ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА
1.1 Оценка деятельности персонала: понятие, виды, значение для компании
1.2 Методики оценки деятельности персонала
1.3 Организация оценки деятельности персонала на примере зарубежных компаний
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА В АО
«МУРМАНСКПРОМСТРОЙ»
2.1 Характеристика деятельности АО «Мурманскпромстрой» и ее персонала
2.2 Анализ процесса управления персоналом в АО «Мурманскпромстрой»
2.3 Особенности организации оценки деятельности персонала и выявление в ней проблем
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА НА
ПРИМЕРЕ АО «МУРМАНСКПРОМСТРОЙ»
3.1 Направления по разрешению выявленных проблем в АО «Мурманскпромстрой» ....... 42
3.2 Разработка предложений по совершенствованию организации оценки деятельности
персонала
3.3 Эффективность разработанных предложений по совершенствованию организации
оценки деятельности персонала для АО «Мурманскпромстрой»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Еще несколько десятилетий назад главная задача управления заключалась в
рациональном разделении труда на функции и контроле обеспечения выполнения этих
функций необходимым количеством сотрудников и контроль их деятельности. В наше время
различные преобразования форм и методов руководства, изменения организационных
структур компаний не является достаточным для выполнения поставленных целей и задач.
Текущая действительность и необходимость в повышении эффективности
деятельности предприятия требуют принципиально нового взгляда на процесс оценки
деятельности и аттестации персонала. Для этого необходимо понимать, что персонал
является одним из важнейших факторов на пути успеха компании и поэтому должен
присутствовать равносильный обмен между компанией и персоналом, работающем в ней.
Для написания работы были использованы следующие информационные и
литературные источники: учебно-методические пособия, монографии, научные статьи и
материалы научно-практических конференций, электронные интернет-ресурсы. В частности,
тема аттестации и оценки персонала разработана и глобально рассмотрена в работах
зарубежных и российских авторов: П. Друкера, Т.Питерса и Р. Уотремена, Скотта Д. Синка, Р. Дафта, А.Я. Кибанова, Е.А. Борисова, В.А. Спивака и др.
Теоретические основы аттестации и оценки деятельности персонала в разное время
исследованы учеными и практиками в области кадрового управления, разработавшими
методологические основы оценки и занимающимися проблемами элементов системы
управления персоналом: Е.А. Борисовой, В.Р. Весниным, А.Я. Кибановым, В.А. Спиваком,
Н.А. Чижовым.
В работе были рассмотрены наиболее популярные на данный момент методы оценки
персонала в организации: управление по целям, управление результативностью, ассессментцентр, «360 градусов» –подробно рассмотрен в работе Т.Питерсона и Р. Уотермана, экспресс-оценка и традиционная оценка деятельности – аттестация.
Повышение эффективности управления человеческими ресурсами напрямую зависит
от оценки результатов деятельности и аттестации персонала организации, что является
определяющим фактором конкурентоспособности и повышении производительности труда в
компании. Аттестация является катализатором для планирования личного развития каждого
сотрудника, выявления причин, в силу которых не были достигнуты более высокие
результаты и, как следствие, определение способов для их устранения.4
Таким образом, оценка персонала несет неоспоримый вклад в развитие и повышение
эффективности организации в целом и системы управления человеческими ресурсами в
частности.
Цель исследования
Основываясь на современные методики и подходы к оценке деятельности персонала
провести анализ системы оценки на примере компании АО «Мурманскпромстрой» и
разработать предложения по ее совершенствованию.
Задачами исследования являются:
– определить понятие оценки деятельности персонала, ее целей и функций;
– рассмотреть основные современные методики оценки;
– провести сравнительный анализ оценки деятельности персонала на примере
выбранной компании;
– выявить особенности и проблемы оценки рассматриваемой компании;
– определить направления по разрешению выявленных проблем;
– разработать предложения по совершенствованию организации оценки деятельности
персонала на примере выбранной компании.
Объект исследования
Объект исследования представляет собой систему организации оценки деятельности
персонала в АО «Мурманскпромстрой».
Предметом исследования выступают методики оценки деятельности персонала в АО
«Мурманскпромстрой».
В работе использованы следующие методы исследования: логический анализ,
системный анализ, сравнительный анализ.
Теоретической и информационной базой для работы послужила нормативно-правовая
литература, Устав предприятия, статистические и финансово-аналитические данные,
должностные инструкции и другие внутренние документы АО «Мурманскпромстрой».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и
библиографического списка.
В первой главе работы изучаются теоретические аспекты современных методик
оценки персонала предприятия, рассматриваются понятие, виды оценки, значение
оценочных процедур для компании. Также в первой главе рассмотрена методология оценки
персонала на примере зарубежных компаний.
Вторая глава выпускной квалификационной работы посвящена анализу организации
оценки персонала на предприятии АО «Мурманскпромстрой»: приводится общая5
характеристика рассматриваемого предприятия, анализируются показатели по персоналу и
исследуются применяемые методы оценки персонала в организации.
В третьей главе разрабатываются предложения по совершенствованию организации
системы оценки сотрудников АО «Мурманскпромстрой»: рассматриваются основные
направления по разрешению выявленных проблем, обосновывается необходимость
разработки новых оценочных процедур, разрабатываются мероприятия по
совершенствованию организации оценки персонала в АО «Мурманскпромстрой» и
рассчитывается экономическая эффективность разработанных предложений.
Выпускная работа имеет прикладной характер. Практическая значимость работы
состоит в том, что результаты исследования могут быть рекомендованы к использованию их при оценке персонала на предприятии АО «Мурманскпромстрой».
В работе были рассмотрены теоретические и методологические основы организации
оценки деятельности персонала. Определено понятие оценки и рассмотрены ее основные
цели и функции.
Опираясь на материалы из работ современных авторов: В.Р. Веснина, А.Я. Кибанова,
Т. Питерса и Р.Утермена и многих других, были выделены и представлены в данной работе
наиболее актуальные методы оценки деятельности персонала. Рассмотрены методики,
применяемые для оценки персонала в зарубежных компаниях.
В качестве объекта исследования выступило АО «Мурманскпромстрой» перспективно
развивающееся в строительной сфере предприятие. Штат сотрудников компании — 231
человек. Организационная структура управления линейно-функциональная. Деятельность
предприятия нацелена на получение прибыли. Согласно данным бухгалтерской отчетности
за 2014-2016 гг., рост выручки от реализации в 2016 году ниже, чем был в 2015 году, но
показатель чистой прибыли показывает стабильный рост, что является позитивным
результатом деятельности компании. Показатель рентабельности продаж существенно вырос
в 2016 году, это значит, что предприятие работает эффективно, укрепляет свои
конкурентные позиции на рынке.
Проведя анализ персонала АО «Мурманскпромстрой», были сделаны выводы о том,
что основной структурной категорией сотрудников, работающих в компании, являются
рабочие. Возрастной диапазон преимущественно числа сотрудников водит в промежуток от
31 до 50 лет, что свидетельствует о том, что персонал имеет опыт работы, но было бы
полезно для компании привлекать более молодых сотрудников со свежими современными
подходами к работе.
По итогам анализа, наблюдается сокращение числа сотрудников стабильно
работающих в компании и рост текучести кадров. Эта проблема имеет существенное
значение для экономической стабильности и развития предприятия.
Также было выявлено, что в АО «Мурманскпромстрой» процедура аттестации
персонала была введена в 2012 году. Существует определенный порядок проведения данной
процедуры, но необходимы доработки, поскольку нет четкого плана действий, следующих за
прохождением аттестации, соответственно присутствует эмоциональное напряжение в
коллективе перед этой процедурой. Сотрудники не имеют представления о конкретных
последствия прохождения процедуры аттестации, как с положительным результатом, так и с
отрицательным. Т. е. на данный момент все поощрения или их отсутствие производятся
только на усмотрение руководства без каких-либо документальных гарантий для работников.
Такой подход создает атмосферу напряженности и эмоциональной нестабильности в
коллективе.
Отсутствие иных оценочных процедур в компании не позволяет получать
комплексное и всестороннее представление о сотрудниках и недостатках их
профессиональной деятельности. Вследствие этого, был разработан перечень мер по
совершенствованию организации оценки персонала в АО «Мурманскпромстрой»:
разработать и внедрить процедуры оценки персонала на предприятии: на этапе
трудоустройства метод анкетирования и «интервью по компетенциям», в процессе трудовой
деятельности — метод «360 градусов» и метод «деловых игр»;
использовать методы оценки для следующих структурных подразделений:
бухгалтерия, отдел снабжения;
составить подробный план действий, следующих за успешным прохождением
аттестации, включающим все возможные поощрения и перспективы развития сотрудника;
обучить работников, принимающих непосредственное участие в подготовке и
проведении процедур оценки, чтобы они имели необходимый уровень знаний и навыков для
достоверного и эффективного проведения оценочных процедур;
организовать обратную связь с сотрудниками посредством официального сайта,
информационных стендов и разработки внутреннего корпоративного чата для общения
сотрудников;
автоматизировать систему управления персоналом посредством использования
специализированной программы АСУПП «КАДРЫ» с целью упрощения работы
сотрудников кадровой службы и систематизации получаемых данных о персонале;
соблюдать основные психологические правила аттестации для снижения
эмоционального напряжения сотрудников.
Произведенный расчет эффективности от внедрения предлагаемых оценочных
процедур позволил выявить, что компания сможет получить реальный экономический
эффект, если будет следовать выдвинутым рекомендациям. К тому же, снизится
коэффициент текучести кадров, персонал будет заинтересован в работе именно в данной
компании, будет развиваться и приносить пользу предприятию.
Совершенствование системы оценки персонала позволило бы АО
«Мурманскпромстрой»:
определить эффективность трудовой деятельности персонала, соответствие уровня
знаний и навыков сотрудников установленным требованиям;
выявить профессиональный и личностный потенциал развития сотрудников;63
совершенствовать деятельность компании по подбору персонала;
сформировать кадровый резерв и выявить эффективные направления внутри
организационной ротации персонала;
определить потребность в повышении квалификации сотрудников компании и
разработать программы профессионального развития персонала;
установить высокие стандарты качества и стимулировать работников к повышению
квалификации;
развивать корпоративную культуру;
сформировать у сотрудников четкое понимание поставленных задач и критериев
эффективности трудовой деятельности персонала компании.
Применив на практике предложенные рекомендации, АО «Мурманскпромстрой»
получит возможность лучше узнать своих сотрудников, эффективнее мотивировать их
профессиональное и личностное развитие, на основании чего сможет повысить
эффективность деятельности предприятия
1 Алехина И. Морально-этические аспекты управления: практические
рекомендации. М. : Дело, 2007. С.7–8.
2 Анцупов, А.Я. Социально-психологическая оценка персонала: Учебное
пособие / А.Я. Анцупов, В.В. Ковалев. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 391 c.
3 Апенько С.Н. Оценка персонала: Эволюция подходов и технологии их
использования. – М. : Информ-Знание, 2004. – 300 с.
4 Барышникова Е.И. Оценка персонала методом ассессмент-центра. Лучшие HRстратегии. – М. : «Манн, Иванов и Фербер», 2013. – 286 с.
5 Бирли Оценка 360 градусов. Стратегии, тактики и техники для воспитания
лидеров / Бирли, Козуб Уильям; , Татьяна. - М.: Эксмо, 2017. - 336 c.
6 Борисова Е. А. Оценка и аттестация персонала. – СПб. : Питер, 2002. – 256 с.
7 Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. Постановка цели, этические
критерии, интервью: подготовка и проведение. СПб. : Питер, 2008. С. 189.
8 Борщук О.А. Человеческий капитал: способы, формы, направления защиты :
сб. материалов IV Международной научно-практической конференции «Российский рынок
труда: новации, проблемы, перспективы развития». Пенза, 2007. С. 14–17.
9 Булатов А. Методика расчета и оценки профессиональной готовности
кадрового резерва // Справочник по управлению персоналом. - 2015. - № 1. - С. 78 - 84.
10 Веснин В.Р. Управление человеческими ресурсами: теория и практика: учебник
/ – М. : ПРОСПЕКТ, 2013. – 688 с.
11 Гаврилова О. Обзор систем, методов и методик оценки персонала // Градиент
Альфа. - 2014.
12 Денисов, А.Ф. Отбор и оценка персонала: учебно-методическое пособие / А.Ф.
Денисов. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 304 c.
13 Доронина И.В., Меньшова В.Н. / Оценка в управлении персоналом : учеб.
пособие; РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. – Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2016. – 168 с.
14 Дюжева М.Б., Роговская Н.И. Особенности формирования кадрового резерва //
Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - № 1. - С. 220 - 225.
15 Жижерина Ю. Управленческий резерв для рабочего персонала // Справочник
по управлению персоналом. - 2015. - № 9. - С. 18 - 25.
16 Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухаерв С.А. Мировой опыт в управлении
персоналом. Обзор зарубежных источников / Монография. М. : Изд-во Рос. экон. акад.,
Екатеринбург: Деловая книга. 2015. 232с.
17 Зайцева Ю.Н. Аттестация персонала: лекарство от всех болезней или повод для
увольнения? // Управление развитием персонала. 2015. №2. С. 140-155.
18 Иванова, С. Поиск и оценка линейного персонала: Повышение эффективности
и снижение затрат / С. Иванова. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 129 c.
19 Иванова, Светлана Искусство подбора персонала. Нестандартные подходы к
оценке кандидатов/ Светлана Иванова. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 502 c.
20 Кибанов А.Я. Управление персоналом организации – М.: ИНФРА – М, 2010. –
694 с.
21 Корнийчук, Г.А. Прием и увольнение работников: Оформление трудовых
отношений, подбор и оценка персонала: Практическое руководство: С учетом последних
изменений в Трудовом кодексе РФ / Г.А. Корнийчук, С.В. Козинцева. - М.: Омега-Л, 2013. -
189 c.
22 Купер, Доминик Отбор и наем персонала. Технологии тестирования и оценки /
Доминик Купер , Иван Т. Робертсон, Гордон Тинлайн. - М.: Вершина, 2017. - 336 c.
23 Кязимов К. Г. Внутрифирменное обучение и развитие персонала; МИК -
Москва, 2013. - 240 c.65
24 Лешягин М.А. Модель эффективного отбора управленческих работников в
кадровый резерв // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 3. - С. 133 - 138.
25 Максимцева И.А., Горелова Н.А. // Управление человеческими ресурсами:
учебник для бакалавров – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 526 с.
26 Маслова В.М. / Управление персоналом : учебник и практикум для
академического бакалавриата – 2-3 изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2015. –
492 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.
27 Мизинцева М.Ф., Сардарян А.Р. / Оценка персонала: учебник и практикум для
бакалавров. – М. : Издательство Юрайт, 2014. – 378 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.
28 Миляева Л.Г. Оценка и стимулирование персонала организации в условиях
инновационной среды. Монография / Л.Г. Миляева, С.А. Фомина; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ.
– Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2008. – 156с.
29 Митрофанова Е.А., Ивановская Л.В. Управление персоналом : теория и
практика. Оценка результатов труда персонала и результатов деятельности подразделений
службы управления персоналом : учебно-практическое пособие / под ред. А.Я. Кибанова. –
Москва : Проспект, 2013. – 72 с.
30 Неплюева А. ASSESSMENTCENTER: технология оценки и развития персонала
// Справочник кадровика. 2015. №1. С. 90-92.
31 Овчинников В. Ф. Эффективность аттестации персонала торгового
предприятия // Менеджмент: теория и практика. - 2014. № 1/2.
32 Осин А.А. Оценка и аттестация персонала // Вестник МГТУ «Станкин». 2015.
№1(19). С. 115-118.
33 Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М. : Прогресс,
2015. 423 с.
34 Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационно-социальная психология. СПб. : Речь,
2000. С. 302.
35 Реймаров, Г.А. Комплексная оценка персонала: Инженерный подход к
управлению качеством труда / Г.А. Реймаров. - М.: ЛКИ, 2015. - 422 c.
36 Свирина И. Аттестация как механизм уровня оценки и уровня квалификации
персонала // Человеческие ресурсы России. - 2014. № 10.
37 Скрипкина И.И. Аттестация как форма оценки персонала // альманах
современной науки и образования. 2015. №5 (72). Сю 157–159.
38 Уорд П. Метод 360 градусов: пер. с англ.
П. Уорд. М. : HIPPO Publishing, 2006. 352 с.
39 Фартвенглер Д. Аттестация персонала. 10-минутный тренинг для менеджера /
[Пер. с англ. И. Татариновой]. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2014.
40 Федоров А.В., Самарин С.В. и др. Методика подготовки и проведения
аттестации, мотивирующей персонал к повышению эффективности производства // Горный
информационно – аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2016. №10. С. 4 –37.
41 Фокин К.Б. Управление кадровым резервом. Теория и практика. - М.: ИнфраМ, 2014. - 278 с.
42 Якутова И.В. Периодическая аттестация персонала как инструмен
эффективности кадровой службы на коммерческом предприятии- М.: Интел-синтез, 2013.
43 Выявление и оценка резервов роста производительности труда на
промышленных предприятиях (в объединениях). Методические рекомендации. - М.:
Экономика, 2017. - 123 c.
44 Методические рекомендации по оценке сложности и качества работы
специалистов / ред. В.Х. Педро. - М.: Экономика, 2015. - 563 c.
45 Устав АО «Мурманскпромстрой»
46 Учетная политика АО «Мурманскпромстрой»66
47 Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за период 2014-2016гг.
48 Аттестовать нельзя оценивать… URL:
https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=000083 (дата обращения: 22.11.2017).
49 Внутренние коммуникации в компании: общий язык для рабочего
пространства. URL: https://www.kp.ru/guide/vnutrennie-kommunikatsii-v-kompanii.html (дата
обращения: 10.04.2018).
50 Как грамотно провести интервью по компетенциям? URL:
http://znaydelo.ru/personal/trudoustroystvo/intervyu-po-kompetenciyam.html (дата обращения:
10.04.2018).