Объект исследования - компания «Додо Пицца».
Основные виды деятельности:
– деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания;
– производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения;
– производство сухарей, печенья и прочих сухарных хлебобулочных изделий, производство мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, предназначенных для длительного хранения.
Проведен анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2020-2022 годы.
Введение 3
1 Теоретические основы изучения конкуренции в маркетинговой деятельности 5
1.1 Понятие конкуренции и её роль в маркетинге 5
1.2 Виды конкурентов в маркетинговой деятельности предприятия 8
1.3 Факторы конкуренции и методы ведения конкурентной борьбы на рынке 12
2 Анализ функционирования предприятия «Додо Пицца» в условиях конкуренции 16
2.1 Маркетинговый анализ деятельности предприятия 16
2.2 Исследование деятельности конкурентов предприятия «Додо Пицца» 20
2.3 Оценка конкурентоспособности предприятия 23
3 Совершенствование конкурентоспособности предприятия «Додо Пицца» 26
3.1 Рекомендации, направленные на стратегическое развитие предприятия 26
3.2 Разработка рекламной кампании предприятия 29
Заключение 33
Список использованных источников 35
Актуальность исследования курсовой работы. Как показывает практика последних лет, рыночное соперничество приводит к успеху и экономическому росту предприятия только в тех случаях, когда предприниматель стремится не только сохранить, но и увеличить свое производство. Инструментами достижения такой цели служат совершенствование оборудования, технологии, повышение качества товаров.
В настоящее время в глобальной экономике конкурентоспособность современных предприятий во многом зависит от политической ситуации в стране, а также от состояния внутреннего и внешнего рынка.
Конкуренцию принято считать движущей силой рынка, которая позволяет улучшить применение способностей и познаний. Основная масса всех благ, приобретенных человеком, достигается за счет соперничества, состязания, что, в свою очередь, является стимулированием рациональности.
По мнению многих ученых конкуренция выступает как инструмент соперничества для того, чтобы предприятия смогли увеличить свою прибыль. Если в стране развита здоровая рыночная конкуренция, то многие предприятия, которые стремятся увеличить прибыль и привлечь большее количество покупателей, вынуждены применять различные меры, направленные на наибольшее удовлетворение потребностей потребителей. К примеру, фирмы- производители стремятся улучшить качество или ассортимент выпускаемой продукции для того, чтобы их товар был наиболее привлекателен для покупателей, нежели товар предприятий-конкурентов. Если предприятие следит за качеством выпускаемой продукции, то оно автоматически провоцирует собственный экономический рост, при этом привлекает наибольшее количество клиентов, «раскручивает» свой бренд.
Как показывает практика, конкуренция не может существовать среди людей, которые не имеют предпринимательского духа.
Обеспечение конкурентоспособности продукции на требуемом уровне предполагает необходимость ее количественной оценки. Отправной момент оценки конкурентоспособности любого товара формирование цели исследования.
Оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.
Цель исследования курсовой работы: провести исследование факторов конкуренции и основных конкурентов предприятия на примере ООО «Додо Пицца».
Исходя из цели, можно выделить основные задачи исследования:
- изучить понятие конкуренции и её роль в маркетинге;
- рассмотреть виды конкурентов в маркетинговой деятельности предприятия;
- выявить факторы конкуренции и методы ведения конкурентной борьбы на рынке;
- провести маркетинговый анализ деятельности предприятия «Додо Пицца»;
- осуществит исследование деятельности конкурентов предприятия «Додо Пицца»;
- дать оценку конкурентоспособности предприятия;
- предложить рекомендации, направленные на повышение уровня конкурентоспособности предприятия;
- определить экономическую эффективность предложенных к внедрению рекомендаций.
Объектом исследования курсовой работы является предприятие ООО «Додо Пицца».
Предмет исследования: показатели конкурентоспособности исследуемого предприятия.
Методы исследования, используемые в работе: наблюдение, анализ, методы экспертных оценок (метод задания весовых коэффициентов, метод последовательных сравнений).
В маркетинговой деятельности конкуренция выступает одним из важнейших инструментов, стимулирующих развитие предприятия. Именно в результате конкурентной борьбы создаются новые продукты, внедряются новые технологии, существенно повышается качество оказываемых услуг. Кроме того, конкуренция является достаточно серьезным стимулом для того, чтобы внедрять инновации и повышать качество своей продукции.
Для того, чтобы предприятие смогло на рынке занять лидирующие позиции, необходимо, чтобы оно предлагало своим клиентам новый товар или услугу высокого качества, тем самым привлечь как можно больше покупателей. Наличие конкурентной среды и конкурентных условий, предприятия стремятся придумывать и выводить на рынок новые идем, или же принимать меры по улучшению качеств старого продукта. В качестве ключевого аспекта, который будет характеризовать эффективную конкуренцию, следует назвать такое качество, как уникальность предлагаемого на рынке товара.
Очень часто, как показывает практика, покупатели обращают свое внимание именно на уникальный товар. В связи с этим, немаловажную роль приобретает брендирование и имидж. Именно эти показатели могут быть отнесены к категории важнейших инструментов, используемых в рамках конкурентной борьбы.
Компания «Додо Пицца» является одной из крупнейших сетей пиццерий в России. Была основана в Сыктывкаре в 2011 году, и с тех пор успела пройти путь от регионов до Москвы. За время своего существования успела завоевать большую популярность среди потребителей благодаря высокому качеству продукции, быстрой доставке и доступным ценам. наибольшую опасность для компании «Додо Пицца» представляют сеть пиццерий «In Tempo». Она имеют наибольшее количество ресторанов на территории Оренбурга и занимает значимую долю рынка, а также показывает стабильную положительную динамику роста. Напротив, компания «Моменто», не представляет большой угрозы для ООО «Додо Пицца». Организация имеет в распоряжении небольшое число ресторанов. ООО «Додо Пицца» имеет достаточно высокий уровень конкурентоспособности. Предприятие уступает лишь сети пиццерий
«In Tempo». Причинами такого положения компании являются: демократичные цены, уютные кафе, большая (по сравнению с конкурентами) величина дилерской сети и высокое качество предоставляемых услуг.
В качестве рекомендаций предлагается на предприятии создание на предприятии нового отдела маркетинга для повышения прибыли в 2 раза и конкурентоспособности в 2 раза. Цены на товары установить ниже, чем у конкурентов. Это обеспечит приток широкого круга потребителей соответственно спрос на продукцию увеличится и ООО «Додо Пицца» станет конкурентоспособным на рынке. Обеспечить взаимосвязь ООО «Додо Пицца» с покупателями с наименьшим количеством посредников. Это можно достичь за счет спланированной рекламной кампании.
Обеспечить распространение положительного мнения об ООО «Додо Пицца» за счет личного общения, доброжелательности, вежливости и компетентности. Добиться постоянного роста объема продаж за счет рекламы, а в дальнейшем за счет расширения бизнеса. Миссией проекта является разработка таких мероприятий, которые позволят предприятию стать лидером в области производства пиццы за счёт создания профессионального отдела маркетинга в организации. В рамках реализации данной стратегии должен произойти рост числа продаж, а также привлечение большего числа клиентов и, как следствие, завоевание большей ниши на конкурентном рынке.
Обязательным условием данной стратегии является высокая эластичность спроса по цене. Если покупатель, принимая решение о покупке товаров ООО «Додо Пицца» выбирает в качестве одного из важных принципов ценообразования именно размер цены на товар. Разработанный проект будет способствовать повышению конкурентоспособности ООО «Додо Пицца».
1 Андрианов, В.А. Конкурентоспособность России в мировой экономике / В. А. Андрианов // Экономист. - 2021. - № 10. - С. 33 - 42.
2 Брянская, О.Л. Конкуренция и маркетинг / О.Л. Брянская // Актуальные вопросы экономики. – 2021. - №4. – С.65-70.
3 Варданян, М.Г. Конкурентоспособность фирмы как критерий конкурентоспособности национального хозяйства / М.Г. Варданян // Университет, бизнес и власть. – 2020. - №1. – С.21-24.
4 Гайнуллина, К.А. Качество продукции и показатели, его определяющие: / К.А. Гайнуллина, К.Ю. Кутузова // Современные информационные технологии и инновации. – 2021. – № 4. – С. 353-355.
5 Гайдай, И.Ю, Содержание управления конкурентоспособностью и современные подходы к систематизации факторов конкурентоспособности предприятия / И.Ю. Гайдай // Современная экономика и управление. – 2023. – С.67-73.
6 Демина, П.Е. Конкурентоспособность организации: основные понятия, государственное регулирование / П.Е. Демина // Студенческий вестник. – 2019. - №12. - С.28-30.
7 Демчук, К.Д. Конкурентоспособность и финансовые инструменты повышения конкурентоспособности компаний / К.Д. Демчук // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. - №1. – С.72-78.
8 Зверева, Е.В, Теоретические подходы к содержанию категории
«конкуренция» / Е.В. Зверева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. - №3. – С.138-142.
9 Каталевский, Д.Ю. Цифровая трансформация: как сеть ресторанов быстрого питания стала лидером на рынке благодаря цифровым технологиям
/ Д.Ю. Каталевский. // Инновации и инвестиции. – 2022. - №2. – С.87-90.
10 Конев, П.А. Оценка конкурентоспособности систем управления как перспективный подход к анализу конкурентоспособности / П.А. Конев // Современное научное знание. – 2019. – С.272-275.
11 Космачев, В.Р. Исследование природы понятия конкуренции / В.Р Космачев // Кронос: экономические науки. – 2022. - №4. – С.87-93.
12 Лифиц, И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебное пособие для академического бакалавриата / И. М. Лифиц. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 392 с.
13 Манакова, В.Ю. Сущность конкурентоспособности и методы оценки конкурентоспособности предприятия / В.Ю. Манакова // Актуальные вопросы современной экономики. – 2023. - №6. – С.290-295.
14 Мошечков, Д.А. Оценка конкурентоспособности организации на основе определения комплексного показателя конкурентоспособности / Д.А. Мошечков // Образование, наука, инновации. – 2020. – С.193-195.
15 Мусальников, Д.А. Конкурентоспособность предприятия. Факторы, пути повышения конкурентоспособности / Д.А. Мусальников // Вопросы науки и образования. – 2019. - №1. – С.4-8.
16 Пичугина, Е.В. Теоретические основы конкуренции / Е.В. Пичугина
// Молодой ученый. – 2020. - №6. – С.285-288.
17 Поминова, К.А. Факторы, влияющие на решение компаний о выходе на зарубежные рынки (на примере российской сети пиццерий «Додо Пицца»
/ К.А. Поминова // Молодой ученый. – 2020. – С.352-354.
18 Прохоров, А.В. Конкуренция: видовая классификация/ А.В. Прохоров // Экономика и социум. – 2019. - №5. – С.87-90.
19 Савельева, Н.К. Этимология и эволюционирование понятия
«конкуренция» / Н.К. Савельева // Теоретическая экономика. – 2020. -
№2. – С.54-58.
20 Степанова, О.П. Конкуренция как драйвер экономического роста // Проблемы современной экономики: материалы V междунар. науч. конф. — Самара: Асгард, 2019. — С. 18-22.
21 Рубин, Ю.Б. Конкуренция: реалии и перспективы / Ю. Б. Рубин, В. В. Шустов. - М.: Знание, 2021. - С. 15.
22 Тихонов, Е.Э. Понятие конкурентоспособности: конкурентоспособность товара и фирмы (организации) / Е.Э. Тихонов // Студенческий вестник. – 2020. - №12. – С.36-38.
23 Угурчиев, О.Б. Некоторые особенности трактовая понятия
«конкуренция» / О.Б. Угурчиев // Вестник Академии знаний. – 2020. -
№1. – С.54-60.
24 Четыркина, Н.Ю. Конкурентоспособность организации как форма проявления своей позиции на рынке / Н.Ю. Четыркина // Наука, образование, общество. – 2020. – С.112-115.
25 Яни, А.В. Теоретико-методологические аспекты и роль конкуренции в развитии экономических субъектов и национальной экономики / А.В. Яни // Креативная экономика. – 2021. - №5. – С.1609-1628.