Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственный сектор Российской Федерации: проблемы и перспективы развития

Работа №134932

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

государственное регулирование экономики

Объем работы48
Год сдачи2024
Стоимость900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
52
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведен анализ данных по 2023 год включительно.
Есть приложение.

Введение 3
Глава 1 Государственный сектор экономики: теоретические аспекты 5
1.1 Государственный сектор экономики: сущность понятия, функции, его влияние на экономику страны 5
1.2 Структура и основные элементы государственного сектора экономики 9
1.3 Государственный сектор экономики: опыт зарубежных стран 12
1.4 Особенности управления государственным сектором экономики 16
Глава 2 Государсвтенный сектор: состояние и развитие 24
2.1 Оценка состояния государственного сектора экономики РФ 24
2.2 Принципы управления государственным сектором экономики РФ 31
2.3 Проблемы и перспективы развития государственного сектора экономики Российской Федерации 36
Заключение 42
Библиографический список 45
Приложение 1 Состав госсектора Российской Федерации по организационно-правовым формам, ед. 49

В России основы возникновения и существования государственной собственности заложены в Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, где сказано, что «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности», «имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований».
Рассмотрим актуальность темы курсовой работы. В современном государстве государственный сектор предопределяют конкурентоспособность национальной экономики в мире, а также обеспечивают устойчивость государственного управления, стабильность экономического роста и социальную справедливость.
Большинство ведущих стран мира – это государства со смешанной экономикой, в которой наряду с частной собственностью большую роль играет государственная собственность. Смешанная экономика позволяет поддерживать оптимальное соотношение государственного и частного сектора, способствует устойчивости экономики, в том числе в условиях кризиса.
Цель исследования: охарактеризовать текущее состояние государственного сектора Российской Федерации, выявить проблемы и перспективы развития. Задачи исследования:
1) определить сущность государственного сектора экономики, функции и его влияние на экономику страны,
2) рассмотреть структуру и основные элементы государственного сектора экономики,
3) рассмотреть опыт зарубежных стран, определить особенности управления государственным сектором,
4) оценить текущее состояние государственного сектора России,
5) выявить проблемы и перспективы развития госсектора РФ.
Объект исследования – государственный сектор экономики.
Предмет исследования – состояние государственного сектора экономики Российской Федерации.
Информационной базой для написания курсовой работы послужили труды отечественных авторов, материалы сайтов, статистические данные, периодические издания. Теоретическая значимость данной работы заключается в возможности использовать материалы курсовой работы в учебном процессе Академии.
Методы исследования: метод поиска, анализ, сравнение, обобщение.
Структурно работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена раскрытию теоретических аспектов функционирования госсектора экономики, в частности раскрыта сущность понятия, рассмотрены его функции, структура, основные элементы и особенности управления, а также проанализирован опыт зарубежных стран в данной сфере.
Во второй главе рассматривается состояние госсектора в современной России, изучены принципы, на которых строится управление госсектором, проанализированы проблемы в данной сфере и перспективы его развития.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе написания курсовой работы были последовательно решены поставленные задачи, в результате чего были сделаны следующие выводы.
Государственный сектор экономики играет важную роль в обеспечении экономического развития и социального благосостояния страны. Он выполняет ключевые функции, связанные с регулированием экономики, предоставлением общественных благ, развитием инфраструктуры и стимулированием экономического роста.
Степень государственного вмешательства в экономику, конкретные его проявления и методы осуществления существенно отличаются в разных странах. Для каждой модели госсектора характерны свои особые национальные черты и специфика функционирования. Каждая страна имеет этапы исторического развития, традиционные особенности хозяйствования и политико-экономическую обстановку. В России также сформирована собственная модель функционирования госсектора экономики, имеющая как свои плюсы, так и минусы.
В целом несмотря на то, что правительство России озвучило планы по сокращению участия государства на конкурентных рынках, роль госсектора в экономике страны по-прежнему остается весомой. Однако, в условиях глобальных вызовов и ужесточающихся санкций сохранение влияния государства в ключевых отраслях национальной экономики России является вполне оправданным. При этом условием преодоления глобальных вызовов является гибкость государственного сектора, основанная преимущественно не на количественных, а на качественных изменениях.
В России продолжается реформа госсектора, проходящая под эгидой минимизации участия государства в деятельности коммерческих компаний на конкурентных рынках. На практике это выражается в преобразовании унитарных предприятий в акционерные общества и объединении их в вертикально интегрированные структуры, управляемые государственными корпорациями. Численное сокращение государственных компаний происходит за счет продажи или упразднения небольших организаций, в основном коммерческой направленности, и не несет угрозы стратегическим интересам страны. Переход к более эффективным рыночным организационно-правовым формам свидетельствуют о наличии качественных улучшений в структуре государственного сектора.
Консолидация активов и усиление властно-хозяйственных полномочий внутри госсектора отвечает потребностям обеспечения национальной и экономической безопасности, обусловленным современными глобальными вызовами.
Вместе с тем есть ряд объективных проблем, требующих решения, в том числе низкое качество работы по инвентаризации государственного имущества, формальный подход к составлению планов приватизации и др.
В условиях глобальной турбулентности и внешних угроз национальным интересам России государственный сектор приобретает дополнительные обязательства по финансированию прорывных технологий; апробации отечественных инноваций на практике; временному управлению иностранными активами; развитию шеринг-платформ, обеспечению технологического трансфера между отраслями; созданию партнерств с флагманами российского бизнеса; сдерживанию оттока ключевых кадров и привлечению новых специалистов.
Наличие выявленных качественных преобразований, в том числе активное использование инновационных инструментов и бизнес-процессов, развитие новых механизмов государственно-частного партнерства и др., свидетельствует о положительных сдвигах в направлении реализации новых функций государственного сектора российской экономики. Сейчас перед госсектором стоит важная задача по обеспечению национальной безопасности экономики страны, именно он выступает катализатором импортозамещения и может обеспечить технологическую независимость в стране.



1. Федеральный закон "О внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 08.07.1999 N 140-ФЗ (последняя редакция) КонсультантПлюс. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23662/ (дата обращения: 09.01.2024).
2. Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2023 № 302 «О временном управлении некоторым имуществом» // КонсультантПлюс Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_445530/7b0840d1154c86261c1fc7864c05ef59bd5f1191/ (дата обращения: 13.12.2023).
3. Балацкий, Е. В., Конышев В. А. Российская модель государственного сектора экономики: монография. М.: Экономика, 2005. – 390 с.
4. Балацкий, Е. В. Элементы экономики государственного сектора / Е. В. Балацкий // Федеральное интернет-издание «Капитал страны». – М., 2013. – 159 с.
5. Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором: учебник и практикум для вузов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 338 с.
6. Герсонская, И.В. К вопросу о сущности понятия «Государственный сектор экономики» // Вестник Челябинского государственного университета. – 2019. - №7. – С.23-29.
7. Ковалев, М.М. Управление государственным сектором экономики: монография. Минск: Изд. центр БГУ, 2018. 250 с.
8. Кононкова, Н.П., Михайленко Д.А. Государственная собственность как фактор минимизации рисков и неопределенности в экономике совместного потребления // Международная ежегодная научная конференция Ломоносовские чтения-2022. Секция экономических наук. «Наука и искусство экономической политики в кризисных условиях» Сборник лучших докладов. М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. 2023. С. 174–179.
9. Макаренко, О.С. Структура и перспективы развития государственного сектора российской экономики // Управление экономическим развитием. – 2016. - №1 (34). – С. 115 – 123.
10. Макроэкономика: учебник для вузов / А. С. Булатов [и др.]. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 333 с.
11. Мовчан С.Н. Принципы управления государственным сектором экономики // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2013. – С. 19-25.
12. Принципы управления государственным сектором экономики // Экономическая теория, анализ, практика. 2013. С. 9-27.
13. Пономаренко, Е. В., Экономика общественного сектора: учебник / Е. В. Пономаренко, В. А. Исаев. — Москва: КноРус, 2022. — 320 с.
14. Шекинский Д.Э. Виды эффективности государственного сектора и подходы к ее оценке // Материалы VII Международ. науч.-практич. конф. Т. 3. Ч. 2. СПб.: СЗИУ, РАНХиГС, 2015. С. 81–83.
15. Безопасность и развитие: зачем России такой большой госсектор экономики? Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://postnews.ru/a/22114 (дата обращения 27.11.2023).
16. В госсекторе Южной Кореи за год создано более 150 тыс. рабочих мест. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://regnum.ru/news/3168440 (дата обращения: 16.10.2023).
17. Госсектору не хватает специалистов цифровой трансформации - Российская газета. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://rg.ru/2023/03/26/kadram-postavili-ocenki.html (дата обращения: 13.12.2023).
18. Государева цифра – Коммерсантъ Санкт-Петербург. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://www.kommersant.ru/doc/5954262 (дата обращения: 13.12.2023).
19. Государственный сектор. Шведская модель. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: http://shvedset.narod.ru/shved05.html (дата обращения 17.10.2023).
20. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) // Федеральная служба государственной статистики. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://rosstat.gov.ru/emiss (дата обращения: 14.12.2023).
21. Институт прикладных экономических исследований. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://ipei.ranepa.ru/ru (дата обращения 27.11.2023).
22. Как доля государства в экономике России превысила 50%. РБК. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://www.rbc.ru/economics/11/05/2023/645b94f89a794700cb727aa5 (дата обращения 17.10.2023).
23. Количество кибератак на российский госсектор выросло, а их последствия стали более разрушительными / ServerNews. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://servernews.ru/1097386 (дата обращения: 04.01.2024).
24. Компании с госучастием опередили частный бизнес по сокращению прибыли в 2022 году | Forbes.ru. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://www.forbes.ru/biznes/489027-goskompanii-operedili-castnyj-biznes-po-sokraseniu-pribyli-v-2022-godu (дата обращения 28.11.2023).
25. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (утв. Минфином России). Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429950/ (дата обращения 13.12.2023).
26. План деятельности Федерального агентства по управлению государственным имуществом на 2023 год и плановый период 2024 - 2028 годов (утв. Минфином России) (ред. от 21.11.2023) (в редакции от 21.11.2023) Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://pravo.ppt.ru/plan/283770 (дата обращения 04.01.2024).
27. Постановление Правительства РФ от 29.01.2015 N 72 "О некоторых мерах по совершенствованию статистического наблюдения в сфере управления государственным имуществом" | ГАРАНТ. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://base.garant.ru/70859366/ (дата обращения: 04.01.2024).
28. Программы инновационного развития. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://www.economy.gov.ru/material/departments/ (дата обращения: 04.01.2024).
29. Тонкая реорганизация: кабмин поручил избавиться от ФГУПов до конца 2021-го // Известия Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://iz.ru/1087935/dmitrii-grinkevich/tonkaia-reorganizatciia-kabmin-poruchil-izbavitsia-ot-fgupov-do-kontca-2021-go (дата обращения: 10.01.2024).
30. Федеральная служба государственной статистики. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 27.11.2023).
31. Цифровая трансформация и суверенные интересы // Росконгерсс. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://roscongress.org/sessions/spief-tsifrovaya-transformatsiya-i-suverennye-interesy/translation/# (дата обращения: 15.12.2023).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ