Проведен анализ данных по 2023 год включительно.
Есть приложение.
Введение 3
Глава 1 Государственный сектор экономики: теоретические аспекты 5
1.1 Государственный сектор экономики: сущность понятия, функции, его влияние на экономику страны 5
1.2 Структура и основные элементы государственного сектора экономики 9
1.3 Государственный сектор экономики: опыт зарубежных стран 12
1.4 Особенности управления государственным сектором экономики 16
Глава 2 Государсвтенный сектор: состояние и развитие 24
2.1 Оценка состояния государственного сектора экономики РФ 24
2.2 Принципы управления государственным сектором экономики РФ 31
2.3 Проблемы и перспективы развития государственного сектора экономики Российской Федерации 36
Заключение 42
Библиографический список 45
Приложение 1 Состав госсектора Российской Федерации по организационно-правовым формам, ед. 49
В России основы возникновения и существования государственной собственности заложены в Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, где сказано, что «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности», «имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований».
Рассмотрим актуальность темы курсовой работы. В современном государстве государственный сектор предопределяют конкурентоспособность национальной экономики в мире, а также обеспечивают устойчивость государственного управления, стабильность экономического роста и социальную справедливость.
Большинство ведущих стран мира – это государства со смешанной экономикой, в которой наряду с частной собственностью большую роль играет государственная собственность. Смешанная экономика позволяет поддерживать оптимальное соотношение государственного и частного сектора, способствует устойчивости экономики, в том числе в условиях кризиса.
Цель исследования: охарактеризовать текущее состояние государственного сектора Российской Федерации, выявить проблемы и перспективы развития. Задачи исследования:
1) определить сущность государственного сектора экономики, функции и его влияние на экономику страны,
2) рассмотреть структуру и основные элементы государственного сектора экономики,
3) рассмотреть опыт зарубежных стран, определить особенности управления государственным сектором,
4) оценить текущее состояние государственного сектора России,
5) выявить проблемы и перспективы развития госсектора РФ.
Объект исследования – государственный сектор экономики.
Предмет исследования – состояние государственного сектора экономики Российской Федерации.
Информационной базой для написания курсовой работы послужили труды отечественных авторов, материалы сайтов, статистические данные, периодические издания. Теоретическая значимость данной работы заключается в возможности использовать материалы курсовой работы в учебном процессе Академии.
Методы исследования: метод поиска, анализ, сравнение, обобщение.
Структурно работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена раскрытию теоретических аспектов функционирования госсектора экономики, в частности раскрыта сущность понятия, рассмотрены его функции, структура, основные элементы и особенности управления, а также проанализирован опыт зарубежных стран в данной сфере.
Во второй главе рассматривается состояние госсектора в современной России, изучены принципы, на которых строится управление госсектором, проанализированы проблемы в данной сфере и перспективы его развития.
В ходе написания курсовой работы были последовательно решены поставленные задачи, в результате чего были сделаны следующие выводы.
Государственный сектор экономики играет важную роль в обеспечении экономического развития и социального благосостояния страны. Он выполняет ключевые функции, связанные с регулированием экономики, предоставлением общественных благ, развитием инфраструктуры и стимулированием экономического роста.
Степень государственного вмешательства в экономику, конкретные его проявления и методы осуществления существенно отличаются в разных странах. Для каждой модели госсектора характерны свои особые национальные черты и специфика функционирования. Каждая страна имеет этапы исторического развития, традиционные особенности хозяйствования и политико-экономическую обстановку. В России также сформирована собственная модель функционирования госсектора экономики, имеющая как свои плюсы, так и минусы.
В целом несмотря на то, что правительство России озвучило планы по сокращению участия государства на конкурентных рынках, роль госсектора в экономике страны по-прежнему остается весомой. Однако, в условиях глобальных вызовов и ужесточающихся санкций сохранение влияния государства в ключевых отраслях национальной экономики России является вполне оправданным. При этом условием преодоления глобальных вызовов является гибкость государственного сектора, основанная преимущественно не на количественных, а на качественных изменениях.
В России продолжается реформа госсектора, проходящая под эгидой минимизации участия государства в деятельности коммерческих компаний на конкурентных рынках. На практике это выражается в преобразовании унитарных предприятий в акционерные общества и объединении их в вертикально интегрированные структуры, управляемые государственными корпорациями. Численное сокращение государственных компаний происходит за счет продажи или упразднения небольших организаций, в основном коммерческой направленности, и не несет угрозы стратегическим интересам страны. Переход к более эффективным рыночным организационно-правовым формам свидетельствуют о наличии качественных улучшений в структуре государственного сектора.
Консолидация активов и усиление властно-хозяйственных полномочий внутри госсектора отвечает потребностям обеспечения национальной и экономической безопасности, обусловленным современными глобальными вызовами.
Вместе с тем есть ряд объективных проблем, требующих решения, в том числе низкое качество работы по инвентаризации государственного имущества, формальный подход к составлению планов приватизации и др.
В условиях глобальной турбулентности и внешних угроз национальным интересам России государственный сектор приобретает дополнительные обязательства по финансированию прорывных технологий; апробации отечественных инноваций на практике; временному управлению иностранными активами; развитию шеринг-платформ, обеспечению технологического трансфера между отраслями; созданию партнерств с флагманами российского бизнеса; сдерживанию оттока ключевых кадров и привлечению новых специалистов.
Наличие выявленных качественных преобразований, в том числе активное использование инновационных инструментов и бизнес-процессов, развитие новых механизмов государственно-частного партнерства и др., свидетельствует о положительных сдвигах в направлении реализации новых функций государственного сектора российской экономики. Сейчас перед госсектором стоит важная задача по обеспечению национальной безопасности экономики страны, именно он выступает катализатором импортозамещения и может обеспечить технологическую независимость в стране.
1. Федеральный закон "О внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 08.07.1999 N 140-ФЗ (последняя редакция) КонсультантПлюс. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23662/ (дата обращения: 09.01.2024).
2. Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2023 № 302 «О временном управлении некоторым имуществом» // КонсультантПлюс Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_445530/7b0840d1154c86261c1fc7864c05ef59bd5f1191/ (дата обращения: 13.12.2023).
3. Балацкий, Е. В., Конышев В. А. Российская модель государственного сектора экономики: монография. М.: Экономика, 2005. – 390 с.
4. Балацкий, Е. В. Элементы экономики государственного сектора / Е. В. Балацкий // Федеральное интернет-издание «Капитал страны». – М., 2013. – 159 с.
5. Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором: учебник и практикум для вузов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 338 с.
6. Герсонская, И.В. К вопросу о сущности понятия «Государственный сектор экономики» // Вестник Челябинского государственного университета. – 2019. - №7. – С.23-29.
7. Ковалев, М.М. Управление государственным сектором экономики: монография. Минск: Изд. центр БГУ, 2018. 250 с.
8. Кононкова, Н.П., Михайленко Д.А. Государственная собственность как фактор минимизации рисков и неопределенности в экономике совместного потребления // Международная ежегодная научная конференция Ломоносовские чтения-2022. Секция экономических наук. «Наука и искусство экономической политики в кризисных условиях» Сборник лучших докладов. М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. 2023. С. 174–179.
9. Макаренко, О.С. Структура и перспективы развития государственного сектора российской экономики // Управление экономическим развитием. – 2016. - №1 (34). – С. 115 – 123.
10. Макроэкономика: учебник для вузов / А. С. Булатов [и др.]. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 333 с.
11. Мовчан С.Н. Принципы управления государственным сектором экономики // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2013. – С. 19-25.
12. Принципы управления государственным сектором экономики // Экономическая теория, анализ, практика. 2013. С. 9-27.
13. Пономаренко, Е. В., Экономика общественного сектора: учебник / Е. В. Пономаренко, В. А. Исаев. — Москва: КноРус, 2022. — 320 с.
14. Шекинский Д.Э. Виды эффективности государственного сектора и подходы к ее оценке // Материалы VII Международ. науч.-практич. конф. Т. 3. Ч. 2. СПб.: СЗИУ, РАНХиГС, 2015. С. 81–83.
15. Безопасность и развитие: зачем России такой большой госсектор экономики? Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://postnews.ru/a/22114 (дата обращения 27.11.2023).
16. В госсекторе Южной Кореи за год создано более 150 тыс. рабочих мест. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://regnum.ru/news/3168440 (дата обращения: 16.10.2023).
17. Госсектору не хватает специалистов цифровой трансформации - Российская газета. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://rg.ru/2023/03/26/kadram-postavili-ocenki.html (дата обращения: 13.12.2023).
18. Государева цифра – Коммерсантъ Санкт-Петербург. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://www.kommersant.ru/doc/5954262 (дата обращения: 13.12.2023).
19. Государственный сектор. Шведская модель. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: http://shvedset.narod.ru/shved05.html (дата обращения 17.10.2023).
20. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) // Федеральная служба государственной статистики. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://rosstat.gov.ru/emiss (дата обращения: 14.12.2023).
21. Институт прикладных экономических исследований. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://ipei.ranepa.ru/ru (дата обращения 27.11.2023).
22. Как доля государства в экономике России превысила 50%. РБК. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://www.rbc.ru/economics/11/05/2023/645b94f89a794700cb727aa5 (дата обращения 17.10.2023).
23. Количество кибератак на российский госсектор выросло, а их последствия стали более разрушительными / ServerNews. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://servernews.ru/1097386 (дата обращения: 04.01.2024).
24. Компании с госучастием опередили частный бизнес по сокращению прибыли в 2022 году | Forbes.ru. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://www.forbes.ru/biznes/489027-goskompanii-operedili-castnyj-biznes-po-sokraseniu-pribyli-v-2022-godu (дата обращения 28.11.2023).
25. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (утв. Минфином России). Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429950/ (дата обращения 13.12.2023).
26. План деятельности Федерального агентства по управлению государственным имуществом на 2023 год и плановый период 2024 - 2028 годов (утв. Минфином России) (ред. от 21.11.2023) (в редакции от 21.11.2023) Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://pravo.ppt.ru/plan/283770 (дата обращения 04.01.2024).
27. Постановление Правительства РФ от 29.01.2015 N 72 "О некоторых мерах по совершенствованию статистического наблюдения в сфере управления государственным имуществом" | ГАРАНТ. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://base.garant.ru/70859366/ (дата обращения: 04.01.2024).
28. Программы инновационного развития. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://www.economy.gov.ru/material/departments/ (дата обращения: 04.01.2024).
29. Тонкая реорганизация: кабмин поручил избавиться от ФГУПов до конца 2021-го // Известия Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://iz.ru/1087935/dmitrii-grinkevich/tonkaia-reorganizatciia-kabmin-poruchil-izbavitsia-ot-fgupov-do-kontca-2021-go (дата обращения: 10.01.2024).
30. Федеральная служба государственной статистики. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 27.11.2023).
31. Цифровая трансформация и суверенные интересы // Росконгерсс. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://roscongress.org/sessions/spief-tsifrovaya-transformatsiya-i-suverennye-interesy/translation/# (дата обращения: 15.12.2023).