ВЗАИМОСВЯЗЬ СУВЕРЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЕЮ ОДИНОЧЕСТВА
|
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Обоснование применения понятия «одиночество»
1.2. Подходы к рассмотрению одиночества как феномена
1.2.1. Одиночество как деструктивное явление
1.2.2. Одиночество как экзистенциальная данность
1.2.3. Позитивная сторона одиночества
1.3. Суверенность психологического пространства личности................. 27
Резюме по теоретической части
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Описание выборки исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Процедура исследования
2.4. Математико-статистические методы обработки данных .................. 43
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Анализ различий средних значений в половозрастных группах ...... 45
3.2. Семантическое пространство понятий «Изоляция», «Одиночество»
и «Уединение».
3.3. Результаты корреляционного анализа
3.4. Влияние суверенности личностных границ на переживание
одиночества и аффилиативные тенденции личности
3.5. Взаимосвязь общей суверенности и переживания одиночества....... 58
3.6. Качественный анализ ответов на вопросы анкеты
Обсуждение результатов
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж ......
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Обоснование применения понятия «одиночество»
1.2. Подходы к рассмотрению одиночества как феномена
1.2.1. Одиночество как деструктивное явление
1.2.2. Одиночество как экзистенциальная данность
1.2.3. Позитивная сторона одиночества
1.3. Суверенность психологического пространства личности................. 27
Резюме по теоретической части
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Описание выборки исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Процедура исследования
2.4. Математико-статистические методы обработки данных .................. 43
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Анализ различий средних значений в половозрастных группах ...... 45
3.2. Семантическое пространство понятий «Изоляция», «Одиночество»
и «Уединение».
3.3. Результаты корреляционного анализа
3.4. Влияние суверенности личностных границ на переживание
одиночества и аффилиативные тенденции личности
3.5. Взаимосвязь общей суверенности и переживания одиночества....... 58
3.6. Качественный анализ ответов на вопросы анкеты
Обсуждение результатов
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж ......
В 1983 году немецкий философ и профессор Гисенского университета
Одо Марквард прочитал на радио «Свободный Берлин» доклад под названием
«В защиту способности к одиночеству». В нём была высказана следующая
мысль: не собственно одиночество человека в социуме является проблемой
общества того времени (эпохи модерна), а неспособность людей находиться в
данном состоянии, «ослабление способности быть одному, утрата навыков
уединенного существования, истощение искусства жизни, позволяющего
позитивно воспринимать одиночество» [13, 153].
В ХХI веке одиночество не перестало быть одной из актуальных
социальных и личностных проблем, в связи с чем этому понятию чаще всего
продолжают присваивать негативные характеристики, а в большинстве
исследований его рассматривают, как правило, в качестве негативного явления
[31]. Тем не менее, продолжается и развивается и другая, более благоприятная
тенденция – рассматривать одну из сторон одиночества – уединение – как
важный ресурс психического развития. В сфере научных исследований эта
тенденция проявляется во включении шкалы позитивного одиночества в
различные психодиагностические методики [25], [47], [45], а также в изучении
положительного влияния уединения на отдельные возрастные и/или гендерные
группы [16], [28].
Одним из наиболее интересных исследовательских вопросов, связанных с
феноменом одиночества, являются, на наш взгляд, факторы, опосредующие
отношение личности к одиночеству, а также специфику переживаний,
сопровождающих включенность человека в это явление. Например, А. Лэнгле
отмечает следующие предпосылки для формирования способности к
благоприятному пребыванию наедине с собой: «наличие осознанного
внутреннего пространства, свободное принятие себя в этом состоянии, без
чувства вины и пр., персональный жизненный путь» [4, 79]. Для О. Маркварда
такими предпосылками являются отсутствие неумеренных коммуникативных7
притязаний, образование (в том числе умение наслаждаться искусством) и
религия («Бог для верующих является тем, кто все еще здесь, даже когда никого
больше нет» [13, 162]).
В данной исследовательской работе мы решили выделить и взять на
рассмотрение фактор, образующий потенциальный вклад в специфику
переживания личностью одиночества. Таким фактором являются, на наш
взгляд, личностные границы, или границы психологического пространства
личности, а точнее их суверенность. На взаимосвязь этих явлений указывают, в
частности, представители психоаналитического и экзистенциально-аналитического направления: Д. С. Рождественский [29] и А. Лэнгле [4, 80] соответственно.
Основная цель исследования – исследовать взаимосвязь между
суверенностью психологического пространства личности и переживанием ею одиночества.
Дополнительная цель: изучить рефлексивную оценку респондентами
собственного опыта уединения (на уровне пилотажного исследования).
Объект исследования – феномен одиночества в его различных видовых
проявлениях.
Предмет исследования – взаимосвязь суверенности личностных границ
и переживания личностью одиночества.
Гипотеза исследования: существует связь между состоянием
личностных границ и актуальным переживанием одиночества как негативного или позитивного явления.
Частные гипотезы:
1. существует связь между состоянием личностных границ и
аффилиативными тенденциями личности;
2. несмотря на относительно малую распространенность как в научной,
так и в житейской среде, понятие «уединение» имеет собственное
семантическое пространство и оценивается более положительно, чем
понятия «изоляция» и «одиночество».
Задачи исследования:
1. проанализировать связи между аспектами суверенности и особенностями
переживания одиночества;
2. проанализировать связи между аспектами суверенности и личностными
мотивами аффилиации;
3. выявить семантические характеристики понятий, относящихся к
феномену одиночества («изоляция», «одиночество», «уединение»);
4. проанализировать рефлексивную оценку ситуаций уединения путем качественного анализа.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методики:
1. Семантический дифференциал (модификация С. Г. Корчагиной)
2. Опросник аффилиации (А. Мехрабиан)
3. Опросник «Суверенность психологического пространства – 2010» (Нартова-Бочавер С.К.)
4. «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (Леонтьев Д. А., Осин Е. Н.)
5. Авторская анкета.
Полученные результаты были обработаны с помощью математикостатистических методов (T-критерий Стъюдента, U Манна-Уитни, ANOVA, MANOVA, H Краскала-Уоллиса, R-Спирмена, множественный регрессионный анализ) и качественного анализа.
Теоретическая значимость работы. Результаты исследования
позволяют дополнить и расширить имеющиеся в литературе данные как о
психологических границах личности и суверенности психологического
пространства, так и о феномене одиночества и его связях с личностью. На
основании полученных данных рекомендуется проводить дальнейшие (в том
числе уточняющие) исследования.
Практическая значимость работы. Результаты работы можно
учитывать в психологической и психотерапевтической практике, а также при
разработке воспитательных рекомендаций.
Одо Марквард прочитал на радио «Свободный Берлин» доклад под названием
«В защиту способности к одиночеству». В нём была высказана следующая
мысль: не собственно одиночество человека в социуме является проблемой
общества того времени (эпохи модерна), а неспособность людей находиться в
данном состоянии, «ослабление способности быть одному, утрата навыков
уединенного существования, истощение искусства жизни, позволяющего
позитивно воспринимать одиночество» [13, 153].
В ХХI веке одиночество не перестало быть одной из актуальных
социальных и личностных проблем, в связи с чем этому понятию чаще всего
продолжают присваивать негативные характеристики, а в большинстве
исследований его рассматривают, как правило, в качестве негативного явления
[31]. Тем не менее, продолжается и развивается и другая, более благоприятная
тенденция – рассматривать одну из сторон одиночества – уединение – как
важный ресурс психического развития. В сфере научных исследований эта
тенденция проявляется во включении шкалы позитивного одиночества в
различные психодиагностические методики [25], [47], [45], а также в изучении
положительного влияния уединения на отдельные возрастные и/или гендерные
группы [16], [28].
Одним из наиболее интересных исследовательских вопросов, связанных с
феноменом одиночества, являются, на наш взгляд, факторы, опосредующие
отношение личности к одиночеству, а также специфику переживаний,
сопровождающих включенность человека в это явление. Например, А. Лэнгле
отмечает следующие предпосылки для формирования способности к
благоприятному пребыванию наедине с собой: «наличие осознанного
внутреннего пространства, свободное принятие себя в этом состоянии, без
чувства вины и пр., персональный жизненный путь» [4, 79]. Для О. Маркварда
такими предпосылками являются отсутствие неумеренных коммуникативных7
притязаний, образование (в том числе умение наслаждаться искусством) и
религия («Бог для верующих является тем, кто все еще здесь, даже когда никого
больше нет» [13, 162]).
В данной исследовательской работе мы решили выделить и взять на
рассмотрение фактор, образующий потенциальный вклад в специфику
переживания личностью одиночества. Таким фактором являются, на наш
взгляд, личностные границы, или границы психологического пространства
личности, а точнее их суверенность. На взаимосвязь этих явлений указывают, в
частности, представители психоаналитического и экзистенциально-аналитического направления: Д. С. Рождественский [29] и А. Лэнгле [4, 80] соответственно.
Основная цель исследования – исследовать взаимосвязь между
суверенностью психологического пространства личности и переживанием ею одиночества.
Дополнительная цель: изучить рефлексивную оценку респондентами
собственного опыта уединения (на уровне пилотажного исследования).
Объект исследования – феномен одиночества в его различных видовых
проявлениях.
Предмет исследования – взаимосвязь суверенности личностных границ
и переживания личностью одиночества.
Гипотеза исследования: существует связь между состоянием
личностных границ и актуальным переживанием одиночества как негативного или позитивного явления.
Частные гипотезы:
1. существует связь между состоянием личностных границ и
аффилиативными тенденциями личности;
2. несмотря на относительно малую распространенность как в научной,
так и в житейской среде, понятие «уединение» имеет собственное
семантическое пространство и оценивается более положительно, чем
понятия «изоляция» и «одиночество».
Задачи исследования:
1. проанализировать связи между аспектами суверенности и особенностями
переживания одиночества;
2. проанализировать связи между аспектами суверенности и личностными
мотивами аффилиации;
3. выявить семантические характеристики понятий, относящихся к
феномену одиночества («изоляция», «одиночество», «уединение»);
4. проанализировать рефлексивную оценку ситуаций уединения путем качественного анализа.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методики:
1. Семантический дифференциал (модификация С. Г. Корчагиной)
2. Опросник аффилиации (А. Мехрабиан)
3. Опросник «Суверенность психологического пространства – 2010» (Нартова-Бочавер С.К.)
4. «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (Леонтьев Д. А., Осин Е. Н.)
5. Авторская анкета.
Полученные результаты были обработаны с помощью математикостатистических методов (T-критерий Стъюдента, U Манна-Уитни, ANOVA, MANOVA, H Краскала-Уоллиса, R-Спирмена, множественный регрессионный анализ) и качественного анализа.
Теоретическая значимость работы. Результаты исследования
позволяют дополнить и расширить имеющиеся в литературе данные как о
психологических границах личности и суверенности психологического
пространства, так и о феномене одиночества и его связях с личностью. На
основании полученных данных рекомендуется проводить дальнейшие (в том
числе уточняющие) исследования.
Практическая значимость работы. Результаты работы можно
учитывать в психологической и психотерапевтической практике, а также при
разработке воспитательных рекомендаций.
Одиночество – это сложный конструкт, к исследованию которого
обращаются различные области научного знания: философия, психология,
социология, антропология и так далее. С феноменом одиночества
определенным образом оказываются связаны политика и экономика в
обществе. Одиночество – это также комплексный и неоднозначный феномен,
некоторые грани которого представляют (продолжают представлять) собой
одну из важных личностных проблем человека в обществе, в частности, в
обществе современном, постиндустриальном. Негативные переживания,
сопровождающие ощущение и восприятие себя как одинокого человека,
заметно ухудшают субъективное психологическое благополучие, могут
выступать в качестве фактора риска для сердечно-сосудистых заболеваний,
повышают склонность к деструктивным формам поведения, являются одной из
причин, приводящих к суициду. По этой причине факторы, опосредующие
отношение личности к одиночеству и специфику переживаний этого феномена
в его различных видовых проявлениях, являются, на наш взгляд, актуальным и
крайне интересным исследовательским вопросом.
Важным фактором является состояние психологических границ личности,
или иначе – суверенность психологического пространства личности.
Суверенность представляет собой системное качество личности, которое
является необходимым условием для её нормального развития и
функционирования. Нарушенные личностные границы становятся предиктором
возникновения проблем, связанных с организацией поведения человека и его
жизнедеятельности (например, расстройства пищевого поведения, повышенная
социальная конформность, отчужденность, агрессивность). Одной из функций
психологических границ является формирование субъектности: границы
определяют, где начинается «Я», а где оно заканчивается и начинается
объективный мир, кто-то другой («не-Я»). Благодаря данному разделению
границы и существуют как феномен. Феномен одиночества тоже в своей основе72
базируется на наличии взаимодействия с тем, кто «не-Я», либо его отсутствии.
Вернее будет сказать, на наличии даже самой потенциальной возможности
такого взаимодействия. Именно поэтому вопрос о взаимосвязи этих двух
явлений кажется логичным и интересным.
Нерешенные вопросы существуют и в области определения родственных
и смежных понятий, поэтому мы также коснулись этой темы в данной
исследовательской работе.
Основной целью данной работы было изучение взаимосвязи между
переживанием личностью одиночества и суверенностью её психологического
пространства. Указанная цель достигнута. Все задачи, обозначенные в начале
работы, выполнены в предполагаемом объеме: проанализированы связи между
аспектами суверенности и особенностями переживания одиночества, а также
связи между аспектами суверенности и аффилиативными мотивами личности;
выявлены семантические характеристики понятий, относящихся к феномену
одиночества («изоляция», «одиночество», «уединение»); с помощью
качественного анализа проанализирована рефлексивная оценка респондентами
ситуаций уединения.
Нарушенная суверенность личностных границ (особенно в виде
депривированности, то есть их «размытости», слабости, уязвимости к
воздействию извне) действительно может выступать в качестве предиктора
формирования неблагоприятных переживаний одиночества, связанных с
нехваткой эмоциональной близости и контактов с людьми, осознанием себя как
одинокого человека. В нашем исследовании наиболее явно с такими
переживаниями оказалось связано нарушение территориальных границ
личности, а также общее депривированное состояние психологических границ личности.
Недостаточная сформированность психологических границ, связанных с
телом, может стать одним из предикторов, способствующих формированию у
человека боязни отвержения со стороны других людей, особенно в сочетании
со сверхсуверенностью психологического пространства, связанного с миром73
вещей. Развитие данной мотивационной тенденции, в свою очередь, вносит
потенциальный вклад в переживание негативного одиночества, в частности при
одновременном наличии выраженной потребности в общении и эмоциональном контакте с людьми.
Семантические характеристики понятий «Одиночество», «Изоляция» и
«Уединение» различаются между собой, при этом в меньшей степени друг от
друга отличаются понятия «Уединение» и «Одиночество». Более того,
семантическое пространство понятия «Одиночество» оказалось полностью
включенным в семантическое пространство понятия «Уединение», что является
неожиданным и интересным результатом и предпосылкой для дальнейших
исследований в области проблемы определения понятий, связанных с
комплексным феноменом одиночества.
Качественный анализ высказываний и выделение основных смысловых
категорий позволили приблизиться к феноменологическому описанию
уединения как концепта и лучше понять специфику переживаний современных
людей, связанных с ситуациями уединения, а также специфику
взаимоотношений с данным явлением (именно «взаимоотношений с», а не «отношения к»).
Полученные результаты позволяют дополнить и расширить имеющиеся в
литературе данные как о психологических границах личности и суверенности
психологического пространства, так и о феномене одиночества и его связях с
личностью. На основании полученных данных рекомендуется проводить
дальнейшие (в том числе уточняющие) исследования во всех обозначенных
направлениях. В ходе работы на рассмотрение предлагается ряд вопросов для
возможных будущих исследований.
Что касается практической и социальной ценности работы, то её
результаты можно учитывать в психологической и психотерапевтической
практике в вопросах, связанных как с проблемным, так и с ресурсным
одиночеством, а также при разработке воспитательных рекомендаций,
поскольку грамотное обращение с личностными границами ребенка, которое,74
согласно теории суверенности и не только (вспомним Э. Пиклер [18, 184]),
должно быть обеспечено уже с младенческого возраста, является достаточно
сложной задачей, стоящей перед будущими родителями.
обращаются различные области научного знания: философия, психология,
социология, антропология и так далее. С феноменом одиночества
определенным образом оказываются связаны политика и экономика в
обществе. Одиночество – это также комплексный и неоднозначный феномен,
некоторые грани которого представляют (продолжают представлять) собой
одну из важных личностных проблем человека в обществе, в частности, в
обществе современном, постиндустриальном. Негативные переживания,
сопровождающие ощущение и восприятие себя как одинокого человека,
заметно ухудшают субъективное психологическое благополучие, могут
выступать в качестве фактора риска для сердечно-сосудистых заболеваний,
повышают склонность к деструктивным формам поведения, являются одной из
причин, приводящих к суициду. По этой причине факторы, опосредующие
отношение личности к одиночеству и специфику переживаний этого феномена
в его различных видовых проявлениях, являются, на наш взгляд, актуальным и
крайне интересным исследовательским вопросом.
Важным фактором является состояние психологических границ личности,
или иначе – суверенность психологического пространства личности.
Суверенность представляет собой системное качество личности, которое
является необходимым условием для её нормального развития и
функционирования. Нарушенные личностные границы становятся предиктором
возникновения проблем, связанных с организацией поведения человека и его
жизнедеятельности (например, расстройства пищевого поведения, повышенная
социальная конформность, отчужденность, агрессивность). Одной из функций
психологических границ является формирование субъектности: границы
определяют, где начинается «Я», а где оно заканчивается и начинается
объективный мир, кто-то другой («не-Я»). Благодаря данному разделению
границы и существуют как феномен. Феномен одиночества тоже в своей основе72
базируется на наличии взаимодействия с тем, кто «не-Я», либо его отсутствии.
Вернее будет сказать, на наличии даже самой потенциальной возможности
такого взаимодействия. Именно поэтому вопрос о взаимосвязи этих двух
явлений кажется логичным и интересным.
Нерешенные вопросы существуют и в области определения родственных
и смежных понятий, поэтому мы также коснулись этой темы в данной
исследовательской работе.
Основной целью данной работы было изучение взаимосвязи между
переживанием личностью одиночества и суверенностью её психологического
пространства. Указанная цель достигнута. Все задачи, обозначенные в начале
работы, выполнены в предполагаемом объеме: проанализированы связи между
аспектами суверенности и особенностями переживания одиночества, а также
связи между аспектами суверенности и аффилиативными мотивами личности;
выявлены семантические характеристики понятий, относящихся к феномену
одиночества («изоляция», «одиночество», «уединение»); с помощью
качественного анализа проанализирована рефлексивная оценка респондентами
ситуаций уединения.
Нарушенная суверенность личностных границ (особенно в виде
депривированности, то есть их «размытости», слабости, уязвимости к
воздействию извне) действительно может выступать в качестве предиктора
формирования неблагоприятных переживаний одиночества, связанных с
нехваткой эмоциональной близости и контактов с людьми, осознанием себя как
одинокого человека. В нашем исследовании наиболее явно с такими
переживаниями оказалось связано нарушение территориальных границ
личности, а также общее депривированное состояние психологических границ личности.
Недостаточная сформированность психологических границ, связанных с
телом, может стать одним из предикторов, способствующих формированию у
человека боязни отвержения со стороны других людей, особенно в сочетании
со сверхсуверенностью психологического пространства, связанного с миром73
вещей. Развитие данной мотивационной тенденции, в свою очередь, вносит
потенциальный вклад в переживание негативного одиночества, в частности при
одновременном наличии выраженной потребности в общении и эмоциональном контакте с людьми.
Семантические характеристики понятий «Одиночество», «Изоляция» и
«Уединение» различаются между собой, при этом в меньшей степени друг от
друга отличаются понятия «Уединение» и «Одиночество». Более того,
семантическое пространство понятия «Одиночество» оказалось полностью
включенным в семантическое пространство понятия «Уединение», что является
неожиданным и интересным результатом и предпосылкой для дальнейших
исследований в области проблемы определения понятий, связанных с
комплексным феноменом одиночества.
Качественный анализ высказываний и выделение основных смысловых
категорий позволили приблизиться к феноменологическому описанию
уединения как концепта и лучше понять специфику переживаний современных
людей, связанных с ситуациями уединения, а также специфику
взаимоотношений с данным явлением (именно «взаимоотношений с», а не «отношения к»).
Полученные результаты позволяют дополнить и расширить имеющиеся в
литературе данные как о психологических границах личности и суверенности
психологического пространства, так и о феномене одиночества и его связях с
личностью. На основании полученных данных рекомендуется проводить
дальнейшие (в том числе уточняющие) исследования во всех обозначенных
направлениях. В ходе работы на рассмотрение предлагается ряд вопросов для
возможных будущих исследований.
Что касается практической и социальной ценности работы, то её
результаты можно учитывать в психологической и психотерапевтической
практике в вопросах, связанных как с проблемным, так и с ресурсным
одиночеством, а также при разработке воспитательных рекомендаций,
поскольку грамотное обращение с личностными границами ребенка, которое,74
согласно теории суверенности и не только (вспомним Э. Пиклер [18, 184]),
должно быть обеспечено уже с младенческого возраста, является достаточно
сложной задачей, стоящей перед будущими родителями.



