Внешние опасности и угрозы экономической безопасности России (Московский Финансово-Юридический Университет (Калининградский филиал))
|
Проведен анализ данных по 2022 год включительно.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Экономическая безопасность. Понятие, сущность 5
1.1. Национальная экономическая безопасность 5
1.2. Государственная стратегия экономической безопасности РФ 12
Глава 2. Анализ внешних угроз экономической безопасности РФ 17
2.1. Внутренние угрозы экономической безопасности РФ 17
2.2. Внешние угрозы экономической безопасности страны 21
Глава 3. Пути преодоления внешних проблем экономической безопасности России 27
3.1. Оперативные действия по снижению влияния внешних угроз на современном этапе 27
3.2. Долговременные направления преодоления внешних угроз экономической безопасности России 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Экономическая безопасность. Понятие, сущность 5
1.1. Национальная экономическая безопасность 5
1.2. Государственная стратегия экономической безопасности РФ 12
Глава 2. Анализ внешних угроз экономической безопасности РФ 17
2.1. Внутренние угрозы экономической безопасности РФ 17
2.2. Внешние угрозы экономической безопасности страны 21
Глава 3. Пути преодоления внешних проблем экономической безопасности России 27
3.1. Оперативные действия по снижению влияния внешних угроз на современном этапе 27
3.2. Долговременные направления преодоления внешних угроз экономической безопасности России 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время внешние угрозы экономической безопасности России являются особенно острыми и опасными. Это вызывает необходимость изучения, данного направления, учеными-экономистами. Отметим, что экономической безопасности страны посвящено огромное количество различного рода исследований (статей, монографий, диссертаций). Однако, современное положение России в мире таково, что предыдущие исследования экономической безопасности, в той или иной мере, все больше показывают пересечение внутренних и внешних угроз, и, даже, превалирование последних в структуре угроз. Так или иначе внутренние и внешние угрозы экономической безопасности страны на данный момент обусловлены проблемами политическими, а как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности страны невозможно без преодоления внешних угроз. Поэтому тема курсовой работы – актуальна.
Целью работы является изучение основных внешних угроз экономической безопасности РФ, анализ возможности их преодоления и предложение возможных способов решения.
На основании поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Провести анализ понятия и сущности экономической безопасности страны;
2. Провести анализ внешних угроз экономической безопасности РФ;
3. Предложить возможные способы их устранения.
Объект работы – экономическая безопасность РФ.
Предмет работы – внешние угрозы экономической безопасности страны.
Методы исследования: анализ и обработка научной литературы и других источников.
Информационная база: при написании работы использовались пособия по экономике, интернет-ресурсы, а также аналитические данные.
В первой главе работы будет изучено понятие экономической безопасности, а также его сущности.
Во второй главе будут разобраны внутренние и внешние угрозы экономической безопасности России.
В третьей главе будут представлены пути преодоления внешних угроз России.
Целью работы является изучение основных внешних угроз экономической безопасности РФ, анализ возможности их преодоления и предложение возможных способов решения.
На основании поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Провести анализ понятия и сущности экономической безопасности страны;
2. Провести анализ внешних угроз экономической безопасности РФ;
3. Предложить возможные способы их устранения.
Объект работы – экономическая безопасность РФ.
Предмет работы – внешние угрозы экономической безопасности страны.
Методы исследования: анализ и обработка научной литературы и других источников.
Информационная база: при написании работы использовались пособия по экономике, интернет-ресурсы, а также аналитические данные.
В первой главе работы будет изучено понятие экономической безопасности, а также его сущности.
Во второй главе будут разобраны внутренние и внешние угрозы экономической безопасности России.
В третьей главе будут представлены пути преодоления внешних угроз России.
Угрозы экономической безопасности страны всегда являлись предметом изучения ученых-экономистов. Такие угрозы принято разделять на внутренние и внешние. Отметим, что они взаимосвязаны, т. к. международная интеграция и разделение труда вызывает необходимость разветвленных мирохозяйственных связей. При этом внешние факторы могут позитивно или негативно влиять на внутреннее развитие экономики страны, а внутренние факторы могут эффективно использоваться во внешнеэкономической деятельности.
Сейчас, для России, наибольшую угрозу представляют внешние факторы, политика санкций, сокращение международного сотрудничества во многих сферах вызывают ряд негативных явлений в российской экономике.
При этом, в соответствии с сущностью экономической безопасности, необходимо создать такую совокупность условий (как внешних, так и внутренних), которые бы нивелировали негативное влияние санкций сейчас и позволили защитить хозяйство страны от будущих внешних и внутренних угроз.
Так, в стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года, документа стратегического планирования, разработанного в целях реализации национальных приоритетов Российской Федерации, определены основные положения, базовые угрозы и вызовы экономической безопасности, а также сформулированы цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности.
При этом, сейчас в структуре угроз экономической безопасности России преобладают угрозы внешние. Как отмечалось выше, это и экономические санкции против страны, и потеря большого количества внешнеэкономических контактов и связей.
Однако, существуют и внутренние угрозы, основные из которых это:
- сокращение населения;
- сокращение реальных доходов населения;
- безработица;
- большая имущественная дифференциация населения страны, вызывающая социальное расслоение общества.
Эти факторы усиливаю социальное расслоение российского общества и в совокупности с внешними угрозами создают весьма опасную экономическую ситуацию в стране.
Отметим, что внешние угрозы, существующие на данный момент, существенно влияют на внутреннее состояние государства, определяют необходимость определенной перестройки экономики внутри страны, структуру развития отдельных отраслей хозяйства и внешнеэкономической деятельности.
Нынешняя геополитическая ситуация весьма обострила уязвимость российской экономики. Введение все новых и новых санкций влечет за собой целый комплекс негативных явлений. Сегодня наибольшие внешние угрозы проявляются со стороны недружественных стран, внесенных в официальный перечень согласно распоряжению Правительства РФ. Это предопределяет необходимость реорганизации промышленного комплекса, замещения импортных технологий и оборудования с целью устранения высокой степени технологической и прочей зависимости экономики Российской Федерации от других стран.
К успешным оперативным мероприятиям, направленным на снижение действия внешних угроз (санкций) необходимо отнести:
- повышение ключевой ставки ЦБ;
- введение запрета на внешнеторговые операции с иностранной валютой;
- введение обязательной продажи 80 % валютной выручки компаний-экспортеров;
- введение обязательства оплаты поставок энергоресурсов из РФ в рублях;
- реализация процедуры делистинга ценных бумаг отечественных компаний с иностранных бирж, что предполагает введение запрета на торговлю ценными бумагами;
- введение встречных ограничений, выдвижение предложений и инициатив по национализации зарубежного бизнеса и производств с целью их передачи отечественным предпринимателям, мониторинг соблюдения требований трудового законодательства при прекращении функционирования зарубежных компаний, а также отслеживание соблюдения иных норм, связанных с фиктивным банкротством.
Однако, оперативные действия государственных структур и органов, нивелирующие многие экономические риски, не могут быть столь же успешны в долгосрочной перспективе.
Государству необходимо разрабатывать и применять меры, которые нивелируют не только нынешние, но и будущие внешние угрозы. К таким мерам следует отнести:
1. разработку соответствующей вызовам времени государственной научной политики, в т. ч. в технико-технологической сфере, сфере IT, для ускорения их развития;
2. разработку государственной инновационной политики, как средства реального внедрения научных разработок в реальный сектор экономики;
3. разработку промышленной политики, во взаимоувязке с политикой в отношении малого и среднего бизнеса.
Данные меры позволят ускорить получение результатов научно-технического прогресса, а также увеличат долю использования его достижений в реальном секторе экономики, закладывая долгосрочные перспективы конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке и ее достаточной независимостью от внешних факторов.
Сейчас, для России, наибольшую угрозу представляют внешние факторы, политика санкций, сокращение международного сотрудничества во многих сферах вызывают ряд негативных явлений в российской экономике.
При этом, в соответствии с сущностью экономической безопасности, необходимо создать такую совокупность условий (как внешних, так и внутренних), которые бы нивелировали негативное влияние санкций сейчас и позволили защитить хозяйство страны от будущих внешних и внутренних угроз.
Так, в стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года, документа стратегического планирования, разработанного в целях реализации национальных приоритетов Российской Федерации, определены основные положения, базовые угрозы и вызовы экономической безопасности, а также сформулированы цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности.
При этом, сейчас в структуре угроз экономической безопасности России преобладают угрозы внешние. Как отмечалось выше, это и экономические санкции против страны, и потеря большого количества внешнеэкономических контактов и связей.
Однако, существуют и внутренние угрозы, основные из которых это:
- сокращение населения;
- сокращение реальных доходов населения;
- безработица;
- большая имущественная дифференциация населения страны, вызывающая социальное расслоение общества.
Эти факторы усиливаю социальное расслоение российского общества и в совокупности с внешними угрозами создают весьма опасную экономическую ситуацию в стране.
Отметим, что внешние угрозы, существующие на данный момент, существенно влияют на внутреннее состояние государства, определяют необходимость определенной перестройки экономики внутри страны, структуру развития отдельных отраслей хозяйства и внешнеэкономической деятельности.
Нынешняя геополитическая ситуация весьма обострила уязвимость российской экономики. Введение все новых и новых санкций влечет за собой целый комплекс негативных явлений. Сегодня наибольшие внешние угрозы проявляются со стороны недружественных стран, внесенных в официальный перечень согласно распоряжению Правительства РФ. Это предопределяет необходимость реорганизации промышленного комплекса, замещения импортных технологий и оборудования с целью устранения высокой степени технологической и прочей зависимости экономики Российской Федерации от других стран.
К успешным оперативным мероприятиям, направленным на снижение действия внешних угроз (санкций) необходимо отнести:
- повышение ключевой ставки ЦБ;
- введение запрета на внешнеторговые операции с иностранной валютой;
- введение обязательной продажи 80 % валютной выручки компаний-экспортеров;
- введение обязательства оплаты поставок энергоресурсов из РФ в рублях;
- реализация процедуры делистинга ценных бумаг отечественных компаний с иностранных бирж, что предполагает введение запрета на торговлю ценными бумагами;
- введение встречных ограничений, выдвижение предложений и инициатив по национализации зарубежного бизнеса и производств с целью их передачи отечественным предпринимателям, мониторинг соблюдения требований трудового законодательства при прекращении функционирования зарубежных компаний, а также отслеживание соблюдения иных норм, связанных с фиктивным банкротством.
Однако, оперативные действия государственных структур и органов, нивелирующие многие экономические риски, не могут быть столь же успешны в долгосрочной перспективе.
Государству необходимо разрабатывать и применять меры, которые нивелируют не только нынешние, но и будущие внешние угрозы. К таким мерам следует отнести:
1. разработку соответствующей вызовам времени государственной научной политики, в т. ч. в технико-технологической сфере, сфере IT, для ускорения их развития;
2. разработку государственной инновационной политики, как средства реального внедрения научных разработок в реальный сектор экономики;
3. разработку промышленной политики, во взаимоувязке с политикой в отношении малого и среднего бизнеса.
Данные меры позволят ускорить получение результатов научно-технического прогресса, а также увеличат долю использования его достижений в реальном секторе экономики, закладывая долгосрочные перспективы конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке и ее достаточной независимостью от внешних факторов.
Подобные работы
- Контрабанда (ст.188 УК РФ).
Историко-правовое, социологическое,
уголовно-правовое исследование. (12.00.08)
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000 - Контрабанда (ст.188 УК РФ). Историко-правовое, социологическое, уголовно-правовое исследование
Диссертации (РГБ), . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ КАК НЕКОНВЕНЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ (НА ПРИМЕРЕ РФ)
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021



