Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КЛИЕНТОВ СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОЛУЧАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ

Работа №135063

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы90
Год сдачи2017
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
51
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация…………………………………………………………………….…стр. 2
Annotation
Введение
Глава 1. Литературный обзор ………………………….……………...стр. 12
1.1. Психологическая помощь в системе социального обслуживания
1.2. Мотивационный аспект личности клиента в психологическом консультировании
Глава 2. Организация исследования……...….…………...……….…..стр. 33
2.1. Описание выборки исследования………………………………………..стр. 35
2.2. Методы и процедура и исследования……………………..…………….стр. 36
2.2.1. Методы исследования
2.2.2. Процедура исследования……………………………………………..стр. 38
2.2.3. Методы статистической обработки данных………………………..стр. 38
Глава 3. Эмпирическое исследование личностных особенностей клиентов социальных организаций и их отношения к психологической помощи…………………………………………………………………………стр. 40
3.1. Сравнение социально-демографических характеристик клиентов, получающих психологическую помощь
3.2. Сравнение личностных особенностей клиентов, получающих психологическую помощь
3.2.1. Сравнение уровня реактивной и личностной тревожности клиентов из изучаемых групп
3.2.2. Сравнительный анализ уровня социально-психологической адаптации клиентов из изучаемых групп
3.3. Качественный анализ полуструктурированного интервью, изучающего отношение клиентов к получению психологической помощи
3.4. Обсуждение результатов
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения



Актуальность темы исследования и степень разработанности проблемы:
Система социального обслуживания была организована в последние десятилетия с образованием современной России и произошедшими социально-экономическими изменениями и представляет собой различные специализированные государственные и негосударственные учреждения, предоставляющие комплекс особых мер в содействии, реабилитации и адаптации человека к новым жизненным условиям, помощи ему в трудной жизненной ситуации. Зарубежными исследователями отмечается стремительное расширение и развитие роли социальной работы в российской системе психического здоровья (Fuchs, 2007; Templeman, 2004). Одной из важных мер, в таком случае, является оказание психологической помощи, которой непосредственно занимается психологическая служба каждой из социальных организаций. По данным статистики за 2015 год, в настоящее время примерно 25 миллионов граждан РФ (1/6 часть населения) нуждаются в психиатрической, психотерапевтической и психологической помощи (Цветкова, 2016).
В связи с этим, актуальным для изучения является вопрос – насколько будет являться для самого клиента такой вид помощи добровольным и насколько он будет заинтересован в получении психологических услуг. В системе социальной помощи принято разделять граждан на категории добровольных и недобровольных клиентов. И если к категории первых относятся клиенты, добровольно принимающие помощь психолога на регулярной основе, то к категории вторых относятся клиенты, которые были принудительно отправлены на обслуживание в учреждения третьей стороной. Фактор предоставления услуг в системе социального обслуживания на бесплатной основе также может являться дестабилизирующим в заинтересованности клиентов к получению психологической помощи недобровольными клиентами.
Проблематика оказания психологической помощи клиентам, обслуживаемым в социальных организациях, практически не рассматривается в современной отечественной психологии. В работах ряда авторов выделяются такие аспекты оказания помощи в социальных организациях, как основная специфика деятельности психолога в социальном учреждении (Дубовицкая Т.Д., 2014; Газизова Р.Р., 2012; Цветкова Н.А., 2008, 2016; Князева Т.Н., Семенова Л.Э., 2014; Тюмавина Н.Г., 2012; Кулебякин Е.В., 2004); представления специалистов о личных качествах и образе «идеального психолога», работающего в социальной сфере (Кривцова А.С., 2008; Лебедева Т.Г., 2013; Нефедова И.В., 2006; Быков С.В., Гаврилушкин С.А., 2011); важность междисциплинарного взаимодействия (Архипова О.В., 2009; Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дягтерев А.В., 2012; Папсуев О.О., Висневская Л.Я., Шевченко В.А., 2008; D. M. Fuchs, 2007) и основные причины, влияющие на эффективность работы психолога в социальном учреждении (Бузовкина Н.Ю., 2008; Зотов К.М., 2013; Расходова О.А., 2014 и др.).
При этом недостаточно раскрыта мотивационная сфера клиентов данного типа социальных организаций. Рядом авторов описываются основные модели поведения клиента с низким уровнем мотивации к психологической работе (Зелинская Т.Н., 2013; Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дягтерев А.В., 2012; Арпентьева М.Р., 2014, 2015, 2016; Манухина Н.М., 2009); важность первичных консультаций в формировании мотивации к психологической работе (Попова Р.Р., 2009; Орлов А.Б., Орлова Н.А., Пермогорский М.С., 2012; Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В., 2014; Ганс Х. Поппе, 2000; Голдстейн В., 2000); практико-ориентированный рекомендательный характер работы с данной категорией клиентов (Р.Кочюнас, 2015; Черняева С.А., 2009; Дремина И.Е., 2015; Sara F. Fine, Paul H. Glasser, 1996 и др.). Изучение мотивации к получению психологической помощи в отечественной литературе представлено в работах Мартьяновой Г.Ю. (Мартьянова Г.Ю., 2013; 2014; 2015; 2016).
Литературный обзор выявил фактическое отсутствие эмпирических исследований в современной отечественной психологии в данной области и недостаточной разработанной теоретической базе, что может затруднять понимание особенностей данного типа клиентов и выстраивание стратегий оказания помощи данной категории в практической деятельности.
Целью данного исследования являлось изучение взаимосвязи личностных особенностей и отношения к психологической помощи клиентов социальных организаций.
В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить социально-демографические характеристики клиентов, получающих психологические услуги в социальной организации;
2. Изучить личностные особенности у клиентов социальных организаций, получающих психологическую помощь;
3. Изучить отношение к получению психологической помощи у клиентов социальных организаций, получающих психологическую помощь;
4. Сравнить личностные особенности и отношение к психологической помощи клиентов социальных организаций, получающих более 5 консультаций и прекративших посещение психолога после 1-3 встреч;
Объектом выступают личностные характеристики клиентов, получающих психологическую помощь.
Предметом исследования стали личностные особенности и отношение к психологической помощи клиентов, получающих бесплатную психологическую помощь в социальных организациях.
Гипотезы:
1. Клиенты с высоким уровнем тревожности чаще посещают бесплатные консультации по сравнению с клиентами с низким уровнем тревожности.
2. Клиенты, посещавшие психолога на нерегулярной основе, имеют более выраженные характеристики адаптации и сниженные показатели тревожности.
3. Отношение к получению психологической помощи у клиентов, посещавших психолога на регулярной основе, отлично по сравнению с клиентами, посещавшими психолога нерегулярно.
В соответствии с целью, задачами, а также предметом исследования, были использованы следующие методы исследования:
1. Социально-демографическая анкета;
2. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности, разработанная Ч.Д. Спилбергером и адаптированная в России Ю.Л. Ханиным;
3. Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда, адаптированная А.К. Осницким;
4. Полуструктурированное интервью, изучающее отношение клиентов к психологическим услугам. Разработано совместно с психологами семейного центра, являвшегося базой проведения исследования.
Базой проведения исследования выступил семейный центр, предоставляющий своим клиентам возможность получения психологической помощи. Было отобрано 2 группы клиентов для последующего сравнения – группа клиентов, посетивших менее пяти психологических консультаций и группа клиентов, посетивших психолога пять и более раз.
Характеристика выборки. В исследовании приняли участие две группы клиентов. В первой из них – 17 человек, двое из которых мужчины, посетивших консультацию психолога менее 5 раз, во второй – 18 человек, только женщины. Полуструктурированное интервью было проведено с 10 участниками из первой группы и с 10 участниками из второй. Общее количество респондентов составило 35 человек.
Новизна работы: попытка изучить личностные особенности и отношение к психологической помощи являет собой новизну работы.
Теоретическая значимость: Данное исследование позволяет расширить понимание личностных особенностей клиентов, получающих психологическую помощь на регулярной основе или отказывающихся от получения помощи после первичных 5 консультаций.
Практическая значимость: Данное исследование сможет восполнить недостаточно изученную на отечественной выборке взаимосвязь личностных особенностей клиентов социальных организаций, получающих психологическую помощь, с их отношением к получению данных услуг; выстроить стратегии оказания психологической помощи данной категории в практической деятельности с учетом личностных особенностей клиентов.
Структура работы. Данная ВКР состоит из введения, трех глав, обсуждения результатов, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Диссертация содержит 6 таблиц, 7 рисунков и 5 приложений (таблица 6 к 3.3.3 входит в приложение). Список литературы включает 67 источников, из них 10 на иностранных языках.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данного диссертационного исследования являлось изучение взаимосвязи личностных особенностей и отношения к психологической помощи клиентов социальных организаций, с их заинтересованностью к получению психологических услуг. Для его реализации были проанализированы основные литературные данные по исследованиям мотивации клиентов к получению психологической помощи у специалиста. Анализ показал, что информация в рамках изучаемой проблемы носит ограниченный характер. Так, согласно одним данным, мотивация к получению психологической помощи может формироваться в результате первичных консультаций и построения отношений в диаде «клиент-консультант». Некоторые исследования отмечали, что такие методы работы, как мотивационное интервью и мотивационное консультирование, способствуют лучшей работе с клиентами, обладающими низким уровнем мотивации. Другие данные свидетельствовали о сниженном уровне адаптации клиента в условиях трудной жизненной ситуации, побуждающего его обращаться к специалисту.
Недостаточно изученной областью является взаимосвязь личностных особенностей клиентов с их заинтересованностью в получении психологических услуг. Так, не было обнаружено достаточного количества исследований, рассматривающих личностные характеристики клиентов, которые побуждают их обращаться к психологу и подтверждающих эти данные в статистических показателях. Также, не было обнаружено исследований, изучающих отношение клиентов к получению психологической помощи. С целью получения более подробной информации было проведено эмпирическое исследование, включающее в себя, как количественные, так и качественные методы изучения данной группы клиентов.
Анализ результатов показал, что личностные особенности клиентов социальной организации, получающих психологическую помощь на регулярной основе отличны от клиентов, прекративших посещение специалиста после первичных консультаций. Так, клиенты, заинтересованные в получении помощи отличаются сниженным уровнем адаптации, они тревожны и склонны испытывать эмоциональный дискомфорт, что может побуждать их обращаться за помощью к специалисту.
Качественный анализ также помог определить отличия в отношении клиентов социальной организации к самому получению психологической помощи. Так, клиенты, отличающиеся низким уровнем адаптации, высокой тревожностью и эмоциональным дискомфортом, в целом, положительней относятся к взаимодействию с психологом и готовы посещать его на регулярной основе.
Таким образом, новые данные способствуют лучшему теоретическому осмыслению личностных особенностей клиентов социальных организаций, побуждающих их получать психологическую помощь. Полученные данные расширяют представления о том, какие факторы личностных характеристик могут являться значимыми при практической работе психолога в учреждениях социального обслуживания. А также выстраивать новые стратегии работы с клиентами, обладающими низкой заинтересованностью в психологической работе со специалистами.



1. Аминов Н.А., Янковская Н.А. Модель работы эффективного психо-консультанта в системе психолого-медико-социальных центров Москвы // Психологическая наука и образование, 1999 г., №3-4, стр.92-104
2. Абросимова Ю.А. Особенности мотивации клиентов психологических интернет-консультации // Изв. Саратовского университета, Серия Акмеология образования. Психология развития, 2012 г., том 1, №2, стр. 25-28
3. Андронникова О.О. Основы психологического консультирования: учебное пособие // М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016 г., с – 414
4. Арпентьева М.Р. Консультирование в социальной работе: аспекты и проблемы развития // Актуальные проблемы психологического знания, 2015 г., №1, стр. 108-118
5. Арпентьева М.Р. Социально-психологическое консультирование: особенности и проблемы изучения // Вестник Калужского университета, 2014 г., №3, стр.39-49
6. Арпентьева М.Р. Конфронтация психолога с клиентом и феномен социальных ожиданий // Социальные явления – журнал международных исследований, 2016 г., № 1, стр. 61-70
7. Архипова О.В. Актуальные вопросы организации психологической работы в стационарных учреждениях социального обслуживания Москвы // Журнал Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные решения, 2009 г., №4(5), стр. 87-93
8. Архипова О.В. Модель деятельности и профессиональные характеристики психолога социальной защиты населения // Актуальные проблемы психологического знания 2010 г., №2, стр. 28-32
9. Бадхен А.А., Бадхен М.В. Мастерство психологического консультирования // СПб: Речь, 2014 г., с – 240
10. Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дегтярев А.В. К вопросу обоснования модели профессиональной деятельности юридического психолога // Психологическая наука и образование, 2012 г., №2, стр. 150-160
11. Бузовкина Н.Ю. Синдром эмоционального выгорания у психологов, оказывающих экстренную и продолжительную психологическую помощь // Вестник Башкирского университета, 2008 г., №4, стр. 1000-1002
12. Быков С.В., Гаврилушкин С.А. Ответственность как условие профессиональной деятельности психолога // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: психология и педагогика, 2011 г., №2, стр.20-25
13. Газизова Р.Р. Профессиональная позиция психолога по отношению к клиенту // Научно-исторический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований», 2012 г., №3, стр. 110-116
14. Газизова Р.Р. Формирование культуры отношения психолога к клиенту // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики, 2012 г., №6(9), стр.40-42
15. Дрёмина И.Е. Психологическое консультирование «трудных» родителей в учреждениях образования // Психологические науки, Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, 2015 г., №5, стр.70-73
16. Дубовицкая Т.Д., Газизова Р.Р. Культура отношения психолога к клиенту: понятие, диагностика, структура // Психология. Экономика. Право 2014 г., №4, стр. 6-17
17. Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В. Фиксированные формы поведения в процессе психологической помощи (консультирования, терапии, супервизии) // Сибирский психологический журнал, 2014 г., №54, стр.115-125
18. Зелинская Т.Н. Психотерапевтическая работа с сопротивлением и амбвивалентностью личности // Мир образования: образование в мире 2013 г., №2, стр. 142-151
19. Зотов К.М. Мотивационные составляющие работы психолога в социальных службах в наше время // Социальная работа: теория, методы, практика, 2013 г., №3, стр. 47-49
20. Иванова Н. Как помочь клиенту определить терапевтическую цель // Московский психотерапевтический журнал, 2004 г., №1, стр. 102-122
21. Князева Т.Н., Семенова Л.Э. Профессиональная подготовка практического психолога: проблемы и варианты решения // Science and world. 2014 г., № 5 (9). Vol. III., стр. 92-95
22. Ковалева Ю.Л. Основы психологического консультирования: учебно-методическое пособие // СПб: СПбГУ. Факультет психологии, 2012 г., с – л 36.
23. Р. Кочюнас Психологическое консультирование: Учебное пособие для ВУЗов – 9-е издание // М.: Академический проект, 2015 г., с – 222.
24. Кривцова А.С. Содержание и психологические особенности профессиональной деятельности практического психолога // Ученые записки Российского государственного социального университета, 2008 г., №2, стр. 137-145
25. Кулебякин Е.В. Психология социальной работы // Владивосток, издательство Дальневосточного университета, 2004 г., с – 86
26. Лафи С.Г, Пилецкайте-Марковене М.Э. Значение стрессовых ситуаций м их преодоления в работе начинающего психолога // Психология в вузе Научный методический журнал 2013 г., №4, страница 98-107
27. Лебедева Т.Г. Образ идеального психолога в социальной сфере // Социальная работа: теории, методы, практика, 2013 г., №3, стр. 44-46
28. Линде Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика // М: Аспект Пресс, 2010 г., с – 255
29. Мартьянова Г.Ю. Динамика регуляторной активности субъекта в трудной жизненной ситуации // Вестник православного Свято-тихоновского государственного университета. Серия 4: педагогика и психология, 2014 г., №3, стр. 122-132
30. Мартьянова Г.Ю. Мотивационная активность клиента психологического консультирования: аспекты исследовательской проблемы // сетевой журнал Психолог, 2015 г., №6, стр. 56-75
31. Мартьянова Г.Ю. Мотивационная составляющая принципа активности в психологическом консультировании // Сборник конференции: От истоков современности, 2015 г., стр. 327-329
32. Мартьянова Г.Ю. Мотивационные факторы регуляторной активности субъекта в трудной жизненной ситуации // Системная психология и социология, 2014 г., №2(10), стр. 81-88
33. Мартьянова Г.Ю. Особенности самоотношения субъектов трудной жизненной ситуации // Научный диалог, 2013 г., №4, стр.74-84
34. Мартьянова Г.Ю. Субъективный образ в состоянии трудной жизненной ситуации: анализ формальных характеристик // Проблемы психолого-педагогической антропологии, сборник научных статей, СПб, 2016 г., стр. 19-27
35. Назаров И.Н. Психологическое консультирование – один из видов психологической помощи // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института, 2015 г., №4, стр. 229-237.
36. Нефедова И.В. Детерминанты успешной профессиональной деятельности психолога: основные направления исследования // Известия УФУ. Технические науки, 2006 г., №13, стр. 112-114
37. Орлов А.Б., Орлова Н.А., Пермогорский М.С. Что получает клиент от психотерапевта? // Консультативная психология и психотерапия, 2012 г., №2. стр. 41-65
38. Пасуев О.О., Висневская Л.Я., Шевченко В.А. Опыт взаимодействия психиатрической службы и комплексного центра социального обслуживания // Социальная и клиническая психиатрия 2008 г., №4, стр. 69-72
39. Попова Р.Р. Особенности первичной психологической консультации // Вестник ТГГПУ, 2009 г., №2-3, стр. 17-18
40. Психология социальной работы: Учебник для ВУЗов. 2-е издание // под редакцией М.А. Гулиной. СПб: Питер, 2010 г., с – 384
41. Расходов А.Е, Расходова О.А. Особенности применения тестового контроля знаний при аттестации психологов социальной сферы // Апробация, 2015 г., №3, стр. 64-70
42. Расходова О.А. Повышение эффективности и качества труда психолога в социальной сфере через аттестацию // Интеллектуальный потенциал 21 века: ступени познания, 2014 г., №24, стр. 59-61
43. Серый А.В. Ценностно-смысловая парадигма как основа построения обобщенной теории психологического консультирования // вестник Краунц, серия «Гуманитарные науки», 2011 г., №2(18), стр. 132-142
44. Соболева А.Н. Сущностная характеристика клиента, обращающегося за психологической помощью // Образование личности, 2013 г., №2, стр. 116-122
45. Халанская В.А., Ситникова М.А. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: Учебно-методическое пособие // Белгород, Изд: БелГУ, 2008 г., с – 212
46. Хекхаузен Х. Основные подходы к изучению мотивации. Возможные классификации мотивов // Мотивация и деятельность, М., 1986 г., том 1, стр.18-28, 105-112 /с сокр./ (1, 2)
47. Цветкова Н.А. Консультирование семьи в трудных жизненных ситуациях // Журнал Развитие личности №2-2016, стр. 157-178
48. Цветкова Н.А. Проблемное поле деятельности психолога в системе социального обслуживания // Журнал «Ученые заметки» 2008 г., №4, стр. 90-95
49. Черняева С.А. Психологическое консультирование религиозных клиентов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 2009г., №98, стр.237-242
50. Шабанова Л.С. Способы формирования доверия в контексте отношений «клиент-психолог» // Публикации начинающих исследователей Смальта, 2015 г., №4, стр. 81-84
Иностранные источники:
51. Lineke van Hal, Agnes Meershoek, Frans Nijhuis & Klasien Horstman A sociological perspective on “the unmotivated client”: public accountability and professional work methods in vocational rehabilitation // Disability and rehabilitation Vol. 35, №10, pages 809-818, 2013
52. D. M. Fuchs the rapidly emerging of role of social work and its implications for effecting progressive change in the mental health system in Russia // Current trends and new service models in mental health care (pp. 305-317), 2007
53. Brad Lundahl, Brian L. Burke The Effectiveness and Applicability of Motivational Interviewing: A Practice-Friendly Review of Four Meta-Analyses // Journal of clinical psychology: in session, Vol. 65(11), р. 1232—1245, 2009
54. Michael J. Scheel, Chelsi Klentz Davis, Justin D. Henderson Therapist Use of Client Strengths: A Qualitative Study of Positive Processes // Counseling psychologist Vol. 41, № 3 pages 392-427, 2013
55. Patel, Samir H., Lambie, Glenn W., Glover, Michelle Muenzenmeyer Motivational Counseling: Implications for Counseling Male Juvenile Sex Offenders // Journal of Addictions & Offender Counseling., Vol. 28 Issue 2, p. 86-100. 15p., Apr 2008
56. Sauerwald, J. How can I help get rid of me again? Therapy and Counseling with unmotivated Clients and Forced Contexts // Praxis der kinderpsychologie und kinderpsychiatrie Vol. 61, №10, pages: 802-803, 2012
57. Sara F. Fine, Paul H. Glasser The first helping interview Engaging the Client and Building Trust, 1996
58. Sharon Flinn, PhD, OTR/L, CHT, CVE Christine Jones, MOT, The Use of Motivational Interviewing to Manage Behavioral Changes in Hand Injured Clients // Journal of hand therapy, , p.140-146, April-June 2001
59. Templeman S.B. Social work in the new Russia at the start the Millennium // International Social work, № 47(1), p.95-107, 2004
60. Virginia A. Galloway, M.A., Stanlley L. Broodsky, Ph.D Caring Less Doing More: The role of Therapevtic Detachment with Volatile and Unmotivated Clients // American journal of Psychotherapy, Vol. 57, No1, p.32-38, 2003

Электронные ресурсы:
61. Голдстейн В. Первичное интервью и начальные соглашения // Журнал практической психологии и психоанализа, Институт практической психологии и психоанализа, 2000 г. URL: http://www.gestaltlife.ru/publications/9/view/41 (от 20.05.2016)
62. Иванова Т.Н. Немотивированный клиент: от проблемы к задаче // Психологическая газета, 2012 г. URL: http://psy.su/feed/2486/ (от 20.05.2016)
63. Манухина Н.М. Краткосрочное психологичесоке консультирование: модель 1-3 встреч с клиентом // журнал практической психологии и психоанализа, 2009, №1 URL: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2988&sphrase_id=125885 (от 20.05.2016)
64. Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса // URL: http://www.acme-alr.com/?p=1052#.WP6YNPnyjIU (от 20.10.2016)
65. Ханс Г. Поппе Первый контакт в ходе психотерапевтического лечения Журнал практической психологии и психоанализа, 2000 URL: https://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2098&sphrase_id=102829 (от 20.05.2016)
66. Тюмавина Н.Г. Методические рекомендации по организации труда психолога в социозащитном учреждении, 2013 URL: http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/04/10/psikholog-sotsialnoy-sluzhby-soderzhanie-i-organizatsiya (от 20.05.2016)
67. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберг // URL: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/48.html (от 20.10.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ