Введение
1. Пантеистические идеи в эпоху Античности………………………….....7
2. Пантеистические идеи в эпоху Средневековья………………………...13
3. Пантеистические идеи в эпоху Возрождения…………………...………21
3.1. Мистический пантеизм Николая Кузанского……………………24
3.2. Натуралистический пантеизм Джордано Бруно…………………31
4. Пантеизм Бенедикта Спинозы
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования и степень изученности работы. Заявленная
тема данной выпускной квалификационной работы сформулирована как
«Проблема пантеизма в философии религии». Работа посвящена анализу
философского творчества основных представителей западноевропейского
пантеизма. Представителей этого направления философской мысли
занимались вопросами познания Бога, природы, человека, и их взаимоотношение.
Сегодня эти вопросы не менее актуальны. Например, важность научного
прогресса в наши дни сложно переоценить. Результаты его развития мы
встречаем на каждом шагу в нашей повседневной деятельности. Затронув все
сферы жизни общества, результаты научного прогресса во многом
перевернули наш образ жизни и перевернули взгляд на человеческие
возможности. Трудно представить отсутствие технологий, которыми мы так
активно пользуемся. Еще труднее представить донаучный взгляд на природу,
нас окружающую, взгляд, вынуждающий к отчуждению от нее. В
историческом плане данный взгляд был активно представлен религиозным
мировоззрением, утверждающим лишь потусторонний, горний мир как
единственное место для возможной счастливой жизни человека, загробной жизни.
Огромное содействие в развитие критического, а дальнейшем, и научного
взгляда на природу нас окружающую оказало движение свободомыслия. Тем
не менее, неоднозначные результаты этого уже развившегося процесса
получения знания о мире мы видим в наши дни. Неблагоприятными для
человека результатами научного прогресса является увеличение загрязнения
окружающей среды, нарушение естественных природных процессов,
уничтожение целых видов животных и растений. И все же, кажется
неправомерным ограничение развитие научного знания. Скорее более4
актуальным становится вопросы отношения человека к природе, к окружающему миру.
Остается открытым и вопрос относительно пределов и способов
человеческого познания. Научное знание все так же не может дать
окончательных ответов относительно экзистенциальных вопросов бытия
человека, а также исчерпывающего знания о мире его окружающем. Что
является одной из причин актуальности философского осмысления бытия и
религиозного мировоззрения для многих людей. Как мы увидим в
дальнейшем, пантеистические учения заостряют свое внимание на отношении
человека, природы и бога, что все еще является значимым.
Тем не менее, изучение проблематики пантеистических учений интересует нас
так же для понимания процесса секуляризации, ограничивающего влияние
религии при решении многих вопросов. Этот процесс был бы невозможен без
критического рассмотрения сущности как христианской, так и религии в
целом, чем занимается философия религии. В связи с этим, изучение данного
религиозного явления представляется актуальным.
Для более успешного изучения данной темы мы обратимся в первую очередь
к западноевропейской традиции. На данный момент имеется обширный
список исследовательской литературы по данной теме. Но чаще всего эти
исследования имеют фрагментарный характер, и редко рассматривают
пантеистические учения в их совокупности и историческом развитии. Еще
реже эти исследования проводились в рамках предмета философии религии.
Это поможет нам выявить общие логические связи в развитии пантеизма и
возникавших по ходу этого развития проблем. Например, немецкий
мыслитель, представитель философии жизни, Вильгельм Дильтей,
рассматривал пантеизм в рамках всей западноевропейской философской традиции.
Цели и задачи исследования. Целью данного исследования выступает анализ
западноевропейских пантеистических учений и их возможное влияние на
развитие философского осмысления религии и научного знания о природе.
Для достижения этой цели в ходе исследования предполагается решение следующих задач:
- Рассмотрение исторического и культурного контекста, в котором были
созданы пантеистические учения.
- Определение места пантеистических учений среди западноевропейской
философской и религиозной традиции.
- Разбор и сравнение самих пантеистических учений. Выявление возможных
мировоззренческих установок их авторов.
- Выявление общих тенденций в историческом развитие пантеистических учений
Объектом данного научного исследования являются философские
произведения представителей западноевропейской пантеистической мысли.
Предметом исследования являются те идеи пантеистов, которые повлияли на
их понимание сущности религии.
Источники и методология исследования. Данная выпускная
квалификационная работа построена в основном на изучении творчества таких
мыслителей западноевропейского пантеизма как Ксенофан из Колофона,
Иоанн Скотт Эриугена, Иоганн (Мейстер) Экхарт, Николай Кузанский,
Джордано Бруно и Бенедикт Спиноза. Для их понимания будет использован
метод текстуального анализа. Для определения места философских учений,
перечисленных выше мыслителей среди западноевропейской философской
традиции необходимо будет обратиться к религиоведческой и философской
литературе таких исследователей как: М. М. Шахнович, З. А. Тажуризина,
А. Х. Гарфункель, В. В. Соколов, В. Дильтей и др. Для выявления общих6
тенденций развития пантеистических учений в работе применялись метод сравнительного религиоведения.
Рассмотрев пантеистические учения наиболее известных мыслителей в их
историческом развитии хотелось бы сделать ряд выводов. Первые
пантеистические учения, в которых рассматривались общефилософские
проблемы, появились еще в эпоху античности. Причиной тому стало
появление и дальнейшее развитие древнегреческой философии и течения
свободомыслия, отстаивающее право на свободный поиск истины.
Несмотря на то, что пантеистические учения имеют свою оригинальную
постановку философских проблем, он были тесно связаны с европейской
философской традицией в целом. Это взаимовлияние проявилось не только в
том, что, мыслители пантеистического толка активно воспринимали и
рассматривали идеи предшествующей и современной им философской
традиции. Идеи Ксенофана, И. Эриугены, И. Экхарта, Н. Кузанского, Дж.
Бруно, Б. Спинозы оказали значительное влияние на развитие философии и
науки, во многом определяя развитие мысли следующих за ними поколений.
На наш взгляд, сильное влияние на развитие не только философии, но и науки
мыслителями пантеистического толка не случаен. Ведь, исходным
положением всех пантеистических учений является положение,
объединяющее Бога и природу. Несмотря на то, что это объединение имело
различные трактовки, Бог в данном случае, выступает как безличное начало.
Таким образом, пантеистические учения не только способствовали
переведению интереса с потустороннего мира на посюсторонний, на природу,
особенно в эпоху Возрождения, но и способствовали пониманию
естественного порядка природы, освобождению от суеверий и предрассудков,
в том числе религиозных.
Изучив не только пантеистические учения указанных выше мыслителей, но и
их жизненный путь, мы приходим к выводу о том, что религиозная
составляющая их учений тесно связана с их религиозным мировоззрением.49
Таким образом, пантеизм, в первую очередь, понимается нами как
религиозное мировоззрения. Суть этого мировоззрения заключается в таком
понимании природы человека, при котором она является одновременно
духовной и телесной. Поэтому основным стремлением носителей такого
мировоззрения является почитание и Бога, и природы, их объединение. Это
стремление к объединению Бога и природы является общей чертой, но по-разному выражается в пантеистических учениях. По этой причине, облик этих
учений зависел от современного им развития религиозной, философской и научной мысли.
Как мы увидели в ходе исследования, пантеистическое мировоззрение идет в
разрез, в первую очередь, с мировоззрением, опирающимся на христианское
учение о трансцендентном личностном боге, имеющим человеческие черты.
Именно по этой причине, на наш взгляд, ортодоксальное христианство
рассматривало пантеистические учения как ересь и подвергало их
последователей гонениям.
По этой же причине, пантеистическими мыслителями проводились попытки
философского понимания сущности религии, особенно, христианской.
Критическое отношение к религии и к церкви как официальному институту
порождало оригинальное понимание места религии в обществе и в
государстве. Таким образом мыслители пантеистического толка внесли свой
вклад процесс секуляризации в обществе. В более узком смысле, они
способствовали разделению областей религиозного и философского знания.
Понимание человека как части «божественной» природы способствовало и
пониманию необходимости расширения религиозных прав, а также, утверждению свободы совести
1. Антология мировой философии. Т. 2. М.: Мысль, 1970
2. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч. в 4 т. М.: Мысль, 1975.
3. Аквинский Ф. Сумма теологии. Киев: Ника-Центр, 2002.
4. Бруно Д. Диалоги. М., 1949.
5. Бруно Д. Изгнание торжествующего зверя. / Д. Бруно. – СПб.: Огни,1914
6. Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1957.
7. Спиноза Б. Этика. М.: АСТ, 2001
8. Кузанский Н. Сочинение в 2-х томах., М.: Мысль, 1979.
9. Кузанский Н. О мире веры. М., 2006.
10.Плеханов Г. В. О. О религии и церкви. М. 1957.
11.Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М.: Наука, 1989.
Исследовательская литература:
12.Асмус. В. Ф. Натурфилософские и научные идеи Николая Кузанского //
Фронт науки и техники. 1938. №2.
13.Бриллиантов А. И., Эригена, Иоанн Скот // Энциклопедический
словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПБ., 1890-1907
14.Беленький М. С. Спиноза / М. С. Беленький. – М.: Молодая гвардия,1989.
15.Вороницын И. История атеизма. 2 изд. М.: Атеист., 1930.
16.Горфункель А. Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского
возрождения. М., «Мысль», 1977.
17.Гарэн Э. Проблема итальянского Возрождения / Э. Гарэн. – М.:
Прогресс, 1986.
18.Грядовой Д. И. История философии. Средние века. Возрождение.
Новое время. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 200951
19.Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен
Возрождения и Реформации. – 2-е изд., - М.; СПб.: «Центр
гуманитарных инициатив», 2013.
20.Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. – М.:
Издательство АН СССР, 1963.
21.История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. 1: Философия
древности и средневековья / под ред. Н. В. Мотрошиловой. – М.:
Греко-латинский кабинет, 1995.
22.Мееровский Б. В. Гоббс / Б. В. Мееровский. – М.: Мысль, 1975.
23.Матвиевская Г. П. Рене Декарт / Г. П. Матвиевская. – М.: Наука, 1976
24.Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии: Латинская
патристика / Г. Г. Майаров. – М.: Мысль, 1979.
25.Ревункова. Н. В. Ренессансное свободомыслие и идеология
Реформации / Н. В. Ревункова. – М.: Мысль, 1988.
26.Рутенбург В. И. Титан Возрождения / В. И. Рутенбург. – Л.: Наука,
1976.
27.Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. / Дж. Реале,
Д. Антисери. Т. 1.: Античность. – СПб.: Петрополис, 1994.
28.Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков: Учеб. Пособие
для философ. фак-тов ун-тов. – М.; Высш. шк., 1984.
29.Столяров А. А. Патрология и патристика / А. А. Столяров. – М.: Греколатинский кабинет, 2001.
30.Соколов В. В. Спиноза / В. В. Соколов. – М.: Мысль, 2009.
31.Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. (15 век.). –
М.: МГУ, 1995.
32.Тажуризина З. А. Николай из Кузы // Николай Кузанский. Соч.: в 2 т.
М., 1979.
33.Тажуризина З. А. Философия религии Б. Спинозы («Мудрый и вечно
молодой Спиноза». Сб. статей под ред. Г. Д. Чеснокова. М., РАГС,
1999)52
34.Тажуризина З. А. Философия Николая Кузанского. / под ред.: В. В.
Соколов. М.: Издательство МГУ 1972.
35.Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего Средневековья /
В. И. Уколова. – М.: Наука, 1989.
36.Философия эпохи ранних буржуазных революции / под. ред. Т. И.
Ойзермана. – М.: Наука, 1983.
37.Философия религии: учебник для академического бакалавриата / под.
Ред. М. М. Шахнович. – М. 2015.
38.Шахнович М. М. Сад Эпикура. Философия религии Эпикура и
эпикурейская традиция в истории европейской культуры / М. М.
Шахнович. – СПб.: СПбГУ, 2002.
39.Шохин В. К. Философия религии и ее исторические формы (античность
– конец XVIII в.) / В. К. Шохин. – М.: Альфа-М, 2010.
40.Шмонин Д. В. Введение в средневековую философию. Патристика / Д.
В. Шмонин. – СПб.: РХГА, 2010.
41.Шахнович М. И. Происхождение философии и атеизм / М. И.
Шахнович. – Л.: Наука, 1973