Государственная поддержка молодежного малого и среднего предпринимательства в России
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ 8
ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНАЯ БАЗА И КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ СУБЪЕКТА К МСП 8
РАЗВИТИЕ МСП В РОССИИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИКА 11
ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 15
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ МСП: ПОДДЕРЖКА, ЦЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ 19
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МСП И МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 25
Эстония 25
Грузия 27
США 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ 30
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 30
Социально-демографические особенности предпринимательства 30
Портрет молодого предпринимателя и его психологический облик 30
Психологические барьеры 32
Административные барьеры 34
Понятие молодежного предпринимательства в России 36
Особенности молодежного предпринимательства в России и проблемы его развития 37
МОДЕЛЬ GEM И МОДЕЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО НАМЕРЕНИЯ 39
МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 42
ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 44
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 45
СБОР ФОКУС-ГРУППЫ И ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 45
АНАЛИЗ ГЛУБИННЫХ ИНТЕРВЬЮ 47
ОПИСАНИЕ ОПРОСА 49
РАСЧЕТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ 50
РЕКОМЕНДАЦИИ И ВЫВОДЫ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МОДЕЛЬ GLOBAL ENTREPRENEURSHIP MONITOR 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЯ МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И УРОВНИ АТРИБУТОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. СОДЕРЖАНИЕ НАБОРОВ ПОРТФЕЛЕЙ ДЛЯ 27 ИСХОДОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ГЛУБИННОГО ИНТЕРВЬЮ (1) 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. СРАВНЕНИЕ ЦЕНТРА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В КОРЕНОВСКЕ И В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ГЛУБИННОГО ИНТЕРВЬЮ (2) 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА ОПРОСА 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. РЕЗУЛЬТАТЫ ВТОРОГО БЛОКА (ОТВЕЧАЮТ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ) 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 11. ПОЛЕЗНОСТЬ УРОВНЕЙ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 12. ОЦЕНКА ПОЛЕЗНОСТИ ЛЕКТОРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 13. ОЦЕНКА ПОЛЕЗНОСТИ ЦЕНЫ ОБУЧЕНИЯ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 14. ОЦЕНКА ПОЛЕЗНОСТИ СВЯЗНОСТИ ЗАНЯТИЙ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 15. ОЦЕНКА ПОЛЕЗНОСТИ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 16. ОЦЕНКА ПОЛЕЗНОСТИ ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 17. ОЦЕНКА ПОЛЕЗНОСТИ АДАПТАЦИИ КОНТЕНТА 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 18. ОЦЕНКА ПОЛЕЗНОСТИ РАБОТЫ В КОМАНДЕ 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 19. СПИСОК ПРИМЕРНЫХ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЛЯ СИСТЕМЫ ГРАНТОВ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 20. МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 21. ПЕРВИЧНЫЙ ЦИКЛ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СЕБЯ КАК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ И БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ 106
ГЛАВА 1. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ 8
ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНАЯ БАЗА И КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ СУБЪЕКТА К МСП 8
РАЗВИТИЕ МСП В РОССИИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИКА 11
ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 15
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ МСП: ПОДДЕРЖКА, ЦЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ 19
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МСП И МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 25
Эстония 25
Грузия 27
США 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ 30
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 30
Социально-демографические особенности предпринимательства 30
Портрет молодого предпринимателя и его психологический облик 30
Психологические барьеры 32
Административные барьеры 34
Понятие молодежного предпринимательства в России 36
Особенности молодежного предпринимательства в России и проблемы его развития 37
МОДЕЛЬ GEM И МОДЕЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО НАМЕРЕНИЯ 39
МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 42
ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 44
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 45
СБОР ФОКУС-ГРУППЫ И ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 45
АНАЛИЗ ГЛУБИННЫХ ИНТЕРВЬЮ 47
ОПИСАНИЕ ОПРОСА 49
РАСЧЕТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ 50
РЕКОМЕНДАЦИИ И ВЫВОДЫ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МОДЕЛЬ GLOBAL ENTREPRENEURSHIP MONITOR 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЯ МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И УРОВНИ АТРИБУТОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. СОДЕРЖАНИЕ НАБОРОВ ПОРТФЕЛЕЙ ДЛЯ 27 ИСХОДОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ГЛУБИННОГО ИНТЕРВЬЮ (1) 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. СРАВНЕНИЕ ЦЕНТРА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В КОРЕНОВСКЕ И В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ГЛУБИННОГО ИНТЕРВЬЮ (2) 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА ОПРОСА 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. РЕЗУЛЬТАТЫ ВТОРОГО БЛОКА (ОТВЕЧАЮТ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ) 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 11. ПОЛЕЗНОСТЬ УРОВНЕЙ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 12. ОЦЕНКА ПОЛЕЗНОСТИ ЛЕКТОРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 13. ОЦЕНКА ПОЛЕЗНОСТИ ЦЕНЫ ОБУЧЕНИЯ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 14. ОЦЕНКА ПОЛЕЗНОСТИ СВЯЗНОСТИ ЗАНЯТИЙ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 15. ОЦЕНКА ПОЛЕЗНОСТИ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 16. ОЦЕНКА ПОЛЕЗНОСТИ ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 17. ОЦЕНКА ПОЛЕЗНОСТИ АДАПТАЦИИ КОНТЕНТА 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 18. ОЦЕНКА ПОЛЕЗНОСТИ РАБОТЫ В КОМАНДЕ 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 19. СПИСОК ПРИМЕРНЫХ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЛЯ СИСТЕМЫ ГРАНТОВ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 20. МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 21. ПЕРВИЧНЫЙ ЦИКЛ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СЕБЯ КАК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ И БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ 106
Малый и средний бизнес является неотъемлемым компонентом рыночной конкурентной экономики, развитие которой в последствии способно обеспечить занятость населения, высокий уровень и качество жизни граждан страны. Именно поэтому государство столь заинтересовано в том, чтобы развивать МСП и снижать барьеры, стоящие перед потенциальными предпринимателями, которые задумываются о начале собственного дела. Одним из условий укрепления и быстрого развития малого бизнеса является активная поддержка малого бизнеса и его включение в сотрудничество с крупными корпоративными структурами. Государство заинтересованно в том, чтобы поддерживать МСП также и потому, что в РФ существует бюджетное выравнивание и четкое деление субъектов на реципиентов и доноров. Развитие бизнеса в «проблемных» регионах страны (например, Северо-Кавказский федеральный округ) способно повысить устойчивость и финансовую независимость территории.
Современный уровень развития российского МСП оценивается как недостаточный по сравнению с развитыми странами. Вклад данного сектора в ВВП России на 2015 год составляет 20–21%, а его доля в общей численности занятых равна 25%, в то время как в странах с развитой рыночной экономикой эти показатели достигают соответственно 60% и 83%. К 2018 году вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП страны достиг отметки в 22.3%, что говорит о том, что малый и средний бизнес нуждаются в большей поддержке со стороны государства и нынешние меры недостаточны.
Как сказал Максим Орешкин, бывший министр экономического развития РФ, 6 февраля 2019 года: “Наша задача — это позволить тем, кому еще только предстоит открыть новые предприятия, не сталкиваться с различными барьерами и идти по упрощенному пути”.
Регулярно проводятся мероприятия, цель которых развитие предпринимательства и его популяризация среди широких слов населения, прежде всего молодежи, активное вовлечения населения в предпринимательскую деятельность. Молодые люди 18-24 лет является той категорией граждан, которая получает или уже получила образование и только начинает получать свои первые рабочие места или выбирать между предпринимательством и карьерой в качестве наемного работника. Это люди, которые выросли в России, где функционируют принципы рыночной экономики, а не в СССР, они хотят свободы при принятии решений, не столь консервативны как старшее поколение, не согласны на классическую работу в офисе и склонны к риску, именно они через несколько лет будут создавать Россию будущего. Однако, можно ответить, что по данным Росстат 30% молодых людей сталкиваются со сложностями при поиске и получении работы, а около 350 тысяч молодежи 18-25 лет ежегодно покидают Россию в поисках перспектив в других странах.
Уровень оптимизма среди россиян касаемо бизнес карьеры за последние 25 лет вырос в 2 раза с 35% до 70%, а 25 миллионов россиян хотели бы попробовать себя в качестве предпринимателей, что говорит о заинтересованности в ведении бизнеса .Исследование аналитического центра НАФИ совместно с платформой “Деловая среда” показало, что 73% нынешних предпринимателей хотя бы 1 раз проходили бизнес-курсы или образовательную программу и чувствуют потребность в том, чтобы обучаться далее . Молодые люди, которые хотели бы стать предпринимателями, называют в качестве барьера, который останавливает их от старта бизнес-карьеры, недостаток знаний в ряде областей для ведения бизнеса после таких барьеров, как отсутствия капитала и макроэкономических барьеров (высокие налоговые ставки, нестабильность экономической ситуации). Модель предпринимательского намерения демонстрирует влияние знаний о предпринимательстве на предпринимательские намерения и действия. Иными словами, помогая молодым людям обучиться основам ведения бизнеса, Россия формирует пул предпринимателей будущего.
Цель выпускной квалификационной работы — выработать рекомендации институтам развития молодежного предпринимательства в России на основе анализа барьеров для МСП в молодежной среде.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• Систематизировать существующую литературу;
• Провести сравнительный анализ международного опыта в сфере МСП;
• Изучить теоретические механизмы воздействия барьеров и стимулов к МСП у молодых людей;
• Представить модель воздействия факторов на предпринимательскую инициативу среди молодежи;
• Собрать фокус-группу из предпринимателей и обсудить проблемы развития МСП в стране;
• Проанализировать мнения экспертов на основе глубинных интервью;
• Составить опросник и провести опрос среди молодых людей 18–24 лет;
• Применить современные количественные методы для обработки данных.
Методология исследования: глубинные интервью, фокус-группы, эмпирическое исследование посредством проведения опроса и применения современных количественных методов анализа данных - адаптивного совместного анализа.
Современный уровень развития российского МСП оценивается как недостаточный по сравнению с развитыми странами. Вклад данного сектора в ВВП России на 2015 год составляет 20–21%, а его доля в общей численности занятых равна 25%, в то время как в странах с развитой рыночной экономикой эти показатели достигают соответственно 60% и 83%. К 2018 году вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП страны достиг отметки в 22.3%, что говорит о том, что малый и средний бизнес нуждаются в большей поддержке со стороны государства и нынешние меры недостаточны.
Как сказал Максим Орешкин, бывший министр экономического развития РФ, 6 февраля 2019 года: “Наша задача — это позволить тем, кому еще только предстоит открыть новые предприятия, не сталкиваться с различными барьерами и идти по упрощенному пути”.
Регулярно проводятся мероприятия, цель которых развитие предпринимательства и его популяризация среди широких слов населения, прежде всего молодежи, активное вовлечения населения в предпринимательскую деятельность. Молодые люди 18-24 лет является той категорией граждан, которая получает или уже получила образование и только начинает получать свои первые рабочие места или выбирать между предпринимательством и карьерой в качестве наемного работника. Это люди, которые выросли в России, где функционируют принципы рыночной экономики, а не в СССР, они хотят свободы при принятии решений, не столь консервативны как старшее поколение, не согласны на классическую работу в офисе и склонны к риску, именно они через несколько лет будут создавать Россию будущего. Однако, можно ответить, что по данным Росстат 30% молодых людей сталкиваются со сложностями при поиске и получении работы, а около 350 тысяч молодежи 18-25 лет ежегодно покидают Россию в поисках перспектив в других странах.
Уровень оптимизма среди россиян касаемо бизнес карьеры за последние 25 лет вырос в 2 раза с 35% до 70%, а 25 миллионов россиян хотели бы попробовать себя в качестве предпринимателей, что говорит о заинтересованности в ведении бизнеса .Исследование аналитического центра НАФИ совместно с платформой “Деловая среда” показало, что 73% нынешних предпринимателей хотя бы 1 раз проходили бизнес-курсы или образовательную программу и чувствуют потребность в том, чтобы обучаться далее . Молодые люди, которые хотели бы стать предпринимателями, называют в качестве барьера, который останавливает их от старта бизнес-карьеры, недостаток знаний в ряде областей для ведения бизнеса после таких барьеров, как отсутствия капитала и макроэкономических барьеров (высокие налоговые ставки, нестабильность экономической ситуации). Модель предпринимательского намерения демонстрирует влияние знаний о предпринимательстве на предпринимательские намерения и действия. Иными словами, помогая молодым людям обучиться основам ведения бизнеса, Россия формирует пул предпринимателей будущего.
Цель выпускной квалификационной работы — выработать рекомендации институтам развития молодежного предпринимательства в России на основе анализа барьеров для МСП в молодежной среде.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• Систематизировать существующую литературу;
• Провести сравнительный анализ международного опыта в сфере МСП;
• Изучить теоретические механизмы воздействия барьеров и стимулов к МСП у молодых людей;
• Представить модель воздействия факторов на предпринимательскую инициативу среди молодежи;
• Собрать фокус-группу из предпринимателей и обсудить проблемы развития МСП в стране;
• Проанализировать мнения экспертов на основе глубинных интервью;
• Составить опросник и провести опрос среди молодых людей 18–24 лет;
• Применить современные количественные методы для обработки данных.
Методология исследования: глубинные интервью, фокус-группы, эмпирическое исследование посредством проведения опроса и применения современных количественных методов анализа данных - адаптивного совместного анализа.
Предпринимательство играет, пожалуй, одну из важнейших ролей в развитии экономики страны и является одним из источников экономического роста, создания рабочих мест и реализации общественных целей . Вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП России составляет 21%, что в три раза ниже уровня развитых стран. Только 25% россиян заняты на микропредприятиях, малых и средних предприятиях, работают на индивидуальных предпринимателей, в то время как в Европе данный показатель составляет 70-80%. Субъекты малого и среднего предпринимательства крайне важны для экономики страны, они выступают драйвером ее развития, способствую росту числа отечественных инноваций и повышению конкурентоспособности экономики. Индикаторы развития МСП демонстрируют, что принимаемые меры поддержки в России недостаточны, существует дефицит финансирования МСП, а серьезные административные и психологические барьеры останавливают россиян заниматься предпринимательством.
За последние 25 лет уровень оптимизма у россиян касаемо бизнес-карьеры вырос в 2 раза с 35% до 70%. Особый интерес к предпринимательской карьере демонстрируют школьники и студенты, то есть те, кто не застал времена СССР, где слово спекулянт имело негативный окрас. Молодое поколение – это поколение тех, кто придет на смену нынешним бизнесменам и будет формировать Россию будущего. Молодежь демонстрирует стремление к переменам, желание изменить мир, чаще всего именно молодые люди показывают творческий и нешаблонный подход к решению проблем. Несмотря на энергичность, способность к обучению, готовность к риску и амбициозность, далеко не все те, кто хотели бы открыть свое дело, делают это. Большое количество потенциальных предпринимателей не переходит в разряд действующих предпринимателей, а страна теряет большое количество инновационных проектов, рабочих мест или всемирно известный продукт (на примере Эстонии - Skype созданный молодыми эстонскими программистами).
Одним из главнейших внутренних барьеров к старту бизнес-карьеры у молодых людей является неуверенность в собственных знаниях, навыках, компетенциях. В Финляндии, Эстонии, США развитие бизнес-мышления у детей начинает с детского сада, в школе уже реализуются первые пробные проекты, при выборе специальности в ВУЗе школьники вполне серьезно рассматривают вариант развития бизнес-карьеры. Университеты и колледжи в таком случае выступают отличной платформой для открытия собственного дела, а некоторые университеты имеют финансовые возможности для поддержки студенческого стартапа за долю в компании (StanfordUniversity, USA). Недостаток процесса передачи из одной системы в другу (followon)в образовательном процессе (сад-школа-вуз), отсутствие уроков экономики и мероприятий, направленных формирование предпринимательского духа у российских детей, ведет к отсутствию фундаментальных знаний о предпринимательстве у молодых людей 18-24 лет. Модель предпринимательского намерения Linnaдемонстрирует как знания о бизнесе влияют на предпринимательские намерения и предпринимательские действия. Иными словами, государство должно помочь молодежи овладеть базовыми знаниями о предпринимательстве, чтобы увеличилось число субъектов молодежного МСП. Следовательно, требуется тщательный анализ предпочтений и требований молодых людей 18-24 лет при выборе образовательной программы, реализуемый центрами поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторами и акселераторами.
Проведение совместного адаптивного анализа (adaptiveconjointanalysis) показало, что молодые люди хотят получить систематизированные знания по всем основным аспектам ведения бизнеса. По мнению респондентов, наибольшей ценностью обладает программа, которая:
1. Оказывается на бесплатной основе (за счет Центра / государства), что создает 19,1% всей ценности программы;
2. Ведется лектором-практиком, предпринимателем с опытом, что формирует 15% всей ценности программы;
3. Является цельным курсом и охватывает все аспекты ведения бизнеса, создавая 14,1% общей ценности;
4. Сочетает в себе очное и онлайн обучение, 13,3% ценности от всей программы;
5. Длится до 1 месяца (2-4 недели), что создает 10,3% общей ценности;
6. Адаптируется под запросы аудитории, есть возможность разобрать кейс от участников программы, вклад 4,5% в общую ценность программы;
7. Реализовывается в группе, а не индивидуально, 0,6% от ценности программы;
Дополнительный анализ, обзор международного опыта, общение с экспертами и сбор фокус-группы расширил список требований к программе. Так, программа должна иметь проектный характер работы, включать в себя интерактивные занятия с другими студентами, проработку индивидуальных барьеров с коучем, содержать актуальный лекционный материал и соответствовать принципу практикоориентированности.
Мною были сформулированы 2 группы рекомендаций: на уровень министерств (Министерство экономического развития и Министерство просвещения) и на уровень государственных учреждений, оказывающих образовательные услуги предпринимателям (ЦПП, бизнес-инкубаторы, акселераторы, школы предпринимательства и т.д.). В первую группу рекомендаций я включила следующие рекомендации:
1. Внедрить принципы работы “Предприимчивой школы” Эстонии в систему дошкольного воспитания и школьного образования в России, что позволит развить предпринимательский талант и потенциал в детях с детского сада и школы.
2. Разработать критерии для оценки эффективности работы ЦПП и иных государственных организаций, оказывающих образовательные услуги, и внедрить систему грантов с целью повышения качества предоставляемых услуг и росту мотивации у государственных органов соответствовать требованиям, предъявляемых молодежью к образовательным программам.
Для второй рекомендации я совместно с фокус-группой разработала примерный перечень критериев, по котором могла бы оцениваться деятельность органов и приниматься решение о выдаче гранта на развитие.
Вторая группа рекомендаций состоит из следующих предложений:
1. Внедрить базовые курсы, разработанные с учетом пожеланий и особенностей молодых предпринимателей, в которых покрываются все основные аспекты ведения бизнеса и которые адаптированы под разный уровень знаний у слушателей.
Мною была разработала модель образовательной программы для первого уровня обучения (начинающий предприниматель), которая соответствует требованиям, которые предъявляет молодежь к образовательным бизнес-программам.
2. Сделать групповые и индивидуальных занятия с коучем неотъемлемым элементом учебного процесса с целью преодоления индивидуальных внутренних барьеров и страхов молодых предпринимателей или тех, кто желает ими стать.
3. Повысить уровень информированности молодежи о центрах поддержки МПС, а также организациях, оказывающих образовательные услуги для предпринимателей, в том числе для молодых людей, посредством появления Центров в социальных сетях, активной деятельности в сети, проведения молодежных форумов, рекламы и работы с университетами и с другими учебными заведениями.
4. Обеспечить сбор, хранения и систематизации образовательных материалов в Центрах как на существующих порталах и сайтах Центров, так и на других ресурсах, в том числе в социальных сетях.
Таким образом, цель моей ВКР и исследования была достигнута полностью.
За последние 25 лет уровень оптимизма у россиян касаемо бизнес-карьеры вырос в 2 раза с 35% до 70%. Особый интерес к предпринимательской карьере демонстрируют школьники и студенты, то есть те, кто не застал времена СССР, где слово спекулянт имело негативный окрас. Молодое поколение – это поколение тех, кто придет на смену нынешним бизнесменам и будет формировать Россию будущего. Молодежь демонстрирует стремление к переменам, желание изменить мир, чаще всего именно молодые люди показывают творческий и нешаблонный подход к решению проблем. Несмотря на энергичность, способность к обучению, готовность к риску и амбициозность, далеко не все те, кто хотели бы открыть свое дело, делают это. Большое количество потенциальных предпринимателей не переходит в разряд действующих предпринимателей, а страна теряет большое количество инновационных проектов, рабочих мест или всемирно известный продукт (на примере Эстонии - Skype созданный молодыми эстонскими программистами).
Одним из главнейших внутренних барьеров к старту бизнес-карьеры у молодых людей является неуверенность в собственных знаниях, навыках, компетенциях. В Финляндии, Эстонии, США развитие бизнес-мышления у детей начинает с детского сада, в школе уже реализуются первые пробные проекты, при выборе специальности в ВУЗе школьники вполне серьезно рассматривают вариант развития бизнес-карьеры. Университеты и колледжи в таком случае выступают отличной платформой для открытия собственного дела, а некоторые университеты имеют финансовые возможности для поддержки студенческого стартапа за долю в компании (StanfordUniversity, USA). Недостаток процесса передачи из одной системы в другу (followon)в образовательном процессе (сад-школа-вуз), отсутствие уроков экономики и мероприятий, направленных формирование предпринимательского духа у российских детей, ведет к отсутствию фундаментальных знаний о предпринимательстве у молодых людей 18-24 лет. Модель предпринимательского намерения Linnaдемонстрирует как знания о бизнесе влияют на предпринимательские намерения и предпринимательские действия. Иными словами, государство должно помочь молодежи овладеть базовыми знаниями о предпринимательстве, чтобы увеличилось число субъектов молодежного МСП. Следовательно, требуется тщательный анализ предпочтений и требований молодых людей 18-24 лет при выборе образовательной программы, реализуемый центрами поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторами и акселераторами.
Проведение совместного адаптивного анализа (adaptiveconjointanalysis) показало, что молодые люди хотят получить систематизированные знания по всем основным аспектам ведения бизнеса. По мнению респондентов, наибольшей ценностью обладает программа, которая:
1. Оказывается на бесплатной основе (за счет Центра / государства), что создает 19,1% всей ценности программы;
2. Ведется лектором-практиком, предпринимателем с опытом, что формирует 15% всей ценности программы;
3. Является цельным курсом и охватывает все аспекты ведения бизнеса, создавая 14,1% общей ценности;
4. Сочетает в себе очное и онлайн обучение, 13,3% ценности от всей программы;
5. Длится до 1 месяца (2-4 недели), что создает 10,3% общей ценности;
6. Адаптируется под запросы аудитории, есть возможность разобрать кейс от участников программы, вклад 4,5% в общую ценность программы;
7. Реализовывается в группе, а не индивидуально, 0,6% от ценности программы;
Дополнительный анализ, обзор международного опыта, общение с экспертами и сбор фокус-группы расширил список требований к программе. Так, программа должна иметь проектный характер работы, включать в себя интерактивные занятия с другими студентами, проработку индивидуальных барьеров с коучем, содержать актуальный лекционный материал и соответствовать принципу практикоориентированности.
Мною были сформулированы 2 группы рекомендаций: на уровень министерств (Министерство экономического развития и Министерство просвещения) и на уровень государственных учреждений, оказывающих образовательные услуги предпринимателям (ЦПП, бизнес-инкубаторы, акселераторы, школы предпринимательства и т.д.). В первую группу рекомендаций я включила следующие рекомендации:
1. Внедрить принципы работы “Предприимчивой школы” Эстонии в систему дошкольного воспитания и школьного образования в России, что позволит развить предпринимательский талант и потенциал в детях с детского сада и школы.
2. Разработать критерии для оценки эффективности работы ЦПП и иных государственных организаций, оказывающих образовательные услуги, и внедрить систему грантов с целью повышения качества предоставляемых услуг и росту мотивации у государственных органов соответствовать требованиям, предъявляемых молодежью к образовательным программам.
Для второй рекомендации я совместно с фокус-группой разработала примерный перечень критериев, по котором могла бы оцениваться деятельность органов и приниматься решение о выдаче гранта на развитие.
Вторая группа рекомендаций состоит из следующих предложений:
1. Внедрить базовые курсы, разработанные с учетом пожеланий и особенностей молодых предпринимателей, в которых покрываются все основные аспекты ведения бизнеса и которые адаптированы под разный уровень знаний у слушателей.
Мною была разработала модель образовательной программы для первого уровня обучения (начинающий предприниматель), которая соответствует требованиям, которые предъявляет молодежь к образовательным бизнес-программам.
2. Сделать групповые и индивидуальных занятия с коучем неотъемлемым элементом учебного процесса с целью преодоления индивидуальных внутренних барьеров и страхов молодых предпринимателей или тех, кто желает ими стать.
3. Повысить уровень информированности молодежи о центрах поддержки МПС, а также организациях, оказывающих образовательные услуги для предпринимателей, в том числе для молодых людей, посредством появления Центров в социальных сетях, активной деятельности в сети, проведения молодежных форумов, рекламы и работы с университетами и с другими учебными заведениями.
4. Обеспечить сбор, хранения и систематизации образовательных материалов в Центрах как на существующих порталах и сайтах Центров, так и на других ресурсах, в том числе в социальных сетях.
Таким образом, цель моей ВКР и исследования была достигнута полностью.
Подобные работы
- Государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства в регионе
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018 - Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства (Южно-Уральский Институт Управления и Экономики)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2019 - Правовые основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства на региональном уровне
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в РФ
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023



