Введение
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Краеведческий музей как разновидность комплексного музея . .. 7
1. История развития краеведческих музеев России 7
2. Роль краеведческого музея в современном обществе
3. Социокультурная деятельность музеев
Глава II. Краеведческие музеи Оренбуржья
1. Орский краеведческий музей
1.1 История возникновения и развития
1.2 Социально-культурная деятельность музея
2. Новотроицкий музейно-выставочный комплекс
2.1 История создания и развития
2.2 Социокультурная деятельность музея
3. Перспективы социокультурной деятельности краеведческих музеев
Заключение
Список литературы
Приложение
В современном мире проблема культурной преемственности
становится особенно острой. Традиции, на которых испокон веков стояла
культура, сегодня утрачивают свое значение в организации способа жизни,
устроения настоящего и будущего. Однако несмотря на прокламации,
откинуть прошлое невозможно – оно является почвой, на которой взрастает
настоящее и строится будущее. В сложившейся ситуации музей является тем
важнейшим институтом, который призван хранить свидетельства прошлого и
за счет трансляции знания помогать обществу развиваться в правильном направлении.
Однако наибольшие проблемы с культурой, с просвещенностью
населения наблюдаются не в Москве и Петербурге, а в провинции, и там
особую роль приобретают многочисленные краеведческие музеи.
Как говорил Ф.И. Шмит, краеведческий музей – это один из самых
трудных и сложных типов музеев, который находится в центре
музееведческого и общественного внимания. Сложен он потому, что
является комплексным, соединяет в себе признаки двух или более профилей.
Кроме того, по мнению Ф.И.Шмита, «краеведческие музеи не могут быть
признаны ни типичными научными музеями, ни учебными, ни
публичными…они должны быть и центрами активного всестороннего
изучения "местного края", и служить учебным целям, и втягивать широкие
круги не-специалистов в общую работу, одновременно»1.
Зачастую в провинции краеведческий музей является единственным
учреждением культуры, на плечи которого ложится решение всех насущных
проблем с повышением уровня нравственности, образованности и
просвещенности. И именно посредством осуществления социокультурной
деятельности музей может коммуницировать с гражданами, взаимодействуя
с ними через экспозиции, выставки и другие специальные мероприятия и
программы. И крайне важной проблемой остается то, как в условиях
современного времени в погоне за ростом числа посетителей не превратиться
из краеведческого музея в развлекательный центр.
Исследование образовательной и просветительской функции музеев
является весьма актуальным, поскольку именно сейчас происходят процессы
поиска наиболее подходящих и результативных моделей взаимодействия с посетителями.
Для более детального рассмотрения темы предлагается взять два
краеведческих музея Оренбургской области. Оренбургская область -
безграничный степной край, богатый пшеницей, природным газом, теплым
козьим пухом, из которого вяжут изящные пуховые паутинки и платки. Это
край, известный всем по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», здесь в
свое время учился Юрий Гагарин, родился Муса Джалиль, жил и творил
Владимир Иванович Даль. Данная область располагается на Урале, на южной
границе нашей страны. Двумя наиболее населенными городами после
Оренбурга, областного центра, являются Орск и Новотроицк. Эти города
практически граничат друг с другом, расстояние между ними не превышает
10 километров. И, конечно же, в обоих этих населенных пунктах есть
краеведческие музеи. Они интересны нам тем, что в похожих условиях поразному осуществляют свою деятельность.
Эти краеведческие музеи прошли свой уникальный путь развития,
поэтому крайне интересно посмотреть, что с ними происходит сейчас, а
также выявить потенциал для их дальнейшей эволюции. Для поиска
перспектив полезно сравнение.
Цель данной дипломной работы определить общие перспективы
развития социокультурной деятельности краеведческих музеев России,
установить потенциальные возможности и реальные пути продвижения
Орского краеведческого музея и Музейно-выставочного комплекса города Новотроицка.
Задачи работы:
- Рассмотреть основные этапы формирования краеведческого музея,5
- Определить роль краеведческого музея в современном обществе,
- Рассмотреть современные тенденции развития социокультурной
деятельности,
- Выявить формы диалога с посетителем,
- Описать историю развития Орского и Новотроицкого музеев,
- Проанализировать реальную социокультурную политику указанных музеев,
- Выявить возможные пути модернизации Орского краеведческого музея и
Музейно-выставочного комплекса г.Новотроицка в области работы с
посетителями.
Методы исследования: анализ, аналогия, синтез, дедукция, описание,
обобщение, прогнозирование.
Объектом данного исследования является краеведческий музей.
Предмет исследования – социокультурная деятельность краеведческого музея.
При написании данной работы была использована специальная научная
литература, статьи в научных журналах и различные Интернет-ресурсы.
Основными источниками, помогающими раскрыть историческую
сторону развития краеведческих музеев, являлись работы Колесника Л.В.,
Свинина В.В., Размустовой Т.О., Сундиевой А.А., Штукенберга Е.К.,
Романова Н.И., Ревякина В.И., Розена А.Я. и Златоустовой В.И..
Роль краеведческого музея в своих трудах исследовали Потапова Е.А.,
Каткова К.Ф., Алексеева С.В., Шмидт С.О., Лихачев Д.С.
С помощью материалов из работ Катковой К.Ф., Кулиевой М.М.,
Кондрашовой А.В., Шпицыной А.Н., Агаповой Д., Д. Камерона, П. Верго,
К. Хадсона, Дж. Виссера, Н. Саймон была рассмотрена тенденции развития
социокультурной деятельности современных музеев.
Формы музейно-педагогической деятельности классифицировали в
своих исследованиях Юхневич М.Ю., Галкина Т.В., Ботякова О.А.6
Историю Орского краеведческого музея и его социокультурную
деятельность изучить позволили труды Футорянского Л.И., Черкас Т.Г., а
также статьи из газет «Орская хроника» и «Орская газета».
Статьи из газет «Металлург», «Гвардеец туда», труды Фурсовой И.А., а
также музейные документы позволили изучить историю возникновения и
развития Новотоицкого музейно-выставочного комплекса и его работу с посетителями.
Кроме того, в работе были использованы сайты музеев и электронные энциклопедии.
Таким образом, работа состоит из введения, двух глав в основной
части, заключения, списка используемой литературы и приложений
Краеведческие музеи - самая многочисленная группа музеев в России,
прошедшая долгий путь развития. Это именно те музеи, которые наиболее
близки к народу, поэтому особенно важную роль в них получает постоянно
развивающаяся социокультурная деятельность. Именно этому и посвящено
данное исследование.
В ходе работы была рассмотрена история формирования сети
краеведческих музеев с момента их зарождения до сегодняшних дней,
определена роль краеведческих музеев в современных условиях, проведен
анализ социокультурной деятельность и обозначены основные тенденции ее
развития. Кроме того, изучены формы музейно-педагогической
деятельности, история развития Орского краеведческого музея и
Новотроицкого музейно-выставочного комплекса, проанализирована их
социокультурная деятельность и выявлены пути модернизации.
Термин «краеведческий музей» вводится в оборот после II Всесоюзной
конференции 1924 года по краеведению. Однако праобразом такого типа
музеев были местные музеи, появившиеся в XVIII веке. Сегодня
краеведческий музей – это музей, деятельность которого направлена на
документирование и презентацию исторического, природного и культурного
развития определѐнного населѐнного пункта или географического региона. В
наши дни краеведческий музей выполняет очень много ролей, основные из49
них – роль центра документирования, исследования, культурного
представительства и, что важно для нашего исследования, образования и воспитания.
Социокультурная деятельность или взаимодействие с посетителями не
всегда играли такую важную роль, постепенное смещение акцента с
традиционной научно-фондовой работы началось только во второй половине
XX века, когда начали появляться идеи о музее, первостепенно
ориентированном на общество, и нововведения связывают с направлением
«Новая музеология» и с новым течением, которое получило название
«культура участия». Культура участия призывает посетителей не просто
оставаться потребителями, а проявлять инициативу в приобщении к знаниям.
к тому культурному достоянию, которое предъявляет музей. Другая
тенденция социокультурной деятельности – интерактивность, технология,
предполагающая познание посредством личного опыта (не только
опирающегося на зрение и слух, но и другие органы восприятия). Именно
такими путями наиболее активно развивается в настоящее время
социокультурная деятельность.
Переходя непосредственно к краеведческим музеям Оренбургской
области, отметим, что их всего насчитывается 25. Выбор двух музеев из
этого множества был неслучайным, оба музея и Орский краеведческий
музей, и Новотроицкий музейно-выставочный центр были созданы в
советское время и обязаны своим появлением одному человеку – геологу
Иосифу Леонтьевичу Рудницкому. Однако схожие условия создания и
функционирования это не залог похожести музеев – музеи достаточно
разные, в том числе и в отношении работы с посетителями.
С одной стороны, музеи применяют одинаковые формы музейнопедагогической деятельности, имеют достаточно схожие вновь оснащенные
экспозиции, но по реализации образовательных программ Новотроицкий музей уступает.
Перспективы развития социокультурной деятельности можно искать на
двух путях. Первый – путь развития, который открыт для всех краеведческих
музеев, в том числе для Орского и Новотроицкого, второй – те, которые
могут быть эффективны конкретно для Орского краеведческого музея и
Новотроицкого музейно-выставочного комплекса.
К первой группе мы отнесли налаживание диалога с посетителями,
потому что, как правило, основная часть музейной аудитории это местное
население, туристов в краеведческих музеях крайне мало. Может быть, это и
плохо, но мы в этом видим несомненное преимущество – постоянная
аудитория, вкусы и интересы которой при желании можно узнать, и
использовать их в модернизации социокультурной деятельности. Для чего
требуется устанавливать связь с этой аудиторией с целью выяснения
актуальных направлений, привлекательных тем, интересных мероприятий и
т.д. Это важный этап в развитии эффективного взаимодействия с аудиторией,
а также первый шаг во включении культуры участия в музейную практику.
Следующий пункт – налаживание связей со школами, причем, что
очень важно, именно систематических. Всех школьников водят в
краеведческий музей, но это не есть максимальная польза, которую может
принести музей. Многие исследователи отмечают важность того, что
теоретические знания из учебника музей может подкрепить наглядным
материалом, представить во взаимосвязи с другими событиями, историей.
Поэтому весьма перспективно включение музейных уроков в учебные
программы школ. Это удачная идея еще и потому, что взрослого человека
очень сложно к чему-то приучать, если он всю жизнь не ходил в музей, то,
скорее всего, он туда и не пойдет. Совсем другое дело – дети, в их возрасте
еще можно влиять на их вкус и предпочтения, поэтому если развить в них
культуру и потребность в посещении музея, в будущем, вероятно, музей
будет играть большую роль.
И последний пункт – установить связи с другими учреждениями
культуры, особенно с музеями. Это позволит не только обмениваться51
опытом, но и создавать совместные проекты, а также совместно использовать
фонды для организации выставок.
Говоря о Новотроицком музейно-выставочном комплексе, можно
отметить, что здесь применяют очень много образовательных программ, но в
этом и есть их главная проблема, все эти программы похожи одна на другую.
Поэтому мы видим путь развития в усовершенствовании методик создания и
проведения образовательных программ и расширении их тем. Кроме того,
для Новотроицкого музея остро стоит еще одна проблема - это устаревший
сайт. Посетители просто не имеют возможности найти нужную им
информацию о мероприятиях и выставках на этом портале. Поэтому именно
создание нового сайта мы ставим еще одной задачей для успешного
развития. И даже в этом вопросе можно связаться с другими музеями, узнать,
как они создавали свои сайты, даже в Орский музей, у которого очень
удобный, информативный официальный сайт.
Сам же Орский краеведческий музей видится нам, как очень
современный институт, ориентированный на своего посетителя. Детские
площадки «Русская изба» и «Школа юного археолога» посредством
интерактивных методик позволяют эффективно донести информацию. Это
единственный пример в Оренбургской области создания подобных отделов
при музее. И в остальных формах музейно-педагогической деятельности
музейные сотрудники демонстрируют свой профессионализм и
осведомленность в новых приемах работы с посетителями. Однако есть
несколько моментов, над которыми, еще можно поработать. Во-первых, в
музее проводится очень много мастер-классов, значит, на них есть спрос,
людям они нравятся, но большая часть этих занятий не связана с тематикой
музея, поэтому мы предлагаем устраивать мастер-классы, которые бы были
связаны с историей Оренбуржья и с его промыслами. Во-вторых, конкурсы,
проводимые музеем, никак не отличаются от всех остальных конкурсов
рисунков и стихов, которые проходят на базе других учреждений. В связи с
этим мы предлагаем устраивать конкурсы, которые использовали бы52
потенциал самого музея и его экспозиции. Например, конкурс рисунков на
понравившийся экспонат или конкурс в завершении экскурсии на усвоение
материала и т.д. Это будет попыткой вовлечения посетителей музея в творческий процесс.
Помимо этого, есть несколько путей развития общих для Орского и
Новотроицкого музеев. Во-первых, ориентироваться на уже
сформировавшиеся городские сообщества. А во-вторых, внедрять такую
форму деятельности как конференции на базе музеев, что может
способствовать развитию контактов с горожанами и стимулировать
музейную научную работу.
Мы полагаем, что данные предложения позволят сделать музеи более
привлекательными для посетителей, а их социокультурную деятельность более эффективной.
Таким образом, в ходе данного исследования была достигнута цель:
выявлены перспективы развития социокультурной деятельности для Орского
краеведческого музея и Новотроицкого музейно-выставочного комплекса,
некоторые из которых можно смело применять в других краеведческих музеях в России
1. Агапова Д. Культура участия: миллионы диалогов// Музей как
пространство образования: игра, диалог, культура участия. - М. 2012 -
С.8-20.
2. Алексеева С.В. Краеведческие музеи как форма культуры российской
провинции// Триумф музея? - СПб, 2005. - С. 377-400.
3. Ботякова О.А. Музей этнографического профиля в контексте
образования и культуры России. Дис... канд. культурологии .- СПб,
2007 – 260 с.
4. Буров Н.В. Современный музей: от просветительства к образовательновоспитательной деятельности современного музея// Вестник СПбГУКИ
– декабрь, 2010. – С.36-42.
5. Все началось с экскурсии в музей// Металлург – 23 июля 2005, №8
(5442) – С.8.
6. Галкина Т.В. О классификации современных базовых форм музейнопедагогической деятельности в российских музеях (лекционный блок)//
Вестник Томского государственного педагогического университета -
№10/2009 – С.69-75.
7. Галкина Т.В. Основы классификации музейно-педагогических форм в
российских музеях// Вопросы музеологии. - 2(4)/2011 – С.145-153.
8. Даалдер Р. Посетитель музея: жертва, потребитель, диктатор или
почетный гость?// Музей и демократия. – М., 1997. – С.80-84.
9. Даушев Д. Искусство франдрайзинга или как продать моральное
удовлетворение// Музей. – 2007, №9. – С.18-24.
10.Желтоухова Д.В. Тенденции развития краеведческих музеев… - Вектор
науки ТГУ, 2013 - №3 – С.329-333.
11.Златоустова В. И. Государственная политика в области музейного
дела (1945-1985 гг.) // Музей и власть. - М., 2001. - Ч. 1. – 232 с.
12.Каткова К.Д. Социокультурная миссия регионального музея в эпоку
глобализации на материалах Ленинградской области) дис. …
канд.культурологии – СПб, 2017. – 254 с.
13.Каткова К.Ф. Дефиниция понятия регионального музея как отражение
истории его формирования//Исторические, философские, политические
и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы
теории и практики. -Тамбов: Грамота, 2014. - № 7 (45): в 2-х ч. - Ч. II. -
C. 102-104.
14.Каткова К.Ф. Социокультурный подход в изучении функций
современного регионального музея// Исторические, философские,54
политические и юридические науки, культурология и искусствовение.
Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2015. - №6(56): в 2-х ч.
Ч.II, - С.75-79.
15.Колесник Л.М., Свинин В.В. Иркутский областной краеведческий музей
– первый музеум в Азиатской России//Известия Иркутского
государственного университета. Серия «История» - №2.2, 2012. - С.22-
31.
16.Кондрашова А.В. Влияние трансформации идентичности на «Новую
музологию»//Человек. Культура. Образование. - №3(9)2013 – С.155-
160.
17.Краеведческий кружок//Гвардеец труда – 2 июля 2008г. – С.3.
18.Кулиева М. М. Музей как особый социально–культурный институт
[Электронный ресурс]: Научно-методический электронный журнал
«Концепт». – 2016. – Т. 2. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46114.htm.
19.Лебедев А.В. Музеи будущего: информационный менеджмент. – М.
2001. – 217 с.
20.Лихачев Д.С. Любить родной край/ Отечество. Краеведческий
альманах.- Вып.1- 1990 – С.7-8.
21.Моисеев А.М. Краеведческие музеи за 50 лет // История СССР - 1967
№6.
22.Музееведческая мысль в России XVIII-XX веков: сборник документов
и материалов/колл.авт.// Отв.ред. Э.А.Шулепова – Этерна, Москва. –
2010. – 960 с.
23.Орская городская энциклопедия – г.Орск, АОО «Исполком НПСО»
г.Оренбург: ОАО ИПК «Южный Урал», 2007. – 304 с.
24.Орский краеведческий музей:[Буклет] – «КСП-Орск» – Орск.2015.
25.Основы музееведения: учебное пособие/ отв.ред. Э.А. Шулепова. М.:
Едиториал УРСС, 2005. – 432 с.
26.Потапова Е.А. Краеведческий музей как коммуникативная система. На
примере Челябинского краеведческого музея: дисс. …магистр: 072300/
Потапова Екатерина Андреевна. – СПб, 2016. – 105 с.
27.Размустова Т. О. Местный музей: эволюция взглядов и динамика
моделей // Российская провинция XVIII-XX веков: реалии культурной
жизни: материалы III Всероссийской научной конференции (Пенза, 25-
29 июля 1995 г.). - Пенза,1996. - Кн. 2. - С. 140-145.
28.Ревякин В. И., Розен А. Я. Историко-краеведческие музеи. - М.:
Стройиздат, 1983. – 136 с.
29.Романов Н. И. Местные музеи и как их устраивать. - М., 1919. – 100 с.55
30.Русская изба. Детская этнографическая студия:[Буклет] – Орский
краеведческий музей, 2015.
31.Сундиева А. А. Провинциальные музеи России в социальном
пространстве и времени // Российская провинция XVIII-XX веков:
реалии культурной жизни: материалы III Всероссийской научной
конференции (Пенза, 25-29 июля 1995 г.). - Пенза, 1996. - Кн. 2. - С.
157-162.
32.Фурсова И.А. Из XIX века в современность//Гвардеец труда – 5февраля
2014, №13(13173) – С.5.
33.Фурсова И.А. Краеведческий калейдоскоп – М.: ООО «Сам
полиграфист», 2015. – 272 с.
34.Фурсова И.А. О городе, о крае, о музее… - Новотроицк, 2015. – 315 с.
35.Футорянский Л.И. История Оренбуржья Оренбург: Оренбургское
книжное издательство, 1996. – 183 с.
36.Хранители времени:[Брошюра]/МО г.Новотроицк, Муниципальное
культурно-просветительское учреждение Музейно-выставочный
комплекс. – ООО «Урал Печать Сервис», 2010.
37.Черкас Т.Г. Хронограф города – Орск, Орский историко-краеведческий
музей. – 2005. – 67 с.
38.Шмидт С.О. История, современное состояние и перспективы развития
краеведения// Краеведение в России. История. Современное состояние.
Перспективы развития. Материалы Всероссийского семинара
краеведов. - Зарайск, 30 января 2004г.- М., 2004. – С. 15-24.
39.Шмит Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. – М.-Л., 1929. – 85 с.
40.Шпицына А.Н. Потенциал внедрения «культуры участия» в музее
современного искусства (опыт проекта «Перемещение зрителей»)//
Диалоги о культуре и искусстве – Пермский государственный институт
культуры(Пермь) – 2015. –С. 258-264.
41.Штукенберг Е. К. Областной (губернский) музей и его задачи //
Известия Центрального бюро краеведения. - 1927. -№ 3. - С. 86-90.
42.Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной
педагогике/ М-во культуры РФ. Рос.ин-т культурологи. М., 2001. – 223
с.
43.Я – Новотроицк! Семь вех – семь десятилетий: Сборник. –
Редакционно-издательский дом «Новоорская газета», 2015. – 288c.
44.«Орская Хроника» №201-202(20842-843) от 01 июля 2004 года – С.8
45.Cameron D. ―The Museum as a Communication System and Implications
for Museum Education‖//Curator. 1968. 11. P. 33-40.56
46.Hudson K. Museums for the 1980s: A Survey of World Trends. Paris and
London: UNESCO/Macmillan.- 1977. – 126 p.
47. Simon N. Participatory museum [Электронный ресурс]. URL:
http://www.participatorymuseum.org.(Дата обращения: 09.04.2017).
48.Vergo P. Introduction // New Museology, Reaktion Book. London, 1989. –
230 p.
49.Visser J. Museums in times of social and technological change
[Электронный ресурс]// The museum of the future. URL:
http://themuseumofthefuture.com/2014/04/18/museums-in-times-of-socialand-technological-change/ (Дата обращения: 14.04.2017).
50.Словарь музейных терминов. Новая музеология. [Электронный
ресурс]: Сектор Российской музейной энциклопедии. 2002. URL:
http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp?109 (Дата обращения:
05.04.2017).
51. Краеведческие музеи [Электронный ресурс]// Музейная энциклопедия
– Сектор Российской музейной энциклопедии. 2002. URL:
http://www.museum.ru/rme/sci_kray.asp (Дата обращения 20.01.2017).
52.Научная концепция реэкспозиции Орского историко-краеведческого
музея.[Электронный ресурс] – Орск, 2009. - С.7 URL:
https://docs.google.com/document/d/12upv7iWUviJI2encREGi9RXOILgQ
BS9wxmWDSfPsde8/edit# (Дата обращения: 15.04.2017).
53.Акция «Новый год в объективе»:[Электронный ресурс]. Орский
краеведческий музей URL: http://orskmuseum.ru/event/aktsija-novyj-godv-obektive (Дата обращения: 26.02.2017).
54.В краеведческом музее появилась пещера…:[Электронный ресурс]-
Орская газета. URL: http://orskgazeta.ru/news/1489-v-kraevedcheskommuzee-poyavilas-peschera.html (Дата обращения: 26.02.2017).
55.В хранилище с сокровищами: [Электронный ресурс]- Орская хроника –
Орск, 2003 URL: http://www.hron.ru/index.php?content=statya&t=50472
(Дата обращения: 26.02.2017).
56.Детский этнографический конкурс «Юный художник Южного Урала»
:[Электронный ресурс]. Орский краеведческий музей URL:
http://orskmuseum.ru/event/detskij-etnograficheskij-konkurs-junyjhudozhnik-juzhnogo-urala (Дата обращения: 26.02.2017).
57.История музея [Электронный ресурс]//Орский краеведческий музей
URL: http://orskmuseum.ru/about/istorija-muzeja (Дата обращения:
24.02.2017).57
58.Конкурс экологических рисунков и плакатов:[Электронный ресурс].
Орский краеведческий музей URL: http://orskmuseum.ru/event/konkursekologicheskih-risunkov-i-plakatov (Дата обращения: 26.02.2017).
59.Конкурс экологической фотографии:[Электронный ресурс]. Орский
краеведческий музей URL: http://orskmuseum.ru/event/konkursekologicheskoj-fotografii (Дата обращения: 26.02.2017).
60.Кто в музей с велосипедом придет…:[Электронный ресурс]- Орская
газета. URL: http://orskgazeta.ru/news/1063-kto-v-muzey-s-velosipedompridet.html (Дата обращения: 26.02.2017)
61.Мастер-класс «Искусство кружевоплетения»:[Электронный ресурс].
Орский краеведческий музей URL: http://orskmuseum.ru/event/masterklass-iskusstvo-kruzhevopletenija (Дата обращения: 26.02.2017).
62.Новости от 13 декабря 2014 года: [Электронный ресурс]- Орская
хроника – Орск, 2003 URL:
http://www.hron.ru/index.php?content=statya&t=43950 (Дата обращения:
26.02.2017).
63.Орский историко-краеведческий музей[Электронный ресурс]//
«История Оренбуржья». Авторский проект Раковского Сергея, 2002–
2017 URL: http://kraeved.opck.org/muzei/orsk/orsk_ist_kr_muzei.php
(Дата обращения: 24.02.2017).
64.Орский краеведческий музей [Электронный ресурс] URL:
http://orskmuseum.ru/ (Дата обращения: 03.05.2017).
65.Прошедшие мероприятия:[Электронный ресурс]. Орский
краеведческий музей URL: http://orskmuseum.ru/event/archive (Дата
обращения: 27.02.2017).
66.Сайт музейно-выставочного комплекса г. Новотроицк. [Электронный
ресурс] URL: http://museynov.ru/ (Дата обращения: 03.05.2017).
67.Хронология развития [Электронный ресурс]//– Сайт музейновыставочного комплекса г. Новотроицк. 2017. URL:
http://museynov.ru/index.php/o-nas/istoryofmuseum?showall=&start=2
(Дата обращения 06.02.2017).