АННОТАЦИЯ 2
Введение 5
Глава I. Литературный обзор контекстных факторов структуры компетенций 8
§1. Контекст: теория и определения 8
§2. Основные конструкты контекста 14
§3. Подходы к определению профессиональных компетенций 35
Глава II. Методы и организация исследования 48
Глава III. Анализ и интерпретация полученных результатов 50
3.1. Психометрические характеристики методик исследования 50
3.2. Характеристики компетенций, функций и контекста деятельности работников ИОГВ и коммерческой структуры 53
3.3. Предикторы компетенций работников ИОГВ 56
Выводы 64
Список использованных источников 65
Приложения 77
Актуальность исследования.
Государственное регулирование и профессиональные компетенции госслужащих - это взаимовлияющие явления, которые определяют структуру и эффективность деятельности исполнительных органов власти.
Последние десятилетия наглядно показывают развитие психологической науки в области изучения контекстуальных факторов в профессиональной жизни человека.
Вопрос о профессиональной компетенции российских государственных служащих возрос и приобрел особый интерес в нынешних условиях развивающегося общества.
Значительные коррективы, которые вносятся в современное общество, нуждаются в повышенном вниманиикпрофессиональнымкомпетенциям сотрудников.Для того, чтобы удовлетворить нужды общественности и ее отдельных граждан, надлежит создавать и развивать грамотную государственную службу.На данном этапе принимаются серьезные шаги в сфере реорганизации государственной и муниципальной службы.
Профессиональные компетенции госслужащих все еще остаются проблемным вопросом. Для академических исследователей и практиков по сей день остается не до конца ясной роль конкретных контекстных формировании структуры компетенций госслужащих.
Научная новизна:В настоящее время вопросы соотношения компетенций госслужащих и организационного контекста их деятельности недостаточно хорошо изучены отечественными и зарубежными исследователями. Более того, на сегодняшний день мы не находим более или менее детальных исследований по сравнению контекста, функций и компетенций управленческих работников исполнительных органов государственной власти (далее – ИОГВ).
Теоретическая значимость. Определение места контекстных факторов в модели профессиональных компетенций госслужащих.
Практическая значимость.Полученные данные о связи компетенций с контекстными факторамимогут быть использованы при анализе деятельности и построении конкретных моделей профессиональных компетенций госслужащих, занимающих различные должностные позиции.
Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе как материал при разработке курсов по организационной психологии, психологии менеджмента и управлению персоналом.
Цель исследования: Сравнить компетенции, функции и контекст работы у представителей ИОГВ и крупной логистической компании.
Гипотезы исследования:
1. Различаются профили компетенций, функций и характеристик контекстаменеджеров и госслужащих.
2. Структура компетенций менеджеров и госслужащих определяется сочетанным влиянием функционала и контекста их рабочего места.
Задачи исследования:
1. Выявить основные теоретико-методологические подходы к изучениюконтекста.
2. Рассмотреть конструкты, описывающие контекста работы.
3. Изучить основные подходы к определению компетенций.
4. Описать различные подходы к определению компетенций госслужащих.
5. Исследовать связи компетенций и характеристик контекста работы менеджеров коммерческой структуры и работников государственных организаций.
Предмет исследования:Структура компетенций госслужащих.
Объект исследования:Государственные служащие и менеджеры логистической компании.
Выборка исследовании: руководители среднего звена государственных учреждений и подразделений крупной логистической компании. Всего 464 респондента, различающихся по поло-возрастной принадлежности.
Методы исследования: методики оценки функционала, компетенций и контекста деятельности менеджеров, позволяющие построитьпрофиль характеристик рабочего места (Э.Прин)
Методы статистической обработки:
Описательные статистики
Корреляционный анализ (ранговая корреляция Спирмена)
Регрессионный анализ
В результате исследования подтверждена первая гипотеза: обнаружены различия в профилях компетенций, функций и характеристик контекста менеджеров коммерческой организации и госслужащих.
Для госслужащих в число наиболее важных компетенций вошли такие компетенции как «Управлять стратегическим планированием», «Адаптироваться к работе и организации» , связанные с управление организацией в целом . А для сотрудников коммерческой организации к наиболее важным компетенциям относятся «Осуществлять супервизию непосредственных подчиненных» и «Управлять Личными/межличностными отношениями», основным акцентом в которых является руководство персоналом как взаимодействие с коллегами и подчиненными.
Подтверждена вторая гипотеза исследования: на уровень компетенций менеджеров коммерческой компании и госслужащих влияет и функционал выполняемый сотрудниками и контекст, в котором осуществляется их деятельность. Однако состав предикторов компетенций менеджеров коммерческой компании и госслужащих оказывается существенно различным.
Структура работы: диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текстизложен на страницах, проиллюстрирован таблицами, рисунками и схемой; список литературы содержит 86 наименований, из них 73 на иностранном языке.
Выводы:
1. В результате исследования подтверждена первая гипотеза: обнаружены различия в профилях компетенций, функций и характеристик контекста менеджеров коммерческой организации и госслужащих.
2. Для госслужащих в число наиболее важных компетенций вошли такие компетенции как «Управлять стратегическим планированием», «Адаптироваться к работе и организации» , связанные с управление организацией в целом. А для сотрудников коммерческой организации к наиболее важным компетенциям относятся «Осуществлять супервизию непосредственных подчиненных» и «Управлять Личными/межличностными отношениями», основным акцентом в которых является руководство персоналом как взаимодействие с коллегами и подчиненными.
3. Подтверждена вторая гипотеза исследования: на уровень компетенций менеджеров коммерческой компании и госслужащих влияет и функционал выполняемый сотрудниками и контекст, в котором осуществляется их деятельность. Однако состав предикторов компетенций менеджеров коммерческой компании и госслужащих оказывается существенно различным.
1. Астапенко Е. Е., Маничев С. А. Организационный контекст участия сотрудников в обмене знаниями// Вестник УДК. – СПб: СПбГУ, 2015. - № 4. – С.109-117.
2. Астапенко Е.Е., Маничев С.А. Отношение «функции-контекст» как предиктор важности менеджерских компетенций// Петербургский психологический журнал. - СПб: СПбГУ., 2016. - № 15. – С.117-147.
3. Базаров Т.Ю., Ерофеев А.К. Авторские технологии разработки моделей компетенций. Организационная психология. – М., 2014. - Т. 4.- № 4.- С. 74–92.
4. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода)// Высшее образование в России.- № 11.- 2004.- С. 5 – 11
5. Гришина Н.В., Маничев С.А. Изучение контекста как исследовательская перспектива организационной психологии// Вестник СПбГУ.- CПб, 2015.- Сер.16. - Вып. 4. - С. 93-108.
6. Жукевич Г.В., Соколова Е.Ю. Профессиональные компетенции в сфере государственного управления// Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сборник докладов Восьмой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (27–28 октября 2011 г.) – Петрозаводск: ПетрГУ, 2011. – Книга II. – С. 174-179.
7. Лидерство и руководство в государственном секторе: ценности, стандарты и компетенции в Центральной и Восточной Европе: сб. ст. 15-й ежегодной конференции NISPAcee. - Киев, 2007. – 176 с.
8. Липатов С.А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – М., 1997. – №4. – С. 55-65.
9. Маничев С.А. Организационный контекст принятия управленческих решений// Вестник СПбГУ.- CПб, 2015.- Сер.16. - Вып. 1. – С. 55-62.
10. Роббинз С. П., Коултер М. Менеджмент/ Пер. с англ.- М., 2006. - 1056 c.
11. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. – Пер. с англ. СПб., 2002. — 336 с.
12. Щербина С. В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции. //Социологические исследования. – 1996. - № 7. – С. 47- 55.
13. Юрьева О.В., Бурганова Л.А. Профессиональная компетенция в сфере государственного и муниципального управления/ О.В. Юрьева, Л.А. Бурганова.- Казань, 2009. – С. 19
14. Banker R. D., Natarajan R. Evaluating Contextual Variables Affecting Productivity Using Data Envelopment Analysis, Operations Research. – January - February, 2008. - Vol. 56. - № 1. - P. 48-58
15. Baron, R. A. Job design and entrepreneurship: Why closer connections Ľ mutual gain// Journal of Organizational Behavior. - 2010. - P.370–378.
...