Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ У СОМАТИЧЕСКИ ОСЛАБЛЕННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №134725

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы154
Год сдачи2016
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
55
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
 Введение 4
 Обзор литературы 7
o Особенности детей младшего школьного возраста
o Характеристика соматически ослабленных (часто болеющих) детей
o Психологическая особенности у соматически ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста
o Психологическая безопасность в образовательной сфере
o Резюме
 Исследование 33
o Подготовка к исследованию
o Методы исследования
o Статистическая обработка
 Частотный анализ
 Проверка на наличие статистически достоверных различий с помощью U-критерия Манна-Уитни
 Корреляционный анализ
o Выводы
 Заключение 89
 Источники 92
 Приложения 96
o Приложение А. Методика «Шкала личностной тревожности»
o Приложение Б. Методика «Незаконченные предложения»
o Приложение В. Гиссенский опросник соматических жалоб
o Приложение Г. Методика «Диагностика самооценки»
o Приложение Д. Диаграммы частотного анализа
o Приложение Е. Таблицы коэффициентов корреляции
o Приложение Ж. Оригинальные таблицы расчётов в IBM SPSS Statistics 21

Понятие «здоровье» многие учёные трактуют по-разному, но наиболее
точным на наш взгляд является такое определение, сделанное П.И. Калью
(1988): «Здоровье – нормализованное функционирование организма на всех
уровнях его организации: организма; органов; гистологических, клеточных и
генетических структур; нормальное течение физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству» (Р.А. Березовская, Г.С. Никифоров, 2006, [1]).
Современная медицина относит к числу психосоматических примерно
80% всех заболеваний. Древневосточная медицина, чей уникальный опыт в
настоящее время всё чаще переносится в практику врачевания специалистов
западных стран, исходит в своём учении из следующего кардинального тезиса: «духовное здоровье есть главная основа здорового тела; в основе здоровой психики лежит равновесие духа, которое в сочетании со здоровьем тела
надо ценить и охранять превыше всего. Здоровая психика способна благотворно влиять на функции заболевшего организма. Психическая стойкость
человека, сила его духа, самовнушения и воли могут стать надёжной опорой
в борьбе с недугом и преодолении болезни тела» (Р.А. Березовская, Г.С. Никифоров, 2006, [2]).
По итогам множества проведённых исследований выяснилось, что здоровье зависит от свойств личности. Чем лучше человек умеет распределять
свои силы, чем лучше он умеет контролировать свои эмоции и т.п., тем
больше шансов ему избежать психосоматические переживания. К «группе риска» относят:
 решительных, активных, но при этом чрезвычайно честолюбивых,
склонных брать на себя слишком много; чрезмерно и напряжённо работающих;
 отличающихся повышенным чувством ответственности, долга, высокой требовательностью к себе;
 добросовестных, педантичных, прямолинейных, бескомпромиссных, болезненно реагирующих на оценку себя со стороны окружающих;
 предрасположенных к сосредоточению на отрицательных эмоциях,
к стремлению во всем обвинять себя; сдержанных до скрытности,
жёстко контролирующих свои эмоции вплоть до их подавления;
 лиц, которые с трудом приспосабливаются к быстро изменяющимся
условиям жизни; нестойких в отношении неприятностей, неудач,
агрессии со стороны других, крайне ранимых, тревожных и мнительных, склонных во всем уступать другим;
 лиц, неспособных выразить в словах свои эмоции, желания, претензии; не обладающих способностью глубоко осмыслить своё положение (Р.А. Березовская, Г.С. Никифоров, 2006, [2]) (В.И. Гарбузов, 1995, [3]).
Данные положения касаются как взрослых, так и детей, наиболее предрасположенных к различным психогенным воздействиям на функционирование органов в силу незрелости и несформированности как физиологических, иммунных, так и психологических защит (Д.Н. Исаев, 2000; Ю.Ф. Антропов,
2001) (В.И. Гарбузов, 1995, [3]).
Согласно указу Президента Российской Федерации «О национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»2 практически здоровых детей в стране около 16%, более 70% детей имеют хронические заболевания, что свидетельствует о неблагополучии в сфере здоровья школьников.
Согласно исследованиям ряда учёных (Л.С. Намазова-Баранова, В.Р.
Кучма, А.Г. Ильин, Л.М. Сухарева, И. К. Раппопорт, 2013), с первого класса
состояние здоровья школьников прогрессивно ухудшается, т. к. возрастает
распространённость хронических заболеваний (Л.С. Намазова-Баранова, В.Р.
Кучма, А.Г. Ильин, Л.М. Сухарева, И. К. Раппопорт, 2013, [4]).
2 Указ Президента РФ №761 от 1 июня 2012 года.
С.А. Котова (2008) к числу наиболее значимых проблем в сфере здоровья школьников относит:
 неудовлетворительный уровень физического и психического здоровья, интеллектуального развития и эмоционального благополучия детей;
 утрата ими открытости окружающему миру, положительного самоощущения, здорового детского любопытства и творческого потенциала, инициативности. (С.А. Котова, 2008, [5]).
В связи с этим актуальность данной работы достаточно высока. Наша
задача состоит в том, чтобы отыскать с помощью проведённого исследования
психологический конструкт, влияющий на частоту заболеваемости у такой
группы детей, как соматически ослабленные.
В науке тема взаимосвязи соматической ослабленности детей младшего
школьного возраста и психологических трудностей, влияющих на заболеваемость, практически не раскрыта, несмотря на свою, на первый взгляд, доступность, простоту и актуальность. Информации о проведённых глобальных
исследованиях, посвящённых этой теме, не обнародовано.
Так как термин «соматически ослабленные» значительно редко употребляется в научных трудах, мы будем придерживаться распространённому – «часто болеющие дети» (ЧБД).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


После проведённых в прошлом исследований, спустя 11 лет, мы получили полностью противоположное представление о часто болеющих детях в
плане психологических характеристик.
Такие результаты наводят на мысль, что разработанные ранее профессиональными педагогами профилактические программы, здоровьесберегающие технологии активно практикуются в учебных учреждениях в сочетании с
работой школьных психологов, направленной на коррекцию и поддержку часто болеющих детей.
Выявленные низкий уровень тревожности как общий, так и по отдельным сферам у часто болеющих детей, отсутствие видимых и статистических
различий, адекватная высокая самооценка и невероятно очень высокий уровень притязания у обеих групп детей, наводит на мысль, что, возможно, мы
столкнулись с психологической устойчивостью у часто болеющих детей.
В главе III обзора литературы мы приводим список факторов, влияющих на становление и снижение устойчивости у детей. Среди них к нашему
исследованию прямое отношение имеют:
 достаточно высокая адекватная самооценка, согласующаяся с чуть
более высоким уровнем притязания (Я-идеальное) как олицетворение принципа «мне есть к чему стремиться»;
 пониженная тревожность.
Оптимистическое отношение к жизни, тоже являющееся фактором
психологической устойчивости, в целом можно связать с позитивными /
нейтральными представлениями о здоровье, о болезни и о будущем, отношением к лечению с малой долей негативных переживаний.
О вере в достижимость поставленных целей и осуществление желаний
может свидетельствовать высокая самооценка, очень высокий уровень притязания и ожидаемые корреляционные взаимосвязи между отдельными измеряемыми критериями, которые легко поддаются логическому объяснению.90
Наряду с психологической устойчивостью мы полагаем, что часто болеющим детям свойственно использовать совладательные стратегии в трудных ситуациях, т.е. копинг-стратегии.
Из выделенных Ричардом Лазарусом копинг-стратегий (см. главу III
обзора литературы), к опрошенным нами детям, с учётом полученных результатов исследования, можно отнести поиск социальный поддержки (в семье, среди сверстников, учителей), самоконтроль (низкий уровень тревожности), позитивная переоценка (низкая тревожность, отношения к болезни и
здоровью, высокая самооценка), принятие ответственности (ответственность
за своё здоровье и жизнь в целом).
Вполне обоснованно мы можем судить и о наличии у часто болеющих
детей таких психологических защит, как вытеснение (тревога, связанная с заболеванием, вытесняется и заменяется на что-либо интересное для ребёнка,
что помогает ему «не вспоминать» о болезни), рационализация (позитивное /
нейтральное представление к болезни указывает нам, что ребёнок достаточно
философски относится к ней и воспринимает её как должное, убеждая себя
этом) и, вероятно, сублимация (допускаем, что дети занимаются творчеством, посещают тематические кружки, с помощью чего свою тревогу они
переводят в социально одобряемые действия).
В качестве методов лечения и предотвращения психосоматических расстройств у детей рекомендовано использовать:
 Медикаментозную терапию (седативные препараты, ноотропы,
анальгетики и т.д. – т.е. средства, направленные на снятие стресса, и обезболивающие);
 Психотерапию (психотерапевтическая беседа, поддерживающая
психотерапия, психоанализ, семейная психотерапия, поведенческая психотерапия, телесно-центрированные методики и т.д.);
 Физиотерапию;
 Рефлексотерапию (иглоукалывание и пр.) (Ю.Ю. Елисеев, 2003, [29]).91
Методом предотвращения ухудшения физического здоровья является
реабилитация и оздоровление детей при проведении их диспансерного
наблюдения. Профилактика снижения частоты заболеваемости возможна
только при систематической и комплексной реабилитации, оздоровления с
применением медикаментозных средств лечебной физкультуры и методов
физиотерапевтического воздействия на фоне индивидуального подхода к
оздоровлению часто болеющего ребёнка с учётом этиологических и патогенетических механизмов заболевания, а также факторов внешнего окружения
(М.Г. Романцов, И.Ю. Мельникова, Ф.И. Ершов, 2015, [12])


1. Р.А. Березовская, Г.С. Никифоров «Значения здоровья и подходы к его определению» // «Психология здоровья: Учебник для вузов» / Под. ред. Г.С. Никифорова;
СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
2. Р.А. Березовская, Г.С. Никифоров «Взаимосвязь уровней рассмотрения здоровья и
болезней» // «Психология здоровья: Учебник для вузов» / Под. ред. Г.С. Никифорова; СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
3. В.И. Гарбузов «Человек, жизнь, здоровье: древние и новые каноны медицины»;
СПб.: Комплект, 1995. – 428 с.
4. Л.С. Намазова-Баранова, В.Р. Кучма, А.Г. Ильин, Л.М. Сухарева, И. К. Раппопорт
«Заболеваемость детей в возрасте от 5 до 15 лет в Российской Федерации» // «Медицинский совет», №1, 2014; М.: ООО «Группа-Ремедиум», с. 6-10
5. С.А. Котова «Современное состояние проблемы здоровьесбережения школьника»
// «Психология здоровья (школьный возраст)» / Под ред. Г.С. Никифорова; СПб.:
Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. – 680 с.
6. В.А. Аверин «Психология детей и подростков»; СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.
– 379 с.
7. М.И. Еникеев «Психологический энциклопедический словарь»; М.: ТК Велби, Издво Проспект, 2007. – 560 с.
8. Е.Е. Сапогова «Психология развития человека»; М.: Аспект-Пресс, 2005. – 460 с.
9. Р.А. Березовская, Г.С. Никифоров «Отношение к здоровью» // «Психология здоровья: Учебник для вузов» / Под. ред. Г.С. Никифорова; СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
10. И.И. Мамайчук «Возрастные особенности внутренней картины здоровья ребёнка» //
«Психология здоровья: Учебник для вузов» / Под. ред. Г.С. Никифорова; СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
11. М.Г. Романцов, Ф.И. Ершов «Часто болеющие дети. Современная фармакотерапия»; М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 352 с.93
12. М.Г. Романцов, И.Ю. Мельникова, Ф.И. Ершов «Респираторные заболевания у часто болеющих детей»; М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 160 с.
13. З.С. Макарова, Л.Г. Голубева «Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольном учреждении»; М.: «ВЛАДОС», 2004. — 270 с.
14. А.А. Михеева «Психологические особенности часто болеющих детей»; Дисс. канд.
психол. наук. – М., 1999. – 168 с.
15. М.Г. Романцов, Ф.И. Ершов, И.Ю. Мельникова «Антивирусные препараты в практике педиатра. Справочник практикующего врача»; М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. –
340 с.
16. Н.Д. Малиновская «Результаты исследования психологического компонента структурного аттрактора болезни школьников РФ» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, выпуск №19, том 2,
2006. – с. 113-117
17. В.Г. Казанская «Понятие психического здоровья школьника и его структура» //
«Психология здоровья (школьный возраст)» / Под ред. Г.С. Никифорова; СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. – 680 с.
18. И.Н. Гурвич «Социальная психология здоровья»; СПб.: Издательство СанктПетербургского университета, 1999. – 1023 с.
19. «Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд.» / Под ред. И. В.
Дубровиной; СПб.: Питер, 2004. — 592 с.
20. Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин «Психология личности»; Ростов н/Д.: Феникс,
2014. – 575 с.
21. И.А. Лужецкая «Родительское отношение и развитие самооценки у ребёнка» //
«Родители и дети: Психология взаимоотношений» / Под ред. Е. А. Савиной, Е. О.
Смирновой; М.: Когито-Центр, 2003. – 230 с.
22. А.А. Реан, А.Р. Курдашев, А.А. Баранов «Психология адаптации личности»; СПб.:
Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008 – 479 с.94
23. В.Г. Казанская «Основные нарушение психического здоровья школьников» //
«Психология здоровья (школьный возраст)» / Под ред. Г.С. Никифорова; СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. – 680 с.
24. Е.Е. Алексеева «Социальная адаптация ребёнка в начальной школе (7-11 лет)» //
«Психология здоровья (школьный возраст)» / Под ред. Г.С. Никифорова; СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. – 680 с.
25. А.М. Прихожан «Тревожность и страх у младших школьников» // «Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. 4-е изд.»
/ Под ред. И. В. Дубровиной; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 176 с.
26. А.И. Захаров «Дневные и ночные страхи у детей»; СПб.: Издательство СОЮЗ,
2000. – 448 с.
27. В.Г. Казанская «Фрустрации как крайнее выражение отклонений психического
здоровья школьников» // «Психология здоровья (школьный возраст)» / Под ред.
Г.С. Никифорова; СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. –
680 с.
28. Е.Е. Алексеева «Психологические причины нарушений взаимоотношений в группе
сверстников» // «Психология здоровья (школьный возраст)» / Под ред. Г.С. Никифорова; СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. – 680 с.
29. «Психосоматические заболевания: полный справочник» / Под ред. Ю.Ю. Елисеева;
М.: Эксмо, 2003 – 608 с.
30. В.Д. Менделевич «Клиническая и медицинская психология. Учебное пособие. 6-е
изд.»; М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 432 с.
31. Л.В. Куликов «Понятие «психологическая устойчивость» // «Психология здоровья:
Учебник для вузов» / Под. ред. Г.С. Никифорова; СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
32. Л.В. Куликов «Составляющие психологической устойчивости» // «Психология здоровья: Учебник для вузов» / Под. ред. Г.С. Никифорова; СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
33. М.Н. Трущенко «Проблема совладающего поведения в психологической литературе» // Психологические науки: теория и практика: материалы международной95
научной конференции (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С.
13-16.
34. И.А. Баева «Психологическая безопасность в образовании» // «Психология здоровья (школьный возраст)» / Под ред. Г.С. Никифорова; СПб.: Издательство СанктПетербургского университета, 2008. – 680 с.
35. И.А. Баева «Моделирование психологической безопасности в образовательной
среде» // «Психология здоровья (школьный возраст)» / Под ред. Г.С. Никифорова;
СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. – 680 с.
36. И.А. Баева «Психическое здоровье как показатель эффективности службы психологического сопровождения образовательной среды» // «Психология здоровья
(школьный возраст)» / Под ред. Г.С. Никифорова; СПб.: Издательство СанктПетербургского университета, 2008. – 680 с.
37. С.А. Котова «Здоровьесберегающие технологии» // «Психология здоровья
(школьный возраст)» / Под ред. Г.С. Никифорова; СПб.: Издательство СанктПетербургского университета, 2008. – 680 с.
38. А.Д. Наследов. «Математические методы психологического исследования. Анализ
и интерпретация данных»; СПб.: Речь, 2004. – 392 с.
39. И.Г. Малкина-Пых. «Психосоматика: Справочник практического психолога»; М.:
Эксмо, 2005. – 992 с.
40. Е.В. Сидоренко. «Методы математической обработки в психологии»; СПб.: Речь,
2000. – 350 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ