Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУЗЫКА И СИНТЕЗ ИСКУССТВ В ТВОРЧЕСТВЕ КУРТА ШВИТТЕРСА

Работа №135065

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы124
Год сдачи2017
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
ГЛАВА I: СИНТЕЗ ИСКУССТВ 7
1.1. Философские основы, зарождение и развитие комплекса представлений о синтезе искусств. 7
1.1.1. Комплекс представлений о синтезе искусств в философии йенских романтиков. 10
1.2. Гезамткунстверк и синтез искусств во второй половине XIX в. 12
1.3. Роль музыки в рамках синтеза искусств 15
1.3.1. Применение музыки в художественном произведении и особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства. 23
1.4. Синтез искусств в начале XX в. 28
1.4.1. Комплекс представлений о синтезе искусств в начале XX в. 29
Выводы 35
ГЛАВА II: ТВОРЧЕСТВО КУРТА ШВИТТЕРСА 36
2.1. Мерц-искусство и дадаизм 36
2.1.1. Краткая история дадаистского движения. Основные центры дадаизма 36
2.2.1. Мерц и экспрессионизм 55
2.2.2. Мерц и конструктивизм 59
Выводы 62
ГЛАВА III: МУЗЫКА И СИНТЕЗ ИСКУССТВ В ТВОРЧЕСТВЕ КУРТА ШВИТТЕРСА 63
3.1. Роль музыки в синтезе искусств в начале XX в. 63
3.1.1. Применение музыки и особенности её взаимодействия с различными видами искусства в рамках художественного произведения 63
3.2. Музыка в произведениях Курта Швиттерса 68
3.2.1. Музыкальная природа «Сонаты в первобытных тонах» 68
3.2.2. Концепция «Mezbühne» и её воплощение в гротескной опере «Столкновение» 77
3.2.3. «Merzbau» и его ритмическая организация 86
3.3. Музыка в творчестве Курта Швиттерса 90
3.3.1. Роль музыки в творчестве Курта Швиттерса 90
3.3.2. Применение музыки и особенности её взаимодействия с различными видами искусства в мерц-произведении 92
Выводы 96
Заключение 98
Список использованной литературы 101
Приложение 109


Представления о взаимосвязи всех искусств и возможности соединить их выразительные средства в одном художественном произведении явились следствием глобальных изменений мировосприятия, происходивших на фоне кризиса представлений о культуре и искусствах, разрыве с традицией. К началу XIXв. формируется представление об искусстве как о высшем выражении человеческого духа. В это же время оформился столь важный для культуры комплекс представлений о синтезе искусств, который не ослаблял влияния и в начале XXв., в то время, когда европейское общество переживало особенно сильные потрясения . В эпоху расцвета авангарда этот комплекс представлений был чрезвычайно актуален. Идеи художественного синтеза породили представления о стирании границ не только между отдельными видами искусств, но и между искусством и жизнью, а также стремление упразднить иерархию выразительных средств и материалов, что особенно ярко проявилось в творчестве дадаистов. В контексте дадаизма традиционно рассматривается творчество Курта Швиттерса.
Курт Швиттерс (KurtSchwitters,1887-1948) – ганноверский художник, поэт, прозаик, скульптор, композитор, либреттист, архитектор, декламатор, который создал собственное направление в искусстве, назвав его частью слова из рекламного объявления: «мерц». Основным принципом мерц-искусства Курт Швиттерс видел принципиальную равноценность используемых материалов, соединяемых в мерц-гезамткунсверке (Merzgesamtkunstwerk). Отношения Курта Швиттерса с дадаистами противоречивы, но, несомненно, дада и мерц– явления, обнаруживающие общие черты и тесно связанные друг с другом.
Актуальность и новизна работы обусловлены повышением интереса к творчеству представителей отечественного и европейского авангарда, в частности, дадаистов: как в общем, так и на фоне недавнего столетнего юбилея движения дада, а также малой исследованностью творчества дадаистов в российском литературоведении. Самой масштабной научной работой в этой области является монография В. Д. Седельника «Дадаизм и дадаисты» (ИМЛИ РАН, 2010). Также представляет большой интерес исследование, посвящённое языковым опытам авангардистов «Экспериментальная поэзия в западноевропейских авангардных течениях начала XXв. Футуризм и дадаизм» (Астропринт, 2003), написанная специалистом по искусству авангарда К. В. Дудаковым-Кашуро. Именно две эти книги вошли в состав научной базы исследования, наряду с работами немецких специалистов Германа Корте «DieDadaisten» (Rowolt, 2003), Фридхельма Лаха «DerMezkünstlerKurtSchwitters» (DuMontSchauberg, 1971), Вернера Шмаленбаха «KurtSchwitters» (DuMontSchauberg, 1967) и др.
При написании работы особый интерес представляла музыка, первый вид искусства, которым занимался Швиттерс. В его творчестве неоднократно встречаются детали, свидетельствующие о глубокой увлечённости этим искусством. Это позволило сделать предположение, что музыка играет особую роль в произведениях поэта и художника. Закономерно было исследовать в качестве объекта музыку и синтез искусств в творчестве Курта Швиттерса. Предметом исследования стали произведения Курта Швиттерса «Соната в первобытных тонах» (DieUrsonate), либретто гротескной оперы «Столкновение» (DerZusammenstoß)и мерц-сооружение (DerMerzbau), наиболее ярко воплощающие идеи Швиттерса о синтезе искусств и взаимоотношениях художника, материала и произведения.
При написании работы была поставлена следующая цель: определить, как и в какой степени комплекс представлений о синтезе искусств повлиял на творчество Курта Швиттерса, и как это отразилось на роли музыки в его работах. Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
- рассмотреть, каким образом возник и развивался комплекс представлений о синтезе искусств;
- проанализировать основные черты синтетических произведений искусства;
- определить, какую роль играла и какими функциями наделялась музыка таких произведениях;
- рассмотреть, как видоизменился комплекс представлений о синтезе искусств в период с начала XIX в. до 20-х гг. XX в.;
- определить, какие изменения произошли в синтетическом произведении искусства, а также в том, какую роль играла музыка в этих произведениях в начале XXв.;
- рассмотреть творчество Курта Швиттерса в контексте дадаистского движения, определить основные особенности, выделяющие мерц-искусство на этом фоне;
- определить, каким образом принципы синтеза искусств находят воплощение в произведениях Курта Швиттерса;
- определить значение и роль музыки в творчестве Курта Швиттерса.
Работа включает введение, три главы, заключение и приложение. Во введении формулируются цели и задачи исследования. В главах работы рассмотрено развитие комплекса представлений о синтезе искусств, приведены основные принципы мерц-искусства Курта Швиттерса и рассмотрены особенности, выделяющие его творчество на фоне художественного и культурного контекста эпохи, а также проанализированы три работы поэта и художника. В заключении обобщаются результаты исследования. Приложение содержит наглядный материал, иллюстрирующий положения, приведённые в исследовании.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На протяжении XIX и в начале XXвв. идея о слиянии разных искусств в одном произведении развивается и не теряет актуальности. В синтетическом искусстве видели ключ к изменению реальности, средство познания и совершенствования природы и человека. Это связано с кризисом прежних представлений о культуре и искусстве, а также с попытками искусства осмыслить себя и свою роль, выйдя за рамки собственных пределов, а также с поиском новых возможностей по-новому ориентироваться в новой реальности.
Можно сказать, что за время, прошедшее от эпохи романтизма до расцвета авангарда, искусства сделали шаг к взаимопроникновению. Об этом свидетельствуют развитие новых средств выразительности, внимание к различным чувственным анализаторам, тщательное осмысление процесса создания произведения. Одной из особенностей взаимоотношений между видами искусства является их постепенное уравнивание. Если XIX в. философы, художники, поэты и композиторы были склонны составлять иерархии видов искусств, с чем связана, например, особая роль, которую нередко отводили музыке, то для представителей искусства XX в. характерны попытки уравнять выразительные средства различных искусств между собой, а также стремление к тому, чтобы расширить спектр этих средств за счёт более внимательного их изучения, пристального рассматривания и комбинирования. Можно сказать, что в XX в. художники пытаются стереть границу, разделяющую искусство и жизнь.
Ярким примером развенчания прежних идеалов является деятельность представителей такого авангардного течения, как дадаизм. Представители дадаизма давали о себе знать провокационными акциями и скандальными выступлениями, алогичными лозунгами, часто напоминавшими рекламу. За всем этим стояло тотальное разочарование в привычном укладе жизни, патриотических лозунгах военного времени и позднее – стремление менять удручающую послевоенную действительность. Несмотря на то, что между творчеством представителей течения существует связь, дадаизм не был однороден и отличался своими особенностями, характерными для каждого из его центров. Это обстоятельство объясняет тот факт, что творчество таких художников-одиночек, как Макс Эрнст и Курт Швиттерс рассматривается в контексте этого движения.
Несмотря на то, что в исследовательской литературе, посвящённой творчеству ганноверского художника, иногда делается акцент на конфликте Курта Швиттерса и берлинских дадаистов, его критика являлась, в первую очередь, художественным жестом. Главные принципы мерц-искусства в целом соответствуют основным чертам дадаизма, выделенным В. Д. Седельником. Особняком среди них стоит принцип равноценности художественных материалов, являющийся основополагающим для творчества Швиттерса.
Особенность отношения художника к процессу конструирования (Bildung) как к единственной цели искусства и к произведению во всех стадиях процесса конструирования как к материалу обусловливает особенности творческого метода Курта Швиттерса. Именно процессуальность как одна и черт авангардистского искусства выходит в творчестве Швиттерса на первый план. Такое отношение художника к процессу соотносится с особенностью восприятия музыкального произведения, отмеченной ещё в XIX в. За счёт временной протяжённости звучания и исполнения музыкальное произведение воспринимается слушателем лишь в процессе игры.
Два из трёх проанализированных произведений Курта Швиттерса очевидным образом обнаруживают свою музыкальную природу. «Соната в первобытных тонах» (SonateinUrlauten) является примером произведения звуковой поэзии, порядок и взаимодействие частей которого (раньше было «структура») определила традиционная музыкальная форма. Либретто гротескной оперы «Столкновение», написанное без опоры на готовый музыкальный материал, содержит предпосылки для организации будущей музыкальной линии. Третьим рассмотренным произведением было мерц-сооружение (Merzbau). Можно говорить о том, что принципы формирования музыкального произведения отразились и в этой работе Швиттерса. Его форма и взаимодействие составных элементов обусловлены именно музыкальным ритмом. Вместе с тем внимательное рассмотрение позволяет выявить особую роль процессуальности. Этот фактор сыграл ключевую роль при создании мерц-сооружения, которое так никогда и не было завершено. Именно неперывность создания и невозможность окончить произведение отражают один из главных принципов Курта Швиттерса: процесс конструирования произведения является целью искусства. Тенденции, основу которых составляет комплекс представлений о синтезе искусств, зародившийся в XIX в. и развившийся в начале XX в., нашли отражение во всеохватной концепции мерц-искусства Курта Швиттерса.



1. Schwitters K. Das literarische Werk herausgegeben von Friedhelm Lach. Band 5. Manifeste und kritische Prosa. – Köln: M. DuMont Schauberg, 1981. – 480 S.
2. Schwitters K. Das literarische Werk herausgegeben von Friedhelm Lach. Band 4. Schauspiele und Szenen. – Köln: M. DuMont Schauberg, 1977. – 370 S.
3. Schwitters K. Das literarische Werk herausgegeben von Friedhelm Lach. Band 1. Lyrik. – Köln: M. DuMont Schauberg, 1973. – 319 S.
4. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/ (Дата обращения 29.01.2017).
5. Вагнер Р. Искусство и революция // Вагнер Р. Избранные работы. – М.: Искусство, 1978. – С. 107-141
6. Вагнер Р. Музыка будущего // Вагнер Р. Избранные работы. – М.: Искусство, 1978. – С. 494-539
7. Вагнер Р. Опера и драма // Вагнер Р. Избранные работы. – М.: Искусство, 1978. – С. 262-493
8. Вагнер Р. Произведение искусства будущего // Вагнер Р. Избранные работы. – М.: Искусство, 1978. – С. 142-261
9. Ванечкина И. Л., Галеев Б. М. О синестезии романтизма: поэзия и музыка [Электронный ресурс]. – URL: http://synesthesia.prometheus.kai.ru/sinRomant_r.htm (Дата обращения: 16.02.17).
10. Владимирова А. И. Франция на рубеже XIX и XX веков: Литература, живопись, музыка, театр. – СПб.: Изд-во СпбГУ, 2004. – 150 с.
11. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. – СПб.: Азбука классика, 2008. – Т. 8.– 848 с.
12. Галеев Б. М. Содружество чувств и синтез искусств. – М.: Знание, 1982. – 63 с.
13. Дада и сюрреализм. Из собрания музея Израиля. – СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2014. – 176 с.
14. Дубинец Е. Знаки звуков. О современной музыкальной нотации. – Киев.: Гамаюн, 1999. – 314 с.
15. Дудаков-Кашуро К. В. Экспериментальная поэзия в западноевропейских авангардных течениях. Футуризм и дадаизм. – Одесса: Астропринт, 2003. – 128 с.
16. Жеребин А. И. Рихард Вагнер в оценке русских символистов // Жеребин А. И. От Виланда до Кафки. Очерки по истории немецкой литературы. – СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова, 2012. – С. 319-338.
17. Жеребин А. И. Эрнст Мах, или разрушение личности // Жеребин А.И.Вертикальная линия. Философская проза Австрии в русской перспективе. – СПб.: Мiръ, ИД СПбГУ, 2004. – С. 13-74.
18. Зись А. Я. Теоретические предпосылки синтеза искусств // Взаимодействие и синтез искусств. – Л.: Наука, 1978. – С.5-20.
19. Кейдж Д. Тишина. Лекции и статьи. – Вологда: Полиграф-Книга, 2012. – 383 с.
20. Кандинский В. В. Жёлтый звук. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.wassilykandinsky.ru/yellowsound.php(Дата обращения 26.04.2017).
21. Кюрегян Т. С. Форма в музыке XVII-XXвв. –Москва: Сфера, 1998. – 344 с.
22. Лихвар В. Д. Культурология: словарь. – М.: Эксмо, 2008. – 416 с.
23. Максимов В. И. Из истории теории театра и науки о театре. – СПб.: Чистый лист, 2014. – 180 с.
24. Махов А. Е. Musicaliteraria: идея словесной музыки в европейской поэтике. – М.: Intrada, 2005. – 223 с.
25. Махов А. Е. Система понятий и терминов музыковедения в истории европейской поэтики дис. … д-ра. филол. наук /РГГУ. – М., 2007
26. Михайлов А. В. Музыкальная эстетика Германии XIX в.: в 2 т. – М.: Музыка, 1982. – Т.2. 432 с.
27. Михайлов А. В. Музыкальная эстетика Германии XIX в.: в 2 т. – М.: Музыка, 1981. – Т.1. 414 с.
28. Новалис. Фрагменты. – СПб.: Владимир Даль. 2014. – 319 с.
29. Потапова Е. Н. «Дух времени» как культурно-историческая основа синтеза искусств: онто-гносеологический аспект (на материалах анализа западноевропейской и российской культур XIX – начала XX вв.): автореф. дис. … канд. философск. наук / Тамб. гос. университет им. Г. Р. Державина. – Тамбов, 2012. – 17 с.
30. Реале Д., Антисери Д Западная философия от итоков до наших дней. Т.4 От романтизма до наших дней. – СПб.: Петрополис, 1997.– 849 с.
31. Рихтер Х. Дада. Искусство и антиискусство. – М.: Гилея, 2014. – 356 с.
32. Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Скрябине. – М.: Классика-XXI, 2000. – 392 с.
33. Седельник В. Д. Дадаизм и дадаисты. – М.: ИМЛИ РАН, 2010. – 552 с.
34. Способин И. В. Музыкальная форма. – М.: Музыка, 1984. – 400 с.
35. Степанов Г. П. Композиционные проблемы синтеза искусств – Л.: Художник РСФСР, 1984. – 319 с.
36. Тасалов В. И. Об интегративных аспектах взаимодействия видов искусства // Взаимодействие и синтез искусств. – Л.: Наука, 1978. – С. 20-44.
37. Таштамирова Л. Ш. Романтическая философская традиция XIX в. в философии искусств Вагнера // Вестник Томского государственного университета. – Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет. – 2015. – № 393. – С. 109-116.
38. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. Учебное пособие. – СПб: Лань, 2001. – 188 с.
39. Чавчанидзе Д. Л. Музыка в эстетических размышлениях Гете // Гете и музыка: сборник статей к 250-летию со дня рождения поэта. – СПб.: Издательство СпбГПУ, 2004. – С. 22-31.
40. Шеллинг Ф. Философия искусства. – М.: Мысль. 1966. – 496 с.
41. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. – М.: Искусство, 1983. – Т. 1.– 479 с.
42. Элгер Д. Дадаизм. – Кёльн, Москва: Taschen, Арт-родник, 2006. – 96 с.
43. Asholt W., Fähnders W. Manifeste und Proklamationen der europäischen Avantgarde (1909-1938). – Stuttgart, Weimar: Metzler, 1995. – 481 c.
44. Bürger P. Theorie der Avantgarde. – Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1974. – 138 S.
45. Cardinal R., Webster G. Kurt Schwitters. – Berlin: Hatje Cantz Verlag, 2011. – 160 S.
46. Dada in Zürich. – Zürich: Arche, 1994. – 311 S.
47. Dada: eine Literarische Dokumentation / herausgegeben von Richard Huelsenbeck. – Reinbeck bei Hamburg: Rowohlt, 1964. – 299 S.
48. Kunzelmann P. Text und Rhythmus. Zur rhythmischen Gestaltung und „musikalischen Durchtränkung“ in Kurt Schwitters’ „Tran“-Texten // Transgression und Intermedialität: die Texte von Kurt Schwitters. – Bielefeld: Aisthesis, 2016. – S. 207-226.
49. Elderfield J. Kurt Schwitters. – Düsseldorf: Claassen Verlag, 1987. – 467 S
50. Elger D. Der Merzbau von Kurt Schwitters. – Köln: Verlag der Buchhandlung Walther König, 1999. – 191 S.
51. Finger A. Gesamtkunstwerk der Moderne. – Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2006. – 170 S.
52. Fornoff R. Die Sehnsucht nach dem Gesamtkunstwerk: Studien zu einer ästhetischen Konzeption der Moderne. – Hildesheim, Zürich, New York: Georg Olms Verlag, 2004. – 658 S.
53. Franz S. Kurt Schwitters' Merz-Ästhetik im Spannungsfeld der Künste. – Freiburg im Breisgau, Berlin, Wien: Rombach, 2009. – 250 S.
54. Fux E. Schnitt durch die verkehrte Merzwelt. Konzeptionen des Narrativen in der Prosa von Kurt Schwitters. – Berlin: Weidler, 2007. – 174 S.
55. Grawe G. D. Merzbühne und Normalbühne Merz. Zum Happeningcharakter der Bühnentheorie von Kurt Schwitters // Kurt Schwitters: Bürger und Idiot. – Berlin: Fannei und Waltz, 1993. – S. 72-80.
56. Grötz T. Meine Herrschaften, Ihre eingerosteten Ohren klingen: Überlegungen zur „Ursonate“ von Kurt Schwitters // Kurt Schwitters: Bürger und Idiot. – Berlin: Fannei und Waltz, 1993. – S. 41-51.
57. Hartung H. Experimentelle Literatur und konkrete Poesie. – Göttingen: Vendenhoek und Ruprecht, 1975. – 115 S.
58. Hausmann R. Am Anfang war Dada. – Gießen: Anadas-Verlag, 1992. – 199 S.
59. Heißenbüttel. H. Versuch über die Lautsonate von Kurt Schwitters. – Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1983. – 18 S.
60. Henzler H. Literatur an der Grenze zum Spiel. Eine Untersuchung zum Robert Walser, Hugo Ball und Kurt Schwitters. – Würzburg: Königshausen und Neumann, 1992. – 168 S.
61. Hereth H. -J. Die Rezeptions- und Wirkungsgeschichte von Kurt Schwitters, dargestellt anhand seines Gedichts „An Anna Blume“. – Frankfurt am Main, Berlin, Bern, New York, Paris, Wien: Lang, 1996. – 292 S.
62. Korte H. Die Dadaisten. – Reinbeck bei Hamburg: Rowolt, 2003. – 160 S.
63. Kremer D. Ästhetische Konzepte der „Mythopoetik“ um 1800 // Gesamtkunstwerk zwischen Synästesie und Mythos. – Bielefeld: Aisthesis, 1994. – S. 11-27.
64. Krempel U. Atelier Merzbau – der Merzbau in der Tradition des Künstlerateliers und die Probleme seiner Rekonstruktion // Aller Anfang ist Merz. – Berlin: Hatje Cantz Verlag, 2000. – S. 260-269
65. Kruszynski A. Mein Ziel ist das Nerzgesamtkunstwerk. Zur Einheit des Oeuvre von Kurt Schwitters // Aller Anfang ist Merz. – Berlin: Hatje Cantz Verlag, 2000. – S. 252-259.
66. Kunzellmann P. Text und Rhythmus. Zur rhythmischen Gestaltung und „musikalischen Durchtränkung“ in Kurt Schwitters’ „Tran“-Texten. // Transgression und Intermedialität: die Texte von Kurt Schwitters. – Bielefeld: Aisthesis, 2016. S. 207-226.
67. Kurz M. Kuwitters Kinder. Kurt Schwitters’ nachhaltige Spuren in der Gegenwartsliteratur am Beispiel von Ernst Jandl und Gerhard Rühm // Kurt Schwitters: Bürger und Idiot. – Berlin: Fannei und Walz, 1993. – S. 116-130.
68. Lach F. Der Merzkünstler Kurt Schwitters. – Köln: M. DuMont Schauberg, 1971. – 192 S.
69. Literatur und Musik: ein Handbuch zur Theorie und Praxis eines komparatistischen Grenzgebietes / hrsg. von Steven Paul Scher. – Berlin: Erich Schmidt Verlag, 1984. – 432 S.
70. Malsch A. Auf die Fähre des Merzbaus. Zum Kathedralgedanken im Werk von Kurt Schwitters // Kurt Schwitters: Bürger und Idiot. – Berlin: Fannei und Waltz, 1993. – S. 63-71.
71. Metzler Lexikon Kultur der Gegenwart. – Stuttgart, Weimar: Verlag J. B. Metzler, 2000. – 565 S.
72. Oßwald-Hoffmann C. Zauber… und Zeigeräume. Raumgestaltungen der 20er und 30er Jahre. – München: Akademischer Verlag, 2003. – 429 S.
73. Reumkens N. Allotria ad absurdum. Schwitters’ Merzlyrik als Resonanzdimension. – Bielefeld: Aisthesis, 2007. – 134. S.
74. rühm g. der wortkünstler kurt schwitters // Kurt Schwitters: Bürger und Idiot. – Berlin: Fannei und Waltz, 1993. – S. 31-40.
75. Schulze H. Das aleatorische Spiel. Erkundung und Anwendung der nichtintentionalen Werkgenese im 20. Jahrhundert. – München: Wilhelm Fink Verlag, 2000. – 406 S.
76. Schaub G. An Schwitters kommt man nicht vorbei. Zur Rezeption des Merzdichters in der Literatur nach 1945 // Aller Anfang ist Merz. – Berlin: Hatje Cantz Verlag, 2000. – S. 310-319.
77. Schaub G. Hugo Ball, Kurt Schwitters: Studien zur literarischen Moderne. – Würzburg: Ergon, 2012. – 422 S.
78. Schaub G. Sagen Sie es nachher allein, wie nett es gewesen ist. Der Vortragskünstler Kurt Schwitters // Kurt Schwitters: Bürger und Idiot. – Berlin: Fannei und Waltz, 1993. – S. 81-99.
79. Scheffer B. Anfänge experimenteller Literatur: das literarische Werk von Kurt Schwitters. – Bonn: Bouvier, 1978. – 339 S.
80. Schmalenbach W. Kurt Schwitters. – Köln: DuMont Schauberg, 1967. – 404 S.
81. Schober T. Kurt Schwitters Theatralisches Merz Gesamtkunstwerk // Das Theater der Maler: Studien zur Theatermoderne anhand dramatischer Werke von Kokoschka, Kandinsky, Barlach, Beckmann, Shwitters und Schlemmer. – Stuttgart: M&P, Verlag für Wissenschaft und Forschung, 1994. – S. 285-332.
82. Schulz I. Was wäre das Leben ohne Merz? Zur Entwicklung und Bedeutung des Kunstbegriffs von Kurt Schwitters // Aller Anfang ist Merz. – Berlin: Hatje Cantz Verlag, 2000. – S. 244-251.
83. Schwitters K. Anna Blume und ich. Die gesammelten Anna Blume-Texte herausgegeben von Ernst Schwitters mit Photos, Zeichnungen, Dokumenten. – Zürich: Arche, 1965. – 204 S.
84. Schwitters K. Das literarische Werk herausgegeben von Friedhelm Lach. Band 3. Prosa 1931-1948. – Köln: M. DuMont Schauberg, 1975. – 338 S.
85. Schwitters K. Das literarische Werk herausgegeben von Friedhelm Lach. Band 2. Prosa 1918-1930. – Köln: M. DuMont Schauberg, 1974. – 438 S.
86. Schwitters K. Wir spielen bis der Tod uns abholt. Briefe aus fünf Jahrzehnten. Gesammelt, ausgewählt und kommentiert von Ernst Nündel. – Frankfurt am Main, Berlin: Ullstein, 1974. – 352 S.
87. Stadtmüller K. Ich sing mein Lied: RIBBE BOBBLE PIMLIKO. Was der Maler und Dichter Kurt Schwitters mit Musik am Hut hatte // Die Horen. Zeitschrift für Literatur, Kunst und Kritik. – Göttingen: Wallstein Verlag, 2015. – S. 189-196.
88. Steinitz K. Kurt Schwitters: Erinnerungen aus den Jahren 1918-1930. –Zürich: Die Arche, 1963. – 168S.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ