Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


БОРЬБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОТИВ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ

Работа №135103

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4825 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
48
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ. ПОЛИТИЧЕСКИ МОТИВИРОВАННЫЕ КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯ 14
1.1 Определения киберпреступности. 15
1.2 Цели и объекты киберпреступлений. Классификация и особенности. 17
1.3 Динамика и основные показатели на современном этапе. 20
1.4 Политически мотивированные киберпреступления, определение и особенные случаи. 24
ГЛАВА 2 МЕЖДУНАРОДНАЯ КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ. ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БОРЬБЫ И УЧАСТИЕ РОССИИ. 29
2.1 Международная киберпреступность. 29
2.2. Международный опыт борьбы и участие России. 34
ГЛАВА 3 БОРЬБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬЮ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ. 45
3.1 Документы, принятые на территории Российской Федерации. 45
3.2 Органы и организации, занимающиеся вопросами киберпреступности на территории России. 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 77


На сегодняшний день, сложно представить жизнь без употребления благ современной цивилизации. Электронная почта, видео-хостинги, интернет банкинг и другие финансовые операции, а так же многие другие возможности стали неизменной частью нашей повседневной жизни.
В действительности же связано это в основном с нарастающей активностью жителей Земли на интернет просторах, так, например, по оценкам Internet World Stats на 31 декабря 2017 года, общее количество пользователей интернет услуг перевалило более чем за 50 процентов населения земного шара.
Использование информационно-коммуникационных технологий в значительной степени облегчает существование как отдельно взятых лиц, так и организаций, бизнеса и государственных структур. Благодаря всеобъемлющему покрытию сетью интернет большей части земной поверхности, доступ во «всемирную паутину» можно получить практически из любой точки мира, скорость передачи информации позволяет моментально обмениваться данными, сообщениями находясь даже за несколько тысяч километров от места назначения передачи, а возможности передачи информации позволяют оперировать огромными массивами данных в режиме онлайн не испытывая особых трудностей.
Не ставя под сомнение объективных плюсов, которые человечество получает в лице информационных технологий, следует отметить, что новые средства коммуникации порождают так же и новые угрозы. На фоне резко растущих и расширяющихся возможностей получения и обмена информации возникают и преступления в пространстве интернет, жертвами которых становятся не только рядовые пользователи – граждане, но и юридические лица, организации, бизнес. Но самым опасным являются преступления, совершаемые в киберпространстве для правительств и государств земного шара. О киберпреступлениях в общем смысле, а так же «политически мотивированном» их аспекте и борьбе с ними на территории РФ как внутри государства, так и на международном уровне и пойдет речь в данном диссертационном исследовании.
Актуальность исследования.
Актуальность данного исследования, продиктована тем, что несмотря на существующую тенденцию к увеличению числа политически мотивированных киберпреступлений, на фоне не прекращающегося увеличения числа киберпреступлений в общем, в научных трудах, вопросы и обоснования политических киберпреступлений рассмотрены фрагментарно, либо не поднимаются вообще.
Тем не менее вслед за ускоряющимся развитием интернет коммуникации, а так же других видов информационно-коммуникационных средств, усиливается и частота и объем противозаконных деяний совершаемых с использованием данных технологий. Так например, еще в 2012 году, согласно отчету представленному в пресс-релизе компании Symantec более 30 млн. граждан Российской Федерации стали жертвами тех или иных противоправных действий совершенных по отношению к их персональным устройствам, аккаунтам в социальных сетях и т.д Совокупный ущерб нанесенный злоумышленниками за 12 месяцев, согласно отчету составил около двух миллиардов долларов США. Хочется заметить: несмотря на то, что в 2012 году РФ была впервые представлена в отчете Norton Cybercrime Report, результаты были не утешительными, поскольку Россия заняла в представленном рейтинге 1-е место по общему проценту атакованных технических средств (этот процент составил 74%) обогнав Китай с их 66% атакованных технических устройств.
Кроме этого, уже в прошлом, 2017 году, генеральный прокурор РФ Юрий Чайка, в своем выступлении в Бразилии, на встрече руководителей прокурорских служб, отметил, что различного рода противоправные мероприятия и действия, которые совершаются, при посредничестве и использовании сети интернет и различных коммуникационных технологий, причиняют огромный ущерб в материальном плане, а так же посягают на общую национальную безопасность. Кроме этого, согласно выступлению генерального прокурора , совокупный материальный ущерб, от нанесенных кибератак составил более 18 миллионов долларов США, в дополнение к тому, что общее число лишь за период с 2013 до 2016 года число нарушений в пространстве интернет увеличилось в 6 раз.
Помимо вышеперечисленного, аналогичное исследование проведенное компанией Symantec, но уже в 2017 году, зафиксировало, что жертвами киберпреступлений лишь в 20 исследованных странах стали около 1 миллиарда человек по всему миру, а за последние 12 месяцев 44% пользователей были подвергнуты правонарушению с использованием средств информационно-коммуникационных технологий. Что в общем привело к убыткам порядка 172 миллиардов долларов США.
Но помимо этого, киберпространство становится ареной и одновременно целью атак не только с целью финансового ущерба лицам и организациям. В своем заявлении генеральный прокурор РФ Ю.Чайка так же отметил, что зачастую в ходе исследований и мониторинга современных социальных сетей выявляются многочисленные содержательные части (контент в виде текстовых форматов, форматов изображения и видео, аудио ), которые демонстрируют, призывают к совершению или оправдывают различные террористические акты и деяния, а так же открыто призывают к экстремизму. Очевидно, что призывы имеют виду нарушение законодательства, как на просторах интернета, так и в сфере «оффлайн».
Кроме этого, нередки случаи нарушения законодательства в сети по политическим мотивам, что в первую очередь ставит под угрозу национальную безопасность отдельно взятых государств, так же и всего международного сообщества в целом. Именно поэтому, на сегодняшний день, на первый план выходят вопросы обеспечения безопасности как персональных данных физических и юридических лиц, так и информационной инфраструктуры государственных органов, государственных корпораций, а так же других общественных и политических ведомств, частной переписки лиц, занимающих важные государственные посты, систем, которые обеспечивают работу структур гражданских и социальных услуг, взаимодействия общества и институтов государства.
В качестве хронологических рамок выбран период времени от начала 2000 года до первой половины 2018 года, в вопросах противодействия киберпреступности на территории Российской Федерации, поскольку именно этот этап характеризуется наибольшей активностью развития и внедрения информационных технологий в бизнес структуры, государственную службу и услуги, политические процессы, а так же повседневную жизнь. Так же данный период отличается подавляющим количеством принятых документов, по вопросам кибербезопасности и контролю процессов в сфере интернет. Так первые документы, в том числе «Окинавская Хартия» были приняты в начале указанного временного отрезка, то же касается и первой Российской «Доктрины информационной безопасности», которая датируется 9-ым сентября 2000 года.
Степень разработанности проблемы.
Хочется отметить, что за последнее время те или иные аспекты противодействия киберпреступности стали освещаться значительно лучше, чем несколько лет тому назад. Очевидно, что острота проблемы сказывается на данной тенденции. Тем не менее, большинство работ не носят всеобъемлющего характера и посвящаются в основном отдельным правовым или криминологическим аспектам проблемы киберпреступности, а так же направлены на рекомендации по оптимизации уголовной ответственности за преступные деяния в сфере ИКТ. Кроме этого, в исследовательской литературе редко встречается освещение политического мотива совершения киберпреступления на международной и национальной аренах. Исключение составляют работы А.Л. Осипенко «Борьба с преступностью в глобальных компьютерных сетях: Международный опыт» , и работа Волеводза А.Г. «Противодействие компьютерным преступлениям: правовые основы международного сотрудничества» , содержащие обширный исследовательский материал по данному вопросу. На тему глобального влияния и проблематики киберпреступности, до сегодняшнего дня в отечественной теории отмечены в большей степени научные статьи.
Среди авторов занимающихся разработкой данной проблемы выделяются работы Булай Ю.Г и Р.И., которые изучали способы профилактики, а так же противодействию киберпреступности и международным киберугрозам. Болгова Р.В., который поднимал вопрос об акторности различных сообществ в интернете, в том числе и киберпреступных группировок. Кроме этого автор опирался на исследования Каберника В.В., который в своей работе «Проблемы классификации кибероружия», описал виды кибероружия и провел основные отличия данного оружия от видов информационного воздействия. Журавленко Н. И. и Шведовой Л.Е., которые в своей работе «Проблемы борьбы с киберпреступностью и перспективные направления международного сотрудничества в этой сфере» , в виду исследования современных тенденций киберпреступности и исследования международного опыта сотрудничества, определили перспективные направления сотрудничества на международной арене, по данному вопросу. Кроме этого, автор, в ходе исследования учитывает наработки сделанные Валько Д.В, Евдокимовой К.Н., Тропиной Т.Л. и Номоконовым В.А., Осипенко А.Л., Введенской О.Ю, а так же некоторых дргугих исследователей отмеченных в ходе диссертационного исследования, изучавших основные тенденции развития регулировки в сфере информационного общества, видов совершения противонарушений в сфере информационной среды и др.
Кроме этого по теме компьютерной преступности и ответственности за совершение компьютерных преступлений выполнено несколько диссертационных исследований: Тропина Татьяна Львовна. «Киберпреступность: понятие, состояние, уголовно-правовые меры борьбы», а так же другие диссертационные исследования проведенные Хисамовой З.И.,Сафоновым О.М., безусловно отражают проблематику Уголовно-процессуального аспекта киберпреступности, но, к сожалению не отражают тенденцию к политической мотивировке данных преступлений.
Работы исследователей ученых: Марка Бреннера и Сьюзан Гудман, Фила Вильямса, Дороти Деннинг, Джеймса Льюиса, Барри Колина, Кемерон Браун, Дэборы Шиндер, посвященные киберпреступности, дают неплохое представление об этом явлении, но, к сожалению, эти исследования практически никогда не охватывают Россию и российское законодательство, в то время, как Российская Федерация достаточно давно является активным участником международных усилий по противодействию киберпреступности. Тем не менее, они дают хорошие теоретические основы для изучения киберпреступности в глобальном аспекте.
Данное исследование призвано, учитывая уже имеющиеся наработки в данной проблеме, уточнить особенности международного толкования и восприятия киберпреступности и противодействия ей, выявить основные тенденции по борьбе с киберпреступностью на территории Российской Федерации, как на национальном так и международном уровнях, отразить наиболее успешные стороны реализации стратегий и выявить причины основных отстающих положений, попытаться сформировать рекомендации для дальнейшего изучения и внедрения на практике наиболее успешных из имеющихся практик по противодействию киберпреступности из международного опыта.
Цели и задачи исследования.
Цель данной диссертационной работы состоит в определении особенностей Российского подхода к борьбе с киберпреступностью, в том числе политически мотивированной и мер противодействия ей, со стороны Российской Федерации, на международном и национальном уровнях.
Для достижения цели диссертационного исследования необходимо в ходе изучения выполнить ряд задач, а именно:
- Сформулировать собственное определение киберпреступности и смежных понятий на основе уже существующих разработок;
- Определить основные виды и цели киберпреступлений на территории РФ и международном уровне, а так же основные отличительные характеристики данных видов противонарушений;
- Дать определение «политически мотивированным» киберпреступлениям и отразить особенности данного вида правонарушений;
- Проанализировать основополагающие конвенции, соглашения и нормативно-правовые акты в соответствии с выбранной тематикой принятые в РФ, а так же на международном уровне с участием РФ;
- Определить состав и историю основных органов в системе силовых ведомств РФ, а так же частных организаций, курирующих вопросы кибербезопасности;
- Изучить основные меры и методы борьбы с киберпреступностью применяемые на территории РФ, а так же основные меры по противодействию на международном уровне с участием России;
- Сформулировать выводы на основе статистических данных и изученных документов, относительно тенденций законодательных и процессуальных мер РФ по противодействую киберпреступности на международном и национальном уровнях.
Объектом данного диссертационного исследования является феномен киберпреступлений, совершаемых на национальном и международном уровне.
Предметом данного исследования является совокупность документов и мер, предпринимаемых для противодействия киберпреступности на территории Российской Федерации, а так же на международном уровне с участием России.
Основными методами, которые были использованы в данном диссертационном исследовании являются:
Сравнительно исторический метод, использованный при изучении основных этапов развития и формирования общего представления, о состоянии киберпреступности и мер противодействия ей.
Сравнительно – правовой для анализа существующих соглашений и договоров, нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы кибербезопасности в РФ и странах зарубежья, а так же системный метод, который позволяет проанализировать структуру основных органов, занимающихся вопросами предупреждения киберпреступлений и их взаимодействия в процессе противодействия правонарушениям.
Статистический, в частности метод статистического сравнения, который используется при изучении массовых явлении, прослеживания динамики развития и увеличения числа кибератак, с целью выявить основные тенденции развития и заметить основные причины.
В ходе рассуждения и формулировки выводов, автор придерживался неореалистической парадигмы теории международных отношений, исходя из тенденции к фрагментации международных усилий в сторону национальных или, иногда, региональных инициатив, которые являются яркими примерами эффективных противодейственных мер, по сравнению с международными усилиями, в то же время применяя национальные и региональные меры, государства при этом стремятся к сохранению статуса-кво и незыблемости суверенитета, в связи с чем, зачастую меры и документы угрожающие самостоятельности государства и его исключительной роли в самостоятельном принятии решений, по данному вопросу, отклоняются, как в случае с отказом РФ от подписания Конвенции Совета Европы от 2001 года.
Теоретическую базу для исследования составляют научные статьи, а так же работы отечественных и зарубежных исследователей по данной тематике, отраженные выше, и частично, в ходе диссертационного исследования которые дают представления об отдельных аспектах и специфике киберпреступности на современном этапе, аналитические записки исследовательских групп и организаций и журналов, таких как «Международная жизнь», РБК др.
Эмпирическую базу составят статистические данные полученные на основе исследований различных ведомств и организаций, изучающих вопросы развития и распространения киберпреступности на территории РФ и за рубежом, такими данными обладают отчеты компании «Symantec», «IBM security», «The Accenture Index» среди отечественных исследований, проведенных по этому направлению отмечается бюллетень составленный «Лабораторией Касперского» , затрагивающий вопросы количества и качества, а так же основных показателей произошедших правонарушений в области компьютерной безопасности за определенные периоды времени. Кроме этого, в эмпирическую базу входят доклады подготовленные Международным Союзом Электросвязи в 2017 году и исследования Евроазиатской Группа экспертов , отражающих основные тенденции и направления борьбы с киберпреступностью в разных государствах и региональных объединениях, а так же оперативная информация полученная из записей Федеральной службы государственной статистики РФ.
Кроме этого в данном исследовании, затруднительно будет обойтись без периодических сообщений СМИ, комментариев должностных лиц отечественных органов власти, которые позволят с большей точностью описать происходящие события «из первых рук».
Источниковую базу для исследования составили:
Основополагающие документы по вопросам предупреждения киберпреступности в международной сфере:
-Окинавская хартия информационного общества 2000 года ;
- Европейская конвенция по киберпреступлениям от 2001 года ;
- Резолюция ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию ;
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации ;
- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации ;
- Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция) ;
- Другие нормативно-правовые акты регулирующие вопросы противодействие киберпреступности на территории РФ, как Уголовный Кодекс РФ( в частности его статьи которые содержат составы преступлений в сфере компьютерной информации);
- Соглашения по информационной безопасности с участием Российской Федераций по вопросам противодействия киберпреступности на национальном и международном уровнях.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что выводы, сделанные в результате изучения тенденций развития киберпреступности и мер борьбы с ней на международном и национальном уровнях могут быть использованы:
- ходе дальнейшего изучения международных, а так же юридических аспектов киберпреступности, для совершенствования мер противодействия данным видам правонарушения в рамках существующих законодательных и декларативных норм;
- в виду, отмеченной автором тенденции, к отставанию развития законодательных инициатив по регулировке информационного обмена от скорости информационного развития, при разработке новых национальных и международных норм, по противодействию киберпреступлениям.
Научная новизна
Особенностью данного диссертационного исследования является рассмотрение специфики политически мотивированных киберпреступлений, как одного из отдельных видов правонарушений. Поскольку в отечественной и зарубежной литературе изученной по данной тематике, вопросы политической подоплеки совершения правонарушений в области информационных технологий рассмотрены фрагментарно, либо не поднимаются вообще. Таким образом в данном диссертационном исследовании:
1) Формулируется собственное определение «киберпреступления» и смежных понятий, в частности «политически мотивированное киберпреступление», отражающие основные характерные черты данных правонарушений и удовлетворяющие основным целям исследования;
2) Изучается статистика видов информационных правонарушений за последние годы, в динамике, а так же основные тенденции к изменению векторов противонарушений в сфере информационной среды. Кроме этого изучены некоторые виды противонарушений, совершенные по политическим мотивам, в частности в составе организованных групп;
3) Исследуется тенденция развития правовых норм международного сообщества, по противодействию киберпреступности, на международном уровне с участием Российской Федерации, и национального законодательства Российской Федерации в данной сфере, в том числе и органов в структуре ведомств РФ и частных организаций, курирующих вопросы противодействия киберпреступности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, исходя из изученного материала, можно сделать выводы о том, что феномен киберпреступлений, не является новым для современной науки, хотя, при этом, и требует дальнейшего изучения, особенно в вопросах точности и определении самого понятия. Была сделана попытка определения некоторых смежных понятий, таких как ИКТ, «киберпреступность», «кибербезопасность». Кроме этого автором диссертационного исследования был предложен собственный вариант определения киберпреступления, которое отмечает отличительную особенность данных правонарушений, а именно использование технических средств, в качестве инструментов совершения преступлений, одновременно с определением технических средств и информационных систем как объектов данных преступлений, а так же описывает причины и мотивы данных преступлений.
Так же отмечены основные характеристики, отличающие данный вид правонарушений от других уголовно-наказуемых деяний, а именно: большая вероятность сокрытия данных, сложности при проведении следствия, ввиду ограниченности информации, невозможности унификации национальных законодательств и подходов к следствию в данной области, сложности в процессе сбора данных, определения состава преступлении и др. Более того, автором отмечена тенденция к увеличению влияния такого аспекта, как трансграничность данных правонарушений.
Кроме этого, в первой главе отражается основная динамика и статистика за последние годы, и на основе изученных данных сделаны выводы об основных странах и отраслях общественно-экономических отношений подвергшихся за последние годы кибератакам. Среди основных стран пострадавших автором отмечаются страны Северной Америки в частности США, Канада, страны Европейского Союза, а так же Российская Федерация. Так же, автором сделано предположение о том, что данная география распространения напрямую связана с уровнем технологического развития государства, и интенсивности использования информационных систем в бизнес-структурах, общественных институтов, и личной жизни граждан, на территории перечисленных стран. Отмечен заметный переход, за последние периоды, от исключительно финансовых структур в сторону общественных и информационных структур, как целей киберпреступлений.
В ходе исследования так же был представлен ряд «громких» случаев киберпреступлений затрагивающих политические процессы в различных странах, в частности США, Иране, Германии, Российской Федерации, для подтверждения тезиса о том, что зачастую киберпреступления являются «политически мотивированными». Более того, автором исследования был предложен собственный вариант определения «политических киберпреступлений» на основе изученных данных и уже существующих смежных понятий. Таким образом, по мнению автора «политические киберпреступления» - это, совершаемые с помощью технических средств, связанных между собой интернетом и из политических побуждений, противоправные деяния, направленные на технические средства и информационные системы государственных органов и СМИ, с целью подрыва, ослабления или изменения существующего политического режима, государственных институтов или политических процессов.
Так же, на основе изученных и представленных материалов, следует сделать вывод о том, за последние годы преступность в информационной среде заметно усилила активность. Участились случаи совершения киберпреступлений по политическим мотивам и убеждениям, помимо привычных экономических мотивов. Согласно замечаниям исследователей, на сегодняшний день, множественные акторы активно выходят на мировую арену, принимая на себя передовые технологии, в том числе и киберпреступность. Заметно, так же стало и учащение случаев, когда совершение киберпреступлений по политическим соображениям, проводилось не отдельно взятыми правонарушителями, а в составе организованных групп, причем целями становились как Средства Массовой Информации, так и отдельные видные деятели политики, в частности президенты стран, общественные организации, военные и судебные ведомства различных стран. В рамках диссертационного исследования были представлены некоторые случаи совершения киберпреступлений в составе организованных групп ( Amonimous,FancyBearz, LulzSec, Syrian Electronic Army, Анонимный интернационал), получившие наиболее широкую огласку в связи с масштабностью и уроном нанесенным в ходе данных правонарушений. Данные преступления, по сути своей пытаются дескридитировать власть в глазах общественности, открыть какие-либо тайные факты, неизвестные страницы из различных политических процессов, для того, чтобы подорвать доверие граждан к государственности.
В особенности автор диссертационного исследования хочет отметить тот факт, что зачастую такие международные киберпреступные группировки обвиняются в связях с государственными и военными структурами, что, с учетом особенностей данных видов преступлений (таких как сложность расследования, сбора доказательств и стремления к трансграничности), делает их, с высокой вероятностью, инструментом удобным для ведения «теневой» нелегальной политики со стороны одного государства против другого.
Кроме этого во второй главе были рассмотрены основополагающие документы и положения Европейского Союза, Организации Объединенных Наций и Стран СНГ, касающихся и очерчивающих направления противодействия киберпреступности. Более того, были рассмотрены некоторые виды исследований, проведенных, в том числе и ООН и специализированными учреждениями при данной организации, которые изучают основные методы и способы борьбы различных стран и региональных объединений против киберпреступности. Автором диссертационного исследования, в результате изучения данных отчетов, делается вывод о том, что опыт международной борьбы с киберпреступности хоть и является обширным, тем не менее, согласно статистике, не достаточным для того, чтобы успевать за развитием методов и способов ведения киберпреступлений. Роль ООН в данном вопросе остается координирующей и очерчивающей общие рамки, тогда как основная работа и реальные примеры взаимодействия все же проявляются на региональных уровнях, примером тому является обширное подписание и исполнение Конвенции Совета Европы от 2001 года, в которой РФ не участвует с 2008 года. В исследовании сделанном Международным Союзом Связи отмечается так же, что Содружество Независимых государств, которые в свое время приняли похожие соглашения, так же являются примером активной борьбы с киберпреступностью на региональном уровне. То же касается и Российской Федерации, которая отмечается исследователями из МСЭ, как один из лидирующих игроков в процессах противодействии киберпреступности, в соответствии с Глобальной Программой по Кибербезопасности от 2007 года.
Однако, не умаляя, положительной динамики развития данной сферы, хочется отметить так же и ряд негативных тенденций, затрудняющих скорое развитие и всеобъемлющий подход к вопросам борьбы с киберпреступностью на международном уровне:
- ускоряющаяся тенденция к фрагментации международных подходов в рамках отдельно взятых региональных объединений, которые принимают и реализуют собственные специфические подходы к данной проблеме;
- противоречия между национальными государствами по вопросам основных законодательных инициатив и принципов многостороннего сотрудничества, которые, как например, в случае с отказом РФ от подписания Конвенции Совета Европы от 2001 года, могут поставить под удар национальных суверенитет страны;
- наличие правового отставания от процессов развития информационных технологий, когда, юридические нормы не успевают урегулировать поведение с использованием конкретных технологий, а в ближайшем времени появляются уже другие, поведение в которых так же требует регулировки.
Между тем, государства и международное сообщество активно стремится к преодолению противоречий и проблем, возникающих в процессе борьбы с киберпреступностью, используя при этом инструменты и учреждения ООН, Европейского Союза, Содружества Независимых Государств, Африканских и Арабских объединений, создающих и улучшающих универсальные, национальные и региональные нормы в данной сфере.
Исходя из материалов и документов национального уровня, исследованных в третьей части, автор диссертационного исследования делает вывод о том, что Российская Федерация имеет ряд всеобъемлющих документов, касающихся обеспечения развития информационного общества, противодействия угрозам на данном этапе развития, в том числе и киберпреступности, ряд документов освещенных в ходе диссертационного исследования содержат как основные приоритеты Российской Федерации. Среди отмеченных приоритетов были выделены: обеспечение прав и свобод граждан в условиях информационного общества, необходимость создания стабильного и безопасного доступа к информационным технологиям, противодействие преступлениям, совершаемым в информационной среде, а так же с применением высоких технологий.
Тем не менее, принятые документы, так же, отражают и новые угрозы, исходящие от киберпреступности. Среди данных угроз отмечается: уязвимость критически важной экономической, государственной и общественной инфраструктур, стремление к усилению международной активности экстремистких, террористических и преступных группировок, активно использующих информационные технологии в своих целях, а так же угроза информационных войн, с участием сторонних государств.
Так же было отмечено стремление законодательства Российской Федерации не к принятию новых уголовно-процессуальных норм, по противодействию киберпреступлениям, а определение составов преступлений в соответствии с уже существующими статьями в Уголовном и других кодексах России.
В ходе диссертационного исследования, кроме документов очерчивающих основные направления борьбы с преступлениями в информационном пространстве, были изучены органы в составе государственных институтов, курирующие вопросы противодействия киберпреступлениям.
Особо отмечена роль, Управления «К», при МВД РФ, которое было создано в ответ на возникновение новых вызовов, связанных с технологическим прогрессом, и за время своего существования, укрепилось в системе органов государственной службы Российской Федерации в соответствии со своими целями и задачами: борьбы с преступлениями в информационной среде, пресечение нарушения авторских и смежных прав в киберпространстве, пресечение незаконного оборота технических средств и программного обеспечения, направленного на получение неправомерного доступа к информации, финансовым и государственным системам.
Кроме этого, автором отмечается роль и негосударственных организаций на территории Российской Федерации, занимающихся обеспечением информационной безопасности, примером которых является Лаборатория Касперского. Данная организация, помимо активной разработки средств защиты для индивидуальных и корпоративных клиентов, так же исследует вопросы развития и основных тенденции в информационных правонарушениях. Данные исследования ложатся не только в основу для составления статистики, но и для составления отчетов крупных учреждений, как например Международный Союз Электросвязи при Организации Объединенных Наций, а так же могут являться источником для академического изучения тенденции, процессов развития и других аспектов кибербезопасности.
Выводы сделанные в ходе диссертационного исследования, предположительно, могут быть использованы:
- при дальнейшем научном и практическом исследовании международных, а так же юридических аспектов киберпреступности, для совершенствования мер противодействия данным видам правонарушения в рамках существующих законодательных и декларативных норм;
- в виду, отмеченной автором тенденции, к отставанию развития законодательных инициатив по регулировке информационного обмена от скорости информационного развития, при разработке новых национальных и международных норм, по противодействию киберпреступлениям.
На данном этапе, автор диссертационного исследования считает, цели и задачи, поставленные перед исследованием достигнутыми, однако, поскольку данный вопрос только начинает свое активное развитие в практической и академической среде, необходимо и, так же, планируется дальнейшее исследование данного вопроса, в рамках других форматов научного исследования.



1. Bissel K., LaSalle R.M., Richards K., «The Assenture Security Index»/ REDEFINING SECURITY PERFORMANCE AND HOW TO ACHIEVE IT 2017. – 16p;
2. Cyber Security Intelligence Index 2016 // IBM Security. - URL: http://www-01.ibm.com/common/ssi/cgi- bin/ssialias?subtype=WH&infotype=SA&htmlfid=SEW03133USEN&attachment=SEW03133USEN.PDF (дата обращения 24.03.2018);
3. Global Cybersecurity Index 2017// International Telecommunication Union . - Geneva, 2017 –65 p;
4. Global Threat Intelligence Report 2016 // NTT Group. URL https://www.nttsecurity.com/en-us/gtic-2016-q4-threat-intelligence-report (дата обращения 25.03.2018)
5. IBM X-Force Threat Intelligence Index 2018 // IBM Security © Copyright IBM Corporation 2018. – New York, USA. March, 2018. -43p.
6. INDEX OF CYBERSECURITY INDICES 2017 // International Telecommunication Union 2017 . Geneva, 2017 17p
7. Kaspersky Security Bulletin 2015// Kaspersky Security Lab. URL: https://media.kasperskycontenthub.com/wp-content/uploads/sites/58/2018/03/09065518/KSB_2015_business_threats_ru.pdf (дата обращения 25.03.2018);
8. KASPERSKY SECURITY BULLETIN: 2017. РАЗВИТИЕ УГРОЗ // Лаборатория касперского 2017/ URL: https://media.kasperskycontenthub.com/wp-content/uploads/sites/58/2018/03/09043350/KSB_Review-of-2017_final_RU.pdf (дата обращения 15.05.2018);
9. Norton Cyber Security Insights Report 2017 Global Results // Norton by Symantec 2018 URL: https://www.symantec.com/content/dam/symantec/docs/about/2017-ncsir-global-results-en.pdf (дата обращения: 17.03.2018);
10. World Internet Users and 2018 Population Stats// Internet World Stats / 31.12.2017 URL: https://www.internetworldstats.com/stats.htm (дата обращения: 18.03.2018);
11. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Утвержденная Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646/ “Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации” Иформационно-правовой портал Гарант.ру URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71456224/ (дата обращения: 08.05.2018);
12. Европейская Конвенция по киберпреступлениям (преступлениям в киберпространстве) Будапешт, 23 ноября 2001 г. URL: http://www.coe.int/en/web/conventions/search-on-treaties/-/conventions/rms/0900001680081580 (дата обращения 25.04.2018) ;
13. Европейская Конвенция по киберпреступлениям (преступлениям в киберпространстве) Будапешт, 23 ноября 2001 года// Официальный сайт МВД Республики Беларусь URL. http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=4603 (дата обращения 20.03.2018);
14. Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция) от 22.09.2011г// Сайт МИД РФ/ URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/191666 (дата обращения: 12.05.2018);
15. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности // Принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года/ Официальный сайт Организации Объединенных Наций URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orgcrime статьи 27,28,29 (дата обращения 25.04.2018);
16. Концепция внешней политики Российской Федерации // Утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г./ Официальный сайт Министерства Иностранных Дел РФ URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (дата обращения: 10.05.2018);
17. Концепция сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств, в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий от 25 октября 2013 года.// Интернет – портал «О СНГ» URL: http://www.e-cis.info/page.php?id=23808 (дата обращения: 26.04.2018);
18. Распоряжение Правительства РФ [Об усилении борьбы с преступлениями в сфере высоких технологий] от 22 октября 1999 года N 1701-р // Электронный Фонд Правовой и Нормативно –Технической Документации «Консорциум кодекс» URL: http://docs.cntd.ru/document/901745530 (дата обращения: 12.05.2018);
19. Распоряжение Президента РФ№ 144-рп - О признании утратившим силу распоряжения Президента Российской Федерации от 15 ноября 2005 г. N 557-рп «О подписании Конвенции о киберпреступности»22.03.2008. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/27059 (дата обращения: 26.04.2018);
20. Резолюция принятая Генеральной Ассамблеей ООН // Двенадцатый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию/ A/RES/65/230 1.04.2011. URL: http://www.unodc.org/documents/justice-and-prison-reform/AGMs/A_RES_65_230r.pdf (дата обращения 27.04.2018);
21. Связь 2017 – Оперативная информация //Деятельность в сфере телекоммуникации (по данным Минкомсвязи России) / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/it_technology/# (дата обращения: 08.05.2018);
22. Соглашение «о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств, в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации» Минск. 2001 год.// Официальный сайт Исполнительного Комитета СНГ. URL: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=866 (дата обращения: 26.04.2018);
23. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации// Утвержденная указом Президента РФ № 683 от 31декабря 2015 года/ Иформационно-правовой портал Гарант.ру URL: http://base.garant.ru/71296054/#friends (дата обращения: 10.05.2018);
24. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы// Утвержденная Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 “О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы”/ Иформационно-правовой портал Гарант.ру URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ (дата обращения: 08.05.2018);
25. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018)// Глава 28. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ/ Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/4398865e2a04f4d3cd99e389c6c5d62e684676f1/ (дата обращения: 10.05.2018);
26. ДОХИНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ от 12-19 апреля 2015 года.// Тринадцатый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию / УНП ООН. Нью-Йорк .2015 год., - 26 с.;
27. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности»/ URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391 (дата обращения: 12.05.2018);
28. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"// Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/c5051782233acca771e9adb35b47d3fb82c9ff1c/ (дата обращения: 18.03.2018);
29. Окинавская хартия Глобального информационного общества 21 июля 2000 года// Официальный сайт Президента РФ / URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3170 (дата обращения 25.04.2018);
30. Отчет «Global Cybersecurity Index (GCI) 2017» // Официальный сайт Международного Союза Электросвязи URL: https://www.itu.int/en/ITU-D/Cybersecurity/Documents/GCI-17Report.pdf (дата обращения: 20.03.2018);

Литература
31. Brown C., Investigating and Prosecuting Cyber Crime: Forensic Dependencies and Barriers to Justice// International Journal of Cyber Criminology Vol 9 Issue 1 January – June 2015.- 65p;
32. Collin B., The Future of CyberTerrorism: Where the Physical and Virtual Worlds Converge// Crime Research URL: http://www.crime-research.org/library/Cyberter.htm (дата обращения: 24.04.2018);
33. Definition of Cybersecurity Gaps and overlaps in standardisation// European Union Agency For Network And Information Security V1.0 DECEMBER 2015. Heraklion, Greece. – 35p;
34. Denning D.E., Activism, Hacktivism, and Cyberterrorism: The Internet as a Tool for Influencing Foreign Policy// Information Warfare Site URL: http://www.iwar.org.uk/cyberterror/resources/denning.htm (дата обращения: 23.04.2018);
35. Dennis M.A., Defenition of «Cybercrime»// Encyclopædia Britannica 09.03.2018 Encyclopædia Britannica, inc. URL: https://www.britannica.com/topic/cybercrime (дата обращения: 20.03.2018);
36. Lewis J.A., Assessing the Risks of Cyber Terrorism, Cyber War and Other Cyber Threats//Center for Strategic and International Studies, December 2002. - 12p;
37. Marc D. Goodman AND Susan W. Brenner «THE EMERGING CONSENSUS ON CRIMINAL CONDUCT IN CYBERSPACE» // Archive.org URL: https://archive.org/details/TheEmergingConsensusOnCriminalConductInCyberspace (дата обращения: 23.04.2018);
38. Schjølberg S., ITU Global Cybersecurity Agenda (GCA) // REPORT OF THE CHAIRMAN OF HLEG URL: https://www.itu.int/en/action/cybersecurity/Documents/gca-chairman-report.pdf (дата обращения: 26.04.2018);
39. Shinder D.L., Tittel E. Scene of the Cybercrime: Computer Forensics Handbook // BookReader URL: http://bookre.org/reader?file=495251 (дата обращения: 24.04.2018);
40. Williams P., Organized Crime and Cybercrime: Synergies, Trends, and Responses// Crime Research URL: http://www.crime-research.org/library/Cybercrime.htm (дата обращения: 23.04.2018);
41. Багдеева В. А. Проблемы международной киберпреступности // Актуальные проблемы российского права. – 2009. – № 3(12). – С. 564-572.;
42. Болгов Р. В., Сообщества пользователей интернет-проектов // Вестник МГИМО. 2013. №1 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soobschestva-polzovateley-internet-proektov , (дата обращения: 15.04.2018);
43. Бондарь В.В., Киберпреступность – современное состояние и пути борьбы // Юридические записки. 2013. №2. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kiberprestupnost-sovremennoe-sostoyanie-i-puti-borby (дата обращения: 22.03.2018);
44. Валько Д.В., Киберпреступность в России и мире: Сравнительный анализ Управление в Социально- Политических и Правовых системах, №3(10) 2016 С.29-40;
45. Всестороннее исследование проблемы киберпреступности // Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности. Проект, февраль 2013. ООН -Вена , 2013. – 360 с;
46. Дмитрик Н., Обзор законодательства Российской Федерации в сфере информационной безопасности – Часть 1: Общий обзор // Digital.Report Инфобезопасность. Статья от 04.12.2016 URL: https://digital.report/zakonodatelstvo-rossii-informatsionnaya-bezopasnost/ (дата обращения: 10.05.2018);
47. Дмитрик Н., Обзор законодательства Российской Федерации в сфере информационной безопасности – Часть 9: Борьба с киберпреступностью // Digital.Report Инфобезопасность. Статья от 04.12.2016 URL: https://digital.report/zakonodatelstvo-rossii-informatsionnaya-bezopasnost/ (дата обращения: 10.05.2018);
48. Журавленко Н. И., Шведова Л.Е., Проблемы борьбы с киберпреступностью и перспективные направления международного сотрудничества в этой сфере // Общество и право. 2015. №3 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-borby-s-kiberprestupnostyu-i-perspektivnye-napravleniya-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-v-etoy-sfere (дата обращения: 23.04.2018);
49. Каберник В. В., Проблемы классификации кибероружия // Вестник МГИМО. 2013. №2 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-klassifikatsii-kiberoruzhiya (дата обращения: 23.04.2018);
50. Карпова Д.Н. Киберпреступность: глобальная проблема и ее решение // Власть. - 2014. - №8. – С. 46-50;
51. Киберпреступность и отмывание денег // Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма./ Проект типологического исследования ЕАГ URL:https://eurasiangroup.org/files/Typologii%20EAG/Tipologiya_kiber_EAG_2014.pdf (дата обращения: 20.03.2018);
52. Когаловский М. Р. и др. Глоссарий по информационному обществу / Под общ. ред. Ю. Е. Хохлова. — М.: Институт развития информационного общества, 2009. — 160 с.
53. Краковский К. П. Государственные и политические преступления (к вопросу о понятиях) // Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-i-politicheskie-prestupleniya-k-voprosu-o-ponyatiyah (дата обращения: 27.03.2018);
54. Научное сообщество студентов. «Междисциплинарные исследования»: Электронный сборник статей по материалам ХII студенческой международной научно- практической конференции. – Новосибирск: Изд. АНС «СибАК». – 2017. – № 1 (12)/ URL: http://www.sibac.info/archive/science/1(12).pdf.(дата обращения: 26.03.2018);
55. Осипенко А.Л. Борьба с преступностью в глобальных компьютерных сетях М.: Норма, 2004.- - С.432;
56. Политические преступления// Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003. URL: http://www.e-reading.club/bookreader.php/135201/Bol%27shoii_yuridicheskiii_slovar%27.pdf (дата обращения: 26.03.2018);
57. Талипова Л. Р., Международно-правовая регламентация киберпреступности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodno-pravovaya-reglamentatsiya-kiberprestupnosti (дата обращения: 26.04.2018);
58. Тропина, Т. Л. (Татьяна Львовна). Киберпреступность :Понятие, состояние, уголовно-правовыемеры борьбы// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность: 12.00.08- Уголовное право и криминология ; Уголовно-исполнительное право /Т. Л. Тропина ; Науч. рук. В. А. Номоконов. Владивосток, 2005. -26 с;
59. Чугунов А.В. Ч-83 Развитие информационного общества: теории, концепции и программы: Учебное пособие. — СПб.: Ф-т филологии и ис- кусств СПбГУ, 2007. —98с;
60. Шарапова М. И. ИКТ в образовании // Вестник МГЛУ. 2011. №620. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ikt-v-obrazovanii (дата обращения: 18.03.2018);
61. Шматкова Л. П. Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступлениями: состояние и перспективы // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 720-723. — URL https://moluch.ru/archive/132/37021/ (дата обращения: 26.04.2018);
62. Эмм Д., Унучек Р., Kaspersky Security Bulletin: обзор 2017 года// Kaspersky security bulletin 2017 / URL: https://securelist.ru/ksb-review-of-the-year-2017/88142/ (дата обращения 15.05.2018);
63. Якимова Е. М., Нарутто С. В., Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступностью // Всероссийский криминологический журнал. 2016. №2. с 374 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-v-borbe-s-kiberprestupnostyu (дата обращения: 26.04.2018);
Ресурсы
64. Anonymous - The TRUTH about Donald Trump// Anonimous Official YouTube Channel 28.01.2017 https://www.youtube.com/watch?v=rM-WpZ0ZO4Y (дата обращения: 18.04.2018).
65. Anonymous взломали более 5 тысяч аккаунтов "Исламского государства"//РИА Новости «В мире» 17.11.2015 URL: https://ria.ru/world/20151117/1322879329.html (дата обращения: 18.04.2018);
66. Miles T., U.N. survey finds cybersecurity gaps everywhere except Singapore // Reuters “Cyber Risk” 05.07.2017 URL: https://www.reuters.com/article/us-cyber-un/u-n-survey-finds-cybersecurity-gaps-everywhere-except-singapore-idUSKBN19Q19L (дата обращения: 27.04.2018);
67. Анонимные хакеры взломали сервер консультантов Пентагона// Русская Служба BBC 12.06.2011 URL: https://www.bbc.com/russian/international/2011/07/110712_new_anonymous_attack (дата обращения: 18.04.2018);
68. Аудитория пользователей интернета в России в 2017 году составила 87 млн. человек // Новости Российского Интернет Форума / Февраль - 2017 URL: http://2017.russianinternetforum.ru/news/1298/ (дата обращения: 08.05.2018);
69. Ващенко В., «Шалтай» получил двушечку //Газета.ru 06.07.2017, - URL: https://www.gazeta.ru/social/2017/07/06/10775462.shtml (дата обращения: 15.04.2018 );
70. Волуйская М., Крупнейшие хакерские группировки мира. Инфографика// Аргументы и Факты 11.03.2017 URL: http://www.aif.ru/dontknows/infographics/krupneyshie_hakerskie_gruppirovki_mira_infografika (дата обращения: 18.04.2018);
71. Егоров И. Киберпрокурор. Юрий Чайка рассказал о борьбе с интернет-преступностью// Российская Газета Федеральный выпуск №7356 (190) 24.08.2017/ URL: https://rg.ru/2017/08/24/iurij-chajka-rasskazal-v-briks-o-borbe-s-internet-prestupnostiu.html (дата обращения: 14.03.2018);
72. Ершов А., К 2018 году потери РФ от киберпреступлений превысят 2 трлн рублей// Российская Газета официальный сайт / Рубрика «Экономика от 01.10.2016 г. URL: https://rg.ru/2016/10/01/reg-ufo/poteri-kiberprestuplenij-prevysiat-2-trln.html (дата обращения 24.03.2018)
73. Зайцев В., Самые известные кибератаки. Как хакеры угрожают миру // Газета Коммерсант 29.06.2017. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3338435#id=4 (дата обращения: 25.03.2018);
74. Иванов К., Группа Fancy Bears взломала почту Ричарда Макларена и других спортивных чиновников// 10.01.2016 URL: https://www.spb.kp.ru/daily/26780.4/3813416/ (дата обращения: 16.04.2018);
75. Интернет-пропаганда – одна из главных киберугроз 2017 года// Digital Report Инфобезопасность 19.12.2016 URL: https://digital.report/internet-propaganda-odna-iz-glavnyih-kiberugroz-2017-goda/ (дата обращения: 26.03.2018);
76. Кибератаки на правительственные сети связи в Германии продолжаются// Русская Служба BBC 01.03.2018 URL: https://www.bbc.com/russian/news-43247681 (дата обращения: 16.04.2018);
77. Лаборатория Касперского» опубликовала подробности хакерской атаки на ядерный проект Ирана// RT 13.11.2014URL: https://russian.rt.com/article/59295 (дата обращения: 25.03.2018);
78. Меркачева Е., Шалтай-Болтай сел на измену// "Московский комсомолец" №27312 от 31.01. 2017 URL: http://www.mk.ru/social/2017/01/30/khakerskie-tayny-shaltayboltaya-kto-publikoval-vzlomannuyu-pochtu-vipov.html (дата обращения: 15.04.2018);
79. Николаев А. Вирус Wanna Cry заразил десятки тысяч компьютеров по всему миру// Официальный сайт Новости Первого Канала – репортаж от 13.05.2017 URL: https://www.1tv.ru/news/2017-05-13/325201-virus_wanna_cry_zarazil_desyatki_tysyach_kompyuterov_po_vsemu_miru (дата обращения: 24.12.2017);
80. О Международном союзе электросвязи (МСЭ)// Официальный сайт МСЭ URL: https://www.itu.int/ru/about/Pages/default.aspx (дата обращения: 26.04.2018);
81. ООО «ГикБрейнс» // Самые громкие кибератаки 21 века 15.06.2016 URL: https://geekbrains.ru/posts/hackers_attacks_xxi (дата обращения: 24.03.2018);
82. Перекалин A., Bad Rabbit: новая эпидемия шифровальщика// Блог Лаборатории Касперского, статья от 24.10.2017 URL: https://www.kaspersky.ru/blog/bad-rabbit-ransomware/19072/ (дата обращения: 24.12.2017);
83. Покончил с собой Аарон Шварц // Коммерсант.ру 20.12.2013 URL: https://www.kommersant.ru/doc/2360699 (дата обращения: 18.04.2018);
84. Ромашенко С., Der Spiegel: Хакеры атаковали бундестаг по поручению властей РФ. // Deutsche Welle 30.01.2016 URL: http://p.dw.com/p/1Hm92 (дата обращения: 26.03.2018);
85. Российские СМИ атаковал вирус-шифровальщик Bad Rabbit// Русская Служба BBC. 24.10.2017 URL: https://www.bbc.com/russian/news-41739756 (дата обращения: 24.12.2017);
86. Самые известные хакеры и их атаки // Официальный сайт Исторического журнала «Дилетант» 19.09.2015 URL: http://diletant.media/articles/26011961/ (дата обращения: 18.04.2018);
87. Сирийская электронная армия" взломала сайт морпехов США // РИА Новости «Сирия» 02.09.2013 URL: https://ria.ru/arab_sy/20130902/960209048.html (дата обращения: 16.04.2018);
88. Слободян Е., Что представляет собой группировка хакеров Fancy Bears? // Аргументы и Факты 14.09.2016 URL:http://www.aif.ru/dontknows/file/chto_predstavlyaet_soboy_gruppirovka_hakerov_fancy_bears (дата обращения: 16.04.2018);
89. Совет Европы принял конвенцию по киберпреступности // Коммерсант.ру 09.11.2001 URL: https://www.kommersant.ru/doc/926130 (дата обращения 25.04.2018);
90. Управление «К» МВД России // История подразделения/ Официальный сайт Министерства Внутренних Дел Российской Федерации URl: https://мвд.рф/mvd/structure1/Upravlenija/Upravlenie_K_MVD_Rossii (дата обращения: 10.05.2018);
91. Управление «К» МВД России // Официальный сайт Министерства Внутренних Дел Российской Федерации URl: https://мвд.рф/mvd/structure1/Upravlenija/Upravlenie_K_MVD_Rossii (дата обращения: 10.05.2018);
92. Хакеры "Сирийской электронной армии" взломали сайты мировых СМИ // РИА Новости – «Технологии» 27.11.2014 URL:https://ria.ru/technology/20141127/1035484262.html (дата обращения: 16.04.2018);
93. Хакеры Anonymous утверждают, что взломали сотни сайтов в Китае// Украинская Служба BBC 06.04.2012 URL:https://www.bbc.com/ukrainian/ukraine_in_russian/2012/04/120405_ru_s_anonymous_attack (дата обращения: 18.04.2018);
94. Хакеры LulzSec взломали сайт знакомств американских военнослужащих// Вести.ру – В мире , 28.03.2012 URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=754172 (дата обращения: 16.04.2018);
95. Хакеры группы Anonymous присоединяются к иранским протестам // ИноПресса 15.02.2011. URL: https://www.inopressa.ru/article/15Feb2011/times/anonym.html (дата обращения: 15.04.2018);
96. Хакеры обокрали россиян на 2 миллиарда долларов // Вести.ру 14.09.2012 URL http://www.vesti.ru/doc.html?id=907003&cid=780 (дата обращения: 14.03.2018).
97. Шадрин И., Хакерская группа LulzSec вызвалась отомстить за взлом серверов Sega// РИА Новости «Наука» Москва . 20.06.2011 URL: https://ria.ru/science/20110620/390610091.html (дата обращения: 16.04.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ