ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
1.1 Обучение персонала в организации: сущность и подходы к обучению
1.2 Методы обучения персонала на рабочем месте
1.3 Критерии для выбора и оценка эффективности методов обучения на рабочем месте
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ НА
ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Анализ особенностей управления персоналом промышленной отрасли на примере
промышленного предприятия
2.2 Анализ системы обучения на рабочем месте на примере ООО «ПГ «Фосфорит»
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы обучения на рабочем месте
ООО «ПГ «Фосфорит»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современный мир очень динамичен, каждый день на рынке появляются новые
организации, и, для того чтобы выстоять в конкуренции с ними, необходимо использовать
все свои конкурентные преимущества. Одним из таких преимуществ является главный
ресурс организации - персонал, благодаря которому все процессы в организации могут
работать бесперебойно, принося работодателям прибыль, поэтому возникает потребность в
обучении профессиональных кадров с целью улучшения их навыков, повышения знаний о
необходимой работе.
Для успешной деятельности организации необходимо создать штаб профессиональных
сотрудников, имеющих высокую лояльность, профессиональные навыки и другие
необходимые требования для работы. Создание эффективной системы обучения, в том числе
обучения на рабочем месте, является важным фактором для успеха организации. Возникает
несколько вопросов. Что необходимо сотруднику для безукоризненного выполнения его
обязанностей? Как заинтересовать работника в длительном сотрудничестве с организацией?
Какие методы обучения персонала на рабочем месте существуют, и какие из них наиболее
эффективны? Нужно ли применять индивидуальный подход при выборе метода обучения
персонала для сотрудников? Ответы на эти вопросы очень важны для достижения целей
организации. Этим и обуславливается актуальность данной работы.
Цель выпускной квалификационной работы – изучив теоретические аспекты обучения
на рабочем месте, разработать рекомендации по совершенствованию системы обучения на
рабочем месте промышленного предприятия ООО «ПГ «Фосфорит».
Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:
1. Изучение литературы в области обучения персонала организации.
2. Сравнение основных методов и понятий, связанных с темой обучения персонала на
рабочем месте.
3. Анализ методов обучения персонала на рабочем месте, выявление их преимуществ и
недостатков.
4. Анализ особенностей управления персоналом в промышленной отрасли.
5. Анализ системы обучения персонала на рабочем месте ООО «ПГ «Фосфорит».
Объект работы – система обучения на рабочем месте ООО «ПГ «Фосфорит».
Предмет работы – отношения, определяющие содержание и применение системы
обучения персонала на рабочем месте на примере промышленного предприятия.4
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав. Глава 1 данной работы
посвящена теоретическим аспектам обучения персонала: определение сущности обучения
персонала, анализ подходов к обучению персонала, обзор и сравнение основных методов
обучения персонала на рабочем месте, а также выявлены критерии для выбора
определенного метода обучения на рабочем месте и рассмотрены основные методы оценки
эффективности методов обучения на рабочем месте.
Известно, что промышленные предприятия имеют ряд особенностей, которые необходимо
учитывать при обучении персонала. Глава 2 посвящена выявлению особенностям
управления персоналом в промышленной отрасли, анализу системы обучения персонала на
конкретном промышленном предприятии, выявление преимуществ и недостатков данной
системы. Итогом выпускной квалификационной работы стала разработка рекомендаций по
совершенствованию системы обучения персонала на рабочем месте.
Методологической основой для исследования являются подходы и теоретические
положения, освещенные в научных трудах зарубежных и отечественных и посвященные
проблемам внутрифирменного обучения персонала. В качестве теоретической базы
исследования были использованы научные труды, научные журналы, научные стать и
электронные ресурсы, посвященные проблематике данной теме. Практической базой
исследования послужило промышленное предприятие ООО «ПГ «Фосфорит».
При написании дипломной работы применялись такие методы исследования как:
изучение и обобщение литературы по заданной теме, анализ и синтез информации,
сравнение, индукция и дедукция. Для обработки результатов исследования и построения
различных диаграмм использовалась программа Microsoft Excel.
Обучение на рабочем месте является неотъемлемой частью успешной деятельности
сотрудника в организации. Благодаря этому организация может развиваться и улучшать свои
финансовые показатели, а также благоприятно позиционировать себя на рынке труда.
В процессе написания выпускной квалификационной работы была выполнена её цель –
разработка рекомендаций по совершенствованию системы обучения на рабочем месте
промышленного предприятия ООО «ПГ «Фосфорит» на основе изучения теоретических
аспектов обучения на рабочем месте.
Для осуществления обозначенной цели были выполнены следующие задачи:
1. Изучение литературы в области обучения персонала организации.
2. Сравнение основных методов и понятий, связанных с темой обучения персонала на
рабочем месте.
3. Анализ методов обучения персонала на рабочем месте, выявление их преимуществ и
недостатков.
4. Анализ особенностей управления персоналом в промышленной отрасли.
5. Анализ системы обучения персонала на рабочем месте ООО «ПГ «Фосфорит».
В теоретической части выпускной квалификационной работы были рассмотрены
сущность обучения персонала, а также подходы к обучению персонала, выявлены сильные и
слабые стороны. Также были проанализированные традиционные и современные методы
обучения на рабочем месте. К традиционным методам относятся: инструктаж, копирование,
наставничество, метод усложняющихся задач, делегирование, ротация, подготовка в
проектных группах. В промышленной отрасли самым распространенным методом обучения
является наставничество. К современным методам, которые развивают традиционные,
относятся: менторинг, коучинг, shadowing, budding, secondment, дистанционное обучение,
модульное обучение. Хотелось бы отметить, что, несмотря на развивающиеся современные
методы обучения, российские организации в большей степени выбирают традиционные
методы обучения персонала на рабочем месте.
В практической части выпускной квалификационной работы отражены особенности
управления персоналом в промышленной отрасли, также был проведен анализ системы
обучения персонала на рабочем месте ООО «ПГ «Фосфорит», и выявлены недостатки этой
системы. На основе недостатков были предложены рекомендации по совершенствованию
системы обучения на рабочем месте. На предприятии ООО «ПГ «Фосфорит» используются
как традиционные, так и современные методы обучения персонала на рабочем месте.
Главными недостатками являются: недостаточность контроля над обучением персонала на68
рабочем месте, недостаточная мотивация сотрудников для обучения на рабочем месте, не
оценивается результативность сотрудников после прохождения обучения на рабочем месте.
Таким образом, были предложены мероприятия по усилению контроля над процессом
обучения на рабочем месте, система оценивания наставничества, система оценивания
модульного обучения сотрудников по модели Д. Кирпатрика, разработаны примеры заданий
- кейсов для экзаменационных билетов обучающихся, а также предложены показатели
оценки ротации и дистанционного обучения. Кроме этого, разработана карьерограмма,
отражающая путь сотрудника к своей цели (определенной должности), что повышает его
мотивацию к обучению. Данные разработки имеют практическую направленность и должны
быть внедрены на предприятии для совершенствования системы обучения на рабочем месте
и оценки сотрудников после прохождения обучения
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: пер. с англ. изд. 10-е. СПб
и др.: Питер, 2012. - 824 с.
2. Афанасьева Т.А., Ярушева С.А. Обучение персонала на рабочем месте // Наука XXI века:
проблемы, поиски, решения: материалы XL науч.-практич. конференции. – Миасс: Геотур.
– 2016. – с. 166-169.
3. Безручко П. Методы развития в зависимости от степени мастерства участников // HRакадемия [Электронный ресурс]. URL: https://hr-academy.ru/hrarticle/metodyi-razvitiya-vzavisimosti-ot-stupeni-masterstva-uchastnikov.html (Дата обращения: 19.10.2017).
4. Голубков С.В. Трансформационная программа как инструмент внедрения модели
обучения «70:20:10» в современных организациях // Управление развитием персонала. –
2016. - №2.
5. ГОСТ Р ИСО 10015 – 2007, с. 4. Менеджмент качества . Руководящие указания по
обучению.
6. Грунистая О.С. Наставничество как способ адаптации и обучения персонала. // Экономика
и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - № 10. - 2014. - С. 89-94.
7. Дмитриев, М.Е. Особенности обучения персонала организации // Вестник Казанского
технологического университета. - 2012. -№ 15. - С. 300-303.
8. Егорошин А.П. Управление персоналом: учебник для вузов. – 4-е изд., испр. / Егорошин
А.П. - Н. Новгород: НИМБ, 2003. - 720 с., с. 237.
9. Жукова О. О. Обучение как один из основных элементов развития персонала организации
/ О. О. Жукова, Ю. Н. Никулина // Интерактивная наука. — 2017. — № 2 (12). — С. 189–
192.
10. Зайцева Ю.Н. Обучение на рабочем месте и оценка его эффективности / Зайцева Ю.Н. //
Управление развитием персонала. – 2011. - № 03 (27). – с.196-205.
11. Информационный ресурс «СПАРК». URL: http://www.spark-interfax.ru/ (Дата обращения
20.04.2018)
12. Как оценить эффективность обучения персонала // журнал «Директор по персоналу»
[Электронный ресурс]. URL: https://www.hr-director.ru/article/63764-red-qqq-15-m5-otsenkaeffektivnosti-obucheniya-personala (Дата обращения: 14.10.2017)
13. Как посчитать эффективность системы наставничества? // Консалтинговая группа
Донских [Электронный ресурс]. URL: http://donskih.ru/2016/10/effektivnost-sistemynastavnichestva/ (Дата обращения: 05.11.2017).70
14. Калинская, Е.С. Совершенствование системы управления персоналом на промышленном
предприятии автореф. дис. к.э.н. Краснодар, 2001. URL:
http://www.dissercat.com/content/sovershenstvovanie-sistemy-upravleniya-personalom-napromyshlennykh-predpriyatiyakh-rossii (Дата обращения: 1.05.2018)
15. Карпухин, М.Ю. Обучение персонала организации: сущность, виды / Карпухин, М.Ю. //
Аграрный вестник Урала. - 2017.- № 1(155). - С.83-86.
16. Каширская О.В., Данилочкина Н.Г. Система модульного обучения внутрифирменной
подготовки персонала // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 6. – С. 20-
26.
17. Круглова С. Назначаете руководителя на должность специалиста? Подготовьте его к
работе. Пусть побудет «тенью» опытного управленца. Нюансы шедуинга // Директор по
персоналу. – 2013. - №4.
18. Кузьменко, И.И. Особенности персонального менеджмента промышленных предприятий
/ Кузьменко, И.И. // Мир науки, культуры, образования. № 5 (54), 2015. - С. 289-291
19. Кузьмин А.М. Наставничество / Кузьмин А.М. // Методы менеджмента качества. – 2010.
- № 8. – с.23.
20. Лыгин, А.В. Современные методы обучения персонала организации. // Проблемы
совершенствования организации производства и управления промышленными
предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. - № 2. - 2015. - С. 147-150.
21. Магуа М.И. Организация обучения персонала компании: учебное пособие / Магуа М.И. -
М.: АО «Бизнес-школа «Интел-синтез»», 2002. 192 с., с. 98
22. Методы обучения персонала // журнал «Директор по персоналу» [Электронный
ресурс]. URL: https://www.hr-director.ru/article/66655-qqq-17-m5-metody-obucheniyapersonala?ustp=W (Дата обращения: 19.10.2017).
23. Методы обучения сотрудников на рабочем месте – наставничество, коучинг, budding,
shadowing или же ротация и secondment? // официальный сайт кадрового агентства Favorit
[Электронный ресурс]. URL: http://www.favjob.ru/articles/metody-obucheniya-sotrudnikov-narabochem-meste-nastavnichestvo-kouching-buddying-shadowing-ili-zhe-rotatsiya-i-secondment/
(Дата обращения: 19.10.2017).
24. Обучающие командировки для сотрудников (secondment) // Trainings.ru [Электронный
ресурс]. URL: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=6310 (Дата обращения: 09.11.2017).
25. Основные методы обучения // HR-портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrportal.ru/pages/training/omo.php (Дата обращения: 19.10.2017).
26. Официальный сайт АО «МХК «ЕвроХим». URL: http://www.eurochemgroup.com/ru/homeru/ (Дата обращения: 9.03.2018)71
27. Официальный сайт единой межведомственной информационно-статистической системы
(ЕМИСС). URL: https://fedstat.ru/indicator/58720 (Дата обращения: 29.04.2018)
28. Официальный сайт единой межведомственной информационно-статистической системы
(ЕМИСС).
29. Официальный сайт Международной организации труда на русском языке. URL:
http://www.ilo.org/moscow/areas-of-work/occupational-safety-and-health/WCMS_249276/lang--
ru/index.htm (Дата обращения: 30.04.2018)
30. Официальный сайт ПАО «Акрон». URL: http://www.acron.ru/ Дата обращения:
10.03.2018)
31. Официальный сайт ПАО «ФосАгро». URL: https://www.phosagro.ru/ (Дата обращения:
10.03.2018)
32. Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт РА». URL: https://raexpert.ru/ranking
table/top_companies/2017/main/ (Дата обращения: 29.04.2018)
33. Петренко В.В. Особенности деятельности мастера производственного обучения в
современных социально-экономических условиях // Профессиональное образование в
России и зарубежом. 2016. 3 (23) с.161-168
34. Петровская О.А. Система обучения персонала как управленческий ресурс организации /
О.А. Петровская // Вестник Адыгейского государственного университета. -2009. -№ 2. -С.
75-82.
35. Романов Е.А. Особенности управления человеческими ресурсами в химической
промышленности // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – No. 06 (18)
36. Современные методы обучения персонала // Инновационные подходы в управлении и
консалтинге. - Труды 6-го Международного форума национальной гильдии
профессиональных консультантов. - 26-27.10.2010. URL :
http://www.ngpc.ru/forum2010/Articles/Learnining%20methods.pdf (Дата обращения:
19.11.2017).
37. Староверов, Е. Эффективность доказана: тренажеры симуляторы для подготовки
машинистов крана / Староверов, Е., Таранов, В. // Вестник РУСАЛа. – 2017.
38. Управление персоналом организации: учебник / под ред. Кибанова А.Я. 4-е изд., доп. и
перераб. - М.: 2010. - 695 с., с. 411.
39. Цели обучения персонала: как связать их со стратегией компании // журнал «Директор
по персоналу» [Электронный ресурс]. URL: https://www.hr-director.ru/article/63780-qqq-15-
m6-tseli-obucheniya-personala?ustp=W (Дата обращения: 14.10.2017).72
40. A Guide to Understanding the Role of a Mentor // Thebalance.com [Электронный ресурс].
URL: https://www.thebalance.com/a-guide-to-understanding-the-role-of-a-mentor-2275318 (Дата
обращения: 09.11.2017).
41. Definition of Mentoring, Benefits of Mentoring, & Other FAQs // Management-mentors.com
[Электронный ресурс]. URL: http://www.management-mentors.com/resources/corporatementoring-programs-resources-faqs (Дата обращения: 09.11.2017).
42. Job Shadowing Is Effective On-the-Job Trainin // Thebalance.com [Электронный ресурс].
URL: https://www.thebalance.com/job-shadowing-is-effective-on-the-job-training-1919285 (Дата
обращения: 09.11.2017).
43. Kirkpatrick Model: Four Levels of Learning Evaluation // Educationaltechnology.net
[Электронный ресурс]. URL: https://educationaltechnology.net/kirkpatrick-model-four-levelslearning-evaluation/ (Дата обращения: 05.11.2017).
44. What is mentoring? // Mentorset.org [Электронный ресурс]. URL:
http://www.mentorset.org.uk/what-is-mentoring.html (Дата обращения: 09.11.2017).
45. Why eLearning Is The Most Effective Method Of Training Employees Infographic //
Elearninginfographics.com [Электронный ресурс]. URL:
https://elearninginfographics.com/elearning-effective-method-training-employees-infographic/
(Дата обращения: 09.11.2017).
46. URL: http://economicdefinition.com/Services_and_manufacturing/Promyshlennost__Industry_
_eto.html (Дата обращения: 29.04.2018)
47. URL: http://obzory.hr-media.ru/issledovaniye_korporativnoe_obuchenie_i_razvitie (Дата
обращения: 29.04.2018)
48. URL: http://teachbase.ru/obuchenie-kak-chast-upravleniya-personalom/ (Дата обращения:
29.04.2018)
49. URL: http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/promyshlennost.html (Дата обращения:
29.04.2018)
50. URL: https://productcenter.ru/map/catalog-khimichieskaia-promyshliennost-
36 (Дата обращения: 29.04.2018)