Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №135123

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное управление

Объем работы67
Год сдачи2016
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Проблематика политики управления государственным долгом 8
1.1. Понятия, термины, определения 8
1.1.1. Государственный долг РФ 8
1.1.2. Виды государственных облигаций 10
1.1.3. Основные направления государственной долговой политики РФ 13
1.2. История развития политики управления государственным долгом РФ 15
1.2.1. Политика управления государственным долгом в 1991-1999 гг. 15
1.2.2. Политика управления государственным долгом РФ в 2000-2009 гг. 17
1.2.3. Политика управления государственным долгом РФ в 2010-2016 гг. 20
1.2.4. Перспективы развития 22
1.3. Международный опыт 24
1.3.1. Мексика 25
1.3.2. Бразилия 26
1.3.3. Чили 28
1.4. Выводы по Главе 1 29
Глава 2. Моделирование политики управления государственным долгом РФ 31
2.1. Обзор научной литературы 31
2.1.1. Влияние рынка государственного долга на макроэкономические показатели 31
2.1.2. Оптимальный государственный долговой портфель 33
2.1.3. Гипотезы исследования 35
2.2. Математическая модель 36
2.2.1. Базовые условия устойчивости государственного долга 36
2.2.2. Учет неопределенности при оценке устойчивости государственного долга 37
2.2.3. Варианты политики управления государственным долгом 38
2.3. Эконометрический инструментарий 39
2.3.1. VAR-модель 40
2.3.2. Этапы построения VAR-модели 41
2.4. Выводы по Главе 2 42
Глава 3. Эмпирические расчеты 44
3.1. Описание данных 44
3.1.1. Использованные данные 44
3.1.2. Описательная статистика 46
3.1.3. Графики 47
3.1.4. Проверка на стационарность 50
3.2. Результаты VAR-моделирования 50
3.3. Анализ импульсных откликов 53
3.3.1. Отклики параметров государственного долга РФ на внешние шоки 54
3.3.2. Отклики внешних переменных на шоки параметров государственного долга РФ 56
3.4. Вывод по Главе 3 58
Заключение 60
Литература 62

Кризис 2014-2015 гг., согласно мнению министра финансов А. Г. Силуанова, является сильнейшим шоком российской экономики за последние 10 лет. Однако, министр финансов также отметил достигнутое уже к 2016 г. сокращение процентных ставок и инфляции [ТАСС, 2016]. Сохранение стабильности в российской экономике было бы невозможным без последовательной эволюции рынка государственных заимствований.
Так, например, интенсивное использование облигаций федерального займа (ОФЗ) в объеме 1 трлн руб. в целях докапитализации банковской системы РФ, стало действенным механизмом борьбы с кризисом банковского сектора, который, по словам Г. Грефа, явился самым масштабным за последние 20 лет [РБК, 2015].
На фоне сильного доллара в 2015-2016 гг. [Блумберг, 2016] и низких цен на нефть, происходит падение бюджетных доходов РФ. При этом, в секторе бюджетных расходов «нельзя пружину сжимать до бесконечности», - считает замминистра экономического развития Е. И. Елин [Ведомости, 2016]. Следовательно, для покрытия дефицита бюджета активно размещаются государственные облигации. Так, объем внутреннего долга России, увеличился с 5,7 трлн руб. в 2014 г. до 7,2 трлн руб. в марте 2016 г., а объем внешнего долга изменился за тот же промежуток с 55,8 млрд долл. до 50 млрд долл. [Минфин РФ, 2016а].
В условиях острой потребности российского государства в денежных средствах и экономических санкций со стороны западных стран, существенно влияющих, в частности, на доступность источников внешних заимствований, в период 2014-2016 гг. государство вводит новые инструменты на российский внутренний долговой рынок.
В частности, 27 сентября 2015 г. Минфин объявляет о возможности создания в 2016 г. специальных документарных облигаций федерального займа (ОФЗ) для физических лиц. Таким образом, Минфин сможет расширить базу инвесторов внутреннего долгового рынка России [Ведомости, 2015].
Также, 17 июля 2015 г. Минфин РФ начинает использовать совершенно новый для российского рынка долговых ценных бумаг инструмент – ОФЗ с индексируемым на инфляцию номиналом (ОФЗ-ИН). Первый выпуск таких облигаций 17 июля 2015 г. был связан с ажиотажным спросом, несмотря на стабильно высокий спрос на другие ОФЗ. При этом, новый инструмент, благодаря меньшей рисковости, позволил привлечь средства иностранных инвесторов и пенсионных фондов для поддержки российской экономики [Интерфакс, 2015].
Впервые с сентября 2013 г. государство обращается к заимствованиям на внешнем рынке в первом квартале 2016 г. Несмотря на давление со стороны западных стран на крупнейшие иностранные инвестбанки, Минфин РФ все-таки планирует разместить еврооблигации на сумму 3 млрд руб. [Интерфакс 2016].
Планируется также и размещение государственных облигаций как на внутреннем, так и на внешнем рынке в иностранной валюте. В частности, в 2016 г. в целях финансирования дефицита бюджета Минфин может выпустить на Московскую биржу ОФЗ объемом в 1 млрд долл., номинированные в юанях [Интерфакс, 2016].
Таким образом, в период 2014-2016 гг. растет потребность российского государства во внешних и внутренних долговых инструментах. В условиях активного осуществления заимствований, России требуется продуманная политика управления государственным долгом. Для осуществления данной политики необходимо детальное ее моделирование в целях учета как внешних, так и внутренних макроэкономических факторов, влияющих на экономическую конъюнктуру.
Таким образом, целью данной работы является анализ адекватности политики управления государственным долгом России в контексте обеспечения устойчивого уровня государственного долга РФ. В качестве объекта исследования выступает государственный долг РФ, предмета – устойчивость государственного долга РФ. Методология исследования основывается на VAR-моделировании (модели векторной авторегрессии).
В соответствии с поставленной целью, в исследовании решается ряд задач:
1. Изучение теоретического материала, российских и международных статей, важных для понимания проблематики политики управления государственным долгом.
2. Изучение международного опыта управления государственным долгом развивающихся стран.
3. Сбор данных по макроэкономическим факторам для использования в эмпирической части исследования.
4. Разработка и оценка VAR-модели в целях проверки гипотез исследования.
5. Выработка рекомендаций в области политики управления государственным долгом РФ.
В соответствии с задачами, работа имеет следующую структуру. В первой главе описываются основные понятия, мировые и российские тенденции в управлении государственным долгом. Вторая глава содержит описание применяемого в исследовании инструментария. Третья глава представляет расчеты и основные выводы, включающие в себя рекомендации в сфере политики управления государственным долгом.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Эволюция российского рынка внутреннего государственного долга в 2014-2016 гг., а также перспективы его дальнейшего развития в условиях острой потребности российского государства в денежных средствах при закрытом доступе на внешний долговой рынок и неблагоприятной макроэкономической конъюнктуре требует продуманной политики управления государственным долгом РФ.
Для детального понимания аспектов политики управления государственным долгом РФ была изучена как зарубежная, так и российская литература, а также международный опыт развивающихся стран с схожими особенностями экономики. По результатам исследования литературы и международного опыта были выдвинуты основные гипотезы исследования, а также релевантный математический и эконометрический аппарат, использованный в работе.
С помощью модели векторной авторегрессии было доказано, что за период с февраля 2010 г. по февраль 2016 г. такие параметры российского государственного долга, как объем и доходность российских государственных облигаций, находятся в тесной связи с темпами роста промышленного производства, валютным курсом, а также ценами на нефть.
Все выдвинутые в работе гипотезы подтвердились для современной российской экономики:
1. Гипотеза 1: Существует положительная связь между объемами государственного долга со стоимостью его обслуживания.
2. Гипотеза 2: Цены на нефть негативно влияют на доходности государственных облигаций и на объемы государственного долга.
3. Гипотеза 3: Рост объемов государственного долга соответствует ослаблению национальной валюты.
4. Гипотеза 4: Государственный долг негативно влияет на выпуск.
Анализ импульсных откликов по построенной модели VAR(1) проиллюстрировал, что государственный долг РФ обладает устойчивостью к внешним шокам: шокам промышленного производства и валютного курса. При этом, кумулятивное влияние шоков на параметры государственного долга приводят их к новому положению равновесия в течение 9-12 месяцев.
С другой стороны, шоки самих параметров государственного долга РФ соответствуют изменению других эндогенных переменных. Такая связь, однако, также ограничена во времени: эффект от шока абсорбируется в течение года, а накопленный эффект обеспечивает сходимость значений эндогенных переменных в новых точках равновесия. Таким образом, в силу устойчивости факторов российской экономики к шокам государственного долга можно говорить о последовательности существующей политики управления государственным долгом РФ.
В качестве основные рекомендаций в области политики управления государственным долгом с учетом особенностей российской экономики, основываясь на выводах из исследования литературы и международного опыта, а также результатах построенной модели, государству можно предложить:
• Диверсифицировать портфель ОФЗ-ИН для формирования кривой доходности по новому долговому инструменту, а также для привлечения средств иностранных инвесторов и пенсионных фондов.
• Ориентироваться на выпуск ОФЗ с фиксированным купоном или ОФЗ, индексированных на инфляцию, чтобы снизить рисковость государственного долгового портфеля.
• Выпускать ОФЗ с длительными сроками погашения облигаций, снижать долю краткосрочных облигаций в целях сокращения риска рефинансирования государственного долга.
• Снижать объемы внешних обязательств, в целях сокращения уязвимости от внешних шоков.
• Учитывать влияние развития внутреннего долгового рынка на другие сегменты российской экономики, в том числе рынок акций российских компаний, при разработке и реализации политики управления государственным долгом РФ.


Книги
1. Oxford Business Group. The Report: Mexico 2014 / Oxford Business Group // Oxford Business Group, 2014 ― 272 p.
2. Асаул, А.Н. и др. Корпоративные ценные бумаги как инструмент инвестиционной привлекательности компаний / Асаул А.Н. и др. ― СПб: АНО «ИПЭВ», 2008 ― 288 с.
3. Брейли, Р. Принципы корпоративных финансов / Р. Брейли, С. Майерс. ― 2-е изд. ― М.: Олимп-Бизнес, 2010. ― 977 с.
4. Казакова, М. и др. Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы (Выпуск 30) / Казакова, М. и др. // Институт экономики переходного периода ― 2009 ― 655 c.
5. Топсахалова Ф. М.-Г. Рынок ценных бумаг и биржевое дело / Топсахалова Ф. М.-Г. ― Академия Естествознания «ИПЭВ», 2011.
Статьи
6. Abbigail, C. A Case Study of a Currency Crisis: The Russian Default of 1998 / Abbigail, C., Owyang, T. // The Federal Reserve Bank of St. Louis ― 2002.
7. Agca, S. Sovereign debt and corporate borrowing costs in emerging markets / Agca, S., Celasun, O. // Journal of International Economics, Elsevier, vol. 88(1) ― 2012 ― P. 198-208.
8. Alesina, A. Default Risk on Government Debt in OECD Countries / Alesina, A., de Broeck, M., Prati, A., and Tabellini, G. // Economic Policy: A European Forum ― 1992 ― P. 428-463
9. Astapovich et. al. Survey on Economic Policy in Russia in 1998 / Astapovich et. al. // Buro Economicheskogo Analiza ― 1999.
10. Barro, R. On the Determination of Public Debt / Barro, R. // Journal of Political Economy, Vol. 87 (Part 1, October) ― 1979 ― P. 940-71.
11. Bogetic, Z. et al. Russian Economic Report No.17 / Bogetic, Z., Smits, K., Ulatov, S., Titov, U., Emelyanova, O., Hernandez, M. // World Bank ― 2008.
12. Claro, S. Macro Policies and Public Debt in Chile / Claro, S., Soto, C. // BIS Papers No 67 ― 2012.
13. Daniel, J. Public Debt in Emerging Markets: Is it Too High? / Daniel, J., Callen, T., Terrones, M., Debrun, X., Allard, C. // IMF. World Economic Outlook ― 2003.
14. de Jager, S. Modelling South Africa’s equilibrium real effective exchange rate: A VECM approach / de Jager, S. // South African Reserve Bank Working Paper 12/02 ― 2012.
15. de Mendonca, H. Fiscal Insurance and Public Debt Management: Evidence for a Large Emerging Economy / de Mendonca, H., Pessanha, K. // EconomiA 15 ― 2014 ― 162-173.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ