ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПОЧКАМИ ПОСТАВОК..............5
1.1 Сущность и основные составляющие управления цепочкой поставок
1.2 Методы и современные тенденции управления цепочкой поставок.
1.3 Особенности управления цепочкой поставок в автомобилестроительной
промышленности
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК ЗАВОДА НИССАН В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
2.1 Общее описание цепочки поставок завода
2.2 Основные методы управления поставщиками завода Ниссан
2.3 Использование давальческой схемы в цепочке поставок Ниссан
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАВАЛЬЧЕСКОЙ
СХЕМЫ В КОМПАНИИ НИССАН
3.1 Расчет выгодности внедрения давальческой схемы в проекте сидений для моделей
Ниссан
3.2 Дополнительные возможности использования предложенного анализа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Эффективное управление цепочкой поставок в современной экономике является одним
из важнейших факторов успешного функционирования крупнейших производственных
компаний. Основной целью работы цепи поставок является доставка товаров в нужное время
в нужное место с наименьшими издержками. Следование этим принципам при наличии
сложного производственного процесса оказывается непростым, поскольку информационное
обеспечение цепи поставок должно охватывать множество составляющих бизнеса.
Одной из областей, в наибольшей степени нуждающейся в устойчивом управлении
цепочкой поставок является производство автомобилей. Любая стратегия, выбранная
автопроизводителем, так или иначе направлена на оптимизацию себестоимости автомобиля,
контроль качества всех составляющих производства и сокращение времени от момента заказа
до производства итогового продукта. Все эти проблемы должны быть решены оптимальным
выбором принципов и методов supply chain management. Ярким практическим примером
управления цепочкой поставок в автомобилестроении является опыт завода Ниссан в СанктПетербурге, на некоторых аспектах работы которого построена данная работа.
Актуальность темы исследования подтверждается необходимостью компаний
оперативно реагировать на быстро меняющиеся условия в современной экономике,
выстраивая соответствующим образом цепочку поставок.
Целью данной работы является анализ методов управления цепочкой поставок (на
примере завода Ниссан в Санкт-Петербурге). Для достижения данной цели сформулированы
следующие задачи:
1. Исследование основных элементов и видов цепочек поставок, а также ключевых
этапов выстраивания эффективной системы управления цепью поставок;
2. Анализ основных современных методов устойчивого управления цепочкой
поставок;
3. Выявление определяющих особенностей управления цепочками поставок в
автомобильной промышленности;
4. Описание основных процессов, составляющих цепочку поставок на заводе Ниссан в
Санкт-Петербурге;
5. Систематизация основных методов и принципов отбора локальных поставщиков для
завода Ниссан;
6. Предложение системы анализа выгодности внедрения давальческой схемы в
цепочку поставок завода.4
Объектом исследования является устойчивое управление цепочкой поставок в
автомобилестроительной отрасли.
Предметом исследования выступает цепочка поставок завода Ниссан, в том числе
использование давальческой схемы.
Методологической основой работы является анализ, синтез, индукция, дедукция,
формализация, обобщение, классификация и прочие признанные методы экономических
исследований. Теоретической основой работы явились труды отечественных и зарубежных
ученых, где отражены подходы различных деятелей науки к вопросам управления цепочкой
поставок в современной экономике.
Реализация указанных целей и задач обусловила соответствующую структуру данной
работы. Она состоит из трех глав, Введения, Заключения, Списка использованной литературы
и Приложений. Наиболее логичным вариантом в ходе исследования нам показалось
разделение основной части данной работы на три главы. В первой из них рассмотрены
теоретические аспекты управления цепочками поставок – основные определения, виды и
принципы, современные методы и тенденции в данной области, а также специфика
управления цепочками поставок в разрезе автомобилестроительного бизнеса, ключевые
особенности, связанные с названной отраслью. Вторая глава посвящена подробному
описанию процессов завода Ниссан в Санкт-Петербурге, представлена общая схема
функционирования цепочки поставок, а также подробное описание методологии
взаимодействия с поставщиками. В третьей главе произведен расчет выгодности проекта
перевода поставки подкомпонентов сидений на давальческую схему: рассчитаны объемы
закупок подкомпонентов, их цены, прямые выгоды от внедрения, классифицированы
основные риски, предложены и реализованы алгоритмы их учета, а также сделаны выводы о дальнейших возможностях использования проведенного анализа
В ходе написания работы путем последовательной реализации поставленных в ней
задач была осуществлена попытка достигнуть цель исследования, состоящую в анализе выгод
от внедрения давальческой схемы в рамках цепочки поставок завода Ниссан в СанктПетербурге, и сделаны следующие выводы.
Во-первых, в современной организации цепочек поставок наблюдается отчетливый
тренд на кооперацию между покупателями и поставщиками на всех стадиях
производственного процесса. В наиболее современных системах управления цепочками
поставок происходит полная синхронизация деятельности всех звеньев, что приносит
дополнительные выгоды за счет уменьшения неизвестности и, как следствие, более
правильных представлений поставщиков N уровня о будущих запросах рынка, а
потенциальных покупателей о возможностях поставщика. Подобный подход укладывается в
важнейшие правила появления эффекта синергии и находит свое отражение в большинстве
современных методик управления, направленных на интеграцию участников создания
потребительской ценности.
Во-вторых, важнейшую роль в построении эффективных цепочек управления
поставками играет автоматизация большинства процессов, связанных как с передачей
поставщиками информации о потребностях в товарах, так и с контролем качества выполнения
заказов. Необходимо понимать, что качественная информационная система должна быть
прежде всего гибкой и адаптивной по отношению к компаниям, которые будут внедрять ее в
свои производственные процессы, поскольку везде существует определенная специфика
ведения бизнеса, и зачастую оказывается, что потери, связанные с отказом от существующей
удобной для всех подразделений предприятия практики, покрывают все выгоды от внедрения
автоматизации. Таким образом, принцип «клиент в центре внимания» должен быть в
приоритете не только для компаний, создающих материальные ценности благодаря
функционированию цепочки поставок, но и для поставщиков систем управления. Подобное
мнение подтверждается примером отрасли автомобилестроения, где несмотря на совпадение
сущности процессов в большинстве компаний, их выравнивание при образовании
стратегических альянсов становится задачей огромной сложности.
Во-третьих, в цепочку поставок любой компании-автопроизводителя вовлечено
огромное количество участников и функций, которые должны быть связаны четко
выстроенной информационной системой. В массовом производстве с использованием
конвейера необходимо контролировать бесперебойность поставок, исключая влияние
человеческого фактора. Попытка выстроить многогранную и гибкую цепочку поставок49
успешно осуществлена на заводе Ниссан в Санкт-Петербурге, где к стандартным
многоуровневым схемам поставки добавляется усложнение логистических схем за счет
влияния альянса с Renault и использование давальческой схемы. Тем не менее, процессы
завода выстроены таким образом, чтобы обеспечивать эффективное управление парком
локальных поставщиков и взаимодействие с иностранными консолидационными центрами.
В-четвертых, расчет выгодности использования давальческой схемы с
подкомпонентами сидений для моделей Nissan X-trail и Qashqai был связан с необходимостью
поиска большого количества информации со стороны разных подразделений, а также
тщательным анализом рисков и дополнительных затрат. Проведенный анализ, основанный на
моделировании денежных потоков от проекта, где по возможности были количественно
учтены все дополнительно возникающие риски, показал выгодность использования
давальческой схемы подкомпонентов сидений для завода. Кроме того, модель позволила
получить значение процента скидки на основные компоненты, по экономическому эффекту
для Ниссан эквивалентного использованию давальческой схемы.
В-пятых, в качестве дальнейших возможностей использования полученного
инструмента анализа наиболее перспективным вариантом оказывается создание
интегрированной информационной системы, включающей данные со стороны всех
подразделений, необходимых при расчете выгодности давальческой схемы. Подобный подход
укладывается в наиболее важный тренд развития SCM в последние годы, заключающийся в
максимальной автоматизации процессов. Кроме того, стабильно работающая система
позволит в сокращенные сроки анализировать выгодность внедрения давальческой схемы и
принимать соответствующие решения, не откладывая запуск проекта. Таким образом,
использование подобного анализа позволит сформировать проактивное и устойчивое
управление цепочкой поставок Ниссан в рамках использования давальческой схемы.
1. Андреева Е.Ю., Пиливанова Е.К. Управление интегрированными цепями поставок на основе
методологии междисциплинарного моделирования // Вестник РГЭУ РИНХ. 2017. №1 (57). С.11-
15.
2. Еремина Е. А. Управление цепочками поставок: подходы, методы, модели // Известия ТПУ.
2008. №6. С.30-32.
3. Иванов Д.А. Управление цепями поставок - С-Пб: Издательство СПбГПУ, 2009. – 660 с.
4. Интернет-ресурс «APICS: the association for supply chain management» // https://www.apics.org/
(дата обращения 15.04.2018).
5. Исследование Gartner «Supply Chain Top 25 Results for 2017» // https://www.gartner.com/ (дата
обращения 07.12.2017).
6. Исследование McKinsey «The future of the North American automotive supplier industry» //
https://www.mckinsey.com/ (дата обращения 09.12.2017).
7. Исследование McKinsey «The Race for Supply Chain Advantage: Six practices that drive supply chain
performance» // https://www.mckinsey.com/ (дата обращения 08.12.2017).
8. Кольчугин Д. М. Устойчивое управление цепями поставок: терминологические аспекты // Взгляд
молодых ученых на проблемы устойчивого развития: сборник научных статей по результатам I
Конгресса молодых ученых по проблемам устойчивого развития. - М.: Русайнс, 2016. - С. 160-
173.
9. Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок / Под общ. ред. В.С. Лукинского. -
СПб.: Питер, 2004. – 316 c.
10. Линдерс М, Управление закупками и поставками / Линдерс М. Фрейзер Дж. – Пер. с англ. под
ред. Ю.А. Щербанина – 13-е изд. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2007 – 751 с.
11. Михайлова М.А. Инструменты интегрированного планирования «Efficient consumer response» //
Международный научный журнал «Символ науки». 2016. №5. С. 166-168.
12. Орехова Е. О. Методы и инструменты управления цепями поставок // Человеческий капитал и
профессиональное образование 2015. №2. С.45-51.
13. Отчет «ALLIANCE FACTS & FIGURES 2017» // https://www.alliance-2022.com/ (дата обращения
14.12.2017).
14. Постановление Правительства РФ от 29.03.2005 N 166 (ред. от 24.03.2014) "О внесении
изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов,
ввозимых для промышленной сборки"// http://legalacts.ru (дата обращения 10.12.2017).
15. Сайт Investing.com: котировки и финансовые показатели // https://ru.investing.com/ (дата
обращения 14.03.2018)
16. Слоун Р.Е. Новые идеи в управлении цепями поставок: 5 шагов, которые приведут к реальному
результату/ Р. Е. Слоун, Дж.П. Дитман, Дж.Т. Менцер – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 230 с.
17. Смирнова Е.А. Управление цепями поставок. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 120 с.
18. Спиридонова Е.А. Оценка стоимости бизнеса. Учебник и практикум для бакалавриата и
магистратуры. М.: Юрайт, 2016. – 298 с.
19. Федотов Ю.В. Управление цепями поставок: к вопросу о выборе парадигмы / Ю.В. Федотов, К.В.
Кротов // Российский журнал менеджмента. — 2010. — Т.8, №1. — С. 67–70.
20. Хэндфилд Роберт Б., Николс Эрнест Л. мл. Реорганизация цепей поставок. Создание
интегрированных систем формирования ценности. – М.: ИД «Вильямс», 2003. – 416 с.
21. Шапиро Дж. Моделирование цепи поставок / Пер. с англ. под ред. В. С. Лукинского — СПб.:
Питер, 2006. — 720 с.
22. Clark, K. B., and Fujimoto. T. (1991) Product Development Performance: Strategy, Organization, and
Management in the World Auto Industry. Boston: Harvard Business School Press.
23. Dyer, J. H., and Nobeoka, K. (2000). Creating and managing a high-performance knowledge-sharing
network: the Toyota case. Strategic Management Journal 21(3): 345–356.51
24. Gibson, B. J., Mentzer, J. T., & Cook, R. L. (2005) Supply chain management: The pursuit of a
consensus definition. Journal of Business Logistics, 26(2), 17–25.
25. Guedson, Anne. Supply Chain Management in the Motor Vehicle Industry, the Example of Mini. //
https://www.automotivecouncil.co.uk/ (дата обращения 11.12.2017)
26. Hendricks, K. B., & Singhal, V. R. (2003) The effect of supply chain glitches on shareholder wealth.
Journal of Operations Management 21(5), 501–522.
27. Institute for Supply Management. (2010) Supply Management Defined. //
http://www.ism.ws/tools/content.cfm?ItemNumber=5558/ (дата обращения 25.03.2018)
28. Jared Munk. What Can Lean Six Sigma Do for Your Supply Chain? // http://www.sixsigmadaily.com/
(дата обращения 08.12.2017).
29. Lawson, B., Cousins, P.D., Petersen, K.J. & Handfield, R.B. (2008). “Strategic purchasing, supply
management practices and buyer performance improvement: An empirical study of UK manufacturing
organizations”. International Journal of Production Research, In Press
30. Managing Supply Chains: A logistic approach / C.J.Langley et. al. New-York : South-Western, 2008.
— 652 p.
31. Mentzer J., DeWitt W., Keebler J., Min S., Nix N., Smith C., Zacharia Z. 2001. Defining supply chain
management. Journal of Business Logistics. Vol. 22, No. 2. p. 1–25.
32. Michael Schwarz. Trends In The Automotive Industry Implications On Supply Chain Management //
Cisco White Paper, 2008.
33. Mitsubishi Morots Global Website // https://www.mitsubishi-motors.com/ (дата обращения
13.03.2018)
34. Monczka, R. M., Petersen, K. J., Handfield, R. B., and Ragatz, G. L. (1998). Success factors in strategic
supplier alliances: The buying company perspective. Decision Sciences 29 (3): P. 553–577.
35. Nissan Motor Corporation Global Website // http://www.nissan-global.com/ (дата обращения
14.12.2017).
36. Oliver K., Webber M. 1982. Supply Chain Management: Logistics Catches Up with Strategy. In:
Christopher M. (ed.) Logistics, The strategic issues. Champan and Hall: London. – P. 63-75.
37. Ramireddipalli, Tirupati. A study on supply chain practices with reference to automobile industry //
International Journal of Marketing, Financial Services & Management Research, 2012 – 1(9) – P. 110-
119.