ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ 6
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ И ИХ ПРЕЛОМЛЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД 9
ГЛАВА III. СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 14
Философия – одна из древнейших и универсальных наук, изучающая основные законы бытия и мышления. Она помогает человеку понять свое место в мире, разобраться в смысле существования, а также формировать свою мировоззренческую позицию. В современном обществе, где сложным является как наше внутреннее, так и внешнее окружение, изучение философии имеет особую актуальность. Изучение философии права профессиональными юристами, в том числе сотрудниками органов внутренних дел, приобретает особое значение в контексте гуманизации и гуманитаризации современного образования. Данные процессы связаны с необходимостью формирования общекультурной компетентности у будущего специалиста. В связи с этим современное образование должно быть направлено на всестороннее развитие человека, раскрытие его личностного и профессионального потенциала еще на этапе обучения.
Одной из основных функций философии является формирование системного мышления. Философия учит нас разбираться в сложных и противоречивых ситуациях, анализировать различные точки зрения и принимать обоснованные решения. Для сотрудников органов внутренних дел (ОВД) это крайне важно, ведь их работа тесно связана с разрешением конфликтных и сложных ситуаций, требующих внимания к деталям и умения видеть большую картину. Изучение основного вопроса философии, основных функций философии и их преломление в деятельности сотрудников ОВД является актуальной и неотъемлемой частью их профессионального образования и развития. Философия помогает формированию системного мышления, нравственного сознания и развитию творческого потенциала, что является важным в работе с правонарушителями и взаимодействии с гражданами.
Объектом исследования выступают основной вопрос философии, структура философского знания и функции философии в деятельности сотрудников ОВД.
Предмет исследования – социально-обусловленный подход к философии, позволяющий исследовать ее как с концептуальной, так и с социальной точки зрения.
Состояние изученности проблемы, ее научная значимость и актуальность обусловили основную цель работы – определить основный вопрос философии, функции философии и их реализацию в деятельности сотрудников ОВД.
Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:
- проанализировать основный вопрос философии;
- описать основные функции философии и их преломление в деятельности сотрудников ОВД;
- конкретизировать структуру философского знания.
Анализ использованной литературы.
В статье Л.И. Трахтенберга представлено обоснование необходимости расширения ограниченного основного вопроса философии до понимания всей полноты отношения сознания и бытия, являющегося основой современной материалистической философии . А.Г. Ляпустиным представлено субъективное видение автора на обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека с учетом реалий современности. Автор уверен, что исследование основного вопроса философии позволяет найти сходство и различие в зарождении, формировании и развитии философских школ как в истории философии, так и в современном ее состоянии .
В.В. Кожевниковым рассматриваются функции философии права и её роль в подготовке будущего юриста. Подчёркивается, что философия права – это наука. Особое внимание уделено воспитательной функции . Ю.А. Чернавин в своем научном исследовании представляет собой попытку решения ряда концептуальных задач, направленных на выработку философской концепции прав человека. Рассматриваются вопросы места, роли и соотношения философии права и философии прав человека, в том числе их предметов. Автор решает проблемы методологии и функций формируемой концепции, раскрывает сущностно-содержательные характеристики прав человека, на их основе формулирует определение прав человека как философской категории .
А.В. Ерахтиным рассматриваются предмет классической и неклассической философии, современные дискуссии о специфике, структуре и научном статусе философского знания. Показано, что предмет и основные понятия философии лишились определенности, а нечеткость, размытость и многозначность в использовании таких понятий, как «философия», «метафизика», «онтология», «мировоззрение», «функции философии» и т.д., приводят к нарушению законов формальной логики, которые никто не отменял . Д.А. Борадачевым, Э.Р. Семеновой дается критический анализ определений метафизики в западной и современной отечественной философии и предлагается такое обобщающее определение предмета философии, в котором содержатся основные специфические признаки классической и неклассической философии
Проведенный анализ основополагающих вопросов философии позволил сформулировать следующие выводы:
1. Проблема отношения сознания к материи имеет важное значение не только для философии, но и для других наук. Философская мысль осмысливает эту проблему с позиций онтологии и гносеологии, стремится раскрыть природу сознания и материи, их взаимодействие и соотношение, а также дать объективное объяснение этому фундаментальному вопросу.
2. Философское осмысление мира сотрудниками ОВД играет важную роль в их профессиональном росте и развитии. Оно помогает им принимать этические и справедливые решения, анализировать причины и последствия преступлений, лучше понимать людей и их потребности. Философия становится неотъемлемой частью их профессионального арсенала, обогащая их работу и способствуя росту безопасности и справедливости в обществе.
3. Структура философского знания представляет собой сложный и многоуровневый конструкт, охватывающий различные аспекты и направления исследования человеческого мышления и сознания. Философия, как наука, стремится понять природу реальности и осмыслить основные философские проблемы, которые затрагивают саму суть бытия.
1. Атаев Р.А., Шанько В.В., Стецун М.Ю. Формирование аспектов философско-правовой культуры сотрудников органов внутренних дел МВД России // Философия права. – 2018. – № 4(87). – С. 85-89.
2. Бородачев Д.А., Семенова Э.Р. Философское знание в структуре мировоззрения // Уральский научный вестник. – 2018. – Т. 6. – № 2. – С. 031-033.
3. Ерахтин А.В. Предмет, специфика и структура философского знания // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2016. – № 2 (16). – С. 17-31.
4. Земляков Ю.Д., Гордова Э.Е. Место этики в структуре философского знания // Вестник Международной академии системных исследований. Информатика, экология, экономика. – 2017. – Т. 19. – № 2. – С. 47-52.
5. Камина М. Основной вопрос философии: решение и развитие // Наука через призму времени. – 2017. – № 6 (6). – С. 50-56.
6. Кожевников В.В. Функции философии права и ее значение в подготовке будущего юриста // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2014. – № 1(38). – С. 6-10.
7. Крапивенский С.Э. Ещё раз об основном вопросе философии // Философия и общество. – 2001. – № 2 (23). – С. 5-15.
8. Лебедев С.А. Основной вопрос философии: кто прав, кто не прав и почему // Гуманитарный вестник. – 2022. – № 4 (96). – С. 140-145.
9. Лебедев С.А. Философская и научная онтология // Журнал философских исследований. – 2023. – Т. 9. – № 1. – С. 9-20.
10. Ляпустин А.Г. Ещё об одном понимании основного вопроса философии //Вестник Российского философского общества. – 2022. – № 3-4 (101-102). – С. 55-68.
11. Мурадов С.А. Основные вопросы современной философии // Актуальные исследования. – 2022. – № 44 (123). – С. 56-57.
12. Сапов А.П., Цеханов Ю.А. Философия синтеза и основной вопрос философии // Проблемы социальных и гуманитарных наук. – 2020. – № 3 (24). – С. 150-155.
13. Сухоплюев П.А. Значение философии в формировании мировоззрения сотрудников ОВД // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. – 2018. – № 4. – Т. 10. – С. 26-28.
14. Трахтенберг Л.И. Человеческое измерение основного вопроса философии // Современные технологии и научно-технический прогресс. – 2010. – Т. 1. – С. 50.
15. Чернавин Ю.А. Права человека как философская концепция: постановка проблемы // Философия права. – 2016. – № 3(76). – С. 53-59.