Введение
Глава 1. Музыкальные издания России
§1. Исторический обзор отечественных музыкальных изданий.................... 6
§2. Состояние музыкальной журналистики в России в XXI веке................ 13
Глава 2. Дизайн современных печатных музыкальных изданий ..................... 21
§1. Дизайн российских журналов о музыке
§2. Дизайн зарубежных журналов о музыке
Глава 3. Разработка музыкального журнала
§1. Тематическая концепция
§2. Композиционно-графическая модель
Заключение
Библиографический список литературы
Приложения
Музыка является неотъемлемой частью нашего мира. Люди слушают
ее дома и в метро. Музыка звучит в кино и рекламе, ее слышно на
оживленных улицах, она провожает пассажиров на вокзале и встречает
героев, вернувшихся на родину. Это неосязаемая, но существенная
составляющая нашей жизни, о которой можно говорить бесконечно. Именно
поэтому о музыке так часто пишут не только поэты и писатели, но и
журналисты. Музыковед Т.А. Курышева делит духовную составляющую
музыкальной культуры на три части: собственно музыкальное творчество,
дальнейшее его потребление и музыкально-эстетическое сознание.
Журналистика охватывает все эти три сферы: она знакомит читателей
посредством текстов с музыкальными произведениями, обеспечивает их
«потребление» (от нотных листов в прошлом – к плей-листам
Яндекс.Музыки в XXI веке) и, конечно, формирует музыкально-эстетическое
сознание1. Вот почему так важно именно сегодня, в эпоху огромного
количества музыкальных жанров и исполнителей, направлять людей,
знакомить их с безграничным музыкальным потенциалом и прививать вкус к
качественной музыке. Именно такие цели стоят перед проектом
музыкального журнала, который будет описываться в данной работе.
Для начала же определим, в каком состоянии находится музыкальная
журналистика в России в наши дни, познакомимся с традициями и
тенденциями музыкальной критики и дизайна изданий о музыке, а в
дальнейшем представим концепцию собственного журнала, отвечающего
требованиям современной печатной прессы, что обуславливает
практическую значимость работы.
Почти полное отсутствие на рынке качественных печатных изданий,
всесторонне освещающих современную музыку, включая материалы как об
известных исполнителях, так и о дебютирующих музыкантах, обуславливает
актуальность выбранной темы. Новизна проекта состоит в том, что издание
будет наполнено уникальным качественным контентом, выходящим за рамки
жанров «Рецензия» и «Интервью», которыми ограничиваются многие
современные музыкальные СМИ, а также будет уделять особое внимание
новым именам и тенденциям в музыке.
Объектом исследования являются музыкальные издания, предметом –
новый журнал о музыке.
Целью работы является разработка нового музыкального журнала. Для
достижения этой цели нам поможет решение следующих задач:
Исторический анализ музыкальной журналистики в России;
Выявление тенденций современных изданий о музыке;
Определение проблем в современной музыкальной журналистике;
Разработка тематической концепции нового журнала;
Создание композиционно-графической модели издания.
Хронологические рамки исследования – с появления первого
отечественного музыкального издания (в 1774 году) по настоящее время.
Эмпирическую базу составили музыкальные издания
дореволюционной России и СССР, журналы Российской Федерации
(печатные: «Музыкальная жизнь», «InRock», «Артист»; электронные:
«Apelzin», «British wave», МИА «Музыка», «Mixmag», «Звуки.ru»), а также
зарубежные печатные издания («Rolling Stone», «Billboard», «Classic rock»).
Методологическую базу составили: исторический, структурнофункциональный, визуальный, сравнительный анализ, методы
проектирования и конструирования.5
В теоретическую базу вошли: работы по истории (М.М. Иванова, Н.Ф.
Финдейзена, А. Кушнира, материалы Советской энциклопедии) и теории
(Т.А. Курешевой, Б.В. Асафьева, М. Иванова-Борецкого) музыкальной
журналистики, современные проблемные статьи о музыке (А. Горохова, Ю.
Сапрыкина, А.А. Михеева, Р. Шеридана), книги о визуальном искусстве (Р.
Арнхейма, Дж. Нельсона), работы ведущих специалистов в области
модульных сеток (А. Хёрлберта, В. Лаптева), типографики (В. Кричевского,
Дж. Феличи, Э. Рудера) и конструирования (С.М. Гуревича, С.И. Галкина).
Работа состоит из введения, трех глав из шести параграфов,
заключения и приложений.
Итак, в результате написания данной работы мы выяснили, что
музыкальные издания в России существуют с XVIII века, пройдя длинный
путь эволюции от нотных тетрадей к авторитетным музыкально-критическим
журналам, от самиздата к интернет-порталам в наши дни. Новые технологии
XXI века породили в современной музыкальной прессе кризис, преодоление
которого определит дальнейшую судьбу журналов: перейдут ли они
полностью в интернет или у печатных приложений все же останется шанс на
выживание, учитывая недостаток финансирования и снижение уровня
критического профессионализма. Некоторым представителям индустрии
последний вариант кажется возможным при условии существования журнала
наряду с другими медиа-проектами и трансформации музыкальных журналов
из навязывающих мнение поучающих изданий в своеобразные путеводители
по огромному музыкальному разнообразию современного мира.
Было также выявлено, что все музыкальные журналы имеют примерно
одну систему подачи материала, они публикуют: новости, интервью,
рецензии, репортажи, биографии и статьи. Именно за счет статей и
некоторых уникальных рубрик проявляется индивидуальность изданий.
Мы также определили, что дизайн современных печатных изданий о
музыке, которые еще продолжают выходить, часто является отражением
заявленной ими тематики: журналы о классической музыке имеют
минималистичный дизайн, а рок-издания могут отличаться сумбурностью
верстки. Как среди российских, так и среди зарубежных есть журналы,
которые «идут в ногу со временем», предпринимая шаги редизайна с учетом
меняющихся тенденций, а есть издания, которые уделяют больше внимания
контент-наполнению, нежели подаче.
Практическим результатом данной работы стала разработка
музыкального журнала «Послушай». При его создании мы постарались
учесть опыт уже существующих изданий, позаимствовав удачные решения42
(уникальные рубрики, роль «информационного диджея», соответствующий
теме конкретных материалов дизайн разворотов, вынесение оперативных и
мультимедийных материалов в электронную версию и приложение) и
избежав проблем (сосредоточение внимания на одних и тех же героях,
скудность жанрового разнообразия, сложная система рубрикаций,
несоответствие внешнего облика издания представлениям современности).
1. Алексеева М.И., Болотова Л.Д., Вартанова Е.Л. Средства массовой
информации России: учебное пособие / под ред. Засурского Я.Н. М,
2006
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М, 1974
3. Асафьев Б.В. Современное русское музыкознание и его исторические
задачи // «De Musiса» (№1), 1925
4. Берек О. Naming по-русски. Cossa. URL: http://www.cossa.ru/264/139417
5. Галкин С. И. Техника и технология СМИ: художественное
конструирование газеты и журнала. М, 2005
6. Горохов А. Дыра, прикрытая глянцем. М, 2007
7. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра: учебное пособие. М, 2004
8. Иванов М.М. Исторический очерк 50-летней деятельности
музыкального журнала Нувеллист. СПб, 1889
9. Иванов-Борецкий М. К истории музыкальной культуры в России /
История русской музыки в исследованиях и материалах / Т.1. М, 1924
10. Импалер В. InRock: История сквозь обложки. InRock. URL:
http://www.inrock.ru/articles/inrock_cover_history_2000_2007
11. Как создать логотип – пошаговая инструкция от А до Я. Logowiks.
URL: http://www.logowiks.com/create-a-logo
12. Кастальский С.Е. Рок Энциклопедия. М, 2003
13. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М, 2004
14. Кричевский В. Типографика в терминах и образах. М, 2000
15. Курышева Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика:
учебное пособие. М, 2007
16. Кушнир А., Гурьев С. Золотое подполье: полная иллюстрированная
энциклопедия рок-самиздата. Нижний Новгород, 1994
17. Кушнир М. Медиа-музыка. Magazine club concept. URL:
http://mag.clubconcept.ru/media/media44
18. Лаптев В. Модульные сетки: проектирование многополосных изданий.
М, 2007
19. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: становление человека
печатающего. М, 2005
20. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты.
СПб, 1999
21. Михеев А.А. Новые задачи современной музыкальной журналистики.
Электронный научный журнал «Медиаскоп». URL:
http://www.mediascope.ru/node/918
22. Музыкальная жизнь запустилась в обновленном формате. Гуру Кен
Шоу. URL: http://www.guruken.ru/node/3659
23. Музыкальная энциклопедия / Советская энциклопедия/ Т.6 / под ред.
Келдыша Ю.В. М, 1982
24. Музыкальное чтиво, русская версия. Look at me. URL:
http://www.lookatme.ru/flow/posts/magazines/61924-muzyikalnoe-chtivo
25. Мульченко О. Тренды в графическом дизайне, которые выходят из
моды. Freelance today. URL: https://freelance.today/trendy/trendy-vgraficheskom-dizayne-kotorye-vyhodyat-iz-mody.html
26. Нельсон Дж. Проблемы дизайна. М, 1971
27. Пророков Г. Новые блоги про музыку: кого еще читать в русском
интернете. Афиша-Волна. URL:
http://volna.afisha.ru/archive/musicblogs_vol_3
28. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник. М, 2003
29. Российский энциклопедический словарь. М, 2001. С. 456
30. Рудер Э. Типографика. М, 1982
31. Рябинина Н.З. Технология редакционно-издательского процесса. М,
2008
32. Сапрыкин Ю. Кого возьмут в будущее? OpenSpace.Ru. URL:
http://www.openspace.ru/society/world/details/17429/page145
33. Связь музыкальных предпочтений с интеллектом. Muz-flame. URL:
http://www.muz-flame.ru/svyaz-muzyikalnyih-predpochteniy-s-intellektom
34. Сколков С. Александр Кондуков: кому нужна музыкальная пресса?
Look at me. URL: http://www.lookatme.ru/flow/posts/music-radar/103109-
media
35. У каждого поколения — своя музыка. Или нет. Яндекс. URL:
https://yandex.ru/company/researches/2016/ya_music_and_age
36. Федорова Н. Тренды графического дизайна в 2017 году. Trade
marketing.ru. URL: http://trademarketing.ru/trendi-graficheskogo-dizajna
37. Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. СПб, 2004
38. Финдейзен Н., Музыкальные журналы в России // Русская
музыкальная газета (№ 1, 3, 48, 52), 1894-1918
39. Херлберт А. Сетка: модульная система конструирования и
производства газет, журналов, книг. М, 1982
40. Шеридан Р. Краткая история самоубийства музыкальной индустрии.
Перевод MetalB1aze для Last.fm. URL:
http://www.last.fm/ru/user/MetalB1aze/journal
41. Шульц Д. Эстетические критерии типизации изданий. М, 1982