ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Диагностический вид кейса 6
1.1 Сущность, типы, структура и специфика диагностического кейса 6
1.2 Виды диагностического кейса и пример его применения 10
Глава 2. Организация урока обществознания на основе кейс-метода 15
2.1 Структура урока обществознания на основе кейс-метода 15
2.2 Пример урока обществознания в 8 классе, основанном на кейс-методе 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ А Пример урока обществознания в 8 классе, основанного на кейс-методе 27
Актуальность данного исследования заключается в том, что в современном обществе наблюдается все большая потребность в глубоких знаниях и умении анализировать информацию. Уроки обществознания играют значительную роль в формировании целостного мировоззрения, критического мышления и социальной компетентности учащихся. В связи с этим, поиск новых подходов к организации учебного процесса является одной из приоритетных задач современной педагогики.
Кейс-метод в образовательном процессе считается эффективным инструментом, поскольку он стимулирует активность и самостоятельность учащихся, развивает их умения и навыки решения реальных проблем, а также расширяет кругозор. Однако, применение кейс-метода на уроках обществознания все ещё мало изучено, что обуславливает актуальность данной темы.
Специфика применения диагностического кейс-метода на уроках обществознания представляет особый интерес для педагогов, поскольку этот подход позволяет оценить уровень знаний, умений и навыков учащихся, а также определить их способности к критическому анализу, коммуникации и сотрудничеству.
Изучение особенностей диагностического кейс-метода и его применения на уроках обществознания имеет теоретическую и практическую значимость. Во-первых, это поможет педагогам лучше понять механизмы использования кейсов для диагностики уровня развития компетенций учащихся. Во-вторых, результаты исследования могут быть использованы в качестве методической основы для разработки учебных материалов и проведения уроков обществознания на основе кейс-метода.
Степень научной разработанности проблемы
Проблема выбранной темы заключается в исследовании организации урока обществознания на основе кейс-метода с точки зрения характеристики и особенности специфики применения диагностического кейс-метода на уроках обществознания.
Теоретической основой по изучению специфики применения диагностического кейс-метода на уроках обществознания послужили работы таких авторов как: Кобзева И.А., Каракозова Е.А., Борисов А.И., Полякова Н.А., Семенов А.В., Лебедева Е.И., Захарова О.Н., Морозов Д.И.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования организация урока обществознания на основе кейс-метода.
Предметом исследования – характеристика и особенности специфики применения диагностического кейс-метода на уроках обществознания.
Цель и задачи исследования
Целью данной работы – проанализировать специфику применения диагностического кейс-метода на уроках обществознания.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
1. рассмотреть сущность, типы, структуру и специфику диагностического кейса;
2. изучить примеры диагностического кейса;
3. выделить структуру урока обществознания на основе кейс-метода;
4. проанализировать пример урока обществознания в 8 классе, основанном на кейс-методе.
Методологическая база исследования
При рассмотрении поставленной цели и задач использовались такие методы научного познания, как анализ, наблюдение, систематизация. Опираясь на исторические и современные методы, использовались теоретические формы рассмотрения и изложения материала.
Научная новизна исследования
Диагностический кейс-метод определен в качестве приоритетного для исследования вопросов обществознания.
Положения, выносимые на защиту
1. В многообразии кейс-методов особое место занимает диагностический кейс, который используется для проверки уровня знаний, навыков и умений учащихся в определенной области знаний. Диагностический кейс используется для определения уровня восприятия и понимания материала, стимулирования мышления учащихся, развития критического и творческого потенциала школьников, аналитических способностей и коммуникативных умений.
2. Использование диагностического кейс-метода на уроках обществознания включает в себя следующие стадии: введение, работа с кейсом, обсуждение кейса, резюме. Применение потенциала диагностического кейс-метода позволяет лучше освоить многообразное содержание предмета обществознание. На примере темы «Право и справедливость» мы видим, что ученики имеют возможность поработать с правилами дорожного движения, а также проанализировать некоторые нарушения, что поможет им в будущем быть внимательней на дорогах.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования
Теоретическая значимость работы определяется тем, что ее результаты могут стать основой для исследований применения кейс-метода в рамках предмета обществознание, основой для календарно-тематического планирования.
Практическая значимость заключается в анализе и совершенствовании специфики применения диагностического кейс-метода на уроках обществознания, и использования результатов проделанной работы по мере изучения предмета.
Структура курсовой работы
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, двух параграфов в первой главе и двух параграфов во второй главе, заключения, списка использованных источников и приложения.
Можно сделать следующие выводы о том, что в современном образовании все большее внимание уделяется не только усвоению теоретических знаний, но и развитию практических навыков. Кейс-метод является одним из эффективных методов обучения, который позволяет ученикам применять теоретические знания на практике и развивать навыки анализа, решения проблем и коммуникации.
В работе были рассмотрены основные аспекты кейс-метода в образовании: сущность, типы, структура и специфика диагностического кейса, организация урока обществознания на основе кейс-метода и пример урока обществознания в 8 классе, основанного на кейс-методе.
Были описаны этапы урока обществознания с применением кейс-метода, взаимосвязь между этапами урока и диагностическим кейсом, а также роль учителя и учеников в процессе работы с кейсом. Был приведен конкретный пример урока, основанного на кейс-методе, и анализ взаимодействия учеников и учителя при работе с кейсом.
Использование кейс-метода в образовании позволяет не только усвоить теоретические знания, но и развивать навыки анализа, решения проблем и коммуникации, что является важным аспектом в современном мире. Оценка эффективности использования кейс-метода на уроках обществознания может проводиться различными способами и показывает, насколько успешно ученики овладели материалом и развили необходимые навыки.
1. Борисова, О.В. Технология кейс-метода на современном уроке / О.В. Борисова // Проблемы педагогики. –– 2016. – № 1. – С48-50.
2. Габдулханова, О.И. Роль кейс-метода в учебном процессе / О.И. Габдулханова // Психология и педагогика. – 2010. – № 12-1. – С. 185-189.
3. Гаджиева, П.Д. Методика использования кейс-метода в преподавании обществознания / П.Д. Гаджиева // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 2. –С. 224-225.
4. Гришина, Т.А. Метод кейс-стади как современная технология обучения в курсе гуманитарных предметов школьной программы / // Наука и Школа. –2018. – № 3. –С. 134-140.
5. Кобыченкова, Е.В. Использование кейс-метода на уроке обществознания как средства социализации обучающихся / Е.В. Кобыченкова // Научные записки ОрелГИЭТ. – 2020. – №2 (34). –С.43-46.
6. Лебедева, Т.Н. Применение кейс-метода в обучении юридическим дисциплинам / Т.Н. Лебедева // Право и образование. – 2022. – № 1. – С. 41-46.
7. Лоренц, В.В. Кейс-метод как интерактивная технология обучения в современной системе образования [Электронный ресурс] // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Дистанцимонное обучение: актуальные вопросы». БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования». Чебоксары, 2020. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_43273431_39455392/ (дата обращения: 04.04.2023). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
8. Окунев, С.А., Лапшова, И.А., Саидов, З.А. Ключевые аспекты технологии обучения методом кейсов / С.А. Окунев, И.А. Лапшова, З.А. Саидов // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 76-1. –С.239-241.
9. Серебрянцева, О.Г. Метод кейсов как развивающий элемент обучения в педагогическом учреждении // Наука России: Цели и задачи: Сборник научных трудов по материалам XXIII Международной научно-практической конференции 10 октября 2020 г. – М.: 2020. – 68 с.
10. Скорова, Л. В., Качимская, А. Ю., Якушева, Ю. А. Диагностический ресурс кейс-метода в оценке готовности будущих педагогов к обеспечению психологической безопасности / Скорова Л. В., Качимская А. Ю., Якушева Ю. А // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2021. – Т. 23. – № 2. – С. 456–465.