Введение…………………………………………………………………….....
Глава 1. Понятие «креативные пространства», их история появления, цели и виды
1.1. История появления креативных пространств……………………..
1.2. Понятие «креативное пространство»………………………………
1.3. Виды креативных пространств……………………………………..
Глава 2. Описание и анализ существующих креативных практик, направленных на активизацию молодёжи
2.1 Культурное пространство Каменка в городе Красноярск………….
2.2 Проект по городскому озеленению «Грабли»………………………
2.3 Рукотворный остров «Новая Голландия» в Санкт-Петербурге……
2.4 Дом культуры в Санкт-Петербурге………………………………….
Глава 3. Рекомендации по модернизации деятельности учреждений молодёжной политики с использованием опыта креативных кластеров….
3.1 Эмпирическое исследование на тему «Причины посещения городских общественных пространств в Красноярске и Санкт-Петербурге»……………………………………………………………………
3.2 Практические рекомендации по повышению эффективности деятельности для учреждений по работе с молодежью…………………….
Заключение
Список использованных источников
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Социальная работа с молодёжью имеет различные направления. Традиционно сложилось мнение, что социальная работа призвана работать с социальными группами, находящимися в зоне риска. Современная молодежная политика и социальная работа должна охватывать своей деятельностью всю обширную категорию «молодёжь» . Деятельность государственной молодёжной политики направлена на то, чтобы молодёжь никогда не стала получателем социальных услуг в негативном контексте этого определения. Для того, чтобы осуществлять эту деятельность, специалистам по социальной работе и учреждениям необходимо принять статус посредника между государством и молодёжью. В работе с молодежью в Санкт-Петербурге особенно важно учитывать необходимость «создания ценностных ориентиров, разработки и внедрения передовых идей, развития Санкт-Петербурга как центра мировой культуры и международного сотрудничества», в соответствии со Стратегией развития города .
Современная государственная молодёжная политика реализуется при помощи различных форматов и практик. Это происходит по причине того, что молодежь состоится из разных групп, сообществ и дифференцируется по различным признакам, поэтому её нельзя считать однородной массой. Из этого следует, что для каждой из групп молодых людей необходим особый подход, формат. Не смотря на различные подходы и форматы, каждую из практик объединяет то, что для эффективной реализации ей необходима инфраструктура. Примером такой инфраструктуры, активно используемой передовыми городами и регионами, являются общественные пространства.
Государство активно поддерживает новые современные формы работы с молодёжью. Особенно ярко это прослеживается в сфере государственной молодёжной политики, которая разрабатывается в каждом субъекте РФ, как правило, во взаимодействии с различными общественными организациями. Так в Красноярске появилось общественное пространство – «Культурное пространство Каменка». В Распоряжении правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года №2403-р «Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской федерации на период до 2025 года» зафиксировано, что стратегическим приоритетом государственной молодёжной политики является создание условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем, способной при этом адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям . Именно этим задачам и отвечает деятельность общественного центра в г. Красноярск. Проект «Культурное пространство Каменка» является одним из отделов учреждения по реализации государственной молодёжной политики в Красноярском крае КГАУ «Краевой Дворец молодёжи». Это учреждение является подведомственным агентству молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края. Так же в России и других странах активно развиваются креативные кластеры, которые так же будут подробно рассмотрены в этой работе. В частности рукотворный остров «Новая Голландия» и «Дом культуры» в Санкт-Петербурге.
Деятельность кластеров основана на активизации молодых людей, активного вовлечения их в процесс работы проектов, формирование интереса и повышения значимости своего участия в них. Активизация или эмпаурмент – это принцип работы с клиентом, преимущественно ориентированный на помощь клиенту в приобретении необходимых знаний, навыков для приобретения контроля над своей жизнью, а также над политическими действиями, организациями и отношением общество, неблагоприятно влияющих на его жизнь .
К сожалению, не все учреждения молодёжной политики эффективно реализуют в своей работе концепцию общественных пространств. Это связано с тем, что на сегодняшний момент не существует установленного алгоритма, который позволит организовать работу внутри учреждения таким образом, чтобы создать в рамках вверенной территории общественное пространство.
Объектом работы (ВКР) являются креативные кластеры и инновационные практики работы Культурного пространства Каменка, рукотворного острова «Новая Голландия» и «Дома культуры».
Предметом работы служат конкретные технологии и механизмы организации работы с молодежью, применяемые в рамках данных проектов. Эти инновационные технологии позволяют эффективно осуществлять профилактическую работу с молодежной аудиторией.
Таким образом, целью работы является анализ и описание деятельности проектов и формирование рекомендаций для учреждений по работе с молодежью для эффективного её вовлечения в социальную практику и профилактики негативных явлений в молодежной среде. Исходя из поставленной цели, необходимо выделить следующие задачи работы:
- проанализировать деятельность Культурного пространства Каменка;
- проанализировать деятельность рукотворного острова «Новая Голландия»;
- проанализировать деятельность «Дома культуры»;
- сравнить их технологии работы;
- сформулировать рекомендации по внедрению в работу учреждений по работе с молодежью инновационные технологии креативных пространств.
Методами, применяемым при написании выпускной квалификационной работы является анализ, проектирование, интернет-анкетирование и интервьюирование.
Таким образом, работа состоит из трёх разделов:
- понятие «креативные пространства», их история появления, цели и виды;
- описание и анализ существующих креативных практик, направленных на активизацию молодёжи, описания специфики работы с данной демографической группой;
- рекомендации по модернизации деятельности учреждений молодёжной политики с использованием опыта креативных кластеров.
В основе деятельности современных креативных кластеров и проектов лежит принцип активного участия, формирования навыков и умений, стремление и способность создать нечто новое, что изменит образ жизни какой-то конкретной группы лиц. Данный подход очень схож с понятием эмпаурмент или активизацией в социальной работе. Современные креативные кластеры демонстрируют отличные от классических методики развития активного участия в процессах городских сообществ. Молодые люди активно участвуют в деятельности этих проектов благодаря высокому уровню лояльности к ним.
Инновационные практики работы следующих креативных кластеров: Культурного пространства Каменка, рукотворный остров «Новая Голландия» и «Дом культуры» - позволили сформировать ряд практических рекомендаций по изменению подхода к деятельности государственных учреждений, целевой группой которых является молодежь. А именно это конкретные технологии и механизмы организации работы с молодежью, применяемые в рамках данных проектов. Эти инновационные технологии позволяют эффективно осуществлять профилактическую работу с молодежной аудиторией, а так же регулярно увеличивать охват аудитории в рамках конкретных городов.
Опыт изученных центров подтверждает, что инновационные технологии работы с молодежью в креативных пространствах способствует развитию творческого потенциала молодёжи, мотивирует на развитие профессиональных и личностных качеств. Как следствие это позволяет эффективно вовлекать молодых людей в социальную практику и реализовывать профилактику негативных проявлений в молодёжной среде.
Проведённый в ходе ВКР опрос подтверждает гипотезу о том, что посетители креативных пространств интересуются разнообразием форм и практик реализуемых на территории данных проектов, а так же желают активно участвовать в реализуемых мероприятиях кластеров. Все эти признаки соответствуют такому подходу как активизация или эмпаурмент, так как в ходе участия в мероприятиях проекта молодые люди получают новый опыт, который формирует их активную жизненную позицию.
Данное исследование актуально для действующих сотрудников государственных учреждений, которые работают с такой категорией как молодёжь. Подходы, используемые креативными кластерами, ориентированы не только на социально-благополучную молодёжь, но и на молодых людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации и стремятся изменить её, поскольку практики, используемые в рамках проектах направлены на активное получение новых навыков и знаний, повышения мотивации изменять устойчивую среду и проч.
Таким образом, деятельность креативных пространств независимо от региона России положительно влияет на молодёжь региона и мотивирует к развитию, а значит реализуемые кластерами практики необходимо мультиплицировать и развивать в других учреждениях, которые работают с молодежью и реализует Стратегию государственной молодёжной политики.
1. Распоряжение Правительства РФ «Об основах государственной молодёжной политики в Российской Федерации на период до 2025 года // Правительство Российской Федерации .- №2403-р .-2014 .-29 ноября.
2. Положение о проекте Культурное пространство Каменка // КГАУ «Краевой Дворец молодёжи».- 2015 г.
Книги, монографии, брошюры, статьи в периодических изданиях:
3. Басов Н.В. Социальная работа с молодежью .- Москва : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2007. - 325 с.
4. Безрукова О.Н. Социология молодежи .- Санкт-Петербургский Государственный Университет.- Санкт-Петербург, 2008.-39 с.
5. Бородкина, О. И. (2013). Принцип эмпауэрмента в социальной работе. В Активизация в социальной работе с семьей (стр. 88.,10-27
6. Большая российская энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002 г.
7. Бутова Т. Г., Бекетова Н. В., Черняева А. С. Новые виды культурного туризма как инструмент развития туристского потенциала г. Красноярска // Сервис в России и за рубежом. — 2016. — Т. 10, вып. 2. — С. 215—226.
8. Гудков Л. Д., Дубин Б. В., Зоркая Н. А. Молодёжь России. М.: Московская школа политических исследований, 2011 г.
9. Гройс Б.В. Публичное пространство: от пустоты к парадоксу. М.: StrelkaPress, 2012 г.
10. Жарков Г.В. Существуют ли социологические индикаторы креативности? // Тез. докл. Научно-практ. конф. «VII Ковалевские чтения». СПб., 2012. С. 704-707.
11. Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодежи: учебник // Ю.А Зубок.- М: Мысль, 2007.- 288 с.
12. Стеклова И. А., Рагужина О.И. Креативные пространства как надежда провинции // Теория и практика общественного развития. Пенза, 2013. № 12.
13. Суховская Д.Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории // Молодой ученый. Краснодар: 2013. № 10. С. 650-652
14. Кон И.С. Социологическая психология .- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1999. – 413 с
15. Коровин А.В. Факторы, определяющие креативность городского пространства // Молодежь и наука: сборник материалов IX Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска. Красноярск, 2013. С. 84.
16. Козлов А. Ю., Никитина А.Б. [и др.] Ксенофобия в молодежной сред: доклад по результатам мониторинга .- при поддержке Институт Открытое общество. - Москва : Московская Хельсинская группа [МХГ], 2009. - 112 с.
17. Лисовский В.Т. Эскиз к портрету: жизненные планы молодежи .- М., 1962. С. 7.
18. Луков Вал.А. Ильинский: гуманистическая концепция молодежи / Вал.А. Луков // Знание. Понимание. Умение.- 2006 г.- №2. – С. 53-55.
19. Майкл Лайдон. Энтони Гарсии. Тактические убранизм // М.- StrelkaPress .- 2019 г.
20. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики .- [2-е изд., перераб. и доп.]. - Москва : Академический проект, 2001. - 415 с. - (Gaudeamus). - Список лит.: 402-411 с.
21. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. / Пер. с англ. М.: Классика XXI, 2005, 35 с.
22. Evans G. Creativecities, creativespacesandurbanpolicy. London, 2009.
23. LloydP. Creativespace. U. K.: Capstone, 2009. P. 214-226.
24. Ryan, Brent D. TheLargestArt: A MeasuredManifestofor a PluralUrbanism. Cambridge, MA: MIT Press, 2017.
Электронные ресурсы:
25. Абрамов. Д. Креативное пространство: что, как и зачем. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.slideshare.net/dmitryabramov9/ss-34706403/
26. Агаева П.А. Всё новое — хорошо переделанное старое. Три кластера на базе бывших домов культуры. URL: http://luna-info.ru/discourse/triklastera/?utm_source=vk&utm_medium=lenta&utm_campaign=klastery Дата обращения: 27.05.2019
27. Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю [Электронный ресурс] Здоровье и возраст. Режим доступа: https://goo.gl/LdEGQV
28. Комов А.В. От хипстерского урбанизма к народному. URL: http://uar.ru/interview/ot-khipsterskogo-urbanizma-k-narodnomu/ Дата обращения: 27.05.2019
29. Креативный кластер «Дом культуры» - Новый креативный кластер «Дом культуры» открылся рядом с М. Кировский завод во Дворце культуры и техники им. Газа. Доступ: https://www.domcultury.space/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.domcultury.space%2f
30. Лаптенок А.А. «Другая Голландия». URL: https://asninfo.ru/articles/794-drugaya-gollandiya // Агентство строительных новостей // Дата обращения: 27.05.2019
31. Новейшая история Новой Голландии началась в 2011 году, когда остров впервые был открыт для посещения. В ходе экспериментальных временных программ «Лето в Новой Голландии» (с 2011 по 2013 год) удалось провести большое социальное и маркетинговое исследование, чтобы точнее определить возможные функции будущего проекта. Доступ: http://www.newhollandsp.ru/information/about-the-project/
32. Он-лайн школа городских предпринимателей Vector. Режим доступа: http://vector.education/. Дата обращения: 27.05.2019
33. Орбелиани И.В. Резервации для хипстеров: где в России почувствовать себя в столице. Культурное пространство «Каменка», Красноярск. URL: https://iz.ru/782779/ignat-orbeliani/rezervatcii-dlia-khipsterov-gde-v-rossii-pochuvstvovat-sebia-v-stolitce Дата обращения 24 декабря 2018.
34. Пекар В., Пестерникова Е. Креативный город. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bgorod.in.ua/
35. Рукотворный остров Новая Голландия URL: http://www.newhollandsp.ru/history/recent-history/. Дата обращения: 27.05.2019.
36. Стратегия экономического и социального развития Санкт Петербурга на период до 2030 года. Доступ: http://spbstrategy2030.ru/