Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Административная этика…………………………………………. 6
1.1. Административная этика как вид прикладной этики………………… 7
1.2. Административная этика как вид профессиональной этики………… 13
1.3. Роль этических кодексов в деятельности госслужащих……………… 17
1.4. Опыт Соединенных Штатов Америки………………………………… 18
1.5. Опыт Великобритании…………………………………………………. 20
Глава 2. Сравнительный анализ кодексов этики государственных и
муниципальных служащих…………………………………………………. 27
2.1. Международный кодекс поведения государственных
должностных лиц
2.2. Типовой кодекс этики и служебного поведения
государственных служащих Российской Федерации и
муниципальных служащих
2.3. Кодекс этики членов Общественной палаты Российской
Федерации
2.4. Кодекс этики и служебного поведения федеральных
государственных гражданских служащих Управления делами
Президента Российской Федерации
2.5. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов
внутренних дел Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Этика, как наука о морали, призвана определить ее место в системе
общественных отношений, структуру, происхождение и развитие. В тоже время,
задачей этики является решение практических нравственных проблем, возникающих
в жизни человека. Работа государственного служащего подразумевает постоянное
взаимодействие с общественностью и сопряжена со множеством проблемных
ситуаций, возникающих в ходе выполнения профессиональной деятельности.
Административная этика способна помочь минимизировать или даже полностью
разрешить некоторые их них.
Одно из отличий норм морали от правовых норм заключается в том, что первые
обычно не зафиксированы в законодательных актах. Неписанный характер
моральных норм может вызвать некоторые разногласия и недопонимания в той или
иной среде, в том числе и профессиональной. В связи с этим возникает
необходимость в утверждении кодексов профессиональной этики, на бумаге
закрепляющих основные нормы, принципы, ценности, правила поведения,
свойственные работникам определенной сферы. Этические кодексы оказывают
содействие развитию профессиональной деятельности сотрудников, улучшению
отношений в коллективе, совершенствованию коммуникации с гражданами, а значит
и развитию гражданского общества в целом. Наличие кодексов профессиональной
этики в государстве – один из показателей уровня развития морального сознания общества.
Актуальность темы данной работы определяется потребностью в изучении
кодексов профессиональной этики государственных и муниципальных служащих как
факторов, оказывающих влияние на эффективность работы аппарата власти.
Объектом исследования являются кодексы профессиональной этики
государственных и муниципальных служащих России.
Предметом исследования выступают нормы, ценности, принципы и правила
поведения, закрепленные кодексами профессиональной этики государственных и
муниципальных служащих России.
Целью данной работы является проведение сравнительного анализа кодексов
профессиональной этики государственных и муниципальных служащих Российской Федерации.
Задачи исследования: 1) изучить понятие и особенности административной
этики; 2) определить роль этических кодексов в жизни общества; 3)
проанализировать опыт зарубежных стран в принятии кодексов профессиональной
этики государственных служащих; 4) ознакомиться с Международным кодексом
поведения государственных должностных лиц; 5) ознакомиться с Типовым кодексом
этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и
муниципальных служащих; 6) выяснить, соответствуют ли кодексы отдельных
органов власти России Типовому кодексу.
Базой данной работы послужили: отечественные и зарубежные статьи,
посвященные вопросам административной этики; учебная литература по
профессиональной этике государственных и муниципальных служащих;
международные, зарубежные и отечественные кодексы этики должностных лиц.
В ходе работы административная этика была рассмотрена как вид прикладной
и профессиональной этики; опираясь на опыт США и Великобритании,
проанализирована роль кодексов этики должностных лиц в обществе; а также
проведен сравнительный анализ Международного кодекса поведения
государственных должностных лиц, Типового кодекса этики и служебного поведения
государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, и
кодексов этики Управления делами Президента РФ, Общественной палаты РФ,
Министерства внутренних дел РФ.
В результате проведения данного исследования было выявлено, что
этический кодекс выступает основным инструментом административной
этики. Кодекс профессиональной этики должностных лиц буквально берет на
себя роль «морального компаса», ориентируя государственных служащих в
процессе их деятельности. В сфере госслужбы необходимость в подобном
«навигаторе» обоснована даже в большей степени, чем в коммерческом5
секторе, так как назначение государственной службы, ее основная цель – не
получение прибыли, экономической выгоды, а служение интересам общества.
В ходе работы было признано, что система кодексов этики наилучшим
образом работает в тех странах, где принципы, указанные в кодексах,
максимально отвечают актуальным требованиям общества, направлены на
совершенствование системы, но в тоже время соответствуют традициям и
обычаям культуры. Примерами таких стран являются Соединенные Штаты
Америки и Великобритания. Эффективной реализации норм кодексов на
практике в данных странах способствует развитый «этический режим»,
компонентами которого, помимо кодекса, являются: комментарии к кодексу,
санкции за нарушение его норм, образовательные программы по этике,
экспертная оценка поведения сотрудников, наличие комитета или советника по этике.
В ходе анализа кодексов было выявлено, что Типовой кодекс этики и
служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и
муниципальных служащих основан на Международном кодексе поведения
государственных должностных лиц и ни коем образом не противоречит ему.
Однако в Типовом кодексе отсутствует определение целей самой
государственной службы. Упоминание о том, что должностные лица обязаны
действовать исключительно в интересах государства и общества, может
поспособствовать закреплению в сознании госслужащего основного
предназначения его деятельности. Также было понято, что кодексы
Общественной палаты и Министерства внутренних дел составлены, опираясь
и на универсальные принципы, нормы, ценности государственной
деятельности, и на специфические особенности службы в данных органах.
Однако статьи Кодекса этики служащих Управления делами Президента РФ
полностью соответствует статьям Типового кодекса. Добавление в Кодекс
норм и принципов, характерных для службы именно в данном органе, могло
бы поспособствовать улучшению его работы.
Административная этика как отдельная дисциплина имеет относительно
недолгую историю развития, всего 40 лет. Она зародилась в 1970-е годы, когда
было признано, что жизнеспособность политической системы страны во
многом зависит от уровня морального развития государственных деятелей.
Однако несмотря на свою недолгую историю, административная этика
является актуальным и активно развивающимся научным полем.
Административная этика может определяться и как часть прикладной
этики, и как особый вид профессиональной этики. Задачей административной
этики как прикладной этики является решение актуальных моральных
проблем и вопросов, возникающих в среде государственного управления.
Основной целью административной этики как вида профессиональной этики
является регуляция и регламентация деятельности государственных и муниципальных служащих.
Основным инструментом административной этики как вида
профессиональной этики является этический кодекс. Кодекс
профессиональной этики должностных лиц буквально берет на себя роль
«морального компаса» или «навигатора» в современном обществе. Стоит
отметить, что в сфере госслужбы необходимость в подобном «навигаторе»
обоснована даже в большей степени, чем в коммерческом секторе, так как
назначение государственной службы, ее основная цель – не получение
прибыли, экономической выгоды, а служение интересам общества.
Во многих современных государствах существует система кодексов
этики для должностных лиц. Наилучшим образом она работает в тех странах,
где принципы, указанные в кодексах, максимально отвечают требованиям
общества, направлены на совершенствование системы, но в тоже время
соответствуют традициям и обычаям культуры.
Мы проанализировали опыт Соединенных Штатов Америки и
Великобритании, и сделали несколько выводов: 1) в США и Великобритании44
законодательно закреплены четко сформулированные и отвечающие
требованиям общества принципы нравственного поведения госслужащих; 2) в
данных странах существуют полные и подробные кодексы этики для
должностных лиц 3) также в данных странах есть органы власти, задачами
которых являются как регуляция актуального состояния кодексов, так и в
целом поддержание нравственного поведения в среде госслужащих.
Приведенные выводы говорят о том, что в данных странах сформирован
определенный «этический режим». Развитый «этический режим»
способствует реализации норм, правил и принципов, указанных в кодексах, в
практической жизни. Активное следование нормам кодекса госслужащими
ведет к лучшей работе органов государственной власти в целом.
Для того, чтобы понять, сформирован ли «этический режим» в
сфере отечественной государственной деятельности, нами были
проанализированы следующие кодексы: 1) Международный кодекс
поведения государственных должностных лиц; 2) Типовой кодекс
этики и служебного поведения государственных служащих
Российской Федерации и муниципальных служащих; 3) Кодекс этики
членов Общественной палаты Российской Федерации; 4) Кодекс этики
и служебного поведения федеральных государственных гражданских
служащих Управления делами Президента Российской Федерации; 5)
Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
Сначала нами были выделены сходства и различия между
Международным кодексом и Типовым кодексом.
Сходства: Кодексы определяют основные принципы государственной
службы. В них указаны личностные характеристики, которыми должен
обладать госслужащий. В кодексах прописаны пункты, посвященные
основным проблемам, с которыми может столкнуться должностное лицо:
конфликт интересов, принятие подарков, сообщение сведений о доходах и45
имуществе, а также соблюдение конфиденциальности служебной информации.
Различия: во-первых, Типовой кодекс значительно подробнее
Международного, в связи с этим в нем указано множество пунктов,
отсутствующих во втором. Так, Международный кодекс не прописывает
собственных целей и функций, обращаясь сразу к основным принципам
госслужбы. Однако в Типовом кодексе, в свою очередь, отсутствует
определение целей самой государственной службы. Упоминание о том, что
должностные лица обязаны действовать исключительно в интересах
государства и общества, может поспособствовать закреплению в сознании
госслужащего основного предназначения его деятельности. Также в Типовом
кодексе нет статьи, посвященной возможности должностных лиц участвовать
в политической и иной деятельности, не входящей в служебные обязанности.
На основании данной информации мы сделали вывод, что Типовой
кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской
Федерации и муниципальных служащих основан на Международном кодексе
поведения государственных должностных лиц, ни коем образом не
противоречит ему, и даже во многом дополняет его.
Далее мы перешли к сравнительному анализу Типового кодекса и
кодексов отдельных государственных структур России.
Нами были сделаны следующие выводы:
1) Кодекс этики членов Общественной палаты Российской Федерации
не противоречит Типовому кодексу этики и служебного поведения
государственных служащих Российской Федерации и
муниципальных служащих. Так как данный кодекс был принят на
четыре года раньше Типового кодекса, в них нет аналогичных
положений. Однако его главное преимущество в том, что он
соединяет в себе универсальные принципы с одной стороны, и
нормы, посвященные именно членам Общественной палаты, с
другой. Также стоит отметить преамбулу, в которой четко46
прописаны цели и задачи Общественной палаты, воплощению
которых в жизнь и должен помочь данный кодекс;
2) Большая часть положений Кодекса этики и служебного поведения
федеральных государственных гражданских служащих Управления
делами Президента Российской Федерации полностью соответствует
статьям Типового кодекса. Данный факт логичен, так как цель
Типового кодекса – служить образцом для кодексов различных
ведомств и структур. Однако добавление в Кодекс Управления
делами Президента РФ пунктов, характеризующих деятельность
именно данного органа, могло бы поспособствовать лучшему
исполнению цели настоящего кодекса.
3) Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел
Российской Федерации является наиболее полным и подробным их
всех рассмотренных в данной главе. В нем подробно изложены
ценности, принципы и обязательства сотрудника органов внутренних
дел, разграничены понятия долга, чести и достоинства. Отдельная
глава рассматривает отношения в коллективе и обязанности
руководителя. Значительную часть кодекса занимают этикетные
нормы, посвященные правилам поведения сотрудника в служебной и
повседневной деятельности. Заключительная глава направлена на
предотвращение случаев коррупции, этической неопределенности и конфликта интересов
1. Бочарова Е.Ю. Особенности регулирования этики государственной
службы в США // Государственное управление. 2011. - № 29. – C. 1-6
2. Государственное управление. Словарь-справочник (по материалам
"International Encyclopedia of Public Politic and Administration") - ООО
"Издательство "Петрополис"", 2000. - 632 с.
3. Зимбардо Филип Джорж. Стэнфордский тюремный эксперимент: что
это было, как это началось и что из этого вышло// Развитие личности. –
2016. - №3. – С. 212-228
4. Ирхин Ю. В. Возрастающая роль этических кодексов государственной
службы в управленческих парадигмах и практиках: сравнительных
анализ// Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика,
право. – 2011. - №6. – С. 94-104
5. Крохина Н. Б., Парфенова И. Ю., Антипов Г. А. Этика государственной
и муниципальной службы. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2013. – 192 с.
6. Левакин И.В. Этический кодекс государственного и муниципального
служащего: зарубежный и российский опыт противодействия
коррупции// Российская Юстиция. - 2015. - №6. - С. 47-49
7. Назаров В.Н. Прикладная этика: Учебник. М.: Гардарики, 2005. - 302 с.
8. Оболонский А. В. Этика и ответственной в публичной службе//
Вопросы государственного и муниципального управления. – 2015. - №1.
– C. 7-32
9. Оболонский А.В., Барабашев А.Г. К концепции кадровых перемен в
госаппарате: два взгляда// Политическая концептология. – 2013. - №1. -
С. 43-57
10. Осипова И.Н. Этика и культура управления. М.: Форум, 2009. – 192 с.
11. Росенко М. Н. Основы современной философии. СПб.: Лань, 2004. –
382с.48
12. Тютин, Д. В. Эволюция Нового Государственного Управления: логика
эффективности, результативности и менеджмента публичных
ценностей// Теория и практика общественного развития. – 2014. - № 5. -
С. 179-181
13. Умеренкова А. А. Кодекс министра Великобритании как инструмент
управления административной этикой// Документ. Архив. История.
Современность: Материалы VI Международной научно-практической
конференции, Екатеринбург, 2-3 декабря 2016 г. — Екатеринбург: Издво Урал. ун-та, 2016. — С. 121-124
14. Фрезар Жан-Жак. От экспериментов Милгрэма до полей сражений: к
пониманию поведения комбатантов// Международный журнал Красного
Креста. – 2004. – С. 43-67
15. Шувалова Н.Н. Этика и этикет государственной и муниципальной
службы. М.: Юрайт, 2018. – 334 c.
16. Cooper Terry L. Big Questions in Administrative Ethics: A Need for
Focused, Collaborative Effort// Public Administration Review. – 2004. – vol.
64, №4 – pp. 395-407
17. Lilla Mark T. Ethos, “Ethics”, and the Public Service// Public Interest. –
1981. - №63 (1). – pp. 3-17
18. Ranko Orlić. Main areas of administrative ethics// Management: Journal for
Theory and Practice Management. – 2004. - vol. 9 – pp. 9-11
19. Rawls J. A Theory of justice. – N. Y., 1971. – 560 p.
20. Rohr John A. Civil Servants and Second Class Citizens// Public
Administration Review. – 1984. – vol. 44 (Special Issue). - pp. 135-140
21. Thompson Dennis F. The Possibility of Administrative Ethics// Public
Administration Review. – 1985. – vol. 45, №5. – pp. 555-561
22. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел
РФ. URL: https://17.xn--b1aew.xn--49
p1ai/slujba/Gosudarstvennaja_grazhdanskaja_sluzhba/Kodeks_professionaln
oj_jetiki_sotrudnika (дата обращения: 15.04.2018)
23. Кодекс этики членов общественной палаты Российской Федерации.
URL: https://www.oprf.ru/about/1391/493/ (дата обращения: 15.04.2018)
24. Международный кодекс поведения государственных должностных лиц.
URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/int_code_of_condu
ct.shtml (дата обращения: 14.04.2018)
25. Приказ 14 ноября 2011 г. № 607 Об утверждении Кодекса этики и
служебного поведения федеральных государственных гражданских
служащих Управления делами Президента Российской Федерации.
URL:https://udprf.ru/sites/default/files/upload_files/kodeks_etiki_sluzhebno
go_povedeniya_.pdf (дата обращения: 15.04.2018)
26. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных
служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. URL:
http://www.gov.karelia.ru/gov/Leader/Admin/kodeks.html (дата
обращения: 14.04.2018)
27. Employee Standardts of Conduct. URL:
https://www.oge.gov/web/oge.nsf/Employee%20Standards%20of%20Condu
ct (дата обращения: 15.05.2018)
28. Executive Order 12674 of April 12, 1989 (as modified by E.O. 12731) URL:
https://www.oge.gov/Web/OGE.nsf/Executive%20Orders/FA480E559E89F
43A85257E96006A90F0//2cffba1932d54681af32485c48d855282.pdf
?open (дата обращения: 15.05.2018)
29. Ministrial code. URL:
https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/
attachment_data/file/672633/2018-01-
08_MINISTERIAL_CODE_JANUARY_2018__FINAL___3_.pdf (дата
обращения: 13.04.2018)