-6 «О внесении изменения в Порядок электронного голосования с использованием комплексов для электронного голосования на выборах, проводимых в Российской Федерации, утвержденный постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 сентября 2011 года № 31/276-6». Вестник Центризбиркома РФ. № 8. 2014.
18) Постановление ЦИК России от 27 июля 2020 г. № 261/1924-7 «О проведении дистанционного электронного голосования на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам 13 сентября 2020 года».

Статьи и монографии
1) Almond G. Comparative Politics. A Developmental Approach. N.Y., 1966. P. 319
2) Bergmann, A. (2019). Value-based human rights education in the digital age. Global Discourse, 9(1), 7-22. Retrieved from: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/23269995.2018.1506925
3) Daulet, R. The mass media as factors of world politics / R. Daulet, R. S. Elmurzaeva, Л. Х. Тулешова // Issues of Sustainable Development of Society. – 2021. – No. 12. – P. 307
4) Hanna Pitkin's "Concept of Representation" Revisited Introduction" // researchgate.netURL:https://www.researchgate.net/publication/278143738_Hanna_Pitkin’s_Concept_of_Representation_Revisited_Introduction (датаобращения: 01.02.2022).
5) Kaase M., Marsh A. Political Action Repertory // Political action: Mass Participation in Five Western Democracies / Ed. By Barnes S., Kaase M. Beverly Hills, London, 1979. P. 153-155.
6) Merton R. K. Bureaucratic Structure and Personality // Merton R. K. Social Theory and Social Structure/ Robert K. Merton. Enl. ed. New York: Free press, 1957. P. 195–206
7) Milbrath L. Political Partizipation. Chicago, 1965. P. 378.
8) Putnam R. Bowling alone. The Collaps and revival of American community. N. Y., 2000.
9) Social Media and Political Participation: Are Facebook, Twitter and YouTube Democratizing Our Political Systems? // researchgate.net URL: https://www.researchgate.net/publication/221353460_Social_Media_and_Political_Participation_Are_Facebook_Twitter_and_YouTube_Democratizing_Our_Political_Systems (датаобращения: 3.04.2022).
10) The Postlllodern Condition: A Report on Kno-wledge // monoskop.org URL: https://monoskop.org/images/e/e0/Lyotard_Jean Francois_The_Postmodern_Condition_A_Report_on_Knowledge.pdf (датаобращения: 11.12.2022).
11) Verba S., Nie N. Participation in America: Political Democracy and Social Equality. N.-Y., 1972. P. 336.
12) Verba S., Nue N. Partizipation in America: Political Democracy and Social Equality. N.Y., 1972. P. 378
13) Zittel, T. (2008). Participatory engineering: promises and pitfalls. In B. Kohler-Koch, D. d. Bièvre, & W. Maloney (Eds.), Opening EU-governance to civil society: gains and challenges. P 119-144
14) Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность/ Ю. Хабермас. М.: Academia, 1995. 256 с.
15) Алексеев, А. В. К вопросу о возрастающей роли хэштег активизма в современном мире / А. В. Алексеев, З. А. Новикова // Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков (шифр -МКРНП) : СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ VI МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, Москва, 15 октября 2021 года. – Москва: ООО "Институт развития образования и консалтинга", 2021. – С. 83-86.
16) Аринина К.И. Абсентеизм в политике: причины и последствия // Учебные записки Казанского университета. - 2014: С. 215
17) Бабаскин, Р. В. Дистанционное электронное голосование как новая форма реализации избирательного права / Р. В. Бабаскин // Вопросы теории и практики избирательного законодательства, посвященные 25-летию избирательной системы Краснодарского края : Материалы межвузовской научно-практической конференции, Краснодар, 04 июня 2019 года / под общ. ред. А.Д. Черненко; отв. ред. Н.Ю. Турищева. – Краснодар: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский Дом - Юг", 2019. – С. 60-63.
18) Баранов Н.А. ЦИФРОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОБИЛИЗАЦИИ // НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. - СПБ.: Каспийский регион: политика, экономика, культура. № 3 (64)., 2020. - С. 66-70.
19) Бирюлина Т.В. Юнева Ю.И. Региональные СМИ Саратовской области о политическом участии молодежи // Вестник поволжского института управления. №1(52). 2016 г. С. 74-80.
20) Васильева Е.И. Инновационные формы участия молодежи в процессе принятия политических решений // Молодежь XXI века: образ будущего. 2019. С. 149-151.
21) Васюра В.В. Основные виды политического участия и причины абсентеизма // Альманах мировой науки. №5-3(8). 2016 г. с. 46-48.
22) Васюра В.В. Основные виды политического участия и причины абсентеизма // Альманах мировой науки. №5-3(8). 2016 г. с. 46-48.
a. Васюра В.В.Основные виды политического участия и причины абсентеизма // Альманах мировой науки. №5-3(8). 2016 г. с. 46-48.
23) Вилков А.А. Особенности участия оппозиции в политической жизни современной России в условиях обострения международных отношений // Взаимодействие институтов власти и общества в сфере защиты прав человека. Материалы VIII международной научно-практической конференции аспирантов, преподавателей, практических работников. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2015. С. 27 - 31.
24) Гегель Л. А., Казакова Е. О., Косых О. И. Государственная молодежная политика: российский и зарубежный опыт преодоления экстремизма // Альма-матер. 2016. №5 С. 65-71.
25) Гегель Л. А., Казакова Е. О., Косых О. И. Государственная молодежная политика: российский и зарубежный опыт преодоления экстремизма // Альма-матер. 2016. №5 С. 65-71.
26) Гудов О.С. Типология политического участия // Новая наука: Проблемы и перспективы. № 1-2. 2017 г. С. 38-39.
27) Гудов О.С. Типология политического участия//Новая наука: опыт, традиции, инновации. №1-2(123) 2017. С. 182-183.
28) Гудов О.С. Типология политического участия//Новая наука: опыт, традиции, инновации. №1-2(123) 2017. С. 182-183.
29) Гуляев И.И. Современные особенности политической социализации как кризис политического участия молодежи // Управление в XXI веке. 2016 г. С. 72-75.
30) Гуляев И.И. Современные особенности политической социализации как кризис политического участия молодежи // Управление в XXI веке. 2016 г. С. 72-75.
31) Гуляев И.И. Современные особенности политической социализации как кризис политического участия молодежи // Управление в XXI веке. 2016 г. С. 72-75.
32) Гурылина, М. В. Факторы и эффективность политического участия граждан в условиях демократизации современной России / М. В. Гурылина // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. – 2015. – Т. 8, № 1. – С. 69-78.
33) Демушина, О. Н. Порталы электронных петиций как форма взаимодействия институтов власти и граждан в России / О. Н. Демушина // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2016. – № 4. – С. 176-181. – EDN XDYGFX.
34) Дилигенский Г. Г. О политическом рынке и рациональном выборе в российских условиях:
a. Евдокимов, В. А. Региональная пресса как посредник при формировании политической культуры россиян / В. А. Евдокимов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2021. – Т. 15, № 1. – С. 55-66.
35) Ерохина О.В. Цифровые формы политического участия в России (на примере платформы "Активный гражданин") // Власть. – 2021. – № 6.-С.54-59
36) Жабчик С. В. государство как фактор взаимодействия на социум // Альманах мировой науки. – 2015. № 2-4 (2). С. 14–16.
37) Иванова Е.М. Политическое участие граждан в системе местного самоуправления // Дыльновские чтения. Материалы IV международной научно-практической конференции. 2017. С. 157-161.
38) Ильясов Ф. Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. М.: ИМА-пресс, 2000. 200 с.
39) Катушева, К. А. Тенденции политического участия молодежи в России: политический абсентеизм, автономное и мобилизованное участие / К. А. Катушева // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. – 2012. – № 1. – С. 6
40) Ковлер А.И., Смирнов В.В. Демократия и участие в политике. Критические очерки истории и теории. М., 1986 г.
41) Ковров В. Ф. Электоральная социология: Учеб. пособие. Уфа: РИО Баш. гос. ун-та, 2005.
42) Коньков А.Е. Цифровизация политики vs политика цифровизации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2020. Т. 13. Вып. 1. С. 47–68.
43) Кряжева, А. В. Участие в публичных мероприятиях как форма массовой политической культуры в современной России / А. В. Кряжева // Право и правосудие в современном мире: актуальные проблемы теории, истории, государственного управления и правоохранительной деятельности : Сборник научных статей по результатам работы IX студенческой ежегодной научной конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 27 марта 2021 года. – Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2021. – С. 124-129.
44) Курюкин, А. Н. COVID-19 как вызов политической системе и демократии в России и мире / А. Н. Курюкин // Власть. – 2020. – Т. 28, № 5. – С. 275-280.
45) Куценко О. Сохраняют ли значения классовые основания политического участия? // Социология: теория, методы, маркетинг. 2006. № 3. С. 93.
46) Куценко О. Сохраняют ли значения классовые основания политического участия? // Социология: теория, методы, маркетинг. 2006. № 3. С. 93.; Лаврикова А.А. Пространство политического участия//Теории и проблемы политических исследований. №3(а) Т. 6. 2017 г. С. 118-126.; Иванова Е.М. Политическое участие граждан в системе местного самоуправления // ДЫЛЬНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. Материалы IV международной научно-практической конференции. 2017. С. 157-161.
47) Лаврикова А.А. Конфликтогенный потенциал политического участия: факторы развития// Известия тульского государственного университета. Гуманитарные науки. №3. 2016 г. С. 32-38.
48) Нечаев В. Д. Избиратель: покупатель, продавец или вкладчик? // Полит. исслед. 2001. № 6.
49) Новоставский И.Н. Факультеты общественных провессий вузов Кубани и Дона в 1971-1980 гг. как форма комплексного подхода к политической социализации студенческой молодежи // Развитие науки и образования в современном мире: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 6 частях. Ч V. М. 2015. С. 65-66.
50) Новоставский И.Н. Факультеты общественных провессий вузов Кубани и Дона в 1971-1980 гг. как форма комплексного подхода к политической социализации студенческой молодежи // Развитие науки и образования в современном мире: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 6 частях. Ч V. М. 2015. С. 65-66.
51) Новоставский И.Н. Факультеты общественных провессий вузов Кубани и Дона в 1971-1980 гг. как форма комплексного подхода к политической социализации студенческой молодежи // Развитие науки и образования в современном мире: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 6 частях. Ч V. М. 2015. С. 65-66.
52) Новоставский И.Н. Харитонов Е.М. Политическое участие и его формы // Научное обеспечение агропромышленного комплекса. 2017 г. С. 515-516.
53) Ольшанский Д.В. Основы политической психологии: учеб. пособие для вузов. Екб: Деловая книга, 2001. 496 с.
54) Ольшанский Д.В. Политико-психологический словарь. М., 2002 г. 250 с.
55) Парфенова Ю.В. Новые формы политического участия в условиях общества, основанного на знании // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. С. 6. В. 2. 2016. С. 63-68.
56) Подобуева, В. А. Эффективность слэктивизма как канала коммуникации между властью и обществом / В. А. Подобуева, О. Е. Гришин // Возможности и угрозы цифрового общества : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 21–22 апреля 2022 года / Под редакцией А.В. Соколова, А. А. Фролова. – Ярославль: Общество с ограниченной ответственностью "Цифровая типография", 2022. – С. 96-100.
57) Пономарев А.А. Инновационные способы вовлечения общественности в политические процессы // Среднерусский вестник общественных наук. №6. С. 175-180.
58) Радиков, И. В. Гражданское участие в политике и политическая стабильность в России: новые тенденции / И. В. Радиков // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. – 2013. – № 3(118). – С. 80-93. – EDN RSYWPN.
59) Радина, Н. К. Цифровое политическое участие: эффективность электронных петиций негосударственных онлайн-платформ (на материале Change.org) / Н. К. Радина, Д. А. Крупная // Полис. Политические исследования. – 2019. – № 6. – С. 113-127
60) Реутов Е. В., Реутова М. Н. Недоверие в установках и практиках населения // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 126-132.
61) Рябов А. В. Легальность и легитимность власти . – Полис. Политические исследования. 1994. № 2. С. 187.
62) Северухина Д.Д. Анализ программ политических партий с целью выявления ведущих мотивов политического участия // Альманах мировой науки. № 11-3(14). 2016 г. С. 28-38.
63) Северухина Д.Д. Виды мотивации политического поведения и участия // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. № 15. 2016 г. С. 173-178.
64) Северухина Д.Д. Политическое поведение и участие. Формы и факторы участия и неучастия в политике // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». Т. 27. В. 1. 2017. С. 96-104.
65) Селиванова А.О. Формы политического участия: проблема типологизации. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. Т. 17. В. 3. 2017 г. С. 354-358.
66) Симонова, С. В. Митинги онлайн: каков правовой режим их организации и проведения? / С. В. Симонова // Государство и право. – 2020. – № 12. – С. 160-164.
67) Смирнова О. О. Прямой маркетинг – стратегия успеха в избирательных кампаниях. М.:
68) Смольянов Г.И. Политическая социализация и электоральное участие в контексте социальной депривации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. №2. 2016 г. С. 271-278.
69) Соловей, Т. Н. Обзор программных решений реализации принципа открытого бюджета на уровне регионов Российской Федерации / Т. Н. Соловей, Е. А. Демин, К. С. Гревцов. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 200-205.
70) Соловьев А.И. Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов/А.И.Соловьев - М.: Аспект Пресс, 2003. - 118 с.
71) Татаркова Д. Ю. Роль политической оппозиции в протестном движении 2011–2012 гг. // Власть. 2013. Том. 21. № 7. С. 35-37.
72) Трифонов, М. С. СМИ как субъект избирательного процесса и орудие политика / М. С. Трифонов // Вестник магистратуры. – 2018. – № 12-3(87). – С. 44-46.
73) Ужовский, В. С. Основные подходы к изучению форм политического участия и политической активности в трудах отечественных исследователей / В. С. Ужовский // Научный аспект. – 2022. – Т. 5, № 4. – С. 556-565. – EDN WCSCKR.
74) Ушкин С.Г. «Народ против»: протесты и протестующие в виртуальных социальных сетях: монография. М.: Инфра-М, 2018. 100 с.
75) Филин Н.А. Образы, символы и слоганы массовых протестов "Зеленого движения" в Иране (2009-2010 гг.) [Электронный ресурс] / Н. А. Филин // Вестник РГГУ. Серия "Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение". - 2015. - № 1. - С. 107-116.
76) Франц, В. А. Политический маркетинг : учеб. пособие. Екатеринбург : Изд-во Урал. унта, 2017. 92 с.
77) Холодилин М. С. Особенности становления регионального политико-избирательного
78) Шeстопал Е.Б. Политическая психология: учебник для вузов. М: ИНФРА-М, 2002. 448 с. (Сер. «Высшее образование»).
79) Шестопал Е. Б. Очерки политической психологии. М. 1990. С. 24–37.
80) Шестопал, Е. Б. Политическая психология : учебник для вузов / Шестопал Е. Б. - Москва : Аспект Пресс, 2018. - 368 с. - ISBN 978-5-7567-0914-8. - Текст : электронный // URL : http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785756709148.html (дата обращения: 12.05.2021). - Режим доступа: по подписке. Шестопал Е.Б

Электронныересурсы
1) Cyberactivism and Citizen Journalism in Egypt, Digital Dissidence and Political Change // researchgate.net URL: https://www.researchgate.net/publication/344893967_Cyberactivism_and_Citizen_Journalism_in_Egypt_Digital_Dissidence_and_Political_Change (датаобращения: 2.03.2022).
2) Сообщение в Правительство Российской Федерации // www.gosuslugi.ru URL: https://www.gosuslugi.ru/10094/1 (дата обращения: 5.04.2023).
3) Электронная приемная и единая справочная служба // Официальный сайт мэрии Москвы URL: https://www.mos.ru/news/item/101098073/ (дата обращения: 5.02.2023).
4) Социальная и политическая активность россиян: мониторинг // ВЦИОМ URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/socialnaja-i-politicheskaja-aktivnost-rossijan-monitoring (дата обращения: 12.02.2023).
5) Сетевые демонстрации, онлайн-марафоны и маевки // Агенство по привлечению инвестициций города Набережные Челны URL: http://www.chelny-invest.ru/novosti/novosti_2416.html (дата обращения: 11.11.2022).
6) Профсоюзы провели первомайскую интернет-акцию Источник:https://www.solidarnost.org/articles/solidarnostyu-po-zaraze.html Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © // Центральная профмоюзная газета "Солирадрность" URL: https://www.solidarnost.org/articles/solidarnostyu-po-zaraze.html (дата обращения: 04.02.2023).
7) Онлайн-митинги бьют по солидарности в обществе // Газета.Ру URL: https://news.rambler.ru/other/44056554/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 11.10.2022).
8) Центр управления регионом в Саратовской области // GOGOV - о главном в России без политики URL: https://gogov.ru/tsur/srt (дата обращения: 02.11.2022).
9) Прямая трансляция дебатов между кандидатами на пост губернатора Алтайского края Источник: https://katun24.ru/news/414493 // Катунь 24 URL: https://katun24.ru/news/414493 (дата обращения: 3.05.2022).
10) Уроки электронного голосования в Московскую Городскую Думу 2019 года // Хабр URL: https://habr.com/ru/companies/analogbytes/articles/504328/ (дата обращения: 22.04.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ