Введение 3
Глава I. Карнавальная культура в «Селестине»: к постановке проблемы 5
§ 1. «Бакалавр Рохас» и литературно-философские источники «Селестины» 7
§ 2. Социально-идеологическая среда «бакалавра Рохаса» как источник «Трагикомедии о Калисто и Мелибее» 13
§ 3. Низовая карнавальная культура как источник «Селестины» 19
Глава II. Карнавальная культура в организации действия и диалогизма «Селестины» 25
§ 1. Карнавальная травестия в персонажной структуре «Селестины» 25
§ 2. Карнавализованный диалогизм «Селестины» 36
§ 3. Сквозные карнавальные мотивы в «Трагикомедии…»: развёртывание паремий и речевых формул, буквальная реализация метафор 42
§ 4. Принцип инверсии карнавальных мотивов в «Селестине» 56
Глава III. Сводня Селестина – воплощение карнавальной культуры 63
§ 1. Селестина: комический образ витальности 63
§ 2. Селестина: инверсия карнавального комизма 68
Заключение 75
Список использованной литературы 76
Данная выпускная квалификационная работа посвящена анализу «Селестины» («La Celestina») Ф. де Рохаса (Rojas, F. de) в контексте народно-смеховой (карнавальной) культуры, описанной М. М. Бахтиным в таких работах, как «Формы времени и хронотопа в романе», «Проблемы поэтики Достоевского», «Творчество Франсуа Рабле…», «Эпос и роман». Таким образом, объектом исследования выступает текст памятника испанской литературы конца XV – начала XVI вв. за авторством Ф. де Рохаса, известного также под названием «Трагикомедия о Калисто и Мелибее» («Tragicomedia de Calisto y Melibea»), а предметом исследования стали те элементы карнавальной культуры, которые с разной степенью трансформации вошли в это произведение, сыграв огромную роль в генезисе его поэтики.
Актуальность исследования обусловлена тем, что, как это будет показа-но ниже (см. I главу работы), ни российскими, ни зарубежными (западноевропейскими или американскими) исследователями до сих пор не производилось целостного анализа «Трагикомедии…» в свете народно-смеховой культуры, хо-тя карнавальные мотивы в «Селестине» проявляются не менее ярко, чем в таких памятниках испанского Позднего Средневековья и Ренессанса как «Книга благой любви» Х. Руиса и «Дон Кихот» М. де Сервантеса. Глубокое влияние народно-смеховой культуры на эти тексты общепризнанно, тогда как проблема отношения «Трагикомедии…» к своему карнавальному контексту по сей день не становилась предметом пристального внимания исследователей. Тем не менее, работы таких испанистов, как А. Дейермонд, Г. Гомес Эстрада, М. Р. Лида де Малькиель, Х. А. Маравалль, П. Расселл, Д. Северин, могут сильно обогатить сейчас разговор о карнавальной культуре в «Селестине», поскольку эти исследователи, по сути, выявили и по-своему прокомментировали многие образы и мотивы в «Трагикомедии…», народно-смеховое происхождение которых становится несомненным в свете бахтинской теории карнавальной культуры. Однако единственным известным нам крупным автором, привлекавшим эту теорию в своих работах о «Селестине», остаётся Х. Маэстро, и поэтому достижения классиков испанистики в исследовании «Трагикомедии…» требуют новой интерпретации в рамках данной работы.
Её цель – рассмотреть с помощью сравнительно-исторического метода и метода структурного анализа тот целостный контекст низовой карнавальной культуры, который воспроизводится в «Трагикомедии…» Ф. де Рохаса, а также выявить особенности трансформации данного контекста в «Селестине» и его функции на разных уровнях организации произведения – от персонажной структуры и конкретного диалогического дискурса персонажей до общего плана действия «Трагикомедии…». Для этого должны быть решены следующие задачи:
1) обобщение концептуального материала исследования «Селестины» в отечественной и зарубежной испанистике в различных контекстах (литературный, философский, социальный) с целью постановки проблемы отношения «Трагикомедии…» к контексту народно-смеховой культуры;
2) анализ функционирования мотивов народно-смеховой культуры на различных уровнях организации текста Ф. де Рохаса;
3) анализ фрактального образа карнавальной культуры в «Трагикомедии…» – образа ведьмы-сводни Селестины.
Структура работы определяется последовательным решением этих задач. Работа состоит из введения, трёх глав и заключения.
Рассмотрение «Трагикомедии о Калисто и Мелибее» в связи с контекстом карнавальной культуры позволяет предложить целостную интерпретацию этого произведения, не зависящую от поражающих своим разнообразием и неизбежно противоречащих друг другу предположений исследователей о круге чтения и интеллектуальной активности Фернандо де Рохаса, а также о тех или иных последствиях его принадлежности к определённой социальной группе в Испании на рубеже XV – XVI вв.
Мы проследили, как механизмы карнавальной пародии определяют систему персонажей «Селестины» и структурируют в ней эксплицитный и имплицитный диалогический дискурс, а также как центральные мотивы карнавальной культуры, преломляясь в тексте «Трагикомедии…» и разворачиваясь на разных уровнях организации её действия, становятся основными смыслообразующими мотивами этого текста. Также мы показали, как образ сводни Селестины, парадоксальным образом связывающий карнавальные категории молодости и ста-рости и организующий всё действие произведения, объединяет индивидуальность этого персонажа, которая ставит его в один ряд с другими персонажами «Трагикомедии…», и фрактальное представление о народно-смеховой культуре в целом.
Было показано, что основной принцип восприятия карнавальной культуры «Трагикомедией…» Рохаса – это аксиологическая инверсия. Это произведение кардинально переосмысляет народно-смеховые категории, отразившиеся в нём как целостная система, и моделирует взгляд на них с точки зрения индивида, отграниченного в своём конечном бытии от вечно становящейся и самоутверждающейся в своём становлении стихии жизни.
1. Rojas, F. de. La Celestina. Edición y notas de Julio Cejador y Franca // Biblioteca virtual Miguel de Cervantes [Электронный ресурс]. URL: http://www.cervantesvirtual.com/obra-visor/la-celestina--1/html/fedc933a-82b1-11df-acc7-002185ce6064_113.html#I_0_ (дата обращения: 11.05.2018).
2. Рохас, Ф. де. Селестина / Пер. с исп. Н. Фарфель. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. 232 с.
3. Антонова Н. В. Проблема своеобразия испанского Ренессанса в интерпретации иберийских медиевистов XX – начала XXI века // Учёные за-писки Казанского университета, 2014, № 156, кн. 3. – Казань: Казанский федеральный университет, 2014. С. 240-246.
4. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М.: Художественная литература, 1975. 504 с.
5. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского // Собрание сочинений в 7-ми томах. Т. 6. – М.: ИМЛИ РАН, 2002. C. 5-300.
6. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Эксмо, 2015. 640 c.
7. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. 3: Теория романа (1930-1961 гг.). – М.: Языки славянских культур, 2012. С. 340-512.
8. Бахтин М. М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Эпос и роман. – СПб.: Азбука, 2000. С. 194-232.
9. Богатырёв П. Г. Вопросы теории народного искусства. – М.: Искусство, 1971. 511 с.
10. Блум Г. Западный канон. Книги и школа всех времен / Пер. с англ Д. Харитонова. – М.: Новое литературное обозрение, 2017. 672 с.
11. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. – М.: Высшая школа, 1989. 648 с.
12. Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. – М.: Новое литературное обозрение, 1996. 352 с.
13. Геннеп, А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / Пер. с. франц. Ю. Е. Ивановой, А. В. Покровской. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. 198 с.
14. Зернова Е. С. Некоторые особенности языка «Селестины» как памятника раннего Возрождения // Сервантесовские чтения, 1988 / сост. З. И. Плав-скин, С. И. Пискунова. – Л.: Наука, 1988. С. 43-50.
15. Козловская Е. В. Этапы формирования испанской мифологической картины мира // Вестник Челябинского государственного университета, 2017, № 3 (399). – Челябинск: Челябинкий государственный университет, 2017. С. 41-44.
16. Колязин. В. Ф. От мистерии к карнавалу. – М.: Наука, 2002. 208 с.
17. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой / Пер. с англ. А. П. Хомика. – М., Киев: РЕФЛ-бук, АСТ, Ваклер, 1997. 230 с.
18. Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. – М.: Наука, 1986. 318 с.
19. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. – М.: РГГУ, 1994. 136 с.
20. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. – М.: Наука, 2000. 407 с.
21. Олсон Л., Адоньева С. Б. Традиция, трансгрессия, компромисс. Миры русской деревенской женщины. – СПб.: Новое литературное обозрение, 2016. 444 с.
22. Османова А. Г. Значение диалога в жанровой структуре «Селестины» Фернандо де Рохаса // Сервантесовские чтения, 1985 / отв. ред. Г. В. Сте-панов. – Л.: Наука, 1985. С. 43-55.
23. Османова А. Г. Поэтика «Селестины» Фернандо де Рохаса. Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. филол. наук. – Л.: Ленинградский государственный университет, 1982. 25 с.
24. Пискунова С. И. «Дон Кихот» Сервантеса и жанры испанской прозы XVI-XVII веков. – М.: МГУ, 1998. 316 с.
25. Плавскин З. И. Литература Возрождения в Испании: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУ, 1994. 236 с.
26. Плавскин З. И. Литература Испании. От зарождения до наших дней. Т. I. IX–XVIII вв.: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. 511 с.
27. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 2000. 336 с.
28. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 2001. 144 с.
29. Руис Х. Книга благой любви / Пер. с исп. М. Донского. – Л.: Наука, 1991. 416 с.
30. Светлакова О. А. «Дон Кихот» Сервантеса: Проблемы поэтики. – СПб.: СПбГУ, 1996. 108 с.
31. Светлакова О. А. Народно-смеховое и историческое в сервантесовском понимании праздничного // Iberica Americans. Праздник в ибероамериканской культуре / отв. ред. В. Б. Земсков. – М., 2002. – 156-161 с.
32. Сервантес, М. де. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский / Пер. с исп. под ред. Б. А. Кржевского, А. А. Смирнова – Т. 1. – М.: Наука, 2003. 722 с.
33. Сервантес, М. де. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский / Пер. с исп. под ред. Б.А. Кржевского, А.А. Смирнова – Т. 2. – М.: Наука, 2003. 794 с.
34. Фролова И. В. Тема любви в «Доротее» Лопе де Веги и «Селестине» Фернандо де Рохаса // Сервантесовские чтения, 1988 / сост. З. И. Плав-скин, С. И. Пискунова. – Л.: Наука, 1988. С. 150-155.
35. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Пер. с англ. М. К. Рыклина. – М.: Политиздат, 1986. 703 с.
36. Чистов К. В. Фольклор. Текст. Традиция. – М.: Объединённое гуманитарное издательство, 2005. 272 с.
37. Шалудько И. А. Имплицитность как принцип текстообразования и анализа литературного текста (на материале испанских литературных памятников XII-XVII вв.). Диссертация на соискание учёной степени докт. филол. наук. – СПб.: СПбГУ, 2016. 600 с.
38. Шалудько И. А. Имплицитные средства языка «Селестины» // Известия РГПУ им. А. И. Герцена, № 156 (2013). – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. С. 95-102.
39. Шафирова С. Ш. кызы. Смешение романа с драматическими жанрами // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, 2011, № 2 (15). – Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры, 2011. С. 59-65.
40. Bataillon M. La originalidad artística de “La Celestina” [reseña sobre la monografía de M. R. Lida de Malkiel] // Nueva revista de filología hispánica, 1963, № 17. – México: El Colegio de México, 1963. P. 286-287.
41. Beltrán R., Canet J. L., Haro M. Fernando de Rojas y el antiguo “auctor” // Biblioteca virtual Miguel de Cervantes [Электронный ресурс]. URL: http://www.cervantesvirtual.com/portales/la_celestina/el_autor/ (дата обращения: 11.05.2018).
42. Botta P. Las (¿dos?) casas de Melibea // Tras los pasos de “La Celestina”. – Kassel: Reichenberger, 2001. P. 157-182 // Biblioteca virtual Miguel de Cervantes [Электронный ресурс]. URL: http://www.cervantesvirtual.com/portales/la_celestina/el_autor/ (дата обращения: 11.05.2018).
43. Campbell J. The Masks of God. Vol. I: Primitive Mythology. – London: Secker & Warburg, 1960. 504 p.
44. Campbell J. The Masks of God. Vol. III: Occidental Mythology. – NY: Penguin Books, 1976. 564 p.
45. Canet Vallés J. L. “La Celestina” y el mundo intelectual de su época // Cinco siglos de “Celestina”: Aportaciones interpretativas. – Valencia, 1997. // Biblioteca virtual Miguel de Cervantes [Электронный ресурс], 2015. URL: http://www.cervantesvirtual.com/nd/ark:/59851/bmcxp909 (дата обращения: 11.05.2018).
46. Canet Vallés J. L. La filosofía moral y la “Celestina” // Ínsula: Revista de letras y ciencias humanas, 1999, № 633. – Madrid, 1999. // Biblioteca virtual Miguel de Cervantes [Электронный ресурс], 2015. URL: http://www.cervantesvirtual.com/nd/ark:/59851/bmcq54k5 (дата обращения: 11.05.2018).
47. Caro Baroja J. Algunos mitos españoles. Ensayos de mitología popular. – Madrid: Editora nacional, 1941. 186 p.
48. Caro Baroja J. El Carnaval. Análisis histórico-cultural. Madrid: Taurus, 1965. 398 p.
49. Caro Baroja J. Las brujas y su mundo. Madrid: Alianza, 1966. 382 p.
50. Casalduero J. G. “La Celestina” y su prólogo // Actas del X Congreso de la Asociación Internacional de Hispanistas (Barcelona, 1989). – Barcelona, 1992. // Biblioteca virtual Miguel de Cervantes [Электронный ресурс], 2016. URL: http://www.cervantesvirtual.com/nd/ark:/59851/bmcdv3j1 (дата обращения: 11.05.2018).
51. Castro Guisasola F. Observaciones sobre las fuentes literarias de “La Celestina”. – Madrid, CSIC, 1973. // Biblioteca virtual Miguel de Cervantes [Электронный ресурс], 2003. URL: http://www.cervantesvirtual.com/nd/ark:/59851/bmc4t6f9 (дата обращения: 11.05.2018).
52. Deyermond A. D. Hilado-Cordón-Cadena: Symbolic Equivalence en “La Celestina” // Celestinesca, 1977, № 1. – Valencia, 1977. // El sitio web de la editorial “Parnaseo” [Электронный ресурс], 2004. URL: http://parnaseo.uv.es/Celestinesca/Celestinesca1_1/Deyermond.pdf (дата об-ращения: 11.05.2018).
53. Deyermond A. D. Historia de la literatura española. T. I: La Edad Media. – Barcelona: Ariel, 2012. 426 p.
54. Deyermond A. D. The Petrarchan Sources of “La Celestina”. – Oxford, 1961. // Biblioteca virtual Miguel de Cervantes [Электронный ресурс], 2003. URL: http://www.cervantesvirtual.com/nd/ark:/59851/bmc125q7 (дата обращения: 11.05.2018).
55. Fothergill-Payne L. “La Celestina”: un libro hondamente senequista // Actas del VIII Congreso de la Asociación Internacional de Hispanistas (Providence, 1983). – Madrid, 1986. // Biblioteca virtual Miguel de Cervantes [Электронный ресурс], 2016. URL: http://www.cervantesvirtual.com/nd/ark:/59851/bmcp57k5 (дата обращения: 11.05.2018).
56. Fothergill-Payne L. La cita subversiva en “Celestina” // Actas del X Congreso de la Asociación Internacional de Hispanistas (Barcelona, 1989). – Barcelona, 1992. Biblioteca virtual Miguel de Cervantes [Электронный ресурс], 2016. URL: http://www.cervantesvirtual.com/nd/ark:/59851/bmct45r0 (дата обращения: 11.05.2018).
57. Gilman, S. The Spain of Fernando de Rojas. The Intellectual and Social Land-scape of “La Selestina”. – Princeton: Princeton University Press, 1972. 559 p.
58. Gómez Estrada G. “Postema y landre te mate”: maldiciones, bendiciones y otras frases, y su función como presagio en “La Celestina” // Celestinesca, 2017, № 41. – Valencia: Universitat de València, 2017. P. 111-126.
59. Gonzalo J. F. Elementos carnavalescos en el Quijote. Del carnaval al libro y del libro al carnaval // Etiópicas, № 6 (2010). P. 27-47.
60. Lida de Malkiel M. R. La originalidad artística de “La Celestina”. – Buenos Aires: Editorial Universitaria de Buenos Aires, 1962. 755 p.
61. Lida de Malkiel M. R. Two Spanish Masterpieces: The Book of Good Love and The Celestina. – Urbana-Champaign: The University of Illinois Press, 1961. 108 p.
62. Maestro J. G. Tragedia, comedia y canon desde la teoría literaria moderna. El personaje nihilista en “La Celestina” // Theatralia: revista de poética del teatro, 2000, №3. – Vigo, 2000. // Biblioteca virtual Miguel de Cervantes [Электрон-ный ресурс], 2003. URL: http://www.cervantesvirtual.com/nd/ark:/59851/bmc90210 (дата обращения: 11.05.2018).
63. Maeztu, R. de. Don Quijote, Don Juan y la Celestina: Ensayos en simpatía. – Buenos Aires: Espasa-Calpe, 1952. 160 p.
64. Maravall J. A. El mundo social de “La Celestina”. – Mardid: Gredos, 1981. 186 p.
65. Márquez Villanueva F. “La Celestina” como antropología hispano-semítica / Trad. del inglés por Bernabé Pons L.F. // Sharq Al-Andalus, 1991, № 8. – Alicante, 1991. // Biblioteca virtual Miguel de Cervantes [Электронный ре-сурс], 2016. URL: http://www.cervantesvirtual.com/nd/ark:/59851/bmcwh4p3 (дата обращения: 11.05.2018).
66. McPheeters D. W. Alegorismo, epicureísmo y estoicismo escolástico en “La Celestina” // Actas del IV Congreso de la Asociación Internacional de Hispanistas (Salamanca, 1971). – Salamanca: 1982. // Biblioteca virtual Miguel de Cervantes [Электронный ресурс], 2016. URL: http://www.cervantesvirtual.com/nd/ark:/59851/bmcgf2t0 (дата обращения: 11.05.2018).
67. Menéndez Pidal R. Antología de prosistas españoles. – Madrid: Espasa-Calpe, 1978. 261 p.
68. Menéndez y Pelayo M. La Celestina [estudio] // Rojas, F. de. La Celestina. – Madrid, CSIC, 1941. // Biblioteca virtual Miguel de Cervantes [Электронный ресурс], 2003. URL: http://www.cervantesvirtual.com/nd/ark:/59851/bmckd1s9 (дата обращения: 11.05.2018).
69. Menéndez y Pelayo M. Orígenes de la novela. III: Cuentos y novelas cortas. La Celestina. – Buenos Aires: Espasa-Calpe, 1947. 458 p.
70. Molho M. Cervantes: raíces folklóricas. – Madrid: Gredos, 1976. – 358 p.
71. Redondo A. El personaje de Don Quijote: tradiciones folklórico-literarias, contexto histórico, elaboración cervantina // Nueva revista de filología hispánica, 1980, № 1. – México: El Colegio de México, 1980. P. 847-856.
72. Redondo A. Tradición carnavalesca y creación literaria del personaje de Sancho Panza al episodio de la ínsula Barataria en el Quijote // Bulletin Hispanique, 1978, t. 80, № 1-2. – Bordeaux: Université Bordeaux-Montaigne, 1978. P. 39-70.
73. Russell P. E. La magia, tema integral de “La Celestina” // Temas de “La Celestina” y otros estudios: del “Cid” al “Quijote”. – Barcelona, Caracas, México, Ariel, 1978. // Biblioteca virtual Miguel de Cervantes [Электронный ресурс], 2003. URL: http://www.cervantesvirtual.com/nd/ark:/59851/bmcw9538 (дата обращения: 11.05.2018).
74. Russell P. E. Tradición literaria y realidad social en “La Celestina” [reseña sobre las monografías “Two Spanish Masterpieces” y “La originalidad artística de “La Celestina”” de M. R. Lida de Malkiel] // Temas de “La Celestina” y otros estudios: del “Cid” al “Quijote”. – Barcelona, Caracas, México, 1978. // Biblioteca virtual Miguel de Cervantes [Электронный ресурс], 2003. URL: http://www.cervantesvirtual.com/nd/ark:/59851/bmcrn330 (дата обращения: 11.05.2018).
75. Serés G. Menéndez Pelayo y la Celestina // Orígenes de la novela: estudios: ponencias presentadas al congreso I Encuentro Nacional Centenario de Marcelino Menéndez Pelayo (Santander, 2006). – Santander, 2006. // Biblioteca virtual Miguel de Cervantes [Электронный ресурс], 2008. URL: http://www.cervantesvirtual.com/nd/ark:/59851/bmc3b6g6 (дата обращения: 11.05.2018).
76. Severin D. Parodia y satira en “La Celestina” // Actas del VI Congreso de la Asociación Internacional de Hispanistas (Toronto, 1977). – Toronto, 1980. // Biblioteca virtual Miguel de Cervantes [Электронный ресурс], 2016. URL: http://www.cervantesvirtual.com/nd/ark:/59851/bmcr51p1 (дата обращения: 11.05.2018).
77. Ynduráin D. Un aspecto de “La Celestina” // Estudios sobre el Siglo de Oro: homenaje al profesor Francisco Ynduráin. – Madrid, 1984. // Biblioteca virtual Miguel de Cervantes [Электронный ресурс], 2012. URL: http://www.cervantesvirtual.com/nd/ark:/59851/bmc7s889 (дата обращения: 11.05.2018).