ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ 8
ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНАЯ БАЗА И КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ СУБЪЕКТА К МСП 8
РАЗВИТИЕ МСП В РОССИИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИКА 11
ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 15
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ МСП: ПОДДЕРЖКА, ЦЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ 19
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МСП И МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 25
Эстония 25
Грузия 27
США 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ 30
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 30
Социально-демографические особенности предпринимательства 30
Портрет молодого предпринимателя и его психологический облик 30
Психологические барьеры 32
Административные барьеры 34
Понятие молодежного предпринимательства в России 36
Особенности молодежного предпринимательства в России и проблемы его развития 37
МОДЕЛЬ GEM И МОДЕЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО НАМЕРЕНИЯ 39
МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 42
ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 44
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 45
СБОР ФОКУС-ГРУППЫ И ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 45
АНАЛИЗ ГЛУБИННЫХ ИНТЕРВЬЮ 47
ОПИСАНИЕ ОПРОСА 49
РАСЧЕТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ 50
РЕКОМЕНДАЦИИ И ВЫВОДЫ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МОДЕЛЬ GLOBAL ENTREPRENEURSHIP MONITOR 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЯ МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И УРОВНИ АТРИБУТОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. СОДЕРЖАНИЕ НАБОРОВ ПОРТФЕЛЕЙ ДЛЯ 27 ИСХОДОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ГЛУБИННОГО ИНТЕРВЬЮ (1) 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. СРАВНЕНИЕ ЦЕНТРА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В КОРЕНОВСКЕ И В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ГЛУБИННОГО ИНТЕРВЬЮ (2) 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА ОПРОСА 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. РЕЗУЛЬТАТЫ ВТОРОГО БЛОКА (ОТВЕЧАЮТ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ) 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 11. ПОЛЕЗНОСТЬ УРОВНЕЙ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 12. ОЦЕНКА ПОЛЕЗНОСТИ ЛЕКТОРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 13. ОЦЕНКА ПОЛЕЗНОСТИ ЦЕНЫ ОБУЧЕНИЯ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 14. ОЦЕНКА ПОЛЕЗНОСТИ СВЯЗНОСТИ ЗАНЯТИЙ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 15. ОЦЕНКА ПОЛЕЗНОСТИ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 16. ОЦЕНКА ПОЛЕЗНОСТИ ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 17. ОЦЕНКА ПОЛЕЗНОСТИ АДАПТАЦИИ КОНТЕНТА 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 18. ОЦЕНКА ПОЛЕЗНОСТИ РАБОТЫ В КОМАНДЕ 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 19. СПИСОК ПРИМЕРНЫХ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЛЯ СИСТЕМЫ ГРАНТОВ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 20. МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 21. ПЕРВИЧНЫЙ ЦИКЛ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СЕБЯ КАК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ И БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ 106
Малый и средний бизнес является неотъемлемым компонентом рыночной конкурентной экономики, развитие которой в последствии способно обеспечить занятость населения, высокий уровень и качество жизни граждан страны. Именно поэтому государство столь заинтересовано в том, чтобы развивать МСП и снижать барьеры, стоящие перед потенциальными предпринимателями, которые задумываются о начале собственного дела. Одним из условий укрепления и быстрого развития малого бизнеса является активная поддержка малого бизнеса и его включение в сотрудничество с крупными корпоративными структурами. Государство заинтересованно в том, чтобы поддерживать МСП также и потому, что в РФ существует бюджетное выравнивание и четкое деление субъектов на реципиентов и доноров. Развитие бизнеса в «проблемных» регионах страны (например, Северо-Кавказский федеральный округ) способно повысить устойчивость и финансовую независимость территории.
Современный уровень развития российского МСП оценивается как недостаточный по сравнению с развитыми странами. Вклад данного сектора в ВВП России на 2015 год составляет 20–21%, а его доля в общей численности занятых равна 25%, в то время как в странах с развитой рыночной экономикой эти показатели достигают соответственно 60% и 83%. К 2018 году вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП страны достиг отметки в 22.3%, что говорит о том, что малый и средний бизнес нуждаются в большей поддержке со стороны государства и нынешние меры недостаточны.
Как сказал Максим Орешкин, бывший министр экономического развития РФ, 6 февраля 2019 года: “Наша задача — это позволить тем, кому еще только предстоит открыть новые предприятия, не сталкиваться с различными барьерами и идти по упрощенному пути”.
Регулярно проводятся мероприятия, цель которых развитие предпринимательства и его популяризация среди широких слов населения, прежде всего молодежи, активное вовлечения населения в предпринимательскую деятельность. Молодые люди 18-24 лет является той категорией граждан, которая получает или уже получила образование и только начинает получать свои первые рабочие места или выбирать между предпринимательством и карьерой в качестве наемного работника. Это люди, которые выросли в России, где функционируют принципы рыночной экономики, а не в СССР, они хотят свободы при принятии решений, не столь консервативны как старшее поколение, не согласны на классическую работу в офисе и склонны к риску, именно они через несколько лет будут создавать Россию будущего. Однако, можно ответить, что по данным Росстат 30% молодых людей сталкиваются со сложностями при поиске и получении работы, а около 350 тысяч молодежи 18-25 лет ежегодно покидают Россию в поисках перспектив в других странах.
Уровень оптимизма среди россиян касаемо бизнес карьеры за последние 25 лет вырос в 2 раза с 35% до 70%, а 25 миллионов россиян хотели бы попробовать себя в качестве предпринимателей, что говорит о заинтересованности в ведении бизнеса .Исследование аналитического центра НАФИ совместно с платформой “Деловая среда” показало, что 73% нынешних предпринимателей хотя бы 1 раз проходили бизнес-курсы или образовательную программу и чувствуют потребность в том, чтобы обучаться далее . Молодые люди, которые хотели бы стать предпринимателями, называют в качестве барьера, который останавливает их от старта бизнес-карьеры, недостаток знаний в ряде областей для ведения бизнеса после таких барьеров, как отсутствия капитала и макроэкономических барьеров (высокие налоговые ставки, нестабильность экономической ситуации). Модель предпринимательского намерения демонстрирует влияние знаний о предпринимательстве на предпринимательские намерения и действия. Иными словами, помогая молодым людям обучиться основам ведения бизнеса, Россия формирует пул предпринимателей будущего.
Цель выпускной квалификационной работы — выработать рекомендации институтам развития молодежного предпринимательства в России на основе анализа барьеров для МСП в молодежной среде.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• Систематизировать существующую литературу;
• Провести сравнительный анализ международного опыта в сфере МСП;
• Изучить теоретические механизмы воздействия барьеров и стимулов к МСП у молодых людей;
• Представить модель воздействия факторов на предпринимательскую инициативу среди молодежи;
• Собрать фокус-группу из предпринимателей и обсудить проблемы развития МСП в стране;
• Проанализировать мнения экспертов на основе глубинных интервью;
• Составить опросник и провести опрос среди молодых людей 18–24 лет;
• Применить современные количественные методы для обработки данных.
Методология исследования: глубинные интервью, фокус-группы, эмпирическое исследование посредством проведения опроса и применения современных количественных методов анализа данных - адаптивного совместного анализа.
Предпринимательство играет, пожалуй, одну из важнейших ролей в развитии экономики страны и является одним из источников экономического роста, создания рабочих мест и реализации общественных целей . Вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП России составляет 21%, что в три раза ниже уровня развитых стран. Только 25% россиян заняты на микропредприятиях, малых и средних предприятиях, работают на индивидуальных предпринимателей, в то время как в Европе данный показатель составляет 70-80%. Субъекты малого и среднего предпринимательства крайне важны для экономики страны, они выступают драйвером ее развития, способствую росту числа отечественных инноваций и повышению конкурентоспособности экономики. Индикаторы развития МСП демонстрируют, что принимаемые меры поддержки в России недостаточны, существует дефицит финансирования МСП, а серьезные административные и психологические барьеры останавливают россиян заниматься предпринимательством.
За последние 25 лет уровень оптимизма у россиян касаемо бизнес-карьеры вырос в 2 раза с 35% до 70%. Особый интерес к предпринимательской карьере демонстрируют школьники и студенты, то есть те, кто не застал времена СССР, где слово спекулянт имело негативный окрас. Молодое поколение – это поколение тех, кто придет на смену нынешним бизнесменам и будет формировать Россию будущего. Молодежь демонстрирует стремление к переменам, желание изменить мир, чаще всего именно молодые люди показывают творческий и нешаблонный подход к решению проблем. Несмотря на энергичность, способность к обучению, готовность к риску и амбициозность, далеко не все те, кто хотели бы открыть свое дело, делают это. Большое количество потенциальных предпринимателей не переходит в разряд действующих предпринимателей, а страна теряет большое количество инновационных проектов, рабочих мест или всемирно известный продукт (на примере Эстонии - Skype созданный молодыми эстонскими программистами).
Одним из главнейших внутренних барьеров к старту бизнес-карьеры у молодых людей является неуверенность в собственных знаниях, навыках, компетенциях. В Финляндии, Эстонии, США развитие бизнес-мышления у детей начинает с детского сада, в школе уже реализуются первые пробные проекты, при выборе специальности в ВУЗе школьники вполне серьезно рассматривают вариант развития бизнес-карьеры. Университеты и колледжи в таком случае выступают отличной платформой для открытия собственного дела, а некоторые университеты имеют финансовые возможности для поддержки студенческого стартапа за долю в компании (StanfordUniversity, USA). Недостаток процесса передачи из одной системы в другу (followon)в образовательном процессе (сад-школа-вуз), отсутствие уроков экономики и мероприятий, направленных формирование предпринимательского духа у российских детей, ведет к отсутствию фундаментальных знаний о предпринимательстве у молодых людей 18-24 лет. Модель предпринимательского намерения Linnaдемонстрирует как знания о бизнесе влияют на предпринимательские намерения и предпринимательские действия. Иными словами, государство должно помочь молодежи овладеть базовыми знаниями о предпринимательстве, чтобы увеличилось число субъектов молодежного МСП. Следовательно, требуется тщательный анализ предпочтений и требований молодых людей 18-24 лет при выборе образовательной программы, реализуемый центрами поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторами и акселераторами.
Проведение совместного адаптивного анализа (adaptiveconjointanalysis) показало, что молодые люди хотят получить систематизированные знания по всем основным аспектам ведения бизнеса. По мнению респондентов, наибольшей ценностью обладает программа, которая:
1. Оказывается на бесплатной основе (за счет Центра / государства), что создает 19,1% всей ценности программы;
2. Ведется лектором-практиком, предпринимателем с опытом, что формирует 15% всей ценности программы;
3. Является цельным курсом и охватывает все аспекты ведения бизнеса, создавая 14,1% общей ценности;
4. Сочетает в себе очное и онлайн обучение, 13,3% ценности от всей программы;
5. Длится до 1 месяца (2-4 недели), что создает 10,3% общей ценности;
6. Адаптируется под запросы аудитории, есть возможность разобрать кейс от участников программы, вклад 4,5% в общую ценность программы;
7. Реализовывается в группе, а не индивидуально, 0,6% от ценности программы;
Дополнительный анализ, обзор международного опыта, общение с экспертами и сбор фокус-группы расширил список требований к программе. Так, программа должна иметь проектный характер работы, включать в себя интерактивные занятия с другими студентами, проработку индивидуальных барьеров с коучем, содержать актуальный лекционный материал и соответствовать принципу практикоориентированности.
Мною были сформулированы 2 группы рекомендаций: на уровень министерств (Министерство экономического развития и Министерство просвещения) и на уровень государственных учреждений, оказывающих образовательные услуги предпринимателям (ЦПП, бизнес-инкубаторы, акселераторы, школы предпринимательства и т.д.). В первую группу рекомендаций я включила следующие рекомендации:
1. Внедрить принципы работы “Предприимчивой школы” Эстонии в систему дошкольного воспитания и школьного образования в России, что позволит развить предпринимательский талант и потенциал в детях с детского сада и школы.
2. Разработать критерии для оценки эффективности работы ЦПП и иных государственных организаций, оказывающих образовательные услуги, и внедрить систему грантов с целью повышения качества предоставляемых услуг и росту мотивации у государственных органов соответствовать требованиям, предъявляемых молодежью к образовательным программам.
Для второй рекомендации я совместно с фокус-группой разработала примерный перечень критериев, по котором могла бы оцениваться деятельность органов и приниматься решение о выдаче гранта на развитие.
Вторая группа рекомендаций состоит из следующих предложений:
1. Внедрить базовые курсы, разработанные с учетом пожеланий и особенностей молодых предпринимателей, в которых покрываются все основные аспекты ведения бизнеса и которые адаптированы под разный уровень знаний у слушателей.
Мною была разработала модель образовательной программы для первого уровня обучения (начинающий предприниматель), которая соответствует требованиям, которые предъявляет молодежь к образовательным бизнес-программам.
2. Сделать групповые и индивидуальных занятия с коучем неотъемлемым элементом учебного процесса с целью преодоления индивидуальных внутренних барьеров и страхов молодых предпринимателей или тех, кто желает ими стать.
3. Повысить уровень информированности молодежи о центрах поддержки МПС, а также организациях, оказывающих образовательные услуги для предпринимателей, в том числе для молодых людей, посредством появления Центров в социальных сетях, активной деятельности в сети, проведения молодежных форумов, рекламы и работы с университетами и с другими учебными заведениями.
4. Обеспечить сбор, хранения и систематизации образовательных материалов в Центрах как на существующих порталах и сайтах Центров, так и на других ресурсах, в том числе в социальных сетях.
Таким образом, цель моей ВКР и исследования была достигнута полностью.
1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – Федеральная налоговая служба. ─ URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 07.04.2020).
2. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. ─ URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 16.03.2020).
3. Закон Российской Федерации "Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)" от 24 июля 2007г. № N 209-ФЗ // Российская газета. Ст. 7
4. Информационные материалы о национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», 2018. ─ URL: http://static.government.ru/media/files/ualhTsGOc72APotuEQUjhoENhq1qYz4H.pdf (дата обращения: 16.03.2020).
5. Концепция Стратегии развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]: URL: www.ccitula.ru/userfiles/file/MSB/проект_20_05_2012.doc(дата обращения: 13.08.2019)
6. Малое и среднее предпринимательство в России, 2011-2017, Федеральная служба государственной статистики (Росстат). ─ URL: https://gks.ru/ (дата обращения: 18.03.2020).
7. Министерство экономического развития, малый и средний бизнес, 2019. ─ URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness/(дата обращения: 20.08.2019).
8. О состоянии малого и среднего предпринимательства в государствах – участниках СНГ: Информационно-аналитический обзор // Федеральный портал малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ. М., 2015. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа:
9. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025г. [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. №2403-р // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон.дан. – М., 2017. – Доступ из локальной сети науч. Б-ки Том. Гос. ун-та.
10. Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р “О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий ("дорожной карте") по ее реализации”, 2016. ─ URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71318202/ (дата обращения: 05.11.2019).
11. Федеральная служба государственной статистики (Росстат), 2020. – URL: https://gks.ru/folder/210/document/13223 (дата обращения: 07.04.2020).
12. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
13. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2015 №287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства», где описываются функции "Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства".
14. Центр Мой бизнес: Льготный кредит по ставке до 8,5%, 2020. ─ URL: https://мойбизнес.рф/support/lgotnyy-kredity-dlya-biznesa-po-stavke-do-8-5-kak-poluchit (дата обращения: 01.03.2020).
Литература:
1. 25 миллионов россиян хотели бы попробовать себя в предпринимательстве, результаты исследования Аналитического центра НАФИ, Платформы знаний и сервисов для бизнеса «Деловая среда» и Министерства экономического развития Российской Федерации, 2019. ─ URL: https://nafi.ru/analytics/25-millionov-rossiyan-khoteli-by-poprobovat-sebya-v-predprinimatelstve/ (дата обращения: 15.08.2019).
2. Александров П.А. Экономико-психологические аспекты малого предпринимательства в России // Вестник Челябинского государственного университета. 2017.
3. Александров, П. А. Популяризация предпринимательства — важный фактор, способствующий развитию малого предпринимательства в России [Электронный ресурс] / П. А. Александров // Вестн. Владимир. гос. ун-та им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Сер.: Экон. науки. — 2016. — № 1 (7). — С. 113— 119. — URL: http://vestnik-es.vlsu.ru/fileadmin/_temp_/No7.pd
4. Аналитический Центр НАФИ Исследование: российский бизнес глазами «отцов» и «детей»,2019. ─ URL: https://nafi.ru/analytics/issledovanie-rossiyskiy-biznes-glazami-ottsov-i-detey/ (дата обращения: 16.02.2020)
5. Аналитический центр НАФИ: Взаимоотношения арендаторов и арендодателей: поиск компромисса, 2020. ─ URL: https://nafi.ru/projects/predprinimatelstvo/vzaimootnosheniya-arendatorov-i-arendodateley-poisk-kompromissa/ (дата обращения: 03.05.2020).
6. Аналитический центр НАФИ: Предприниматели хотят учиться бесплатно, 2019. — URL: https://nafi.ru/analytics/predprinimateli-khotyat-uchitsya-besplatno-en-entrepreneurs-want-to-study-for-free-/ (дата обращения 10.05.2020)
7. Ахиярова, Н.В. Социально-управленческие проблемы государственной поддержки молодежного предпринимательства в республике Башкортостан [Текст] :автореф.дис. … к.соц.н. / Н.В. Ахиярова. – Уфа: Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2009. – 21 с.
8. Вильчинская Ольга Витальевна, Чагина Анна Владимировна Проблемы развития предпринимательства в молодежной среде // Вестник ГУУ. 2014. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-predprinimatelstva-v-molodezhnoy-srede (дата обращения: 20.05.2020).
9. Вострухина, Д.Ю. Разработка концпции развития молодежного предпринимательства (на примере г. Таганрога) [Текст] / Д.Ю.Вострухина // Современные наукоемкие технологии. – 2014. - №7 7-3. – С. 81-82
10. Далибожко А.И. Понятие молодежного предпринимательства и его место в развитии экономики страны // Вестник белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2017. - №3. - С. 307-315.
11. Данные Федеральной службы государственной статистики, 2011. ─ URL: www.gks.ru (дата обращения: 10.12.2019)
12. Ермолаева Е.П. Преодоление негативных самоизоляционных тенденций предпринимателей в условиях кризисной экономики // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2015.
13. Ермолаева Е.П. Психология реализации профессионала в условиях социально-экономических изменений. Автореферат / Е.П. Ермолаева. - М., 2009.
14. Иванова, А.В. Комплексная оценка факторов развития молодежного предпринимательства в университетской среде [Текст] :автореф.дис. … к.э. наук / А.В.Иванова. – Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, 2013. – 18 с.
15. Информационный бизнес-портал: Госпрограммы поддержки малого бизнеса в 2019 году, 2019. ─ URL: http://vesbiz.ru/svoj-biznes/programma-podderzhki-malogo-biznesa.html (дата обращения: 14.10.2019).
16. Каурова, Е.Э. Анализ международной практики финансовой поддержки молодежного предпринимательства [Текст] / Е.Э.Каурова, Е.Г. Русскова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. - №2-2. – С. 416-423.
17. Кови С.Р. 7 навыков высокоэффективных людей. Возврат к этике характера. - М.: Вече, 1997. - 480 с.
18. Кочесокова, Э.Ю. Исследование основных проблем и перспектив развития молодежного предпринимательства в РФ [Текст] / Э.Ю.Кочесокова // JuvenisScientia. – 2016. - №1. – C.50-51
19. Максим Орешкин и финалисты «Немалого бизнеса» обсудили современные условия ведения
20. Москва 24: Назван средний возраст начинающего предпринимателя в России. – URL: https://www.m24.ru/news/ehkonomika/03042019/71489 (дата обращения: 09.10.2019).
21. Назарова, П. Н. Основные проблемы и развитие молодежного предпринимательства в РФ / П. Н. Назарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 162-163. — URL: https://moluch.ru/archive/255/58381/ (дата обращения: 20.04.2020).
22. Назван средний возраст начинающего предпринимателя в России, 2019. ─ URL:
23. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: Общие основы психологии.- 5-е изд.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.- 687 с.
24. Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2014 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ Министерства экономического развития РФ от 01 июля 2014 №411 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон.дан. – М., 2017. – Доступ из локальной сети науч. Б-ки Том. Гос. ун-та.
25. Осокин М.А. Проблемы определения субъектов малого бизнеса: зарубежный опыт //Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ.конф.№ 1(1). ─ URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(1).pdf (дата обращения 10.08.2019)
26. Предприниматели хотят учиться, аналитический центр НАФИ совместно с Платформой знаний и сервисов для бизнеса «Деловая среда», 2019. ─ URL: https://nafi.ru/analytics/predprinimateli-khotyat-uchitsya/ (дата обращения: 16.08.2019).
27. Предпринимательства,2019. ─ URL: https://economy.gov.ru/material/news/maksim_oreshkin_i_finalisty_nemalogo_biznesa_obsudili_sovremennye_usloviya_vedeniya_predprinimatelstva.html (дата обращения: 05.08.2019).
28. Программы “Азбука предпринимателя” от АО Корпорация МСП,2020. – URL: https://corpmsp.ru/upload/iblock/1b7/Азбука%20предпринимателя%20(учебное%20пособие).pdf
29. Путин, В. В. Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП России не превышает 21% // Информационное агентство «Национальная служба новостей» (ООО «НСН»). 08.06.2015. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа:
30. РБК: Финансовая разведка оценила в ₽20 трлн объем теневой экономики в России, 2019. – URL: https://www.rbc.ru/economics/22/02/2019/5c6c16d99a79477be70257ee (дата обращения: 04.09.2019)
31. Российская газета: “В Германии начали выплаты безвозмездных пособий потерявшим работу“, 2020. – URL: https://rg.ru/2020/04/02/v-germanii-nachali-vyplaty-bezvozmezdnyh-posobij-poteriavshim-rabotu.html (дата обращения: 01.05.2020).
32. Совместное исследование Аналитического центра НАФИ и платформы знаний для предпринимателей “Деловая среда”, 2018. ─ URL: https://nafi.ru/upload/spss/Survey_results_difficulties_that_SME_encounter.pdf (дата обращения: 20.02.2020)
33. Стартовое пособие в Эстонии, 2020. ─ URL: https://www.arenduskeskused.ee/ru/консультирование-стартового-пособия (дата обращения: 20.04.2020).
34. Уездные Центы Развития: Предприимчивость молодёжи и основы предпринимательства, 2019 ─ URL: https://www.arenduskeskused.ee/noorele/ (дата обращения: 23.04.2020).
35. Учебно-методического пособия Образовательно-консультационной программы “ Акселератор” Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения “Центр развития и поддержки предпринимательства”, 2019. – URL: https://drive.google.com/file/d/1LZtx_cbErdT6-ND3q7xj0Zuq60qa1d1P/view
36. Учебного пособия “Основы” по программе “Школа предпринимательства”, АО Корпорация МСП, 2016. – URL: https://corpmsp.ru/upload/iblock/df4/Школа%20предпринимательства.pdf
37. Учебный материал по предприимчивому обучению по принципам Предприимчивой Школы в Эстонии, 2016. – URL: https://evkool.ee/wp-content/uploads/2016/03/Ettev-tliku-ppe-juhendmaterjal-petajale_RUS.pdf
38. Хаустов, М.Ю. (2015). Механизм формирования предпринимательского потенциала: опыт Евросоюза и США. Российское предпринимательство, 16(16), 2573-2586.
39. Центр предпринимательства Ида-Вирумаа, базовое обучение предпринимательству, 2020. – URL: https://www.ivek.ee/static/Темы-курса.pdf
40. Чистякова, Н.О. Оценка потенциала университета как элемента инновационной среды региона [Текст] / H.О. Чистякова, И.В. Краковецкая, Е.С. Воробьева // Креативная экономика. – 2013. – №9(81). – С.105-113.
41. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности / Р.Х. Шакуров // Вопросы психологии 2001, – No1. – С. 3-18.
42. BankofGeorgia наращивает поддержку МСБ благодаря международным партнерам, 2019. ─ URL: https://smebanking.news/ru/17067-bank-of-georgia-narashhivaet-podderzhku-msb-blagodarya-mezhdunarodnym-partneram/ (дата обращения: 09.04.2020).
43. Bird B. J. Implementing Entrepreneurial Ideas: The Case for Intentions // Academy of Management Review. 1988. Vol. 13. No. 3. Р. 442–453.
44. Chigunta, F. (2002). Youth Entrepreneurship: Meeting the Key Policy Challenges. Wolfson College, Oxford University, England
45. EY Academy (USA), Youth Entrepreneurs, curriculum Topics, 2020. – URL: https://yeacademy.org
46. Fayolle A., Gailly B. The Impact of Entrepreneurship Education on Entrepreneurial Attitudes and Intention: Hysteresis and Persistence // Journal Of Small Business Management. 2015. Vol. 53. No. 1. Р. 75–93.
47. Forbes: OECD назвал Грузию успешной страной в плане поддержки малого и среднего бизнеса, 2018. ─ URL: https://forbes.ge/news/5219/OECD-nazval-Гruziju-uspeshnoj-stranoj-v-plane-podderzhki-malogo-i-srednego-biznesa (дата обращения: 29.03.2020).
48. GEM 2019 / 2020 GLOBAL REPORT, 2020. ─ URL: https://www.gemconsortium.org/report/gem-2019-2020-global-report (дата обращения: 01.04.2020)
49. InternationalWealth: Регистрация стартапа в Эстонии: как развить бизнес в лидирующей стране, 2019. – URL:https://internationalwealth.info/startups-abroad/how-to-develop-a-business-in-a-leading-country/ (дата обращения 15.05.2020)
50. Liñán, F. (2004). Intention-based models of entrepreneurship education. Piccolla Impresa/Small Business, 3(1), 11–35.
51. Linan F., Rodríguez-Cohard J. C., Rueda-Can- tuche J. M. Factors affecting entrepreneurial intention lev- els. 45th Congress of the European Regional Science As- sociation, 2005, pp. 23–27.
52. Riahi, S. Youth Entrepreneurship: Ottawa`s portfolio in talent development [Electronic resourse]. – Retrieved from https://timreview.ca/article/394
53. RUBER ZEPPELIN OÜ: Налоги в Эстонии, 2020. ─ URL: https://estoniancompany.eu/poleznoe/nalogi-v-estonii-v-2020-m-godu (дата обращения: 20.04.2020).
54. Schoof, U. (2006). Stimulating Youth Entrepreneurship: Barriers and incentives to enterprise start-ups by young people. InternationalLabourOffice, Geneva, 105 pages.
55. USAID in Georgia, 2020. ─ URL: https://regnum.ru/news/polit/2846392.html (дата обращения: 09.04.2020).