ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КЛИЕНТОВ СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОЛУЧАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ
|
Аннотация…………………………………………………………………….…стр. 2
Annotation
Введение
Глава 1. Литературный обзор ………………………….……………...стр. 12
1.1. Психологическая помощь в системе социального обслуживания
1.2. Мотивационный аспект личности клиента в психологическом консультировании
Глава 2. Организация исследования……...….…………...……….…..стр. 33
2.1. Описание выборки исследования………………………………………..стр. 35
2.2. Методы и процедура и исследования……………………..…………….стр. 36
2.2.1. Методы исследования
2.2.2. Процедура исследования……………………………………………..стр. 38
2.2.3. Методы статистической обработки данных………………………..стр. 38
Глава 3. Эмпирическое исследование личностных особенностей клиентов социальных организаций и их отношения к психологической помощи…………………………………………………………………………стр. 40
3.1. Сравнение социально-демографических характеристик клиентов, получающих психологическую помощь
3.2. Сравнение личностных особенностей клиентов, получающих психологическую помощь
3.2.1. Сравнение уровня реактивной и личностной тревожности клиентов из изучаемых групп
3.2.2. Сравнительный анализ уровня социально-психологической адаптации клиентов из изучаемых групп
3.3. Качественный анализ полуструктурированного интервью, изучающего отношение клиентов к получению психологической помощи
3.4. Обсуждение результатов
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Annotation
Введение
Глава 1. Литературный обзор ………………………….……………...стр. 12
1.1. Психологическая помощь в системе социального обслуживания
1.2. Мотивационный аспект личности клиента в психологическом консультировании
Глава 2. Организация исследования……...….…………...……….…..стр. 33
2.1. Описание выборки исследования………………………………………..стр. 35
2.2. Методы и процедура и исследования……………………..…………….стр. 36
2.2.1. Методы исследования
2.2.2. Процедура исследования……………………………………………..стр. 38
2.2.3. Методы статистической обработки данных………………………..стр. 38
Глава 3. Эмпирическое исследование личностных особенностей клиентов социальных организаций и их отношения к психологической помощи…………………………………………………………………………стр. 40
3.1. Сравнение социально-демографических характеристик клиентов, получающих психологическую помощь
3.2. Сравнение личностных особенностей клиентов, получающих психологическую помощь
3.2.1. Сравнение уровня реактивной и личностной тревожности клиентов из изучаемых групп
3.2.2. Сравнительный анализ уровня социально-психологической адаптации клиентов из изучаемых групп
3.3. Качественный анализ полуструктурированного интервью, изучающего отношение клиентов к получению психологической помощи
3.4. Обсуждение результатов
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность темы исследования и степень разработанности проблемы:
Система социального обслуживания была организована в последние десятилетия с образованием современной России и произошедшими социально-экономическими изменениями и представляет собой различные специализированные государственные и негосударственные учреждения, предоставляющие комплекс особых мер в содействии, реабилитации и адаптации человека к новым жизненным условиям, помощи ему в трудной жизненной ситуации. Зарубежными исследователями отмечается стремительное расширение и развитие роли социальной работы в российской системе психического здоровья (Fuchs, 2007; Templeman, 2004). Одной из важных мер, в таком случае, является оказание психологической помощи, которой непосредственно занимается психологическая служба каждой из социальных организаций. По данным статистики за 2015 год, в настоящее время примерно 25 миллионов граждан РФ (1/6 часть населения) нуждаются в психиатрической, психотерапевтической и психологической помощи (Цветкова, 2016).
В связи с этим, актуальным для изучения является вопрос – насколько будет являться для самого клиента такой вид помощи добровольным и насколько он будет заинтересован в получении психологических услуг. В системе социальной помощи принято разделять граждан на категории добровольных и недобровольных клиентов. И если к категории первых относятся клиенты, добровольно принимающие помощь психолога на регулярной основе, то к категории вторых относятся клиенты, которые были принудительно отправлены на обслуживание в учреждения третьей стороной. Фактор предоставления услуг в системе социального обслуживания на бесплатной основе также может являться дестабилизирующим в заинтересованности клиентов к получению психологической помощи недобровольными клиентами.
Проблематика оказания психологической помощи клиентам, обслуживаемым в социальных организациях, практически не рассматривается в современной отечественной психологии. В работах ряда авторов выделяются такие аспекты оказания помощи в социальных организациях, как основная специфика деятельности психолога в социальном учреждении (Дубовицкая Т.Д., 2014; Газизова Р.Р., 2012; Цветкова Н.А., 2008, 2016; Князева Т.Н., Семенова Л.Э., 2014; Тюмавина Н.Г., 2012; Кулебякин Е.В., 2004); представления специалистов о личных качествах и образе «идеального психолога», работающего в социальной сфере (Кривцова А.С., 2008; Лебедева Т.Г., 2013; Нефедова И.В., 2006; Быков С.В., Гаврилушкин С.А., 2011); важность междисциплинарного взаимодействия (Архипова О.В., 2009; Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дягтерев А.В., 2012; Папсуев О.О., Висневская Л.Я., Шевченко В.А., 2008; D. M. Fuchs, 2007) и основные причины, влияющие на эффективность работы психолога в социальном учреждении (Бузовкина Н.Ю., 2008; Зотов К.М., 2013; Расходова О.А., 2014 и др.).
При этом недостаточно раскрыта мотивационная сфера клиентов данного типа социальных организаций. Рядом авторов описываются основные модели поведения клиента с низким уровнем мотивации к психологической работе (Зелинская Т.Н., 2013; Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дягтерев А.В., 2012; Арпентьева М.Р., 2014, 2015, 2016; Манухина Н.М., 2009); важность первичных консультаций в формировании мотивации к психологической работе (Попова Р.Р., 2009; Орлов А.Б., Орлова Н.А., Пермогорский М.С., 2012; Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В., 2014; Ганс Х. Поппе, 2000; Голдстейн В., 2000); практико-ориентированный рекомендательный характер работы с данной категорией клиентов (Р.Кочюнас, 2015; Черняева С.А., 2009; Дремина И.Е., 2015; Sara F. Fine, Paul H. Glasser, 1996 и др.). Изучение мотивации к получению психологической помощи в отечественной литературе представлено в работах Мартьяновой Г.Ю. (Мартьянова Г.Ю., 2013; 2014; 2015; 2016).
Литературный обзор выявил фактическое отсутствие эмпирических исследований в современной отечественной психологии в данной области и недостаточной разработанной теоретической базе, что может затруднять понимание особенностей данного типа клиентов и выстраивание стратегий оказания помощи данной категории в практической деятельности.
Целью данного исследования являлось изучение взаимосвязи личностных особенностей и отношения к психологической помощи клиентов социальных организаций.
В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить социально-демографические характеристики клиентов, получающих психологические услуги в социальной организации;
2. Изучить личностные особенности у клиентов социальных организаций, получающих психологическую помощь;
3. Изучить отношение к получению психологической помощи у клиентов социальных организаций, получающих психологическую помощь;
4. Сравнить личностные особенности и отношение к психологической помощи клиентов социальных организаций, получающих более 5 консультаций и прекративших посещение психолога после 1-3 встреч;
Объектом выступают личностные характеристики клиентов, получающих психологическую помощь.
Предметом исследования стали личностные особенности и отношение к психологической помощи клиентов, получающих бесплатную психологическую помощь в социальных организациях.
Гипотезы:
1. Клиенты с высоким уровнем тревожности чаще посещают бесплатные консультации по сравнению с клиентами с низким уровнем тревожности.
2. Клиенты, посещавшие психолога на нерегулярной основе, имеют более выраженные характеристики адаптации и сниженные показатели тревожности.
3. Отношение к получению психологической помощи у клиентов, посещавших психолога на регулярной основе, отлично по сравнению с клиентами, посещавшими психолога нерегулярно.
В соответствии с целью, задачами, а также предметом исследования, были использованы следующие методы исследования:
1. Социально-демографическая анкета;
2. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности, разработанная Ч.Д. Спилбергером и адаптированная в России Ю.Л. Ханиным;
3. Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда, адаптированная А.К. Осницким;
4. Полуструктурированное интервью, изучающее отношение клиентов к психологическим услугам. Разработано совместно с психологами семейного центра, являвшегося базой проведения исследования.
Базой проведения исследования выступил семейный центр, предоставляющий своим клиентам возможность получения психологической помощи. Было отобрано 2 группы клиентов для последующего сравнения – группа клиентов, посетивших менее пяти психологических консультаций и группа клиентов, посетивших психолога пять и более раз.
Характеристика выборки. В исследовании приняли участие две группы клиентов. В первой из них – 17 человек, двое из которых мужчины, посетивших консультацию психолога менее 5 раз, во второй – 18 человек, только женщины. Полуструктурированное интервью было проведено с 10 участниками из первой группы и с 10 участниками из второй. Общее количество респондентов составило 35 человек.
Новизна работы: попытка изучить личностные особенности и отношение к психологической помощи являет собой новизну работы.
Теоретическая значимость: Данное исследование позволяет расширить понимание личностных особенностей клиентов, получающих психологическую помощь на регулярной основе или отказывающихся от получения помощи после первичных 5 консультаций.
Практическая значимость: Данное исследование сможет восполнить недостаточно изученную на отечественной выборке взаимосвязь личностных особенностей клиентов социальных организаций, получающих психологическую помощь, с их отношением к получению данных услуг; выстроить стратегии оказания психологической помощи данной категории в практической деятельности с учетом личностных особенностей клиентов.
Структура работы. Данная ВКР состоит из введения, трех глав, обсуждения результатов, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Диссертация содержит 6 таблиц, 7 рисунков и 5 приложений (таблица 6 к 3.3.3 входит в приложение). Список литературы включает 67 источников, из них 10 на иностранных языках.
Система социального обслуживания была организована в последние десятилетия с образованием современной России и произошедшими социально-экономическими изменениями и представляет собой различные специализированные государственные и негосударственные учреждения, предоставляющие комплекс особых мер в содействии, реабилитации и адаптации человека к новым жизненным условиям, помощи ему в трудной жизненной ситуации. Зарубежными исследователями отмечается стремительное расширение и развитие роли социальной работы в российской системе психического здоровья (Fuchs, 2007; Templeman, 2004). Одной из важных мер, в таком случае, является оказание психологической помощи, которой непосредственно занимается психологическая служба каждой из социальных организаций. По данным статистики за 2015 год, в настоящее время примерно 25 миллионов граждан РФ (1/6 часть населения) нуждаются в психиатрической, психотерапевтической и психологической помощи (Цветкова, 2016).
В связи с этим, актуальным для изучения является вопрос – насколько будет являться для самого клиента такой вид помощи добровольным и насколько он будет заинтересован в получении психологических услуг. В системе социальной помощи принято разделять граждан на категории добровольных и недобровольных клиентов. И если к категории первых относятся клиенты, добровольно принимающие помощь психолога на регулярной основе, то к категории вторых относятся клиенты, которые были принудительно отправлены на обслуживание в учреждения третьей стороной. Фактор предоставления услуг в системе социального обслуживания на бесплатной основе также может являться дестабилизирующим в заинтересованности клиентов к получению психологической помощи недобровольными клиентами.
Проблематика оказания психологической помощи клиентам, обслуживаемым в социальных организациях, практически не рассматривается в современной отечественной психологии. В работах ряда авторов выделяются такие аспекты оказания помощи в социальных организациях, как основная специфика деятельности психолога в социальном учреждении (Дубовицкая Т.Д., 2014; Газизова Р.Р., 2012; Цветкова Н.А., 2008, 2016; Князева Т.Н., Семенова Л.Э., 2014; Тюмавина Н.Г., 2012; Кулебякин Е.В., 2004); представления специалистов о личных качествах и образе «идеального психолога», работающего в социальной сфере (Кривцова А.С., 2008; Лебедева Т.Г., 2013; Нефедова И.В., 2006; Быков С.В., Гаврилушкин С.А., 2011); важность междисциплинарного взаимодействия (Архипова О.В., 2009; Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дягтерев А.В., 2012; Папсуев О.О., Висневская Л.Я., Шевченко В.А., 2008; D. M. Fuchs, 2007) и основные причины, влияющие на эффективность работы психолога в социальном учреждении (Бузовкина Н.Ю., 2008; Зотов К.М., 2013; Расходова О.А., 2014 и др.).
При этом недостаточно раскрыта мотивационная сфера клиентов данного типа социальных организаций. Рядом авторов описываются основные модели поведения клиента с низким уровнем мотивации к психологической работе (Зелинская Т.Н., 2013; Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дягтерев А.В., 2012; Арпентьева М.Р., 2014, 2015, 2016; Манухина Н.М., 2009); важность первичных консультаций в формировании мотивации к психологической работе (Попова Р.Р., 2009; Орлов А.Б., Орлова Н.А., Пермогорский М.С., 2012; Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В., 2014; Ганс Х. Поппе, 2000; Голдстейн В., 2000); практико-ориентированный рекомендательный характер работы с данной категорией клиентов (Р.Кочюнас, 2015; Черняева С.А., 2009; Дремина И.Е., 2015; Sara F. Fine, Paul H. Glasser, 1996 и др.). Изучение мотивации к получению психологической помощи в отечественной литературе представлено в работах Мартьяновой Г.Ю. (Мартьянова Г.Ю., 2013; 2014; 2015; 2016).
Литературный обзор выявил фактическое отсутствие эмпирических исследований в современной отечественной психологии в данной области и недостаточной разработанной теоретической базе, что может затруднять понимание особенностей данного типа клиентов и выстраивание стратегий оказания помощи данной категории в практической деятельности.
Целью данного исследования являлось изучение взаимосвязи личностных особенностей и отношения к психологической помощи клиентов социальных организаций.
В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить социально-демографические характеристики клиентов, получающих психологические услуги в социальной организации;
2. Изучить личностные особенности у клиентов социальных организаций, получающих психологическую помощь;
3. Изучить отношение к получению психологической помощи у клиентов социальных организаций, получающих психологическую помощь;
4. Сравнить личностные особенности и отношение к психологической помощи клиентов социальных организаций, получающих более 5 консультаций и прекративших посещение психолога после 1-3 встреч;
Объектом выступают личностные характеристики клиентов, получающих психологическую помощь.
Предметом исследования стали личностные особенности и отношение к психологической помощи клиентов, получающих бесплатную психологическую помощь в социальных организациях.
Гипотезы:
1. Клиенты с высоким уровнем тревожности чаще посещают бесплатные консультации по сравнению с клиентами с низким уровнем тревожности.
2. Клиенты, посещавшие психолога на нерегулярной основе, имеют более выраженные характеристики адаптации и сниженные показатели тревожности.
3. Отношение к получению психологической помощи у клиентов, посещавших психолога на регулярной основе, отлично по сравнению с клиентами, посещавшими психолога нерегулярно.
В соответствии с целью, задачами, а также предметом исследования, были использованы следующие методы исследования:
1. Социально-демографическая анкета;
2. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности, разработанная Ч.Д. Спилбергером и адаптированная в России Ю.Л. Ханиным;
3. Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда, адаптированная А.К. Осницким;
4. Полуструктурированное интервью, изучающее отношение клиентов к психологическим услугам. Разработано совместно с психологами семейного центра, являвшегося базой проведения исследования.
Базой проведения исследования выступил семейный центр, предоставляющий своим клиентам возможность получения психологической помощи. Было отобрано 2 группы клиентов для последующего сравнения – группа клиентов, посетивших менее пяти психологических консультаций и группа клиентов, посетивших психолога пять и более раз.
Характеристика выборки. В исследовании приняли участие две группы клиентов. В первой из них – 17 человек, двое из которых мужчины, посетивших консультацию психолога менее 5 раз, во второй – 18 человек, только женщины. Полуструктурированное интервью было проведено с 10 участниками из первой группы и с 10 участниками из второй. Общее количество респондентов составило 35 человек.
Новизна работы: попытка изучить личностные особенности и отношение к психологической помощи являет собой новизну работы.
Теоретическая значимость: Данное исследование позволяет расширить понимание личностных особенностей клиентов, получающих психологическую помощь на регулярной основе или отказывающихся от получения помощи после первичных 5 консультаций.
Практическая значимость: Данное исследование сможет восполнить недостаточно изученную на отечественной выборке взаимосвязь личностных особенностей клиентов социальных организаций, получающих психологическую помощь, с их отношением к получению данных услуг; выстроить стратегии оказания психологической помощи данной категории в практической деятельности с учетом личностных особенностей клиентов.
Структура работы. Данная ВКР состоит из введения, трех глав, обсуждения результатов, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Диссертация содержит 6 таблиц, 7 рисунков и 5 приложений (таблица 6 к 3.3.3 входит в приложение). Список литературы включает 67 источников, из них 10 на иностранных языках.
Целью данного диссертационного исследования являлось изучение взаимосвязи личностных особенностей и отношения к психологической помощи клиентов социальных организаций, с их заинтересованностью к получению психологических услуг. Для его реализации были проанализированы основные литературные данные по исследованиям мотивации клиентов к получению психологической помощи у специалиста. Анализ показал, что информация в рамках изучаемой проблемы носит ограниченный характер. Так, согласно одним данным, мотивация к получению психологической помощи может формироваться в результате первичных консультаций и построения отношений в диаде «клиент-консультант». Некоторые исследования отмечали, что такие методы работы, как мотивационное интервью и мотивационное консультирование, способствуют лучшей работе с клиентами, обладающими низким уровнем мотивации. Другие данные свидетельствовали о сниженном уровне адаптации клиента в условиях трудной жизненной ситуации, побуждающего его обращаться к специалисту.
Недостаточно изученной областью является взаимосвязь личностных особенностей клиентов с их заинтересованностью в получении психологических услуг. Так, не было обнаружено достаточного количества исследований, рассматривающих личностные характеристики клиентов, которые побуждают их обращаться к психологу и подтверждающих эти данные в статистических показателях. Также, не было обнаружено исследований, изучающих отношение клиентов к получению психологической помощи. С целью получения более подробной информации было проведено эмпирическое исследование, включающее в себя, как количественные, так и качественные методы изучения данной группы клиентов.
Анализ результатов показал, что личностные особенности клиентов социальной организации, получающих психологическую помощь на регулярной основе отличны от клиентов, прекративших посещение специалиста после первичных консультаций. Так, клиенты, заинтересованные в получении помощи отличаются сниженным уровнем адаптации, они тревожны и склонны испытывать эмоциональный дискомфорт, что может побуждать их обращаться за помощью к специалисту.
Качественный анализ также помог определить отличия в отношении клиентов социальной организации к самому получению психологической помощи. Так, клиенты, отличающиеся низким уровнем адаптации, высокой тревожностью и эмоциональным дискомфортом, в целом, положительней относятся к взаимодействию с психологом и готовы посещать его на регулярной основе.
Таким образом, новые данные способствуют лучшему теоретическому осмыслению личностных особенностей клиентов социальных организаций, побуждающих их получать психологическую помощь. Полученные данные расширяют представления о том, какие факторы личностных характеристик могут являться значимыми при практической работе психолога в учреждениях социального обслуживания. А также выстраивать новые стратегии работы с клиентами, обладающими низкой заинтересованностью в психологической работе со специалистами.
Недостаточно изученной областью является взаимосвязь личностных особенностей клиентов с их заинтересованностью в получении психологических услуг. Так, не было обнаружено достаточного количества исследований, рассматривающих личностные характеристики клиентов, которые побуждают их обращаться к психологу и подтверждающих эти данные в статистических показателях. Также, не было обнаружено исследований, изучающих отношение клиентов к получению психологической помощи. С целью получения более подробной информации было проведено эмпирическое исследование, включающее в себя, как количественные, так и качественные методы изучения данной группы клиентов.
Анализ результатов показал, что личностные особенности клиентов социальной организации, получающих психологическую помощь на регулярной основе отличны от клиентов, прекративших посещение специалиста после первичных консультаций. Так, клиенты, заинтересованные в получении помощи отличаются сниженным уровнем адаптации, они тревожны и склонны испытывать эмоциональный дискомфорт, что может побуждать их обращаться за помощью к специалисту.
Качественный анализ также помог определить отличия в отношении клиентов социальной организации к самому получению психологической помощи. Так, клиенты, отличающиеся низким уровнем адаптации, высокой тревожностью и эмоциональным дискомфортом, в целом, положительней относятся к взаимодействию с психологом и готовы посещать его на регулярной основе.
Таким образом, новые данные способствуют лучшему теоретическому осмыслению личностных особенностей клиентов социальных организаций, побуждающих их получать психологическую помощь. Полученные данные расширяют представления о том, какие факторы личностных характеристик могут являться значимыми при практической работе психолога в учреждениях социального обслуживания. А также выстраивать новые стратегии работы с клиентами, обладающими низкой заинтересованностью в психологической работе со специалистами.
Подобные работы
- ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КЛИЕНТОВ СОЦИАЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОЛУЧАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Изменение индивидуально-психологических характеристик взрослых в результате психологического консультирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Изменение индивидуально-психологических характеристик взрослых в результате психологического консультирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - Изменение индивидуально-психологических характеристик взрослых в результате психологического консультирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование технологий формирования и развития имиджа социального работника
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Оптимизация качества надомного обслуживания граждан пожилого возраста
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2016



